Методика обучения юных кикбоксеров по системе заданий
Методика обучения юных кикбоксеров по системе заданий
В настоящее время молодое поколение все чаще интересуются спортивным образом жизни, а некоторые из них акцентируют внимание на профессиональное занятие спортом, при этом большей частью выбирая силовые его виды, такие как, кикбоксинг. С каждым годом кикбоксинг получает все большее распространение среди подростков и юношей, которые рассматривают данный вид единоборств как эффективное средство физического и волевого воспитания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методика обучения юных кикбоксеров по системе заданий»
МБОУ г. Иркутска СОШ №31
СП ДК «Чароит»
Методика
обучения юных кикбоксеров по системе заданий
Разработал: Лазарев Вадим Викторович
Педагог дополнительного образования
В настоящее время молодое поколение все чаще интересуются спортивным образом жизни, а некоторые из них акцентируют внимание на профессиональное занятие спортом, при этом большей частью выбирая силовые его виды, такие как, кикбоксинг. С каждым годом кикбоксинг получает все большее распространение среди подростков и юношей, которые рассматривают данный вид единоборств как эффективное средство физического и волевого воспитания.
Массовое распространение юношеского кикбоксинга и воспитание из юных кикбоксеров спортсменов высокого класса предъявляют огромные требования к качеству тренерской работы, к педагогическому мастерству преподавателей. Они обязаны прививать своим ученикам любовь к кикбоксингу, как к искусной игре на ринге, должны развивать у подростков и юношей тактическое мышление, быстроту и ловкость, вызывать интерес к защитам и стремление избегать ударов противника.
В условиях современного кикбоксинга, с его высочайшими требованиями к физической и технико-тактической подготовке кикбоксеров, для достижения высоких спортивных результатов необходимо искать новые пути и методики всестороннего развития спортсменов.
Методика обучения юных кикбоксеров по системе заданий разработана на основе методики, предложенной М. Муминжановым1.
Разработка тренером системы заданий требует изложения материала в последовательности, обеспечивающей логическую взаимосвязь частей, следующих одна за другой, так называемых шагов - ступеней обучения. Каждая ступень - это определенное задание на действие, в котором тренер дает нужное количество информации о том, что и как делать и на что больше обратить внимание. Тренер оптимизирует организацию занимающихся, дает задания и управляет процессом.
Обучающиеся должны получить задание для самостоятельной работы, осмыслить и понять его, выделить главное в двигательном действии и на основании этого составить собственную модель данного действия (зрительный образ), затем спрограммировать - упорядочить последовательность своих действий и выполнить задание. На этом этапе тренер наблюдает за учеником, сравнивает и оценивает его действия, указывает пути индивидуального совершенствования. Таким образом, цикл за циклом юные спортсмены многократно выполняют действие в различных вариантах, ситуациях до тех пор, пока оно не станет навыком, и далее совершенствуют различные сочетания действий в условиях, приближенных к боевым.
Тот факт, что в кикбоксинге участвуют два противодействующих лица, позволяет легче систематизировать процесс обучения. Вначале один из них выполняет роль атакующего, а другой содействует проведению приемов и действий, а затем оба действуют как противники - один атакует, второй обороняется. Таким образом прием закрепляется в меняющихся ситуациях. В этих действиях не требуется стереотипных реакций, так как действия ацикличны. Основная структура приемов изучается и совершенствуется вместе с их вариантами в постоянно меняющихся условиях.
Основной формой организации учебно-тренировочной работы с юными кикбоксерами является общепринятый групповой урок, состоящий из подготовительной, основной и заключительной частей. Обучение занимающихся упражнениям и действиям и совершенствование в них проводится по установленной трехэтапной схеме:
1. Этап качественного разучивания двигательного действия (стадия образования умения воспроизводить технику действия в общей форме).
2. Этап углубленного разучивания (когда двигательное умение частично переходит в навык).
3. Этап закрепления и совершенствования (когда формируется прочный и вариативный навык).
Начальное разучивание двигательного действия. Разучивание двигательного действия начинается с формирования у спортсмена представление о нем:
а) умственного (сообщается краткая характеристика действия, объясняется его назначение);
б) наглядного (демонстрируется техника приема в натуральном ритме и в замедленном);
в) двигательного (восстанавливается и дополняется двигательный опыт кикбоксера элементами, которые нужны для освоения основы техники изучаемого действия).
Этим обеспечивается полноценное представление об изучаемом действии, после чего он самостоятельно выполняет основу действия в целом. Если у кикбоксера не получается движение в целом, то он должен выполнять его по частям под контролем тренера.
Углубленное изучение двигательного действия. Здесь ставятся следующие задачи:
а) закрепить у кикбоксера умение выполнить действия в целом с соревновательной скоростью;
б) углубить понимание закономерностей техники действия и смысла его применения в различных ситуациях;
в) последовательно разучивать общие детали техники выполнения и применения приема (разучивать детали нужно в соответствии со степенью важности каждой: сначала самую необходимую, потом менее важную и т.д.)
г) сформировать общий ритм и качество выполнение приема или действия (выполнение должно быть четким, свободным, слитным и быстрым).
Закрепление и совершенствование двигательного действия. Чтобы навык был прочным и вариативным, процесс закрепления приема или действия кикбоксером необходимо строить с применением разнообразных средств и методов:
использование приема «в связке» с другими боевыми действиями;
выполнение действия в отработке и боевой практике с различными партнерами (высокими, низкими, сильными и др.);
работа над действием в условиях повышенной эмоциональной напряженности (при утомлении, с более квалифицированным партнером, в условных и вольных боях).
Теоретические и экспериментальные исследования, обобщение работы тренеров, анализ тренировочных занятий на уровне сборных команд показали недостаточную разработанность методики применения тактической деятельности в спорте. В практической работе тренеры применяют достаточно обширный круг специальных упражнений. Однако методика их применения требует значительных коррекций. В принципе важно не только подобрать специальные упражнения или задания, способствующие изучению или совершенствованию тактики кикбоксера, но и методически грамотно их применять. Методика тактической подготовки – это, пожалуй, одно из слабых мест при построении учебно-тренировочного и соревновательного процессов. Да и анализ специальной литературы по единоборствам показывает, что методика применения упражнений описана крайне слабо и требует проведения дополнительных теоретических и экспериментальных исследований. Как известно, одно и тоже упражнение, выполненное с разной интенсивностью, продолжительностью и разными интервалами отдыха и др. дают в конечном итоге принципиально отличающийся конечный эффект.
В зависимости от условий, так же как и от методов при выполнении одного упражнения, можно получить различные сдвиги характеристик подготовленности, на которые они направлены. К тому же в единоборствах значение имеет партнер, с которым проводится основное тренировочное время по совершенствованию техники и тактики: его вес, квалификация, морфологические особенности асимметрии конечностей, манера ведения боя и др.
Чтобы успешно руководить и управлять занимающимися по системе заданий, необходимо следующее:
вдумчиво подготавливать занятия, планировать тренирующие воздействия и задания в зависимости от состава занимающихся;
активно и оперативно проводить занятия и направлять деятельность учеников;
объективно и систематически оценивать действия обучаемых и подводить итоги занятий;
периодически давать домашние задания юным спортсменам по физической и технико-тактической подготовке.
Разберем эти стороны деятельности тренера и коллектива.
Подготовка к занятиям:
а) тренер, имея исходные данные о занимающихся (их развитии, успеваемости в школе, состоянии здоровья и т. д.), исходном и нынешнем состоянии коллектива (по специальным тестам), планирует тренирующие воздействия по системе заданий и видам подготовки;
б) составляет план конкретного занятия, дозирует нагрузку и предусматривает благоприятные условия для самостоятельной деятельности учеников.
Проведение занятий
После построения занимающихся, проверки посещаемости тренер рассказывает об основных задачах занятия и организует юных спортсменов так, чтобы они наилучшим образом воспринимали изучаемый материал и исполняли упражнения.
В подготовительной части урока - разминке тренер называет упражнение, его назначение, иногда демонстрирует его и дает задание для исполнения. В основной части занятия тренер проводит приемы и действия с учетом специфики кикбоксинга:
перестраивает учеников так, чтобы их действия были безопасны, излагает частную задачу, называет прием или действие, демонстрирует его в боевом темпе, затем в замедленном, если нужно, по частям, акцентируя внимание на главном в технике выполнения, и определяет тактическое назначение действия;
затем дает задание, указывает дистанцию, интервалы, объясняет, если действия парные, что делают первые и вторые номера, и определяет время действий или число повторений. Началом выполнения является сигнал или команда тренера: «Бой». Для завершения действий подаются команды: «Стоп!», «Время!».
После того как ученики овладели основной структурой приема или действия, тренер дает задание многократно повторить действие и его варианты в зависимости от ситуации задач занятия. Иногда занимающимся дают проблемные задания и предлагают решить их самостоятельно;
во время выполнения задания тренер делает общие и персональные методические указания: на что обратить внимание, как устранить недостатки и ошибки в выполнении приемов. В паузах уточняет детали техники, тактики, если нужно, повторно демонстрирует действие сам или просит это сделать наиболее подготовленных учеников;
после многократного повторения приемов и их вариантов в различных заданиях тренер создает условия для применения действий в условиях, приближенных к боевым. Действия каждого ученика и пар тренер оценивает в процессе групповых занятий, о просмотровой части урока, когда отдельные ученики или пары выполняют задание, а остальные наблюдают, а также в учебном бою на отдельный прием или в укороченных раундах с разными партнерами.
Подведение итогов занятия
При подведении итогов занятия необходимо записать, какой материал пройден, как усвоены задания, какая реакция на нагрузку, поведение учеников, их успехи и недостатки, какие новые методические приемы использованы, на что следуем обратить внимание при самостоятельной подготовке учеников в домашних условиях и т.д.
Домашнее задание
После подведения итогов урока тренер, учитывая возможности занимающихся, каждому дает посильное индивидуальное домашнее задание по физической, технико-тактической подготовке и совершенствованию излюбленных приемов.
Приведем пример частной методики обучения юных кикбоксеров по системе заданий.
Частная задача. Научить занимающихся круговому удару ногой (раунд-кик, маваши-кири) в голову и защите от него с помощью рук - защита подставкой предплечья.
Организация занимающихся, постановка задачи и информация о действиях.
Вначале тренер, построив группу в две шеренги уступом лицом к себе (Рис. 1), рассказывает о задаче урока, объясняет тактическое назначение приема и способы защит от него. Затем, построив группу в две шеренги лицом к центру зала (Риc. 2), он с наиболее подготовленным спортсменом демонстрирует прямой удар левой (правой) ногой в голову и защиту от него, поворачиваясь к ученикам в профиль и анфас.
Задание на действия, их выполнение и управление занимающимися
Задание 1. Из основной боевой стойки первые номера, стоя на месте, наносят прямой удар правой ногой в голову, вторые номера защищаются подставкой предплечья левой руки (тренер с помощником повторно демонстрируют прием).
Исполнение в двух шеренгах (Рис. 3), дистанция дальняя, интервал на вытянутые в стороны руки. Действовать 2 мин. темп средний. Самостоятельно с команды «Начинайте!».
Методические указания:
атакующему:
для обеспечения движения стопы к цели по дуге выполняется вынос бедра вперед;
в момент ударного взаимодействия подушечка стопы располагается перпендикулярно к телу соперника;
стопа достигает высшей точки траектории непосредственно перед контактом с телом соперника, при этом в момент начала контакта пальцы обращены несколько вниз;
в момент контакта с телом соперника стопа опорной ноги повернута наружу от линии удара примерно на 45 градусов;
бьющая нога не должна слишком сильно сгибаться;
удар не следует применять, если соперник находится прямо перед атакующим.
б. защищающемуся:
при выполнении сближения и удаления с соперником следует располагаться к нему в пол-оборота;
всегда сохранять удобную стойку;
быть начеку с тем, чтобы при первой же представившейся возможности провести контратаку.
В процессе удара руки следует держать у головы. По команде «Стоп!» поменяться ролями.
Задание 2. Инициатива у вторых номеров, первые защищаются. Действовать 2 мин по команде «Бой».
Персональные замечания тренера. Команда «Стоп!».
Задание 3. Вначале первые номера атакуют круговым ударом правой ногой в голову с шагом вперед, вторые защищаются подставкой предплечья левой руки с уходом назад, затем атакующие выполняют круговой удар левой ногой в голову с шагом правой ноги назад, а защищающиеся, передвигаясь вперед (преследуя атакующего), сохраняют первоначальную дистанцию и защищаются подставкой предплечья правой руки.
Исполнение в парах (Рис. 4). Действовать 2 мин по команде «Бой!».
Методические указания:
а. атакующему с шагом вперед:
из боевой стойки сделать шаг левой ногой вперед и, отталкиваясь правой стопой от пола, резко поднять правое бедро немного вправо, сгибая правую ногу в колене и перенести вес тела на левую ногу. Дальнейшее движение правого бедра вверх выполняется с одновременным вращением на передней части левой стопы. Голень левой ноги поджимается к бедру, а стопа тянется вниз;
в тот момент, когда правая стопа, поднимаясь, оказалась на уровне левого колена, выполнить разворот всем корпусом справа налево, опираясь на переднюю часть левой стопы и выбросить правую голень (выпрямляя ее) вверх справа налево с целью выполнения бокового удара в голову. Для того чтобы удар наносился точно справа налево, правую ногу в момент выброса голени развернуть коленом немного вниз;
совершая разворот справа налево, при нанесении удара, туловище отклоняется назад;
удар в голову противника осуществляется подъемом правой стопы. С начала выполнения удара правая стопа напряжена до предела, а в момент соприкосновения с противником напряжение от стопы передается на мгновение всей ноге. При ударе пятка опорной, левой, ноги обращена на противника. Движение правой ноги с момента отрыва от пола и до нанесения ею удара выполняем как одно непрерывное действие в максимально быстром темпе.
после выполнения удара правую ногу мгновенно возвратить в исходное положение обратным движением по той же траектории, по которой она двигалась при выполнении удара, и занять боевую левостороннюю стойку;
б. атакующему с шагом назад:
из боевой левосторонней стойки резко оттолкнуться левой ногой и с переносом веса тела на правую ногу поднять левую ногу, сгибая ее в колене. Голень левой ноги поджать к бедру, а стопу оттянуть вниз;
выполнить резкий поворот на передней части опорной, правой, стопы примерно на 90°, разворачиваясь всем туловищем слева направо;
одновременно с этим совершить движение бедра слева направо, резко выбросить голень с целью нанесения бокового удара левой ногой в голову. Удар в голову противника нанести подъемом левой стопы. При выполнении удара стопа бьющей ноги напряжена до предела, а в момент соприкосновения с противником напряжение от стопы передается на мгновение всей ноге;
движение левой ноги с момента отрыва от пола и до нанесения ею удара выполнить как одно непрерывное действие;
после нанесения удара левая нога тут же возвращается в исходное положение обратным движением по той же траектории, по которой она двигалась при выполнении удара, и занять основную боевую стойку;
в. защищающемуся:
защищаясь подставкой правой перчатки - левую руку не опускать и наоборот;
защищающиеся должны сохранять заданную дистанцию, передвигаясь скользящими шагами.
По команде «Стоп!» поменяться ролями.
Задание 4. Инициатива у вторых номеров, первые защищаются. Условия прежние. «Бой».
Замечания тренера. Команда «Стоп! Расслабиться!».
Задание 5. Парные упражнения в круговыми ударами ногами в голову и защитах от них, передвигаясь влево и вправо по кругу (Рис. 5).
Первые номера атакуют, вторые защищаются. Темп быстрый. Действовать 2 мин по команде «Бой!».
Методические указания:
атакующие, передвигаясь влево или вправо, должны раскрывать защиту партнера;
защищающиеся, своевременно поворачиваясь по направлению к партнеру, должны противопоставить защиту подставкой предплечья левой или правой руки и т. д.
Команда «Стоп! Расслабиться!».Поменяться ролями.
Задание6. Вторые номера атакуют, первые защищаются. Условия прежние. «Бой!».
Методические указания тренера. Команда «Стоп! Расслабиться!».
3адание7. Парные упражнения в круговых ударах ногами в голову и защитах от них подставками предплечий рук в свободном передвижении по залу (Рис. 6). Одни атакуют, другие защищаются.
Действовать 2 мин, дистанция дальняя, темп быстрый. Начинать по команде «Бой!».
Методические указания:
при нанесении ударов ногами и защищаясь подставками предплечий руки не опускать, держать у головы, подстраховывать ими одноименные стороны туловища.
Команда «Стоп!». Поменяться ролями.
Задание 8. Условия (продолжительность, дистанция, темп) прежние. Начинать по команде «Бой!».
Методические указания:
- после каждого исполнения приемов атаки и защиты проверять правильность боевой стойки и т. д.
Команда «Стоп!». Перерыв 1 мин.
Задание 9. Контрольные бои (Рис. 7) в условиях, приближенных к боевым, - на атаку круговыми ударами ногами в голову защита подставкой предплечья. Продолжительность боя - один раунд (1,5 мин). После боя - персональная оценка действий. Просмотр и оценка каждой пары.
Затем тренер, построив группу в две шеренги лицом к центру зала (Риc. 2), в паре с одним из наиболее подготовленных учеников знакомит юных спортсменов с очередными, более сложными, приемами защиты. В завершение урока тренер проводит упражнения на расслабление, подводит итоги занятия и дает каждому ученику индивидуальное домашнее задание по физической и технико-тактической подготовке.
В таком плане изучаются и совершенствуются все приемы и действия в кикбоксинге, а также проходит функциональная подготовка юных спортсменов и воспитываются важнейшие моральные и волевые качества.
В последующем, система заданий в методике совершенствования мастерства юных кикбоксеров должна строиться с учетом следующего: сокращения времени отдыха и увеличения интенсивности физической нагрузки; усложнения исходных и промежуточных взаимоположений кикбоксеров; подбора партнеров с различными анатомо-морфологическими, физическими и психологическими особенностями, обуславливающими изменения стойки, дистанции, направления маневрирования; уровня и точности выполнения удара; степени расслабления и напряжения мышц; образного восприятия поединка, ситуационного мышления и умения прогнозировать действия соперника.
Изложенная методика системы заданий для самостоятельной деятельности может быть использована при обучении и воспитании учащихся средних школ и студентов вузов по другим спортивным специализациям.
1 Муминжанов М. Методика обучения юных боксёров по системе заданий #Бокс: Ежегодник. М.: ФиС, 1979. - С. 13-15.