на тему «Подвижные игры – средство развития памяти и координационных способностей у детей младшего школьного возраста»
по предмету Физическая культура
учащегося 6 класса
Конохова Владислава Викторовича
Руководитель проекта: Мохоткина Олеся Владимировна, учитель физической культуры
г. Жуковка
2019г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1.
1.1. Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста 5
1.2. Понятие координационных способностей 7
1.3. Роль подвижных игр в развитии детей младшего школьного возраста 7
РАЗДЕЛ 2.
2.1. Методика исследования 9
2.2. Результаты исследования 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 18
ПРИЛОЖЕНИЕ 19
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Подвижные игры в младшем школьном возрасте являются мощным эмоциональным стимулятором и неотъемлемым средством овладения детьми жизненно необходимых двигательных знаний, умений и навыков, развития мышления, координации, ловкости, сообразительности, смелости, морально волевых качеств и т.д.
Именно в игре ребенку предоставляется возможность проявить в естественных условиях двигательной активности свои как физические, так и психические возможности.
В младшем школьном возрасте игровая деятельность не теряет своей роли, но содержание и направленность игры меняется. В это время большое место начинают занимать игры с правилами и дидактические игры. В процессе этих игр сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны, дети развиваются физически, учатся самостоятельно принимать решения, находить общий язык со сверстниками, подчиняться общим требованиям; с другой стороны – получают моральное удовлетворение от этой деятельности, отражают свой жизненный опыт, что в целом способствует воспитанию и развитию личности.
Методика развития физических качеств и психических процессов на основе использования дифференцированных подвижных игр позволяет повысить эффективность процесса физического воспитания.
В связи с вышеизложенным очевидна актуальность темы работы, поэтому цель нашего исследования – изучить, влияют ли подвижные игры на развитие памяти и координационных способностей у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: учащиеся младшего школьного возраста.
Предмет исследования: показатели развития памяти и координационных способностей.
Задачи исследования:
1.Определить показатели объема памяти и координационных способностей у детей младшего школьного возраста на начало эксперимента.
2.Выявить влияние подвижных игр на развитие показателей объема памяти и координационных способностей у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что целенаправленное применение подвижных игр на уроках физкультуры способствует развитию памяти и координационных способностей у детей младшего школьного возраста.
РАЗДЕЛ 1
1.1.Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст – период жизни ребенка от 6 до 11 лет, когда он проходит обучение в начальных классах (с 1-го по 4-й).
В этот период возрастает подвижность нервных процессов, процессы возбуждения преобладают, и это определяет такие характерные особенности младших школьников, как повышенную эмоциональную возбудимость и непоседливость [1].
Развитие крупных мышц опережает развитие мелких, в связи с чем, дети лучше выполняют сильные и размашистые движения, чем мелкие и требующие точности (например, при письме). Для детей этого возраста остается характерной – повышенная утомляемость и нервно-психическая ранимость. Их работоспособность обычно падает через 25 – 30 минут урока. Дети утомляются при повышенной эмоциональной насыщенности уроков и мероприятий.
Усвоение детьми знаний и умений в дошкольном возрасте включено в игровую деятельность, и поэтому эти знания имеют другую структуру. Отсюда первое требование, которое надо учитывать при поступлении в школу – если ребенок научился писать, читать, считать, это не является показателем его готовности к обучению в школе. Владея ими, ребенок может еще не иметь соответствующих механизмов умственной деятельности.
Организованное, систематическое обучение и воспитание – это основная форма и условие развития ребенка.
Память – это общее обозначение для комплекса познавательных способностей и высших психических функций по накоплению, сохранению и воспроизведению знаний и навыков [3].
В зависимости от характера материала, времени его сохранения и степени опосредованности механизмов выделяют отдельные типы памяти человека в современной психологии, с которыми вы можете кратко ознакомиться.
По смыслу: двигательная, эмоциональная, образная, словесно-логичная.
Двигательная является основой формирования навыков хождения, письма, танца, компонентов профессиональной деятельности. Она является основой других видов памяти.
Эмоциональная отвечает за сохранение эмоций и чувств. Этот вид памяти придает опыту глубоко-личный характер, делая индивидуальную память уникальным явлением.
Образная отображает опыт в виде мнемических образов, созданных на основе работы органов чувств.
Словесно-логическая помогает запоминать мысли, высказывания, закономерности и особенности строения сложного материала. От этого вида памяти зависит успешность теоретического освоения человеком окружающей действительности.
Игровая деятельность в младшем школьном возрасте приобретает иные формы и содержание. Игра занимает существенное место в жизни ребенка наряду с учебной деятельностью, прежде всего это игры с правилами, игры-драматизации. И, хотя, игра уже не занимает того важного места в жизни ребенка, которое было характерно для нее в дошкольном возрасте, она все еще имеет большое значение в психическом развитии младшего школьника.
Особенность младших школьников – слабость произвольного внимания [4]. Все новое, неожиданное, яркое, интересное само по себе привлекает внимание учеников безо всяких усилий с их стороны.
Стремление детей данного возраста состоит так же и в том, что бы поскорее стать взрослыми, они во многом охотно подражают родителям, учителям, старшим братьям и сестрам.
Использование различных подвижных игр и общеразвивающих упражнений в работе с младшими школьниками оказывает благотворное влияние на развитие не только познавательной, но и личностно-мотивационной сферы учащихся.
1.2. Понятие координационных способностей
Координационные способности – это способность быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво решать двигательные задачи. Координация характеризуется возможностью людей управлять своими движениями.
В младшем школьном возрасте наиболее интенсивно развиваются скоростные и координационные способности (простые координации), способности длительно выполнять циклические действия в режимах умеренной и большой интенсивности.
Простые и сложные движения требуют координации: в одном случае нужно точно воспроизвести какое-либо движение или позу, в другом – зрительно отмерить расстояние и попасть в нужную цель, в третьем – соразмерить усилие, в четвертом – точно воспроизвести заданный ритм движения [2]. Проявление координации многолико и всегда выражается в качестве выполнения упражнения, т. е. насколько точно оно соответствует поставленной задаче.
Активное участие в двигательной координации принимают сенсорные системы: слух, зрение, вестибулярный аппарат. От их функционального состояния зависит степень овладения двигательными координациями.
Координация движений непосредственно связана с центральной нервной системой (ЦНС). ЦНС представляет собой высший уровень организации и осуществляет управление движениями.
Развивая координационные способности у детей младшего школьного возраста, можно оказывать воздействие на процессы центральной нервной системы и одновременно корректировать двигательную систему ребенка.
1.3. Роль подвижных игр в развитии детей младшего школьного возраста
Подвижная игра с правилами – это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами [3].
В педагогической практике принято различать игры предметные, сюжетные, подвижные и дидактические. В физическом воспитании детей огромную роль играют подвижные игры. Дети овладевают естественными движениями в игре.
Во время игр у детей совершенствуется движения, развиваются такие качества, как самостоятельность, уверенность и настойчивость. Они приучаются согласовывать свои действия и даже соблюдать определенные правила.
Подвижная игра – незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств [5].
Они воспитывают доброжелательность, стремление к взаимопомощи, совестливость, организованность, инициативу. Кроме того, проведение подвижных игр сопряжено с большим эмоциональным подъемом, радостью, весельем, ощущением свободы.
Игровая деятельность влияет на формирование произвольных психических процессов. Так, в игре у детей начинает развиваться произвольное внимание и произвольная память. Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние не только на умственное развитие ребенка, но и физическое. Внутри игровой деятельности параллельно развивается и учебная деятельность.
Вывод. Подвижные игры воспитывают умение контролировать своё поведение, способствует появлению таких черт характера, как активность, настойчивость, решительность, коллективизм, способствует гармоничному развитию опорно-двигательного аппарата. Развитие физических качеств занимает важное место в физическом воспитании детей младшего школьного возраста [3].
В этом аспекте, подвижные игры выступают как эффективное средство физической подготовленности и развития физических качеств. Целенаправленное, методически-продуманное руководство подвижной игрой значительно совершенствует, активизирует деятельность детей.
РАЗДЕЛ 2
2.1. Методика исследования
Методы исследования:
Анализ литературных источников.
2. Педагогическое тестирование:
- оценка кратковременной памяти
- тестирование координационных способностей [5].
3. Педагогический эксперимент – комплекс подвижных игр (прил.1).
4. Анализ полученных результатов.
Анализ литературных источников.
В процессе работы над темой исследования было проанализировано и обобщено 6 литературных источников, по вопросу развития памяти и координационных способностей у детей младшего школьного возраста и влияния подвижных игр на данный процесс.
Проведенный анализ литературных источников подтвердил актуальность нашей темы, позволил сформулировать рабочую гипотезу, поставить цель и определить задачи. Данный метод использовался в работе: во-первых, для подробного изучения современных взглядов на проблему; во-вторых, для более четкого представления об исследуемом предмете и объекте работы.
Оценка кратковременной памяти.
Для оценки развития объема кратковременной памяти использовались следующие методики:
- определение показателей образной памяти;
- определение показателей вербально - логической памяти.
Для оценки образной памяти использовались карточки с изображением 9 геометрических фигур. Ребенку демонстрировалась по порядку каждая фигура в течение 2 секунд, а интервал между экспозициями составлял 1 секунду. Ребенку было необходимо запомнить фигуры и по команде преподавателя воспроизвести (нарисовать) их.
Оценка кратковременной вербально - логической памяти происходило аналогичным образом, но вместо геометрических фигур ребенку произносились 12 слов, испытуемый должен был их запомнить и произнести.
Экспериментатор фиксирует количество правильно воспроизведенных элементов.
Тестирование координационных способностей.
Тестом называется измерение или испытание, проводимое с целью определение функциональности организма и соответствующих способностей к выполнению упражнений. Для определения показателей развития координационных способностей были отобраны следующие тесты:
Статическое равновесие.
Прыжки через скакалку.
Челночный бег 3х10м.
Статическое равновесие тестируется следующим образом: ребенок встает в стойку – носок сзади стоящей ноги вплотную примыкает к пятке впереди стоящей ноги – и пытается при этом сохранить равновесие. Ребенок выполняет задание с закрытыми глазами. Время удержания фиксируется секундомером.
Прыжки через скакалку. Принимается исходное положение: ноги вместе, руки внизу, в руках скакалка. Затем ребенок прыгает вперед через скакалку. Фиксируется время выполнения десяти прыжков.
Челночный бег 3х10м. ребенок выполняет с высокого старта. Фиксируется время выполнения теста.
Педагогический эксперимент.
Педагогический эксперимент – это метод познания, с помощью которого исследуется педагогическое явление, опыт, факты.
Эксперимент проводился с целью проверки рабочей гипотезы. В данной работе был использован естественный эксперимент, в основе которого лежит комплекс подвижных игр (прил.5), особенностью которого является организация и проведение в обычных школьных условиях.
Для определения эффективности предложенной методики в эксперименте применялось тестирование показателей развития координационных способностей и объема кратковременной памяти у детей перед началом и в конце исследования.
Организация исследования.
Педагогический эксперимент проводился на базе филиала МБОУ Жуковской СОШ №2 им. Е.П. Новикова в п. Олсуфьево. Контингент испытуемых составил: 6 человек (3–4 класс).
Учащиеся 4 класса в количестве 3 человек составили экспериментальную группу, а ученики 3 класса в количестве 3 человек вошли в контрольную группу.
Первоначальное тестирование проводилось в ноябре 2018года, а контрольное - в апреле 2019.
В контрольной группе занятия физической культурой проводились без изменений по стандартной школьной программе – 3 раза в неделю.
В экспериментальной группе занятия физической культурой проводилась по двум направлениям:
По стандартной школьной программе;
В занятия был включен комплекс подвижных игр, главной целью которых является развитие памяти и сопутствующих психических процессов, а также координационных способностей.
2.2. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
По результатам исследования координационных способностей в экспериментальной группе (рис. 1, прил.2) видим, что средние показатели теста «Челночный бег» равны 9,7с; теста «Равновесие» – 51,3с и теста «Прыжки через скакалку» - 4,5 с. В контрольной группе (рис. 1, прил.3) средние показатели теста «Челночный бег» равны 9,9с; теста «Равновесие» – 54 с и теста «Прыжки через скакалку» - 5 с.
Примечание: ЭГ – экспериментальная группа, КГ – контрольная группа.
Рис.1. Средние показатели развития координационных способностей на начало эксперимента
В младшем школьном возрасте наиболее интенсивно развиваются скоростные и координационные способности, способности длительно выполнять циклические действия в режимах умеренной и большой интенсивности.
Проанализировав полученные результаты, можем сделать вывод, что на начало нашего исследования показатели развития координационных способностей в обеих группах практически одинаковы, лишь результаты теста «Равновесие» в контрольной группе несколько лучше.
Развивая координационные способности у детей младшего школьного возраста, можно оказывать воздействие на процессы центральной нервной системы и одновременно корректировать двигательную систему ребенка.
При оценке объема словесно-логической памяти в экспериментальной группе (рис. 2, прил. 4) видим, что средний показатель соответствует 6,7 словам, а в контрольной 6,3 словам.
Примечание: ЭГ – экспериментальная группа, КГ – контрольная группа
Рис. 2. Средние показатели объема словесно-логической памяти на начало эксперимента.
Память – это общее обозначение для комплекса познавательных способностей и высших психических функций по накоплению, сохранению и воспроизведению знаний и навыков.
Словесно-логическая память помогает запоминать мысли, высказывания, закономерности и особенности строения сложного материала. От этого вида памяти зависит успешность теоретического освоения человеком окружающей действительности.
Примечание: ЭГ – экспериментальная группа, КГ – контрольная группа.
Рис. 3. Средние показатели объема образной памяти на начало исследования
При оценке образной памяти (рис. 3, прил.4) в экспериментальной группе средний показатель объема соответствует 7 фигурам, а в контрольной группе – 6,7 фигурам.
Образная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений.
Рис.4. Средние показатели развития координационных способностей на конец эксперимента
Сравнивая показатели развития координационных способностей на начало и конец эксперимента, видим (рис.4, прил. 6), что в челночном беге по окончании эксперимента в экспериментальной группе результаты улучшились на 0,4с, а в контрольной группе – на 0,2с.
При тестировании равновесия в экспериментальной группе результаты улучшились на 7,4с, а в контрольной группе - на 3,3с.
В прыжках через скакалку результаты по окончании эксперимента в экспериментальной группе увеличились на 0.3с и в контрольной – на 0,1с.
Игровая деятельность влияет на формирование произвольных психических процессов. Так, в игре у детей начинает развиваться произвольное внимание и произвольная память. Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние не только на умственное развитие ребенка, но и физическое.
Примечание: ЭГ – экспериментальная группа, КГ – контрольная группа.
Рис. 5. Средние показатели объема словесно-логической памяти на конец эксперимента.
Сравнивая показатели развития памяти, мы получили следующие результаты: по окончании эксперимента объем словесно-логической памяти у учащихся в экспериментальной группе увеличился на 1 слово, а в контрольной группе - на 0,3 слова.
Примечание: ЭГ – экспериментальная группа, КГ – контрольная группа.
Рис.6. Средние показатели объема образной памяти на конец исследования.
Количественные показатели, характеризующие развитие образной памяти в экспериментальной группе, оказались выше, чем в контрольной, на 1 фигуру.
Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что целенаправленное применение комплекса подвижных игр в экспериментальной группе оказало положительное влияние на сопряженное развитие физических и психических качеств, в частности, координационных способностей и памяти у детей младшего школьного возраста.
Заключение
При выполнении проектной работы была изучена методическая литература по проблеме исследования и выполнен анализ работы.
Для подтверждения или опровержения гипотезы было организовано научное исследование. В результате проведения исследования были получены следующие результаты:
1.В челночном беге по окончании эксперимента в экспериментальной группе результаты улучшились на 0,4с, а в контрольной группе – на 0,2с.
При тестировании равновесия в экспериментальной группе результаты улучшились на 7,4с, а в контрольной группе - на 3,3с.
В прыжках через скакалку результаты по окончании эксперимента в экспериментальной группе увеличились на 0.3с и в контрольной – на 0,1с.
2. Объем словесно-логической памяти у учащихся в экспериментальной группе увеличился на 1 слово, а в контрольной группе - на 0,3 слова.
3. Развитие образной памяти в экспериментальной группе, оказалось выше, чем в контрольной, на 1 фигуру.
По результатам эксперимента мы убедились, что целенаправленное применение комплекса подвижных игр оказывает положительное влияние на сопряженное развитие физических и психических качеств, в частности, координационных способностей и памяти у детей младшего школьного возраста, что нашло подтверждение в результатах и выводах педагогического эксперимента.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Аксенова, Л.И. Специальная педагогика / Л.И. Аксенова. – М.: Академия, 2004. - 396 с.
Дворкина, Н. И. Методика сопряженного развития физических качеств и психических процессов у детей 3-6 лет на основе подвижных игр: учебно-методическое пособие / Н. И Дворкина. – М.: Советский спорт, 2005. - 184 с.
Колесникова, Г.И. Специальная психология и педагогика / Г.И. Колесникова. – РНД.: Феникс, 2010. -253 с.
Кузнецова, Л. В. Основы специальной психологии / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени. – М.: Академия, 2003. - 480с.
Лях, В.И. Тесты в физическом воспитании школьников / В.И. Лях. – М.: АСТ, 2004. - 145 с.
Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн - М.: Просвещение, 2002. - 700 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.
Содержание подвижных игр для детей младшего школьного возраста
Название
игры
Содержание
Направленность
Говорящий мяч
Инвентарь: мяч (волейбольный, набивной)
Содержание игры: Дети стоят в шеренге, ведущий бросает мяч каждому игроку по порядку и называет любую букву. Ребенок, поймав мяч, называет слово, начинающееся с этой буквы. («А» – арбуз)
Развитие памяти и внимания, активизация мышления
Стоп, хоп, раз
Содержание игры: Дети бегут колонной по залу. По сигналу «Стоп» – останавливаются, «Хоп» – подпрыгивают вверх, «Раз» – поворачиваются кругом и бегут в обратном направлении. Побеждает самый внимательный.
Развитие координации движения, быстроты реакции и переключения, развитие слухового внимания, памяти.
Зеркало
Содержание игры: Дети размещаются в шахматном порядке, ведущий – перед ними на небольшой возвышенности. Ведущий выполняет простые и постепенно усложняющиеся упражнения, изменяя темп. Дети повторяют их в зеркальном отображении. Поощряются те, кто выполнил все упражнения.
Развитие внимания, памяти, синхронность выполнения движения, точность динамических, временных и пространственных характеристик движения.
Содержание игры: ведущий раскладывает предметы на одной стороне игровой площадки. Дети внимательно рассматривают и запоминают их расположение в течение 30 секунд, отворачиваются и бегут в противоположную сторону. За это время ведущий убирает один предмет, меняет местами другие. Дети прибегают и смотрят, что изменилось. Поощряются самые внимательные.
Инвентарь:матерчатый мешочек, 10 известных предметов.
Содержание игры: в присутствии детей положить в мешочек 10 предметов. Дети по очереди опускают руку в мешочек, ощупывают один из предметов и называют его в слух.
Развитие тактильного восприятия, активизация памяти.
Идем по слуху
Содержание игры: играющие строятся в одну шеренгу и натягивают на глаза повязки. Ведущий подает различные команды. Обеспечивая безопасное передвижение детей. Ориентируясь на слух, дети стремятся как можно ближе подойти к источнику звука. А ведущий постоянно меняет свое местонахождение, подавая команды справа, слева, сзади, что заставляет прислушиваться к шорохам и направления движения. Выигрывает тот, кто к моменту окончания игры ближе всех оказался к ведущему.
Развитие пространственной ориентировки и координации движений.
Приложение 2
Результаты тестирования координационных способностей в ЭГ на начало эксперимента
№
ФИ
Челночный бег (с)
Равновесие (с)
Прыжки через скакалку (с)
1
ИИ
9,7
60
4,0
2
СС
9,1
54
4,5
3
РЛ
10,2
40
5,0
Средн.
9,7
51,3
4,5
Приложение 3
Результаты тестирования координационных способностей в КГ на начало эксперимента
№
ФИ
Челночный бег (с)
Равновесие (с)
Прыжки через скакалку (с)
1
УР
10,0
62
4,4
2
ИД
9,3
57
4,7
3
АК
10,5
42
5,9
Средн.
9,9
54
5
Приложение 4
Результаты тестирования объема памяти в ЭГ на начало эксперимента
№
ФИ
Словесно-логическая (кол-во слов)
Образная (кол-во фигур)
1
ИИ
8
6
2
СС
6
8
3
РЛ
6
7
Средн.
6,7
7
Приложение 5
Результаты тестирования объема памяти в КГ на начало эксперимента
№
ФИ
Словесно-логическая (кол-во слов)
Образная (кол-во фигур)
1
УР
7
3
2
ИД
5
8
3
АК
7
9
Средн.
6,3
6,7
Приложение 6
Результаты тестирования координационных способностей в ЭГ на конец эксперимента
№
ФИ
Челночный бег (с)
Равновесие (с)
Прыжки через скакалку (с)
1
ИИ
9,4
67
4,0
2
СС
9,1
57
4,1
3
РЛ
9,4
52
4,5
Средн.
9,3
58,7
4,2
Приложение 7
Результаты тестирования координационных способностей в КГ на конец эксперимента
№
ФИ
Челночный бег (с)
Равновесие (с)
Прыжки через скакалку (с)
1
ИИ
10,0
74
4,3
2
СС
9,3
59
4,6
3
РЛ
9,6
44
6,0
Средн.
9,7
57,3
4,9
Приложение 8
Результаты тестирования объема памяти в ЭГ на конец эксперимента
№
ФИ
Словесно-логическая (кол-во слов)
Образная (кол-во фигур)
1
ИИ
8
9
2
СС
9
8
3
РЛ
6
7
Средн.
7,6
8
Приложение 9
Результаты тестирования объема памяти в КГ на конец эксперимента