«Особенности музыкально-ритмического воспитания школьников с интеллектуальными нарушениями на занятиях ритмикой с использованием здоровьесберегающих технологий»
«Особенности музыкально-ритмического воспитания школьников с интеллектуальными нарушениями на занятиях ритмикой с использованием здоровьесберегающих технологий»
Мы не знаем более могущественного и более благоприятного средства воздействия на жизнь и процветание всего организма, чем чувство радости…
Урок ритмической гимнастики должен приносить детям радость, иначе он теряет половину своей цели». (Жак Далькроз)
На занятиях ритмикой осуществляется коррекция недостатков двигательной, эмоционально-волевой, познавательной сфер, которая достигается средствами музыкально-ритмической деятельности. Занятия способствуют развитию общей и речевой моторики, ориентировке в пространстве, укреплению здоровья.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Особенности музыкально-ритмического воспитания школьников с интеллектуальными нарушениями на занятиях ритмикой с использованием здоровьесберегающих технологий»»
(1) «Особенности музыкально-ритмического воспитания школьников с интеллектуальными нарушениями на занятиях ритмикой с использованием здоровьесберегающих технологий»
(2) Мы не знаем более могущественного и более благоприятного средства воздействия на жизнь и процветание всего организма, чем чувство радости…
Урок ритмической гимнастики должен приносить детям радость, иначе он теряет половину своей цели». (Жак Далькроз)
(3) «Коррекционная ритмика»- это специальное комплексное занятие, на котором средствами музыки и специальных двигательных и психокоррекционных упражнений происходит коррекция и развитие высших психических функций,улучшаются качественные характеристик движения, развиваются такие важные личностные качества, как саморегуляция и произвольность движений и поведения.
(4) Цель: развитие двигательной активности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе восприятия музыки.
Основные задачи ритмики:
Формирование умения ориентироваться в пространстве.
Развивать музыкальность, способствовать становлению музыкально-эстетического сознания через возникновение способности чувствовать, эстетически переживать музыку в движении; воспитывать музыкальный вкус; способствовать формированию музыкально-культурного кругозора личности.
Воспитывать и развивать художественно-творческие способности, инициативу, самостоятельность решений при составлении танцевальных композиций, вариантов музыкальных игр и упражнений, инсценировании песен.
Совершенствовать художественно-творческие способности, развивая пластику движений, их ритмичность, выразительность в тесной взаимосвязи с музыкой.
У детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) наблюдается резкое снижение внимания к музыкальному звучанию, недостаточность эмоциональной отзывчивости на музыку (остаются безучастными к звучанию и спокойной лирических мелодий, и плясок, и маршевой музыки). Детям свойственны неадекватные эмоциональные проявления при восприятии различных характерных песен, что связано с общим нарушением эмоционально-волевой сферы, слабым интересом к окружающим предметам и явлениям. У детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) нарушены двигательные функции, общая и речевая моторика. Для возбудимых детей характерно двигательное беспокойство, нетерпеливость, отвлекаемость, эмоциональная возбудимость и неустойчивость, а заторможенным свойственны вялость, бедность движений. Наиболее адекватный методом является коррекционная ритмика, в которой ярко выражено единство музыки, движений и ритма.
(5) На занятиях ритмикой осуществляется коррекция недостатков двигательной, эмоционально-волевой, познавательной сфер, которая достигается средствами музыкально-ритмической деятельности. Занятия способствуют развитию общей и речевой моторики, ориентировке в пространстве, укреплению здоровья.
Занятие должно быть построено таким образом, чтобы активные движения чередовались с ходьбой или упражнениями, успокаивающими дыхание. Нельзя перегружать детей бегом или поскоками, т.к. это может привести к чрезмерным психо-эмоциональным и сердечно-сосудистым перегрузкам.
Если у ребёнка возникают трудности при выполнении задания, он не может точно координировать свои движения с музыкой, её темпом, ритмом (даже после разучивания), педагогу не следует фиксировать на этом чрезмерное внимание и указывать ребёнку на его недостатки в резкой форме, а тем более отстранять от участия в занятии. Как и при освоении других видов деятельности, в ритмике каждый ребёнок выражает себя по-своему.
Занятия ритмикой призваны привить любому ребёнку интерес к движению под музыку. Поддержать этот интерес можно только в атмосфере доброжелательности и хорошего настроения.
(6) Занятия ритмикой рекомендуется проводить в просторном, хорошо проветриваемом помещении. Стулья и скамейки ставятся вдоль стен, чтобы середина зала оставалась свободной для движения детей. Одежда и обувь должна быть удобной, не вызывающая перегрева и не стесняющая движений. Дети, которым противопоказаны движения, могут выполнять посильные для них роли, не требующие активных движений.
К занятиям ритмикой рекомендуются следующие темы:
1. Характер музыки. Средства музыкальной выразительности- даёт возможность решить задачу целостного восприятия музыки детьми в тесной взаимосвязи её характера с жанровой принадлежностью. Музыкальные примеры следует усложнять по мере возрастающего уровня подготовки детей.
2. Музыкальная форма знакомит детей с музыкальными формами, основанными на принципе контраста, способствует выработке умения самостоятельно изменять композицию танца, отдельных движений со сменой частей музыкального произведения.
3. Комплексы ритмической гимнастики следует рассматривать как хореографические упражнения. Движения, выполняемые учащимися, помогают становлению правильной постановке корпуса, рук, головы, координаций движений и т.д.
4. Танцевальные композиции. Игры и упражнения с предметами -помогают полнее раскрыть характер, настроение музыки. Предметы должны радовать глаз, развивать вкус у детей, способствовать многостороннему эстетическому воспитанию.
(7) Планируя занятия по ритмике необходимо учитывать четыре главных направления в работе, без которых невозможно достичь «звучания» музыки в движениях. На занятиях дети приобщаются к музыке, учатся воспринимать её на слух; различать и понимать такие специфические средства музыкального «языка»; как звуковысотность, ладовая окрашенность, динамика, темп; усваивают несложные музыкальные формы.
(8) С давних пор музыка используется как лечебный фактор. Музыкально-ритмические занятия помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще, активизируют мышление. Музыкальные игры снимают психоэмоциональное напряжение, воспитывают навыки группового поведения, т.е. социализирует ребёнка. Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность, способствует формированию целенаправленной деятельности.
(9) Таким образом, коррекцционная ритмика является эффективной и адекватной формой проведения занятия при работе с детьми ОВЗ (умственной отсталостью), построенного на сочетании музыки, движения и слова.
Литература:
«Коррекционная ритмика». Комплекс практических материалов и технология работы с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР/М.А. Касицина, И.Г. Бородина. – М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2019.-216с. – (психлого-педагогическое сопровождение детей с ЗПР в условиях детского сада)