kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Научно-исследовательская работа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научно-исследовательская работа по физической культуре.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Научно-исследовательская работа»

Управление образования администрации Жуковскогорайона

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Жуковская средняя общеобразовательная школа №2

имени Героя Советского Союза Егора Павловича Новикова

242700, Брянская область, г. Жуковка, ул. Карла Либкнехта, д.2а

Тел. (48334)3-27-32; e-mail: [email protected]









ПРОЕКТ

на тему «Подвижные игры – средство развития памяти и координационных способностей у детей младшего школьного возраста»


по предмету Физическая культура






учащегося 6 класса

Конохова Владислава Викторовича







Руководитель проекта: Мохоткина Олеся Владимировна, учитель физической культуры










г. Жуковка

2019г.

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 3

РАЗДЕЛ 1.

1.1. Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста 5

1.2. Понятие координационных способностей 7

1.3. Роль подвижных игр в развитии детей младшего школьного возраста 7

РАЗДЕЛ 2.

2.1. Методика исследования 9

2.2. Результаты исследования 12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 18

ПРИЛОЖЕНИЕ 19






























ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Подвижные игры в младшем школьном возрасте являются мощным эмоциональным стимулятором и неотъемлемым средством овладения детьми жизненно необходимых двигательных знаний, умений и навыков, развития мышления, координации, ловкости, сообразительности, смелости, морально волевых качеств и т.д.

Именно в игре ребенку предоставляется возможность проявить в естественных условиях двигательной активности свои как физические, так и психические возможности.

 В младшем школьном возрасте игровая деятельность не теряет своей роли, но содержание и направленность игры меняется. В это время большое место начинают занимать игры с правилами и дидактические игры. В процессе этих игр сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны, дети развиваются физически, учатся самостоятельно принимать решения, находить общий язык со сверстниками, подчиняться общим требованиям; с другой стороны – получают моральное удовлетворение от этой деятельности, отражают свой жизненный опыт, что в целом способствует воспитанию и развитию личности.

Методика развития физических качеств и психических процессов на основе использования дифференцированных подвижных игр позволяет повысить эффективность процесса физического воспитания.

В связи с вышеизложенным очевидна актуальность темы работы, поэтому цель нашего исследования – изучить, влияют ли подвижные игры на развитие памяти и координационных способностей у детей младшего школьного возраста.

Объект исследования: учащиеся младшего школьного возраста.

Предмет исследования: показатели развития памяти и координационных способностей.


Задачи исследования:

1.Определить показатели объема памяти и координационных способностей у детей младшего школьного возраста на начало эксперимента.

2.Выявить влияние подвижных игр на развитие показателей объема памяти и координационных способностей у детей младшего школьного возраста.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что целенаправленное применение подвижных игр на уроках физкультуры способствует развитию памяти и координационных способностей у детей младшего школьного возраста.





















РАЗДЕЛ 1

1.1.Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста

Младший школьный возраст – период жизни ребенка от 6 до 11 лет, когда он проходит обучение в начальных классах (с 1-го по 4-й).

В этот период возрастает подвижность нервных процессов, процессы возбуждения преобладают, и это определяет такие характерные особенности младших школьников, как повышенную эмоциональную возбудимость и непоседливость [1].

Развитие крупных мышц опережает развитие мелких, в связи с чем, дети лучше выполняют сильные и размашистые движения, чем мелкие и требующие точности (например, при письме). Для детей этого возраста остается характерной – повышенная утомляемость и нервно-психическая ранимость. Их работоспособность обычно падает через 25 – 30 минут урока. Дети утомляются при повышенной эмоциональной насыщенности уроков и мероприятий.

Усвоение детьми знаний и умений в дошкольном возрасте включено в игровую деятельность, и поэтому эти знания имеют другую структуру. Отсюда первое требование, которое надо учитывать при поступлении в школу – если ребенок научился писать, читать, считать, это не является показателем его готовности к обучению в школе. Владея ими, ребенок может еще не иметь соответствующих механизмов умственной деятельности.

Организованное, систематическое обучение и воспитание – это основная форма и условие развития ребенка.

Память – это общее обозначение для комплекса познавательных способностей и высших психических функций по накоплению, сохранению и воспроизведению знаний и навыков [3].

В зависимости от характера материала, времени его сохранения и степени опосредованности механизмов выделяют отдельные типы памяти человека в современной психологии, с которыми вы можете кратко ознакомиться.

По смыслу: двигательная, эмоциональная, образная, словесно-логичная.

Двигательная является основой формирования навыков хождения, письма, танца, компонентов профессиональной деятельности. Она является основой других видов памяти.

Эмоциональная отвечает за сохранение эмоций и чувств. Этот вид памяти придает опыту глубоко-личный характер, делая индивидуальную память уникальным явлением.

Образная отображает опыт в виде мнемических образов, созданных на основе работы органов чувств.

Словесно-логическая помогает запоминать мысли, высказывания, закономерности и особенности строения сложного материала. От этого вида памяти зависит успешность теоретического освоения человеком окружающей действительности.

Игровая деятельность в младшем школьном возрасте приобретает иные формы и содержание. Игра занимает существенное место в жизни ребенка наряду с учебной деятельностью, прежде всего это игры с правилами, игры-драматизации. И, хотя, игра уже не занимает того важного места в жизни ребенка, которое было характерно для нее в дошкольном возрасте, она все еще имеет большое значение в психическом развитии младшего школьника.

Особенность младших школьников – слабость произвольного внимания [4]. Все новое, неожиданное, яркое, интересное само по себе привлекает внимание учеников безо всяких усилий с их стороны.

Стремление детей данного возраста состоит так же и в том, что бы поскорее стать взрослыми, они во многом охотно подражают родителям, учителям, старшим братьям и сестрам.

Использование различных подвижных игр и общеразвивающих упражнений в работе с младшими школьниками оказывает благотворное влияние на развитие не только познавательной, но и личностно-мотивационной сферы учащихся.

1.2. Понятие координационных способностей

Координационные способности – это способность быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво решать двигательные задачи. Координация характеризуется возможностью людей управлять своими движениями.

В младшем школьном возрасте наиболее интенсивно развиваются скоростные и координационные способности (простые координации), способности длительно выполнять циклические действия в режимах умеренной и большой интенсивности.

Простые и сложные движения требуют координации: в одном случае нужно точно воспроизвести какое-либо движение или позу, в другом – зрительно отмерить расстояние и попасть в нужную цель, в третьем – соразмерить усилие, в четвертом – точно воспроизвести заданный ритм движения [2]. Проявление координации многолико и всегда выражается в качестве выполнения упражнения, т. е. насколько точно оно соответствует поставленной задаче.

Активное участие в двигательной координации принимают сенсорные системы: слух, зрение, вестибулярный аппарат. От их функционального состояния зависит степень овладения двигательными координациями.

Координация движений непосредственно связана с центральной нервной системой (ЦНС). ЦНС представляет собой высший уровень организации и осуществляет управление движениями.

Развивая координационные способности у детей младшего школьного возраста, можно оказывать воздействие на процессы центральной нервной системы и одновременно корректировать двигательную систему ребенка.

1.3. Роль подвижных игр в развитии детей младшего школьного возраста

Подвижная игра с правилами – это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами [3].

В педагогической практике принято различать игры предметные, сюжетные, подвижные и дидактические. В физическом воспитании детей огромную роль играют подвижные игры. Дети овладевают естественными движениями в игре.

Во время игр у детей совершенствуется движения, развиваются такие качества, как самостоятельность, уверенность и настойчивость. Они приучаются согласовывать свои действия и даже соблюдать определенные правила.

Подвижная игра – незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств [5].

Они воспитывают доброжелательность, стремление к взаимопомощи, совестливость, организованность, инициативу. Кроме того, проведение подвижных игр сопряжено с большим эмоциональным подъемом, радостью, весельем, ощущением свободы.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольных психических процессов. Так, в игре у детей начинает развиваться произвольное внимание и произвольная память. Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние не только на умственное развитие ребенка, но и физическое. Внутри игровой деятельности параллельно развивается и учебная деятельность.

Вывод. Подвижные игры воспитывают умение контролировать своё поведение, способствует появлению таких черт характера, как активность, настойчивость, решительность, коллективизм, способствует гармоничному развитию опорно-двигательного аппарата. Развитие физических качеств занимает важное место в физическом воспитании детей младшего школьного возраста [3].

В этом аспекте, подвижные игры выступают как эффективное средство физической подготовленности и развития физических качеств. Целенаправленное, методически-продуманное руководство подвижной игрой значительно совершенствует, активизирует деятельность детей.

РАЗДЕЛ 2

2.1. Методика исследования

Методы исследования:

  1. Анализ литературных источников.

2. Педагогическое тестирование:

- оценка кратковременной памяти

- тестирование координационных способностей [5].

3. Педагогический эксперимент – комплекс подвижных игр (прил.1).

4. Анализ полученных результатов.

Анализ литературных источников.

В процессе работы над темой исследования было проанализировано и обобщено 6 литературных источников, по вопросу развития памяти и координационных способностей у детей младшего школьного возраста и влияния подвижных игр на данный процесс.

Проведенный анализ литературных источников подтвердил актуальность нашей темы, позволил сформулировать рабочую гипотезу, поставить цель и определить задачи. Данный метод использовался в работе: во-первых, для подробного изучения современных взглядов на проблему; во-вторых, для более четкого представления об исследуемом предмете и объекте работы.

Оценка кратковременной памяти.

Для оценки развития объема кратковременной памяти использовались следующие методики:

- определение показателей образной памяти;

- определение показателей вербально - логической памяти.

Для оценки образной памяти использовались карточки с изображением 9 геометрических фигур. Ребенку демонстрировалась по порядку каждая фигура в течение 2 секунд, а интервал между экспозициями составлял 1 секунду. Ребенку было необходимо запомнить фигуры и по команде преподавателя воспроизвести (нарисовать) их.

Оценка кратковременной вербально - логической памяти происходило аналогичным образом, но вместо геометрических фигур ребенку произносились 12 слов, испытуемый должен был их запомнить и произнести.

Экспериментатор фиксирует количество правильно воспроизведенных элементов.

Тестирование координационных способностей.

Тестом называется измерение или испытание, проводимое с целью определение функциональности организма и соответствующих способностей к выполнению упражнений. Для определения показателей развития координационных способностей были отобраны следующие тесты:

  1. Статическое равновесие.

  2. Прыжки через скакалку.

  3. Челночный бег 3х10м.

Статическое равновесие тестируется следующим образом: ребенок встает в стойку – носок сзади стоящей ноги вплотную примыкает к пятке впереди стоящей ноги – и пытается при этом сохранить равновесие. Ребенок выполняет задание с закрытыми глазами. Время удержания фиксируется секундомером.

Прыжки через скакалку. Принимается исходное положение: ноги вместе, руки внизу, в руках скакалка. Затем ребенок прыгает вперед через скакалку. Фиксируется время выполнения десяти прыжков.

Челночный бег 3х10м. ребенок выполняет с высокого старта. Фиксируется время выполнения теста.

Педагогический эксперимент.

Педагогический эксперимент – это метод познания, с помощью которого исследуется педагогическое явление, опыт, факты.

Эксперимент проводился с целью проверки рабочей гипотезы. В данной работе был использован естественный эксперимент, в основе которого лежит комплекс подвижных игр (прил.5), особенностью которого является организация и проведение в обычных школьных условиях.

Для определения эффективности предложенной методики в эксперименте применялось тестирование показателей развития координационных способностей и объема кратковременной памяти у детей перед началом и в конце исследования.

Организация исследования.

Педагогический эксперимент проводился на базе филиала МБОУ Жуковской СОШ №2 им. Е.П. Новикова в п. Олсуфьево. Контингент испытуемых составил: 6 человек (3–4 класс).

Учащиеся 4 класса в количестве 3 человек составили экспериментальную группу, а ученики 3 класса в количестве 3 человек вошли в контрольную группу.

Первоначальное тестирование проводилось в ноябре 2018года, а контрольное - в апреле 2019.

В контрольной группе занятия физической культурой проводились без изменений по стандартной школьной программе – 3 раза в неделю.

В экспериментальной группе занятия физической культурой проводилась по двум направлениям:

  1. По стандартной школьной программе;

  2. В занятия был включен комплекс подвижных игр, главной целью которых является развитие памяти и сопутствующих психических процессов, а также координационных способностей.













2.2. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

По результатам исследования координационных способностей в экспериментальной группе (рис. 1, прил.2) видим, что средние показатели теста «Челночный бег» равны 9,7с; теста «Равновесие» – 51,3с и теста «Прыжки через скакалку» - 4,5 с. В контрольной группе (рис. 1, прил.3) средние показатели теста «Челночный бег» равны 9,9с; теста «Равновесие» – 54 с и теста «Прыжки через скакалку» - 5 с.

Примечание: ЭГ – экспериментальная группа, КГ – контрольная группа.

Рис.1. Средние показатели развития координационных способностей на начало эксперимента

В младшем школьном возрасте наиболее интенсивно развиваются скоростные и координационные способности, способности длительно выполнять циклические действия в режимах умеренной и большой интенсивности.

Проанализировав полученные результаты, можем сделать вывод, что на начало нашего исследования показатели развития координационных способностей в обеих группах практически одинаковы, лишь результаты теста «Равновесие» в контрольной группе несколько лучше.

Развивая координационные способности у детей младшего школьного возраста, можно оказывать воздействие на процессы центральной нервной системы и одновременно корректировать двигательную систему ребенка.

При оценке объема словесно-логической памяти в экспериментальной группе (рис. 2, прил. 4) видим, что средний показатель соответствует 6,7 словам, а в контрольной 6,3 словам.

Примечание: ЭГ – экспериментальная группа, КГ – контрольная группа

Рис. 2. Средние показатели объема словесно-логической памяти на начало эксперимента.

Память – это общее обозначение для комплекса познавательных способностей и высших психических функций по накоплению, сохранению и воспроизведению знаний и навыков.

Словесно-логическая память помогает запоминать мысли, высказывания, закономерности и особенности строения сложного материала. От этого вида памяти зависит успешность теоретического освоения человеком окружающей действительности.




Примечание: ЭГ – экспериментальная группа, КГ – контрольная группа.

Рис. 3. Средние показатели объема образной памяти на начало исследования

При оценке образной памяти (рис. 3, прил.4) в экспериментальной группе средний показатель объема соответствует 7 фигурам, а в контрольной группе – 6,7 фигурам.

Образная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений.

Рис.4. Средние показатели развития координационных способностей на конец эксперимента

Сравнивая показатели развития координационных способностей на начало и конец эксперимента, видим (рис.4, прил. 6), что в челночном беге по окончании эксперимента в экспериментальной группе результаты улучшились на 0,4с, а в контрольной группе – на 0,2с.

При тестировании равновесия в экспериментальной группе результаты улучшились на 7,4с, а в контрольной группе - на 3,3с.

В прыжках через скакалку результаты по окончании эксперимента в экспериментальной группе увеличились на 0.3с и в контрольной – на 0,1с.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольных психических процессов. Так, в игре у детей начинает развиваться произвольное внимание и произвольная память. Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние не только на умственное развитие ребенка, но и физическое.

Примечание: ЭГ – экспериментальная группа, КГ – контрольная группа.

Рис. 5. Средние показатели объема словесно-логической памяти на конец эксперимента.

Сравнивая показатели развития памяти, мы получили следующие результаты: по окончании эксперимента объем словесно-логической памяти у учащихся в экспериментальной группе увеличился на 1 слово, а в контрольной группе - на 0,3 слова.


Примечание: ЭГ – экспериментальная группа, КГ – контрольная группа.

Рис.6. Средние показатели объема образной памяти на конец исследования.

Количественные показатели, характеризующие развитие образной памяти в экспериментальной группе, оказались выше, чем в контрольной, на 1 фигуру.

Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что целенаправленное применение комплекса подвижных игр в экспериментальной группе оказало положительное влияние на сопряженное развитие физических и психических качеств, в частности, координационных способностей и памяти у детей младшего школьного возраста.















Заключение

При выполнении проектной работы была изучена методическая литература по проблеме исследования и выполнен анализ работы.

Для подтверждения или опровержения гипотезы было организовано научное исследование. В результате проведения исследования были получены следующие результаты:

1.В челночном беге по окончании эксперимента в экспериментальной группе результаты улучшились на 0,4с, а в контрольной группе – на 0,2с.

При тестировании равновесия в экспериментальной группе результаты улучшились на 7,4с, а в контрольной группе - на 3,3с.

В прыжках через скакалку результаты по окончании эксперимента в экспериментальной группе увеличились на 0.3с и в контрольной – на 0,1с.

2. Объем словесно-логической памяти у учащихся в экспериментальной группе увеличился на 1 слово, а в контрольной группе - на 0,3 слова.

3. Развитие образной памяти в экспериментальной группе, оказалось выше, чем в контрольной, на 1 фигуру.

По результатам эксперимента мы убедились, что целенаправленное применение комплекса подвижных игр оказывает положительное влияние на сопряженное развитие физических и психических качеств, в частности, координационных способностей и памяти у детей младшего школьного возраста, что нашло подтверждение в результатах и выводах педагогического эксперимента.













СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аксенова, Л.И. Специальная педагогика / Л.И. Аксенова. – М.: Академия, 2004. - 396 с.

  2. Дворкина, Н. И. Методика сопряженного развития физических качеств и психических процессов у детей 3-6 лет на основе подвижных игр: учебно-методическое пособие / Н. И Дворкина. – М.: Советский спорт, 2005. - 184 с.

  3. Колесникова, Г.И. Специальная психология и педагогика / Г.И. Колесникова. – РНД.: Феникс, 2010. -253 с.

  4. Кузнецова, Л. В. Основы специальной психологии / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени. – М.: Академия, 2003. - 480с.

  5. Лях, В.И. Тесты в физическом воспитании школьников / В.И. Лях. – М.: АСТ, 2004. - 145 с.

  6. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн - М.: Просвещение, 2002. - 700 с.

























ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.

Содержание подвижных игр для детей младшего школьного возраста

Название

игры

Содержание

Направленность

Говорящий мяч

Инвентарь: мяч (волейбольный, набивной)

Содержание игры: Дети стоят в шеренге, ведущий бросает мяч каждому игроку по порядку и называет любую букву. Ребенок, поймав мяч, называет слово, начинающееся с этой буквы. («А» – арбуз)

Развитие памяти и внимания, активизация мышления

Стоп, хоп, раз

Содержание игры: Дети бегут колонной по залу. По сигналу «Стоп» – останавливаются, «Хоп» – подпрыгивают вверх, «Раз» – поворачиваются кругом и бегут в обратном направлении. Побеждает самый внимательный.

Развитие координации движения, быстроты реакции и переключения, развитие слухового внимания, памяти.

Зеркало

Содержание игры: Дети размещаются в шахматном порядке, ведущий – перед ними на небольшой возвышенности. Ведущий выполняет простые и постепенно усложняющиеся упражнения, изменяя темп. Дети повторяют их в зеркальном отображении. Поощряются те, кто выполнил все упражнения.

Развитие внимания, памяти, синхронность выполнения движения, точность динамических, временных и пространственных характеристик движения.






Название

игры

Содержание

Направленность

Что изменилось

Инвентарь: мяч, обруч, скакалка, гимнастическая палка, куб, кегля.

Содержание игры: ведущий раскладывает предметы на одной стороне игровой площадки. Дети внимательно рассматривают и запоминают их расположение в течение 30 секунд, отворачиваются и бегут в противоположную сторону. За это время ведущий убирает один предмет, меняет местами другие. Дети прибегают и смотрят, что изменилось. Поощряются самые внимательные.

Активизация внимания, зрительной памяти, координации движений.

Чудесный мешочек

Инвентарь: матерчатый мешочек, 10 известных предметов.

Содержание игры: в присутствии детей положить в мешочек 10 предметов. Дети по очереди опускают руку в мешочек, ощупывают один из предметов и называют его в слух.


Развитие тактильного восприятия, активизация памяти.

Идем по слуху

Содержание игры: играющие строятся в одну шеренгу и натягивают на глаза повязки. Ведущий подает различные команды. Обеспечивая безопасное передвижение детей. Ориентируясь на слух, дети стремятся как можно ближе подойти к источнику звука. А ведущий постоянно меняет свое местонахождение, подавая команды справа, слева, сзади, что заставляет прислушиваться к шорохам и направления движения. Выигрывает тот, кто к моменту окончания игры ближе всех оказался к ведущему.

Развитие пространственной ориентировки и координации движений.





Приложение 2

Результаты тестирования координационных способностей в ЭГ на начало эксперимента

ФИ

Челночный бег (с)

Равновесие (с)

Прыжки через скакалку (с)

1

ИИ

9,7

60

4,0

2

СС

9,1

54

4,5

3

РЛ

10,2

40

5,0

Средн.

9,7

51,3

4,5



































Приложение 3

Результаты тестирования координационных способностей в КГ на начало эксперимента

ФИ

Челночный бег (с)

Равновесие (с)

Прыжки через скакалку (с)

1

УР

10,0

62

4,4

2

ИД

9,3

57

4,7

3

АК

10,5

42

5,9

Средн.

9,9

54

5

































Приложение 4

Результаты тестирования объема памяти в ЭГ на начало эксперимента

ФИ

Словесно-логическая (кол-во слов)

Образная (кол-во фигур)

1

ИИ

8

6

2

СС

6

8

3

РЛ

6

7

Средн.

6,7

7

































Приложение 5

Результаты тестирования объема памяти в КГ на начало эксперимента

ФИ

Словесно-логическая (кол-во слов)

Образная (кол-во фигур)

1

УР

7

3

2

ИД

5

8

3

АК

7

9

Средн.

6,3

6,7



































Приложение 6

Результаты тестирования координационных способностей в ЭГ на конец эксперимента

ФИ

Челночный бег (с)

Равновесие (с)

Прыжки через скакалку (с)

1

ИИ

9,4

67

4,0

2

СС

9,1

57

4,1

3

РЛ

9,4

52

4,5

Средн.

9,3

58,7

4,2



































Приложение 7

Результаты тестирования координационных способностей в КГ на конец эксперимента

ФИ

Челночный бег (с)

Равновесие (с)

Прыжки через скакалку (с)

1

ИИ

10,0

74

4,3

2

СС

9,3

59

4,6

3

РЛ

9,6

44

6,0

Средн.

9,7

57,3

4,9



































Приложение 8

Результаты тестирования объема памяти в ЭГ на конец эксперимента

ФИ

Словесно-логическая (кол-во слов)

Образная (кол-во фигур)

1

ИИ

8

9

2

СС

9

8

3

РЛ

6

7

Средн.

7,6

8

































Приложение 9

Результаты тестирования объема памяти в КГ на конец эксперимента

ФИ

Словесно-логическая (кол-во слов)

Образная (кол-во фигур)

1

УР

7

4

2

ИД

6

8

3

АК

7

9

Средн.

6,6

7




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Научно-исследовательская работа

Автор: Мохоткина Олеся Владимировна

Дата: 25.02.2020

Номер свидетельства: 541104


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства