kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Обучение студентов технике и тактике игры в мини-футбол в условиях нестандартных спортзалов»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Настоящее учебно-методическое пособие предназначено для студентов, может быть использовано преподавателями данного направления подготовки, методистами.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Обучение студентов технике и тактике игры в мини-футбол в условиях нестандартных спортзалов»»

Департамент образования Вологодской области

БПОУ ВО «Череповецкий строительный колледж имени

А.А. Лепехина»







МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

для студентов и преподавателей физической культуры


«Обучение студентов технике и тактике игры в мини-футбол в условиях нестандартных спортзалов»







Череповец

2016 г.

Содержание


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


4

I ГЛАВА. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


5

II ГЛАВА. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ


9

ВЫВОДЫ


22

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ И РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


23


Репина И. Н.

Учебно-методические рекомендации по обучению студентов колледжа тактике игры в мини-футбол в условиях нестандартных спортзалов.

Дисциплине «Физическая культура», раздел – мини-футбол, по теме «Обучение студентов технике и тактике игры в мини-футбол в условиях нестандартных спортзалов» /И.Н. Репина – Череповец, 2016. – 31 с.


В учебно-методическом пособии представлены рекомендации для студентов всех специальностей колледжа «Обучение студентов технике и тактике игры в мини-футбол в условиях нестандартных спортзалов»


Настоящее учебно-методическое пособие предназначено для студентов, может быть использовано преподавателями данного направления подготовки, методистами.




Данные рекомендации рассмотрены на заседании методической комиссии и рекомендованы к применению.


Председатель /Белавина Н.М. /

Протокол № 7 от «24» ноября 2016 года



© Репина И. Н., 2016

© БПОУ ВО «Череповецкий строительный колледж им. А.А. Лепехина», 2016















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность данной методической разработки заключается в рассмотрении актуальных проблем, связанных с современным образовательным процессом, и вариантами их решения.

Современному студенту, проводящему основную часть дня на уроках в колледже и за подготовкой домашних заданий, приходится выдерживать большие умственные нагрузки. Такая ситуация, о которой уже не один день бьют тревогу педагоги, врачи и ученые, опасна прежде всего создающимся дефицитом двигательной активности.

В ряду наиболее эффективных средств физкультурно-оздоровительной ра­боты со студентами во внеурочное время мини-футбол занимает видное ме­сто. И это не случайно. В первую очередь, эта игра неприхотлива. В мини-фут­бол можно играть не только в спортивном зале, но и на баскетболь­ной площадке или в хоккейной «коробке». Практически можно с успехом использовать любое ровное место. Однако, несмотря на свою простоту, эта игра обладает рядом интереснейших особенностей, делающих ее особенно привле­кательной именно для студентов. Во-первых, здесь каждый игрок чаще со­прикасается с мячом и участвует в общих игровых действиях; во-вторых, в мини-футболе забивается довольно много голов; в-третьих, во время матча мяч практически не покидает площадку, а игра проходит динамично, без вынуж­денных и утомительных остановок. Вот почему сегодня в мини-футбол с увле­чением играют не только мальчики, но и девочки.

Важнейшей составляющей внеурочной физкультурно-оздоровительной работы со студентами является внеклассная спортивно-массовая работа, основным звеном которой является секция.

Обучение и тренировка студентов, занимающихся в секции мини-футбо­ла, составляют единый педагогический процесс, задачи которого являются:

  1. Оздоровительная – направлена на укрепле­ние здоровья занимающихся, развитие сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата, развитие физических качеств студентов.

  2. Образовательная – обучение технико-тактическим приемам игры на основе базовых элементов, развитие двигательных навыков.

  3. Воспитательная – развитие морально-волевых качеств студентов для решения поставленных задач в условиях соревновательного процесса.









I ГЛАВА. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

В условиях колледжа процесс обучения и тренировки студентов, занимающихся в секции мини-футбо­ла, условно мож­но разделить на два этапа:

На первом этапе (11-15 лет) ставится задача расширения круга изучаемых технических приемов и тактических действий, формирования умений выпол­нять изученные приемы в усложненных условиях, дальнейшего развития фи­зических качеств с учетом специфики мини-футбола. Также значительно рас­ширяется объем теоретических знаний, совершенствуется психологическая устойчивость.

На втором этапе (16-17 лет) совершенствуется физическая подготовка учащихся: основное внимание уделяется развитию тех физических качеств, которые необходимы для овладения сложными техническими приемами, груп­повыми и командными тактическими действиями. Техническая и тактическая подготовка ставит своей задачей отработку быстроты и точности выполнения приемов в условиях противодействия соперников. Также именно в этот пери­од осуществляется конкретизация игровых функций занимающихся и предус­матриваются углубленные теоретические знания.

Таким образом, в процессе многолетней подготовки учащихся в секции мини-футбола как обучение, так и тренировка могут иметь свои опре­деленные задачи, что, однако, не означает противостояния этих двух понятий друг другу. Напротив, обучение и тренировка органически связаны между со­бой. Такая же тесная связь существует и между видами подготовки - физи­ческой, технической, тактической и психологической. Так, неразрывная взаи­мосвязь наблюдается между физической подготовкой и обучением техничес­ким приемам, между освоением технических приемов и обучением тактическим действиям, между тактической и психологической подготовкой и т.д. Например, развитие физических качеств и освоение техники - два тес­но взаимосвязанных звена единого процесса обучения двигательным действи­ям. Границу между этими звеньями можно провести лишь условно: физичес­кие качества развиваются и при разучивании технических приемов, а разви­вая физические качества, можно добиться и более совершенного освоения технических приемов.

Такая зависимость между видами подготовки предполагает, что успех в ра­боте с учащимися, занимающимися в секции мини-футбола, немыс­лим, если хотя бы один из видов находится на низком уровне. Вот почему в процессе многолетней подготовки юных футболистов работа над каждым ви­дом подготовки должна осуществляться одновременно и систематически. Од­нако на определенных этапах обучения и тренировки один или несколько ви­дов будут преобладать над другим. Принимая это во внимание, преподаватели, ведущие занятия с юными футболистами, должны поддерживать рациональ­ное соотношение между видами подготовки, изменяя круг средств и их удель­ный вес по мере роста подготовленности студентов.

Главным средством обучения и тренировки студентов в секции мини-футбола являются физические упражнения, условно подразделяемые на ос­новные и вспомогательные. К числу основных относятся упражнения по тех­нике и тактике и собственно сама игра в мини-футбол. Вспомогательные упражнения делятся на две группы – обще-подготовительные и специально-подготовительные.

Первые, в состав которых в основном входят обще-развивающие упражнения и гигиенические факторы, предназначаются для создания у занимающихся необходимых предпосылок для освоения основных приемов игры, достижения разносторонней физической подготовленности и оздоров­ления. Вторые предназначены для достижения необходимых физических ка­честв и овладения специальными двигательными навыками.

Последние, в свою очередь, разделяются на такие тесно связанные между собой виды, как подго­товительные и подводящие упражнения. Подготовительные упражнения (раз­нообразные упражнения с предметами и без предметов, подвижные игры, эстафеты) решают задачу развития у студентов специальных физических способностей. Подводящие упражнения - это отдельные элементы сложно-координированных движений или все двигательное действие, выполняемое в облегченных условиях, а также его имитация. Например, выполнение техни­ческого приема без мяча - это подводящее упражнение, смысл которого - ов­ладение структурой данного приема.

Занятия студентов в секции мини-футбола предполагают применение пре­подавателями разнообразных методов выполнения физических упражнений, воспитание морально-волевых качеств, обучение технике и тактике игры. Вы­бор методов определяется задачами и содержанием учебно-тренировочного про­цесса, условиями проведения занятий и степенью подготовленности занимаю­щихся. В освоении студентами систематических знаний и овладении двига­тельными навыками значительное место должно отводиться словесным методам (объяснение, беседа, краткие замечания), методам наглядности (показ изучаемого приема преподавателем или хорошо подготовленным студентом, исполь­зование макета игрового поля, соответствующих видеоматериалов и учебных фильмов). Развитие физических качеств студентов, занимающихся в секции мини-футбола, осуществляется с помощью самых разнообразных методов. По­скольку мини-футбол как спортивная игра является, по своей сути, одной из разновидностей скоростно-силовых видов физических упражнений, для разви­тия у студентов важнейших физических качеств рекомендуется использовать методы, типичные для большинства спортивных игр, а именно:

- равномерный, или метод длительной непрерывной работы, который используется для развития аэробной выносливости;

- переменный, отличающийся от предыдущего лишь характером длитель­но выполняемой работы. Он способствует воспитанию специальной выносли­вости смешанного (аэробно-анаэробного) характера. Наиболее типичным представителем данного метода выполнения упражнений является сама игра в мини-футбол;

- повторный метод - разновидность прерывистой работы, имеющей место в самой игре. Его отличает и сравнительно большая мощность выполняемой работы, рекомендуется использовать при развитии быстроты, силы, скоростной выносливости;

- интервальный, представляющий собой типичную разновидность прерывис­той работы и отличающийся от других строгой регламентацией периодов работы и отдыха. При этом отдых сравнительно невелик, что не дает возможность орга­низму занимающихся восстанавливаться. Метод наиболее целесообразно исполь­зовать при развитии скоростной силы и выносливости. Он дает возможность со­вершенствовать анаэробные и анаэробно-аэробные механизмы энергообеспече­ния, приучает занимающихся к двигательным действиям при высоких величинах кислородного долга. Одной из форм интервальной тренировки в мини-футболе может служить сама игра, построенная по этому принципу;

- метод максимальной интенсивности - это метод предельных нагрузок, вы­полняемых с субмаксимальной интенсивностью и установкой действовать «до отказа». Он используется для развития у занимающихся максимальной силы и способности к работе большой мощности. Естественно, в работе со студентами в секции мини-футбола этот метод может быть использован практически толь­ко на последнем этапе, так как рассчитан на хорошо подготовленных студентов. С его помощью совершенствуются анаэробные процессы и скоростно-силовые качества. Например, у юных вратарей - это прыжковая выносливость;

- сопряженный метод особенно важен в работе со студентами в секции мини-футбола, так как дает возможность развивать физические качества од­новременно с совершенствованием технико-тактических действий. Таким об­разом у занимающихся можно развивать силу, выносливость, ловкость. Бла­годаря применению в тренировке сопряженного метода навыки футболистов становятся более пригодными для использования в соревновательных усло­виях, то есть более устойчивыми к отрицательному влиянию утомления и эф­фективными ввиду совершенствования координационных механизмов;

- круговой метод - это, по существу, самостоятельная организационно-ме­тодическая форма, используемая для развития у занимающихся одновремен­но нескольких физических качеств, а в отдельных случаях и для совершен­ствования специальных навыков. Круговой метод, как правило, применяется в самых разнообразных вариантах, суть которых в приближении характера вы­полняемой работы к специфике самой игры. В работе со студентами в сек­ции мини-футбола рекомендуется применять как традиционную форму круго­вой тренировки, так и такую форму, которая дает возможность одновременно совершенствовать различные физические приемы и тактические действия, то есть тренировку сопряженного характера. Таким образом, достоинством мето­да круговой тренировки является высокая интенсивность выполнения упраж­нений, разнообразие и прерывистый характер работы, что как нельзя лучше совпадает с условиями игровой деятельности в мини-футболе.

При разучивании технических приемов и тактических действий основным методом будет служить их многократное повторение. Однако, определяя меру повторений, преподаватель должен иметь в виду, что новые упражнения зача­стую вызывают у занимающихся утомление двигательных центров. Поэтому наиболее эффективным будет серийное повторение упражнений: две-три се­рии по 8-10 повторений в каждой. Интервалы между сериями должны быть достаточными для отдыха. Такие интервалы рекомендуется использовать или для повторного показа изучаемого приема, или для необходимых замечаний по исправлению ошибок у занимающихся.

Повторение упражнений может осуществляться с помощью целостного, рас­члененного, соревновательного и игрового методов. При обучении юных фут­болистов сложным техническим приемам рекомендуется использовать расчле­ненный метод. Этот же метод может быть эффективен и при разучивании груп­повых и командных тактических действий.

Суть игрового метода, который должен занять видное место в работе со студентами в секции мини-футбола, заключается в том, что обучение техни­ко-тактическим действиям осуществляется при проведении подвижных игр, эстафет, игровых упражнений и учебных игр. Близок к этому метод и соревно­вательный, заключающийся в том, что действия закрепляются и совершенству­ются уже в условиях соревнований.

Эти два метода используются, главным образом, при закреплении и совер­шенствовании изучаемого материала. Их основная цель - в комплексном разви­тии психофизических качеств, приобретении помехоустойчивости к сбиваю­щим факторам, в создании обстановки единоборства обороны с атакой. Важно, чтобы игровой и соревновательный методы на всем протяжении многолетнего процесса подготовки были бы его составной частью. Именно тогда с помощью этих методов и в сочетании их с другими можно добиться хороших результатов в обучении юных футболистов.

В принципе схема разучивания игровых приемов построена в соответствии с закономерностями формирования двигательного навыка. В результате это­го процесс обучения юных футболистов складывается из нескольких взаимосвязанных этапов, где каждый последующий обуславливается предыдущим:

- создание представлений об изучаемом двигательном действии;

- первичное освоение в облегченных, то есть неигровых условиях;

- овладение двигательными действиями в постепенно усложняющихся ус­ловиях, в которых последовательно моделируются типовые игровые ситуации;

- закрепление осваиваемых двигательных действий в специально органи­зуемой игре;

- совершенствование двигательных навыков в условиях соревнований.

Методы воспитания морально-волевых качеств представляют собой особую группу, которая приобретает в работе со студентами в секции мини-футбола особое значение. И это вполне понятно. Ведь с помощью таких методов оказы­вается непосредственное влияние на формирование личности студентов, ее нравственных позиций и мировоззрения. В конечном счете именно личность занимающихся оказывается самым ценным достижением педагогов в много­трудном воспитательном процессе.

В работе со студентами рекомендуется использовать такие традицион­ные методы, как убеждение, разъяснение, поощрение, групповое воздействие, самовнушение, приучение к повышенной трудности, а также метод ситуа­ционной тренировки. При использовании последнего на занятиях с юны­ми футболистами создается ситуация, аналогичная той, при которой проис­ходят соревнования по мини-футболу на первенство колледжа, города или рай­она. С помощью этого метода преподаватели добиваются адаптации занима­ющихся, воспитывая у них необходимые во время соревнований реакции и формы поведения. Новизна обстановки уже не окажется для занимающихся неожиданной и не сможет стать тормозом в выступлении на уровне своих возможностей. Разумеется, в работе с юными футболистами могут быть ис­пользованы и другие методы, которые будут эффективными в конкретных ситуациях.

На всех этапах многолетнего процесса подготовки студентов в секции мини-футбола их обучение и тренировка строятся на основе взаимосвязан­ных дидактических принципов сознательности и активности, систематичнос­ти и постепенности, наглядности и доступности, индивидуализации. Эти прин­ципы не только взаимосвязаны, но еще и взаимообусловлены и в ходе учебно-тренировочного процесса дополняют друг друга. Например, сознательное и активное отношение юных футболистов к занятиям будет способствовать дос­тупности изучаемого материала, прочности приобретаемых знаний, умений и навыков, а также обуславливать связь предыдущего материала с последующим, постепенный прогресс в занятиях мини-футболом. С другой стороны, актив­ность юных футболистов будет лишь тогда приносить плоды, когда она допол­няется требованиями, вытекающими из принципов наглядности, доступнос­ти, индивидуализации, систематичности и постепенности. Собственно, такая связь существует между каждым дидактическим принципом. Так, не прини­мая во внимание принципы доступности и индивидуализации, трудно достичь рациональной последовательности в обучении юных футболистов, а так­же добиться постепенного прогрессирования физических нагрузок. А если не учитывать принципы систематичности и постепенности, то немыслимо раз­двинуть границы доступности изучаемого материала. Таким образом, успех в работе с юными футболистами возможен лишь на основе соблюдения един­ства дидактических принципов при полном осуществлении каждого из них на всех этапах подготовки.

II ГЛАВА. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

Основными формами подготовки студентов в секции мини-футбола яв­ляются комплексные и специализированные занятия.

Комплексное занятие включает, как правило, обще-подготовительные и специально-подготовительные упражнения, а также упражнения по технической и тактической подготовке или их сочетания. Например, такое занятие может включать упражнения по общей физической подготовке и по технике игры; упражнения по специальной физической подготовке и по тактике. Однако во всех случаях необходимо, чтобы упражнения по физической подготовке увя­зывались с основным содержанием урока данного типа.

Специализированное (тематическое) занятие является более узким по содержанию, но более целенаправленным, чем предыдущая форма подготовки. Такой урок в условиях секции мини-футбола рекомендуется проводить тогда, когда сложно организовать или методически нецелесообразно объединять физическую, техническую и тактическую подготовку в одном занятии. Перед началом такого занятия преподаватель сообщает студентам сведения теоре­тического характера, что способствует оптимизации усвоения учебного мате­риала. Специализированный урок может носить и чисто теоретический харак­тер. В этом случае занятия проводятся в форме лекции или беседы с показом соответствующих видеоматериалов и учебных фильмов.

Комплексные занятия рекомендуется более широко использовать в работе с учащимися 16-17 лет.

Вне зависимости от типа занятий их воздействие на занимающихся должно быть всесторонним - образовательным, воспитательным, оздорови­тельным.

Первостепенность образовательных задач не должна принижать роль воспитательных и оздоровительных задач: и те, и другие решаются в комплек­се. Например, ставя в уроке задачу по овладению занимающимися определен­ным кругом знаний, умений и навыков с помощью комплекса разнообразных физических упражнений, строго дозируя при этом физическую нагрузку, пре­подаватель одновременно продумывает и решение задач оздоровительного и воспитательного воздействия. В каждом занятии ставится не менее двух-трех основных задач, в том числе не более двух по освоению нового материала. Ре­шение большинства задач должно планироваться и осуществляться с учетом периодического возвращения к ним на последующих занятиях (на более вы­соком уровне достигнутой подготовленности занимающихся).

Организация урока должна начинаться еще до его начала. Она включает под­готовку занимающимися необходимого инвентаря и оборудования, мест заня­тий, соблюдения установленного порядка в местах переодевания, своевремен­ное построение в установленном месте. Такая предварительная подготовка со­здает среди юных футболистов положительный эмоциональный фон, настраивающий на интенсивные и плодотворные занятия.

Занятие (урок) должно иметь определенную последовательность и структу­ру. Оно состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. Деление занятий на три части связано с фазовым изменением работоспособности при выполнении физической (мышечной) работы, которая в течение одного урока меняется следующим образом:

- фаза повышения (по мере «врабатывания» работоспособность повыша­ется, происходит согласование различных систем организма - центральной, нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной - на более высоком уровне функционирования);

- фаза устойчивости (повышенная работоспособность сохраняется на не­которое время);

- фаза снижения (работоспособность снижается вследствие нарастающего утомления).

Первая фаза работоспособности соответствует вводной части урока, вторая - основной и третья - заключительной.

Вводная часть (10-20 мин) в основном решает задачу подготовки занимаю­щихся к сознательному и активному выполнению главных задач урока в пси­хологическом и физиологическом плане. Психологическая подготовка заклю­чается в сосредоточении внимания занимающихся на решении основных за­дач урока с помощью физических упражнений и заданий на внимание.

Физиологическая подготовка имеет целью достижение готовности организма юных футболистов к последующим более интенсивным и значительным на­грузкам и выполнению основных задач урока. Для этого используются разно­образные общеразвивающие и подготовительные упражнения. В данной час­ти могут решаться и относительно самостоятельные задачи: обучение строе­вым упражнениям, формирование правильной осанки, развитие отдельных физических качеств. Физическая нагрузка в вводной части не должна вызы­вать у занимающихся утомления до работы над основным материалом. Ввод­ная часть начинается с построения юных футболистов, рапорта старосты или дежурного и постановки преподавателем задач на текущий урок.

В основной части (40-90 мин) в условиях оптимальной работоспособности занимающихся решаются основные задачи урока. В начале основной части проводится обучение новому материалу. Закрепление и совершенствование приемов осуществляются в середине или ближе к концу основной части урока. Упражнения на развитие физических качеств планируются здесь в такой пос­ледовательности: вначале - упражнения на проявление скоростно-силовых качеств, тонкой координации, ловкости; в конце - упражнения, развивающие силу и выносливость. Основная часть урока может иметь как относительно несложную структуру, если содержание учебного материала однородно (на­пример, разучивание удара серединой подъема и игровое упражнение с исполь­зованием данного приема), так и сложную, состоящую из нескольких частей (например, разучивание тактической комбинации «стенка», упражнения с отя­гощениями, упражнения на выносливость). В последнем случае каждому ос­новному упражнению могут предшествовать несколько подготовительных, со­здающих необходимые предпосылки для выполнения основного.

Заключительная часть (3-5 мин) преследует цель достижения перевода организма занимающихся из состояния повышенной функциональной актив­ности в относительно спокойное состояние. Средствами этого служат строе­вые упражнения, упражнения на формирование правильной осанки, медлен­ный бег, ходьба, упражнения на расслабление мышц, жонглирование мячом различными частями тела. Заканчивается заключительная часть подведением итогов занятия.

Эффективность урока во многом определяется нагрузкой, полученной за­нимающимися от занятий физическими упражнениями. В каждом занятии преподаватель должен стремиться к достижению возможно большего объема полезной нагрузки.

Под техникой мини-футбола понимается совокупность специальных приемов, применяемых в игре для достижения поставленной цели. Они под­разделяются на две основные группы: технические приемы, выполняемые без мяча, то есть перемещения игроков, и технические приемы владения мячом. По характеру игровой деятельности в технике мини-футбола выде­ляются два таких раздела, как техника полевых игроков и техника вратарей. В целом техника мини-футбола сложна и многообразна. И все же организо­вать в секции мини-футбола подготовку юных футболистов, уве­ренно владеющих достаточно широким техническим арсеналом, - задача вполне осуществимая. Вдумчивая работа преподавателей, ведущих занятия со студентами и осуществляющих правильный подбор и необходимую последовательность выполнения упражнений, применяющих рациональные методы обучения и тренировки, стремящихся заинтересовать и активизиро­вать занимающихся, поможет обеспечить успех в решении данной задачи.

Обучение техническим приемам проводится в следующей последователь­ности: общее ознакомление с приемом; разучивание приема в упрощен­ных условиях; разучивание приема в усложненной обстановке; закрепление приема.

Ознакомление с техническими приемами может проходить с помощью самых разнообразных методов. Однако ведущими среди них являются объяс­нение и показ. С помощью объяснения преподаватель добивается создания у юных футболистов правильного представления о структуре изучаемого приема, сосредоточивая при этом их внимание лишь на основном и опуская все тонкости и детали данного движения. Например, при ознакомлении занимающихся с ударом внутренней стороной стопы основное внимание сосредоточивается на главном (то есть положение стопы бьющей ноги, которая сильно разворачивается носком наружу). Чтобы усилить эффектив­ность объяснения, рекомендуется применять образность сравнений.

Как только футболист приобретёт элементарные знания и навыки в технике игры, начинается обучение тактике. Техника и тактика взаимосвязаны. Тактическое мастерство отдельного игрока и команды в целом зависит от их технической подготовленности, поэтому игроки овладевают технической подготовкой (техникой) несколько раньше, нежели тактикой.

По мере овладения техникой приёмов футболисты изучают индивидуальные действия (тактические), т.е. учатся разумно применять технику игровых приёмов.

Основная задача обучения тактике состоит в том, чтобы научить занимающихся тактически мыслить. Занимающиеся должны хорошо знать цель игры и сущность взаимодействия между игроками в защите и нападении, чтобы организовать свои действия с общим, единым планом игры.

Под тактикой мини-футбола понимаются наиболее целесообразные инди­видуальные, групповые и командные действия игроков, выполняющих определенные игровые функции, основанные на активном и творческом отношении к игре и направленные на достижение командой высокого результата. Основным катализатором развития тактики этой игры является постоянное противоборство между атакой и обороной, что порождает новые игровые идеи, способствует совершенствованию системы подготовки зани­мающихся и в целом повышению их мастерства. Тактика игры подразделя­ется на тактику атаки и тактику обороны. Тактические задачи в атаке и обороне решаются с помощью индивидуальных, групповых и командных действий.

Тактическая подготовка - это процесс овладения занимающимися теоре­тическими основами тактики и навыками их использования. В занятиях со студентами в секции мини-футбола теоретическая и практическая части тактической подготовки должны быть согласованы, чтобы игроки без затруд­нения приобретали знания и могли их применять.

Обучение студентов тактике мини-футбола рекомендуется начинать с общего ознакомления с игрой. Преподаватель знакомит учащихся с основны­ми положениями правил игры, ставит задачи, которые должны решаться в матче, разучивает с ними основные приемы ведения игры. Чтобы студенты получили конкретное представление о мини-футболе, проводятся двусторон­ние игры по упрощенным правилам. Затем преподаватель приступает к обучению учащихся отдельным тактическим действиям, сначала индивиду­альным, групповым, а потом и командным. В результате все изученные действия образуют основу определенных тактических систем ведения игры. В целом обучение занимающихся любым тактическим действиям рекоменду­ется осуществлять в такой последовательности:

- рассказ и демонстрация на макете или схеме;

- разучивание схемы действия непосредственно на площадке с пассивным соперником или же предполагаемым противником;

- то же, но с активным соперником, выполняющим определенные задания;

- то же, но с активным соперником и в соревновательной форме;

- закрепление действия в двухсторонней игре.

Под тактикой игры следует понимать организацию индивидуальных и коллективных действий игроков команды с помощью наиболее рациональных средств и форм ведения игры.

В зависимости от конкретного противника команда должна в различные моменты применять наиболее целесообразную тактику. Существуют две тактики: тактика защиты и тактика нападения.

Команда, овладевшая в игре мячом, считается атакующей. Ее главной задачей является нарушение организованных оборонительных действий со­перников в целях взятия их ворот. Решение этой задачи обеспечивается активными наступательными действиями, которые обеспечивают условия для овладения инициативой в игре, дают возможность навязать сопернику выгод­ный план игры. Естественно, чтобы добиться в игре успеха, атакующая команда должна использовать хорошо подготовленные эффективные такти­ческие действия. Такие, которые позволяют в зависимости от конкретного соперника и в различные моменты матча применять наиболее целесообразные средства, формы и способы атакующих действий.

Полноценные действия команды в атаке невозможны без овладения ее игроками индивидуальными тактическими способами ведения единоборства с соперниками, которые прежде всего предполагают умение в данной игровой ситуации выбрать наиболее правильное решение уйти из-под контроля обо­роняющихся, найти и создать игровое пространство, как для себя, так и для партнеров; обыграть своего визави и принести результат своей команде. Индивидуальные действия в атаке предполагают как действия без мяча, так и действия с мячом.

«Открывание» означает выход игрока на свободную позицию, дающую возможность освободиться от опеки соперника, оторваться от него. «Открыв­шийся» игрок может или получить мяч и выполнить удар по цели, или отдать передачу своему партнеру, занявшему более выгодную позицию, или увести соперника за собой, освобождая путь к воротам одному из игроков своей команды. «Открывание» на свободную позицию должно осуществляться нео­жиданно для соперников и, естественно, на высокой скорости. Этому такти­ческому действию могут предшествовать обманные движения или же имита­ция игроком некоторой пассивности в целях введения опекуна в заблуждение. По отношению к направлению развивающейся атаки «открывание» может осуществляться вперед, в стороны и назад. Следует иметь в виду, что для получения мяча от партнера игрок должен открываться на свободное место в тот момент, когда последний готов выполнить передачу.

«Отвлечение соперников» - это перемещение одного или нескольких игро­ков в определенную зону в целях увода за собой опекунов и создания свободной зоны для индивидуальных действий партнера. Как правило, умело проведенное отвлечение позволяет обеспечить свободу действий для партнера, владеющего мячом, или же игроку, занявшему выгодную позицию у ворот соперников. Не­обходимо, чтобы при выполнении отвлекающих действий перемещение игроков было достаточно убедительным, заставляя соперников следовать в том же на­правлении. Но следует иметь в виду, что перемещение необходимо выполнять с такой скоростью, чтобы соперник успел среагировать на данный маневр. В противном случае слишком быстрое перемещение будет представлять собой не отвлечение соперников, а открывание на свободную позицию.

Создание численного преимущества в отдельных зонах игрового поля. В тех случаях, когда атакующий игрок не может справиться в единоборстве с соперником, один из его партнеров перемещается в эту зону, создавая здесь численное преимущество. Такое преимущество создает благоприятные усло­вия для обыгрывания соперника.

Многократные сочетания выполнений открываний, отвлечений соперников с созданием численного преимущества называется маневрированием. Чем активнее маневрируют игроки атакующей команды, тем шире и эффективнее арсенал их атакующих действий. Следовательно, маневрирование - необхо­димый атрибут команды высокого класса.

Примеры:

Занимающиеся образуют две встречные колонны (рис. 1). Расстояние между ними 8-12 м. В 2-х м перед каждой колонной обозначается «линия свободной зоны». Головной игрок одной из колонн внутренней стороной стопы низом посылает мяч в сторону противоположной колонны и перебегает в ее конец. Впереди стоящий в этой колонне игрок открывается за «линию свободной зоны» в позицию A1, принимает мяч и передает его открывшемуся второму номеру первой колонны, а сам перебегает в ее конец и т.д.

рис. 1

Занимающиеся упражняются в парах. Партнеры, перемещаясь по пло­щадке, в определенном порядке выполняют продольные и диагональные передачи, перемещаясь на свободное место (рис. 2). Игрок А выполняет поперечную передачу партнеру В, а сам открывается на позицию А1. Игрок В, приняв мяч, вторым касанием посылает его на позицию А, а сам перемещается на позицию В1 и т.д.

рис. 2


На площадке обозначается квадрат со сторонами 15 м. Здесь распола­гается 6 игроков, из них двое - водящие. Остальные выполняют передачи друг другу, открываясь в свободную зону (рис. 3). Им разрешается выполнять только определенное число касаний мяча (три, два, одно). Если допущена ошибка при передаче или мяч отправлен за пределы квадрата, виновный заменяет одного из водящих.


рис. 3


Передача мяча. Игрок, умеющий выполнять точные и своевременные передачи мяча партнерам, приносит неоценимую помощь своей команде. Такие передачи позволяют атакующим перевести мяч к противоположным воротам, преодолеть защитный барьер соперников, вывести одного из партнеров на ударную позицию. Главным фактором, влияющим на эффективность передач, естественно, является тех­ническое мастерство игроков. Однако и их способность оценивать располо­жение партнеров и соперников на игровом поле и принимать своевременное решение в этом плане играет далеко не последнюю роль.

Примеры:

Несколько игроков встают по кругу диаметром 8-10 м и выполняют передачи друг другу (рис. 4). Пас рядом стоящему партнеру не разреша­ется. Передачи выполняются в три, два или одно касание. Вариант: упражне­ние выполняется двумя мячами.

рис. 4


Четыре игрока образуют прямо­угольник. Пятый игрок занимает по­зицию в центре (рис. 5). Задача уп­ражняющихся - послав мяч партнеру, выполнить рывок в ту же сторону и занять место партнера. Например, иг­рок А посылает мяч партнеру Ц и уст­ремляется на его место. Игрок А посы­лает мяч игроку Б и перебегает на его место и т.д. Упражнение выполняется как по ходу, так и против хода часовой стрелки.


рис. 5


Ведение и финты. Если партнеры закрыты соперниками и от них не сле­дует каких-либо предложений, то иг­рок, владеющий мячом, использует ведение. Продвигаясь с мячом поперек, вдоль или по диагонали игрового поля, он тем самым создает предпосылки как для открывания партнеров на свобод­ное место, так и для создания самому себе условий для выхода на ударную позицию. Разумеется, футболист, вла­деющий мячом, всегда должен учиты­вать, что его партнеры без мяча перемещаются значительно быстрее, чем он. Вот почему ведение следует исполь­зовать в основном тогда, когда отсутствует возможность выполнить передачу партнеру, находящемуся в лучшей позиции.

Важнейшим средством индивидуального преодоления сопротивления обо­роняющихся являются финты. Футболисты, владеющие разнообразными фин­тами, способны обострить атаку своей команды. Более того, в мини-футболе мячи в ворота соперников часто залетают именно после успешного выпол­нения атакующими финтов, позволяющих переиграть защитников. Наиболее целесообразно применение этих индивидуальных так­тических действий на половине игрового поля соперников, особенно в их штрафной площади.

Удары по воротам - важнейшее индивидуальное тактическое действие, направленное непосредственно на взятие ворот соперников. К разучиванию ударов по воротам должны привлекаться все без исключения игроки мини-футбольной команды, включая вратарей. И это вполне резонно. Ведь мини-футбол немыслим без интенсивного обстрела ворот соперников, выполнения разнообразных ударов по цели с различных дистанций. В связи с этим при обучении занимающихся тактическим основам этих индивидуальных действий рекомендуется обращать первостепенное вни­мание на следующие моменты:

- перед нанесением удара по воротам атакующий игрок должен мгновенно оценить позицию вратаря;

- способ выполнения удара по воротам избирается с учетом игровой ситуации (носком, внутренней стороной стопы, с лёта и т.д.);

- в конкретной игровой ситуации применяется наиболее эффективный по характеру $выполнения удар по воротам (на точность, на силу, низом, верхом, в дальний угол и т.д.);

- в любой ситуации предпочтительно наносить удар по воротам неожидан­но как для вратаря, так и для защитников.

Примеры:

На игровом поле на флангах в 1-2 м от боковой линии устанавлива­ются в ряд по 4 мяча. Интервал между мячами 1 м. За самым дальним от ворот мячом на том и другом фланге в колоннах занимают позицию игроки (рис. 6). Головной игрок правой колонны с разбега наносит серию ударов правой ногой с острого угла по лежащим в правом ряду мячам начиная с ближнего. Удары наносятся ритмично и быстро. Как только он завершит серию, удары по лежащим мячам в левом ряду начинает выполнять левой ногой головной игрок другой колонны и т.д. Периодически занимающиеся меняют место расположения на флангах.


рис. 6


Занимающиеся образуют две шеренги. Они занимают позиции от пересечения границы штрафной пло­щади вратарской линией до углового сектора. В ворота встает вратарь. Пре­подаватель с мячами встает в 10 м напротив ворот. Он сильно направляет мяч низом на 6-метровую отметку (рис. 7). Головной игрок правой ше­ренги делает рывок, принимает мяч спиной к воротам. Развернувшись на 180°, он наносит удар по воротам, а сам устремляется в «хвост» своей шеренги. Теперь пас следует головному игроку второй шеренги. Вариант: а) преподаватель набрасывает мяч на 6-метро­вую отметку по крутой траектории так, чтобы открывающийся игрок, при­няв мяч на грудь, развернулся на 180° и выполнил удар в цель и т.д.; б) в штрафной площади занимает позицию защитник. Его задача - препят­ствовать выполнению удара игроком после разворота. Сначала защитник действует пассивно, а по мере освоения занимающимися упражнения - все более активно.

рис. 7


Групповые тактические действия в атаке - это взаимодействие на поле нескольких игроков одной команды, стремящихся к выполнению определен­ной задачи. Обучение студентов, занимающихся в секции мини-футбо­ла, групповым тактическим действиям рекомендуется вести по мере освоения ими индивидуальных тактических дей­ствий с простейшей формы взаимодей­ствия - между двумя партнерами, по­степенно переходя к взаимодействию между тремя игроками. Таким обра­зом, в мини-футболе команде, владею­щей мячом, вести игру приходится фак­тически за счет комбинаций, которые и представляют собой тактическое вза­имодействие нескольких игроков.

Комбинации подразделяются на за­ранее подготовленные и импровизиро­ванные. Первые изучаются со студентами на занятиях, а вторые создаются в ходе самой игры. Все комбинации осуществляются с помощью маневриро­вания и передач. Их эффективность зависит от уровня физической и техни­ческой подготовленности игроков, уме­ния творчески мыслить и, конечно, от сыгранности партнеров. Выполняются комбинации как в игровых эпизодах, так и при розыгрыше стандартных по­ложений. Разучивание занимающимися комбинаций в секции мини-футбола рекомендуется начать без соперников.

Комбинации в игровых эпизодах представляют собой взаимодействие иг­роков в парах и тройках. К взаимодействиям в парах относятся такие комби­нации, как «игра в одно-два касания», «стенка», «скрещивание». К взаимодей­ствиям трех партнеров относятся комбинации «игра в одно-два касания», «сме­на мест», «пропускание мяча».

Комбинации при розыгрыше стан­дартных положений занимают в мини-футболе заметное место. Они осуще­ствляются при введении мяча в игру вратарем при начальном ударе, при выполнении штрафных, свободных и угловых ударов. Такие комбинации дают возможность игрокам атакующей команды заранее занять выгодные по­зиции, нацеливаясь на взятие ворот соперников.

Атакующая команда выполняет штрафной удар (рис. 8). Обороняю­щиеся устанавливают стенку из трех защитников. За мгновение перед вы­полнением удара игроки Б и В скрес­тными диагональными перемещениями уводят из стенки крайних защитников. Перед игроком А открывается возмож­ность через бреши нанести удар в пра­вый или левый угол ворот.

Примеры:

рис. 8


Игрок А выполняет угловой удар. Его партнер Г отвлекает на себя защитников, устремляясь к угловому сектору якобы для получения передачи. Однако игрок А подает сильно низом на устремившегося к нему партнера В, который направляет мяч ударом левой ногой в ворота (рис. 9). Когда угловой подается с углового сектора на правом фланге, удар по воротам выполняется правой ногой.

рис. 9


Обороняющиеся при розыгрыше соперниками углового удара заняли рассредоточенную позицию, чем и вос­пользовались игроки атакующей коман­ды. Игрок Б врывается в штрафную площадь, получает прострельную пере­дачу от игрока А и наносит удар по воротам (рис. 10).


рис. 10



Комбинации при введении мяча из-за боковой линии во многом анало­гичны розыгрышу угловых ударов.

В мини-футболе командные тактические действия в атаке разделяются на два вида: быстрое нападение и позиционное нападение.

Суть быстрого нападения в том, что после успешного отражения атаки противоположной команды овладевшие мячом стремительно переходят к нападению на ворота соперников, пользуясь тем, что игроки последней не успели организовать свою оборону. Осуществляется такая атака как за счет длинной передачи мяча находящемуся впереди партнеру, так и при помощи нескольких быстрых передач между партнерами, устремившимися к воротам соперников, а также за счет индивидуальных действий игрока, сумевшего перехватить мяч. Быстрое нападение подразумевает три фазы: начало атаки, ее развитие и завершение. Обучение студентов, занимающихся в секции мини-футбола, быстрому нападению рекомендуется начинать с освоения так называемого «отрыва».

Позиционное нападение применяется тогда, когда соперники успели полностью организовать командную оборону. Такой организованной защите атакующие и должны противопоставить систематизированное нападение, в котором участвуют все игроки команды. Вывод партнера на выгодную позицию осуществляется, в отличие от быстрого нападения, при помощи большого числа передач.

В мини-футболе тактика игры в обороне предполагает такую организацию действий защищающейся команды, которая бы позволила нейтрализовать атаки соперников. Защищаясь, команда должна так построить свою игру, чтобы максимально затруднить взаимодействия между атакующими, предот­вратить их проникновение в зону перед своими воротами, не дать им воз­можности наносить удары по воротам. Одновременно обороняющиеся долж­ны стараться создавать условия для отбора мяча у соперников и организовать начало атаки своей команды.

Индивидуальные действия в обороне предполагают умение обороняющих­ся вступать в единоборство как против соперника без мяча, так и с мячом. В том и другом случаях важнейшее значение имеет умение обороняющих­ся выбирать оптимальную позицию по отношению к опекаемому сопернику в постоянно изменяющейся игровой обстановке. Следовательно, рациональ­ный выбор позиции - основа успешных действий против атакующих сопер­ников.

Действия обороняющегося против соперника без мяча. Играя против соперника без мяча, обороняющийся игрок обязан, с одной стороны, «закрыть» своего подопечного, не давая ему возможности получить мяч, а с другой стороны, - он должен предусмотреть возможность перехвата мяча, направленного этому подопечному или же другому сопернику. В связи с этим обороняющийся игрок для того, чтобы «закрыть» соперника без мяча, должен всегда занимать позицию или между опекаемым и своими воротами (немного боком или спиной к ним), или сбоку-спереди на пути предполагаемой пере­дачи. При этом расстояние между защитником и опекаемым им игроком не должно быть постоянно одинаковым, а должно варьироваться с учетом игровой обстановки.

Действия обороняющегося против соперника с мячом состоят из отбора мяча, противодействия передачам, ведению и финтам, ударам по воротам. Такие индивидуальные действия основаны на тактике подвижной обороны, предполагающей, что опекающий игрок должен постоянно держать соперника под контролем. При этом обороняющийся игрок, как правило, вступает в единоборство, когда соперник или принимает мяч, или его контролирует. Если же защитник по какой-либо причине не смог отобрать мяч у соперника, он обязан предпринять все усилия для воспрепятствования быстрому продвижению последнего с мячом вперед.

Примеры:

Защитник А занял позицию рядом с атакующим соперни­ком Б (рис. 11). Последний не имеет реальной возможности свободно пройти вперед к воротам, так как игрок А своей позицией воспрепятствует этому действию. В этой ситуации атакующему игроку Б остается отдать мяч в сторону или назад одному из партнеров.

рис. 11


Групповые действия в обороне направлены на противодействие комбина­ционной игре противоположной команды посредством своевременного разбо­ра атакующих соперников, подстраховки партнеров, переключения при опеке с одного на другого соперника, группового отбора мяча у атакующих, а также взаимодействий обороняющихся в меньшинстве.

Разбор игроков. При потере мяча команда становится обороняющейся, а ее игроки предпринимают определенные действия для обеспечения безопас­ности своих ворот. Так, потеряв мяч, игрок обязан тут же вступить в борьбу с соперником, завладевшим мячом. Для этого он стремится без промедления вернуться назад и выйти на одну линию с атакующим соперником или же занять по отношению к последнему позицию, препятствующую его продви­жению к воротам. Активную позицию по отношению к другим игрокам атакующей команды должны занять и другие футболисты обороняющейся команды.

Подстраховка - это тактическое действие одного или нескольких игроков, помогающих партнеру опекать соперника. Наличие страхующего играет важ­ную роль при организации оборонительных действий.

Примеры:

Страхующий игрок Б занял правильную позицию (рис. 12). Он на­ходится ближе к своим воротам и позади партнера А, вступившего в еди­ноборство с атакующим соперником. Если игрок А проигрывает единобор­ство сопернику Д, страхующий Б смо­жет своевременно выйти ему навстре­чу, преграждая путь к воротам.

рис. 12


Переключение - тактический при­ем, представляющий собой обмен опе­каемыми игроками. Наиболее часто переключение используется, когда од­ному из обороняющихся по какой-либо причине не удается удержать своего подопечного.

Групповой отбор мяча у соперника - это такое тактическое взаимодействие обороняющихся, которое требует от них согласованности, маневренности и, ко­нечно, хорошей техники отбора. В мини-футболе наиболее эффективно группо­вой отбор применяется при скрестных перемещениях атакующих, при введе­нии мяча в игру вратарем или из-за боковой линии.

Примеры:

В момент сближения партнеров, защит­ник, опекающий соперника без мяча, вдруг активно переключается на напа­дающего, владеющего мячом (рис. 13). В свою очередь, другой обороняющий­ся, опекающий этого нападающего, так­же решительно вступает в единобор­ство.

рис. 13


Командные тактические действия в мини-футболе строятся с помощью определенных тактических систем игры: персональной, зонной и комбиниро­ванной. Каждая из них включает три формы защитных действий, отличаю­щихся размером используемой площади игрового поля, на которой обороня­ющиеся оказывают противодействие атакующим, а также степенью активно­сти действий игроков защищающейся команды. Такими формами являются концентрированная оборона, рассредоточенная оборона и прессинг.

Под тактикой игры вратаря понимается наиболее целесообразные его действия, направленные на обеспечение безопасности ворот. Высокое такти­ческое мастерство стража ворот повышает и укрепляет боевую мощь команды, способствует ее успешному выступлению в соревнованиях. К основным тактическим действиям современного мини-футбольного стра­жа ворот относятся: выбор места в воротах, игра на выходах, введение мяча в игру, руководство действиями партнеров в обороне и участие в атакующих действиях партнеров.

В процессе занятий студентов в секции мини-футбола преподаватели должны систематически осуществлять педагогический контроль подготов­ленности занимающихся. Одним из основных методов такого контроля яв­ляется наблюдение. Систематические наблюдения позволяют создать цело­стное представление как о группе в целом, так и о каждом занимающемся. Наблюдение позволяет преподавателям оценить способности и возможности каждого занимающегося, определить пути обучения и воспитания с учетом особенностей индивидуального развития того или иного ученика.



































ВЫВОДЫ
  1. В условиях повышенной учебной нагрузки и дефицита двигательной активности учащихся важнейшую роль играет эффективная орга­низация физкультурно-оздоровительной работы в колледже, в том числе во вне­урочное время. Ведь именно систематические занятия физическими упражне­ниями способствуют физическому и физиологическому развитию растущего организма студентов, формируют у них разнообразные двигательные уме­ния и навыки. Вот почему в числе первостепенных задач, стоящих сегодня пе­ред педагогами, родителями и общественностью, - необходимость создания таких условий, при которых студентами различного возраста смогли бы регу­лярно заниматься физическими упражнениями во внеурочное время. Усло­вий, способствующих повышению двигательной активности студентов, ук­реплению их здоровья, улучшению физической подготовленности, а следова­тельно, и подготовки подрастающего поколения к будущей трудовой деятельности.

  2. В ряду наиболее эффективных средств физкультурно-оздоровительной ра­боты со студентами во внеурочное время мини-футбол занимает видное ме­сто. И это не случайно. В первую очередь, эта игра демократична и неприхотлива. В мини-фут­бол можно играть не только в спортивном зале, но и на баскетболь­ной площадке или в хоккейной «коробке». Практически можно с успехом использовать любое ровное место.

  3. Несмотря на свою простоту, мини-футбол обладает рядом интереснейших особенностей, делающих ее особенно привле­кательной именно для студентов. Во-первых, здесь каждый игрок чаще со­прикасается с мячом и участвует в общих игровых действиях; во-вторых, в мини-футболе забивается довольно много голов; в-третьих, во время матча мяч практически не покидает площадку, а игра проходит динамично, без вынуж­денных и утомительных остановок. Вот почему сегодня в мини-футбол с увле­чением играют не только мальчики, но и девочки.

  4. Являясь командной игрой, мини-футбол способствует активному формированию морально-волевых качеств студентов. Коллективный характер игры предоставляет широкие возможности учителю в формировании у занимающихся соревновательного интереса, духа взаимовыручки и единения команды.

  5. Данная методическая разработка предназначена для обучения и подготовки учащихся к соревнованиям по мини-футболу. Следует обратить внимание лишь на малогабаритность многих спортивных залов. Эту проблему можно решить за счет нестандартных подходов к организации тренировок. В частности, многие упражнения по обучению тактике игры проводятся на половине площадки. Поэтому для приближения тренировочного процесса к игровым условиям возможно использовать малогабаритный спортивный зал «в ширину», обозначая тем самым половину стандартной площадки для игры в мини-футбол.



ИСПОЛЬЗУЕМАЯ И РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


1. Андреев СИ. Мини-футбол. - М.: Физкультура и спорт, 1978.

2. Андреев СИ. Играйте в мини-футбол. - М.: Советский спорт, 1989.

3. Андреев СИ. Футбол - твоя игра. - М.: Просвещение, 1989.

4. Андреев С.Н., Левин B.C. Мини-футбол. Подготовка юных футболистов в спортивных школах и любительских командах. - Липецк: ГУ РОГ «Липец­кая газета», 2004.

5. Байбородова Л.В., Бутин И.М., Леонтьева Т.Н., Масленников СМ. Методика обучения физической культуре: 1-11 классы: Методическое посо­бие. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

6. Боген М.М. Обучение двигательным действиям. - М.: Физкультура и спорт, 1985.

7. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спорт­сменов. - М.: Физкультура и спорт, 1988.

8. Видянкин М.В. Внеклассные мероприятия в колледжах. - Волго­град: Учитель, 2004.

9. Волков Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта. - Киев: Олимпийская литература, 2002.

10. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

11. Основы управления подготовкой юных спортсменов / Под ред. М.Я. Набатниковой. - М.: Физкультура и спорт, 1982.

12. Спортивные игры. Техника, тактика обучения: Учеб. для студентов пед. вузов / Под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. - М.: АКАДЕМИЯ, 2001.

13. Юный футболист: Учеб. пособие для тренеров / Под ред. А.П. Лаптева и А.А. Сучилина. - М.: Физкультура и спорт, 1983.

23



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Репина Ирина Николаевна

Дата: 29.11.2017

Номер свидетельства: 441303


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства