«Обучение студентов технике и тактике игры в мини-футбол в условиях нестандартных спортзалов»
«Обучение студентов технике и тактике игры в мини-футбол в условиях нестандартных спортзалов»
Настоящее учебно-методическое пособие предназначено для студентов, может быть использовано преподавателями данного направления подготовки, методистами.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Обучение студентов технике и тактике игры в мини-футбол в условиях нестандартных спортзалов»»
Департамент образования Вологодской области
БПОУ ВО «Череповецкий строительный колледж имени
А.А. Лепехина»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
для студентов и преподавателей физической культуры
«Обучение студентов технике и тактике игры в мини-футбол в условиях нестандартных спортзалов»
Череповец
2016 г.
Содержание
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
4
I ГЛАВА. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
5
II ГЛАВА. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
9
ВЫВОДЫ
22
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ И РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
23
Репина И. Н.
Учебно-методические рекомендации по обучению студентов колледжа тактике игры в мини-футбол в условиях нестандартных спортзалов.
Дисциплине «Физическая культура», раздел – мини-футбол, по теме «Обучение студентов технике и тактике игры в мини-футбол в условиях нестандартных спортзалов» /И.Н. Репина – Череповец, 2016. – 31 с.
В учебно-методическом пособии представлены рекомендации для студентов всех специальностей колледжа «Обучение студентов технике и тактике игры в мини-футбол в условиях нестандартных спортзалов»
Настоящее учебно-методическое пособие предназначено для студентов, может быть использовано преподавателями данного направления подготовки, методистами.
Данные рекомендации рассмотрены на заседании методической комиссии и рекомендованы к применению.
Актуальность данной методической разработки заключается в рассмотрении актуальных проблем, связанных с современным образовательным процессом, и вариантами их решения.
Современному студенту, проводящему основную часть дня на уроках в колледже и за подготовкой домашних заданий, приходится выдерживать большие умственные нагрузки. Такая ситуация, о которой уже не один день бьют тревогу педагоги, врачи и ученые, опасна прежде всего создающимся дефицитом двигательной активности.
В ряду наиболее эффективных средств физкультурно-оздоровительной работы со студентами во внеурочное время мини-футбол занимает видное место. И это не случайно. В первую очередь, эта игра неприхотлива. В мини-футбол можно играть не только в спортивном зале, но и на баскетбольной площадке или в хоккейной «коробке». Практически можно с успехом использовать любое ровное место. Однако, несмотря на свою простоту, эта игра обладает рядом интереснейших особенностей, делающих ее особенно привлекательной именно для студентов. Во-первых, здесь каждый игрок чаще соприкасается с мячом и участвует в общих игровых действиях; во-вторых, в мини-футболе забивается довольно много голов; в-третьих, во время матча мяч практически не покидает площадку, а игра проходит динамично, без вынужденных и утомительных остановок. Вот почему сегодня в мини-футбол с увлечением играют не только мальчики, но и девочки.
Важнейшей составляющей внеурочной физкультурно-оздоровительной работы со студентами является внеклассная спортивно-массовая работа, основным звеном которой является секция.
Обучение и тренировка студентов, занимающихся в секции мини-футбола, составляют единый педагогический процесс, задачи которого являются:
Оздоровительная – направлена на укрепление здоровья занимающихся, развитие сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата, развитие физических качеств студентов.
Образовательная – обучение технико-тактическим приемам игры на основе базовых элементов, развитие двигательных навыков.
Воспитательная – развитие морально-волевых качеств студентов для решения поставленных задач в условиях соревновательного процесса.
I ГЛАВА. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
В условиях колледжа процесс обучения и тренировки студентов, занимающихся в секции мини-футбола, условно можно разделить на два этапа:
На первом этапе (11-15 лет) ставится задача расширения круга изучаемых технических приемов и тактических действий, формирования умений выполнять изученные приемы в усложненных условиях, дальнейшего развития физических качеств с учетом специфики мини-футбола. Также значительно расширяется объем теоретических знаний, совершенствуется психологическая устойчивость.
На втором этапе (16-17 лет) совершенствуется физическая подготовка учащихся: основное внимание уделяется развитию тех физических качеств, которые необходимы для овладения сложными техническими приемами, групповыми и командными тактическими действиями. Техническая и тактическая подготовка ставит своей задачей отработку быстроты и точности выполнения приемов в условиях противодействия соперников. Также именно в этот период осуществляется конкретизация игровых функций занимающихся и предусматриваются углубленные теоретические знания.
Таким образом, в процессе многолетней подготовки учащихся в секции мини-футбола как обучение, так и тренировка могут иметь свои определенные задачи, что, однако, не означает противостояния этих двух понятий друг другу. Напротив, обучение и тренировка органически связаны между собой. Такая же тесная связь существует и между видами подготовки - физической, технической, тактической и психологической. Так, неразрывная взаимосвязь наблюдается между физической подготовкой и обучением техническим приемам, между освоением технических приемов и обучением тактическим действиям, между тактической и психологической подготовкой и т.д. Например, развитие физических качеств и освоение техники - два тесно взаимосвязанных звена единого процесса обучения двигательным действиям. Границу между этими звеньями можно провести лишь условно: физические качества развиваются и при разучивании технических приемов, а развивая физические качества, можно добиться и более совершенного освоения технических приемов.
Такая зависимость между видами подготовки предполагает, что успех в работе с учащимися, занимающимися в секции мини-футбола, немыслим, если хотя бы один из видов находится на низком уровне. Вот почему в процессе многолетней подготовки юных футболистов работа над каждым видом подготовки должна осуществляться одновременно и систематически. Однако на определенных этапах обучения и тренировки один или несколько видов будут преобладать над другим. Принимая это во внимание, преподаватели, ведущие занятия с юными футболистами, должны поддерживать рациональное соотношение между видами подготовки, изменяя круг средств и их удельный вес по мере роста подготовленности студентов.
Главным средством обучения и тренировки студентов в секции мини-футбола являются физические упражнения, условно подразделяемые на основные и вспомогательные. К числу основных относятся упражнения по технике и тактике и собственно сама игра в мини-футбол. Вспомогательные упражнения делятся на две группы – обще-подготовительные и специально-подготовительные.
Первые, в состав которых в основном входят обще-развивающие упражнения и гигиенические факторы, предназначаются для создания у занимающихся необходимых предпосылок для освоения основных приемов игры, достижения разносторонней физической подготовленности и оздоровления. Вторые предназначены для достижения необходимых физических качеств и овладения специальными двигательными навыками.
Последние, в свою очередь, разделяются на такие тесно связанные между собой виды, как подготовительные и подводящие упражнения. Подготовительные упражнения (разнообразные упражнения с предметами и без предметов, подвижные игры, эстафеты) решают задачу развития у студентов специальных физических способностей. Подводящие упражнения - это отдельные элементы сложно-координированных движений или все двигательное действие, выполняемое в облегченных условиях, а также его имитация. Например, выполнение технического приема без мяча - это подводящее упражнение, смысл которого - овладение структурой данного приема.
Занятия студентов в секции мини-футбола предполагают применение преподавателями разнообразных методов выполнения физических упражнений, воспитание морально-волевых качеств, обучение технике и тактике игры. Выбор методов определяется задачами и содержанием учебно-тренировочного процесса, условиями проведения занятий и степенью подготовленности занимающихся. В освоении студентами систематических знаний и овладении двигательными навыками значительное место должно отводиться словесным методам (объяснение, беседа, краткие замечания), методам наглядности (показ изучаемого приема преподавателем или хорошо подготовленным студентом, использование макета игрового поля, соответствующих видеоматериалов и учебных фильмов). Развитие физических качеств студентов, занимающихся в секции мини-футбола, осуществляется с помощью самых разнообразных методов. Поскольку мини-футбол как спортивная игра является, по своей сути, одной из разновидностей скоростно-силовых видов физических упражнений, для развития у студентов важнейших физических качеств рекомендуется использовать методы, типичные для большинства спортивных игр, а именно:
- равномерный, или метод длительной непрерывной работы, который используется для развития аэробной выносливости;
- переменный, отличающийся от предыдущего лишь характером длительно выполняемой работы. Он способствует воспитанию специальной выносливости смешанного (аэробно-анаэробного) характера. Наиболее типичным представителем данного метода выполнения упражнений является сама игра в мини-футбол;
- повторный метод - разновидность прерывистой работы, имеющей место в самой игре. Его отличает и сравнительно большая мощность выполняемой работы, рекомендуется использовать при развитии быстроты, силы, скоростной выносливости;
- интервальный, представляющий собой типичную разновидность прерывистой работы и отличающийся от других строгой регламентацией периодов работы и отдыха. При этом отдых сравнительно невелик, что не дает возможность организму занимающихся восстанавливаться. Метод наиболее целесообразно использовать при развитии скоростной силы и выносливости. Он дает возможность совершенствовать анаэробные и анаэробно-аэробные механизмы энергообеспечения, приучает занимающихся к двигательным действиям при высоких величинах кислородного долга. Одной из форм интервальной тренировки в мини-футболе может служить сама игра, построенная по этому принципу;
- метод максимальной интенсивности - это метод предельных нагрузок, выполняемых с субмаксимальной интенсивностью и установкой действовать «до отказа». Он используется для развития у занимающихся максимальной силы и способности к работе большой мощности. Естественно, в работе со студентами в секции мини-футбола этот метод может быть использован практически только на последнем этапе, так как рассчитан на хорошо подготовленных студентов. С его помощью совершенствуются анаэробные процессы и скоростно-силовые качества. Например, у юных вратарей - это прыжковая выносливость;
- сопряженный метод особенно важен в работе со студентами в секции мини-футбола, так как дает возможность развивать физические качества одновременно с совершенствованием технико-тактических действий. Таким образом у занимающихся можно развивать силу, выносливость, ловкость. Благодаря применению в тренировке сопряженного метода навыки футболистов становятся более пригодными для использования в соревновательных условиях, то есть более устойчивыми к отрицательному влиянию утомления и эффективными ввиду совершенствования координационных механизмов;
- круговой метод - это, по существу, самостоятельная организационно-методическая форма, используемая для развития у занимающихся одновременно нескольких физических качеств, а в отдельных случаях и для совершенствования специальных навыков. Круговой метод, как правило, применяется в самых разнообразных вариантах, суть которых в приближении характера выполняемой работы к специфике самой игры. В работе со студентами в секции мини-футбола рекомендуется применять как традиционную форму круговой тренировки, так и такую форму, которая дает возможность одновременно совершенствовать различные физические приемы и тактические действия, то есть тренировку сопряженного характера. Таким образом, достоинством метода круговой тренировки является высокая интенсивность выполнения упражнений, разнообразие и прерывистый характер работы, что как нельзя лучше совпадает с условиями игровой деятельности в мини-футболе.
При разучивании технических приемов и тактических действий основным методом будет служить их многократное повторение. Однако, определяя меру повторений, преподаватель должен иметь в виду, что новые упражнения зачастую вызывают у занимающихся утомление двигательных центров. Поэтому наиболее эффективным будет серийное повторение упражнений: две-три серии по 8-10 повторений в каждой. Интервалы между сериями должны быть достаточными для отдыха. Такие интервалы рекомендуется использовать или для повторного показа изучаемого приема, или для необходимых замечаний по исправлению ошибок у занимающихся.
Повторение упражнений может осуществляться с помощью целостного, расчлененного, соревновательного и игрового методов. При обучении юных футболистов сложным техническим приемам рекомендуется использовать расчлененный метод. Этот же метод может быть эффективен и при разучивании групповых и командных тактических действий.
Суть игрового метода, который должен занять видное место в работе со студентами в секции мини-футбола, заключается в том, что обучение технико-тактическим действиям осуществляется при проведении подвижных игр, эстафет, игровых упражнений и учебных игр. Близок к этому метод и соревновательный, заключающийся в том, что действия закрепляются и совершенствуются уже в условиях соревнований.
Эти два метода используются, главным образом, при закреплении и совершенствовании изучаемого материала. Их основная цель - в комплексном развитии психофизических качеств, приобретении помехоустойчивости к сбивающим факторам, в создании обстановки единоборства обороны с атакой. Важно, чтобы игровой и соревновательный методы на всем протяжении многолетнего процесса подготовки были бы его составной частью. Именно тогда с помощью этих методов и в сочетании их с другими можно добиться хороших результатов в обучении юных футболистов.
В принципе схема разучивания игровых приемов построена в соответствии с закономерностями формирования двигательного навыка. В результате этого процесс обучения юных футболистов складывается из нескольких взаимосвязанных этапов, где каждый последующий обуславливается предыдущим:
- создание представлений об изучаемом двигательном действии;
- первичное освоение в облегченных, то есть неигровых условиях;
- овладение двигательными действиями в постепенно усложняющихся условиях, в которых последовательно моделируются типовые игровые ситуации;
- закрепление осваиваемых двигательных действий в специально организуемой игре;
- совершенствование двигательных навыков в условиях соревнований.
Методы воспитания морально-волевых качеств представляют собой особую группу, которая приобретает в работе со студентами в секции мини-футбола особое значение. И это вполне понятно. Ведь с помощью таких методов оказывается непосредственное влияние на формирование личности студентов, ее нравственных позиций и мировоззрения. В конечном счете именно личность занимающихся оказывается самым ценным достижением педагогов в многотрудном воспитательном процессе.
В работе со студентами рекомендуется использовать такие традиционные методы, как убеждение, разъяснение, поощрение, групповое воздействие, самовнушение, приучение к повышенной трудности, а также метод ситуационной тренировки. При использовании последнего на занятиях с юными футболистами создается ситуация, аналогичная той, при которой происходят соревнования по мини-футболу на первенство колледжа, города или района. С помощью этого метода преподаватели добиваются адаптации занимающихся, воспитывая у них необходимые во время соревнований реакции и формы поведения. Новизна обстановки уже не окажется для занимающихся неожиданной и не сможет стать тормозом в выступлении на уровне своих возможностей. Разумеется, в работе с юными футболистами могут быть использованы и другие методы, которые будут эффективными в конкретных ситуациях.
На всех этапах многолетнего процесса подготовки студентов в секции мини-футбола их обучение и тренировка строятся на основе взаимосвязанных дидактических принципов сознательности и активности, систематичности и постепенности, наглядности и доступности, индивидуализации. Эти принципы не только взаимосвязаны, но еще и взаимообусловлены и в ходе учебно-тренировочного процесса дополняют друг друга. Например, сознательное и активное отношение юных футболистов к занятиям будет способствовать доступности изучаемого материала, прочности приобретаемых знаний, умений и навыков, а также обуславливать связь предыдущего материала с последующим, постепенный прогресс в занятиях мини-футболом. С другой стороны, активность юных футболистов будет лишь тогда приносить плоды, когда она дополняется требованиями, вытекающими из принципов наглядности, доступности, индивидуализации, систематичности и постепенности. Собственно, такая связь существует между каждым дидактическим принципом. Так, не принимая во внимание принципы доступности и индивидуализации, трудно достичь рациональной последовательности в обучении юных футболистов, а также добиться постепенного прогрессирования физических нагрузок. А если не учитывать принципы систематичности и постепенности, то немыслимо раздвинуть границы доступности изучаемого материала. Таким образом, успех в работе с юными футболистами возможен лишь на основе соблюдения единства дидактических принципов при полном осуществлении каждого из них на всех этапах подготовки.
II ГЛАВА. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
Основными формами подготовки студентов в секции мини-футбола являются комплексные и специализированные занятия.
Комплексное занятиевключает, как правило, обще-подготовительные и специально-подготовительные упражнения, а также упражнения по технической и тактической подготовке или их сочетания. Например, такое занятие может включать упражнения по общей физической подготовке и по технике игры; упражнения по специальной физической подготовке и по тактике. Однако во всех случаях необходимо, чтобы упражнения по физической подготовке увязывались с основным содержанием урока данного типа.
Специализированное (тематическое) занятиеявляется более узким по содержанию, но более целенаправленным, чем предыдущая форма подготовки. Такой урок в условиях секции мини-футбола рекомендуется проводить тогда, когда сложно организовать или методически нецелесообразно объединять физическую, техническую и тактическую подготовку в одном занятии. Перед началом такого занятия преподаватель сообщает студентам сведения теоретического характера, что способствует оптимизации усвоения учебного материала. Специализированный урок может носить и чисто теоретический характер. В этом случае занятия проводятся в форме лекции или беседы с показом соответствующих видеоматериалов и учебных фильмов.
Комплексные занятия рекомендуется более широко использовать в работе с учащимися 16-17 лет.
Вне зависимости от типа занятий их воздействие на занимающихся должно быть всесторонним - образовательным, воспитательным, оздоровительным.
Первостепенность образовательных задач не должна принижать роль воспитательных и оздоровительных задач: и те, и другие решаются в комплексе. Например, ставя в уроке задачу по овладению занимающимися определенным кругом знаний, умений и навыков с помощью комплекса разнообразных физических упражнений, строго дозируя при этом физическую нагрузку, преподаватель одновременно продумывает и решение задач оздоровительного и воспитательного воздействия. В каждом занятии ставится не менее двух-трех основных задач, в том числе не более двух по освоению нового материала. Решение большинства задач должно планироваться и осуществляться с учетом периодического возвращения к ним на последующих занятиях (на более высоком уровне достигнутой подготовленности занимающихся).
Организация урока должна начинаться еще до его начала. Она включает подготовку занимающимися необходимого инвентаря и оборудования, мест занятий, соблюдения установленного порядка в местах переодевания, своевременное построение в установленном месте. Такая предварительная подготовка создает среди юных футболистов положительный эмоциональный фон, настраивающий на интенсивные и плодотворные занятия.
Занятие (урок) должно иметь определенную последовательность и структуру. Оно состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. Деление занятий на три части связано с фазовым изменением работоспособности при выполнении физической (мышечной) работы, которая в течение одного урока меняется следующим образом:
- фаза повышения (по мере «врабатывания» работоспособность повышается, происходит согласование различных систем организма - центральной, нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной - на более высоком уровне функционирования);
- фаза устойчивости (повышенная работоспособность сохраняется на некоторое время);
- фаза снижения (работоспособность снижается вследствие нарастающего утомления).
Первая фаза работоспособности соответствует вводной части урока, вторая - основной и третья - заключительной.
Вводная часть(10-20 мин) в основном решает задачу подготовки занимающихся к сознательному и активному выполнению главных задач урока в психологическом и физиологическом плане. Психологическая подготовка заключается в сосредоточении внимания занимающихся на решении основных задач урока с помощью физических упражнений и заданий на внимание.
Физиологическая подготовка имеет целью достижение готовности организма юных футболистов к последующим более интенсивным и значительным нагрузкам и выполнению основных задач урока. Для этого используются разнообразные общеразвивающие и подготовительные упражнения. В данной части могут решаться и относительно самостоятельные задачи: обучение строевым упражнениям, формирование правильной осанки, развитие отдельных физических качеств. Физическая нагрузка в вводной части не должна вызывать у занимающихся утомления до работы над основным материалом. Вводная часть начинается с построения юных футболистов, рапорта старосты или дежурного и постановки преподавателем задач на текущий урок.
В основной части(40-90 мин) в условиях оптимальной работоспособности занимающихся решаются основные задачи урока. В начале основной части проводится обучение новому материалу. Закрепление и совершенствование приемов осуществляются в середине или ближе к концу основной части урока. Упражнения на развитие физических качеств планируются здесь в такой последовательности: вначале - упражнения на проявление скоростно-силовых качеств, тонкой координации, ловкости; в конце - упражнения, развивающие силу и выносливость. Основная часть урока может иметь как относительно несложную структуру, если содержание учебного материала однородно (например, разучивание удара серединой подъема и игровое упражнение с использованием данного приема), так и сложную, состоящую из нескольких частей (например, разучивание тактической комбинации «стенка», упражнения с отягощениями, упражнения на выносливость). В последнем случае каждому основному упражнению могут предшествовать несколько подготовительных, создающих необходимые предпосылки для выполнения основного.
Заключительная часть(3-5 мин) преследует цель достижения перевода организма занимающихся из состояния повышенной функциональной активности в относительно спокойное состояние. Средствами этого служат строевые упражнения, упражнения на формирование правильной осанки, медленный бег, ходьба, упражнения на расслабление мышц, жонглирование мячом различными частями тела. Заканчивается заключительная часть подведением итогов занятия.
Эффективность урока во многом определяется нагрузкой, полученной занимающимися от занятий физическими упражнениями. В каждом занятии преподаватель должен стремиться к достижению возможно большего объема полезной нагрузки.
Под техникой мини-футбола понимается совокупность специальных приемов, применяемых в игре для достижения поставленной цели. Они подразделяются на две основные группы: технические приемы, выполняемые без мяча, то есть перемещения игроков, и технические приемы владения мячом. По характеру игровой деятельности в технике мини-футбола выделяются два таких раздела, как техника полевых игроков и техника вратарей. В целом техника мини-футбола сложна и многообразна. И все же организовать в секции мини-футбола подготовку юных футболистов, уверенно владеющих достаточно широким техническим арсеналом, - задача вполне осуществимая. Вдумчивая работа преподавателей, ведущих занятия со студентами и осуществляющих правильный подбор и необходимую последовательность выполнения упражнений, применяющих рациональные методы обучения и тренировки, стремящихся заинтересовать и активизировать занимающихся, поможет обеспечить успех в решении данной задачи.
Обучение техническим приемам проводится в следующей последовательности: общее ознакомление с приемом; разучивание приема в упрощенных условиях; разучивание приема в усложненной обстановке; закрепление приема.
Ознакомление с техническими приемами может проходить с помощью самых разнообразных методов. Однако ведущими среди них являются объяснение и показ. С помощью объяснения преподаватель добивается создания у юных футболистов правильного представления о структуре изучаемого приема, сосредоточивая при этом их внимание лишь на основном и опуская все тонкости и детали данного движения. Например, при ознакомлении занимающихся с ударом внутренней стороной стопы основное внимание сосредоточивается на главном (то есть положение стопы бьющей ноги, которая сильно разворачивается носком наружу). Чтобы усилить эффективность объяснения, рекомендуется применять образность сравнений.
Как только футболист приобретёт элементарные знания и навыки в технике игры, начинается обучение тактике. Техника и тактика взаимосвязаны. Тактическое мастерство отдельного игрока и команды в целом зависит от их технической подготовленности, поэтому игроки овладевают технической подготовкой (техникой) несколько раньше, нежели тактикой.
По мере овладения техникой приёмов футболисты изучают индивидуальные действия (тактические), т.е. учатся разумно применять технику игровых приёмов.
Основная задача обучения тактике состоит в том, чтобы научить занимающихся тактически мыслить. Занимающиеся должны хорошо знать цель игры и сущность взаимодействия между игроками в защите и нападении, чтобы организовать свои действия с общим, единым планом игры.
Под тактикой мини-футбола понимаются наиболее целесообразные индивидуальные, групповые и командные действия игроков, выполняющих определенные игровые функции, основанные на активном и творческом отношении к игре и направленные на достижение командой высокого результата. Основным катализатором развития тактики этой игры является постоянное противоборство между атакой и обороной, что порождает новые игровые идеи, способствует совершенствованию системы подготовки занимающихся и в целом повышению их мастерства. Тактика игры подразделяется на тактику атаки и тактику обороны. Тактические задачи в атаке и обороне решаются с помощью индивидуальных, групповых и командных действий.
Тактическая подготовка - это процесс овладения занимающимися теоретическими основами тактики и навыками их использования. В занятиях со студентами в секции мини-футбола теоретическая и практическая части тактической подготовки должны быть согласованы, чтобы игроки без затруднения приобретали знания и могли их применять.
Обучение студентов тактике мини-футбола рекомендуется начинать с общего ознакомления с игрой. Преподаватель знакомит учащихся с основными положениями правил игры, ставит задачи, которые должны решаться в матче, разучивает с ними основные приемы ведения игры. Чтобы студенты получили конкретное представление о мини-футболе, проводятся двусторонние игры по упрощенным правилам. Затем преподаватель приступает к обучению учащихся отдельным тактическим действиям, сначала индивидуальным, групповым, а потом и командным. В результате все изученные действия образуют основу определенных тактических систем ведения игры. В целом обучение занимающихся любым тактическим действиям рекомендуется осуществлять в такой последовательности:
- рассказ и демонстрация на макете или схеме;
- разучивание схемы действия непосредственно на площадке с пассивным соперником или же предполагаемым противником;
- то же, но с активным соперником, выполняющим определенные задания;
- то же, но с активным соперником и в соревновательной форме;
- закрепление действия в двухсторонней игре.
Под тактикой игры следует понимать организацию индивидуальных и коллективных действий игроков команды с помощью наиболее рациональных средств и форм ведения игры.
В зависимости от конкретного противника команда должна в различные моменты применять наиболее целесообразную тактику. Существуют две тактики: тактика защиты и тактика нападения.
Команда, овладевшая в игре мячом, считается атакующей. Ее главной задачей является нарушение организованных оборонительных действий соперников в целях взятия их ворот. Решение этой задачи обеспечивается активными наступательными действиями, которые обеспечивают условия для овладения инициативой в игре, дают возможность навязать сопернику выгодный план игры. Естественно, чтобы добиться в игре успеха, атакующая команда должна использовать хорошо подготовленные эффективные тактические действия. Такие, которые позволяют в зависимости от конкретного соперника и в различные моменты матча применять наиболее целесообразные средства, формы и способы атакующих действий.
Полноценные действия команды в атаке невозможны без овладения ее игроками индивидуальными тактическими способами ведения единоборства с соперниками, которые прежде всего предполагают умение в данной игровой ситуации выбрать наиболее правильное решение уйти из-под контроля обороняющихся, найти и создать игровое пространство, как для себя, так и для партнеров; обыграть своего визави и принести результат своей команде. Индивидуальные действия в атаке предполагают как действия без мяча, так и действия с мячом.
«Открывание»означает выход игрока на свободную позицию, дающую возможность освободиться от опеки соперника, оторваться от него. «Открывшийся» игрок может или получить мяч и выполнить удар по цели, или отдать передачу своему партнеру, занявшему более выгодную позицию, или увести соперника за собой, освобождая путь к воротам одному из игроков своей команды. «Открывание» на свободную позицию должно осуществляться неожиданно для соперников и, естественно, на высокой скорости. Этому тактическому действию могут предшествовать обманные движения или же имитация игроком некоторой пассивности в целях введения опекуна в заблуждение. По отношению к направлению развивающейся атаки «открывание» может осуществляться вперед, в стороны и назад. Следует иметь в виду, что для получения мяча от партнера игрок должен открываться на свободное место в тот момент, когда последний готов выполнить передачу.
«Отвлечение соперников»- это перемещение одного или нескольких игроков в определенную зону в целях увода за собой опекунов и создания свободной зоны для индивидуальных действий партнера. Как правило, умело проведенное отвлечение позволяет обеспечить свободу действий для партнера, владеющего мячом, или же игроку, занявшему выгодную позицию у ворот соперников. Необходимо, чтобы при выполнении отвлекающих действий перемещение игроков было достаточно убедительным, заставляя соперников следовать в том же направлении. Но следует иметь в виду, что перемещение необходимо выполнять с такой скоростью, чтобы соперник успел среагировать на данный маневр. В противном случае слишком быстрое перемещение будет представлять собой не отвлечение соперников, а открывание на свободную позицию.
Создание численного преимущества в отдельных зонах игрового поля.В тех случаях, когда атакующий игрок не может справиться в единоборстве с соперником, один из его партнеров перемещается в эту зону, создавая здесь численное преимущество. Такое преимущество создает благоприятные условия для обыгрывания соперника.
Многократные сочетания выполнений открываний, отвлечений соперников с созданием численного преимущества называется маневрированием.Чем активнее маневрируют игроки атакующей команды, тем шире и эффективнее арсенал их атакующих действий. Следовательно, маневрирование - необходимый атрибут команды высокого класса.
Примеры:
Занимающиеся образуют две встречные колонны (рис. 1). Расстояние между ними 8-12 м. В 2-х м перед каждой колонной обозначается «линия свободной зоны». Головной игрок одной из колонн внутренней стороной стопы низом посылает мяч в сторону противоположной колонны и перебегает в ее конец. Впереди стоящий в этой колонне игрок открывается за «линию свободной зоны» в позицию A1, принимает мяч и передает его открывшемуся второму номеру первой колонны, а сам перебегает в ее конец и т.д.
рис. 1
Занимающиеся упражняются в парах. Партнеры, перемещаясь по площадке, в определенном порядке выполняют продольные и диагональные передачи, перемещаясь на свободное место (рис. 2). Игрок А выполняет поперечную передачу партнеру В, а сам открывается на позицию А1. Игрок В, приняв мяч, вторым касанием посылает его на позицию А, а сам перемещается на позицию В1и т.д.
рис. 2
На площадке обозначается квадрат со сторонами 15 м. Здесь располагается 6 игроков, из них двое - водящие. Остальные выполняют передачи друг другу, открываясь в свободную зону (рис. 3). Им разрешается выполнять только определенное число касаний мяча (три, два, одно). Если допущена ошибка при передаче или мяч отправлен за пределы квадрата, виновный заменяет одного из водящих.
рис. 3
Передача мяча.Игрок, умеющий выполнять точные и своевременные передачи мяча партнерам, приносит неоценимую помощь своей команде. Такие передачи позволяют атакующим перевести мяч к противоположным воротам, преодолеть защитный барьер соперников, вывести одного из партнеров на ударную позицию. Главным фактором, влияющим на эффективность передач, естественно, является техническое мастерство игроков. Однако и их способность оценивать расположение партнеров и соперников на игровом поле и принимать своевременное решение в этом плане играет далеко не последнюю роль.
Примеры:
Несколько игроков встают по кругу диаметром 8-10 м и выполняют передачи друг другу (рис. 4). Пас рядом стоящему партнеру не разрешается. Передачи выполняются в три, два или одно касание. Вариант:упражнение выполняется двумя мячами.
рис. 4
Четыре игрока образуют прямоугольник. Пятый игрок занимает позицию в центре (рис. 5). Задача упражняющихся - послав мяч партнеру, выполнить рывок в ту же сторону и занять место партнера. Например, игрок А посылает мяч партнеру Ц и устремляется на его место. Игрок А посылает мяч игроку Б и перебегает на его место и т.д. Упражнение выполняется как по ходу, так и против хода часовой стрелки.
рис. 5
Ведение и финты.Если партнеры закрыты соперниками и от них не следует каких-либо предложений, то игрок, владеющий мячом, использует ведение. Продвигаясь с мячом поперек, вдоль или по диагонали игрового поля, он тем самым создает предпосылки как для открывания партнеров на свободное место, так и для создания самому себе условий для выхода на ударную позицию. Разумеется, футболист, владеющий мячом, всегда должен учитывать, что его партнеры без мяча перемещаются значительно быстрее, чем он. Вот почему ведение следует использовать в основном тогда, когда отсутствует возможность выполнить передачу партнеру, находящемуся в лучшей позиции.
Важнейшим средством индивидуального преодоления сопротивления обороняющихся являются финты. Футболисты, владеющие разнообразными финтами, способны обострить атаку своей команды. Более того, в мини-футболе мячи в ворота соперников часто залетают именно после успешного выполнения атакующими финтов, позволяющих переиграть защитников. Наиболее целесообразно применение этих индивидуальных тактических действий на половине игрового поля соперников, особенно в их штрафной площади.
Удары по воротам- важнейшее индивидуальное тактическое действие, направленное непосредственно на взятие ворот соперников. К разучиванию ударов по воротам должны привлекаться все без исключения игроки мини-футбольной команды, включая вратарей. И это вполне резонно. Ведь мини-футбол немыслим без интенсивного обстрела ворот соперников, выполнения разнообразных ударов по цели с различных дистанций. В связи с этим при обучении занимающихся тактическим основам этих индивидуальных действий рекомендуется обращать первостепенное внимание на следующие моменты:
- перед нанесением удара по воротам атакующий игрок должен мгновенно оценить позицию вратаря;
- способ выполнения удара по воротам избирается с учетом игровой ситуации (носком, внутренней стороной стопы, с лёта и т.д.);
- в конкретной игровой ситуации применяется наиболее эффективный по характеру $выполнения удар по воротам (на точность, на силу, низом, верхом, в дальний угол и т.д.);
- в любой ситуации предпочтительно наносить удар по воротам неожиданно как для вратаря, так и для защитников.
Примеры:
На игровом поле на флангах в 1-2 м от боковой линии устанавливаются в ряд по 4 мяча. Интервал между мячами 1 м. За самым дальним от ворот мячом на том и другом фланге в колоннах занимают позицию игроки (рис. 6). Головной игрок правой колонны с разбега наносит серию ударов правой ногой с острого угла по лежащим в правом ряду мячам начиная с ближнего. Удары наносятся ритмично и быстро. Как только он завершит серию, удары по лежащим мячам в левом ряду начинает выполнять левой ногой головной игрок другой колонны и т.д. Периодически занимающиеся меняют место расположения на флангах.
рис. 6
Занимающиеся образуют две шеренги. Они занимают позиции от пересечения границы штрафной площади вратарской линией до углового сектора. В ворота встает вратарь. Преподаватель с мячами встает в 10 м напротив ворот. Он сильно направляет мяч низом на 6-метровую отметку (рис. 7). Головной игрок правой шеренги делает рывок, принимает мяч спиной к воротам. Развернувшись на 180°, он наносит удар по воротам, а сам устремляется в «хвост» своей шеренги. Теперь пас следует головному игроку второй шеренги. Вариант:а) преподаватель набрасывает мяч на 6-метровую отметку по крутой траектории так, чтобы открывающийся игрок, приняв мяч на грудь, развернулся на 180° и выполнил удар в цель и т.д.; б) в штрафной площади занимает позицию защитник. Его задача - препятствовать выполнению удара игроком после разворота. Сначала защитник действует пассивно, а по мере освоения занимающимися упражнения - все более активно.
рис. 7
Групповые тактические действия в атаке- это взаимодействие на поле нескольких игроков одной команды, стремящихся к выполнению определенной задачи. Обучение студентов, занимающихся в секции мини-футбола, групповым тактическим действиям рекомендуется вести по мере освоения ими индивидуальных тактических действий с простейшей формы взаимодействия - между двумя партнерами, постепенно переходя к взаимодействию между тремя игроками. Таким образом, в мини-футболе команде, владеющей мячом, вести игру приходится фактически за счет комбинаций, которые и представляют собой тактическое взаимодействие нескольких игроков.
Комбинации подразделяются на заранее подготовленные и импровизированные. Первые изучаются со студентами на занятиях, а вторые создаются в ходе самой игры. Все комбинации осуществляются с помощью маневрирования и передач. Их эффективность зависит от уровня физической и технической подготовленности игроков, умения творчески мыслить и, конечно, от сыгранности партнеров. Выполняются комбинации как в игровых эпизодах, так и при розыгрыше стандартных положений. Разучивание занимающимися комбинаций в секции мини-футбола рекомендуется начать без соперников.
Комбинации в игровых эпизодахпредставляют собой взаимодействие игроков в парах и тройках. К взаимодействиям в парах относятся такие комбинации, как «игра в одно-два касания», «стенка», «скрещивание». К взаимодействиям трех партнеров относятся комбинации «игра в одно-два касания», «смена мест», «пропускание мяча».
Комбинации при розыгрыше стандартных положенийзанимают в мини-футболе заметное место. Они осуществляются при введении мяча в игру вратарем при начальном ударе, при выполнении штрафных, свободных и угловых ударов. Такие комбинации дают возможность игрокам атакующей команды заранее занять выгодные позиции, нацеливаясь на взятие ворот соперников.
Атакующая команда выполняет штрафной удар (рис. 8). Обороняющиеся устанавливают стенку из трех защитников. За мгновение перед выполнением удара игроки Б и В скрестными диагональными перемещениями уводят из стенки крайних защитников. Перед игроком А открывается возможность через бреши нанести удар в правый или левый угол ворот.
Примеры:
рис. 8
Игрок А выполняет угловой удар. Его партнер Г отвлекает на себя защитников, устремляясь к угловому сектору якобы для получения передачи. Однако игрок А подает сильно низом на устремившегося к нему партнера В, который направляет мяч ударом левой ногой в ворота (рис. 9). Когда угловой подается с углового сектора на правом фланге, удар по воротам выполняется правой ногой.
рис. 9
Обороняющиеся при розыгрыше соперниками углового удара заняли рассредоточенную позицию, чем и воспользовались игроки атакующей команды. Игрок Б врывается в штрафную площадь, получает прострельную передачу от игрока А и наносит удар по воротам (рис. 10).
рис. 10
Комбинации при введении мяча из-за боковой линии во многом аналогичны розыгрышу угловых ударов.
В мини-футболе командные тактические действия в атакеразделяются на два вида: быстрое нападение и позиционное нападение.
Суть быстрого нападенияв том, что после успешного отражения атаки противоположной команды овладевшие мячом стремительно переходят к нападению на ворота соперников, пользуясь тем, что игроки последней не успели организовать свою оборону. Осуществляется такая атака как за счет длинной передачи мяча находящемуся впереди партнеру, так и при помощи нескольких быстрых передач между партнерами, устремившимися к воротам соперников, а также за счет индивидуальных действий игрока, сумевшего перехватить мяч. Быстрое нападение подразумевает три фазы: начало атаки, ее развитие и завершение. Обучение студентов, занимающихся в секции мини-футбола, быстрому нападению рекомендуется начинать с освоения так называемого «отрыва».
Позиционное нападениеприменяется тогда, когда соперники успели полностью организовать командную оборону. Такой организованной защите атакующие и должны противопоставить систематизированное нападение, в котором участвуют все игроки команды. Вывод партнера на выгодную позицию осуществляется, в отличие от быстрого нападения, при помощи большого числа передач.
В мини-футболе тактика игры в обороне предполагает такую организацию действий защищающейся команды, которая бы позволила нейтрализовать атаки соперников. Защищаясь, команда должна так построить свою игру, чтобы максимально затруднить взаимодействия между атакующими, предотвратить их проникновение в зону перед своими воротами, не дать им возможности наносить удары по воротам. Одновременно обороняющиеся должны стараться создавать условия для отбора мяча у соперников и организовать начало атаки своей команды.
Индивидуальные действия в обороне предполагают умение обороняющихся вступать в единоборство как против соперника без мяча, так и с мячом. В том и другом случаях важнейшее значение имеет умение обороняющихся выбирать оптимальную позицию по отношению к опекаемому сопернику в постоянно изменяющейся игровой обстановке. Следовательно, рациональный выбор позиции - основа успешных действий против атакующих соперников.
Действия обороняющегося против соперника без мяча.Играя против соперника без мяча, обороняющийся игрок обязан, с одной стороны, «закрыть» своего подопечного, не давая ему возможности получить мяч, а с другой стороны, - он должен предусмотреть возможность перехвата мяча, направленного этому подопечному или же другому сопернику. В связи с этим обороняющийся игрок для того, чтобы «закрыть» соперника без мяча, должен всегда занимать позицию или между опекаемым и своими воротами (немного боком или спиной к ним), или сбоку-спереди на пути предполагаемой передачи. При этом расстояние между защитником и опекаемым им игроком не должно быть постоянно одинаковым, а должно варьироваться с учетом игровой обстановки.
Действия обороняющегося против соперника с мячомсостоят из отбора мяча, противодействия передачам, ведению и финтам, ударам по воротам. Такие индивидуальные действия основаны на тактике подвижной обороны, предполагающей, что опекающий игрок должен постоянно держать соперника под контролем. При этом обороняющийся игрок, как правило, вступает в единоборство, когда соперник или принимает мяч, или его контролирует. Если же защитник по какой-либо причине не смог отобрать мяч у соперника, он обязан предпринять все усилия для воспрепятствования быстрому продвижению последнего с мячом вперед.
Примеры:
Защитник А занял позицию рядом с атакующим соперником Б (рис. 11). Последний не имеет реальной возможности свободно пройти вперед к воротам, так как игрок А своей позицией воспрепятствует этому действию. В этой ситуации атакующему игроку Б остается отдать мяч в сторону или назад одному из партнеров.
рис. 11
Групповые действия в обороненаправлены на противодействие комбинационной игре противоположной команды посредством своевременного разбора атакующих соперников, подстраховки партнеров, переключения при опеке с одного на другого соперника, группового отбора мяча у атакующих, а также взаимодействий обороняющихся в меньшинстве.
Разбор игроков.При потере мяча команда становится обороняющейся, а ее игроки предпринимают определенные действия для обеспечения безопасности своих ворот. Так, потеряв мяч, игрок обязан тут же вступить в борьбу с соперником, завладевшим мячом. Для этого он стремится без промедления вернуться назад и выйти на одну линию с атакующим соперником или же занять по отношению к последнему позицию, препятствующую его продвижению к воротам. Активную позицию по отношению к другим игрокам атакующей команды должны занять и другие футболисты обороняющейся команды.
Подстраховка- это тактическое действие одного или нескольких игроков, помогающих партнеру опекать соперника. Наличие страхующего играет важную роль при организации оборонительных действий.
Примеры:
Страхующий игрок Б занял правильную позицию (рис. 12). Он находится ближе к своим воротам и позади партнера А, вступившего в единоборство с атакующим соперником. Если игрок А проигрывает единоборство сопернику Д, страхующий Б сможет своевременно выйти ему навстречу, преграждая путь к воротам.
рис. 12
Переключение- тактический прием, представляющий собой обмен опекаемыми игроками. Наиболее часто переключение используется, когда одному из обороняющихся по какой-либо причине не удается удержать своего подопечного.
Групповой отбормяча у соперника - это такое тактическое взаимодействие обороняющихся, которое требует от них согласованности, маневренности и, конечно, хорошей техники отбора. В мини-футболе наиболее эффективно групповой отбор применяется при скрестных перемещениях атакующих, при введении мяча в игру вратарем или из-за боковой линии.
Примеры:
В момент сближения партнеров, защитник, опекающий соперника без мяча, вдруг активно переключается на нападающего, владеющего мячом (рис. 13). В свою очередь, другой обороняющийся, опекающий этого нападающего, также решительно вступает в единоборство.
рис. 13
Командные тактические действияв мини-футболе строятся с помощью определенных тактических систем игры: персональной, зонной и комбинированной. Каждая из них включает три формы защитных действий, отличающихся размером используемой площади игрового поля, на которой обороняющиеся оказывают противодействие атакующим, а также степенью активности действий игроков защищающейся команды. Такими формами являются концентрированная оборона, рассредоточенная оборона и прессинг.
Под тактикой игры вратаря понимается наиболее целесообразные его действия, направленные на обеспечение безопасности ворот. Высокое тактическое мастерство стража ворот повышает и укрепляет боевую мощь команды, способствует ее успешному выступлению в соревнованиях. К основным тактическим действиям современного мини-футбольного стража ворот относятся: выбор места в воротах, игра на выходах, введение мяча в игру, руководство действиями партнеров в обороне и участие в атакующих действиях партнеров.
В процессе занятий студентов в секции мини-футбола преподаватели должны систематически осуществлять педагогический контроль подготовленности занимающихся. Одним из основных методов такого контроля является наблюдение. Систематические наблюдения позволяют создать целостное представление как о группе в целом, так и о каждом занимающемся. Наблюдение позволяет преподавателям оценить способности и возможности каждого занимающегося, определить пути обучения и воспитания с учетом особенностей индивидуального развития того или иного ученика.
ВЫВОДЫ
В условиях повышенной учебной нагрузки и дефицита двигательной активности учащихся важнейшую роль играет эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы в колледже, в том числе во внеурочное время. Ведь именно систематические занятия физическими упражнениями способствуют физическому и физиологическому развитию растущего организма студентов, формируют у них разнообразные двигательные умения и навыки. Вот почему в числе первостепенных задач, стоящих сегодня перед педагогами, родителями и общественностью, - необходимость создания таких условий, при которых студентами различного возраста смогли бы регулярно заниматься физическими упражнениями во внеурочное время. Условий, способствующих повышению двигательной активности студентов, укреплению их здоровья, улучшению физической подготовленности, а следовательно, и подготовки подрастающего поколения к будущей трудовой деятельности.
В ряду наиболее эффективных средств физкультурно-оздоровительной работы со студентами во внеурочное время мини-футбол занимает видное место. И это не случайно. В первую очередь, эта игра демократична и неприхотлива. В мини-футбол можно играть не только в спортивном зале, но и на баскетбольной площадке или в хоккейной «коробке». Практически можно с успехом использовать любое ровное место.
Несмотря на свою простоту, мини-футбол обладает рядом интереснейших особенностей, делающих ее особенно привлекательной именно для студентов. Во-первых, здесь каждый игрок чаще соприкасается с мячом и участвует в общих игровых действиях; во-вторых, в мини-футболе забивается довольно много голов; в-третьих, во время матча мяч практически не покидает площадку, а игра проходит динамично, без вынужденных и утомительных остановок. Вот почему сегодня в мини-футбол с увлечением играют не только мальчики, но и девочки.
Являясь командной игрой, мини-футбол способствует активному формированию морально-волевых качеств студентов. Коллективный характер игры предоставляет широкие возможности учителю в формировании у занимающихся соревновательного интереса, духа взаимовыручки и единения команды.
Данная методическая разработка предназначена для обучения и подготовки учащихся к соревнованиям по мини-футболу. Следует обратить внимание лишь на малогабаритность многих спортивных залов. Эту проблему можно решить за счет нестандартных подходов к организации тренировок. В частности, многие упражнения по обучению тактике игры проводятся на половине площадки. Поэтому для приближения тренировочного процесса к игровым условиям возможно использовать малогабаритный спортивный зал «в ширину», обозначая тем самым половину стандартной площадки для игры в мини-футбол.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ И РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Андреев СИ. Мини-футбол. - М.: Физкультура и спорт, 1978.
2. Андреев СИ. Играйте в мини-футбол. - М.: Советский спорт, 1989.
3. Андреев СИ. Футбол - твоя игра. - М.: Просвещение, 1989.
4. Андреев С.Н., Левин B.C. Мини-футбол. Подготовка юных футболистов в спортивных школах и любительских командах. - Липецк: ГУ РОГ «Липецкая газета», 2004.
5. Байбородова Л.В., Бутин И.М., Леонтьева Т.Н., Масленников СМ. Методика обучения физической культуре: 1-11 классы: Методическое пособие. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
6. Боген М.М. Обучение двигательным действиям. - М.: Физкультура и спорт, 1985.
7. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1988.