kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Олимпиада по физической культуре:"Подготовка к теоретическим испытаниям"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном метериале содержится теоретические материалы для подготовки учащихся к олимпиаде по физической культуре.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Олимпиада по физической культуре:"Подготовка к теоретическим испытаниям"»


Олимпиада по физической
культуре: подготовка к
теоретическим испытаниям

Часть I
Чему учить?




  • Понятийный аппарат теории физического воспитания.

  • Формы и функции физической культуры.

  • Цель, задачи, средства и методы физического воспитания.

  • Обучение двигательным действиям.

  • Основы воспитания физических качеств.

  • Основы формирования осанки.

  • Возрастные особенности физического воспитания.

  • Формы занятий в физическом воспитании.

  • История олимпийского движения.

  • История советского и российского спорта.

  • История возникновения и правила отдельных видов спорта.

  • Графические изображения двигательных действий или исходных положений.

  • Региональный аспект.

Понятийный аппарат теории
физического воспитания

К основным понятиям теории физического воспитания относятся: физическая культура, физическое развитие, физическое воспитание, физическая подготовка, физическое образование, физическое совершенство. Специалисты в области физического воспитания дают их различные определения. При выборе определения стоит исходить из его сути, а не запоминать порядок слов. Также стоит учитывать тот факт, что все понятия теории физической культуры взаимосвязаны, но ни одно из них не тождественно другим.



Физическая культура - это часть культуры

общества и человека, основу которой составляет двигательная деятельность, базирующаяся на совокупности ценностей, созданных и функционирующих в обществе в качестве специфических факторов физического совершенствования человека. Физическая культура оказывает непосредственное влияние на физическое развитие человека.

Физическое развитие - это закономерный процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении индивидуальной жизни естественных морфофункциональных свойств организма и основанных на них физических качеств и способностей. Процесс физического развития длится всю жизнь человека, однако его уровень постоянно меняется и непосредственно связано с физическими качествами и способностями: чем выше уровень развития физических качеств и способностей, тем выше уровень физического развития.

Физическое развитие зависит от наследственности, социальной и природной среды и двигательной активности.

К показателям физического развития относят: морфофункциональные (рост, вес, особенности телосложения), уровень развития физических качеств и соответствие нормам функционирования основных систем организма.

Самый высокий уровень физического развития достигается примерно к 20 годам и сохраняется до 40-45 лет.

Самый быстрый рост уровня физического развития фиксируется в первые годы жизни, резкие скачки наблюдаются и в пубертатном периоде.

Физическое воспитание - педагогический процесс, направленный на воспитание физических качеств и способностей, формирование двигательных умений и навыков и овладение физкультурно­спортивными знаниями, необходимыми в жизни.

Физическая подготовка - это процесс воспитания физических качеств и

способностей с учетом их прикладной направленности на трудовую или любую другую деятельность.

Физическая подготовленность - результат

■ W U

физической подготовки, выраженный в достигнутом уровне работоспособности. Она включает в себя и способность выполнять двигательные действия.



Физическое образование - это система освоения человеком рациональных способов управления своими движениями,

преобразования необходимых в жизни двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний.

Физическое образование - это система освоения человеком рациональных способов управления своими движениями,

преобразования необходимых в жизни двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний.

Физическое совершенство - оптимальная мера всесторонней физической подготовленности и

гармоничного физического развития, наиболее полно отвечающая требованиям жизни. К показателям физического совершенства относят:

  • хорошее здоровье;

  • высокий уровень работоспособности;

  • пропорциональное телосложение;

  • гармоничное развитие основных физических качеств;

  • широкий спектр двигательных умений и навыков;

  • знания и умения, позволяющие использовать свои физические способности в жизни.

Формы и функции физической

культуры

Виды ФК

Разновидности

Базовая физическая культура

Школьная ФК


Базово-пролонгирующие разновидности ФК

Спорт

Спорт высших достижений

Профессионально­прикладная физическая культура

Производственная ФК


Военно-прикладная ФК

Оздоровительно­реабилитационная физическая культура

ЛФК

Фоновая физическая культура

Гигиеническая ФК


Оздоровительно­рекреационная ФК





Типы основных процессов

Характер направленности процессов

Базовое физическое воспитание

Обеспечивает базовый уровень общей физической подготовленности человека к жизни

Общая физическая подготовка, физкультурно-кондиционная тренировка

Обеспечивает дальнейшее повышение уровня базовой физической подготовленности

Спортивная тренировка и система соревнований,направленных на выявление максимальных возможностей человека

Обеспечивает развитие резервных возможностей организма

Профессионально-прикладная физическая подготовка

Обеспечивает подготовку к профессиональной деятельности

Вводная гимнастика, физкульт­минутки, физкульт-паузы

Оптимизация работоспособности человека

Военно-прикладная физическая подготовка

Обеспечивает специальную физическую подготовленность к военной службе

Применение физических упражнений с лечебной направленностью

Обеспечивает сохранение и восстановление здоровья

Утренняя гигиеническая гимнастика

Способствует оперативной оптимизации текущего функционального состояния

Активный отдых

Обеспечивает здоровый отдых, способствует удовлетворению эмоциональных потребностей





Функции физической культуры - объективно присущие ей свойства воздействовать на человека в определенных отношениях. Различают общие и специфические функции физической культуры.

Общие функции связаны с использованием физической культуры в обществе. К ним относятся:

  1. Эстетическая - удовлетворение потребности человека в прекрасном: красота телосложения, красота движений.

  2. Нормативная - критерии, тесты и нормы физической подготовленности, таблицы мировых рекордов, спортивные классификации и т.д.

  3. Информационная - в которой физическая культура выступает носителем информации о способах, путях и средствах достижения физического совершенства.

  4. Коммуникативная - область межчеловеческих и международных контактов, как сфера общения людей.

  5. Функция социализации личности и социальной интеграции - физкультурное движение как фактор вовлечения людей в активную общественную жизнь и фактор объединения людей в группы по интересам.

Специфические функции физической культуры - те, которые проявляются в полной мере на основе комплексного и последовательного использования на протяжении жизни:

  1. Физкультурно-развивающая. Она проявляется в благоприятном воздействии физкультурной деятельности на динамику физического развития.

  2. Физкультурно-оздоровительная. Проявляется в благоприятном воздействии физкультурной деятельности на динамику физического здоровья.

  3. Физкультурно-образовательная. Выражается в формировании двигательных умений и навыков и сопряженных с ними знаний.

Цель, задачи и методы
физического воспитания



Цель физического воспитания - создание основ для всестороннего развития,

повышения уровня здоровья, формирования широкого набора двигательных умений и навыков для полноценной жизнедеятельности человека.

Физическое воспитание предусматривает одновременное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

Оздоровительные

Образовательные

Воспитательные

- повышение уровня

- формирование

- воспитание

здоровья;

двигательных умений и

потребности

- воспитание физических

навыков, необходимых в

самостоятельно

качеств;

жизни;

заниматься физическими упражнениями;

- содействие

- овладение

нормальному

специальными

- воспитание личностных

физическому развитию;

  • закаливание;

  • повышение работоспособности;

  • привитие основ гигиены

физкультурно­спортивными знаниями

качеств




Физическое воспитание связано с комплексным использованием всех групп средств. При выборе конкретных средств необходимо руководствоваться гуманитарными принципами:

  • средства должны быть безопасны для занимающихся;

  • должны способствовать всестороннему физическому развитию;

  • должны быть эффективными с точки зрения подготовки человека к жизни.

В физическом воспитании используются разнообразные средства - основные и дополнительные. К основным относятся физические упражнения, к дополнительным - естественные факторы внешней среды (солнечное излучение, различные свойства воздуха и воды), гигиенические факторы (соблюдение личной и общественной гигиены, режима питания, режима дня и т.д.), труд в определенных условиях. Решение задач физического воспитания происходит за счет основных средств, а дополнительные используются для повышения эффективности.

Двигательные действия - совокупность движении, преследующих решение конкретной задачи.

Физические упражнения - это двигательные действия, специально организованные для решения задач физического воспитания в соответствии с его закономерностями.

Физические упражнения решают задачи физкультурного образования и воспитывают физические качества. Одно и то же двигательное действие при разных условиях может являться или не являться физическим упражнением.

Классификация

Разновидности упражнений

Примеры

Анатомический подход

Упражнения на различные группы мышц

Упражнения для мышц шеи, рук, спины, брюшного пресса, ног и т.д.

По преимущественным

Скоростно-силовые упражнения Прыжки, метания

требованиям к физическим качествам

Упражнения с проявлением Кросс, лыжные гонки, плавание, выносливости гребля


Сложно-координационные упражнения Акробатические и гимнастические

упражнения, прыжки в воду, фигурное катание


Упражнения, требующие комплексного Спортивные игры, единоборства проявления физических качеств

По признаку спортивной

Общеподготовительные Упражнения общего воздействия

специализации

Специально подготовительные Развивающие упражнения,

подводящие упражнения


Соревновательные Упражнения, являющиеся основными

в избранном виде спорта

Биомеханический подход (по виду усилий)

Статические Упражнения с сохранением

положения тела


Динамические Упражнения в движении

Биомеханический подход (по

Циклический Бег, лыжные гонки, плавание

структуре движении)

Ациклические Прыжки, метание


Смешанные Спортивные игры





Техникой физического упражнения называется эффективный способ выполнения двигательного действия. Процесс обучения технике называется технической подготовкой.

В технике двигательного действия различают основу, детали и определяющее (главное, ведущее) звено.

Основа техники - это совокупность основных элементов двигательного действия, т.е. состав движения, последовательность в проявлении мышечных сил, согласованность в пространстве и времени.

Детали техники - это особенности выполнения отдельных движений, основных элементов. Детали техники зависят от индивидуальных особенностей человека.

Определяющее звено техники - это наиболее важная, решающая часть данного способа решения двигательных задач.

В целостном двигательном действии выделяют фазы движения, следующие друг за другом.

  1. Подготовительная фаза предусматривает создание оптимальных условий для выполнения движений в главной фазе.

  2. Главная фаза непосредственно связана с решением основной двигательной задачи.

  3. Заключительная фаза - здесь движения либо пассивно затухают, либо активно затормаживаются с целью уравновешивания тела.

Нагрузка - количественная мера воздействия

физических упражнений на организм. К количественным характеристикам нагрузки относится ее внешняя и внутренняя сторона. Количественной характеристикой внешней нагрузки является объем и интенсивность. Объем выражается в длительности упражнения в часах, в километрах, в количестве повторений. Интенсивность характеризует силу, степень воздействия, величину усилий при выполнении упражнений.

Внутренняя нагрузка - реакция организма, которая характеризуется степенью мобилизации функциональных систем организма, как ответ на упражнение, величиной сдвигов в показателях.

При оценке внутренней стороны нагрузки показателями объема могут быть, например, суммарные величины частоты сердечных сокращений в отдельных упражнениях, пульсовая стоимость занятия. Показателями интенсивности внутренней нагрузки может являться пульсовая стоимость упражнения, максимальный показатель частоты сердечных сокращений и др.

Выполнение всех физических упражнений подчинено двум режимам: без отдыха (перманентный) и с отдыхом (прерывистый). По характеру различают три вида отдыха: активный, пассивный и комбинированный.


По продолжительности различают следующие типы интервалов отдыха: напряженный, ординарный, минимаксный.

Ординарный (или полный) - интервал, который обеспечивает к началу новой части нагрузки полное или относительно полное восстановление организма.

Напряженный (или жесткий) - интервал такой продолжительности, что очередная нагрузка дается при неполном восстановлении работоспособности организма.

«Минимаксный» (или суперкомпенсаторный) -

интервал, при котором очередная нагрузка совпадает с фазой повышенной работоспособности.

Метод - это способ применения, использования упражнения, средств воздействия для решения конкретных задач.

Различают специфические и общепедагогические методы.

К специфическим относят методы строго регламентированного упражнения, игровой и соревновательный методы.

К общепедагогическим - методы словесного и наглядного воздействия.

Методы строго регламентированного упражнения предполагают строгую упорядоченность двигательного действия (программу движений) и четкое регулирование воздействующих факторов. Различают методы строго регламентированного упражнения для обучения двигательным действиям и для воспитания физических качеств.

Методы строго

регламентированного упражнения

Для обучения двигательным действиям применяются:

Метод расчлененно-конструктивного упражнения.

Применяется при обучении сложным двигательным действиям, когда упражнение можно разделить на части без потери чего-то существенного. При этом происходит разучивание отдельных частей двигательного действия с последующим соединением их в единое целое упражнение.

Метод целостного упражнения применяется при разучивании простых двигательных действий или когда упражнение нельзя разделить на части. При этом упражнение упрощают, предлагают выполнить в упрощенных условиях.

Метод сопряженного воздействия является комплексным - при одновременном совершенствовании техники физического упражнения и повышении уровня развития физических качеств.

Методы строго

регламентированного упражнения

Для воспитания физических качеств применяются:

Равномерный метод. Характеризуется непрерывной работой с относительно одинаковой интенсивностью. Применяется в основном для воспитания общей выносливости.

Переменный метод. Упражнение выполняется непрерывно, но с изменением интенсивности. Применяется при воспитании специальной скоростной и скоростно-силовой выносливости.

Повторный метод. Одно и то же упражнение выполняется через определенные промежутки времени. Тип интервала отдыха - ординарный, интенсивность - около предельная. Применяется для воспитания практически всех качеств.

Интервальный метод. Внешне сходе с повторным, но тип интервалов отдыха - напряженный. Применяется при воспитании специальной выносливости для воспитанников с высоким уровнем функциональной подготовленности.

Метод круговой тренировки представляет собой последовательное выполнение специально подобранных физических упражнений, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы. Для каждого упражнения определяется место, которое называется «станцией». В круг включается 8-10 станций, на каждой из которых выполняется одно упражнение. Применяется для воспитания практически всех физических качеств.

В игровом методе двигательная деятельность обучающихся организуется на основе содержания, условий и правил игры.

Соревновательный метод - это способ выполнения упражнений в форме соревнований. Обязательным условием его является подготовленность обучающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться.

К словесным методам, применяемым в
физическом воспитании, относятся:

  • дидактический рассказ;

  • описание;

  • объяснение;

  • беседа;

  • разбор;

  • лекция;

  • инструктирование;

  • комментарии и замечания;

  • распоряжения, команды, указания

Методы наглядного воздействия

Метод непосредственной наглядности (показ упражнений учителем или по его заданию - одним из обучающихся).

Метод опосредованной наглядности (демонстрация учебных видеофильмов, кинограмм двигательных действий, рисунков, схем и т.д.).

Метод направленного прочувствования двигательного действия (направляющая помощь учителя при выполнении двигательного действия, выполнение упражнений в замедленном темпе, фиксация положения тела и его частей в отдельные моменты двигательного действия, использование специальных тренажеров, позволяющих прочувствовать положение тела в различные моменты выполнения движения).

Метод срочной информации (использование технических устройств для получения информации в процессе выполнения физического упражнения).




Предметом обучения в физическом воспитании выступают двигательные умения и навыки. При освоении любого двигательного действия изначально возникает умение его выполнять, а затем оно постепенно переходит в двигательный навык.

Под двигательным умением понимают способность выполнять упражнение при условии концентрации внимания на основных элементах техники. При соответствующем обучении двигательное умение постепенно переходит в двигательный навык.

Двигательный навык - это способность выполнять двигательное действие автоматизированно, т.е. без значительного контроля со стороны сознания, концентрации внимания на основных элементах техники.

Двигательное умение

Двигательный навык

Управление движение происходит при обязательном контроле сознания над основными элементами

Автоматизм. Человек держит технику под минимальным контролем сознания

Двигательное действие выполняется с излишними мышечными и энергетическими затратами, части движения не всегда согласованы, слитны

Совершенная координация работы мышечной системы, мышцы не закрепощены, формируется оптимальный ритм движения

Прочность запоминания невысока

Высокая прочность запоминания. Она длительно сохраняется

Двигательное действие нестабильно

Высокая стабильность

Двигательное действие неустойчиво против сбивающих факторов

Устойчивость против сбивающих факторов




Готовность к обучению
двигательному действию

Продолжительность обучения двигательному действию зависит от степени его сложности, одаренности обучающегося, совершенства используемой методики и готовности ученика к обучению

Физическая

готовность

Координационная

готовность

Психическая

готовность

Уровень развития физических качеств, необходимый для выполнения двигательного действия

Двигательный опыт (набор двигательных навыков и умений)

Уровень мотивации, отсутствие страха перед обучением




Перенос двигательных навыков

Для рационализации процесса обучения большое значение имеют закономерность взаимодействия различных двигательных действий, переноса двигательных навыков. Если по направленности одно двигательное действие влияет на освоение другого с обратным влиянием - это обоюдный перенос, если обратного влияния не наблюдается - это называют односторонним переносом.

Когда одно двигательное действие ускоряет и улучшает качество выполнения другого действия - это называют положительным переносом, в обратном случае - отрицательным. Если эффект, вызванный положительным переносом, проявляется сразу - это прямой перенос. Если нет - косвенный.

Стадии

Предумение

Умение

Навыки

Этапы

Начального разучивания

Углубленного разучивания

Результирующей обработки и дальнейшего совершенствования

Цели

Формирование основ умения и выполнение отдельных операций без грубых ошибок

Формирование собственно умения, как в целом, так и по частям, и частичный перевод в навык

Обеспечение совершенного владения двигательным действием в реальных условиях выполнения и его дальнейшее совершенствование

Задачи

  1. Создать общее представление о двигательном действии и установку на овладение.

  2. Научить частям, фазам или элементам техники, не освоенным ранее.

  3. Сформировать общий ритм двигательного действия.

  4. Предупредить или устранить ненужные движения или грубые искажения техники.

  1. Углубить понимание закономерностей движений изучаемого двигательного действия.

  2. Уточнить технику с учетом индивидуальных способностей обучающегося.

  3. Сформировать ритм, добиться свободного и слитного выполнения.

  4. Создать предпосылки вариативного выполнения.

  1. Завершить индивидуализацию техники.

  2. Закрепить навык владения техникой.

  3. Расширить диапазон вариативности техники применительно к различным условиям.

  4. Обеспечить в случае необходимости перестройку техники и ее дальнейшее совершенствование на основе воспитания физических качеств.

Методы

  • наглядного воздействия;

  • словесного воздействия;

  • расчлененно-конструктивного упражнения;

  • методы и приемы направленного прочувствования двигательного действия

  • словесного воздействия;

  • целостного упражнения;

  • соревновательный; идеомоторная тренировка;

  • опосредованной наглядности;

  • аналитические методы демонстрации

  • методы стандартно-повторного упражнения;

  • игровой;

  • повторно-переменного упражнения;

  • сопряженного воздействия





Физические качества - это врожденные морфофункциональные способности, благодаря которым возможна физическая активность человека. Наряду с физическими качествами выделяют двигательные способности.




Сила - это способность преодолевать сопротивление, либо противодействовать ему посредством мышечных напряжений, усилий. В реальных движениях мы имеем дело с различными проявлениями силы. Поэтому различают три вида силовых способностей: собственно силовые (статические и медленные движения); скоростно-силовые (быстрые движения, «взрывная» сила) и силовую выносливость (динамическую и статическую).

способностей

  1. Упражнения с внешним сопротивлением.

  2. Упражнения, отягощенные весом собственного тела. По количеству задействованных мышечных групп различают локальные упражнения (до 1/3 всех мышечных групп), региональные (до 2/3 мышечных групп), упражнения общего воздействия, глобальные (более 2/3 мышечных групп).

  3. Упражнения с использованием внешней среды. Выполнение упражнений в воде, на песке, с учетом рельефа и т.д.

Методика воспитания силы зависит от следующих параметров:

  • характеристика видов усилий (статический, динамический, стато­динамический);

  • режим усилий (преодолевающий, уступающий, уступающе- преодолевающий);

  • особенности проявления силы (взрывное, непрерывное);

  • интенсивность нагрузки (в % от повторного максимума);

  • количество повторений в одном подходе;

  • количество серий, подходов;

  • продолжительность нагрузки (при статическом виде усилий);

  • продолжительность пауз отдыха.

Для оценки степени развития собственно силовых способностей различают абсолютную и относительную силу. Абсолютная сила - это максимальная сила, проявляемая человеком в каком-либо движении. Относительная сила - сила, проявляемая человеком в пересчете на 1 кг его собственного веса.

Быстрота - способность выполнять двигательные действия и реагировать на сигналы за минимальный отрезок времени.

Различают следующие элементарные формы проявления быстроты:

  • быстрота как способность к экстренным двигательным реакциям;

  • быстрота как способность, определяющая скоростные характеристики движения.

Элементарные формы проявления быстроты: быстрота реакции (простая двигательная реакция и сложная двигательная реакция: реакция на движущийся объект, реакция выбора), скорость одиночного движения и частота движений.

Средствами воспитания быстроты могут выступать любые упражнения, выполняемые с максимальной скоростью. Однако при выборе упражнений для воспитания скоростных способностей необходимо учитывать требования к ним:

  1. Упражнения должны быть хорошо освоены, чтобы сознание концентрировалось не на технике, а на быстроте выполнения движения.

  2. Оптимальная продолжительность упражнений - 8-12, но не более 20 секунд.

  1. Простая двигательная реакция. Это ответ заранее известным движением на заранее известный, но внезапный сигнал.

  2. Реакция на движущийся объект.

  3. Реакция выбора. Методика воспитания быстроты реакции выбора основана на постепенном увеличении числа возможных альтернативных решений.

Основные методы воспитания быстроты движений: повторный; переменный; соревновательный, игровой.

Выносливость - это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности.

Различают общую и специальную выносливость. Общая выносливость - это способность длительно выполнять работу умеренной интенсивности при глобальном функционировании мышечной системы (2/3 и более мышц).

Специальная выносливость - это выносливость по отношению к определенной двигательной деятельности.

Средствами воспитания выносливости могут

выступать:

  • упражнения циклического характера (бег, плавание, гребля);

  • упражнения ациклического характера (прыжки);

  • игры и игровые упражнения; дыхательные упражнения;

  • условия внешней среды (среднегорье).

Метод

Интенсивность

Длительность

Кол-во

повторений

Отдых

Общая (аэробная) выносливость

Равномерный

Умеренная

20-40 мин.

1

Без пауз

Переменный

Переменная

3-4 мин.

1

Без пауз

Игровой

Переменная

5-10 мин.

1

Без пауз

Метод круговой тренировки

Умеренная и большая

5-10 мин. на один круг

1-3 круга

Без пауз

Силовая выносливость (анаэробно-аэробная)

Интервальный

Средняя и субмаксимальная

10-30 сек.

От 10 до 15-30

Неполный

Скоростная выносливость (анаэробно-алактатная)

Повторный

Максимальная

8-45 сек.

3-5

Пассивный

Скоростная выносливость (анаэробно-лактатная)

Интервальный

Субмаксимальная

45 сек.-2 мин.

1-2

Неполный

Скоростная выносливость (анаэробно-аэробная)

Интервальный

Средняя

2-10 мин.

1-3

Неполный

Координационная выносливость

Игровой

Средняя

2-10 мин.

1-3

Без пауз




Под двигательно-координационными способностями понимается умение быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво, т.е. наиболее совершенно, решать двигательные задачи (особенно сложные и возникающие неожиданно). Их можно условно разделить на три группы. К первой относятся: способность точно соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений (точность двигательного действия). Ко второй - способность поддерживать статическое и динамическое равновесия. К третьей - способность выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряженности.

Средства воспитания двигательно-координационных способностей должны удовлетворять следующим требованиям:

  1. Постепенное увеличение координационной сложности:

  • обновление средств по мере освоения.

  1. Варьирование двигательного действия:

  • изменение исходных и конечных положений;

  • изменение скорости или темпа;

  • изменение силовых параметров («в полсилы»);

  • «зеркальное» выполнение;

  • усложнение действия добавлением движении;

  • непривычные сочетания двигательных действий.

  1. Изменение внешних условий:

  • внешнее отягощение;

  • без зрительного контроля;

  • выполнение действия после воздействия на вестибулярный аппарат;

  • изменение пространственных условий.

Для воспитания двигательно­координационных способностей лучше использовать следующие методы:

  • метод стандартно-повторного упражнения;

  • метод вариативного упражнения;

  • игровой метод;

  • соревновательный метод.

Гибкость - это способность выполнять движения с большой амплитудой. Различают активную и пассивную гибкость. Активная гибкость - это способность выполнять движение с большой амплитудой за счет собственных мышечных усилий. Пассивная гибкость - это способность выполнять движение с большой амплитудой за счет действия внешних сил, с помощью партнера или отягощения.

Средствами воспитания гибкости являются простые упражнения с максимальной амплитудой, наклоны, маховые движения, упражнения с самозахватом, с внешней помощью.

Методика воспитания гибкости основана на тренировочном эффекте и объясняется феноменом врабатываемости, то есть способностью мышц рефлекторно отпускать отдельные звенья кинетической цепи. Для достижения должных результатов нужно соблюдать следующие условия:

  • обязательность разминки перед выполнением упражнения;

  • постановка конкретных целей (достать до определенной точки и т.д.);

  • выполнение упражнений на растягивание сериями (последовательность сверху вниз);

  • выполнение упражнений на расслабление между сериями упражнений на растягивание;

  • постепенное увеличение амплитуды при выполнении упражнений;

  • основной метод - повторный;

  • использование психологической настройки, активного самовнушения и творческой активности;

  • силовые упражнения с большой амплитудой улучшают активную гибкость;

  • снижение амплитуды движения является признаком необходимости прекращения упражнения.

Основы формирования осанки

Осанка - это привычное положение тела непринужденно стоящего человека, которое он принимает без излишнего напряжения.

Физиологические изгибы придают позвоночнику форму вертикальной пружины и обеспечивают его амортизационные свойства при ходьбе, беге, увеличивают его подвижность:

  • шейный и поясничный лордозы (изгиб выпуклостью кпереди);

  • поясничный и крестцово-копчиковый кифозы (изгиб выпуклостью кзади).

Функции позвоночника:

  • опорная (поддерживает тело в вертикальном положении);

  • амортизационная (амортизирует толчки и сотрясения тела);

  • защитная (защищает спинной мозг);

  • двигательная (позволяет телу выполнять разнообразные движения).

  • умеренно выраженные физиологические изгибы позвоночника;

  • ось позвоночника должная быть вертикальной;

  • вертикальное расположение головы;

  • плечи на одном уровне;

  • симметричное расположение углов лопаток;

  • равные «треугольники» талии;

  • симметричные ягодичные складки;

  • ось тела проходит через ухо, плечевой и тазобедренный сустав и середину стопы.

Причины нарушении осанки

  • слабость мышц;

  • неправильное положение тела во время сидения за партой;

  • ношение тяжелого портфеля в одной руке или ранца на одном плече;

  • избыточный вес тела;

  • плоскостопие (деформация стопы, характеризующаяся уменьшением высоты продольного или поперечного сводов);

  • ношение обуви на высоком каблуке;

  • травмы и заболевания позвоночника;

  • врожденные нарушения.

  • упражнения для укрепления мышечного корсета;

  • гимнастические упражнения с фиксацией основной позы прямостояния;

  • корригирующие упражнения, направленные на коррекцию имеющегося нарушения осанки (использую разгрузочные исходные положения - лежа на спине, лежа на животе, упор стоя на коленях);

  • плавание.

Возрастные особенности физического воспитания





  • повышение сопротивляемости организма влияниям внешней среды путем закаливания;

  • укрепление опорно-двигательного аппарата и формирование правильной осанки. Важно обращать внимание на укрепление мышц стопы и голени с целью предупреждения плоскостопия;

KJ I KJ

  • содействие повышению функциональных возможностей организма;

  • воспитание физических качеств и способностей;

  • формирование основных жизненно важных двигательных умений и навыков;

  • формирование устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями.

  • воспитание морально-волевых качеств (честности, решительности, смелости, настойчивости и др.);

  • содействие умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию.

  • укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия, содействие гармоническому физическому развитию, выработка устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды;

  • овладение основами разнообразных жизненно важных движений;

  • воспитание координационных способностей (точность воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесие, ритм, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ориентирование в пространстве) и кондиционных способностей (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости);

  • формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособности и развитии двигательных способностей;

  • выработка представлений об основных видах спорта, о применяемых в них снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;

  • приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определенным видам двигательной активности и выявления склонности к тем или иным видам спорта;

  • воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений;

  • содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности.

  • содействовать гармоничному физическому развитию, закреплению навыков правильной осанки и устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитанию ценностных ориентации на здоровый образ жизни и привычки соблюдения правил личной гигиены;

  • осуществлять дальнейшее обучение основам базовых видов двигательных действий (легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры, лыжная подготовка, плавание);

  • продолжать воспитание координационных способностей (ориентирование в пространстве, перестроение двигательных действии, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференцирования основных параметров движений) и кондиционных способностей (скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы и гибкости);

  • формировать основы знании о личной гигиене, о влиянии занятии физическими упражнениями на основные системы организма;

  • воспитывать волевые и нравственные качества; вырабатывать представления о физической культуре личности и приемах самоконтроля;

  • углублять представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий и оказании первой помощи при травмах;

  • воспитывать привычки к самостоятельным занятиям в свободное время физическими упражнениями, избранными видами спорта;

  • вырабатывать организаторские навыки проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;

  • формировать умение адекватно оценивать собственные физические возможности;

  • воспитывать инициативность, самостоятельность, взаимопомощь, дисциплинированность, чувство ответственности;

  • содействовать развитию психических процессов и обучению основам психической саморегуляции.

  • содействие гармоничному физическому развитию, выработка умения использовать физические упражнения, гигиенические факторы и условия внешней среды для укрепления здоровья, противостоять стрессам;

  • формирование общественных и личностных представлений о престижности высокого уровня здоровья и разносторонней физической подготовленности;

  • приобретение двигательного опыта посредством овладения новыми

и I и

двигательными действиями и формирование умении применять их в различных по сложности условиях;

  • дальнейшее воспитание кондиционных способностей (силовых, скоростно­силовых, выносливости, скорости и гибкости) и координационных способностей (быстроты перестроения двигательных действий, согласования, способности к произвольному расслаблению мышц, вестибулярной устойчивости и др.);

  • формирование знании: о закономерностях двигательной активности, спортивной тренировке; о значении занятии физическими упражнениями для будущей трудовой деятельности; о выполнении функций отцовства и материнства, о подготовке к службе в армии;

  • закрепление навыков в систематичных и регулярных занятиях физическими упражнениями и избранных видах спорта;

  • формирование адекватной самооценки личности, нравственного самосознания, мировоззрения, коллективизма;

  • воспитание целеустремленности, уверенности, выдержки, самообладания;

  • дальнейшее содействие в развитии психических свойств и качеств личности и обучение основам психической регуляции.

Задачи физического воспитания в

зрелом возрасте

  • на этапе обучения профессиям обеспечить необходимый уровень профессионально­прикладной физической подготовленности к избранной трудовой деятельности;

  • в процессе непосредственной трудовой деятельности способствовать оптимальной динамике работоспособности;

  • в послерабочее время путем специально направленного активного отдыха содействовать восстановлению работоспособности, а также устранению негативных сдвигов в физическом состоянии организма, вызванных неблагоприятными условиями труда.



  • содействовать творческому долголетию, сохранению или восстановлению здоровья; задержать и уменьшить возрастные инволюционные изменения, обеспечив расширение функциональных возможностей организма и сохранение его работоспособности;

  • не допустить регресса жизненно важных двигательных умений и навыков, восстановить их (если они утрачены), сформировать необходимые;

  • пополнить и углубить знания, нужные для самостоятельного применения средств физического воспитания.

воспитании

Формы организации занятий в физическом воспитании делятся на две основные группы: урочные и неурочные.

Урочные формы занятий характеризуются наличием педагога, управляющего деятельностью занимающихся. При этом занятие строго лимитировано по времени, продолжительности, проводится в специально отведенном месте, учебная группа относительно постоянна по составу.

Урочные формы отличаются общепринятой структурой занятия, в основе которой лежит наличие трех частей: подготовительной, основной и заключительной. Это напрямую связано с динамикой физической работоспособности на уроке: период врабатывания, период относительно высокой работоспособности и частичное снижение ее уровня.

Подготовительная часть направлена на подготовку всего организма, а особенно опорно-двигательного аппарата к предстоящей основной работе на занятии.

Основная часть решает задачи, поставленные на занятии. На уроке ставятся как минимум три задачи: оздоровительная, образовательная и воспитательная.

Заключительная часть предназначена для постепенного снижения нагрузки на организм, его восстановления к исходным показателям.

Неурочные формы занятий


Малые

Крупные

Соревновательные

- ускорение врабатывания систем

- оздоровительно­

- максимальная реализация

организма;

реабилитационная

возможностей занимающихся

- оптимизация динамики оперативной

направленность;


работоспособности

- рекреация;


- узкая направленность деятельности;

- умеренность нагрузки;

- четкая регламентация

- незначительная продолжительность занятий (от 2-3 до 15-20 мин.);

- отсутствие жесткой регламентации;

предмета, способов и условия состязаний официальными правилами, регулирование

- отсутствие структуры построения

- свободное варьирование

порядка состязания, наличие

занятия;

поведения

судейства и др.

- невысокий уровень функциональных



нагрузок



- утренняя гигиеническая гимнастика;

- самостоятельные

- спортивные соревнования;

- вводная гимнастика;

тренировочные занятия;

- соревновательные формы

  • физкульт-паузы;

  • физкульт-минутки;

  • аэробика;

  • туристские походы;

занятий (зачеты, сдача нормативов)

- оздоровительный бег

- ходьба на лыжах



Задачи

Характеристики

Формы занятий

История олимпийского движения

Древние (Античные)
Олимпийские игры

Олимпиада - это четырехлетний период в древнегреческом исчислении.

Первые Древние Олимпийские игры состоялись в 776 г. до н.э. Сначала атлеты соревновались в беге на один стадий. По легенде эту дистанцию отмерил сам Геракл. Она равна шестистам его ступням (192 м 27 см).

Среди видов спорта, появившихся позже, стоит отметить панкратион - сочетание борьбы и кулачного боя, а также пентатлон (пятиборье). В него входил бег, метание диска и копья, борьба и прыжки в длину.

Первый победитель Древнегреческих Олимпийских игр- повар из Элиды Короибос. Многие Древнегреческие ученые становились победителями Игр. Среди них Пифагор, Платон, Геродот.

Древние (Античные)
Олимпийские игры

Важно также знать, что в соревнованиях принимали участие только свободнорожденные греки (не рабы) и только мужчины. Женщин - не допускали (даже на стадион). Атлета, нанесшего тяжелые раны - изгоняли со стадиона. Победителей Олимпийских игр называли олимпиониками, судей - элланодиками. Элланодики готовили спортсменов в течение 10 месяцев до Игр. Победитель награждался лавровым венком, срезанным в священной роще. На Родине спортсмена устанавливали памятник.



Основатель современных Олимпийских игр - барон Пьер де Кубертен. Первый президент МОК - Диметриус Викелас (Греция), второй - Пьер де Кубертен. Нынешний (девятый по счету) - Томас Бах.

Датой основания Международного олимпийского комитета (МОК) считается 23 июня 1894 г. Во многих странах отмечается как олимпийский день.

Первые современные Олимпийские игры были проведены в 1896 г., в Афинах. Женщины начали участвовать в Играх с 1900 г. (Париж).

Спортсмены России впервые приняли участие в Олимпийских играх 1908 г. в Лондоне. Первый олимпийский чемпион - фигурист Николай Панин-Коломенкин.

Игры 1916, 1940 и 1944 гг. были отменены из-за первой и второй Мировых войн соответственно, но их нумерация сохранилась. Поэтому из 31-ой Олимпиад проведено 28.

Советские спортсмены впервые приняли участие в 1952 г. Первая наша олимпийская чемпионка Нина Пономарева-Ромашкова (метание диска).

Игры XXII Олимпиады проводились в Москве в 1980 г.

Последние XXXI Олимпийские игры прошли в Рио де Жанейро в 2016 г. Следующие (XXXII) Олимпийские игры состоятся в 2020 году в Токио.

На последних Играх в Рио де Жанейро спортсмены России заняли 4-е общекомандное место.

Первые зимние Олимпийские игры состоялись в 1924 г. в Шамони (Франция). Решение о том, что это были первые зимние Олимпийские игры, было принято год спустя в 1925 г.

Советские спортсмены впервые приняли участие в 1956 г. в Кортино д' Ампеццо (Италия). Первая наша чемпионка - Любовь Козырева (Баранова) (лыжные гонки).

Зимние Олимпийские игры 1940 и 1948 гг. не проводились из-за второй Мировой войны.

Последние (XXII) зимние Олимпийские игры проходили в Сочи (Россия). На этих Играх сборная России заняла первое общекомандное место. Наши спортсмены завоевали 33 медали:

13 золотых, 11 серебряных и 9 бронзовых.

Ближайшие XXIII зимние Олимпийские игры состоятся в 2018 г. в Пхёнчане (Корея). Игры 2022 года состоятся в Пекине. Пекин будет первым городом, который примет и летние (2008 г.) и зимние Олимпийские игры.

Олимпийский символ представляет собой пять разноцветных колец, символизирующих единство пяти частей света. Кольца расположены в следующем порядке: вверху - синее, черное, красное. Внизу желтое и зеленое. Синее - Европа, красное - Америка, черное - Африка, желтое - Азия, зеленое - Австралия.

Олимпийский флаг - олимпийский символ на белом фоне. Впервые был поднят в 1920 г.

Олимпийский огонь впервые был зажжен в чаше на Играх 1928 г. в Амстердаме.

Эстафета олимпийского огня ведет свой отсчет с 1936 г. (Игры в Берлине, которые открывал Адольф Гитлер).

До 1992 г. Игры летние и зимние проводились в одни и те же годы. С 1994 г. игры проводятся в разные годы. Зимние - во второй год Олимпиады, летние - в четвертый.

Лондон - единственный город, принимавший Олимпийские игры трижды.

Основатель Паралимпийских игр - Людвиг Гутман, который организовал первые Сток-Мандевилльские игры в 1948 г.

Первые летние Паралимпийские игры прошли в Риме в I960 г.

Первые зимние Паралимпийские игры состоялись в Эрншёлдсвике (Швеция) в 1976 г.

Единственные Паралимпийские игры, которые проводились в нашей стране - зимние Паралимпийские игры в Сочи (2014 г.). На них спортсмены России заняли первое место в общекомандном зачете.

чемпионы

Больше всего олимпийских медалей у пловца из США Майкла Фелпса -28, из них 23 золотых.

Больше всего медалей из советских спортсменов у Ларисы Латыниной (гимнастика) - 18, из них 9 золотых.

По 9 золотых медалей на Олимпийских играх завоевывали Пааво Нурми, Марк Спитц и Карл Льюис.

Больше всего олимпийских наград среди участников зимних Олимпийских игр - у норвежского биатлониста Уле-Эйнара Бьёрндалена - 13: 8 золотых, 4 серебряных и 1 бронзовая.

Вид спорта

Спортсмен

Хоккей

Владислав Третьяк

Фигурное катание

Ирина Роднина, Евгении Плющенко

Лыжные гонки

Любовь Егорова, Николай Зимятов

Конькобежный спорт

Лидия Скобликова

Плавание

Владимир Сальников, Александр Попов

Гимнастика спортивная

Александр Дитятин, Лариса Латынина, Николай Андрианов, Борис Шахлин, Виктор Чукарин, Алия Мустафина

Синхронное плавание

Анастасия Давыдова, Наталья Ищенко, Светлана Ромашина

Футбол

Лев Яшин

Биатлон

Александр Тихонов

Баскетбол

Сергей Белов, Иван Едешко




История возникновения и правила
отдельных видов спорта

Родина видов спорта

  • баскетбол - США (1891 г.);

  • волейбол - США (1895 г.);

  • футбол - Англия;

  • хоккей с шайбой - Канада;

  • гандбол - Дания.

Продолжительность
спортивных игр

  • баскетбол - 4x10 мин.;

  • гандбол - 2x30 мин.;

  • футбол - 2x45 мин.;

  • хоккей - 3x20 мин.

Количество игроков на площадке

  • баскетбол - 5;

  • волейбол - 6;

  • хоккей - 6;

  • футбол - 11;

  • гандбол - 7.

Размеры игровых площадок и

оборудования

  • баскетбол - 28x15 м;

  • гандбол - 40x20 м;

  • хоккей - 60x30 м;

  • волейбол - 18x9 м;

  • футбол - 90-120x60-90 м;

  • высота баскетбольного кольца - 305 см;

  • высота футбольных ворот - 244 см;

  • высота волейбольной сетки у мужчин 243 см, у женщин - 224 см.

Графические изображения
двигательных действий или
исходных положений

Название движения состоит из главного слова (термина), которое характеризует сущность движения, и из дополнительных слов, которые либо предшествуют главному, либо стоят после него.

Каждое движение выполняется из определенного исходного положения, которое имеет свое название; затем следует само движение, которое завершается конечным положением.

Стоики

Основная стойка (сокращенно

- о.с.)

соответствует

выполнению

команды

«Смирно!»



Стойка ноги

врозь. При этом ноги

расставляются на ширину плеч.





Широкая стойка (ноги разведены значительно шире плеч, тяжесть тела равномерно

распределяется на обе ноги)

Стойка ноги врозь, правая (левая) спереди

Стойка ноги врозь скрестно, правая (левая) спереди

Стойка на коленях (туловище и бедро

составляют прямую линию)

Стойка на правом (левом) колене (другая нога, согнутая в суставе на 90°, выставлена вперед)

Стойки с различными положениями рук

Руки назад

Руки в стороны

Стойка ноги врозь, руки в стороны

Стойка ноги врозь, руки вперед

Стойка ноги врозь, руки вверх



Левая рука в сторону

Левая рука вверх











Правая рука вверх, Левая рука вниз-наружу, левая рука в правая рука вверх-наружу

сторону





Руки назад, согнуты









Руки в стороны, согнуты вниз

Руки вниз, согнуты вперед

Руки вперед,

согнуты к плечам









Правая рука на

пояс, левая рука за голову

Правая рука согнута вверх, левая рука согнута вниз










Движения руками малой амплитуды


И.п. -


1 - руки назад


2 - руки в стороны


3 - руки вперед



Средняя амплитуда обозначается термином «дуга» (дугами, дугой). Амплитуда перемещения рук (руки) составляет более 90° и менее 360°.

И.п. - стойка руки в стороны

руки вниз 4 - и.п.

Большая амплитуда обозначает, что перемещение руки соответствует 360°, т.е. по кругу. Поэтому здесь используются термины «круг», «круговые движения». Например:



Наклон вперед

По терминологической записи при выполнении наклонов слово «туловище» не пишется и не произносится - только при скручивании (повороте) позвоночника, например: «наклон прогнувшись, руки на пояс»; «наклон назад», но не «наклон назад прогнувшись», так как наклон назад согнувшись выполнить невозможно; «поворот туловища направо (налево)».


Поворот

туловища налево (направо)

Наклон вперед Наклон назад

прогнувшись

Согласно правилам сокращения слово «нога» не пишется и не называется, заменяется на «правая» или «левая».

Правая (левая) вперед на носок

_0_ Левая в сторону на носок, руки в стороны

Правая (левая) согнута вперед, руки на пояс

Правая (левая) вперед, руки за голову

Движения ногами

Движения ногами выполняются махом, подъемом, выставлением.

группе положении и движении ногами относят термины «выпад» (выпады), «полуприсед» и «присед».

Выпад правой (левой) вперед, руки в стороны

Выпад влево, руки вверх

Полушпагат левой, руки на пояс

Полуприсед,руки на пояс

Присед, руки в стороны

Упоры

Упор присев

Упор лежа









Упор лежа на согнутых руках Упор лежа сзади Упор лежа сзади, согнув ноги Упор лежа правым боком

Упор присев на левой, правая в сторону на носок


Сед углом

Сед ноги врозь

Сед согнув ноги

Седы

Сед в группировке

Сед на пятках, руки на пояс

Сед углом, руки в стороны

Названия положений рук определяются по отношению к туловищу.

Лежа на спине, руки вперед (а не вверх)

Лежа на спине, руки вверх

Региональным аспект

  • Наиболее титулованные спортсмены, родившиеся или выросшие в регионе.

  • Виды спорта, наиболее распространенные в регионе.

  • Спортивные объекты.

  • Наиболее известные спортивные клубы.

  • Крупные спортивные соревнования, проходившие в регионе.

  • В этот же блок включают вопросы, связанные с наиболее важными спортивными событиями этого года для нашей страны. Так, в 2013 году, в год проведения Универсиады в Казани, были вопросы о студенческом спорте, в 2014 году много вопросов было посвящено зимним Олимпийским играм в Сочи, в 2015-м - введению комплекса ВФСК ГТО. В 2016-м - прошедшим Олимпийским играм в Рио де Жанейро. В 2017 и 2018 годах следует ждать вопросов о предстоящем Чемпионате Мира по футболу в нашей стране. Участникам следует следить за спортивными новостями, важными успехами наших спортсменов, чтобы успешно ответить на эти вопросы.

Олимпиада по физической
культуре: подготовка к
теоретическим испытаниям

Часть II
Как учить?

  • Отдельное теоретическое занятие

  • Блоковая подача материала в процессе практических занятий

Формы лекционных занятий

  • Традиционная лекция

  • Проблемная лекция

  • Лекция вдвоем

  • Лекция-визуализация

  • «Пресс-конференция»

  • Лекция-диалог

Проблемная лекция

Педагог создает проблемные ситуации и вовлекает детей в их анализ, подталкивая к поиску проблемы. В результате обучающиеся сами приходят к выводам, которые по сути являются новыми знаниями. Такие факты лучше запоминаются детьми, так как знания были добыты ими самими.

Например, преподаватель знакомит обучающихся с контрольными нормативами ВФСК ГТО разных ступеней или данными мировых рекордов в беге на короткие дистанции в различных возрастных группах (от детского возраста до пожилого). Анализируя статистические данные, дети приходят к выводу что, самый высокий уровень физического развития достигается примерно к 20 годам и сохраняется до 40-45 лет.

Ее ведут два преподавателя, которые взаимодействуют как между собой, так и с аудиторией. В идеале материал строится на столкновении противоположных точек зрения, на сочетании теории практики. Дети смотрят на происходящее как на спектакль, в котором они тоже становятся участниками. В результате материал лучше запоминается.

Например, объясняя классификацию физических упражнений, один из ведущих рассказывает и убеждает собравшихся в том, что в ее основе лежит анатомический подход, а другой - в том, что биомеханический. В процессе спора они приходят к выводу, что могут существовать и другие классификации...

В процессе лекций ведущий использует компьютерные презентации, видеофильмы, кинограммы, схемы, таблицы и др. Такой способ подачи материала лучше запоминается визуалами.

Дети задают учителю вопросы, а он на них подробно отвечает. Естественно, что к конференции дети должны быть готовыми. Для этого они должны изучить материал ранее. Данная форма хороша на завершающем этапе подготовки.

Учитель вовлекает детей в диалог, задавая им вопросы. В идеале вопросы должны быть проблемными, чтобы вызвать непродолжительный диспут.

Например. Педагог задает вопрос: Какое физическое качество развивается благодаря регулярным занятиям легкой атлетикой? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Все зависит от дисциплины «королевы спорта». Если ученик занимается спортивной ходьбой,

  • то выносливость, если бегом на короткие дистанции

  • быстрота и т.д.

  • Урок с применением технологии критического мышления

  • Урок-сессия МОК

  • Дебаты

  • Четыре карточки

  • Лента времени

  • Классификация

  • Десять ошибок

  • Самый умный




Игра проводится в два этапа. Каждый участник в течение одной минуты отвечает на вопросы ведущего, стараясь правильно ответить на как можно большее число вопросов. За каждый правильный ответ он получает один балл. Если игрок не знает ответ на вопрос, он говорит: «Дальше!» - чтобы не терять времени. Ведущий задает следующий вопрос только после того, как сам даст правильный ответ на него.

Все участники без исключения выходят во второй тур. В нем им предстоит выполнить то же задание, но с правом выбора темы.

  • Игры в Греции;

  • Олимпийские традиции;

  • Пьер де Кубертен;

  • Международный олимпийский комитет;

  • Президенты Международного олимпийского комитета;

  • Первопроходцы;

  • Столицы летних Олимпийских игр;

  • Столицы зимних Олимпийских игр;

  • Москва-80;

  • Летние олимпийские виды спорта;

  • Зимние олимпийские виды спорта;

  • Российские олимпийские чемпионы;

  • Советские олимпийские чемпионы;

  • Зарубежные олимпийские чемпионы;

  • Сочи-2014.

Право выбирать тему и первым отвечать на вопросы получает игрок, который наберет больше баллов в первом туре, вторым - тот, кто занял второе место, и т.д. Так же как и в первом туре, за каждый правильный ответ участник получает один балл. По итогам набранных баллов за два тура определяются победитель и призеры. Если два игрока или более набрали одинаковое количество баллов, между ними проводится переигровка по правилам первого тура.

  • Четыре карточки

  • Лента времени

  • Классификация

  • Десять ошибок

  • Самый умный

  • Поле чудес

Поле чудес. Примеры задании

  1. Многократный олимпийский чемпион, который зажигал олимпийский огонь на Олимпийских играх 1952 года в Хельсинки?

  2. Кто забил победный гол в финале олимпийского турнира в Сеуле в 1988 году?

  3. Кто произносил клятву судей на Олимпийских играх 1980 года в Москве?

Игра со зрителями:

Назовите фамилию художника - автора талисмана XXII Олимпийских игр.

  • Четыре карточки

  • Лента времени

  • Классификация

  • Десять ошибок

  • Самый умный

  • Поле чудес

  • Своя игра

Своя игра

Вопросы в этом конкурсе сформулированы, как правило, в виде утверждений, где искомое слово заменено местоимением. Игроки должны догадаться, о чем идет речь, и дать ответ. Три участника отвечают на вопросы различной стоимости, стараясь опередить друг друга. Игра состоит из трех туров, содержащих по 30 вопросов - б тем по 5 вопросов в каждой. Каждый вопрос темы имеет свою стоимость: в первом туре она варьируется от 1 до 5 баллов, во втором - от 2 до 10 и в третьем - от 3 до 15. Чем сложнее вопрос, тем выше его цена.

  • Четыре карточки

  • Лента времени

  • Классификация

  • Десять ошибок

  • Самый умный

  • Поле чудес

  • Своя игра

  • Кто хочет стать миллионером?

Кто хочет стать миллионером?



Стоимость ответа в баллах

10 000 5000 2500 1250 640 320 160 80 40 20 10 5 3 2 1

Вопрос

15

14

13

12

11

10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

  • Четыре карточки

  • Лента времени

  • Классификация

  • Десять ошибок

  • Самый умный

  • Поле чудес

  • Своя игра

  • Кто хочет стать миллионером?

  • Что бы это значило?

Что бы это значило?

Учитель выписывает на доску цифровые выражения и просит объяснить связь между цифрами. Эти задания можно проводить как в форме диалога между преподавателем и детьми, так и в форме индивидуального конкурса или брейн-ринга, разделив игроков на две равные по силам команды.

Например: 1908 1948 2012.

  • Четыре карточки

  • Лента времени

  • Классификация

  • Десять ошибок

  • Самый умный

  • Поле чудес

  • Своя игра

  • Кто хочет стать миллионером?

  • Что бы это значило?

  • Веришь - не веришь...

Веришь - не веришь

Здесь уместно разделить детей на две команды и провести брейн-ринг, раздав его участникам по две таблички - «Да» и «Нет». Если команда согласна с утверждением учителя, то она поднимает табличку «Да», если не согласна - «Нет». Команда, которая первой правильно ответит на вопрос, получает 1 очко. Если ответ неправильный, то право ответить переходит к другой команде. Если обе команды не ответили на вопрос, то за правильный ответ на следующий вопрос начисляется 2 очка, и т.д

Например. Правда, ли что Олимпийские игры 1904 года проводились только для белокожих спортсменов?


  • Четыре карточки

  • Лента времени

  • Классификация

  • Десять ошибок

/-s'-» V

  • Самый умный

  • Поле чудес

  • Своя игра

  • Кто хочет стать миллионером?

  • Что бы это значило?

  • Веришь - не веришь...

  • Головоломки (кроссворды, шарады и т.п.)

  • Найди лишнее

Детям предлагаются пять картинок, среди которых нужно определить какая из них лишняя. Например, участникам предлагаются пиктограммы различных видов спорта, среди которых четыре - олимпийские, один - не олимпийский. Или схематические рисунки различных упражнений, четыре из которых направлены на воспитание силы, а одно - на воспитание другого качества.

  • Четыре карточки

  • Лента времени

  • Классификация

  • Десять ошибок

/-s'-» V

  • Самый умный

  • Поле чудес

  • Своя игра

  • Кто хочет стать миллионером?

  • Что бы это значило?

  • Веришь - не веришь...

  • Головоломки (кроссворды, шарады и т.п.)

  • Найди лишнее

  • Ты мне - я тебе

Командам предлагается выбрать интересный сюжет из истории определенных Олимпийских игр, который они хотели бы показать на сцене. Затем ребята распределяют роли и репетируют. Во время выступления один из участников может читать сопровождающий текст. Задача другой команды определить, о каких Олимпийских играх идет речь.

Также можно предложить выполнять упражнение в парах. Например, один участник показывает фотографии известных спортсменов вспомнить, а другой старается вспомнить, кто из них был олимпийским чемпионом, а кто нет, или по видеозаписи - без звука - определить, кто на ней был представлен.

Наиболее сложной, но очень полезной является форма проведения конкурса, когда сами дети придумывают вопросы и задания друг для друга. Это тренирует как задающего вопрос (в большей мере!), так и отвечающего.

  • вопросы в закрытой форме;

  • вопросы в открытой форме;

  • вопросы, предполагающие установление соответствия, где элементы одного множества нужно соотнести с элементами другого;

  • вопросы процессуального или алгоритмического толка, в которых необходимо указать правильный алгоритм действия;

  • вопросы, связанные с перечислением;

  • вопросы с графическим изображением двигательных действий (пиктограммой), в которых по рисункам нужно описать упражнение.

  • Опрос в конце урока

  • Опрос в паузах между упражнениями

  • Опрос в подвижных (спортивных) играх

  • Контрольные работы

  1. Каковы размеры баскетбольной площадки?

  2. После какого командного фола команда подлежит наказанию?

  3. Объясните правило «тыловой зоны».

  4. Что означают поднятые вверх согнутые в кулак руки арбитра с выпрямленными большими пальцами?

  5. Сколько времени дается игроку для введения мяча в игру?

  6. Сколько передач можно делать во время одной атаки?

  7. Засчитывается ли мяч, заброшенный в корзину соперника со своей половины площадки?

  8. Сколько штрафных бросков назначается за нарушение против игрока, выполнявшего трехочковый бросок?

• Метапредметная тема

Тема: Время

  1. В каких видах спорта победителя определяют по лучшему (меньшему) времени?

  2. Если в кроссе на 1000 м Вы затрачиваете меньше времени на преодоление дистанции, чем ваш одноклассник (ца), то о чем это говорит?

  3. В каких спортивных играх продолжительность игры ограничена временем?

  4. Что значит фраза: «Показать хорошее время»?

  5. Что такое «чистое» время игры?

  6. Какие существуют правила игры в волейболе, ограниченные временем?

  7. Как называют абсолютно лучшее время?

  8. Как называется прибор для измерения времени в спорте?

  • Метапредметная тема

  • Тест на английском языке

  1. Where was basketball born?

  2. How many players does basketball team consist of?

  3. How many points does an exact penalty cost?

  4. How many steps can player carrying a ball make?

  5. How long time does basketball match last?

  • Метапредметная тема

  • Тест на английском языке

  • Математические задачи

  1. Решив этот пример, вы узнаете, в каком году сборная СССР впервые стала олимпийским чемпионом по футболу.

100х19+(100-4х11)=

  1. Вычислите площадь центрального круга футбольного поля, если известно, что его радиус - 9,15 м.

  2. Сколько волейбольных площадок может поместиться на футбольном поле размером 105x68 м?

  • Метапредметная тема

  • Тест на английском языке

  • Математические задачи

  • Интегрированный урок


foot

inch

mile


3D,5 cm 91,44 cm

2,54 cm

1909,34 m

I foot

91,44 cm

9 feet

12 inches 99,48 cm


305 cm 10 feet



243 cm

8 feet



224 cm

8 feet - 8 inches





Спасибо за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Олимпиада по физической культуре:"Подготовка к теоретическим испытаниям"

Автор: Пожидаева Татьяна Евгеньевна

Дата: 17.10.2025

Номер свидетельства: 675601


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Распродажа видеоуроков!
1650 руб.
2360 руб.
1770 руб.
2530 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства