Педагогические условия реализации духовно-физического воспитания личности студента
Педагогические условия реализации духовно-физического воспитания личности студента
в современных условиях неообходимо формирование нового культурологического мышления в сфере физической культуры ориентированного на личность обучающихся
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Педагогические условия реализации духовно-физического воспитания личности студента»
Педагогические условия реализации духовно-физического воспитания личности студента
Бабешко А.П.
Проблема человека, выяснение его сущности, природы, места во Вселенной, смысла жизни, норм поведения, отношений к семье и государству составляют смысловое ядро всех наиболее значительных философских учений начиная с древности.
В контексте гуманистической философии существует множество различных научных направлений (рационализм, утопический социализм, экзистенциализм, философская антропология и др.) которые сформировали свой образ. В современных условиях необходимо формирование нового культурообразовательного мышления в сфере физической культуры, ориентированного на человеческую личность.
Учитывая, что физическая культура — вид культуры, специфически результат деятельности, средство и способ физического совершенствования людей и выполнения ими своих социальных обязанностей в обществе [2, с. 18], постараемся хотя бы схематично представить модель человек; физической культуры. За основу ее построения примем культурологическую концепцию формирования физической культуры личности Л. И. Лубышевой [2,с.15-18].
Педагогические аспекты этой характеристики личности состоят в воспитании у обучающихся таких качеств, как высокий уровень самосознания; чувство собственного достоинства; самоуважение; самостоятельность; самодисциплина; независимость суждений, сочетающаяся с уважением мнения других людей; способность к ориентировке в мире духовных и материальных ценностей физической культуры; умение принимать решения и нести ответственность за свои поступки; осуществлять свободный выбор реализации социальной программы физического развития, воплощенной в специальных знаниях и убеждениях, навыках и привычках, качествах и потребностях.
Соответственно педагогический процесс должен быть ориентирован на механизмы воспитания личности, такие, как всемерное поощрение и развитие практики включения студентов в ситуации выбора, принятия самостоятельного решения, вариативного обучения и других форм демократизации образовательной системы. При этом исключаются любые методы и средства принуждения.
Создавая пространство саморазвития личности, необходимо научить ее пользоваться свободой как благом. Решение такой задачи - дело весьма непростое, так как в воспитании, ориентированном на человека, как утверждал педагог-гуманист В.В. Зеньковский [6, с. 27], дело идет об «освобождении», то есть о восхождении к свободе. Но, «освобождая» человека для свободной самореализации, необходимо обеспечить «связь свободы и добра», ибо свобода часто переживается людьми как бремя.
Гуманность — вершина нравственности, так как в ней любовь к людям и природе проявляется в милосердии, доброте, способности к сопереживанию, альтруизме, готовности оказывать помощь нуждающимся, понимании ценности и неповторимости каждого человека, неприкосновенности его жизни, стремлении к миру, согласию, добрососедству умении быть терпимыми и доброжелательным ко всем людям, независимо от их расы, вероисповедания, положения в обществе, личных свойств.
Педагогические аспекты воспитания этих качеств состоят в необходимости всесторонней гуманитаризации содержания физкультурного воспитания и гуманизации его методов, о чем неоднократно писали и говорили многие ученые и педагоги-практики.
Воспитание духовности — это путь возрождения русской интеллигенции и создание главной внутренней предпосылки для формирования творческой индивидуальности. Воспитание такой личности предполагает развитие: духовных потребностей в познании физической культуры как феномена; самопознания психофизических возможностей и способностей: рефлексии; понимания красоты человеческого тела и двигательных действий; умения общения с родными, друзьями, природой; творчества; понимания автономии своего внутреннего мира, смысла жизни, счастья.
Духовность человека физической культуры также проявляется в его способности к культурной идентификации, то есть в осознании принадлежности к определенной культуре. Для обучающихся в образовательных заведениях Луганской Народной Республики (ЛНР) пространством культурной самоидентификации и самодетерминации является русская национальная физическая культура — от ее истоков до наших дней. Безусловно, это положение должно быть отражено в образовательных программах по «физической культуре» во всех учебных заведениях.
Цель духовно-физического воспитания личности студента должна включать и практическую подготовку студентов к жизни в определенном культурном пространстве: в условиях рыночного хозяйствования, диалога культур и народов, межнационального общения, новой религиозности, повышения роли частной жизни. Физкультурная деятельность – интегрирующие понятие, включающее в себя все многообразие сознательно окультуренной двигательной деятельности человека связанной с преобразованием телесности. Именно она определяет формирование физической культуры человека (и ее видов) в его телесно-духовном единстве, создавая гармонию его сущностных (духовных и физических) сил.
Адаптация к этим условиям требует от студента практического овладения основами экономики физической культуры, компьютерной грамотности, владения языками мира; навыками общения; знаниями религиозных праздников и народных обычаев и т. д. Не случайно в новых условиях актуализируются такие потребности, как бережное отношение человека к своему физическому и психическому здоровью, умение вести здоровый образ жизни, эстетический вкус, хорошие манеры, умение обустраивать свой дом, вести хозяйство, создавать и приумножать благополучие семьи.
Вместе с тем требования, к духовно-физическому воспитанию личности студента как формированию культуры и нравственности [1,5], позволяет выделить некоторые особо важные компоненты содержания современного воспитания, которые могут войти в его базовую основу:
— интернализацию обучающимися универсальных общечеловеческих ценностей физической культуры; осмысление единства человеческого рода и себя как его неповторимой части; сохранение совокупного духовного опыта человечества; диалог между различными физическими культурами и народами; уважение к человеческой жизни, осознание ее неприкосновенности; ответственность перед будущими поколениями; свобода, братство, равенство, человечность и др.;
— овладение основными сферами жизнедеятельности современного человека, германизирующими личность и отношения между людьми: творчество; забота о здоровье и жилье; охрана природы и среды обитания; общение с родителями и друзьями; совместные экскурсии и путешествия, участие в физическом воспитании младших братьев и сестер, оказание им помощи и повседневного внимания и др.;
— освоение материальных и духовных ценностей общечеловеческой и национальной физической культуры, материализованных в спортивных сооружениях, оборудовании, инвентаре, монографиях, учебниках и т.п.;
— формирование опыта гражданского поведения: участие в различных физкультурных и спортивных мероприятиях, проявление гражданских чувств, противодействие аморальным явлениям, отстаивание прав человека, в том числе в ситуациях риска, и др.;
— накопление опыта переживания эмоционально насыщенных ситуаций гуманного поведения: организация актов милосердия, проявление заботы о близких и дальних, терпимости, уважения к правам и достоинству других людей и др.;
— овладение ситуациями реальной ответственной самостоятельности: принятие решений, свободный выбор поступков, способов саморегуляции поведения во всех сферах жизнедеятельности;
— самовоспитание и самооценка: рефлексия по поводу совершенного, осуществление самоанализа и самооценки, проектирование поведения, овладение способами самосовершенствования, психокоррекции и др.
Физическая культура в образовательном пространстве достигает гуманной цели тогда, когда ее виды отвечают принципам доступности и максимального привлечения молодежи, когда предлагаемые физические нагрузки соответствуют уровню функциональных возможностей и состоянию здоровья каждого занимающегося.
Список литературы
1. Алексеев Н. А. Личностно ориентированное обучение: вопросы теории и практики /Н.А. Алексеев. - Тюмень, изд-во ТГУ, 1996. - 216 с.
2. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. 1995. - №4. - С.18.
3. Бондаревская Е.В., Купьневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: учеб пос./ Е.В. Бондаревская, С.В. Купьневич. - М.: Ростов н/Д.: Учитель, 1999. - 560 с.
4. Булич Э.Г. Физическая культура и здоровье /Э.Г. Булич. - М.: Знание, 1981. –С.23-27.
Виленский М.Я. Повышение воспитательно-образовательного потенциала физической культуры в формировании личности современного специалиста /М.Я. Виленский // Теория и практика физ. культуры. – 1987. - № 10. – С.11 - 13.
Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии /В.В.Зеньковский. – Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2002. – С.27.