Моделирование вариативной физкультурно-игровой среды для всестороннего развития ре
Моделирование вариативной физкультурно-игровой среды для всестороннего развития ре
Физические упражнения представляют собой специально подобранные, методически правильно организованные движения и сложные виды двигательной деятельности
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Моделирование вариативной физкультурно-игровой среды для всестороннего развития ре»
МОДЕЛИРОВАНИЕ ВАРИАТИВНОИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ИГРОВОЙ СРЕДЫ
ДЛЯ ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Во время занятий оздоровительной физической культурой со старшими дошкольниками важно удовлетворение их естественной потребности в движении и ощущении «мышечной радости». При этом особое внимание следует обратить на развитие интереса детей к физическим упражнениям и подвижным играм.
Физические упражнения представляют собой специально подобранные, методически правильно организованные движения и сложные виды двигательной деятельности. Упражнения основаны на активных двигательных действиях произвольного характера, они благотворно влияют на физиологические функции детского организма, помогают быстрее приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды, обогащают двигательный опыт ребенка.
Подбор игр и физических упражнений в данном пособии направлен на всестороннее оздоровление организма ребенка. Поэтому, предлагаем, как можно чаще проводить занятия на свежем воздухе или в спортивном зале при обязательном соблюдении санитарно-гигиенических условий. Педагог должен естественным образом стимулировать двигательную и интеллектуальную активность детей.
Усовершенствовать содержание двигательной деятельности дошкольников можно с помощью внедрения элементов креативной педагогики с использованием вариативной физкультурно-игровой среды, которая оказывает огромное влияние на эффективность освоения движений, формирующихся на основе ощущений и восприятий (мышечно-двигательных, зрительных, осязательных, слуховых и т. д.).
Многообразие подбора и расстановки оборудования дает возможность детям продуктивно обыгрывать его в процессе учебных занятий физической культурой, а также в организованной двигательной деятельности на прогулке и во время гимнастики, проводимой после дневного сна.
Вариативность физкультурно-игровой среды заключается в создании новых условий:
— в физкультурном или тренажерном зале, на спортивной площадке, в лесу или в парке (в зависимости оттого, где используются пособия);
— за счет смены переносного оборудования и использования новых для данной группы предметов и пособий, их рационального чередования;
Целесообразный подбор и рациональное использование физкультурного оборудования и пособий в разных формах двигательной активности способствуют развитию физических качеств и творческих способностей, формированию разнообразных двигательных умений и навыков, воспитанию нравственно-волевых качеств, повышению интереса к спортивным играм и физическим упражнениям. Наряду с этим решаются задачи укрепления здоровья детей и их полноценного психофизического развития.
Совершенствование двигательной сферы старших дошкольников связано с выбором определенных способов действий, требующих физических усилий и затрат энергии, соотнесения их с габаритами и массой, устойчивостью и другими характеристиками используемых физкультурных пособий.
Двигательная активность, направленная на достижение цели любого действия (например, попасть мячом в корзину, удержать равновесие на балансире, пройти по гимнастической скамейке, проехать на велосипеде), определяется уровнем развития интеллектуально-сенсорной, познавательной, а также эмоционально-волевой и игровой сферы.
Удовлетворение, получаемое в результате преодоления возникающих трудностей различного характера (встречающиеся на пути различные препятствия; нерешительность, волнение, незнание способов выполнения движений и т. д.), способствует развитию волевых усилий, обогащению двигательного опыта.
Комплексы упражнений общеразвивающего воздействия с применением различных пособий и предметов (мячи, обручи, гимнастические палки и т. д.) будут содействовать укреплению разных групп мышц и мышечного тонуса.
Езда на велосипеде, катание на роликах, коньках стимулируют развитие мышц ног. Для укрепления мышц стопы и профилактики плоскостопия следует широко использовать различные массажеры, мелкие пре меты (колечки, палочки, шарики — для захвата пальцами ног), ребристые доски. Формированию правильной осанки способствуют физические упражнения у деревянной стенки, упражнения с детскими эспандерам» гимнастической палкой и другими предметами. В процессе выполнения разных видов упражнений с использованием пособий (прыжки на бат те, через скакалку, лазанье по канату и т. д.) у детей формируются двигательные навыки.
При наличии насыщенной вариативной физкультурно-игровой среде могут создаваться усложненные условия для выполнения различных физических упражнений. Например, дети, преодолевая полосу препятствий, ее стоящую из разных модулей, совершают множество движений: ходьба и по наклонному буму, ползание по гимнастической скамейке, подлезание под дуги, прыжки на батуте и т. д. При этом они проявляют ловкость, выносливость, быстроту реакции, а также смелость, решительность и находчивость.
В процессе выполнения двигательных заданий дошкольники получай знания о свойствах разных предметов и пособий (форме, цвете, массе, фактуре материала), знакомятся с особенностями движения в пространстве, направлениями движения. Следует отметить положительную роль использования разнообразных физкультурных пособий в подвижных играх и упражнениях для восприятия детьми пространства и времени, в том числе длительность формирования умения ориентироваться в окружающей среде.
Во время занятий физической культурой дошкольники действую! в определенном пространстве, которое может отличаться по величине и форме, предметному насыщению. Занятия, проводимые на спортивной площадке или в близлежащем лесу, предоставляют детям широкое поле деятельности, ребята много двигаются на беговых дорожках, полосе препятствий, мини-стадионе, учебной лыжне, в прыжковых зонах. Пространство в закрытом помещении более замкнутого , оно ограничено размерами и формами физкультурных и тренажерных залов, бассейнов.
Физические упражнения могут выполняться с мелкими физкультурными пособиями (резиновым кольцом, флажком, веревкой, палкой, обручем, мячом и др.), на гимнастическом валике, стенке, бревне, рукоходе на санках, лыжах и т. п. или около этого оборудования (у гимнастической стенки, скамейки, бревна и др.).
Занимаясь на спортивной площадке, в физкультурном зале, в лесу, в парке и т. п., ребенок на основе ощущения, осязания, зрительного восприятия и речи определяет местоположение одних предметов по отношению к другим, к самому себе.
В процессе обучения элементам спортивных игр (волейбол, футбол, бадминтон, теннис, баскетбол, хоккей), а также спортивным упражнениям (катание на коньках, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, самокате) создается особая обстановка, требующая от детей умения согласованно решать задачи двигательного характера, подчиняться определенным правилам, использовать хорошо знакомые движения в соответствии с игровыми ситуациями, а также самостоятельно находить разные способы выполнения задания.
Физкультурные пособия в значительной мере способствуют повышению интереса к выполнению различных двигательных заданий в необычных условиях (в лесу, в тренажерном зале, на спортивной площадке), что ведет к удовлетворению потребности в двигательной активности, а также благотворно сказывается на состоянии здоровья, физическом и умственном развитии.
Участие в подготовке пособий к разным видам занятий физической культурой формирует у детей навыки аккуратного и бережного обращения с вещами. Гармоничность сочетания разнообразных форм, цветовой гаммы пособий в оформлении физкультурно-игровой среды вызывает у дошкольников положительные эмоции. Рациональная организация двигательной активности детей в сочетании с многообразием условий физкультурно-игровой среды формирует у них привычку к регулярным занятиям физической культурой.