Организационно-методическое обеспечение отбора юных спортсменов в спортивной аэробике
Организационно-методическое обеспечение отбора юных спортсменов в спортивной аэробике
Спортивный отбор - длительный, многоступенчатый процесс, который может быть эффективным лишь в том случае, если на всех этапах многолетней подготовки спортсмена обеспечена комплексная методика оценки его личности, предполагающая использование различных методов исследования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Организационно-методическое обеспечение отбора юных спортсменов в спортивной аэробике»
Организационно-методическое обеспечение отбора юных спортсменов в спортивной аэробике
Смольянинова Ю.Н.
МБУДО «Детско-юношеская спортивная школа № 4» г. Тамбова
По существующей классификации, к группе сложно-координационных видов спорта относятся спортивная, аэробная и художественная гимнастика, акробатика, прыжки в воду, прыжки на батуте, синхронное плавание, фигурное катание на коньках , а так же ряд «новых» зимних видов спорта сноубординг, фристайл, включенных в программу Олимпийских игр. Несмотря на общность требований, предъявляемых к спортсменам в сложно-координационных видах спорта, в каждом из них есть свои специфические особенности, а неоднозначность техники предполагает и различия в требованиях к способностям ребенка осваивать те или иные формы движений. Поэтому, проводя отбор и оценивая перспективность юного спортсмена, необходимо, в первую очередь, ориентироваться на такие значимые показатели как двигательная координация, состояние анализаторных систем, вестибулярная устойчивость, которые должны стать основными критериями пригодности в сложно-координационных видах спорта. Все это диктует необходимость проведения специальных исследований направленных, в первую очередь, на определение тех координационных способностей, от уровня развития которых зависит успешность спортивной специализации и результативность соревновательной деятельности в отдельно рассматриваемом виде спорта.
Спортивный отбор - длительный, многоступенчатый процесс, который может быть эффективным лишь в том случае, если на всех этапах многолетней подготовки спортсмена обеспечена комплексная методика оценки его личности, предполагающая использование различных методов исследования (педагогических, медико-биологических, психологических, социологических и др.).
Существует естественный и искусственный вид отбора. К естественному отбору можно отнести - противопоказания для занятий видом спорта по состоянию здоровья; отсутствие устойчивого интереса на начальных этапах спортивной подготовки; личное разочарование и отсутствие должной мотивации в избранном виде спорта.
Искусственный отбор разработка и осуществление мероприятий спортивного отбора по определенным критериям, позволяющим выделить наиболее «сильных», перспективных и одаренных спортсменов из числа занимающихся данным видом спорта; отсев неперспективных спортсменов.
Как же на практике осуществляется отбор в спортивной аэробике? Как реализуются научно обоснованные методики по организации спортивного отбора?
Для ответа на эти и другие возникающие в процессе работы вопросы было проведено анкетирование и интервьюирование тренеров, специалистов, занимающихся вопросами отбора и подготовки спортсменов в спортивной аэробике.
Большинство респондентов отметило, что спортивный отбор в настоящее время осуществляется по строго устоявшимся в педагогической практике правилам. В спортивной аэробике дети отбираются, как и раньше, в детских садах. Респонденты отметили, что к отбору и ориентации физически одаренных детей привлечен большой контингент учителей физкультуры, которые владеют бесценной информацией полученной в процессе долгосрочного наблюдения за ребенком на уроках физической культуры. Его прогноз спортивной успешности имеет важное значение в определении спортивной пригодности ребенка. Значительная часть респондентов отметила, что посещает уроки по физической культуре в школе и, наблюдая за детьми, определяет тех, кого можно пригласить для занятий в спортивных секциях. Большая часть респондентов отмечает, что эффективность первого этапа отбора во многом зависит от агитационной и сугубо педагогической работы, направленной на воспитание у ребенка интереса к спортивно-оздоровительной деятельности. Она заключается в подготовке стендов, отражающих успехи спортивной школы, красочных объявлений о наборе, в организации дня открытых дверей и показательных выступлений. Значительно расширяются возможности отбора, если по инициативе ДЮСШ проводятся внутренние или районные соревнования.
Первым этапом отбора можно назвать организацию групп подготовки к приемным испытаниям в ДЮСШ. В них должны приниматься все желающие, имеющие медицинское освидетельствование и желание. Такие группы призваны решать две главные задачи: массовое привлечение детей к занятиям спортом и отбор наиболее перспективных для приема в ДЮСШ.
Второй этап – отбор в учебно-тренировочные группы начальной спортивной подготовки. Поэтому цель отбора для начальной спортивной подготовки – определение пригодности к спортивному совершенствованию
Третий этап – отбор в группы спортивного совершенствования. Задача этого этапа – целенаправленная подготовка смены командам мастеров. Цель отбора на этом этапе состоит в оценке перспективности юных спортсменов.
Четвертый этап – отбор в команду мастеров и группы высшего спортивного мастерства. Например, тренер команды мастеров в групповых выступлениях ищет не просто сильного спортсмена, но и подходящего по стилю, технике выполнения, совместимого с командой.
Отдельного разговора заслуживает ответ на вопрос о методах диагностики различных сторон двигательной подготовленности. Во многих спортивных школах, по мнению респондентов, методы объективной диагностики физической подготовленности подменяются субъективными, не отвечающими требованиям «тестологии», контрольными упражнениями. Это приводит к серьезным ошибкам не только в оценке двигательных качеств, но и сводит на нет, объективность в оценке спортивных способностей ребенка. Респонденты убеждены, что необходима разработка и опытная проверка эффективности различных моделей отбора, осуществляемых в рамках предлагаемых инновационных направлений. Например, при отборе детей для занятий спортивной аэробике рекомендуется обращать внимание на следующие критерии отбора: педагогические, социологические, психологические, медико-биологические.
Педагогические критерии позволяют оценивать уровень развития физических качеств и спортивно-технического мастерства спортсменов, его общей и специальной физической подготовленности.
Медико-биологические критерии выявляют морфо-функциональные особенности, уровень физического развития, состояние анализаторных систем организма спортсмена и состояние его здоровья.
Психологических критерии определяет особенности психики спортсмена, оказывающие влияние на решение индивидуальных и коллективных задач в ходе спортивной борьбы.
Важны также и социологические критерии которые позволяют получить данные о спортивных интересах, раскрыть причинно-следственные связи формирования мотиваций к длительным занятиям спортом и высоким спортивным достижениям.
Многообразие видов двигательных координационных способностей не позволяет оценивать уровень их развития по единому критерию. Поэтому в физическом воспитании и спорте используют различные показатели, наиболее важными из которых являются: 1) время, затрачиваемое на освоение нового движения или какой-то комбинации. Чем оно короче, тем выше координационные способности; 2) время, необходимое для “перестройки” своей двигательной деятельности в соответствии с изменившейся ситуацией. 3) координационная сложность выполняемых двигательных заданий или их комбинации. В качестве заданий-тестов рекомендуется применять упражнения с асимметричным согласованием движений руками, ногами, головой, туловищем, как наиболее сложные и реже встречающиеся в двигательном опыте человека; 4) точность выполнения двигательных действий; 5) сохранение устойчивости при нарушении равновесия; 6) стабильность выполнения сложного в координационном отношении двигательного задания ее оценивают, например, по показателям целевой точности.
Ранняя специализация накладывает отпечаток и на содержание учебно-тренировочного процесса, который в это время направлен на решение своих специфических задач - это построение мощного фундамента предстоящей специализации. Основу этого фундамента, помимо традиционных видов подготовки (физической, технической, тактической, психологической, теоретической), составляют и специфические, характерные для спортивной аэробики, это вращательная (вестибулярная подготовка), прыжковая, акробатическая и хореографическая подготовка.
Найти таких детей, приобщить к занятиям спортом, основная задача решаемая системой спортивного отбора. Остроту данной проблеме придает нынешнее демографическое и социальное состояния общества, которое требует от специалистов, занимающихся проблемой отбора и ориентации в спорте, критического подхода к представлениям о спортивных способностях и таланте, разработке методов их диагностики и оценки развития на различных этапах многолетней подготовки. Только на основе анализа различных научных взглядов и направлений, объединения знаний в области физического воспитания, спортивной физиологии, психологии и генетики, широкого использования достижений научно-технического прогресса возможно совершенствование системы спортивного отбора.