kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ «Особенности занятий физической культурой с девушками старшего школьного возраста»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа с девушками старших классов на уроках физкультуры – особая проблема многих средних школ. Решая ее, можно предложить для занятий самые современные направления спортивно-оздоровительных тренировок. Это различные виды аэробики (степ-аэробика, фитбол-аэробика, танцевальная аэробика, тераробика и женская гимнастика), шейпинг, пилатес, таргет-тонинг, стретчинг с элементами хатха-йоги. Раздел общей физической подготовки программы в рамках уроков физкультуры включает элементы легкой атлетики, акробатики и спортивных игр: волейбол, баскетбол, бадминтон и большой теннис (начальное обучение). Занятия с элементами специальной подготовки знакомят с новейшими технологиями фитнеса, объединяющего все виды аэробики и занятия в тренажерном зале.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ «Особенности занятий физической культурой с девушками старшего школьного возраста»»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ






«Особенности занятий физической культурой с девушками старшего школьного  возраста»











Подготовила: учитель физической культуры Пугачева Е.А



2016 г.





« Урок –это зеркало общей и

педагогической культуры учителя,

мерило его интеллектуального богатства,

показатель его кругозора и эрудиции»

В.А. Сухомлинский

«С девушками проводить занятия намного труднее, чем с юношами»,— такое часто можно услышать из уст учителя физической культуры или тренера, особенно если он мужчина.

    Да это и немудрено: ведь женский организм имеет свои «секреты», которые, к сожалению, еще не все педагоги учитывают в работе. Одни — по незнанию, другие — по лености ума и душевной черствости. Об особенностях физи­ческого воспитания школьниц поэтому и хочется поговорить более подробно.

Модель физической подготовленности старшеклассниц целесо­образно рассматривать как взаимосвязь: «общефизического» и «эстетико-координационного» компонентов, а также следует учитывать ре­акцию организма во время МЦ. «Общефизический» компонент представлен признаками проявления силы, быстроты, гиб­кости, выносливости. «Эстетико-координационный» - «осанка», «гар­моничность телосложения», «согласованность движений», «точность движений», «легкость», «слитность», «выразительность», «амплиту­да»

Женский организм отличает целый ряд морфо­логических и функциональных признаков. Поло­вые различия отчетливо дают о себе знать уже в детском возрасте. Так, по сравнению с мальчи­ками у девочек ниже уровень развития силы и быстроты двигательной реакции; в то же время у них лучше развиты такие качества, как гибкость, пластичность, чувство ритма.

Занимаясь физическими упражнениями с девушками, нельзя забывать об особенностях женского организма, а следовательно, и о физических возможностях их организма.

Основной особенностью организма женщин является присущая ему функции материнства - продолжение рода. Эта функция в силу закономерностей единства функции и формы порождает некоторые анатомо-физиологические особенности.

При сравнении внешних форм мужского и женского организмов прежде всего обращает внимание разница в их размерах. Юноша превосходит девушку ростом от 8 до 16 см. Большой рост юноши обусловливает и больший вес. Средний вес юноши составляет 65 кг, а девушки - 54 кг.

Средняя длина туловища у девушки составляет 37,8% от общего роста, а у юноши- 35,9%. При этом поясничная область позвоночника у девушки длиннее, чем у юноши, а грудная короче. Величина поясничного изгиба выражена сильнее.

Наиболее существенное отличие в анатомическом строении женщины имеется в тазовой области. Женский таз короче и шире. Выход малого таза по размерам больше, чем у мужчины.

Костная система у женщин развита слабее, чем у мужчин. Отдельные кости меньше и тоньше.

Степень развития общей мускулатуры тела у девушек выражена слабее. Её вес не превышает 35% от общего веса тела и составляет в среднем 14,75 кг, а у мужчин 40-47%, что равно 24,5-26 кг. Особенно большая разница наблюдается в развитии мышц спины и рук.

Сердце и легкие у девушек по своим размерам меньше, чем у ношей, поэтому в деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем также имеется ряд характерных особенностей.

Вес сердца у девушек на 10-15 % меньше, чем у юношей, и следовательно, меньше объем крови, выбрасываемой при каждом сокращении.

Наибольшее различие наблюдается в максимальном поглощении кислорода при физических напряжениях максимальной интенсивности, так как оно отражает степень функциональной деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Для женского организма характерна периодическая изменчивость в функциях желез, которая у зрелой в половом отношении женщины приводит к менструальному кровоотделению, длящемуся в среднем 3-4 дня.

Особенности методической работы преподавателей физической культуры с девушками должны включать в программу физического воспитания (в вариативную часть) комплекс специальных упражнений для укрепления мышц тазового дна, брюшного пресса, спины, нижних конечностей. Кроме того, нужно использовать дыхательные упражне­ния, аутогенную тренировку. "Самомассаж как средство управления самочувствием", "Восточные оздоровительные системы", "Йога - путь к совершенству", "Атлетическая гимнастика для девушек", "Шейпинг - строительство собственного тела".

Это активизирует кровообращение во всем организме, уменьшая застойные явления в органах малого таза, активизирует синтез белка не только в самих работающих мышцах, но и в других органах и тка­нях, увеличивается масса крови, снижается риск образования тромбов в сосудах, улучшает работоспособность печени, почек, повышается  работоспособность. Однако физическая нагрузка будет полезно только  тогда, когда она оптимальна, особенно для лиц с ослабленным здоровьем, страдающих хроническими заболеваниями или перенесших их.

При работе с девушками среднего и старшего школьного возраста преподаватель должен учитывать эти особенности женского организма и соответственно регулировать нагрузку при выполнении физических упражнений.

Аэробные упражнения укрепляют здоровье благодаря наиболее полному усвоению кислорода и повышению обмена веществ, отличаются длительной непрерывной нагрузкой и умеренной интенсивностью. К ним относятся ходьба, медленный бег, плавание, ходьба на лыжах, гребля, спортивные, подвижные игры и др. Глубокое и частое дыхание во время занятий физическими упражнениями является прекрасной гимнастикой, с помощью которой массируются легкие, печень, селезенка, кишечник. Такой массаж предупреждает застой желчи, устраняет запоры, уменьшает жировые отложения в брюшной полости. Циклические упражнения, особенно бег, - прекрасное средство для укрепления психики, снижения депрессивных состояний и агрессии.

Благодаря таким занятиям повышаются двигательные и психофизические возможности организма, увеличивается физическая и умственная работоспособность, повышаются сопротивляемость организма различным заболеваниям (простудным - в 2-2,5 раза), а также иммунитет к неблагоприятным воздействиям. Физические упражнения оказывают оздоровительное воздействие на все органы и системы организма.

Таким образом, оздоровительный эффект физических упражнений достигается при соблюдении следующих условий:

-учебная нагрузка должна соответствовать состоянию здоровья учащихся (в зависимости от принадлежности к группе здоровья: основной, подготовительной, специальной медицинской);

  1. упражнения следует подбирать в зависимости от возрастно-половых и индивидуальных особенностей, уровня физической подготовленности учащихся;

  2. нужно строго соблюдать дозировку упражнений, их продолжительность, количество повторений, чередовать их с отдыхом;

  3. выполнять необходимые гигиенические требования;

  4. осуществлять постоянный врачебно-педагогический контроль;

  5. соблюдать правша техники безопасности (предупреждение травматизма).

Ритмическая гимнастика для девушек.

При составлении комплекса упражнений ритмической гимнастики нагрузку регулируют путем изменения числа повторений, исходного положения, амплитуды, темпа, времени, затрачиваемого на их выполнение. Учитывая высокую интенсивность упражнений ритмической гимнастики, в особенности беговых, важно время от времени, лучше после каждой серии, проверять реакцию организма на нагрузку по ЧСС. Пульс подсчитывают через 5-10 мин. после окончания занятия. За это время у практически здоровых людей он приходит в норму. Замедленное восстановление пульса указывает на чрезмерность нагрузки или отклонения в состоянии здоровья. В этом случае необходимо обратиться к врачу.

Для упражнений стэп-аэробики характерны строгие гимнастические танцевальные формы движений, в то же время с достаточно высокой нагрузкой. Выполняются упражнения на специальных тренажерах-степах; если их нет, можно использовать гимнастические скамейки. Степ можно изготовить в школьной мастерской

Учитывая, что при планировании уроков физической культуры для группы девушек старших классов, помимо всех необходимых условий, учитывается и МЦ.  Учет фаз МЦ дает дополнительную возможность правильно распределить физические нагрузки, способствует воспитанию физических качеств. Под менструальным циклом понимают одно из проявлений сложного биологического процесса в организме женщины, выражающееся в закономерных циклических изменениях функции половой системы с одновременными циклическими комбинациями функционального стояния женского организма: нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной и др.

МЦ - это период времени от первого дня наступления менструации до первого дня следующей менструации, повторяющейся с правильными промежутками 21 - 28 - 35 - 42 дня. Известно, что всякий адаптационный процесс в организме направлен на поддержание постоянства внутренней среды. Одним из основных условий существования организма есть его способности восстанавливать гармонию, равновесие, нарушенные факторами внут­ренней и внешней среды. Эту способность организма принято назы­вать термином "гомеостаз".

В играх для девушек должны быть исключены прыжки, связанные с сильным сотрясением тела, резкие, рывковые движения рук, действия с высокой силовой нагрузкой, особенно на плечевой пояс. Девушкам надо воздерживаться от участия в подвижных играх (тем более от соревнований по играм) в дни менструального цикла.

Системный подход к организации у девушек старших классов уроков физической культуры, направленных на комплексное развитие физических качеств и формирование двигательных умений и навыков, усиление образовательной направленности учащихся за счет третьего урока физкультуры, а также включение ритмической гимнастики как обязательного раздела программы в учебный процесс позволит повы­сить качество обучения и уровень двигательной активности учащихся.

Разработанная методика физической подготовленности предпо­лагает дифференцированный контроль за функциональными возмож­ностями организма индивидуально для каждой школьницы. В учеб­ный процесс по физическому воспитанию девушек 10-11 классов внедрена и реализована технология управления развитием физических качеств. Разработанная в исследовании система корректирующих средств, учитывающая запросы учащихся, их мотивационные ориен­тации, способствует развитию физических качеств на занятиях фи­зической культурой в старших классах и позволяет повысить уровень «общефизического» и «эстетико-координационного» компонентов фи­зической подготовленности.

Результаты исследований показали, что при построении трени­ровочного процесса необходимо учитывать изменения функциональ­ного состояния женского организма и мышечной работоспособности, обусловленные фазами менструального цикла. Это обеспечит дости­жение более высокого, чем при традиционном планировании, прирос­та двигательных возможностей учащихся.

В соответствии с возрастными способностями учащихся выбираются упражнения, подходящие по силе и характеру и направленные на развитие и совершенствование тех или иных физических качеств. Необходимо исключить возможность неблагоприятного влияния их на сердечно-сосудистую, нервную, дыхательную и другие системы организма

Работа с девушками старших классов на уроках физкультуры – особая проблема многих средних школ. Решая ее, можно предложить для занятий самые современные направления спортивно-оздоровительных тренировок. Это различные виды аэробики (степ-аэробика, фитбол-аэробика, танцевальная аэробика, тераробика и женская гимнастика), шейпинг, пилатес, таргет-тонинг, стретчинг с элементами хатха-йоги. Раздел общей физической подготовки программы в рамках уроков физкультуры включает элементы легкой атлетики, акробатики и спортивных игр: волейбол, баскетбол, бадминтон и большой теннис (начальное обучение). Занятия с элементами специальной подготовки знакомят с новейшими технологиями фитнеса, объединяющего все виды аэробики и занятия в тренажерном зале.





Литература

1 .   Блинков С.Н., Левушкин С.П. Методика реализации индиви­дуальных подходов к физической подготовке школьников-подростков // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2002. -№ 1.-С. 8- 12.

3.   Квашнина Е.В. Социально-педагогические условия становле­ния физической культуры девушек старших классов: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Челябинск: Урал. гос. акад. физ. культуры, 2005. - 23 с.

 



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Пугачева Елена Алексеевна

Дата: 29.08.2016

Номер свидетельства: 341372


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства