Просмотр содержимого документа
«Оптимизация образовательного процесса через применение современных педагогических технологий на уроках физической культуры.»
ОПТИМИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.
Гудилина Анна Богдановна
учитель физической культуры первой категории
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Школа №136 города Донецка»
Аннотация. Статья о применении современных педагогических технологий на уроках физической культуры. В данной статье говорится о межпредметных связях и здоровьесберегающих технологиях.
Ключевые слова: современные технологии, здоровьесберегающие технологии, инновационные методы, игровая деятельность.
Образование-это системное становление растущей личности и формирование в сознании молодёжи совокупности знаний важнейшим предметным областям. В настоящее время в образовательном процессе есть возможность применения современных технологий на уроках физической культуры. Особую роль отводим здоровому образу жизни обучающихся и каждого ученика в частности.
Результаты интеллектуальной деятельности играют огромную роль на уроках (обучающие видеофильмы, интернет-ресурсы). Учитель физической культуры- это значимая профессия в школе, он в ответе за здоровье детей, их физическое и нравственное воспитание. Современным технологиям поэтому нужно отводить важное место в педагогической деятельности учителя. Укрепление здоровья во время обучения в школе, формирование умений и навыков в формировании осознанного отношения к своему здоровью и использование полученных знаний в повседневной жизни.
Сейчас всем нам известно, что дети часто болеют (ОРВИ, близорукость, нарушение осанки, гиподинамия- недостаточная двигательная активность). Душевное здоровье детей также немаловажно. Выполнение различных комплексов упражнений с музыкальным сопровождением успокаивает, снижает заболеваемость, укрепляет иммунитет.
Также уникальной формой обучения, которая вызывает у детей интерес и увлечение- это игровая технология. Подвижные игры имеют огромное значение, они развивают физические качества: ловкость, гибкость, выносливость, быстрота; интеллектуальные качества: сообразительность, память, наблюдательность. Уроки с использованием современных технологий обладают двигательной плотностью, динамичностью.
Одним из увлекательных способов проведения является интегрированный урок, межпредметные связи. Рассмотрим на примере «Физическая культура и география». Цель таких уроков-повышение мотивации к учебной деятельности. Такой урок помогает развивать личностные качества у детей: самостоятельность, установка на здоровый образ жизни, формирование потребностей в систематических занятиях физической культурой, изучение географии, дисциплинированность. На таком уроке дети закрепят технику выполнения акробатических элементов и одновременно усвоят знания по теме «Африка». Задачи урока обучающиеся решают методом круговой тренировки (класс делится на станции).
Задания на станциях продумываются учителями совместно. Например: эстафеты (карточки подвешены на гимнастической стенке с изображением животных обитающих не только в Африке и нужно выбрать только тех, которые живут именно там; сбор названий рек Африки по буквам и многое другое), выполнение акробатических упражнений с награждением карточкой в форме звезды из картона (на обратной стороне которой вопрос по географии, собрав звёзды команда совместно отвечает на вопросы с учётом времени). Используя игровой и соревновательный метод дети сами того не замечая закрепляют знания по географии и совершенствуют физические качества и навыки. Использование музыкального сопровождения поддерживает положительный эмоциональный фон урока.
Совместное оценивание в заключительной части такого урока приводит к хорошим результатам:
-повышается учебная мотивация;
-снимается эмоциональный негатив с оценки;
-качество усвоения материалов уроков физической культуры и географии повышается;
-эмоциональное и физическое здоровье обучающихся укрепляется.
На уроке с межпредметными связями можно также создавать предметно-поисковые ситуации, включать элементы состязаний, показ упражнений учителем географии (вызывает у детей массу положительных эмоций).
На своих уроках использую и рекомендую наглядный метод- показ комплекса упражнений учениками (для детей любого возраста). В результате чего дети чувствуют уверенность в себе. Прекращают стесняться публичности, взаимодействуют со сверстниками в парах и группах, правильно выражают свои мысли, изучают спортивную терминологию, формируют навыки систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, развивают самостоятельность, доброжелательность.
Здоровьесберегающие технологии включают в себя:
Чередование видов деятельности.
Благоприятную обстановку на уроке.
Правильную дозировку заданий.
Индивидуальный подход к каждому ребёнку.
Занятия на свежем воздухе.
Ведение бесед позволяет привить детям любовь к здоровому образу жизни:
*по профилактике вредных привычек;
* о здоровом образе жизни;
*адаптивная ФК, обусловленная тем или иным заболеванием;
*принцип выбора видов спорта для дополнительных занятий.
Использование игровой деятельности на уроках физической культуры позволяет повысить у обучающихся интерес к учебным занятиям, усваивается больше информации. Моделирование в игре, обучающиеся в процессе игры учатся принимать решения в сложных ситуациях, повышается творческий потенциал. Ценность игры заключается в том, что она осуществляется не под давлением жизненной необходимости.
Одной из задач современной школы – научить учиться, действовать, жить. Кардинальные изменения происходят в образовании и охватывают все его аспекты: выполняются исследования результатов обучения, инновационные методы в педагогике, радикально обновляется всё образовательное пространство. Главное проявление этого – внедрение педагогических технологий.
Список использованной литературы
Бальсевич, В.К. Конверсия основных положений теории спортивной подготовки в процессе физического воспитания / В.К. Бальсевич, Г.Г. Наталов, Ю.К. Чернышенко // Теория и практика физической культуры. - 1997 С.15-25
Митяева А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.М. Митяева. -- 2-е изд., стер. -- М.: Издательский центр «Академия», 2010 С. 110.
Неверкович С.Д., Аронова Т.В., Баймурзин А.Р. и др. Педагогика физической культуры и спорта: учебник для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / под ред. С.Д. Неверковича. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. С 185-187.
Дичковская И. Инновационные педагогические технологии Учебное пособие [Текст] К.: Академвидав, 2004.
Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: Учебное пособие. [Текст] - М.: Народное образование, 2005. С. 34, 35-37, 53-59.