Данная работа показывает, с помощью каких упражнений развивается гибкость у девочек, помогающая воспитывать выразительность движений, пластичность, двигательную память и внимание.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Особенности развития гибкости у юных гимнасток»
«Особенности развития гибкости у юных гимнасток»
В настоящее время характерными чертами современного спорта является значительное его омоложение и неуклонный рост спортивного достижения.
Непрерывный рост результатов требует поиска новых форм, средств, методов работы с юными спортсменами. Целенаправленная многолетняя подготовка и воспитание спортсменов высокого класса – это сложнейший процесс, успех которого определяется целым рядом факторов. Одним из таких факторов является развитие гибкости и выявления более эффективных способов, средств, методов, при помощи которых можно за минимальный промежуток времени достичь наивысшего результата. В связи с резким снижением за последние годы возраста начала занятий гимнастикой юные гимнасты уже в 8-9 лет должны выполнять соревновательную программу по всем видам многоборья. В течение одного-двух лет становится необходимым обучать спортсменов упражнениям различной направленности, отличающимися друг от друга многими характеристиками. Поэтому развитие гибкости приобретает важное значение, являясь одной и значимых задач учебно-тренировочного процесса.
Универсальный комплекс упражнений, который я применяю в своей работе, обладает воздействием не только для улучшения гибкости и координации движений, но и для поддержания и развития основных физических качеств тренирующихся девочек: силы, быстроты, выносливости и т.д.
Обилие и специфика средств обуславливают методические особенности гимнастики, среди которых, по мнению авторов (Г.А. Боброва; Е.В. Бирюк; Т.С. Лисицкая), наиболее характерными являются следующие:
во-первых, свободное перемещение гимнастки по площадке, включающее в себя элементы танца, балета, пластики, элементы на снарядах, а также некоторые элементы упрощенной, стабилизованной акробатики;
во-вторых, гимнастика связана с искусством владения своим телом в естественных условиях;
в-третьих, особенность заключается в возможности эффективно влиять на эстетическое воспитание;
в-четвертых, особенность связана с двигательной памятью и вниманием.
Одним из важнейших физических качеств в гимнастике является гибкость – способность выполнять упражнения с большой амплитудой движений. Без этого качества невозможно воспитывать выразительность движения, пластичность и совершенствовать их технику, поскольку при недостаточной подвижности в суставах движения ограничены и скованны.
Благодаря гибкости облегчается выполнение всех видов гимнастических упражнений – наклонов, равновесий, прыжков, волн. Гибкость придает спортсменам пластичность, мягкость, изящество. Современная гимнастика уделяет специальное внимание этому качеству, поэтому оно имеет решающее значение в упражнениях с предметами.
Для юных гимнасток средствами общей физической подготовки является ходьба, бег, лазание, упражнения для воспитания чувства равновесия, общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов, упражнения с отягощениями.
Одним из важнейших условий в занятиях с юными гимнастами является сочетание специальной и общей физической подготовки, т.к. только при этом условии можно достичь высоких спортивных результатов.
Наше исследование было посвящено развитию гибкости у гимнасток групп начальной подготовки.
Для проверки наших предположений о том, что с помощью методики круговой тренировки на снарядах можно повысить уровень развития гибкости, мы провели педагогический эксперимент. Для оценки подготовленности гимнасток 6-7лет, в начале и конце эксперимента, применялся метод контрольного испытания.
Для количественной оценки результатов исследования нами применялись методы математической статистики (критерий Стьюдента), выявлялась достоверность различий в результатах в начале и в конце проводимого исследования.
Для определения гибкости использовали тесты:
«Шпагат» прямой, на правую и левую ноги. Гимнастки 6-7 лет выполняли шпагат на полу. Измерялось расстояние от пола до бедра в сантиметрах. «Шпагат» позволил определить развитие гибкости в тазобедренных суставах.
«Мост» (фиксируется 2 секунды). Оценивалось расстояние между руками и пятками гимнасток в сантиметрах. «Мост» позволил определить развитие гибкости позвоночного столба.
«Выкрут» в плечевых суставах со скакалкой (выполнялся три раза). Измерялось расстояние между кистями в сантиметрах. «Выкрут» позволил определить подвижность в плечевых суставах.
«Складка» выполнялась наклоном вперёд и позволила определить уровень развития гибкости позвоночного столба.
В ходе исследования получили следующие результаты:
Сентябрь 2017 года
Тесты
Единицы измерения
x
m
max
min
Разница
Шпагат
правый
см
13,4
4,84
1,52
28
13
15
левый
см
16,2
4,08
1,29
25
12
13
прямой
см
19,1
3,32
1,05
26
13
13
Мост
см
22,6
7,23
2,28
35
13
22
«Складка»
см
15,3
3,53
1,12
20
9
11
Выкрут рук в плечевых суставах со скакалкой
см
29,8
3,14
0,99
36
26
10
Май 2018 года
Тесты
Единицы измерения
x
m
max
min
Разница
Шпагат
правый
см
23,1
4,9
1,55
32
17
15
левый
см
25,3
4,99
1,58
33
19
14
прямой
см
29,7
6,6
2,1
39
22
18
Мост
см
35,6
7,14
2,25
47
25
22
«Складка»
см
8,6
3,06
0,99
15
4
10
Выкрут рук в плечевых суставах со скакалкой
см
37,4
3,01
0,95
43
34
9
Так как у детей 6-7 летнего возраста занятия проводятся 3 раза в неделю, я даю им домашнее задание, которое включает в себя упражнения, направленные на развитие гибкости позвоночника в тазобедренных и голеностопных суставах, подколенных связках, а также прыжки на скакалке.
Упражнения, лёжа на животе. Гибкость. Укрепление позвоночника Растяжка.
Комплекс упражнений для развития гибкости.
Наклон вперёд, сидя ноги врозь.
Коснуться груди пола и удержать это положение 2-3 секунды. Чтобы успешно выполнить это нормативное требование, рекомендуется освоить следующие упражнения:
а) сидя на полу, ноги вместе, наклон вперёд с помощью тренера, который нажимает руками в области лопаток;
б) стоя в наклоне вперёд, стремиться коснуться ладонями пола, затем лбом, грудью ног;
в) встать спиной к гимнастической стенке, наклониться вперёд, ухватиться за вторую рейку и притягивать к себе, наклоняясь всё глубже и глубже (ноги не сгибать);
г) стоя лицом к гимнастической стенке, поставить правую ногу на рейку на высоте пояса (или груди) и, наклоняясь вперёд, стремиться грудью коснуться ноги;
д) сидя ноги врозь пошире, наклон вперёд с помощью.
2. Мост из положения лёжа.
Умения выполнять мост имеет существенное значение не только для развития гибкости тела, но и для успешного вольными и акробатическими упражнениями.
Упражнения для овладения мостом:
а) наклоны назад, касаясь стенки руками;
б) стоя на коленях, руки вверх, наклон назад, стремиться коснуться руками пола;
в) сидя спиной к стенке, взяться руками за рейку на высоте головы, согнуть ноги и поставить на ширине плеч, прогибаясь встать;
г) стоя спиной к стенке, наклониться назад и опираясь руками о стенку, выполнить мост;
д) лёжа на спине, согнуть ноги и упереться руками за головой;
е) стоя, наклоном назад мост с помощью тренера.
3. Поднимание прямой ноги вперёд, в сторону (до высоты пояса, груди), назад (выше колена), стоя у гимнастической стенки и опираясь об неё рукой, свободную руку на пояс:
а) махи нагой вперёд, назад, в сторону, стоя у гимнастической стенке и опираясь на неё рукой (при махе ногой стопу поворачивать наружу, тело и голову держать прямо);
б) встать лицом (боком) к стенке и поставить прямую ногу на рейку на высоте пояса. Приседать на опорной ноге, удерживать прямую ногу на рейке;
в) стоя у стенки, поднимать прямую ногу вперёд, в сторону и назад с помощью тренера (не допускать болевых ощущений);
г) стоя у стенки, поднимать прямую ногу вперёд, назад, в сторону с отягощением (не более 2-3% от веса гимнаста).
4. Выкруты в плечевых суставах со скакалкой.
Для развития гибкости в плечевых суставах рекомендуется регулярно выполнять следующие упражнения:
а) круговые движения руками в боковой и лицевой плоскостях поочерёдно, последовательно и одновременно;
б) из положения стоя, руки вверх с резиновым бинтом, выкрут, опуская руки назад за спину и возвращаясь в исходное положение;
в) тоже, но со скакалкой, руки вверх шире плеч.
5. Шпагат прямой.
Для обучения шпагату рекомендуется начинать с выполнения следующих упражнений:
а) из упора лёжа ноги врозь пошире, носки повёрнуты наружу, поворот туловища направо и налево, выставляя руки то в одну, то в другую сторону. Поворачиваясь налево, стремиться коснуться пола правым бедром, поворачиваясь направо, - левым бедром;
б) стоя лицом к гимнастической стенке, развести ноги врозь пошире. Держась руками за стенку, стремиться опуститься как можно ниже;
в) тоже, но встать на 2 - 3 рейку;
г) стоя, ноги врозь пошире, набивной мяч между ногами. Разводя ноги, стремиться сесть на мяч;
д) из седа, ноги врозь пошире, опираясь на руки вперёд, встать на ноги и вернуться в И. П.
Выводы:
1. Анализ научно-методической литературы показывает, что гибкость можно считать одним из наиболее «вырабатываемых» качеств, которая влияет на уровень развития координационных способностей, выносливости, скоростных и скоростно-силовых качеств.
2. Существует несколько классификаций гибкости:
а) динамическая гибкость проявляется в упражнениях динамического характера (упражнения в движении) типа сгибаний-разгибаний. Статическая гибкость имеет место в статических упражнениях (удержание позы). Например, «ласточка»;
б) активная гибкость – это способность человека достигать больших амплитуд движения за счет сокращения мышечных групп, проходящих через тот или иной сустав (мах ногой и др.)
в) пассивная гибкость реализуется в результате взаимодействия мышечных усилий и внешних сил. Например, партнер помогает своему товарищу отвести руки до упора назад.
3. К основным средствам, применяемым для развития гибкости в младшем школьном возрасте, относят упражнения на растягивание: статические, динамические с отягощением и без них, комбинированные.
4. Проведенный эксперимент показал, что использованные упражнения в учебно-тренировочном процессе, значительно повлияли на развитие гибкости у девочек, о чём показали результаты тестирования.