kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Оздоровительно-прикладная технология в физическом воспитании и ее влияние на будущих бакалавров специалльной медицинской группы в высшем учебном заведении

Нажмите, чтобы узнать подробности

технология физического воспитания спец.мед.группы

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Оздоровительно-прикладная технология в физическом воспитании и ее влияние на будущих бакалавров специалльной медицинской группы в высшем учебном заведении»

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Сибирский государственный университет имени академика М.Ф.Решетнева»











ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ СПЕЦИАЛЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ





Специальность: 38.03.03- управление персоналом. Кадровая безопасность





Выполнил:

Студент группы БУК 18-01

Калинина Марина

Руководитель:

Доктор педагогических наук, преподаватель

Мартиросова Татьяна Александровна





Красноярск 2018

Обучение в высшем учебном заведении требует от студентов интенсивного интеллектуального, эмоционального и физического напряжения, что значительно сказывается на их здоровье. Особое внимание в связи с этим необходимо уделять организации здоровье-сохраняющего образования студентов в вузе.

Обращение к данной теме обусловлено пониманием того, что переход российского образования на позиции вариативности образовательных программ, приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития личности, обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации следует рассматривать как организационный процесс обучения здоровой личности. Данные государственной статистики России вызывают обоснованную тревогу по поводу состояния здоровья студентов нашей страны: более 60% из них страдают хроническими заболеваниями. Сохраняется высокий удельный вес острой заболеваемости, отмечается тенденция к росту заболеваемости по нозологическим формам (миопия, плоскостопие, аллергические заболевания), наблюдаются морфофункциональные отклонения (нарушения органов чувств, нервной системы осанки). Серьезной проблемой в области образования является ухудшение состояния здоровья студентов за период обучения в вузе, необходимо указать на негативное влияние на здоровье студентов нервно эмоциональной, умственной и физической напряженности в процессе учебной деятельности, зачастую в вузах обучение осуществляется в 2 смены, что снижает качество образования и увеличивает отклонениям морфофизиологических показателей, расписание учебных занятий не соответствуют физиологическим закономерностям функционирования их организма, таким образом, чтобы избежать данную проблему: здоровье-сохраняющее образование в современных вузах ориентировано на вовлечение студентов в традиционное спортивно массовой и физкультурно оздоровительные досуговые и другие мероприятия. Также особое место занимает комплекс лечебно-профилактических мероприятий, направленных на укрепление здоровья студентов специальной медицинской группы.

В учебном пособии: Физическая культура как средство здоровьесохраняющего образования студентов специальной медицинской группы. Под редакцией: Н.А Красноперовой, О.А. Шушериной, Л.А. Бартновской говорится, что для эффективной реализации физического воспитания и в целях дифференцированного подхода к организации занятий физической культурой все студенты вуза, в зависимости от состояния здоровья, зачисляются в группы: основную, подготовительную и специальную медицинскую. Рекомендуемый численный состав в специальной медицинской группе 10 человек. Согласно научно обоснованным рекомендациям студенты, специального отделения в зависимости от характера заболевания, делятся на 4 группы.

  • Группа А - студенты с заболеваниями сердечно-сосудистой,дыхательной и центральной нервной системы.

  • Группа Б - студенты с заболеваниями органов пищеварения, печени, почек, половых органов эндокринной системы, а также слабовидящие.

  • Группа В - студенты с нарушением опорно двигательного аппарата.

  • Лечебная группа - студенты с ярко выраженной существенными отклонениями в состоянии здоровья.

По каждому заболеванию имеются рекомендации и ограничения, которые необходимо учитывать в процессе физического воспитания СМГ.

Для студентов с заболеваниями органов зрения- это гимнастика для мышц глаз и физические упражнения по общей физической подготовке, за исключением упражнений, связанных с прыжками поднятием тяжестей, резкими наклонами.

При заболеваниях опорно-двигательного аппарата предусматриваются физические упражнения, связанные с укреплением мышечно связочного аппарата, преданиям правильной осанки, нормализацией функции ОДА, профилактикой контрактур.

При заболевании сердечно сосудистой системы применяют дозированные физические упражнения: умеренная ходьба, бег, подвижные спортивные игры, ходьба на лыжах.

При заболевании органов дыхания предусматривают ходьбу в сочетании с бегом, всеобще-развивающие дыхательные упражнения. При заболеваниях органов выделений используют умеренные физические нагрузки, ходьба, занятия на велотренажере теннис, исключаются резкие движения, наклоны прыжки.

Студенты с заболеваниями органов пищеварения, хорошо переносят физическую нагрузку, необходимо использовать ходьбу, бег, развивающие дыхательные упражнения, спортивные подвижные игры, занятия на тренажерах. При заболевании сахарным диабетом, предусматривается дозированная ходьба обще развивающие дыхательные упражнения и упражнения на расслабление лежа, сидя, стоя. В Сибирском государственном технологическом университете студенты страдающие таким заболеванием, чаще всего освобождаются врачами от практических занятий. По мнению Ю.В. Мехниной медицинское освобождение студентов от практических занятий не освобождает их от посещения занятий, приобретения инструкторский знаний и умений, сдачи зачетов по теории физической культуры. Л.Н. Яцковская рекомендует студентам с ослабленным здоровьем активно участвовать в массовых спортивных мероприятиях в качестве болельщиков.

Лечебная физическая культура- метод лечения профилактики и медицинской реабилитации, основанных на физической активности человека. Физическая лечебная культура, по мнению ряда авторов, в частности, Р.И. Антуфьевой, В.Н. Машковой, В.А. Епифанова- это метод лечения, использующие средство физической культурой с лечебно профилактической целью и для более быстрого восстановления здоровья, а также предупреждения последствия заболевания. Характерной особенностью метода лечебной и профилактической культуры является использование физических упражнений, в основе которых лежит биологические функции организма движения.

В своей статье А.А. Бишаева наиболее удачно описывает комплексы упражнений и их влияние на организм студента СМГ, по ее словам специальный комплекс упражнений для гипертонической болезни, такой как: массаж, общеразвивающие упражнения, дыхательные, релаксационные, умеренные, циклические( ходьба, лыжные прогулки), позволяет организму нормализовать функциональное состояние нервной системы, улучшить кровообращение, обмен веществ, снизить возбудимость нервно-мышечного аппарата сосудистой стенки.

При артериальной гипотонии следует выполнять общеразвивающие физические упражнения, заниматься на тренажерах, выполнять дыхательные упражнения( с гантелями, мячами), посещать сауну (3-5мин, по 2-3 захода) с последующим плаванием в бассейне, полезны лыжные прогулки. Комплекс таких упражнений: позволяет поднять тонус организма, востановить равновесие ЦНС, повысить артериальное давление.

Чтобы предотвратить ишемическую болезнь сердца, необходимо заняться такими упражнениями как: ходьба, медленный бег, плавание, выполнять дыхательные упражнения, релаксационные, общеукрепляющие. Соблюдать диету, нормализовать сон

Вегетососудистая дистония – наиболее современное заболевание, связанное с нарушением нервной регуляции тонуса стенок кровеносных сосудов. Наиболее целесообразной в профилактическом плане будет длительная малоинтенсивная циклическая работа на аэробную выносливость, например – медленный бег. Данный вид активности способствует нормализации и регуляции сосудистого тонуса. Ориентировочные комплексы физических упражнений: занятия со снарядами, самомассаж. В качестве основы комплекса физических упражнений для студентов с нейроциркулярной дистонией с целью ликвидации снижения функции внешнего дыхания можно предложить упражнения, направленные на увеличение силы дыхательной мускулатуры, увеличение подвижности диафрагмы, улучшение легочной вентиляции, увеличение жизненной емкости легких, максимальной легочной вентиляции и т.д. Все упражнения для вегетососсудистой дистонии способствуют укреплению тонуса и мышц брюшного пресса, увеличению подвижности диафрагмы, активизации кровообращения в брюшной полости. Так как эти упражнения динамические, то они способствуют и активизации кровообращения в нижних, верхних конечностях, в сосудах головного мозга и в организме в целом. Улучшение функционального состояния аппарата внешнего дыхания приводит к лучшей переносимости как стандартных, так и бытовых физических нагрузок, меньшей утомляемости в течение учебного дня. В дальнейшем наряду с дыхательными упражнениями подключаются упражнения общеукрепляющего характера, способствующие увеличению силы скелетной мускулатуры, а следовательно, нормализации тонического состояния сосудистой системы, способствующие в конечном счете повышению физической работоспособности, снижению умственной усталости, появлению бодрости, лучшему усвоению учебного материала. К ним в первую очередь относятся упражнения на укрепление мышц туловища, верхних и нижних конечностей, брюшного пресса.

Упражнения для нижних конечностей выполняются с целью повышения тонуса и силы мышц, нормализации тонического состояния большой сети как артериальных, так и венозных сосудов нижних конечностей. Опыт показывает, что регулярное выполнение следующих упражнений способствует ликвидации такого неприятного симптома, как похолодание.

Для такого хронического заболевания как атеросклероз показаны: здоровый образ жизни, отсутствие вредных привычек, правильное питание с пониженным содержанием животных жиров, умеренные физические нагрузки циклического характера, общеразвивающие дыхательные, релаксационные упражнения. Такой комплекс позволяет предотвратить нарушение жирового обмена, сужение просвета сосудов, ухудшение кровообращения.

Варикозное расширение вен. Большое значение в регуляции венозного кровообращения имеют дыхательные упражнения. Специальная методика занятий физическими упражнениями позволяет: улучшить периферическое кровообращение за счет ускорения венозного и лимфатического оттока и артериального притока; активизировать сердечно-сосудистую деятельность с помощью вспомогательных факторов кровообращения (работа скелетных мышц, дыхания); уменьшить дистрофические изменения в тканях пораженных конечностей; повысить работоспособность. При варикозном расширении показаны специальные физические упражнения для ног они позволяют тренировать сосуды, укреплять их стенки, улучшать отток крови.

