kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Особенности использования музыкально-ритмических движений как средство профилактики и оздоровления детей в ДОУ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здоровьесберегающие образовательные технологии по музыке и физкультуре.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Особенности использования музыкально-ритмических движений как средство профилактики и оздоровления детей в ДОУ»»

«Особенности использования музыкально-ритмических движений как средство профилактики и оздоровления детей в ДОУ»


Актуальная тема для разговора во все времена - это здоровье человека.

Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Вместе с тем, результаты изучения динамики основных показателей состояния здоровья и развития ребенка (мониторинг) показали, что у значительной части детей, посещающих дошкольное учреждение, наблюдаются различные отклонения в состоянии здоровья, отставания в физическом развитии.

Таким образом, необходимым стало изучение современных методик по укреплению и сохранению детского здоровья.

В последние годы в нашем детском саду активно внедряются здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей и родителей, педагогов и специалистов детского учреждения.

Здоровьесберегающие образовательные технологии - системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, направленная на укрепление и сохранение здоровья детей; качественная характеристика педагогических технологий критерию их воздействия на здоровье учащихся и педагогов; технологическая основа здоровьесберегающей педагогики.

Цель здоровьесберегающих технологий:

1) Обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание здоровьесберегающей культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, здоровьесберегающей компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

2)Содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей детского сада и валеологическому просвещению родителей.

В связи с этим можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:

- валеологические песенки распевки;

- физкультурно-оздоровительные;

технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования; валеологического просвещения родителей, здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.

Подробнее мы остановимся на валеологических песенках распевках и их технологиях. Инновационный подход к педагогическому процессу в детском саду расширяет возможности использования разнообразных музыкальных жанров. Музыка оказывает положительный эффект на дошкольников. Иногда агрессивные дети, заходя в музыкальный зал, изменяются, вслушиваются в музыку и успокаиваются. Во время пребывания детей в ДОУ необходимо создать самые оптимальные условия. Это является основной задачей педагогического коллектива, т.к. детский сад для ребенка – это его второй дом. Здоровье ребёнка - это его общее благополучное психическое и физическое состояние. Поэтому забота о здоровье ребенка главная задача семьи и государства. В современной педагогике создаются новые методы оздоровления детей. Основу этих методов составляют результаты исследования общего состояния здоровья детей с учетом индивидуальных особенностей. 

К музыкально-оздоровительной работе в ДОУ относится музыкальное и физическое воспитание ребенка. Музыкальные занятия в ДОУ – это основная форма музыкальной деятельности каждого ребенка. При систематических занятиях формируются и развиваются музыкальные и творческие способности каждого дошкольника. Актуальным на сегодняшний день является использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в игровой форме. Например, начать музыкальное занятие нужно с радостных валеологических песенок-распевок, которые зададут хорошее настроение детям на целый день. При таком виде деятельности, как слушание музыкального произведения и разучивание слов песни, можно использовать игровой массаж, пальчиковую игру, пассивную музыкотерапию. Непосредственно перед пением песен следует заниматься дыхательной, артикуляционной гимнастикой, фонопедическими и оздоровительными упражнениями для голосовых связок с целью профилактики простудных заболеваний. Речевые игры лучше сопровождать музыкально-ритмическими движениями, игрой на детских музыкальных инструментах, а танцевальную импровизацию совместить с музыкотерапией. Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий. Музыкальные занятия следует начинать с валеологические песенок-распевок. Упражнение для развития дыхания без звука. Звуковые дыхательные упражнение.

Цель этих упражнений конкретизируется в следующих задачах:
- освобождение артикуляционных мышц от скованности, напряженности;
- развитие подвижности артикуляционного аппарата;
- преодоление дефектов произношения;
- развитие способности тянуть гласный звук, петь связно, при чем четко произнося согласные звуки;
- развитие способности петь слово интонационно чисто. Оздоровительные и фонопедические упражнения проводятся для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Разработки В. Емельянова, М.Картушиной способствует развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга. В работе используются оздоровительные упражнения для горла, интонационно-фонетические (корректируют произношение звуков и активизируют фонационный выдох) и голосовые сигналы доречевой коммуникации, игры со звуком. Например, фонопедическое упражнение «Погреемся»: Музыкотерапия является одной из важной составляющей частью музыкально-оздоровительной работы в ДОУ. Педагог подбирает такое музыкальное сопровождение, которое способно скорректировать психофизическое состояние детей во время их двигательно-игровой деятельности . Правильно подобранный музыкальный материал повышает иммунитет детей, помогает снизить агрессивность, снять головную боль и мышечное напряжение, дыхание становится ровным и спокойным. Н.Ефименко предлагает использовать музыку в течение всего дня: утром во время приема детей, в момент дневного засыпания, при подъеме после дневного сна. Так же использовать музыку на любом занятии в качестве фона и в свободной деятельности.

Компоненты:

• мониторинг здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;

• организация профилактических мероприятий в детском саду;

• закаливание;

• рациональное питание;

• рациональный режим дня;

• здоровьесберегающая среда в дошкольном учреждении.

• контроль и помощь в обеспечении требований СанПиНов.

Цель диагностики здоровья детей - способствовать укреплению здоровья ребенка, его гармоничному развитию. Диагностируя здоровье детей, на практике выделяют 2 направления:

• оценка физического развития;

• оценка физиологических возможностей организма (резервов здоровья).

Работа по физическому воспитанию детей должна опираться на показатели здоровья, уровня физической подготовленности, данные индивидуальных психолого-педагогических особенностей детей.

Достаточно полные сведения для комплексной оценки физического состояния ребенка можно получить при учете и анализе антропометрических и физиометрических данных, показателей физической подготовленности и работоспособности. Вся работа по физическому воспитанию строится с учетом их физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья. Основой является диагностика состояния здоровья и уровня физической подготовленности детей. В этих целях на каждого ребенка составляется индивидуальная карта здоровья, основанная на:

• выписке из медицинской карты ребенка, выдаваемой участковым педиатром;

• анкетированием родителей о состоянии здоровья детей и всех членов семьи;

• анализе первичных навыков по основным видам движений.

В соответствии с индивидуальными картами по каждой возрастной группе составляется сводный «Журнал здоровья» (который также представлен на выставке). Он позволяет педагогам и инструктору по физкультуре иметь четкую картину о состоянии здоровья всей группы и каждого ребенка в отдельности, планировать физкультурно-оздоровительную работу с учетом физических возможностей ребенка.

В процессе физкультурно-оздоровительной работы с детьми проводится систематический медико-педагогический контроль. На основании анализа комплексных результатов наблюдений за детьми и повторной медицинской диагностики даются новые рекомендации педагогам и родителям по проведению следующего этапа физкультурно-оздоровительной работы.

Полноценное физическое и нервно-психическое развитие ребенка возможно лишь при обеспечении его рациональным питанием. Рациональное питание предусматривает использование необходимого набора продуктов, содержащих все пищевые компоненты, витамины, микроэлементы в соответствии с возрастными физиологическими потребностями развивающегося организма ребенка.

В нашем детском саду при организации питания соблюдаются все гигиенические требования к приготовлению, доставке и раздаче пищи. Регулярность питания и создание благоприятной обстановки во время приема пищи способствует выработке у ребенка положительного пищевого рефлекса, что обусловливает поддержание хорошего аппетита.

Каждый прием пищи в детском саду используется как благоприятный момент для воспитания у дошкольников культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.

Важным моментом в организации питания детей можно считать дежурство детей, которые помогают взрослому накрыть стол, разложить столовые приборы, убрать использованную посуду. Однако, особое внимание мы уделяем на то, чтобы у детей, помогающим взрослым, не нарушался режим дня, их деятельность была посильной и не сокращала времени прогулки или дневного сна.

Основные принципы рационального питания:

• Обеспечение поступления всех основных пищевых веществ в количествах, отвечающих физиологическим потребностям детского организма.

• Соблюдение режима питания.

• Выполнение установленных правил технологии приготовленных блюд, обеспечивающих максимальное сохранение пищевой ценности продуктов.

В соответствии с этими принципами при организации питания соблюдаются следующие требования:

-качество поставляемых продуктов;

-выполнение натуральных норм;

-технологии приготовления блюд;

-калорийность питания;

-выход и качество блюд;

-соответствие температуры подаваемых блюд;

-доведение норм питания до детей;

-своевременность приготовления и сроки реализации готового питания;

-количество пищевых отходов;

-культура организации питания.

За все мероприятия, связанные с организацией питания детей ответственность несут: медицинская сестра, заведующий дошкольным образовательным учреждением, воспитатель, помощник воспитателя.

Физически правильно построенный РЕЖИМ имеет важнейшее значение для предупреждения утомления и охраны нервной системы детей, создает предпосылки для нормального протекания всех жизненно важных процессов в организме.

Одна из главных условий правильного построения режима дня - обеспечение его соответствия возрастным психофизическим особенностям ребенка.

Рациональный режим дня представляет собой оптимальное сочетание периодов бодрствования и сна в течении суток при реализации принципа рационального чередования разнообразных видов деятельности и активного отдыха в процессе бодрствования. Учебный план в нашем детском саду построен в соответствии с нормативными документами различного уровня (Федеральный закон от 26.05.2012г. №273-ФЗ «Об образовании Российской Федерации» СанПиН от 15.05.2013 N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 " Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций").

Занятия, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводятся в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности (вторник, среда).

Для профилактики утомления детей сложные занятия сочетаются с физкультурными и музыкальными. В группах допускается проведение организованной деятельности, как в первой, так и во второй половине дня. В подготовительных группах допускается проведение во вторую половину дня организованной деятельности «Физическая культура» и «Музыка».

На основе учебного плана составляется расписание организованной образовательной деятельности на учебный год с учетом здоровьесберегающего режима:

- соблюдение максимально допустимой недельной учебной нагрузки;

- соблюдение длительности занятий;

- соблюдение минимального перерыва между занятиями 10 минут;

- чередование в расписании занятий по сложности с усложнением к середине недели;

- чередование активных и малоактивных видов деятельности детей в режиме дня.

Некоторые занятия мы проводим с детьми старшего возраста во второй половине дня, после дневного сна. Длительность этих занятий не более 25 – 30 минут. Общественно-полезный труд детей старших и подготовительных групп проводим в форме самообслуживания.

Физкультурные занятия проводим не менее 3 раз в неделю. Длительность занятий:

- в младшей группе - 15 минут

- в средней группе - 20 минут

- в старшей группе - 25 минут

- в подготовительной группе - 30 минут.

Одно из трех физкультурных занятий для детей проводится на открытом воздухе. Занятия проводятся только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии спортивной одежды, соответствующей погодным условиям.

Кроме физкультурных занятий ежедневно проводятся утренние гимнастики, включающая в себя комплексы ОРУ, с предметами и без них, комплексы дыхательных упражнений и речевки.

Режим дня во всех возрастных группах включает примерно одинаковые компоненты, однако в зависимости от возраста детей постепенно увеличивается длительность периода бодрствования, объем и интенсивность умственных и физических нагрузок, изменяется их содержание, форма организации, уменьшается длительность дневного сна.

Предметно пространственная среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда в нашем учреждении обеспечивает не только физическую активность детей, но и является основой для их самостоятельной двигательной деятельности. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы рационально организовать среду в группе.

При проектировании предметно-пространственной среды, способствующей полноценному развитию детей, необходимо учитывать следующие факторы:

• Индивидуальные социально-психологические особенности ребенка.

• Особенности его эмоционально-личностного развития.

• Индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности.

• Возрастные и поло-ролевые особенности.

• Любознательность, исследовательский опыт и творческие способности.

В целях реализации индивидуальных интересов предметно-пространственная среда обеспечивает право свободы выбора каждого ребенка на любимое занятие. Развитие любознательности, исследовательского интереса и творческих способностей каждого ребенка основано на создании спектра возможностей для моделирования, поиска и экспериментировании.

Для этого в каждой возрастной группе созданы условия для подгрупповых и индивидуальных активных движений детей (физкультурные пособия, спортивные комплексы).

Итак, здоровьесберегающая среда, созданная в условиях детского сада, способствует обеспечению адаптации ребенка в социуме, реализации потребностей детей в двигательной активности и более эффективному развитию двигательных навыков.

Результатом эффективной работы педагогического коллектива является снижение заболеваемости детей.

Только здоровый ребенок может быть успешен в процессе личностного и интеллектуального развития, а значит, успешен в обучении. От того насколько грамотно организована работа с детьми по физическому воспитанию, насколько эффективно используются для этого условия дошкольного учреждения, зависит здоровье ребенка.

Спасибо за внимание!





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Орлова Ирина Владимировна, Бородина Вера Владимировна, Иванова Наталия Александровна

Дата: 28.09.2021

Номер свидетельства: 587672


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства