Просмотр содержимого документа
«Организация воспитательной работы в спортивных школах, культивирующих восточные единоборства (ушу) »»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО РАЙОНА
ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ
«ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА № 5»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
В СПОРТИВНЫХ ШКОЛАХ, КУЛЬТИВИРУЮЩИХ
ВОСТОЧНЫЕ ЕДИНОБОРСТВА (УШУ) »
Составитель: Соловьева Н.И.
Ростов-на-Дону
2018
Содержание
Стр.
I
Введение
3
II
Специфика воспитательной работы в спортивной школе
4
III
Роль и функции педагога (тренера-преподавателя) в организации воспитательной деятельности спортивной школы
10
IV
Роль семьи в воспитании подростков
12
V
Религия как один из факторов воспитания подростков
13
VI
Взаимосвязь восточной и современной философии формирования гармонично развитой личности
13
VII
Заключение
17
VIII
Литература
18
Введение
Социальный заказ государства на воспитание человека современно образованного, нравственного, предприимчивого, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающего чувством ответственности за судьбу страны, нашел отражение в Концепции модернизации российского образования на предстоящее десятилетие, Государственной программе патриотического воспитания граждан России.
Особая роль в воспитании, творческом развитии, гражданском становлении ребенка принадлежит учреждениям дополнительного образования детей. Не случайно вопрос о состоянии и перспективах развития системы дополнительного образования детей еще в марте 2000 года был заслушан на заседании Правительства Российской Федерации. Основные меры по сохранению, укреплению и дальнейшему развитию системы дополнительного образования детей нашли отражение в соответствующем распоряжении Правительства Российской Федерации, во исполнение которого разработана Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей и другие нормативные документы.
Однозначного ответа на вопрос: как воспитывать детей – дать невозможно; уж слишком много факторов и жизненных обстоятельств влияют на выбор того единственно правильного решения, которое предопределит дальнейшее успешное развитие личности подрастающего человека.
Воспитание (от древнерусского) – възъпитание, возвышенное духовное питание человека, связанное с умением извлекать спрятанное.
В энциклопедии (МСЭВ, т.2, с. 615) дается классическое определение воспитания: «Воспитание – целеустремленное и систематическое воздействие на воспитуемого с целью формирования у него определенного мировоззрения, нравственного поведения, выработки определенных черт характера и воли, привычек и вкусов, развития определенных физических свойств, умственных способностей и т.п.».
Исходя из обобщенного представления мирового сообщества об облике человека XXI века, целью нового воспитания должно стать содействие индивидуальному развитию детей, раскрытию их творческого потенциала, приобщению к материальной, духовной и нравственной культуре и формированию гражданского самосознания.
Содержание воспитания необходимо наполнить ценностями духовной культуры, мировоззрения и нравственности, обеспечивая интеллектуальное, этическое, физическое воспитание, культивируя в детской среде здоровый образ жизни и формируя в личности готовность к самостоятельной профессиональной и семейной жизни.
Воспитывать – значит помогать, содействовать тому, чтобы ребенок состоялся как индивидуальность, как личность.
Физическое воспитание, как один из видов воспитания, это образовательно-воспитательный педагогический процесс с общепедагогическими принципами и специфическими особенностями.
Физическое воспитание осуществляется через упорядоченную двигательную деятельность по определенным принципам и нормам в формах типичных для физической культуры, но не спонтанно.
Физическое воспитание способствует решению общих задач воспитания – нормальному духовному развитию, которое невозможно без двигательной активности.
Целью физического воспитания является содействие гармоничному развитию личности.
Из вышесказанного следует, что, помимо укрепления здоровья, занятия физической культурой и спортом необходимы и для воспитания высоких нравственных и моральных качеств учащихся.
Одной из основных и в тоже время наиболее сложных задач, стоящих перед учреждениями дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности, является личностное развитие детей.
Современная педагогика выделяет несколько основных факторов воспитания детей, имеющих специфические свойства их воздействия на формирование личности подростка. Среди них: семья, религия, школа, и личность педагога.
II. Специфика воспитательной работы в спортивной школе
Воспитательная ценность учреждений дополнительного образования детей (в том числе и спортивных школ) заключается в том, что они создают условия для обеспечения педагогически целесообразной, эмоционально привлекательной деятельности школьников, удовлетворения потребности в новизне впечатлений, творческой самореализации, общении и самодеятельности.
Занятия физической культурой и спортом являются одной из форм жизнедеятельности, через которую осуществляется воспитательный процесс в спортивных школах.
Занятия физической культурой и спортом – это объединение детей по интересам.
Специфика воспитательной работы в спортивной школе состоит в том, что она проводится на всех этапах обучения детей, и охватывает все формы организации образовательной деятельности учащихся в спортивной школе: учебно-тренировочный процесс, учебно-тренировочные сборы, летнюю оздоровительную работу.
Особенностью построения образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования является добровольность посещения занятий. В связи с этим тренер-преподаватель постоянно должен искать пути формирования мотивации к занятиям выбранной деятельностью у ребенка. Высокая степень ответственности за выбор ребенка и его моральное удовлетворение сделанным выбором ложится не только на конкретного тренера-преподавателя, ведущего занятия с конкретной группой занимающихся, но и в целом на педагогический коллектив учреждения.
Никто не в состоянии воспитать личность, если сам ею не является. Воспитание через пример – общий принцип, соблюдение которого содействует личностному росту. Такое воспитание может происходить и происходит совершенно бессознательно и потому является самой старой и, пожалуй, самой действенной формой воспитания вообще.
На протяжении многолетней спортивной подготовки тренер формирует у занимающихся патриотизм, нравственные качества (честность, доброжелательность, самообладание, дисциплинированность, терпимость, коллективизм) в сочетании с волевыми (настойчивость, целеустремлённость, смелость, упорство, терпеливость), эстетические чувства прекрасного, аккуратность, трудолюбие.
Воспитательные средства:
Личный пример и педагогическое мастерство тренера-преподавателя;
Высокая организация учебно-тренировочного процесса;
Атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, товарищества;
Дружный коллектив;
Система морального стимулирования;
Наставничество опытных спортсменов;
Воспитательные дела.
Основные воспитательные мероприятия:
Торжественный приём новых учащихся;
Проводы выпускников;
Праздничное подведение итогов учебного года;
Просмотр соревнований и их обсуждение;
Просмотр шедевров мировой кинематографии (в том числе и тематическое) и их обсуждение;
Проведение тематических праздников;
Встречи со знаменитыми спортсменами;
Экскурсии, культпоходы;
Тематические диспуты и беседы;
Трудовые сборы, субботники;
Оформление стендов, газет.
Тренеру-преподавателю приходится сталкиваться с рядом серьёзных проблем. Значительное ухудшение состояния физического и психического здоровья детей и подростков - социального будущего нашей страны - происходящее на фоне резкого увеличения употребления спиртных напитков (алкоголизация среди подростков 15-17 лет приобрела массовый характер - спиртные напитки употребляют 72-92% мальчиков и 80-94% девочек, доля часто употребляющих спиртное составляет 17%.).
Неудовлетворительный количественный и качественный уровень физической подготовки в школах, полное отсутствие или извращенные ценностные ориентиры у молодежи.
Воспитательный аспект деятельности тренера-преподавателя должен быть заложен в иерархии целей, которые необходимо структурировать на принципах, так называемого, личностно-ориентированного воспитания, концепция которого схожа с принципами личностно – ориентированного образования. Воспитание мы, вслед за Х.Й. Лийметсом и Л.И. Новиковой, понимаем как целенаправленное управление процессом развития личности ребенка. Этот процесс должен пронизывать всю жизнь ребёнка: ведь развитие личности происходит и на уроке, и за его пределами, и в школе, и вне школы. И всюду на этом пути ребенку нужен взрослый, который окажет ему помощь в «трудной работе роста».
Ясно, что данная трактовка воспитания предполагает принципиально иную, по сравнению с традиционными представлениями, воспитательную деятельность педагогов, что станет возможным при условии кардинальных изменений, как в сфере профессионального сознания педагога, так и в сфере практической деятельности. Такой подход уже много веков используется в восточной педагогической традиции.
Схематично универсальную сферу любой деятельности можно изобразить в виде разбитого на сектора круга. Круг - символ гармоничной завершённости, сектора - составные части гармонии.
Так и образовательно-развивающе-воспитывающую сферу деятельности тренера-преподавателя в восточных единоборствах необходимо дополнить дисциплинами, которые бы помогали более эффективно решать вопрос развития ребенка. К таким дисциплинам можно отнести:
Альпинизм;
Подводное плавание с аквалангом;
Парашютную подготовку;
Горно-пешеходный туризм;
Военно-спортивную подготовку.
Воинское искусство многогранно, и каждый может в нём найти занятие по душе. Стать более сильным и быть уверенным в себе, добиться высоких спортивных результатов или поправить здоровье - вот тот перечень основных целей, преследуемых детьми при приходе в секцию боевых искусств. При этом, не нарушая основных принципиальных устоев, необходимо дать возможность каждому реализовать свои цели.
Ведь боевые искусства не что иное, как тот же самый круг, разбитый на сектора, но имеющий одно существенное отличие - все сектора базируются на универсальных философских законах, поэтому освоение можно начать с любого из них.
Здесь происходит и переоценка роли тренера-преподавателя в развитии ребёнка. Восточные единоборства являются феноменом, объединяющим в себя практическую деятельность, базирующуюся на универсальных философских законах, богатейшую традицию и являются мощнейшим инструментарием, формирующим личность человека. Исходя из этого, основная цель учителя заключается не в даче определённого сектора знаний, а в привлечении ребёнка к многогранному миру искусства, способности переориентировать его ценности на более высокие и одухотворенные. Реализовав цели ребёнка, мы переходим к следующим этапам. Первый этап – это перевод ребёнка от частных личностных целей к, так называемым, социально одобряемым. Следующий этап предполагает компоненты морали и нравственности, а последний - это переход от частных, локальных целей самосовершенствования детей к изучению и осознанному применению философских принципов, на которых базируется данная система.
Всё выше сказанное в большей степени относится к непосредственной тренировочной деятельности, но воспитание на этом не заканчивается, а продолжается во вспомогательных дисциплинах.
Если говорить о соревновательной деятельности, являющейся вершиной деятельности любой спортивной организации, в том числе и спортивной школы, хочется обратить внимание на удивительный феномен восточных единоборств – улучшение спортивной результативности в процессе переоценки роли спортивных состязаний в образовательном процессе. Соревнования необходимо рассматривать через призму целей участия ребёнка в них. Нами выделяются следующие цели:
Победа, как основная цель участия в поединке (в соревнованиях).
Основная цель участия в поединке – грамотное построение его. В этом случае победа в поединке желанна, но не является самоцелью на данном этапе развития спортсмена.
Цель – полная эмоциональная устойчивость во время проведения
поединка (экстремальной ситуации), когда боец становится выше победы,
либо поражения, когда поединок (экстремальная ситуация), в том числе и ре-
зультат поединка, не оказывает на него психологического и эмоционального
воздействия.
Первый этап, как правило, длится 3-5 лет, когда ребёнок учится побеждать, к завершению которого он выходит на уровень стабильного спортивного результата.
Второй этап длится от 3 до 7 лет. Одной из особенностей данного этапа является снижение спортивной результативности на начальном этапе его освоения. К середине его спортивная результативность выравнивается, а к завершению выходит на принципиально новый уровень, не доступный предыдущему (первому) этапу.
К освоению третьего этапа необходимо приступать только после полного освоения предыдущего при стабильной результативности и качества проведения поединков. Данный этап вообще отвергает результат поединка (соревнования) как самоцель. Он учит психологическому состоянию, известному из древних источников как «сознание, уподобленное глади озера». Суть его сводится к тому, что эмоции и чувства являются раздражающим фактором для сознания, как ветер, вызывающий рябь на глади воды, неспособной объективно отражать действительность. Данное состояние сознания доступно только «Мастеру», способному объективно реагировать в любой экстремальной ситуации. Данный этап способен вывести не только результативность спортивной деятельности, но и любой другой вид практической деятельности человека, на несоизмеримо высокий уровень. Здесь и кроется ранее сказанный феномен – способность достичь высокого спортивного результата без ориентирования на его достижение.
К соревнованиям необходимо относится и как к фактору, позволяющему выявить ошибки и в большей степени недопонимание учениками тех принципов, которые им объяснялись ранее.
Нельзя забывать, что к ушу дети, как, в общем, и их родители, относятся не только как к спорту, единоборству, но и как к деятельности формирующей навыки самообороны. Таким образом, к соревнованию необходимо относится как к последнему экзамену перед возможным выходом в реальный поединок, процесс самопреодоления, ну и, конечно же, психологическая подготовка, позволяющая воспитанникам бороться со своими страхами перед болью или поражением. Ведь страх – это не патология, патологией является трусость. А страх – это материал, из которого родится смелость, если побороть его или в трусость, если страх победит нас.
К одной из разновидностей воспитательной деятельности необходимо отнести показательные выступления. Показательные выступления, проводимые во время спортивных и культурных мероприятий, решают достаточно специфические проблемы, в отличие от банальной пропаганды и популяризации своей деятельности, хотя и не отрицая её. Основной целью является эстетическое воспитание детей и подростков, ведь для того чтобы эстетично показать такое неэстетичное занятие, как «мордобой» надо обладать высокой технической подготовленностью, сценическим мастерством, ну и, конечно же, иметь эстетическое начало в душе. Психологическая подготовка, заложенная в показательных выступлениях, является «мягкой», так как страх перед выходом на сцену, сроднен страху предшествующему выходу на ринг, но эмоциональный окрас является положительным в отличие от, зачастую, отрицательных эмоций связанных с соревнованиями в такой спортивной области, как единоборства. Культура движения, чувство партнёра то же немаловажные аспекты, вырабатываемые в процессе подготовки к показательным выступлениям.
Аттестация на квалификационные ступени, сдача контрольно-переводных нормативов помимо контрольной функции являются способом самореализации, возможностью наглядного восприятия результативности своей деятельности воспитанниками. Разрабатывая экзаменационные требования и правила, в большей степени идею, проведения контрольно-переводных нормативов, необходимо, учитывая субъективность оценок выполнения ребёнком тактико-технического арсенала, ориентироваться в большей степени на их сдачу, чем на провал. Исключением могут стать, так называемые, преградные ступени, требующие демонстрации не только внешнего, но и внутреннего содержания выполняемых упражнений, не только количественного изменения в тактико-техническом арсенале воспитанника, но и в качественном его росте. Всё это позволяет задуматься о необходимости не просто систематичных занятий, но и практически ежедневных домашних. Аттестация является и хорошим психологическим тренингом, ведь всем нам хорошо известны предэкзаменационные страхи.
Одной из форм воспитательной работы является организация в летний период времени спортивно-оздоровительных лагерей. Лагеря могут стать мощным фактором психологической подготовки учащихся, если в программу их проведения включить ознакомление воспитанников с экстремальными видами спорта (альпинизм и горно-пешеходный туризм, спелеология и горнолыжная подготовка, подводное плавание с аквалангом, водные виды спорта – сплав по горной реке), занимаясь которыми учащимся постоянно приходиться бороться со своими страхами, а надеяться только на себя и своих товарищей.
Чрезвычайно большие возможности представляют воспитательные дела, в которых источником эстетического воспитания выступает природа. К. Д. Ушинский назвал её прекрасным воспитателем молодого поколения, оказывающим глубокое влияние на развитие эстетического чувства. Но одного пребывания среди природы недостаточно, поскольку необходимо видеть красоту природы, эмоционально её переживать. Именно по этому педагоги во время проведения спортивно – оздоровительных лагерей должны обращать внимание воспитанников на богатство природы, совершенство и гармонию её форм, воспитывают потребность не только любоваться природой, но и бережно к ней относиться.
При проведении спортивно – оздоровительных лагерей дети и подростки знакомятся с памятниками культурного наследия и историческими достопримечательностями тех регионов, в которых проводятся лагеря.
Военно-патриотическое воспитание проводится путём освоения прикладных воинских дисциплин, проведения военно-спортивных игр, викторин, конкурсов, интеллектуальных игр, ну и, конечно же, путём экскурсионного посещения мест боевой славы.
Воспитание коллективизма происходит путём совместного преодоления трудностей походной жизни и совместного переживания, положительно окрашенных эмоций, за счёт подстраховки товарищем во время проведения альпинисткой подготовки и единственной надеждой на инструктора во время проведения подводного плавания с аквалангом, командные военные игры, где только товарищ прикроет спину и, конечно же, ночи возле костра.
Праздничные вечера так же обладают мощным воспитательным потенциалом. Новогодний вечер с театрализованным представлением, вечера, посвященные Дню защитника отечества и Международному женскому дню, день рождения школы, где обязательными участниками являются не только воспитанники, но педагогический персонал, обладают мощным воспитательным воздействием. Особенно, необходимо отметить проведение праздничных мероприятий, посвящённых подведению итогов учебного года, на которых путём морального стимулирования награждаются лучшие из лучших. Тем самым, формируется идеология организации, выявляются формально-неформальные лидеры, которые должны стать активными помощниками педагогического персонала школы, лидеры, на которых должны ориентироваться другие. Ведь подростки в большей степени самоутверждаются среди сверстников и лидера выбирают среди них же. И, по нашему мнению, этот процесс должен быть управляемым, так как очень важно, в какой среде подросток найдёт себе кумира для подражания.
III. Роль и функции педагога (тренера-преподавателя) в организации воспитательной деятельности спортивной школы
Функции тренеров-преподавателей и педагогов определяются необходимостью создания условий существования ребенка в образовательном учреждении для его успешной жизнедеятельности, содействия разностороннему творческому развитию личности, духовному становлению, постижению смысла жизни. Педагог, получая и обрабатывая информацию о своих воспитанниках, их психофизическом развитии, социальном окружении, семейных обстоятельствах, контролирует ход целостного воспитательного процесса, процесс становления личности каждого ребенка, его нравственных качеств; анализирует характер оказываемых на него воздействий; отслеживает учебную деятельность каждого воспитанника и всей учебной группы, самоопределение, самовоспитание и саморазвитие обучающихся, формирование учебной группы, развитие творческих способностей воспитанников, взаимоотношения с другими участниками воспитательного процесса.
Воспитание – прежде всего, создание условий для развития внутреннего потенциала ребенка. Все более приоритетной становится индивидуальная работа с детьми, затрагивающая основы физического и психического развития каждого ребенка.
Педагог:
формирует мотивацию к обучению каждого отдельного ребенка, изучая его возрастные и индивидуальные особенности развития и стимулирования познавательных интересов, через разнообразные формы и методы индивидуальной работы;
создает благоприятные условия для развития гражданственности, мировоззренческой культуры, навыков созидательного труда, творческой индивидуальности, успешного вхождения ребенка в социум, формирования демократической культуры в учебной группе и учреждении.
Работа педагога – целенаправленная, систематичная, планируемая деятельность, строящаяся на основе программы воспитания всего образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом учреждения, и ситуации в учебной группе, межэтнических, межконфессиональных отношений. При составлении программы воспитания необходимо учитывать возрастные рамки развития и выстраивать поступенчатое восхождение воспитанника к ценностям современной культуры путем постановки задачи- доминанты для каждого возрастного периода. Педагог должен принимать во внимание уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств.
Педагог гуманизирует отношения между детьми в учебной группе, способствует формированию нравственных смыслов и духовных ориентиров, организует социально ценные отношения и переживания воспитанников в учебной группе, творческую, личностно и общественно значимую деятельность, систему самоуправления; создает ситуацию защищенности, эмоционального комфорта, благоприятные психолого-педагогические условия для развития личности ребенка, способствует формированию навыков самовоспитания обучающихся.
В своей работе педагог постоянно заботится о здоровье своих воспитанников, используя информацию, получаемую от медицинских работников.
Дифференцированный подход к обязанностям педагога определяется спецификой учреждения и его воспитательной системы, уровнем воспитанности обучающихся, их возрастными особенностями, сформированностью учебных групп, качеством предшествующей воспитательной деятельности.
Формы работы педагога определяются исходя из педагогической ситуации, сложившейся в учреждении и в данной группе, традиционного опыта воспитания; степень педагогического воздействия – уровнем развития личностей обучающихся, укомплектованностью учебной группы, в которой происходит развитие и самоопределение подростков. Количество форм бесконечно – беседы, дискуссии, игры, соревнования, походы и экскурсии, конкурсы, общественно полезный и творческий труд, художественно-эстетическая деятельность и т.д. При этом важнейшей задачей остается актуализация содержания воспитательной деятельности, способствующей эмоциональному развитию обучающегося, его интеллекта; формирование навыков критического отношения к информации, и в том числе аудиовизуальной.
Основными функциями тренера-преподавателя в воспитательной работе являются:
аналитическая:
изучение индивидуальности учащихся;
анализ и изучение характера учебной группы и личности;
анализ и оценка семейного воспитания ребенка;
анализ и оценка уровня воспитанности личности и учебной группы;
организационно-координирующая:
организация и стимулирование разнообразной деятельности учащихся;
установление связи спортивная школа – общеобразовательная школа – семья;
содействие общему благоприятному психологическому климату в учебной группе;
помощь в установлении отношений с людьми.
IV. Роль семьи в воспитании подростков
Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Семья всегда играла ведущую роль среди наиболее значимых факторов воспитания детей. Эта роль осталась главенствующей и по сей день.
Атмосфера, царящая в семье, отношения между родителями и детьми, пронизанные любовью, вниманием и искренним интересом друг к другу, - это и многое другое составляет основу семейного воспитания, Семья создает, закладывает фундамент нравственности в личность ребенка (к сожалению, и безнравственность тоже). Однако сегодня семейное воспитание несет значительные потери в связи с вынужденным переключением усилий родителей на создание материальной базы как условия выживания, как возможность дать собственным детям качественное образование. Из этого положения многие семьи выходят с большим трудом, и тем не менее, конечно же родители заинтересованы в том, чтобы их дети были не только образованными, но и воспитанными.
Работа педагога с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка, формирование общих подходов к воспитанию, совместное изучение личности ребенка, его психофизических особенностей, выработку близких по сути требований, организацию помощи в обучении, физическом и духовном развитии обучающегося. Педагог должен привлекать родителей к участию в воспитательном процессе в образовательном учреждении, что способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в учреждении и за ее пределами. Педагог может организовывать работу по повышению педагогической и психологической культуры родителей через проведение родительских собраний, совместную деятельность.
Сегодня наибольший отклик у родителей находят вопросы, связанные с укреплением здоровья детей. Эта озабоченность может стать опорой в общем стремлении родителей педагогов в приобщении подростков к здоровому образу жизни. Главное – отвлечь внимание детей от соблазнов, подстерегающих их повсюду, - курение, наркотики, алкоголь, ранний секс и т.п., переключив на другие интересы. В одиночку ни тренерам, ни родителями с этим не справиться. Союз тренера и родителей, их контакт, доверие друг к другу – лучший способ выработки новых подходов к воспитанию личности ребенка.
Создание такого союза – также задача тренера-преподавателя. Реализуя данную задачу, мы активно привлекаем родителей к жизни спортивной школы. Родители воспитанников участвуют в походах и соревнованиях, викторинах, организации школьных вечеров и праздников. Администрация спортивной школы в конце каждого учебного года практикует поощрение наиболее активных родителей учащихся (вручение благодарственных писем, грамот, призов).
Религия как один из факторов воспитания подростков.
Говоря о воспитании детей в новых условиях, нельзя не затронуть такой фактор, оказывающий определенное влияние на мировоззрение и нравственное поведение подростков, как религия. Однако, как показывает практика воспитания, в условиях светского образования современные дети мало знают об истории и культуре религии (христианской, мусульманской и др.), и поэтому влияние церкви ограничено семьями, в которых родители верующие.
Между тем духовность в воспитании не сводится к религиозной вере. Воспитание духовности, нравственности в современных детях означает приоритет «абсолютных», «вечных» или, как сейчас чаще говорят, общечеловеческих ценностей, в основании которых лежат смыслесложные ориентиры. К ним можно отнести методики формирования гармоничной личности, заложенные в восточной философии боевых искусств.
Гармоничное развитие личности ребенка невозможно воспитания в нем духовных, нравственных начал.
VI. Взаимосвязь восточной и западной философии формирования гармонично развитой личности
В целом к боевым искусствам, и, в частности к ушу, на Востоке в первую очередь относились как к средству гармоничного воспитания личности. Ранее уже была рассмотрена одна из методик формирования гармоничной личности, посредством реализации задачи иерархии целей участия в соревновательной деятельности. Как было сказано выше, такой подход выводит образовательный процесс за рамки узкой специализации спортивной школы, где главной целью является высокий спортивный результат. Данный подход позволяет формировать внутренний мир воспитанника путём переоценки ценностей, сдерживая чрезмерную амбициозность и гордыню от сиюминутной победы в угоду самосовершенствованию. Как показывает многолетняя практика такой подход, в конечном итоге, приводит и к достижению высокого спортивного результата, но при радикальной переоценке приоритетности своих задач на пути постижения «пути воина», где на первое место выходит самосовершенствование.
Необходимо сказать, что в западной педагогике вообще отсутствовало понятие гармоничного воспитания личности. В западной педагогике под гармоничным воспитанием личности понималось преподавание набора дисциплин, т.е. всестороннее развитие личности, что по своей сути не является аналогом гармоничного воспитания личности. Суть же гармоничного воспитания на Востоке заключается в том, что мастер боевых искусств является великолепным каллиграфом именно благодаря занятию боевыми искусствами, а секрет владения, например, мечём, может крыться в каллиграфии мастера.
Западные (Ф. Капра) и восточные (Д.Т. Судзуки) исследователи сходятся к мысли о том, что рождению современной западной науки предшествовало признание полного разграничения материи и духа благодаря трудам Р. Декарта, в основе мировоззрения которого лежало фундаментальное разделение природы на две независимые области – область сознания и область материи. В результате разделения учёные смогли рассматривать материю, как нечто неживое и полностью отдельное от них самих, а материальный мир – как огромный, сложный агрегат, состоящий из множества частей. Путь дробления целого на составные части с последующим изучением частей, а не целого, стал основным в западной науке. Педагогика, выполняя некий социальный заказ, раздробилась на отдельные дисциплины, а идея формирования всесторонне развитой личности сводится к освоению набора дисциплин и по своей сути является утопичной, поскольку для того, чтобы стать цельным (гармоничным) необходимо изучить бесконечное множество частного, что невозможно в вязи с нехваткой времени.
В отличие от западных механических воззрений, восточная философия смотрит на чувственно воспринимаемые предметы и явления, как на различные взаимосвязанные аспекты единой высшей реальности. Наше стремление разделить мир на отдельные самостоятельные вещи и ощутить изолированность своего «эго» буддисты могли бы рассматривать как иллюзию, порождённую нашим оценивающим анализирующим сознанием, и обозначить при помощи термина «авидья» (невежество), употребляемого по отношению к беспокойному состоянию сознания, которое следует преодолеть: «Когда сознание беспокойно, продолжается множественность вещей; но когда сознание обретает покой, множественность исчезает». Таким образом, согласно восточным представлениям, разделение природы на отдельные предметы не является изначальным, и все предметы обладают текучим и изменчивым характером. Поэтому восточному мировоззрению, включающему в качестве основных категорий понятие времени и перемены, внутренне присущ динамизм. При таком подходе Космос – это единая нерасчленённая, вовлечённая в бесконечное движение реальность, живая и органическая, идеальная и материальная одновременно. Данное положение вещей не могло не отразиться на педагогике, в общем, и идее формирования гармоничной личности в частности.
По мнению А. Н. Джуринского, именно на Востоке впервые зародилась идея всесторонне развитой личности, где преимущество перед образованием отдавалось нравственному началу. Так, на протяжении веков, мыслители Китая искали равновесие между двумя, как им представлялось, основополагающими началами жизни образованного человека – «гражданским», или «культурным» (вэнь) и «военным», или «боевым» (у). Впервые теория «военного и гражданского» появилась уже в XI веке до н. э. Она была связана в первую очередь с идеалом личности правителя. Правителю династии Чжоу Чэн-вану (XI веке до н. э.) приписывают такие слова: «Обладающий гражданскими достоинствами и не обладающий военными, не сможет править Поднебесной. Того же, кто обладает военными достоинствами, но не обладает гражданскими, народ боится и не испытывает любви. Когда военные и гражданские начала следуют вместе, мощь и благодать достигают совершенства».
Комплексный военно-гражданский тип обучения сложился уже в IV-V вв. до н. э. Трактат «Чжоу Ли» («Чжоусские ритуалы») рассказывает, что Главный министр образования обучал сотни людей трём вещам, символизирующим единство «вэнь» и «у» в Поднебесной. Первая из трёх – это «шесть истин»: мудрость, гуманность, совершенство в мыслях, справедливость, преданность и гармония. Вторая – это шесть правил поведения: сыновья почтительность, братская любовь, любовь к родственникам из одного клана, любовь к родственникам по узам брака, готовность взять на себя ответственность и помощь слабым и бедным. Третья – это знаменитые шесть конфуцианских искусств, которыми должен владеть каждый благородный муж: ритуалы, музыка, стрельба из лука, управление колесницами, каллиграфия и математика.
Данный подход к идее всесторонне развитой личности близок к её западной аналогии. Но при этом существует и ряд отличий, как внешних, так и внутренних. К внешним отличиям относится предназначение данной образовательной системы для формирования, так называемого, «социального человека» - цель которого – карьера чиновника. Внутреннее отличие кроется в таком феномене, как, например, разграничение стрельбы из лука на «военную» и «гражданскую», причём разнились они не в технике стрельбы, а именно в глубине осознания самого процесса выстрела. «Боевой выстрел» подразумевал принятие правильной, устойчивой позиции, затем выполнение собственно меткого выстрела. О «гражданском выстреле» можно сказать, что он упражняет не только руки и способы управления телом, но и упражняет «Ки» (энергию), благодаря чему можно понять сущность выстрела, который начинается с упражнения «Ки» и лишь затем проникает в руки. Поэтому мы говорим о том, что выстраивается мостик между методиками формирования «социального человека» и методиками формирования «человека целостных свойств».
Таким образом, можно сделать вывод, что суть занятий боевыми искусствами - есть внутреннее, гармоничное формирование личности, где искусство боя лишь сосуд для сохранения практики «внутреннего достижения», являющейся в свою очередь инструментом для формирования личности.
Переходя от теории к практике, помимо описанных ранее, можно предложить следующие методики.
В первую очередь акцент на практику формальных упражнений. Сама методика не нова, но на протяжении всех лет развития ушу на западе не стихают споры о целесообразности данной практики. С одной стороны если разделить, как это произошло в спортивном ушу на две дисциплины – спарринг и формы, то возникает вопрос, следует ли вообще практиковать формы тем, кто выбрал для себя раздел свободного поединка?
Для ответа на данный вопрос необходимо вспомнить о важнейшей категории восточной философии – ДЭ.Ли Чжи в своей книге «Лиши фэнюшу» (Книга для сожжения) в восхождении человека к ДЭ, выделяет три ступени. Достижение общей духовной потенции, постижение «светлого ДЭ» (термин ДЭ), которое Ли Чжи называет корнем всех вещей, «верхушкой» - служит любовь, породнение с народом. Этой истиной, по мнению Ли Чжи, должны проникнуть все – «от Сына Неба до простого человека».
Даниил Сивиллов в своих трудах, в частности «Зеркало православия», указывает на аналогию ДЭ с важнейшей христианской категорией 2Любовь» (Коллекция СПбФ ИВ РАН, рукопись А-28).
Таким образом, цель данного этапа сводится к формированию высоких нравственных идеалов и следованию им. Такая жизненная позиция достаточно сложна в современном обществе, поскольку идеал большинства – это материальный эквивалент жизненной позиции человека. Поэтому данный этап обучения предполагает формирование профессиональных навыков, необходимых человеку для существования в обществе. Нами предусмотрено несколько направлений работы в этой области. Это профессиональная ориентация на базе уже полученных знаний (практической педагогики ли медицины) или наоборот – акцентированное изучение тех или иных дисциплин в свете профессиональной деятельности.
Следующий этап обучения – приобщение к высшей жизни духа. В работе Е.Б. Поршневой «Категория ДЭ в буддизме и даосизме» о бытовом представлении китайцев о ДЭ говорится, как о неком благотворном потоке, который исходит к нам от наших предков. Такое понимание ДЭ описывается как результат длительного процесса накопления подвигов и гуманности чередой поколений. В свете дано интерпретации вполне логичным выглядит мнение А.А Маслова о некой шаманской сущности боевых искусств. В своей работе «Ушу – это шаманизм» он говорит о возможности впускать в себя «шень», дух старых мастеров, получать ДЭ как благодать, накопленную поколение предков. И соответственно невозможности получении ДЭ без многовековой аккумуляции ее твоими предками. Данная трактовка верна по форме, но ошибочна по содержанию. «Благодать» ДЭ является не результатом шаманизма (ритуального действия), а результатом кропотливой работы над собой в рамках определенной традиции, где средства передачи традиции, такие как формальные комплексы, являются средством аккумуляции ДЭ. И здесь на первое место выходит не накопление ДЭ поколением предков, а накопление ее последователями традиции.
Наивысшая «справедливая гуманность» выражается в понятии воинской добродетели (удэ). Как говорилось выше, понятие ДЭ (добродетель) в китайской традиции меньше всего связано с областью исключительно моральной. Это понятие имеет скорее «духовно-эстетическую» окраску, названную нами «энергетизированной этикой». ДЭ было практически единственным качеством, которое определяло человека как мастера, никакого другого критерия не существовало. Таким образом, понятие «удэ» по сути представляет собой «Благодать», получаемую во время занятий боевыми искусствами.
Из этого следует сделать вывод о том, что формальные комплексы не только являются средством передачи тактико-технического арсенала той или иной школы ушу, но также являются средством изменения внутреннего мира человека, практикующего их. Недаром мастера боевых искусств говорят: «Ты делаешь талоу, талоу делает тебя».
Существуют также другие средства формирования «человека целостных качеств». К ним относятся «практики внутреннего достижения». Данный аспект выходит за рамки учебной программы спортивной школы и здесь представлен не будет.
VII. Заключение
Организация воспитательной работы в спортивной школе – обязательное условие образовательного процесса. Целью нового воспитания является содействие индивидуальному развитию детей, раскрытию их творческого потенциала, приобщению к материальной, духовной и нравственной культуре и формированию гражданского самосознания. Личностное развитие детей - одна из основных и в тоже время наиболее сложных задач, стоящих перед учреждениями дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности.
В современной педагогике выделены несколько основных факторов воспитания детей, имеющих специфические свойства их воздействия на формирование личности подростка: семья, религия, школа и личность педагога.
Воспитание должно закладывать основы общественных идеалов и ценностей, постоянно оживляя их и превращая в действующую силу человеческой жизни. Оно должно давать веру в жизнь и глубокомысленное отношение к ней, помогающие выносить возможные неудачи, кризисы и конфликтные ситуации. Важно помочь ребенку научиться делать выбор и осуществлять его в соответствии с нормами, которыми руководствуется школа в широком понимании этого слова и общество в целом. Воспитание – это процесс непрерывный, но управлять этим процессом столь же необходимо, как и учебным.
VIII. Литература
1. Воспитать человека. Сборник нормативно-правовых, научно-методических, организационно-практических материалов по проблемам воспитания., М., ИЦ «Вентана-Граф», 2002
2. Кутасов С.Е., Акопова Н.В., Грачев В.Д. Программа по ушу саньшоу для системы дополнительного образования детей., Ростов-на-Дону, 2005;
3. Ким С.Х. Преподавание боевых искусств., Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. 4. Музруков Г.Н. Основы ушу. Учебник для спортивных школ.
5. Оранский И.В., Восточные единоборства., М., Советский спорт, 1990.
6. Фомин В.П., Линдер И.Б., Диалог о боевых искусствах Востока.,М., Молодая гвардия, 1990.
7. Хорев В. Круги на воде. Окинавское кобудо в современной жизни. /Серия «Мастера боевых искусств»/., Ростов-на-Дону, Изд. «Феникс», 2001.