Для профилактики заболеваний органов дыхания используются как общеразвивающие, так и специальные дыхательные упражнения. Задачи комплекса физических упражнений — восстановление нарушенной функции легких, нормализация кровообращения, лимфообращения, ликвидация застойных явлений в легких, нормализация частоты и глубины дыхания. Упражнения для мышц верхних конечностей активизируют кровообращение в легких, что способствует ликвидации воспалительного процесса, уменьшению застойных явлений в легких, предотвращает развитие пневмосклероза.



Упражнения в расслаблении помогают нормализовать течение нервных процессов, уменьшить возбуждение дыхательного центра, выровнять тонус дыхательной мускулатуры и снять патологические спазмы. Дыхательные упражнения совершенствуют механизм дыхания и координацию дыхания и движения.

Так, упражнения направленные на мышцы брюшной стенки и тазового дна хорошо помогают при хронических колитах, холециститах, дискенезиях и других заболеваниях, а дыхательные упражнения оказывают «массирующее» действие на внутренние органы, улучшая крово- и лимфообращение в брюшной полости. Вместе с тем упражнения для брюшного пресса, как показали исследования, резко повышают внутрибрюшное давление.

Физические упражнения для профилактики и коррекция здоровья при заболеваниях почек, применяемые в умеренной и ослабленной дозировке, могут способствовать улучшению кровоснабжения почек и увеличению мочеотделения.

Индивидуальная физкультура может использоваться в качестве одного из средств функционального воздействия на почечную функцию, приводящего к улучшению компенсаторных возможностей почек, улучшению парциальных функций нефронов, например упражнения с волейбольным и теннисными мячами(метание, ловля), являются хорошим средством развития координационных способностей, совершенствования ловкости, быстроты, меткости, а также укрепления мышц поясничной области. При заболевании пиелонефритом очень полезна езда на велосипеде и занятия на велотренажерах. Индивидуальная двигательная активность при мелких камнях в мочеточнике способствует улучшению и нормализации обменных процессов, повышению защитных сил организма, создает условия для отхождения камней, нормализации мочевыводящей функции. В методике используются общеразвивающие упражнения, специальные упражнения для мышц брюшного пресса, создающие колебания внутриутробного давления и способствующие выведению камней.

Профилактика и коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата. Так как осанка с дефектами не только некрасива внешне, но и дефекты ухудшают функционирование внутренних органов, необходимо комплексное всестороннее влияние на организм (гигиенические и оздоровительные факторы, сбалансированное питание, полноценный сон, оптимальная учебная нагрузка) при использовании специальной методики занятий корректирующей гимнастикой даст положительный результат в профилактике и коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата. Комплекс упражнений оказывает общеукрепляющее воздействие на организм в целом, направлен на улучшение крово- лимфообращения, а также тканевого обмена преимущественно в зоне позвоночного столба, на укрепление мышечно-связочного аппарата позвоночного столба, мышц нижних конечностей. Систематические занятия физическими упражнениями по разработанной схеме помогут устранить мышечные контрактуры и тугопод- вижность в суставах, увеличить объем движений позвоночного столба, добиться исправления его искривлений и дефектов осанки. Комплекс физических упражнений направлен на разгрузку позвоночного столба, на стимуляцию регенерации (восстановления) нервов. Он общедоступен, не имеет возрастных цензов.

Благодаря физическому воспитанию учащихся, отнесенных к СМГ в высших учебных заведениях происходит: укрепление организма, ликвидация или стойкая компенсация нарушений, вызванных заболеванием. Улучшение показателей физического развития. Освоение жизненно важных двигательных умений, навыков и качеств. Формирование волевых качеств личности и интереса к регулярным занятиям физической культурой. Воспитание сознательного и активного отношения к ценности здоровья и здоровому образу жизни. Овладение комплексами упражнений, благоприятно воздействующими на состояние организма обучающегося, с учетом имеющегося у него заболевания.



















Используемая литература

  1. Бишаева А.А. Профессионально-оздоровительная физическая культура студента: учебное пособие / А.А.Бишаева.- М.: КНОРУС, 2013.-304с. – (Бакалавриат)

  2. Красноперова Н.А, Шушерина О.А. Бартновская Л.А. Физическая культура как средство здоровьесохраняющего образования студентов специальной медицинской группы вуза: монография. Красноярск : СибГТУ,2013.-164с.

  3. Бартновская Л.А. Оздоровительно-прикладная технология в физическом воспитании студентов специальной медицинской группы педагогического вуза/ Л.А. Бартновская, В.В. Пономарев. – Красноярск. СибГТУ, 2015.-187с.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Калинина Марина Сергеевна

Дата: 02.01.2019

Номер свидетельства: 493581


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства