kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ОБУЧЕНИЕ ТЕХНИКЕ КАТАНИЯ НА КОНЬКАХ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическаяразработка представляет  собой   структурированный материал по обучению  техники катания на коньках юных хоккеистов.

Каждый игрок обладает своей манерой ведения игры, в которой использует различное количество приемов, условно эти приемы делятся на следующие виды групп: передвижение на коньках, владение клюшкой и мячом, разнообразные финты. Хоккеист должен не только отлично кататься на коньках, но и быстро передвигаться по ледовой площадке – из любого ее конца в другой. Он не должен думать, как поставить ногу или куда поехать, все внимание игрока должно быть сосредоточено на стратегии игры, защите собственных ворот и отвоевывании мяча у противника. Успешность выступлений высококвалифицированных спортсменов в значительной степени зависит от целенаправленной работы с резервом, начиная с детского возраста. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ОБУЧЕНИЕ ТЕХНИКЕ КАТАНИЯ НА КОНЬКАХ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ»









ОБУЧЕНИЕ ТЕХНИКЕ КАТАНИЯ НА КОНЬКАХ

ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ



Баулина Е.В.



Методическая разработка





Иркутск

2015




Обучение технике катания на коньках юных хоккеистов: методическая разработка / авт. – сост. Е.В. Баулина. – Иркутск, 2015. –с.


Данная методическая разработка может быть использована тренерами при организации работы по обучению техники катания на коньках юных хоккеистов.























Введение


Методическаяразработка представляет собой структурированный материал по обучению техники катания на коньках юных хоккеистов.

Каждый игрок обладает своей манерой ведения игры, в которой использует различное количество приемов, условно эти приемы делятся на следующие виды групп: передвижение на коньках, владение клюшкой и мячом, разнообразные финты. Хоккеист должен не только отлично кататься на коньках, но и быстро передвигаться по ледовой площадке – из любого ее конца в другой. Он не должен думать, как поставить ногу или куда поехать, все внимание игрока должно быть сосредоточено на стратегии игры, защите собственных ворот и отвоевывании мяча у противника. Успешность выступлений высококвалифицированных спортсменов в значительной степени зависит от целенаправленной работы с резервом, начиная с детского возраста.

Все вышесказанное подтверждает необходимость создания методической разработки «Обучение технике катания на коньках юных хоккеистов».

Целью данной методической разработки является комплексное обучение хоккеистов технике катания.

Опираясь на основную цель, можно выделить следующие задачи:

1. Описать основные приемы техники катания на коньках.

2. Опираясь на подобранную методику, выявить основные ошибки и начать работу по их устранению.

3. Обеспечить тренеров методическим материалом, необходимым для результативной работы с юными хоккеистами.








Техническая подготовка на начальном этапе обучения является основной частью учебно-тренировочного процесса юных хоккеистов и содержит два основных раздела: техника передвижения на коньках и техника владения клюшкой и мячом.

В процессе начального обучения технике владения клюшкой и мячом используются координационные упражнения, подводящие упражнения, специальные упражнения на технику владения клюшкой, а также подвижные игры и эстафеты, в ходе которых закрепляются и совершенствуются навыки владения клюшкой и мячом . Для 8-летних хоккеистов рекомендуется проводить тренировочные товарищеские игры и турниры в одной зоне поперек площадки (на синей линии установить деревянные переносные бортики). Играть мячом 3 периода по 15 мин "грязного" времени, с обязательной заменой через 1,5 мин. Проводить такие турниры можно во время школьных каникул (ноябрь, январь, март).

На этапе начального обучения необходимо освоить следующие технические приемы владения клюшкой и мячом на льду и целесообразно это сделать в следующей последовательности:

Держание клюшки одной, двумя руками.

Широкое ведение мяча с перекладыванием клюшки слева — направо.

Передача мяча броском с длинным замахом.

Прием мяча, остановка мяча — крюком клюшки с уступающим и без уступающего движения, с подстраховкой коньком.

Короткое ведение мяча ("рубка"), вперед—назад (перед собой и сбоку).

Бросок коротким разгоном мяча (кистевой).

Передача мяча с неудобной стороны броском с длинным замахом.

Широкое ведение мяча с перекладыванием клюшки по диагонали.

Широкое ведение мяча с перекладыванием клюшки вперед— назад.

Короткое ведение мяча с перекладыванием клюшки по диагонали.

Ведение мяча толчками, без отрыва клюшки от мяча коротким и удар с длинным замахом

Обманные движения (финты): туловищем; клюшкой с выпадом влево и вправо; с шагом в сторону; с изменением скорости .

Пока юный хоккеист не освоил основные приемы передвижения на коньках, в занятиях на льду не следует давать ему в руки клюшку для активных действий . Процесс обучения технике владения клюшкой и мячом и технике передвижения на коньках целесообразно разделить (до тех пор, пока мальчик не научится владеть коньками настолько, чтобы перестать бояться упасть, когда все его внимание сосредоточено на решении одной задачи — устоять на коньках.

Занятия, направленные на овладение навыками работы руками, не только можно, но и нужно проводить на этом этапе обучения вне льда (в летнем спортивном лагере, в тренировочном городке — на фанерных и металлических листах, на бетоне, на паркете и др.)

Владение клюшкой и мячом заключается в умении технически правильно выполнять и рационально использовать в игровой деятельности следующие приемы: ведение, броски и удары, передачи, прием и остановку мяча, обводку, финты и отбор мяча.

Начинать обучение нужно с выполнения специально-подготовительных и подводящих упражнений. Специально-подготовительные Упражнения: с клюшкой (без мяча и с мячом) — имитация ведения и передачи мяча на месте, с перемещением крюка клюшки в различных направлениях.

Затем переходят к изучению ведения мяча, соблюдая последовательность:

1) перемещение мяча стоя на месте, вперед—назад, влево— вправо;

2) плавное ведение мяча с переносом клюшки через мяч в разных направлениях, стоя на месте;

3) то же с перемещением хоккеиста;

4) короткое ведение мяча с изменением ритма движения, стоя на месте;

5) то же с продвижением хоккеиста по площадке в различных направлениях.

Это упражнение можно (особенно на начальном этапе обучения) выполнять и вне льда.

Плавное широкое ведение мяча применяется в тех случаях, когда перед игроком есть достаточное свободное пространство, а также при обводке. Хоккеист плавным размашистым движением перемещает мяч крюком клюшки (мяч располагается на середине крюка).

Короткое быстрое ведение мяча (дриблинг) используется при обводке соперника и сочетается с обманными движениями туловищем, плечами и др. При ведении мяча этим способом клюшку следует держать крепко обеими руками.

Ведение не отрывая клюшки от мяча — в практике хоккеиста имеют место несколько способов: по прямой, держа клюшку одной рукой, перед собой и сбоку, по дуге одной и двумя руками и другие. Если перед игроком свободное пространство, он использует любой способ; если же соперник может атаковать сбоку, то мяч следует прикрывать корпусом.

Ведение мяча — как бы связующий элемент техники хоккея, которому, несмотря на кажущуюся второстепенность, следует постоянно уделять внимание. Характерная ошибка начинающих хоккеистов состоит в том, что они следят лишь за мячом, опуская при этом голову. Таким образом они теряют контроль за соперником и за перемещениями партнеров и поэтому не способны принять наиболее правильное решение и зачастую становятся мишенью для соперника. Игрок, владеющий мячом, должен крепко держать клюшку в руках и на льду, тогда соперник ударом своей клюшки не сможет выбить мяч.

Основной смысл игры заключается во взятии ворот соперника. Броски — это атакующие действия игрока, в которых он различными способами стремится направить мяч в ворота соперника.

Главная задача основной фазы броска заключается в придании мяча максимальной скорости и точного направления полета. С началом движения рук выполняется толчок левой ногой, а туловище поворачивается вправо, что дает возможность использовать кинетическую энергию движения тела для повышения силы броска. Придание мячу максимальной скорости осуществляется за счет упругих сил клюшки (силового удара клюшки в мяч), силы тяги мышечных групп плечевого пояса, особенно кистей рук разнонаправленного действия, а также реактивных сил, возникающих вследствие последовательного торможения звеньев кинематической цепи (плечо, предплечье, кисть, рукоятка, крюк). На эффективность броска оказывает также влияние характер взаимодействия крюка и мяча.

При обучении и совершенствовании различных видов бросков юным хоккеистам следует учитывать жесткость клюшки. Так, менее жесткие клюшки способствуют более эффективному совершенствованию бросков-ударов. По мере взросления хоккеистов и увеличения у них силы мышц верхнего плечевого пояса лучше использовать более жесткие и тяжелые клюшки.

Овладение основой техники приема осуществляется с помощью метода упражнений, путем многократного выполнения отдельных фаз и приема в целом в упрощенных условиях.

При обучении технике бросков следует придерживаться общих правил:

• взгляд на мяч;

• поворот кистей, сгибание кисти руки, расположенной внизу, выпрямление кисти руки, расположенной вверху;

• плотный захват клюшки;

• взгляд в точку прицеливания;

• толчок со всей силой руки, расположенной внизу, вперед рукой, расположенной вверху, к туловищу;

• поворот и выпрямление кистей;

• сопровождение как можно дальше.

При выполнении кистевого броска можно выделить два способа: "чистый" кистевой бросок, когда мяч уже в начале удара прижата к крюку клюшки, и кистевой бросок с коротким ударом (удар-бросок) . В начале броска мяч находится на расстоянии 10 - 20 см от крюка клюшки.

Удар-бросок обеспечивает довольно высокую скорость вылета мяча за счет скоростно-силовых возможностей мышц плечевого пояса, особенно сгибателей кисти, скорости скольжения игрока, упругих свойств клюшки, скорости движения крюка клюшки. На выполнение удара-броска не требуется много времени. Поэтому его с успехом используют при атаке ворот соперника с близких позиций. Повысить скорость движения мяча при ударах-бросках и ударах можно за счет рационализации техники бросков путем уточнения деталей движения, а также целенаправленным повышением скоростно-силовых качеств мышц верхнего плечевого пояса и кистей рук.

При этом желательно использовать принцип динамического соответствия средств скоростно-силовой направленности и структуры движения броска-удара.

Подготовительная фаза: хоккеист стоит вполоборота по направлению движения мяча, ноги расставлены несколько шире плеч и слегка согнуты в коленях, масса тела равномерно распределяется на обе ноги, туловище наклонено вперед. Мяч находится перед игроками на расстоянии 50—60 см. Хват клюшки узкий. Сделав широкий замах, игрок резко ударяет крюком клюшки в лед .

В фазе замаха хоккеист одновременно с отведением клюшки "скручивает" туловище. Маховое движение клюшки вниз—вперед сопровождается поворотом туловища в сторону полета мяча , переносом массы тела на впередистоящую ногу толчком сзади стоящей ноги, при поступательном движении прямой "нижней" руки.

Основная фаза начинается с момента удара крюка клюшки по мячу. Скорость полета мяча обеспечивают взрывные усилия мышц плечевого пояса и кистей рук, упругие силы клюшки, освобожденные от деформации, и механизм разнонаправленного движения кистей рук. Заканчивается основная фаза взрывным движением кистей рук, которые придают крюку резкий поворот в направлении полета мяча и его стартом.

В заключительной фазе, как в других видах бросков, включаются мышцы-антагонисты, происходит торможение поступательного движения звеньев тела и крюка клюшки (в противном случае они полетели бы следом за мячом).

Наиболее типичные ошибки при обучении технике удара мяча (хват руками слишком широкий — сгорбленное положение туловища; крюк клюшки касается льда рано, более 10 см или непосредственно мяча — клюшка не прогибается, сила удара ослабевает; поворот кистей в конце основной фазы отсутствует).Эти ошибки часто связаны с издержками начального этапа обучения. Наряду с ними возможны погрешности методического характера с неблагоприятными условиями:

• недостатки в физической подготовленности и двигательном опыте юных хоккеистов;

• недопонимание структуры движений при бросках-ударах;

• слабый контроль (или даже его отсутствие) и самоконтроль в выполнении того или иного броска-удара;

• низкое качество клюшек, льда и др.;

• наступившее утомление при разучивании бросков, ударов .

Необходимо придерживаться следующих методических правил при обучении технике бросков, ударов: оптимальное количество бросков, ударов, соответствующие интервалы отдыха (ЧСС примерно 100—114 уд-мин 1). Занятия по обучению техническим приемам нужно проводить чаще, но с небольшой нагрузкой (бросок нужно прочувствовать).

Передача мяча— это один из основных технических элементов, своеобразный язык хоккея. В выполнении передачи всегда участвуют два игрока, поэтому своевременность и точность передачи зависит от действий обоих хоккеистов. Передача мяча по технике выполнения идентична броскам и ударам, хотя и имеет более четкие пространственные, временные и силовые особенности.

Юные хоккеисты должны постоянно отрабатывать все виды передач: броском, ударом, подкидкой, оставлением, подпуском (с "удобной" и "неудобной" стороны, по льду и по воздуху. На первом этапе два хоккеиста стоят на месте на расстоянии 7—8 м и отрабатывают передачи мяча партнеру.

Передача с оставлением обычно осуществляется скрытно партнеру, следующему сзади. При этом мяч оставляется на месте по ходу ведения.

Передача подпуском выполняется также скрытно в процессе ведения, большей частью под клюшку или между ног соперника.

Передачи по льду проводятся либо ударом мяча либо залетающим ударом, когда у игрока есть возможность подготовиться к этому. К сожалению, часто юные хоккеисты необоснованно делают передачи ударом, когда мяч летит с большой скоростью, но не совсем точно. Если же надо передать мяч неожиданно в момент его ведения, после обводки и т. д., используют передачи с небольшим замахом или кистевым броском — это передачи наиболее точные и неожиданные.

Прием и остановка мяча. Прием мяча — это такой технический элемент, когда мяч, переданная партнером в какой-либо ситуации, останавливается клюшкой или туловищем. Обычно при приеме мяча отсутствует полная ее остановка, производится гашение скорости полета мяча, ее обработка для последующих действий.

Принципиальных различий между этими техническими приемами нет.

При приеме или остановке мяч летящей с небольшой скоростью, следует в момент соприкосновения его с клюшкой произвести небольшое уступающее движение в сторону движения мяча, несколько накрывая его клюшкой.

В случае, когда скорость движения мяча большая, нужно использовать мягкое встречное ("стопорящее") движение клюшкой. Для этого в момент касания мяча крюка нужно сильно напрячь мышцы плечевого пояса и особенно кистей рук, как бы придавливая крюк, слегка накрывающий мяч ко льду, амортизирующее действие гасит скорость скользящего мяча.

При обучении технике приема мяча клюшкой необходимо придерживаться следующих требований:

• клюшка на льду;

• руки расслаблены;

• клюшка прямо впереди;

• взгляд точно на приближающийся мяч;

• при прикосновении мяча к клюшке делать руками и кистями легкое ускорение по направлению движения мяча;

• одновременно наклонить крюк клюшки, слегка накрывая мяч;

• прием мяча с противоположной стороны аналогичен.

Отбор мяча — один из наиболее важных технических приемов игры в обороне, он осуществляется без применения силовых приемов. Отбор мяча обязательный технический элемент всех игроков, но если от защитников требуется, прежде всего, надежность, то нападающие могут действовать на половине площадки соперника с большим риском. Важнейший элемент отбор мяча— умение сближаться с соперником, своевременно и правильно подкатиться под него.

Для совершенствования этого качества рекомендуется использовать максимально широкий и разнообразный круг упражнений, причем важно, чтобы каждый хоккеист упражнялся в паре с партнером, имеющим различную манеру катания.

Выбивание мяча игрок проводит быстрым выпадом вперед, коротким движением клюшкой. Этот прием осуществляется при откате спиной вперед, причем важно выбрать момент, когда соперник потерял или ослабил контроль мяча.

Перехват мяча возможен при невнимательной игре соперника или когда его заставляют ошибаться. Успех в отборе перехватом во многом базируется на умении хоккеиста правильно определить направление атаки соперника, выборе соответствующей позиции и своевременности старта.

Обводка и обманные движения (финты). Обводка — это комплексный игровой прием, направленный на обыгрывание соперника в конкретном игровом эпизоде, чтобы освободиться от его опеки или противодействия и создать благоприятные условия для выполнения того или иного технико-тактического действия. Различают длинную, короткую и силовую обводку.

Хоккеист, имея преимущество в скорости, объезжает соперника по большой дуге, прикрыв мяч туловищем, — длинная обводка.

Короткая обводка применяется для обыгрывания соперника на ограниченном пространстве, осуществляется на основе бега короткими шагами, короткого ведения и обманных движений. При сближении с соперником хоккеист резко набирает скорость бега, выполняя короткий дриблинг с мячом, не доезжая до соперника 3—4 м, атакующий выполняет обманное действие и обыгрывает соперника.

Эффективность обводки во многом определяется уровнем исполнения обманных действий — финтов. Финты выполняются клюшкой и мячом, движениями головы и туловища, выпадами влево, вправо, за счет резкого изменения направления и скорости движения. Задача ложной фазы — заставить соперника поверить в правдивость движения и среагировать на него; задача истинной фазы — быстро выполнить истинное движение в противоположную сторону и освободиться от опеки.

Финт клюшкой и мячом— различают финты на передачу, остановку и удар. Хоккеист делает вид, что выполняет то или иное движение, начинает его, но, не закончив, быстро переводит мяч в другую сторону.

Финты туловищем и головой — хоккеист с мячом движется навстречу сопернику и, сблизившись с ним, наклоняет голову и туловище в левую сторону, туда же переводит мяч, затем быстро уходит вправо и объезжает соперника.

Финты с выпадом в сторону— игрок делает шаг вправо или влево с наклоном в ту же сторону, и как только соперник "клюнет" на это движение, быстро уходит в другую сторону.

Финт с изменением скорости и направления движения применяется для ухода от опеки соперника. При попытке соперника отобрать мяч хоккеист резко изменяет направление движения, притормаживает, показывая, что хочет сделать остановку, и быстро стартует в другую сторону. Он всегда на сотые доли секунды опережает опекуна и соответственно имеет преимущество.

Обводка и финт — самые сложные технические приемы. Обманные движения требуют от хоккеиста хорошей реакции выбора, координации движения, чувства дистанции. Длинная обводка, помимо перечисленных качеств, требует еще выбора стартовой и дистанционной скорости.

При совершенствовании финтов следует исходить из того, что они всегда индивидуальны, поэтому и удельный вес индивидуальной тренировки должен быть высок.

В основе большинства обманных движений лежат два важных качества — маневренность и умение уловить начало движения соперника.

При обучении технике двигательных действий юных хоккеистов широко используются индивидуальная, групповая, поточная и игровая формы организации тренировки. Очень важно, чтобы занятия проводились на хорошем эмоциональном уровне. На этапе первоначального освоения технических элементов наглядность в обучении играет первостепенную роль.

Хоккеист обязан в совершенстве владеть многими сложными двигательными навыками, которые предъявляются в связи с постоянно меняющимися условиями игры. В значительной мере здесь ценится скорость движений, эффективное использование разнообразных двигательных действий в различных ситуациях тактической игры на поле.

К факторам, определяющим подготовку хоккеистов, относятся правила соревнований, условия их проведения и спортивный календарь: продолжительность сезона и количество игр. Игры взрослых команд могут проводиться при температуре воздуха до минус 35°С, детей и юношей – не ниже минус 30°С. Вес защитного снаряжения и коньков достигает 5–7 кг. Обычно 7–9 ведущих хоккеистов играют без замен 90 минут. Скорость ведущих игроков на отдельных отрезках достигает 35–40 км/ч, используется около 30 способов передвижения на коньках, количество технических приемов достигает за 90 минут 650 единиц, их смена происходит примерно каждые 8 секунд.

С переходом на катки с искусственным льдом стало возможным расширение

соревновательной практики. Хоккеисты с октября по март проводят от 40 до 70–80 матчей, в среднем на одну неделю приходится две игры. Территориальная отдаленность проводимых матчей достигает девяти часовых поясов (Хабаровск – Швеция). Игры самого престижного клубного турнира – ежегодного Кубка мира проводятся хоть и по 30 минут два тайма, но круглосуточно и на одном поле; при этом отобравшиеся команды играют трижды в день.

Высокая скорость бега на коньках в хоккее с мячом значительно важнее, чем в хоккее с шайбой: предельное удаление партнеров друг от друга может составлять не 30–35, а 75–80 метров. Игрок должен обозревать большее пространство, и у него значительно больше вариантов выбора действий при дефиците времени. Волевая подготовка в хоккее с мячом обусловлена высокими требованиями, предъявляемыми к соревновательной деятельности. Для хоккея характерен высокий дух соперничества, зрелищность, накал страстей, непредсказуемость результата, самоотдача, большое физическое и психическое напряжение. Высокая эмоциональность соревновательной деятельности способствует мобилизации всех возможностей.

















Литература

1. Артемьев, В.П. Теория и методика физического воспитания. Двигательные качества / В. П. Артемьев, В. В. Могилев. - М.: МГУ им. А. А. Кулешова, 2007. - 122 с.

2. Букатин, А.Ю., Перегудов, Ю.Н. Начальное обучение технике катания на коньках //Хоккей: Ежегодник. 2007. С. 43–49.

3. Быстров, В.А. Основы обучения и тренировки юных хоккеистов / В.А.Быстров.Москва: Терра-Спорт, 2013. 62 с.

4.Дерябин, С.Е. Система этапного педагогического контроля подготовленности хоккеистов в детско-юношеских школах: Автореф. дис. ...канд.пед. наук (13.00.04) / Дерябин Сергей Евгеньевич; [ГЦОЛИФК]. М., 2011. 24 с.

5. Зиганшин, О. З. Хоккей с мячом: Программа для детско-юношеских спортивных школ (группы начальной подготовки) / О. З. Зиганшин, П. Б. Кононенко. – Хабаровск: ДВГАФК, 2006. - 38 с.

6. Сайт учителя физической культуры [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://www.f-trener.ru/, свободный. – Заглавие с экрана.

7.Спорт в школе [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://spo.1september.ru/, свободный. – Заглавие с экрана.











9



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
ОБУЧЕНИЕ ТЕХНИКЕ КАТАНИЯ НА КОНЬКАХ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

Автор: Баулина Елена Валерьевна

Дата: 24.11.2015

Номер свидетельства: 257449


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства