Просмотр содержимого документа
««Организация физкультурно-оздоровительной работы с обучающимися 5-9 классов»»
Контрольная работа
на тему: «Организация физкультурно-оздоровительной работы с обучающимися 5-9 классов»
Содержание Введение 1.Физическое воспитание в общеобразовательной школе 2.Физкультурно – оздоровительная и спортивно – массовая
работа в школе 2.1.Гимнастика до занятий 2.2.Физкультминутка и физкультпауза 3.Спортивно – массовая работа в школе 3.1. Цели
3.2.Актуальность работы
3.3. Задачи внеклассной работы 4.Формы внеклассной спортивно – массовой работы 4.1 Спортивные секции и кружки 4.2Спортивные соревнования 4.3.Игры, развлечения 4.4 Походы, экскурсии, прогулки Заключение Введение Основными организационными центрами системы физического воспитания учащихся являются общеобразовательная школа, профессионально-технические училища и средние специальные учебные заведения. В учебных заведениях физическое воспитание осуществляется в процессе учебных занятий, физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, которые проводятся в соответствии с разработанными и утвержденными положениями. Одной из главных задач школы является укрепление здоровья и правильное физическое развитие учащихся. С этой целью используются различные формы: урок физической культуры, физкультминутки, спортивные секции, подвижные перемены, час здоровья, спортивные праздники, дни здоровья и спорта и тд. Ведётся совместная работа учителей физ. культуры и медицинского работника по отслеживанию состояния здоровья. Актуальность темы. К сожалению, многие родители не понимают оздоровительного значения физической культуры и спорта, не уделяют должного внимания физическому воспитанию детей. Поэтому задача преподавателей физического воспитания и тренеров – разъяснить положительное воздействие физической культуры на состояние здоровья и физическое развитие детей. Для решения такой глобальной проблемы наиболее эффективными средствами являются, прежде всего спортивно-массовые мероприятия. На ближайшие годы первостепенным станет совершенствование действующих форм школьной физкультуры, повышение их эффективности, организационного уровня и результативности всех составляющих программу компонентов.
Внеклассная физкультурно - оздоровительная и спортивно-массовая работа решает много важнейших задач. Успешность их решения зависит от правильного, чёткого планирования и организации методической работы в школе в которой принимают активное участие (директор ОУ,
завуч-куратор, председатель методического объединения, классные руководители, медицинский работник школы, родители, совет старшеклассников, попечительский совет школы). Только совместная работа всех звеньев управления школы даёт возможность грамотно и целесообразно организовать спортивно-массовую работу школы направленную на оздоровление школьников, приобщение их к ЗОЖ.
1. Физическое воспитание в общеобразовательной школе При оценке значения физической культуры в школьном возрасте важно учитывать ее необходимость при решении задач общего физкультурного образования и физического развития. Необходимо исходить из того, что двигательная активность — естественная потребность растущего организма, непременное условие физического развития, укрепления
здоровья и повышения сопротивляемости организма неблагоприятным условиям. Однако специальные исследования содержания общего физкультурного образования, двигательного режима школьников убедительно свидетельствуют о недостаточном удовлетворении этих потребностейФизическая культура в школьном возрасте имеет особенно большое значение для формирования необходимых в жизни двигательных умений, навыков, овладения основами их практического использования в разнообразных условиях двигательной деятельности. В обучении двигательным действиям в этом возрасте можно выделить этапы, благоприятные для быстрого и полноценного освоения новых двигательных действий. В процессе направленного использования этой особенности создаются наилучшие условия для всестороннего развития двигательных качеств. Многообразная практика использования физической культуры в школьном возрасте направлена на физическое совершенствование подрастающего поколения. Вместе с тем она должна служить целям обеспечения здорового образа жизни, быта и культурного отдыха, поддержания высокого уровня работоспособности в учебных занятиях и успешного осуществления других видов деятельности. Весь процесс достижения этих целей необходимо связывать со всесторонним развитием личности. 2. Физкультурно - оздоровительная и спортивно - массовые работы в школе. Внеклассная физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа организуется на основе широкой самостоятельной деятельности школьников. Подготовка физкультурного актива, который мог бы самостоятельно руководить этой работой, его обучение и привитие организаторских навыков — задача не только учителя физической культуры, но и всего педагогического коллектива. Физкультурно-оздоровительная работа с учащимися проводится до занятий (гимнастика), во время занятий (физкультминутка и физкультпауза) и между занятиями, на переменах (игры на переменах).
2.1 Гимнастика до занятий На учителей возлагается контроль посещаемости и выполнения упражнений. Комплекс гимнастики состоит из 6—8 упражнений и рассчитан на 10—15 минут. При их составлении и проведении придерживаются следующих методических положений:
упражнения даются в такой последовательности, чтобы активизировать большое количество мышечных групп; первые упражнения должны тонизирующе влиять на весь организм учащихся, организовывать их; комплексы упражнений предназначены для занятий в помещении и на открытом воздухе при учете погодно - климатических условий; гимнастические упражнения до занятий не должны вызывать утомления, но нагрузку на организм необходимо осуществлять постоянно; комплексы упражнений рекомендуется изменять через две недели; к проведению и организации гимнастики до занятий привлекаются учащиеся старших классов, имеющие опыт и организаторские навыки.
2.2 Физкультминутка и физкультпауза Физкультминутка — это кратковременный активный отдых, направленный на улучшение работоспособности учащихся средствами физической культуры. На большое значение этого мероприятия указывал известный педагог К. Д. Ушинский. Он отметил, что, заставив детей встать и сесть, повернуться, поднять руки и опустить их, выйти из-за стола и снова сесть за него стройно, ловко и без шума,— можно способствовать не только сохранению здоровья детей, но и лучшему усвоению учебного материала. Действительно, научными исследованиями доказано, а практикой подтверждено, что выполнение упражнений во время общеобразовательных уроков способствует увеличению количества хороших и отличных оценок в 3,2 раза и уменьшению плохих в 2 раза. Физкультминутку проводят в каждом классе учитель, физорг или общественный инструктор. Она не должна ни утомлять, ни возбуждать детей, и содержать от одного до трех упражнений (для туловища, ног, рук, шеи), выполняемых сидя за партой или стоя. Активный отдых между уроками, который не только снижает чувство усталости, но и создает положительные эмоции, повышающие работоспособность учащихся,— игры на больших переменах. Как и другие мероприятия в режиме дня, они имеют возрастную направленность. Так, с учащимися подросткового возраста можно проводить игры, близкие к спортивным («Мяч по кругу», «Картошка», «Пионербол», «Загони мяч»), а с учащимися старшего школьного возраста—игры, требующие применения силовых способностей и координации движений («Слон», «Круговой слон», «Волейбол в кругу с выбиванием», «Хоккей на асфальте», «Жонглирование футбольным мячом»). Организуют и проводят игры на больших переменах физкультурный активы школы. Игровой актив обязан ознакомить учащихся с содержанием игр, с местом и временем их проведения, подготовить необходимый инвентарь и награды для победителей. Таким образом, организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня позволяют значительно повысить двигательную активность школьников, решить ряд задач образовательного и воспитательного характера, укрепить здоровье, создать положительные, радостные эмоции, которые способствуют повышению работоспособности, успешному усвоению знаний в процессе обучения общеобразовательным
предметам. 3. Спортивно-массовая работа в школе 3.1Цели Цели организации внеклассной спортивно-массовой работы в школе : * углубить знания школьников на основе их интересов и склонностей, * расширить и закрепить арсенал двигательных умений и навыков в конкретных видах спорта, * достигнуть более высокого уровня развития двигательных способностей, нравственных качеств, * приобщить обучающихся к регулярным тренировкам. Спортивно-массовая работа в школе должна строиться не на отдельных круглогодичных секциях, где занимается кучка ребят, а на массовых соревнованиях, матчах, спортивных праздниках, днях здоровья, туристских походах и слетах, всевозможных спортивных встречах между классами, будь то подвижные игры, гонки на санках, настольный теннис, бадминтон, бег на коньках или футбол. 3.2 Актуальность работы Внеклассная спортивно- массовая работа отличается от учебной тем, что: - осуществляется на добровольных началах, а ее содержание и
формы организации определяются с учетом интересов большинства
учащихся и условий школы; - она строится на основе широкой общественной активности
школьников, объединенных в коллектив физической культуры, при контроле и поддержке со стороны администрации, учителей, родителей, шефов; - педагогическое руководство внеклассной работой приобретает
в большей мере инструктивно - педагогический характер, стимулирующий проявление творческой инициативы учащихся. Зная все эти особенности организации внеклассной работы по физическому воспитанию, учитель сможет организовать её так, чтоб она была эффективной и результативной. В этом и заключается актуальность данной темы.
3.3 Задачи внеклассной работы по физическому воспитанию Одним из видов внеклассной работы в школе является массовая физкультурная и спортивная работа. Задачи внеклассной работы: - содействовать школе в выполнении стоящих перед ней учебно-воспитательных задач; - содействовать укреплению здоровья, закаливанию организма, разностороннему физическому развитию учащихся; - углублять и расширять здания, умения, навыки, получаемые учащимися на уроках, физической культуры; - воспитывать и развивать организаторские навыки у школьников; - организовывать здоровый отдых учащихся; - прививать учащимся любовь к систематическим занятиям
физической культурой и спортом.
Организация внеклассной работы Общее руководство работой коллектива физической культуры возлагается на учителя физической культуры, а руководство кружком - на одного из учителей начальных классов. В кружок и коллектив физической культуры учащиеся вступают добровольно, для этого достаточно устного заявления.
4. Формы внеклассной работы 4.1 Спортивные секции и кружки Спорт — это одна из основных форм организации школьников для систематических занятий физическими упражнениями. Составным элементом занятий спортом является учебно-тренировочный процесс, который осуществляется в соответствии с программами спортивных секций. В учебных группах секции 15-20 человек.
Комплектование групп производится с учетом возраста и физической подготовленности учащихся. В период подготовки к соревнованиям создаются команды. Количество участников зависит от условий соревнований. Участники команд не прекращают занятий в секции. Кроме того, с участниками команд могут проводиться дополнительные занятия (тренировки). В каждой учебной группе избираются старосты, а в командах –
капитаны. Старосты и капитаны напоминают учащимся о занятиях, учитывают посещаемость, помогают совету коллектива (кружка) и руководителям групп в их работе. Спортивные секции создаются для учащихся, желающих заниматься определенным видом спорта. Основные задачи секций: - приобщить школьников к систематическим занятиям спортом; - содействовать их спортивному совершенствованию в избранном
виде спорта; - готовить их к участию во внешкольных соревнованиях; - содействовать приобретению знаний и навыков инструкторской
работы и судейства соревнований. Основными задачами спортивных секций в общеобразовательной и профессиональной школе являются:
- всестороннее физическое развитие, укрепление здоровья и закаливание организма учащихся; - развитие индивидуальных физических способностей до высокого уровня с целью достижения спортивного успеха в соответствии с возрастом и полом; - формирование в процессе занятий моральных и волевых качеств, привитие навыков культурного поведения; - совершенствование организаторских способностей в спортивно-массовой и оздоровительной работе с учащимися разного возраста.
Задача кружка - активизировать двигательный режим детей, расширить их знания, двигательные умения и навыки; формировать у них потребность к регулярным занятиям физическими упражнениями. Направленность занятий должна обеспечивать разностороннее физическое развитие учеников, овладение ими школой движений, формирование у них правильной осанки, улучшение качества усвоения материала учебной программы. В занятия включаются главным образом упражнения школьной программы, выполняемые в усложненных условиях и преимущественно в игровой форме. 4.2Спортивные соревнования Спортивные соревнования, которые организует совет физкультуры школы, не ограничиваются отдельными видами спорта. Практика физической культуры накопила огромный опыт проведения спортивных соревнований в школе под названиями « Стартслет», «Веселые старты», «Старты надежд», «Малые Олимпийские игры» и др. Для их проведения необходимы:
- разработка сценария, привлечение всех желающих участвовать в соревнованиях; - создание торжественной и праздничной атмосферы; - соблюдение традиционного ритуала открытия и закрытия соревнований; - четкое выполнение сценария и объективное судейство; - награждение победителей соревнований, физкультурного актива школы; - соревнований не должна превышать двух часов.
Спортивные соревнования являются одной из самых интересных, увлекательных форм внеклассной работы по физическому воспитанию в начальной школе. Они содействуют привлечению учащихся к систематическим занятиям физическими упражнениями дома и в коллективе физкультуры, повышают физическую подготовленность учащихся, сплачивают детский коллектив. Соревнования, как и другие виды внеклассной работы, включаются в общий годовой план работы школы. В начале учебного года точно определяются сроки проведения, положение и программы соревнований. С учетом этих сроков заблаговременно проводится подготовка к соревнованиям. Лучшими сроками для проведения соревнований являются каникулы -- зимние, весенние и летние (фазу по окончании учебного года). Спортивные соревнования организуются и проводятся непосредственно учителями под общим руководством директора школы. Самое активное участие в них должны принимать и коллектив физкультуры. Лучшие учащиеся-спортсмены старших классов оказывают помощь в подготовке учащихся начальных классов к соревнованиям и в проведении их. 4.3 Игры, развлечения Самыми простыми и массовыми формами внеклассной работы с учащимися являются игры и развлечения. Игры организуются как с небольшой группой учащихся одного класса, так и с большими группами учащихся двух-трех классов. Чем многочисленнее группа играющих, тем лучше должны быть подготовлены организаторы и затейники из учащихся. Игры следует проводить в виде так называемого «часа игр», общее руководство которым осуществляется учителями. «Часы игр» проводятся во внеурочное время, а также и каникулярный период, причём сбор детей для участия в играх назначается в определенный день и час в школе или на площадке. В хорошую погоду осенью и зимой, а также в летнее время игры проводятся на открытом воздухе; лишь в ненастную, ветреную и холодную погоду они проводятся в закрытом помещении где температурные условия для игр на воздухе те же, что и для занятий другими упражнениями. Проводимые игры всегда должны соответствовать возрасту и подготовленности играющих, быть доступными для мальчиков и девочек, простыми по содержанию, легко объяснимыми, интересными и увлекательными.
4.4.Прогулки, экскурсии, походы Прогулки, экскурсии и походы имеют большое образовательное и воспитательное значение, поскольку дети знакомятся с природой, родным краем и его достопримечательностями. Эти мероприятия содействуют совершенствованию навыков в ходьбе, беге и играх, закаляют организм и укрепляют здоровье детей, способствуют приобретению навыков самообслуживания, поведения и ориентировки на местности и т п. Неоценимую роль они играют в создании и укреплении детского коллектива, в воспитании чувства дружбы и товарищества. Прогулки, экскурсии и походы чаще всего проводятся пешком, зимой могут быть использованы лыжи. Протяженность маршрутов не должна превышать 5-7 км в оба конца, для учащихся I-ІІ классов, 8-10 км - для учащихся ІІІ классов. При этом в середине пути необходим отдых в течение 1-2 ч. Небольшие прогулки и экскурсии (при минимальном расстоянии) могут проводиться в любой учебный день; прогулки и экскурсии на большое расстояние, а также походы только в выходные или каникулярные дни. Каждое из этих мероприятий тщательно подготавливается, подробно разрабатывается план проведения. В плане предусматриваются задачи мероприятия, маршрут, места непродолжительного и длительного отдыха, занятия и игры в пути и на большом привале, инвентарь, личное к коллективное снаряжение участников. О предстоящей прогулке или экскурсии учащиеся предупреждаются заранее. Руководитель прогулки, экскурсии или похода обязан хорошо знать состав и состояние здоровья учащихся, чтобы решить вопрос о допуске их к участию в проводимом мероприятии. Необходимо также хорошо знать и физическую подготовленность учеников. План похода разрабатывается руководителем и утверждается директором школы. Готовность каждого участника проверяется руководителем за один два дня до похода и непосредственно перед выходом. К участию в походах следует привлекать медицинский персонал школы (врача или медсестру). Во время походов детей следует учить ориентироваться на местности по компасу и часам. В походе детей следует учить разжиганию костра. Костер разжигать надо в таком месте, чтобы он не портил корней зелени, не мог служить причиной лесного пожара; от ближайших деревьев костер разжигается в 5--6 м. После возвращения участников похода один из номеров школьной стенной газеты следует посвятить итогам его проведения.
Заключение Учащиеся общеобразовательных школ в результате такой физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы достигают оптимального уровня физической подготовки.