kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Особенности методики занятий по физической культуре с учётом преподавания вопросов, связанных с валеологией

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Физическое воспитание – специально организованный педагогический процесс, который направлен на эффективное  индивидуализированное решение образовательных, оздоровительных, воспитательных и ориентационных задач в практике физического совершенствования человека.

          Понятие «физическое совершенствование» обобщает представление об оптимальной мере  гармонического физического развития и всесторонней физической подготовленности человека.

          Физическое развитие – процесс морфологических, психологических и функциональных изменений в организме человека в процессе его индивидуальной жизни. На динамику физического развития оказывает влияние и экологический фактор.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Особенности методики занятий по физической культуре с учётом преподавания вопросов, связанных с валеологией»

ОБОСОБЛЕННОЕ СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ «АЛЧЕВСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«ДОНБАСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»



Кафедра физического воспитания





«ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ЗАНЯТИЙ

ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

С УЧЁТОМ ПРЕПОДАВАНИЯ ВОПРОСОВ,

СВЯЗАННЫХ С ВАЛЕОЛОГИЕЙ»




ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ



Кондакова Валерия Аркадиевича,

слушателя курсов повышения квалификации

преподавателей физического воспитания,

преподавателя физ. воспитания 1 категории

АСК ДонГТИ г. Алчевска











СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ


ВВЕДЕНИЕ

I ГЛАВА

ВОПРОСЫ ПО ВАЛЕОЛОГИИ, ВКЛЮЧАЕМЫЕ В ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ.

1.1. ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ – ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

1. 2. ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА

И ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ.

1. 3. ВЛИЯНИЕ НАУЧНО – ТЕХНИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

ОБЩЕСТВА НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ

1. 4. РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ В РАЗВИТИИ ПЕРЕКРЕСНОЙ АДАПТАЦИИ.

1. 5. ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЗЕРВ ОРГАНИЗМА

1. 6. ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ И СИСТЕМА ИММУНИТЕТА

1. 7. О ДЫХАНИИ

1. 8. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ДЫХАНИЯ

1. 9. О СЕРДЦЕ


II ГЛАВА

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ С ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ

2. 1. ОБУЧЕНИЕ С ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОГО МОТИВАЦИОННО–ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОВЛАДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ.

2. 2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ

ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ.

2. 3. ОБУЧЕНИЕ С ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ НА ЭТАПЕ УГЛУБЛЁННОГО

МОТИВАЦИОННОГО И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННО-ИНТЕГРАЛЬНОГО ОВЛАДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ

2. 4. ОБУЧЕНИЕ С ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ НА ЭТАПЕ ЗАКРЕПЛЕНИЯ МОТИВАЦИОННО-ИНТЕГРАЛЬНОГО ОВЛАДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ

2. 5. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ


III ГЛАВА

АКТУАЛЬНОСТЬ ВАЛЕОЛОГИИ

3. 1. ВНЕКЛАССНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ

3. 2. ПРАЗДНИКИ ЗДОРОВЬЯ В ЭМОЦИОНАЛЬНО–ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

3.3 Примерный сценарий праздника здоровья для учащихся 1-2 классов

3.4. Примерный сценарий праздника здоровья для учащихся 3-4 классов

3.5.Примерный сценарий праздника здоровья для учащихся 5–6 классов

3.6. Праздники здоровья для учащихся 7– 8 классов

3. 7. Праздники здоровья для учащихся 9 – 11 классов.

3. 8. ТУРИСТИЧЕСКИЕ ПОХОДЫ И ЭКСКУРСИИ

3. 9. О ВРЕДНЫХ ПРИСТРАСТИЯХ И ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВЫХ ПРИВЫЧЕК ВЫВОД СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Физическое воспитание – специально организованный педагогический процесс, который направлен на эффективное индивидуализированное решение образовательных, оздоровительных, воспитательных и ориентационных задач в практике физического совершенствования человека.

Понятие «физическое совершенствование» обобщает представление об оптимальной мере гармонического физического развития и всесторонней физической подготовленности человека.

Физическое развитие – процесс морфологических, психологических и функциональных изменений в организме человека в процессе его индивидуальной жизни. На динамику физического развития оказывает влияние и экологический фактор.

Учащиеся, занимаясь физической культурой и спортом, должны понимать в полной мере, что физические упражнения необходимы для всего организма, а не только для отдельных мышечных групп. Должны понимать, что при физической нагрузке работают не только мышцы и опорно-двигательная система, но и все органы систем жизнеобеспечения. Должны иметь представление как и какие органы работают при выполнении того или иного физического упражнения, двигательного действия и как при этом влияют внешние факторы на организм. Та как понимание существа заданий, как и активно заинтересованное выполнение их, ускоряет ход обучения, способствует результативности совершаемых действий, обуславливает творческое использование приобретаемых знаний, умений и навыков жизни.

Для этого на уроках физической культуры необходимо отводить время для теоретических сведений по вопросам психологии, физиологии, гигиены, биомеханики и др. Все эти вопросы раскрываются в такой дисциплине как валеология.

Валеология – наука о формировании, сохранении и укреплении здоровья человека в духовном, психологическом и социальном плане.

Поэтому актуальность темы в том, что уроки уроки физической культуры не полноценны без вопросов валеологии, которые помогают познать общие закономерности физического воспитания как целостного процесса, педагогического по своей сути и направленного на совершенствование гармонически развитого человека.

Потому уроки физической культуры целесообразно проводить с валеологической направленностью: объяснять учащимся духовные человеческие ценности, формировать устойчивое психологическое и психическое состояние, давать установку на важность и обязательность занятий физической культурой и спортом. Показывать на практических примерах важность социального развития государства и общества, которое неразрывно связано с физической культурой и спортом, медициной и гигиеной. Практически показывать и объяснять о физиологических сдвигах и биохимических процессах, проходящих в организме при занятиях физической культурой и спортом.

Приобщение ученика к проблеме сохранения своего здоровья это, прежде всего, процесс социализации – воспитание. Это создание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь.

Для формирования душевного комфорта необходимы знания о законах развития своего организма, его взаимодействии с социальными факторами.

Цель данной работы – показать межпредметную связь физкультуры и валеологии и их взаимодополняемость. Так как валеология – наука о здоровье и здоровом образе жизни, а физкультура является неотъемлемой частью здорового образа жизни.
























I ГЛАВА

ВОПРОСЫ ПО ВАЛЕОЛОГИИ, ВКЛЮЧАЕМЫЕ В ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ

ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ.


1.1. ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ – ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ

Физические упражнения представляют собой двигательные действия человека, которые необходимы для реализации задач физического воспитания. Иначе говоря, это есть двигательная активность человека, организованная в соответствии с закономерностями физического воспитания.

В психолго - физиологическом аспекте физические упражнения рассматриваются как произвольные упражнения, которые по выражению И.М. Сеченова «управляются умом и волей» ( в отличие от «невольных», безусловнорефлекторных движений, протекающих машинально). При выполнении физического упражнения всегда предполагается сознательная установка на достижение результата, соответствующего тем или иным задачам физического воспитания. Реализация этой установки связана с активной работой, определением способа действий, оценкой условий действия и управлением движениями, двигательными представлениями, волевыми усилиями, эмоциями и другими психологическими процессами.


1. 2. ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА

И ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ.

Человеческий организм, в результате действия на него физической нагрузки, обладает способностью преобразовывать «энергетическое топливо» (жиры, углеводы, глюкогены и др.) в энергию для осуществления физических действий (работы).

Энергия, необходимая для выполнения движений, образуется в мышцах в результате окисления «энергетического топлива

преимущественно кислородом, попадающим в организм человека из воздуха через лёгкие, так называемые аэробные способности человека. При этом физические нагрузки обычно протекают в аэробных условиях. Продолжительное действие таких нагрузок – метод длительной работы (продолжительный, не слишком быстрый бег в течение не мение 30 мин.) способствует развитию общей (основной) выносливости, увеличивает объём лёгких, укрепляет сердечно - сосудистую и дыхательную системы, улучшает обмен веществ. При повышенном темпе движений, 60 – 85% максимальной мощности, потребность в кислороде не может быть обеспечена посредством дыхания. В течение некоторого времени приходится работать в условиях нехватки кислорода. При этом используются анаэробные способности организма, т.е. энергия вырабатывается в бескислородных условиях. Продукты обмена этой реализации – молочная кислота, углекислота и другие вещества накапливаются в мышцах, отравляют их, что приводит к усталости. В этих условиях мышцы долго работать не могут. Для восстановления работоспособности нужен отдых.


1. 3. ВЛИЯНИЕ НАУЧНО – ТЕХНИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

ОБЩЕСТВА НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ

Мы живём в то время, когда научно – технический прогресс активно проникает во все сферы человеческого бытия, делая нашу жизнь более комфортной. Мы быстро привыкаем к этому комфорту, воспринимая его как благо. Однако комфорт не только благо, но он несёт в себе немало серьёзных опасностей, и наибольшая из них – «двигательный голод», гиподинамия.

Гиподинамия чревата для человека серьёзными последствиями. Она ведёт к снижению тонуса и атрофии мышц, нарушению работы внутренних органов, расстройству деятельности нервной системы и обменных процессов, ухудшению приспособительных возможностей организма к различным стрессовым воздействиям, вызывает снижение работоспособности организма и сопротивляемости его к различного рода заболеваниям.

Малоподвижный образ жизни не требует больших энергетических затрат, отчего потребность в кислороде крайне низкая. Кровь в ткани при пассивном, расслабленном состоянии мышц попадает по значительно меньшему количеству мелких сосудов. В результате мышцы грудной клетки, сердца слабеют, объём лёгких уменьшается, кровеносные сосуды теряют свою эластичность.

Другая угроза сердечно – сосудистой и дыхательной систем – это перенапряжение нервной системы.

Жизнь современного человека в цивилизованном обществе немыслима, к сожалению, без перенапряжения нервной системы, отрицательных эмоций, непрерывно увеличивающегося потока информации. Оградить себя от этого невозможно. Ведь наш мозг нуждается в напряжении, тренировке, закаливании в такой же мере, как и мышцы. Однако сильные отрицательные эмоции могут травмировать нервную систему, способны вызвать у здоровых людей кислородное голодание сердечной мышцы, привести к изменению ритма сердца, его внеочередным сокращениям.

Наблюдения и исследования убедительно показали, что только регулярные, систематические, специальные физические упражнения способствуют развитию и укреплению тех свойств организма, которые защищают его от вредных воздействий, помогают лучше приспосабливаться к меняющимся внешним условиям, повышать готовность защитных свойств и приспособление организма к различным стрессовым ситуациям и заболеваниям.

Движения, потребность в которых обусловлена закономерностями роста организма, - непременное условие нормального развития, укрепления здоровья, формирования правильной осанки и овладения основными двигательными навыками. Ещё древнегреческий философ Плутарх назвал движения «кладовой жизни». Французский мыслитель и педагог Жан Жак Руссо подметил: «Без движения – жизнь только летаргический сон».

1. 4. РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ В РАЗВИТИИ ПЕРЕКРЕСНОЙ

АДАПТАЦИИ.

Адаптационно – приспособительные реакции живой системы в ответ на воздействие различных факторов окружающей среды – одно из основных условий сохранения гомеостаза, а следовательно и жизни. Уже давно подмечено, что ряд факторов окружающей среды вызывает комплекс однотипных сдвигов состояния функций организма. Таким образом, адаптируясь, например, к условиям гипоксии, можно приобрести повышенную резистентность к воздействию холода, физической нагрузке и т.д. Это явление получило название неспецифической резистенции или перекрестной адаптации.

Действие на организм различного рода стрессовых факторов всегда сопряжено с дополнительными энергетическими тратами. В этом отношении важным критерием и результатом адаптации является способность биосистемы сохранять постоянство энергетического потенциала.

Систематическая физическая тренировка приводит к возрастанию энергетической мощности аппарата митохондрий, что и представляет повышение устойчивости неравновесия, в котором находится организм в окружающей среде.



1. 5. ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЗЕРВЫ

ОРГАНИЗМА

Человек обладает поистине неограниченными возможностями приспособления организма к необычным условиям существования, к воздействию различных неблагоприятных факторов. Это приспособление обеспечивается в процессе совершенствования резервных возможностей организма, выработке и совершенствованию компенсаторных и приспособительных реакций. Под физиологическими резервами понимается выработанная в процессе эволюции способность органа или системы и организма в целом во много раз усиливать интенсивность своей деятельности по сравнению с состоянием относительного покоя. Физиологические резервы обеспечиваются анатомо-физиологическими и функциональными особенностями строения органов, а именно наличия парных органов, обеспечивающих викарность функций (почек, анализаторов и др.) возможностью значительного усиления органа, увеличения общей интенсивности потока, лёгочной вентиляции и т.п.

Наличие резервных возможностей организма позволяет в ряде случаев переносить без отрицательных последствий воздействие экстремальных факторов окружающей среды и болезнетворных агентов, токсических веществ, которые значительно превышают принятые предельно допустимые уровни. Хорошо тренированные люди способны в течение длительного времени сохранять работоспособность при содержании кислорода во вдыхаемом воздухе 16% и ниже, углекислого газа – более 2-3% и т.д. В таблице 1 представлены различия состояния сердечно - сосудистой и дыхательной систем тренированного и нетренированного человека.

Очевидно, что физиологические резервы индивида, систематически занимающегося физкультурой и спортом, неизмеримо выше. Это даёт ему возможность достаточно легко компенсировать внезапное воздействие многих факторов окружающей среды, наносящих суб- или экстремальный характер, без ущерба для своего здоровья.

Важно отметить, что систематические занятия физкультурой и спортом позволяют сохранить физические резервы до весьма преклонного возраста, что обеспечивает высокий уровень здоровья и работоспособности.






ТАБЛИЦА 1:

Некоторые показатели сердечно-сосудистой и дыхательной систем у нетренированного и тренированного человека

ПОКАЗАТЕЛИ

НЕТРЕНИРОВАННЫЙ

ТРЕНИРОВАННЫЙ


Анатомические параметры:

Масса сердца

Объём сердца (мг.)


250 – 300

600 - 800


350 – 500

900 - 1400


Физические параметры:

Частота пульса в покое (мин.)

Максимально возможная частота пульса

Ударный объём сердца в покое

( мл.)


Максимальный ударный объём сердца (мл.)


Минутный объём кровообращ.


Минимальный коронарный кровоток в покое (мл/100 г.тк.)


Коронарный кровоток максимальный (мл/100 г)


Работа сердца за одни сутки в покое (кгм)


Максимальное потреблении О2

(л – мин)


Лёгочная вентиляция максимальная (л – мин)


Жизненная ёмкость лёгких (л)



70 – 80


220


60 – 80



150 – 160


18 – 20



60 – 80



300



10000 – 15000



3,5 – 4.5



80 – 100


3,5 – 4,5


50 – 60


250 – 260


100



200


до 40



60 – 80



500



5000 – 10000



5,5 – 6,0



до 200


6 - 7

1. 6. ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ И СИСТЕМА ИММУНИТЕТА

Иммунитет – это способность защиты внутреннего постоянства организма от живых тел и веществ, несущих в себе признаки генетически чужеродной информации.

В системе неспецифической защиты организма и иммунитета различают клеточный, гуморальный и секреторный компоненты. Клеточный компонент представлен в основном лимфоцитами, общее количество которых у человека составляет 10. Именно лимфоциты осуществляют так называемую надзорную функцию, проникая по кровеносным сосудам, лимфатическим, межтканевым щелям в самые отдалённые участки тела, распознавая и уничтожая чужеродные в генетическом отношении вещества. В том числе и микробные агенты.

Уровень двигательной активности оказывает большое влияние на все системы специфической и неспецифической защиты. Имеется достаточно данных о том, что в условиях ограничения двигательной активности снижается бактериальность кожи и активность лизоцима слюны в 5 – 6 раз по сравнению с исходным уровнем, а также фагоцитозная активность.

Показано, что систематические занятия физическими упражнениями стимулируют гуморальные и клеточные факторы иммунной защиты. Имеются данные и о повышении продукции собственных антител к различным внешним антителам в условиях оптимальной двигательной активности. Кроме того мышечная деятельность, создающая самогенетические механизмы, способствует усилению интенсивного проявления иммунных реакций, а также и аллергических реакций к чужеродным антителам. Среди чемпионов XXI Олимпийских игр в Монреале 7 человек в детстве страдали тяжёлыми формами бронхиальной астмы, излечение от которой наступило в результате систематических занятий спортом. Сдвиги в состоянии иммунологической реактивности при оптимальных физических нагрузках обуславливают устойчивость к целому ряду заболеваний. Установлено, что во время вспышки гриппа им поражается до 80% лиц не занимающихся систематически физическими упражнениями, а у спортсменов массовых разрядов частота поражения намного реже – 11%

Следует отметить, что при физических нагрузках, превышающих функциональные возможности занимающихся, отмечается подавление функции иммунитета, по всей вероятности за счёт её перенапряжения.





1. 7. О ДЫХАНИИ

Вся кровь человеческого организма перекачивается через лёгкие. В лёгких из крови выделяется углекислота и другие продукты обмена, которые выдыхаются наружу. Кислород воздуха поглощается гемоглобином крови и разносится кровеносной системой по всему организму.

Без достаточного количества кислорода в крови немыслема нормальная деятельность органов, нормальный обмен веществ. Кислород окисляет энергетические запасы организма, необходимые для жизненного процесса.

В результате большой физической нагрузки, например при быстром беге, когда потребность в кислороде резко возрастает, дыхание учащается, чтобы восполнить недостаток кислорода.

Частое дыхание и стремление сделать побольше глубоких вдохов приводит к сильной вентиляции лёгких – удаляется много углекислоты, нарушается согласованность в деятельности центральной нервной системы и двигательного аппарата. В результате может возникнуть защитная реакция, прекращающая утечку углекислоты, в виде спазм бронхов и сосудов, что может привести к головокружению, а также потере сознания. В результате обмена веществ накапливается углекислота. Достигнув определённого уровня, она возбуждает дыхательный центр и человек, наладив дыхание, приходит в нормальное состояние. Для тренировки мышц дыхательного аппарата надо научиться правильной последовательности наполнения лёгких воздухом при вдохе и освобождения при выдохе.


1. 8. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ДЫХАНИЯ

Брюшное дыхание

При вдохе диафрагма опускается, мягко надавливает на брюшную полость, заставляя выдвинуться переднюю стенку живота. При этом дыхании наполняются нижняя и средняя части лёгких.

Грудное дыхание

При вдохе раздвигается грудь, воздухом наполняется средняя часть лёгких, понимаются ключицы и плечи, пропуская воздух в верхнюю часть лёгких. Полное дыхание.

Вдыхая воздух медленно через нос, наполняется нижняя часть лёгких (брюшное дыхание). Не прерывая вдоха, наполняется средняя часть лёгких (грудная клетка раздвигается) – выдох. Выдох нужно начинать с нижней части лёгких втягиванием живота внутрь. При этом грудь должна быть широко расправленной. Затем расслабляются грудные мышцы и выдыхается остаток воздуха.

Большое количество полных, глубоких дыханий делать не следует, так как происходит чрезмерная вентиляция лёгких (гипервентиляция). Поэтому после двух – трёх глубоких дыханий следует перейти на обычное дыхание, используя технику полного дыхания, но с меньшей амплитудой движений.

При изучении полного дыхания его надо контролировать, положив одну руку на живот, а другую на грудь. При вдохе нижней частью лёгких вместе с движением передней стенки живота движется и лежащая на ней рука. Другая рука должна оставаться в покое. Затем, с расширением грудной клетки, движется другая рука, а лежащая на животе не должна опускаться. Так же контролируется выдох.


1. 9. О СЕРДЦЕ

Сердце – центральный орган сердечно - сосудистой системы человека. Ритмические сокращения мышечных стенок сердца обеспечивают непрерывное движение крови в организме.

На частоту сердечных сокращений влияют: физическая и нервная нагрузки, нервозность, болезнь сосудов и другие факторы.

Сердце, как мышечный насос, способно почти десятикратно увеличивать свою производительность. Резервные силы его проявляются при больших физических нагрузках и сильных эмоциональных воздействиях. Тренированное сердце, при повышенной физической нагрузке, может обеспечить необходимый приток крови, преимущественно за счёт увеличения количества крови, выбрасываемой за каждое сокращение, т.е. увеличение ударного объёма.

Нетренированное сердце не может увеличить ударный объём, и потребность крови удовлетворится за счёт увеличения, главным образом, числа сердцебиений. В результате сердце быстро устаёт, не справляясь с повышенными запросами организма в крови. Процесс восстановления энергетических запасов замедляется. Систематические занятия физическими упражнениями улучшат обмен веществ. При этом полнее используются жиры и снижается уровень холестерина в крови, улучшается кровообращение в почках, почечная ткань начинает вырабатывать больше веществ, способствующих расширению кровеносных сосудов, а вредные для организма отработанные продукты обмена веществ вместе с избытком воды выделяются из организма в виде пота и мочи.

В результате систематических физических упражнений в мышцах, в том числе и сердечной мышце, происходит расширение кровеносных сосудов, к тому же они делаются более гибкими и эластичными. По мере повышения тренированности, кровеносные сосуды, почти прекратившие выполнение своих функций из-за малоподвижного образа жизни, вновь открываются и включаются в работу. При большем числе каналов продвижение тока крови увеличивается, а это обеспечивает путь доставки питательных веществ и, в первую очередь, кислорода к клетке. Физические упражнения ускоряют движение крови, ускоряется общий обменный процесс, при котором из сосудов и из всего организма в целом, активно удаляются отработанные продукты.

Следовательно – систематические тренировки служат препятствием образования очагов, мешающих нормальному функционированию сосудистой системы. Увеличенный поток крови получит более свободный проход, что позволит сердцу снизить частоту сокращений.

Все эти теоретические сведения целесообразно включать в структуру урока во время пауз отдыха, или в начале урока, или в конце. При этом не будет нарушаться моторная плотность урока, а паузы будут заполнены информацией.


II ГЛАВА

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

С ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ

Чтобы приступить к обучению какому – либо действию, важно, естественно, установить, готов ли обучаемый к освоению этого действия и, если не готов, провести предварительную подготовку. Проблемы подготовки к обучению сложным двигательным действиям решаются в целом на основе умелой реализации принципа доступности и индивидуализации, систематичности и постепенного повышения требований. Новые перспективы в оптимальном решении этой проблемы открываются в связи с внедрением в теорию и практику физического воспитания современных подходов к программированию учебного материала.

В данной работе речь идёт об особенностях методики занятий по физической культуре с валеологической направленностью. В качестве общих предпосылок при истолковании сущности многогранного процесса физического воспитания, его отдельных сторон и связей, большое значение имеют теоретические положения и фактические материалы по валеологии.





2. 1. ОБУЧЕНИЕ С ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ НА ЭТАПЕ

НАЧАЛЬНОГО МОТИВАЦИОННО – ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО

ОВЛАДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ.


Задачи этапа:

1. Формировать мотивацию систематическим занятиям физическими

упражнениями

2. Сформировать чёткое представление об изучаемом двигательном

действии

3. Научить частям техники двигательного действия (на основе расчленения

упражнения на фазы или элементы, доступные учащимся в изучении)

4. Сформировать постпосылки общего ритма изучаемого двигательного

действия

5. Обеспечить профилактику ошибок путём устранения следующих причин:

- недостаточный уровень знаний многофункциональных особенностей

организма при выполнении двигательного действия человеком,

- недостаточный уровень развития системы основных двигательных

способностей человека,

- недостаточный уровень координационной подготовки человека,

- недостаточный уровень психологической подготовки человека,

- непонимание содержания задач обучения,

- неправильное восприятие изучаемого двигательного действия,

ложный проект выполнения двигательного действия,

- обучение в условиях утомления (педагог не учитывает индивидуальные

особенности учащихся),

- несоответствие мест занятий санитарно – гигиеническим нормам и

требованиям,

- не реализуется педагогом система врачебно–педагогического контроля.


Методы обучения

1. Вербальные методы:

- лекции, семинары, беседы, рассказы, объяснения, указания, инструкции,

команды.

2. Метод образно-наглядной демонстрации:

- непосредственная демонстрация – показ образцовой техники педагогом

или наиболее подготовленным учеником,

- использование технических средств обучения, демонстрация рисунков.

3. Метод строго регламентированного упражнения, состоящий из

реализации методических подходов:

- метод расчленённо – конструктивного изучения двигательного

действия,

- изучение физического упражнения в целом виде.

4. Метод частично регламентированного упражнения:

- игровая форма обучения,

- соревновательная форма обучения.


Методы функциональной подготовки

1. Метод оптимального сочетания минимальной мощности физических

нагрузок и максимального объёма повторений.

2. Метод оптимального сочетания средней мощности физической нагрузки

со средним и большим объёмом повторений.

3. Метод оптимального сочетания большой мощности физической нагрузки

с малым и средним объёмом повторений.

4. Метод оптимального сочетания большой мощности физической нагрузки

с малым и предельным объёмом повторений.


Необходимой предпосылкой сознательного отношения к деятельности является соответствующая ей мотивация. Мотивация, побуждающая заниматься физическими упражнениями, разнообразна. Нередко, особенно у детей, эти мотивы, с педагогической точки зрения, случайны или малоосуществимы (это увлечение внешними формами движений, стремление приобрести красивую фигуру, узкопонятные спортивные интересы и т.д.). Специалист физического воспитания призван раскрыть занимающимся подлинный смысл физкультурной деятельности, опираясь на первоначальные мотивы, умело подвести воспитанников к пониманию общественной сущности физической культуры, её значения как средства гармонического развития, укрепления здоровья.

Следовательно, на данном этапе раскрыть значение физических нагрузок и физических упражнений для организма человека можно опираясь на чёткое представление об изучаемом двигательном действии, раскрыть понятие гиподинамии, указать к чему приводит малоподвижный образ жизни. Нужно включать в объяснения сведения валеологической направленности: как работают внутренние органы при выполнении двигательного действия, научить правильному дыханию, указать на ошибки во время дыхания.

Например, при выполнении силовых упражнений:

- не следует делать максимальный вдох перед их выполнением, так как это усугубляет нежелательные сдвиги в организме при задержке дыхания,

- желательно, чтобы вдох и выдох делали в середине силового упражнения,

Несмотря на то, что это неудобно делать, так как затрудняется дыхание.

Немаловажное значение имеет врачебно – педагогический контроль на уроках физической культуры, который позволяет следить за правильностью распределения нагрузки, её объёмом и интенсивностью, частотой занятий, характером и продолжительностью разминки и т. д. Наряду с визуальным контролем можно использовать и другие методы контроля за функциональным состоянием спортсмена, занимающегося на уроках физической культуры. Важно также научить учащихся самоконтролю: самостоятельному наблюдению за состоянием своего здоровья и постараться изучить свой организм.


2. 2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО

СОСТОЯНИЯ ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ.


1. Проба Ремберга.

Выявляет нарушения равновесия в положении стоя. Поддержание нормальной координации движений происходит за счёт совместной деятельности нескольких отделов ЦНС. К ним относятся мозжечок, вестибулярный аппарат, проводники глубокомышечной чувствительности, кора лобной и височной областей. Центральным органом координации движений является мозжечок.

Этот тест имеет практическое значение на уроках акробатики, спортивной гимнастики.

Проба Ремберга проводится в четырёх режимах

при постепенном уменьшении площади опоры.

1. положение стоя, руки вперёд,

2. положение стоя, правая рука вперёд, левая на колене,

3. положение стоя, левая рука вперёд, правая на колене,

4. положение «ласточка»

Во всех случаях руки у обследуемого подняты вперёд, пальцы разведены, глаза закрыты

«Очень хорошо» - в каждой позе обследуемый сохраняет равновесие

в течение 15 секунд и при этом не наблюдается

пошатывание тела, дрожание рук и век (тремор)

«Удовлетворительно» - наблюдается тремор

«Неудовлетворительно» - в течение 15 секунд нарушается равновесие

2. Теппинг – тест.

Определяет максимальную частоту движений кисти.

Для проведения теста необходимо иметь секундомер, карандаш и лист бумаги, который двумя линиями разделяют на четыре равные части.

Этот тест имеет практическое значение на уроках спортивных игр.

В течение 10 секунд, в максимальном темпе ставятся точки в первом квадрате, затем – 10 секунд период отдыха и вновь повторяют процедуру во втором квадрате, затем в третьем и в четвёртом. Общая длительность теста - 40 секунд. Для оценки теста подсчитывается количество точек в каждом квадрате . У тренированных спортсменов максимальная частота движений кисти более 70 за 10 секунд.

Снижение количества точек от квадрата к квадрату свидетельствует о недостаточной устойчивости двигательной сферы и нервной системы.

Снижение лабильности нервных процессов ступенеобразно (с увеличением частоты движений во втором и третьем квадратах) свидетельствует о замедлении процессов врабатываемости.

3. Пальцево – носовая проба

Обследуемому предлагается дотронуться до кончика носа указательным пальцем, а затем ещё раз с закрытыми глазами.

В норме отмечается попадание , т. е. дотрагивание до кончика носа. При травмах головного мозга, неврозах, переутомлении, перетренированности и т. п. отмечается непопадание, тремор указательного пальца или кисти.

4. Гарвардский степ-тест

Заключается в подъёмах на скамейку определённой высоты за определённое время, в заданном темпе.

Темп восхождения постоянный и равняется 30 циклам в одну минуту. Каждый цикл состоит из 4 шагов, темп задаётся метрономом (120 ударов в минуту).

После завершения теста обследуемый садится на стул и в течение первых 30 секунд на второй, третьей и четвёртой минутах подсчитывается ЧСС. Если обследуемый в процессе тренировки отстаёт от заданного темпа, то тестирование прекращается.

О физической работоспособности судят по индексу Гарвардского стоп-теста (ИГСТ), который рассчитывается исходя из времени восхождения на ступеньку и ЧСС после окончания тестирования.


Высота ступеньки и время восхождения на неё выбираются в зависимости от пола и возраста обследуемого (таблица 2)

ТАБЛИЦА 2


обследуемые

возраст

высота

ступеньки

время

восхождения

(в секундах)

мужчины

взрослые

50

5

женщины

взрослые

43

5

юноши и подростки

12 - 18

50

4

девушки и подростки

12 - 18

40

4

мальчики и девочки

8 - 12

35

3

мальчики и девочки

до 8

35

2

Индекс Гарвардского степ-теста рассчитывается по формуле:

ИГСТ = ,

Где t – время восхождения в секундах, а F – частота сердечных сокращений

(ЧСС) за 30 секунд на второй, третьей и четвёртой минутах восстановления соответственно. При массовых обследованиях пользуются сокращённой формулой:

ИГСТ = ,

где t - время восхождения в секундах, а F - частота сердечных сокращений/

Этот тест имеет практическое значение на уроках лёгкой атлетики, когда включены упражнения на выносливость.

Критерии оценки результатов теста приведены в таблице 3

Оценка

И Г С Т

отличное

90

хорошее

80 – 89,9

среднее

65 – 79,9

слабое

55 – 64,9

плохое

55






5. Ортостатическая проба Мартине


Наиболее простая и доступная методика определения функционального состояния – это ортостатическая проба Мартине с 20 приседаниями за 30 секунд.

Для большей объективности оценки необходимо соблюдение следующих требований:

Непосредственно перед выполнением пробы не должно быть

- сильного эмоционального напряжения,

- большой физической нагрузки,

- курения.


Выполнение ортодоксальной пробы Мартине.


1. Измерение пульса.

2. Выполнение приседаний 20 раз за 30 секунд (на счёт).

3. Измерение пульса через 1 минуту отдыха.


Если пульс восстановился – это характеризует функциональное состояние как «отличное»,

при восстановлении через 2 – 3 минуты – «хорошее»,

при восстановлении через 6 минут – «удовлетворительное»,

при восстановлении более чем через 6 минут – «плохое».


2. 3. ОБУЧЕНИЕ С ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ

НА ЭТАПЕ УГЛУБЛЁННОГО, МОТИВАЦИОННОГО

И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННО ИНТЕГРАЛЬНОГО ОВЛАДЕНИЯ

ДВИГАТЕЛЬНЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ


Задачи этапа.

1. Совершенствовать устойчивую мотивацию изучаемого двигательного

действия к систематическим занятиям физическими упражнениями и

здоровому образу жизни.

2. Уточнить биомеханические закономерности техники изучаемых действий

и функциональные закономерности.

3. Формировать типичную технику двигательного действия с предпосылками

индивидуализации.

4. Обеспечить целесообразное развитие комплекса двигательных качеств,

составляющих содержание изучаемого двигательного действия.

5. Совершенствовать общий ритм двигательного действия.

6. Обеспечить профилактику двигательных ошибок.

Методы обучения и функциональной подготовки

На этом этапе сохраняет свою активность метод расчленено-детального изучения упражнения. По мере освоения данного этапа в дальнейшем применяется метод целостного упражнения с обучением и закреплением в игровых и соревновательных формах.

При этом ведущим методом функциональной подготовки является метод оптимального сочетания средней мощности физической нагрузки с большим объёмом повторений.

Сохраняют свою актуальность методы вербального обучения и образно – наглядной демонстрации ( кинограммы, учебные плакаты, просмотр спортивных программ).

На этапе мотивационного и дифференцированно – интегрального овладения двигательными действиями нужно далее раскрывать значение физических упражнений и влияние физических нагрузок на организм человека. Нужно раскрыть преимущество морфофункционального состояния организма физически тренированного человека над морфофункциональным состоянием организма нетренированного человека.

Также раскрыть учащимся значение здорового образа жизни, который влияет на формирование костно – мышечной системы, на сохранение и укрепление здоровья, способствует интеллектуальному и духовному развитию личности. При этом здоровый образ жизни предусматривает знания и соблюдения режима, правил питания и личной гигиены, а также осознания вредности употребления алкоголя, табака, наркотиков. Большое значение имеет также практическое использование оздоровительных систем (самомассаж, закаливание, аутотренинг и т. д.).


2. 4. ОБУЧЕНИЕ С ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ НА ЭТАПЕ

ЗАКРЕПЛЕНИЯ МОТИВАЦИОННО-ИНТЕГРАЛЬНОГО ОВЛАДЕНИЯ

ДВИГАТЕЛЬНЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ


Задачи этапа:

1. Завершить формирование знаний теории и методики изучаемого

двигательного действия, функциональной особенности организма.

2. Завершить формирование техники изучаемого двигательного

действия на уровне динамического стереотипа.

3. Сформировать и совершенствовать индивидуальные варианты техники

изучаемого двигательного действия.

4. Развивать и совершенствовать комплекс специальных двигательных

качеств с учётом индивидуального варианта техники двигательных

действий.

5. Обеспечить устойчивый вариант техники физических упражнений по

отношению к психоэмоциональному изменению и утомлению.

6. Сформировать у учащихся способность к контролю и самоконтролю

за качеством изучаемых двигательных действий.

7. Закрепить устойчивую мотивацию к здоровому образу жизни и

занятиям физическими упражнениями.



2. 5. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ


Сохраняют свою актуальность вербальные и образно – наглядные методы обучения. Преимущество занимает метод целостного упражнения. При необходимости исправления двигательных ошибок или уточнений техники применяется расчленёно – конструктивный метод. Ведущим методом функциональной подготовки является метод оптимального сочетания большой мощности физической нагрузки со средним объёмом повторений и метод оптимального сочетания субмаксимальной и максимальной мощности с минимальным объёмом повторений.

На данном этапе надо продолжать раскрывать значение физических упражнений для иммунитета и психического состояния человека, а также аспектов здорового образа жизни.

Немаловажное значение на этапе мотивационно – интегрального овладения двигательными действиями следует уделить психологическому здоровью занимающихся.

На уроках спортивных игр, часто, во время двусторонней игры, учащиеся добиваются того, чтобы их типы поведения были модными. Например речь идёт о быстроте выполнения того или иного задания. Более быстрый и расторопный из партнёров, раздражаясь из-за медлительности другого, пытается добиться у того соблюдения его ритма работы. Если же это не удаётся, а это может быть если причина медлительности в особенности темперамента, а не воспитания, то назревает конфликтная ситуация среди партнёров по команде. Тем самым нарушается состояние психической атмосферы, состояние общего душевного комфорта, обеспечивающие адекватную поведенческую реакцию, психологическую гармонию, доброжелательные, спокойные отношения друг с другом. Всё это и составляет психологическое здоровье.

Поэтому необходимо научить учащихся разбираться в партнёрах по команде, объяснив, что различия в двигательной активности, реакции на ситуации заключаются в индивидуальных особенностях темперамента.

Сила и подвижность нервных процессов, чаще всего, связаны между собой. У какого-либо человека нервные процессы можно охарактеризовать как сильные и, скорее всего, они окажутся и подвижными. Поэтому многие исследователи объединяют компонент силы и подвижности в единую характеристику: экстраверсию – активность и подвижность, обращённость ко внешнему миру или интроверсию – слабость и малоподвижность, обращённость во внутренний мир.

Айзенк, составляя свой тест на тип темперамента, определял кто человек по сочетанию двух факторов: экстра или интроверсии и уравновешенности, которую он называл стабильностью. У него получилось четыре сочетания:

1. экстравертный, стабильный - ХОЛЕРИК

2. экстраверный, нестабильный - САНГВИНИК

3. интровертный, стабильный - ФЛЕГМАТИК

4. интровертный, нестабильный - МЕЛАНХОЛИК

На основании этой классификации, с помощью теста АЙЗЕНКА, каждый может определить степень своей экстраверсии и стабильности, а затем выяснить тип своего темперамента.

ТЕСТ АЙЗЕНКА

Экстраверсия интроверсия

«ДА» + 1, «НЕТ» - 1, «ИНОГДА» 0

1. Часто ли вы испытываете тягу к новым впечатлениям, к тому чтобы

отвлечься, испытать сильные ощущения?

2. Считаете ли вы себя беззаботным человеком?

3. Вы из тех людей, которые не лезут за словом в карман?

4. Любите ли вы часто бывать в компании?

5. Держитесь ли вы в тени на вечеринках или в компании?

6. Обдумываете ли вы свои дела не спеша, и предпочитаете ли вы подумать

прежде, чем действовать? (да - 1)

7. Предпочитаете ли вы работать в одиночестве? (да - 1)

8. Нравятся ли вам первоапрельские шутки?

9. Чувствуете ли вы себя неудобно в какой-либо другой одежде. Кроме

повседневной? (да - 1)

10. Очень ли вы любите вкусно поесть?

11. Предпочитаете ли вы больше строить планы, чем действовать?

12. Говорите ли вы иногда первое, что придёт в голову? ( да + 1)

Стабильность - нестабильность

1. Часто ли вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые могут вас

понять, ободрить, посочувствовать?

2. Очень ли трудно вам отказаться от своих намерений?

3. Чувствуете ли вы себя иногда счастливым, а иногда печальным без

какой-либо уважительной причины? ( да - 1)

4. Бывают ли у вас спады или подъёмы настроения? ( да - 1)

5. Часто ли вы теряли сон из-за тревоги? ( да - 1)

6. Верно ли что вас легко задеть? ( да - 1)

7. Часто ли вы бываете погружены в свои мысли?

8. Бывают ли у вас головокружения? ( да – 1)

9. Трудно ли вам заснуть ночью? ( да - 1)

10. Долго ли вы переживаете после конфуза?

11. Часто ли вы чувствуете себя неловко в обществе людей выше вас

по положению? (да - 1)

12. Часто ли у вас «сосёт под ложечкой» перед важным делом? (да – 1)


Подсчитайте количество балов по каждой шкале. Если по шкале «экстраверсии» оно окажется больше ноля, то вы экстраверт, если меньше – интроверт.

Если сумма балов по шкале «стабильность» выше ноля, то вы стабильны, а если меньше – нестабильны.

Теперь по сочетанию этих двух компонентов определите тип вашего темперамента.

Нужно акцентировать внимание на то, что хороших или плохих темпераментов не существует. У каждого из них есть положительные и отрицательные черты. Темперамент – это врождённое свойство человека, поэтому изменить его невозможно.






III ГЛАВА

АКТУАЛЬНОСТЬ ВАЛЕОЛОГИИ

Здоровье подрастающего человека – это проблема не только социальная, но и нравственная. Ребёнок сам должен уметь быть не только здоровым, но и воспитывать в будущем здоровых детей.

В хорошем здоровье подрастающего поколения заинтересованы все – и родители, и учителя, и врачи, но практика показывает, что они прикладывают недостаточно усилий для его сохранения. Существующая система школьного образования при всей её научности не учитывает главного: конкретного человека, индивидуальных законов его развития. Базовое, а тем более профилированное образование должно не ухудшать, а улучшать здоровье учащихся посредством совершенствования их знаний, формирования умений и навыков укреплять своё здоровье и здоровье окружающих.

Для осуществления наиболее качественного, полноценного обучения учащихся здоровому образу жизни, воспитанию личности заботящейся о своём духовно-нравственном и физическом благополучии должны стать целью разработка и составление внеклассных мероприятий для курса валеологии , с использованием имеющейся по данной тематике научной и художественной литературы.


3. 1. ВНЕКЛАССНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ

При внеклассных формах работы учитель, воспитатель осуществляют преемственность между учебным и воспитательным процессом и тем самым учат детей беречь своё здоровье. В их обязанности входит:

1) Составление, оформление, разъяснение правил для дежурного по

классу, столовой, мастерской, спортивному залу, лагерю и т. д. а также

контроль за их выполнением;

2) Подготовка и проведение экскурсий, туристических походов, отдыха на

природе;

3) Обучение гигиеническим правилам в лагерях труда и отдыха и

контроль за их выполнением;

4) Организация работы учащихся по благоустройству учебных помещений,

прилегающей территории и контроль за их выполнением;

5) Подготовка и проведение праздников здоровья.

Чтобы правильно организовать труд школьников , особенно старших классов, учителю целесообразно руководствоваться основами законодательства по охране труда подростков, учитывать медицинские противопоказания к различным видам работ подростков.


3. 2. ПРАЗДНИКИ ЗДОРОВЬЯ В ЭМОЦИОНАЛЬНО – ИГРОВОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАШИХСЯ

Одной из форм обучения учащихся основам здоровья является подготовка и проведение дня, недели, месячника здоровья как видов эмоционально-игровой деятельности, которые способствуют закреплению урочного материала. Они повышают уровень знаний учащихся о том, как сохранить своё здоровье, формируют соответствующие навыки. Подростковый и юношеский возраст обуславливает переоценку учащимися своих возможностей. Это обязывает учителей, воспитателей находить убедительные мотивы для каждого ученика, побуждающие его к укреплению своего здоровья, раскрытию возможностей своего организма. Праздники здоровья должны постоянно совершенствовать знания, умения и навыки учащихся и укреплять их здоровье.

Тема праздника не должна быть всеобъемлющей. Лучше ограничивать число вопросов и осветить их глубоко, чем поверхностно охватить большой материал. Праздник может проходить в различных формах: «Дискотека здоровья», «Конкурс знатоков здоровья», «Вечер здоровья», «КВН» и т.д.


3. 3. Примерный сценарий праздника для учащихся 1-2-х классов

Праздник здоровья проходит под девизом:

«Я здоровье сберегу, сам себе помогу».

Тема праздника: правила личной гигиены.

Сценарий праздника:

1. Приветствие команд

2. Танец

3. Конкурс «Вымой руки правильно»

4. Стихи, песни о здоровье

5. Эстафета с мячом

6. Конкурс «Класс (команда) Чистюль»

7. Пантомима «Моё здоровье»

8. Домашнее задание «Здоровье»

9. Подвижная игра (эстафета)

10. Подведение итогов, награждение.

Каждая команда имеет своё название и символику, отражающиеся в приветствии команды. При подготовке танца уточняется число танцующих. При проведении конкурса «Вымой руки правильно» жюри информируется о полном наборе правильных действий: закатывание рукавов; смачивание рук; намыливание ладоней, тыльной поверхности кистей, расстояния между пальцами, запястий, ногтей; смывание мыла и повторное намыливание до

пены с повторением всей процедуры; последующее вытирание рук, возвращение полотенца на место; раскатывание рукавов.

Накануне праздника определяется победитель конкурса «Класс (команда) Чистюль». Специальная комиссия и члены жюри контролируют личную гигиену учащихся, порядок в классе, раздевалке. Результаты заносятся в протокол.

Протокол выполнения гигиенических правил

Выполнение правил

личной гигиены

Класс,

Количество- учащихся


Выполнение правил

дежурного по

классу

Класс,

балл


1 - а

1 - б



1 - а

1 - б

Чистота одежды

22

25


Чистота доски

5

5

Чистота носового платка

15

20


Чистота

подоконника

3

4

Чистота рук

28

28


Использование

мыла

5

4

Правильное хранение верхней одежды в раздевалке


18


30


Проветривание

класса

4

5

ИТОГО

83

103


ИТОГО

17

18

Пантомима может проходить на другую тему. Например «Как празднуют дни здоровья Здоровяки и Хлюпики». Домашнее задание может быть в форме выполнения комплекса утренней гимнастики либо в форме выполнения упражнений на осанку, гибкость, точность прыжка. Упражнения, эстафеты и подвижные игры подбираются учителем физкультуры. Результаты всех конкурсов записываются в протокол.

Протокол ведения праздника (пример)

п/п

Название конкурса

комментатор

Класс

(команда)

балл

Примечания

1

Приветствие команд

жюри

1

5





2

5


2

Домашнее задание

физрук

1

4





2

6



3. 4. Примерный сценарий праздника здоровья для учащихся 3-4 классов

Праздник проходит под девизом «Как всё успеть» или «Где взять время».

Тема праздника: как правильно работать (учиться) не причиняя вреда здоровью. Праздник посвящается обсуждению в игровой форме вариантов режима дня.

Сценарий праздника:

1. приветствие команд

2. домашнее задание (выполнение режима дня, рисунки здоровья,

рассказ «Мой выходной»)

3. конкурс «Выбери полезный отдых на перемене»

4. конкурс «Игры на перемене»

5. конкурс «Красивая улыбка»

6. Эстафета с прыжками

7. конкурс - кроссворд о работе сердца

8. эстафета на проверку точности движений

9. конкурс «Доскажи фразу»

10. общая игра или танец

11. подведение итогов, награждение

Исходя из сценария составляется протокол для жюри

Разрабатывая сценарий, учитель должен обосновать необходимость режима дня на доступном учащимся 3-4 классов уровне. Праздник является итогом усвоения соответствующего раздела учебной программы «Человек и его здоровье». В сценарий включаются домашние задания: написать свой режим дня, включая воскресенье; нарисовать рисунок на тему «Что я делаю каждый день для укрепления здоровья», написать рассказ «Мой выходной».

Для проведения конкурса «Выбери полезный отдых на перемене» готовятся 2 комплекта рисунков, изображающие детей на перемене. В конкурсе «Игры на перемене» команды демонстрируют любимую игру. Конкурс «Красивая улыбка» требует полного перечисления правил чистки зубов с демонстрацией действий. Эстафета с прыжками включает прыжки на одной и обеих ногах с продвижением вперёд в быстром темпе по ориентирам. Цель конкурса-кроссворда – закрепить знания о понятиях сердце, расслабление, сосуды, кислород, лёгкие, углекислый газ, упражнения и т.д. «Доскажи фразу» - конкурс для всех. Команды участвуют по очереди.

1 – Платье, обувь и жилище быть должны как можно… (чище)

2 – Помогают нам всегда солнце, воздух и… (вода)

1 – В нашей школе есть закон: вход неряхе… (запрещён)

2 – Крепла чтоб мускулатура занимайся… (физкультурой) и т.д.

Эстафета проверки точности движений готовится педагогом по физкультуре


3. 5. Примерный сценарий праздника здоровья для учеников 5 – 6 классов

Он проходит под девизом «Сам себе доктор» и посвящается теме укрепления здоровья средствами физической культуры.

Сценарий праздника:

1. приветствие команд

2. конкурс «Что входит в понятие «здоровье»

3. конкурс «Самый выносливый»

4. конкурс «Самая гибкая»

5. конкурс «Самый тренированный»

6. эстафета с препятствиями

7. правила личной гигиены после урока физкультуры

8. номер художественной самодеятельности

9. домашнее задание

10. общая подвижная игра, эстафета

11. подведение итогов, награждение

Конкурсы «Самый выносливый» и «Самая гибкая» проводятся с использованием рисунков, определяющих правильность действий. При оценке конкурса «Самый тренированный» определяется: а) частота пульса,

б) сумма силы правой и левой кисти, в) жизненная ёмкость лёгких. Номер художественной самодеятельности готовится обеими командами в одном жанре. Домашнее задание может быть в форме составления «Азбуки здоровья». Команды выбирают слова, начинающиеся с какой-либо буквы, пишут их на карточке и поясняют. Количество букв может ограничено: например 5 (А, Б, В, Г, Д) или 10 (А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З, И, К), можно дать одной команде буквы из первой части алфавита, а другой – из второй.

В ходе праздника целесообразно предложить учащимся такие вопросы:

- как изменяется пульс при выполнении упражнений и почему?

- о чём свидетельствует время восстановления пульса?

- как проверить, что твоё здоровье улучшается? (отсутствие болезни

не означает, что человек хорошо заботится о здоровье)

- почему физкультминутка снимает утомление?

- перечислите свои действия перед сном в тот день, когда был

урок физкультуры или тренировка;

- составьте памятку подготовки к туристическому походу;

- какие ошибки может допустить дежурный при приготовлении

еды на костре?

Праздник может быть посвящён и другим темам: «Физкультура и здоровье»,

«Красивая осанка и здоровье», «Вкусная еда и здоровье»


Протокол ведения праздника (пример)

п/п

Название конкурса

комментатор

Класс

(команда)

балл

примечание

1

Приветствие команд

Член жюри

5 - а

4





5 - б

5


2

«Что входит в понятие «Здоровье» вопрос капитанам

Медицинский работник

5 - а

5




5 - б

5


3







3. 6. Праздники здоровья для учащихся 7 – 8 классов

Сценарии праздников здоровья для данного возраста могут быть построены по прежней схеме, но к составлению и обсуждению их содержания должны привлекаться сами школьники. Можно избрать другую форму, например заседание круглого стола.

В небольших докладах учащихся на тему «Из собственного опыта укрепления здоровья» излагается как положительный, так и отрицательный опыт. Целесообразно ограничить круг рассматриваемых вопросов дающихся предварительно, каким-то одним разделом.

В докладах на тему «Писатели о здоровье» школьники анализируют художественные произведения с позиций укрепления здоровья, зачитывают прозаические отрывки, стихи. Можно дать музыкальное сопровождение.

На заседании круглого стола по теме «Здоровье и профессия» рассматривается подготовка космонавтов. Ребята изучают программу тренировки космонавтов, показатели их жизненных функций, которые затем сравнивают со своими, а также с эталонами здоровья (стандартами развития и физической подготовленности школьников).

На заседании круглого стола целесообразно продумать, обсудить и утвердить коллективом правила здоровья класса.

В данном возрасте особый интерес представляет праздник здоровья, который завершает лекторий «Секреты здоровья».

Лекторий из 5 – 7 лекций может быть проведен врачами центра здоровья или врачом школы. Затем ребята, используя рекомендации лектора и предложенную им литературу, составляют сценарий праздника, облекают полученные знания в интересную форму – стихи, загадки, частушки, присказки и т. д. Конечно же праздник заканчивается награждением активных участников и слушателей.


3. 7. Праздники здоровья для учащихся 9 – 11 классов.

Совершенствование знаний о здоровье в 9-м классе базируется, прежде всего, на таких учебных предметах: «Биология», «Основы безопасной жизни», «Физическая культура», «Физика», «Химия». В 10-11 классах предусмотрен раздел «Мой мир», который содержит несколько тем о здоровье и заключительный диспут «Современный человек – это что такое?»

Знакомство учителей с содержанием перечисленных предметов позволит выделить и спланировать на год внеурочную работу по закреплению навыков сохранения здоровья старшеклассников. Это могут быть внеклассные часы-семинары, вечера (праздники) здоровья, заседания клубов «Сам себе доктор», «Юные учителя здоровья» и др.

Составной частью каждого мероприятия должны быть соревнования в знаниях, умениях продемонстрировать ежедневные приёмы сохранения здоровья, оказание помощи в экстремальных условиях, навыки здорового образа жизни.

Примерный сценарий вечера здоровья для 9-10 классов

Вечер проходит под девизом «Здоровье – главное достоинство Человека». Тема праздника определяется девизом.

Сценарий праздника:

1. Краткая информация о здоровье участников вечера (желательно в

юмористической форме с использованием диаграмм, признаков

заболеваний и т.д.)

2. Приветствие соревнующихся команд

3. Домашнее задание «Здоровье человека и закон»

4. Блиц вопросы капитанам

5. Номер художественной самодеятельности

6. Стихи собственного сочинения, посвящённые здоровью

7. Пантомима «Здоровье» (одна команда представляет, другая

угадывает содержание пантомимы)

8. Загадки и пословицы о здоровье (кто больше назовёт)

9. Подведение итогов, награждение

Завершает вечер дискотека, во время которой желательно продумать комментарии 3-4 танцев по их энерготратам, разнообразию движений, эстетичности. Например: вальс, кадриль, полька, брейк, реп, степ. За наиболее правильный ответ и выполнение танца – приз

Рассмотрев праздники здоровья как внеурочную форму обучения учащихся основам здоровья, выделим общие положения реализации учебных программ.

В начале учебного года следует чётко спланировать все формы работы, их систематичность, последовательность.

Заслуживают внимания межпредметные связи – физики и химии, биологии и физической культуры. Полезно показать взаимосвязь биологии, анатомии и физиологии. Важно раскрыть учащимся анатомические и физиологические основы физической культуры, т.е. познакомить их с жизненными процессами деятельности (физические упражнения, физическая работа

Таким образом, закреплению знаний о здоровье способствуют почти все учебные предметы, т.к. процессы, происходящие в организме, подчиняются биологическим, физическим, химическим, психологическим законам.

3. 8. ТУРИСТИЧЕСКИЕ ПОХОДЫ И ЭКСКУРСИИ

Особую заботу учителей, медицинских работников учебных заведений составляют организация, подготовка и проведение экскурсий, туристических походов и путешествий. Для участия в них дети должны быть:

а) закалены, ибо точно предсказать погодные условия невозможно;

б) физически подготовлены, т.к. в походе требуется выносливость,

умение выдержать непривычную обстановку;

в) информированы о том, как поддерживать здоровье в новых условиях.

Подготовка к туристическому походу включает три этапа:

1 этап – занятия с участниками по специальному тематическому плану, в который обязательно должны входить общие медицинские аспекты (правила личной гигиены, закаливание, самоконтроль, самообслуживание, умение оказывать доврачебную медицинскую помощь, пользоваться аптечкой, питьевой режим, питание, правила приготовления пищи и т.д.)

2 этап – определение степени закалённости, физической подготовленности участников. Такую проверку можно провести в виде соревнований: например кто лучше уложит рюкзак, кто точнее перечислит обязанности дежурного по приготовлению туристического обеда и т.п. Перечень вопросов сообщается заранее, ведутся предварительные беседы, консультации.

3 этап – повторное медицинское освидельствование накануне похода. На каждого участника оформляется справка о состоянии здоровья (может быть общая на всю группу). Справка должна быть заверена медицинским учреждением.

Обязательно связаться с центрами гигиены и эпидемиологии (бывшие СЭС), согласовать с ними состояние источников питьевой воды, места привалов, обсудить вопросы охраны природы.

Руководитель группы отвечает за жизнь и здоровье участников похода.

По окончании многодневного похода он подводит итоги и его оздоровительное воздействие.

3. 9. О ВРЕДНЫХ ПРИСТРАСТИЯХ И ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВЫХ ПРИВЫЧЕК

Формирование здоровых привычек базируется на сознательном самовоспитании учащимися полезных для здоровья стереотипов. Здоровье несовместимо с вредными привычками, разрушающими его, поэтому отказ от них – один из обязательных элементов здорового стиля жизни. К вредным привычкам относятся, прежде всего, различного рода наркоманические пристрастия: наркомания, табакокурение, злоупотребление алкоголем, кофе («кофемания»), чёрным чаем («чаемания»), переедание («пищемания»), половые излишества («сексомания») и прочие виды поведения человека, в основе которых лежит состояние зависимости, т.е. привычка.

Физиологическим проявлением наркомании является перераздражение центра удовольствия ретикулярной формации – подкорковой нервной структуры, которая выходит из-под контроля коры головного мозга и становится диминантой или господствующим центром, подчиняющим себе высшие нервные центры, а с ними и высшую нервную деятельность. Воля, сознание, поведение, память – всё, что отличает человека от животных, становится вторичным, зависимым от этого наркотического средства, которое вызвало удовольствие. В этом смысле наркотик или алкоголь, рок-музыка или секс, кофе или сладости, снотворное или успокаивающее средство стоят на одной линии. Кроме того, они отрицательно воздействуют на функции коры головного мозга, правда, в разной степени. Отсюда вывод: эффект удовольствия , независимо от источника, становясь привычкой, грозит утратой здоровья, а потому его следует контролировать, сдерживать.

С целью повышения эффективности гигиенического обучения и воспитания разработана методика целенаправленного медицинского комментария художественных текстов. Работая с этим материалом учитель может: пополнить свои знания по разделам «Наркомания», «Употребление алкоголя», «Табакокурение», «Половое воспитание и профилактика венерических заболеваний», «Гигиена»; предложить детям прочитать или прослушать отрывки из художественных произведений; задавать вопросы и задания по тексту; обсудить полученную из текста информацию и ответить на вопросы, используя некоторые пояснения к тексту, своего рода «шпаргалку» для учителя.

Наркомания

С давних времён человечеству известны вещества растительного происхождения, обладающие одурманивающим действием, наркотики. С развитием химии были получены искусственные наркотики – лекарства сильного обезболивающего действия, способные привести к психическому заболеванию «наркомании».

Состояние одурманивания способны вызвать и средства бытовой химии. Вызываемое ими заболевание называют «токсикоманией». В своём развитии наркомания и токсикомания проходят следующие стадии:

1) состояние эйфории – удовольствие, комфорт, неадекватные данной ситуации;

2) психическая зависимость – психический дискомфорт при отсутствии наркотика или токсиканта;

3) физическая зависимость или синдром отмены (наркоманы называют его «ломка»).Может развиться острое психологическое расстройство.

Виды наркомании:

Опийная (морфинная) – от употребления опия, морфия и других препаратов

мака; гашишная – от употребления препаратов из конопли (гашиш, анаша, марихуана); эфедриновая – от употребления самодельно обработанного эфедрина; барбитуровая – после приёма снотворных; кокаиновая – при употреблении кокаина; после приёма средств, возбуждающих нервную систему.

Виды токсикомании:

При злоупотреблении успокаивающими средствами (транквилизаторами); при вдыхании средств бытовой и промышленной химии; вследствие приёма некоторых лекарств, воздействующих на центральную нервную систему, антиаллергических и антигистаминных средств.

Зоны первичного наркотизма – Азия (конопля, опийный мак), Южная Америка (растение кока), Африка (растение кат, близкое к кока).

Употребление алкоголя

Одним из видов наркомании является алкогольная зависимость. Алкоголь, или этиловый спирт, в медицинской классификации лекарственных средств относится к противомикробным средствам.

Спиртом хирург обрабатывает руки, кожу перед операцией. В нём в течении получаса становится стерильным скальпель, которым хирург будет оперировать. При наружном применении спирт уничтожает микробные клетки, сушит кожу.

При всех других способах применения, в том числе при приёме внутрь, алкоголь действует как средство для наркоза, т.е. действует непосредственно на центральную нервную систему, вызывая потерю сознания, расслабляя мышцы, выключая болевую чувствительность.

Как все другие средства для наркоза, например эфир, алкоголь – токсическое средство, которое может привести к острому отравлению, циррозу печени, алкоголизму.

Алкоголь – яд для нервной системы. При внутреннем употреблении передозировка его смертельно опасна. Тяжёлое алкогольное опьянение может привести к смерти. Концентрация алкоголя при этом не имеет значения.

При циррозе печени печёночные клетки заменяет соединительная ткань, которая не способна синтезировать белок, витамины, обезвреживать яды.

Алкоголизм – психическое заболевание. Невозможно заранее определить безопасную дозу. Чувствительность к алкоголю зависит от возраста, пола, наследственности, состояния здоровья, настроения и многих других факторов.

Подростки наиболее чувствительны к различным токсическим веществам, так как они переживают очень ответственный период своей жизни – период созревания, когда организм расходует силы на развитие половой системы, на взросление.


Табакокурение

Курение табака либо табачных изделий – самая распространённая вредная привычка наркотического типа. Она обычно сочетается с употреблением алкоголя и может стать начальной стадией пристрастия к наркотикам.

Стадии табакокурения:

1) Начальная, с эффектом эйфории, ложного ощущения повышения

тонуса и работоспособности;

2) Повреждение различных органов и тканей: бронхит, рак губы,

языка, гортани, трахеи; повреждение сосудов нижних конечностей;

С-гиповитаминоз (раздражительность, быстрая утомляемость,

нарушение cна, частые простудные заболевания); нарушение

полового развития детей и подростков, половых функций у взрослых.

Практически нет таких органов и тканей в организме, которые бы не

повреждались при курении. Следует учесть, что пассивное курение,

т.е. нахождение рядом с курильщиком, ещё более вредно, чем само

курение;

3) Наркоманическая – привыкание к табаку, развитие токсикомании.

Табак содержит около 80 вредных веществ. Смешиваясь с выхлопными газами от транспорта, табачный дым образует ещё более опасные соединения. Курящий человек отравляет и других людей т.к. они становятся пассивными курильщиками. Особенный вред пассивное курение наносит ребёнку – растущему организму. Табачный дым и его примеси снижают сопротивляемость к болезням, затрудняют восприятие учебного материала, задерживают возрастное развитие, а оно не восстанавливается и в последующие годы.

Курить или не курить – совсем не личное дело. Курящий человек не имеет морального права считать себя культурным.

Половое воспитание и профилактика венерических заболеваний

Половое воспитание – наиболее сложная проблема педагогики – требует не только медицинской квалификации, но и высокой внутренней культуры педагога и особых методических приёмов, поскольку она предполагает воздействие на самую сокровенную, интимную сферу жизни человека. Составным элементом полового воспитания является противовенерическая пропаганда.

Основная нагрузка по такой пропаганде среди молодёжи ложится на педагогов учебных заведений. Во-первых врачи, которых приглашают читать лекции для молодёжи, обычно не знают осведомлённости аудитории по сути вопроса, не могут быстро определить нужную степень «откровенности» разговора, а главное – зачастую не обладают педагогическими способностями. Именно преподаватели должны начинать противовенерическую пропаганду, а врачи должны дополнять и углублять знания учащихся.

Термин «венерические болезни», используемый в разговорной речи, медицинской и научной литературе для обозначения болезней, которые передаются главным образом при сексуальных контактах, стал узок дл этой группы заболеваний. Их чаще называют болезнями, передаваемыми половым путём.

Согласно международной классификации насчитывается более 20 таких заболеваний. Помимо классических венерических болезней – сифилиса и гонореи, включены трихомониаз, урогенитальный хламидиоз, уреаплазмоз, микоплазмоз, гарднереллез, генитальный герпес, ВИЧ-инфекция, урогенитальный кандидоз, гепатит «В», педикулёз, чесотка и др.

Венерические болезни носят инфекционный характер, т.е. вызываются определённым микробом, который тем либо другим путём попадая в организм, вызывает заболевание. Они не оставляют у переболевшего человека выраженного иммунитета (невосприимчивости). Во врачебной практике нередко встречаются случаи повторных заболеваний сифилисом, гонореей и другими болезнями этой группы. Поэтому противовенерическая пропаганда так важна в системе формирования здорового образа жизни у молодёжи.

Предупреждение венерических болезней

Работа всех социальных институтов по предупреждению венерических заболеваний должна включать:

1) разъяснение о начале половой жизни в более поздние сроки

среди молодёжи;

2) объяснения, что сексуальных контактов со случайными знакомыми

следует избегать, необходимо иметь постоянного партнёра;

3) обучение умелому использованию средств индивидуальной

профилактики венерических болезней (презерватив, раствор

мирамистина 0,01%, раствор хлоргексидина биглюконата 0,05%,

«Фарматекс»)

Чтобы предупредить раннее начало сексуальной жизни, необходимо проводить работу по половому воспитанию, вырабатывать убеждения, взгляды, привычки здорового сексуального поведания.


Гигиена

Гигиена, в частности гигиена детей и подростков, - медицинская наука, изучающая влияние природных и социальных факторов на растущий организм и разрабатывающая на этой основе гигиенические нормативы и требования, оздоровительные мероприятия, направленные на укрепление здоровья. Выделяют гигиены воздушной среды, освещения, двигательного режима, режима обучения. Важной составной частью гигиенической науки является гигиена питания: суточный набор продуктов и их распределение в течении дня, особенности питания в зависимости от возраста, типичные ошибки в питании учащихся и т.д. В пищевой рацион должны ежедневно входить белки (мясо, творог, яйца, рыба, бобовые), а также овощи и фрукты. Учащиеся должны знать, что каждый человек обязан заботиться о своём здоровье и о здоровье окружающих.


ВЫВОД

Совершенствование образования связано с самообразованием педагогов, потребностью в освоении информации, поиске нового в обучении и воспитании, а также их собственным здоровьем и умением сохранить его. Новые подходы к обучению требуют систематизации накопленного материала, в том числе методических пособий по укреплению здоровья подрастающего поколения.

Многие учителя и родители убеждены в том, что забота о здоровье – обязанность врача. Но это не так. Учёными доказано, что здоровье человека лишь на 7 – 10% зависит от здравоохранения и более чем на 50% от образа жизни, т.е. от знаний и умений сохранять его самим человеком. Пренебрежение этим в юные годы приводит к тому, что человек не принимает на себя ответственность за собственное здоровье, не рассматривает здоровье как высшую ценность.

Эффект обучения и воспитания существенно снижается если учителя игнорируют состояние здоровья учеников, если наряду с другими вопросами учебной программы не раскрывают «секреты» их здоровья, если не используют в полном объёме гигиенические правила организации и проведения учебно-воспитательного процесса в школе.

Необходима ежедневная скрупулёзная работа, проводимая по чёткой системе при различных формах обучения и воспитания.

Однако следует отказаться от узкого подхода: только учить, только лечить, только воспитывать. Важны совместные усилия учителей, врачей, родителей и самих детей по предупреждению отклонений их здоровья и в школе, и дома. Нужно показывать преимущества здорового образа жизни, обучать радости ощущать себя здоровым, удовлетворённым от помощи другому в сохранении и укреплении здоровья.

Первым шагом к которому в условиях учебного заведения могут быть уроки и внеклассные мероприятия по валеологии.
















СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агаджанян Н.А., Катков А.Ю. Резервы нашего организма. М. 1991

2. Амосов Н.М. раздумья о здоровье М. 1987

3. Буянов М.И. Размышления о наркомании. Книга для учителя М.1990

4. Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье М. ФиС 1990

5. Гадасина А.Д. Плоды запретов; подростки и секс.

Книга для учителей М. 1991

6.Габович Р.О. Доценко І.І. Профілактична медицина. Загальна гігієна з основами екології К. «Здоров’я» 1999

7. Горащук В.П. Програма учбового предмету «Основи валеології» для учнів

ЗОШ. (старша школа) Луганськ 1996

8. Колесов Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников. М.1982

9. Колесов Д.В. Не допустить беды. О сущности и профилактике

наркомании и токсикомании М. 1988

10. Лисицин Ю.Н., Радбиль О.С., Комаров Ю.М.

Когда привычка приводит к болезни М. 1986

11. Національна программа «Діти України» К. МП, 1996

12. Петленко В.П. Валеология человека. Здоровье-любовь-красота.

В 5 т. СПб., 1996, т 1.

13. Татарникова Л.Г., Поздеева М.В. Валеология подростка (5 – 7 кл.)

СПб. 1997

14. ТверскаяС.С., Утешинский Д.Д. Здоровье человека. Учеб. пособие для

дифференцир. обучения уч-ся 9-11 кл. средней школы М. 1992

15. Ягодинский В.Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя Книга для учащихся М.1986









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Кондаков Валерий Аркадьевич

Дата: 09.11.2022

Номер свидетельства: 617022


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства