kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические рекомендации по организации обучения спортивным играм (баскетбол, волейбол, футбол) учащихся 1 - 11 классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данные методические рекомендации помогут учителям физической культуры организовать работу с обучающимися по освоению навыков в спортивных играх (баскетбол, волейбол, футбол). В данной работе широко представлены виды упражнений, позволяющие обучить технике каждого вида спорта. Предложены разные виды упражнений (с подробным их описанием и правилами выполнения), множество заданий, а также вопросы для учащихся с ответами для тестирования усвоения пройденного материала по выше упомянутым темам.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по организации обучения спортивным играм (баскетбол, волейбол, футбол) учащихся 1 - 11 классов »

Методические рекомендации по организации обучения спортивным играм (баскетбол, волейбол, футбол) учащихся 1 - 11 классов

Отроков Сергей Дмитриевич, учитель физической культуры,

МОБУ СОШ №2, г.Сочи


БАСКЕТБОЛ

Баскетбол - быстрая, динамичная, с калейдоскопически меняющимися игровыми ситуациями спортивная игра, которая развивает ребенка, как никакая другая, и поэтому должна быть основной в школьной программе по физическому воспитанию, начиная с 3-го класса.

Строгие, но логически точные пункты правил приучают детей к определенным нормам поведения. Учитель должен объяснить ученикам, что в основе каждого правила лежит здравый смысл. Например, «правило трех секунд». Дети часто спрашивают: «Ну почему я не могу находиться в этой зоне? » Когда баскетбол только начинал развиваться, игроки и тренеры быстро сообразили: если поставить рослых игроков под своим кольцом и в центре площадки, а самого высокого игрока под корзиной противника, то, передавая мяч друг другу, можно без особых хлопот выиграть любой матч. В результате игра потеряла бы свою привлекательность. Кроме этого из игры были бы выключены игроки среднего и ниже среднего роста. Указанное же правило все поставило на свои места.

Введение правил, ограничивающих владение мячом в своей зоне и запрещающих возврат мяча в свою зону, способствовало повышению динамичности и зрелищности игры.

Особое место в правилах уделяется грубости игроков. Баскетбол контактная атлетическая игра, и правила приучают участников к джентльменскому поведению на площадке.

Отвечая на вопросы учителя, почему введено то или иное правило, дети лучше усваивают и само правило, и необходимость его выполнения.

ОБУЧЕНИЕ ТЕХНИКЕ ИГРЫ В БАСКЕТБОЛ

Прежде чем приступать к работе с мячом, необходимо показать детям как правильно надо бежать (с пятки на носок), дать классу попробовать (пробежать 1-2 круга по залу), затем остановить класс у средней линии зала около боковой линии волейбольной разметки и показать прыжок под корзиной.

Техника прыжка: ученик разбегается до боковой линии трапеции 3-секундной зоны, делает длинный стопорящий шаг на пятку правой ногой, затем короткий шаг левой и прыжок вверх, отталкиваясь носком левой ноги; правая рука вытягивается вверх, имитируя бросок в корзину, колено правой ноги поднято высоко вверх; приземляется игрок на обе ноги.

Задание 1. Пробежать 3 круга по залу против часовой стрелки, сделать прыжки под основными корзинами (если в зале есть тренировочные корзины).

Задание 2. Пробежать 3 круга по часовой стрелке, сделать прыжки под корзинами.

Вопросы к заданиям 1 и 2:

  1. Сколько прыжков будет сделано?

  2. Какой ногой нужно отталкиваться под корзиной?

  3. Какой рукой нужно забивать мяч?

Во время выполнения этих заданий учитель стоит под одним из баскетбольных щитов и показывает каждому ученику оценку выполнения: поднятый вверх большой палец правой руки - правильно, молодец; палец опущен вниз - пока неправильно.

Полезно спросить детей о том, где и когда применялся такой жест?

Работа с мячами

Самое трудное - приучить детей спокойно брать баскетбольные мячи и по первому сигналу учителя прекращать игру.

Наиболее эффективно идет процесс обучения и меньше возникает проблем с дисциплиной, когда каждый ученик имеет мяч. Можно проводить урок с 6 или 3 мячами на класс, но урок будет проходить менее продуктивно и менее интересно.

Баскетбольные мячи находятся в зале на стеллаже или сложены в углу зала. Класс, построенный в колонну по одному» проходит мимо стеллажа, по очереди забирая мячи. Стучать мячом в пол не разрешается. Нарушитель штрафуется 2-минутным лишением мяча.

Чтобы избежать толкучки и драк из-за мяча, необходимо иметь мячи одинаковой расцветки и прыгучести. Возможен вариант: класс после перемены сразу строится с мячами.

Итак, класс стоит в одну шеренгу с мячами в руках. Учитель объясняет и показывает технику ведения мяча: туловище слегка согнуто, голова поднята вверх, пальцы рук разведены и слегка согнуты. Мяч мягко толкают вперед правой рукой, и он отскакивает от пола до уровня пояса около правой ноги.

Задание 3. Провести мяч правой рукой 2 круга против часовой стрелки между линиями волейбольной и баскетбольной разметок. Если мяч укатился, необходимо догнать его, встать на свое место и продолжить ведение.

Задание 4. Провести мяч 2 круга за направляющим по часовой стрелке левой рукой.

Вопрос к заданиям 3 и 4:

Почему против часовой стрелки мяч ведут правой рукой, а по часовой -левой?

Ответ. Мяч против часовой стрелки ведут правой рукой, так как справа стена и никто его не может отнять.

Задание 5. Вести мяч попеременно правой рукой к левой ноге и левой рукой к правой ноге.

Когда дети ведут мяч, учитель наблюдает и подмечает общие ошибки, а также нарушения (обгон, толчки и т.д.). Нарушителя наказывают посадкой на скамейку на 1-2 мин.

Возможные ошибки: ученик не бежит, а прыгает с ноги на ногу; не толкает, а бьет мяч ладонью; ведет мяч не вперед, а вертикально.

Задание 6. По команде (свистку) учителя дети разбегаются по всему залу и самостоятельно водят мяч только правой рукой, не бросая его в корзину; по второму сигналу (свистку) замирают на месте. В момент остановки учитель делает замечания по технике ведения. Затем то же задание выполняется только левой рукой.

По команде (свистку) учителя класс прекращает ведение. После остановки учитель показывает упражнения с мячом, а класс молча их выполняет (наклоны, приседания, жонглирование мячом).

Следующий этап - обучение остановке в 2 шага и повороту кругом. Класс бежит в колонне по одному, дистанция между учащимися 1,5-2 м. По свистку учителя дети пытаются остановиться в 2 шага. Остановка шагом похожа на остановку прыжком, только ноги приземляются последовательно в положении шага. Класс самостоятельно тренирует остановку. Через 1 мин ребят останавливают свистком, и, подозвав всех к себе, просят показать движение освоивших его учащихся (2-3 чел.), а также детей, у которых оно не получается. Классу дают еще 1-2 мин на тренировку, затем опять останавливают и просят других ребят показать этот элемент. Обязательно повторяют показ того ученика, которые не умел, но теперь освоил прием (в момент повторной тренировки нужно помочь ему освоить этот элемент). Затем отрабатывают остановку и поворот с мячом после его ведения (желательно в такой же последовательности). Поворот осуществляется после остановки на носке сзади стоящей ноги.

В начальных и младших классах через урок можно принимать первый зачет по ведению мяча, а через 2 урока - зачет по остановке в 2 шага после ведения и поворота кругом на 180°. Оценку за двигательный навык ученик получает только тогда, когда освоит данный элемент.

Следующий этап - обучение ведению мяча с изменением направления

Задание 7. Провести 2 круга мяч правой рукой (против часовой стрелки), 2 круга левой с поворотом в противоположную сторону и 2 круга попеременно правой и левой рукой.

После этого класс строят в колонну по одному перед первым кругом лицом к противоположному щиту.

Задание 8. Провести мяч правую половину 1-го круга правой рукой, левую половину 2-го круга - левой рукой и правую половину 3-го круга - правой. Каждый ученик начинает выполнять задание по команде учителя.

Вторую попытку начинают с левой стороны 1-го круга и заканчивают с левой стороны 3-го круга.

Вопрос к заданию 8:

Какой рукой следует вести мяч, обводя круги?

Ответ: Рукой, дальней от противника, так как в данном случае круг олицетворяет защитника, которого нужно обвести.

На следующем уроке, повторяя это упражнение, учащиеся начинают ведение мяча не по команде, а в соответствии с дистанцией, указанной учителем.

Когда учащиеся освоят ведение мяча в спокойном темпе, нужно дать им возможность посоревноваться. Учитель выстраивает по лицевым линиям волейбольной и баскетбольной разметок отдельно мальчиков и девочек в шеренгу по одному.

Задание 9. Провести мяч правой рукой до противоположной лицевой линии волейбольной разметки и там остановиться (затормозить до стенки). Обратно провести мяч левой рукой.

Вопрос к заданию 9:

Как быстрее провести мяч: с низким отскоком или с высоким?

Ответ. Быстрее вести мяч с высоким отскоком. С низким отскоком ведут мяч, когда атакует соперник.

Соревноваться в скорости ведения можно и в колоннах, особенно если дальше запланированы эстафеты. По команде учителя класс перестраивается в 3-4 колонны (в зависимости от числа учащихся), и направляющие в колоннах останавливаются перед лицевой линией волейбольной разметки лицом к центру зала.

Первые игроки в колоннах остаются с мячами, остальные мячи пока можно положить на стеллаж.

Задание 10. Быстро провести мяч правой рукой, бросить его в корзину до первого попадания (но не больше 3 раз), обратно вести мяч левой рукой и передачей в пол отдать мяч следующему игроку.

Затем класс учится ведению мяча с изменением направления движения: ведя мяч правой рукой, ребята передвигаются в колонне по одному. По команде (свистку) игроки поворачиваются правым плечом назад и левой рукой ведут мяч в противоположном направлении. По каждому сигналу (свистку) направление движения меняется.

Следующее упражнение более сложное. Класс строится на боковой линии волейбольной разметки. Направляющий начинает ведение правой рукой поперек зала. На противоположной стороне площадки он делает поворот правым плечом назад и ведет мяч левой рукой в направлении 3-го игрока. Затем снова поворачивается, но уже левым плечом назад, и правой рукой ведет мяч к противоположной линии. Таким образом игрок зигзагами ведет мяч, каждый раз поворачиваясь спиной к воображаемому сопернику на боковых линиях волей­больной разметки.

Хорошим упражнением для обучения ведению с изменением направления служит обводка стоек или набивных мячей. Класс выстраивают в зависимости от количества стоек или мячей в 3 (4) встречные колонны. Напротив каждой колонны 3 (4) стойки для прыжков в высоту или набивные мячи, поставленные на линии волейбольной разметки. По сигналу учителя игроки с мячами начинают ведение правой рукой, обводят стойки, каждый раз меняя руку, и передачей в пол передают мяч первому игроку встречной колонны, а сами встают последними в эту колонну. Игрок, получив мяч, начинает ведение левой рукой и т.д. Сначала это упражнение выполняется медленно. Учитель следит за правильностью выполнения. Однако после небольшой тренировки можно провести эстафету на скорость выполнения. На следующем этапе стойки раздвигают.

Игрок А с мячом обводит первую стойку левой рукой, вторую - правой и третью - левой рукой. Игрок Б (игрок противоположной команды), получив мяч, первую стойку обводит правой рукой, вторую - левой и третью - правой рукой.

Можно обойтись и без стоек. Класс разбивается на встречные колонны так, чтобы в каждой колонне было не более 4 человек. Первые игроки стоят с мячами впереди сомкнутой команды. Противоположная команда размыкается друг от друга на расстояние 1 шага. Игрок с мячом ведет мяч и попеременно обводит игроков встречной команды, каждый раз меняя руку. Команда обводится «восьмеркой», и игрок ведет мяч назад к своей команде, затем отдает мяч второму участнику, а сам встает последним в своей колонне. После того как все игроки сделают по 1 разу упражнение, команда, владеющая мячом, размыкается и отдает мяч противоположной команде, которая смыкается, и все продолжается снова. Хорошим упражнением для тренировки ведения мяча является следующее задание. На максимальной скорости вести мяч вначале правой, затем левой и, наконец, поочередно левой и правой руками, не бросая, его в корзину. По команде (свистку) все останавливаются. Затем, то же упражнение начинают с левой руки.

В паузах необходимо давать ребятам упражнения на жонглирование с мячом или дают детям поиграть в «салки» или « пятнашки ». Салка водит мяч правой рукой, а левой старается осалить игрока. Осаленный игрок поднимает руку вверх, кричит: «Я салка», и игра продолжается. Потом учитель меняет условие: мяч ведут левой рукой. Игру объясняют всему классу. Затем девочки играют на одной половине зала, а мальчики на другой. Более сложна игра в «салки» в парах. Сначала играют на половине зала (мальчики отдельно и девочки отдельно). В старших классах учащиеся могут играть по всему залу.

В перерывах, после интенсивной работы с мячом, можно разнообразить тренировку. В парах один игрок берет 2 мяча, второй остается без мяча. Игроки без мяча проводят силовую подготовку: подтягиваются, отжимаются, тренируют пресс, мышцы спины и т.д.

Игроки с мячами ведут 2 мяча одновременно, попеременно («насос»), меняя мячи местами при ведении и т.д.

Смену места занятий лучше производить чаще. Например, один игрок одновременно водит 2 мяча, его партнер в это время отжимается, затем смена.

В младших и средних классах интересно проходит выбор мячей для ведения. Учитель собирает детей вокруг себя, показывает ведение 2 мячей одновременно и проверку прыгучести мяча: 2 мяча поднимает на высоту вытянутых рук и одновре­менно отпускает.

Вопрос детям:

Под какую руку поставить при ведении 2 мячей сразу мяч, мяч, который прыгает лучше?

Ответ. Лучше прыгающий мяч ведут более слабой рукой.

Затем можно провести соревнование на оценку. Игроки с мячами (каждый имеет 2 мяча) стоят на лицевой линии волейбольной разметки, а их партнеры располагаются на противоположной линии.

Задание 11. Провести 2 мяча одновременно без потерь до партнера.

Усложненный вариант задания 11. Провести 2 мяча до партнера, попеременно ударяя их в пол («насос»).

Передача мяча


Передача мяча является важным приемом игры в баскетбол. Тренеры ценят хорошо пасующего игрока не меньше, чем самого результативного снайпера. Основные способы передач, изучаемые в школе, - передача 2 руками от груди, двумя руками с отскоком от пола, одной рукой от плеча, двумя руками сверху.

На каждом уроке учащиеся осваивают новые элементы техники баскетбола. Изучаются различные вариации передачи и приема мяча. Упражнения по передаче мяча отрабатываются в парах.

Класс, строится в две шеренги лицом друг к другу на всю длину зала. Расстояние между учащимися 3-5 м (в зависимости от возраста).

Один из партнеров держит мяч двумя руками у груди: пальцы широко расставлены, большие пальцы направлены друг к другу, руки согнуты в локтевых суставах, локти расставлены в стороны. Мяч посылается движением плеч, предплечий, кистей и пальцев. Ладони после броска обращены наружу, пальцы направлены в сторону передачи. После выполнения 8-10 передач класс делает 2-3 упражнения на месте (наклоны, приседания или отжимания от пола). Затем еще 8-10 передач, а после них отжимания. После этого можно устроить соревнование: какая пара первая сделает 10 двойных передач.

Передача двумя руками с отскоком от пола выполняется так же, как и передача от груди, только мяч направляется в пол. Точка отскока мяча составляет 2/3 расстояния до партнера. Такая передача применяется, когда на пути игрока находится соперник.

После небольшой тренировки (10 передач) учитель указывает на ошибки. Затем упражнение повторяют еще 8-10 раз.

Одновременно с показом передач учитель объясняет правила приема мяча. Игрок, принимающий мяч, должен:

1. Смотреть на мяч, пока он не будет крепко держать его в руках.

2. Принимать мяч на кончики пальцев.

3. Принимая низко летящий мяч, направлять пальцы вперед, а ладони наружу, навстречу.

После отработки передачи и приема мяча в младших и средних классах дети отступают назад, встают пятками на боковые линии волейбольной разметки и выполняют следующее задание. Ведя мяч правой рукой, обвести партнера с левой стороны, на своем месте сделать остановку в 2 шага, затем поворот кругом и передать мяч от груди двумя руками партнеру. Задание выполняется в парах.

Учитель одновременно с объяснением показывает упражнение.

После небольшой тренировки учитель просит 2-3 учащихся показать это упражнение. После этого еще 1-2-минутная тренировка, во время которой учитель поправляет учеников, у которых упражнение не получается, хвалит правильно освоивших элемент.

Логическим продолжением этих упражнений будет бросок в корзину.

Задание 4. Класс перестраивается в 2 колонны. За две передачи игрок с мячом должен оказаться под щитом противника и забросить мяч в корзину. Игрок, начавший передачу мяча, бросает мяч в корзину. В обратную сторону первую передачу делает другой игрок.

Это упражнение может стать зачетным. В младших классах зачитывается правильная (без пробежек) передача мяча в парах без броска в корзину; в средних классах - то же, но с броском в корзину; в старших классах за две передачи игрок должен оказаться под щитом противника и без ведения забить мяч.

Другой вариант этого упражнения. Сделать как можно больше передач при максимальной скорости передвижения.

Следующим этапом в обучении передаче и приему мяча в движении будет встречная передача.

Класс строится в колонну по 3 перед лицевой линией волейбольной разметки лицом к центру зала.

Напротив каждой колонны на расстоянии 12 м стоит игрок А с мячом.

Первый игрок колонны выбегает навстречу игроку А, получает от него пас и, сделав с мячом 2 шага, отдает мяч обратно партнеру А, который остается на месте. После ответной передачи игрок обегает игрока А сзади и бежит в конец своей ко­лонны. Как только игрок А получил мяч в руки, начинает движение второй игрок.

Упражнение заканчивается, когда все игроки побывают на месте игрока А. Учитель, обращает внимание детей на правильное положение кистей рук при приеме мяча. Игрок А должен отдавать пас не сильно, чуть подбрасывая мяч вверх.

При показе упражнения учитель занимает место игрока Айв ходе выполнения упражнения объясняет и показывает, как и когда надо давать пас партнеру и как ловить мяч в движении.

Затем можно приступить непосредственно к встречной передаче,

В младших и средних классах лучше обучать встречной передаче поперек зала.

Игрок А передает мяч выбежавшему навстречу игроку Б и бежит на его место. Игрок Б передает мяч бегущему навстречу игроку В и бежит на его место и т.д. Вся тройка постоянно находится в движении.

Более сложна встречная передача вдоль зала. Класс делится на две встречные команды. Игрок А дает пас выбежавшему навстречу игроку Б. После передачи он бежит вперед и встает последним в противоположную колонну. Игрок Б дает пас выбежавшему навстречу следующему игроку команды А и встает последним в противоположную колонну. Игрок без мяча начинает движение в момент, когда игрок противоположной команды поймал мяч в руки.

Ошибкой считается прием мяча в прыжке или остановка в момент приема мяча, пробежка с мячом, ранний выход навстречу передаче.

В очень хорошо подготовленных старших классах можно усложнить это упражнение. Игрок А передает мяч игроку Б и бежит после передачи в конец колонны А. Игрок Б дает передачу игроку команды А и после передачи бежит в конец колонны Б.

Еще одна разновидность этого упражнения. Учащиеся образуют две концентрические окружности. Игроки внутреннего круга стоят в колонну по одному лицом против часовой стрелки, а игроки внешнего круга - в колонну по одному лицом по часовой стрелке. Игроки бегут по кругу навстречу друг другу, мяч передается через одного игрока из внешнего круга во внутренний, и наоборот. Игроки АБВГДЕЖЗ передают мяч против часовой стрелки, а игрок 1, 2, 3, 4 – по часовой стрелке. Применяются все способы передач. При необходимости можно пропустить рядом стоящего игрока и передать мяч следующему за ним игроку.


Броски в корзину

Броски в корзину - самое интересное занятие для детей. Броски в корзину проводят после беговых упражнений с мячом для отдыха после нагрузки.

К сожалению, только на уроке невозможно обучить правильной технике броска в корзину. Объективные причины не позволят даже специалисту-профессионалу сделать это из-за дефицита времени, большого количества учащихся в классе и т.п. Учитель обязан дать представление об основных способах броска. В дальнейшем дети самостоятельно тренируют бросок на перемене, в свободное время после уроков, на внутришкольных соревнованиях и, конечно, в спортивной секции по баскетболу.

Способов броска в современном баскетболе существует много, но на уроке физкультуры необходимо освоить следующие:

  1. бросок двумя руками с места,

  2. бросок одной рукой с места,

  3. бросок одной рукой сверху после ведения.

В младших классах вначале надо обучать броску двумя руками с места. Мяч держится перед грудью в основном положении для броска. Ноги поставлены вместе, или одна нога чуть выдвинута вперед. Пальцы рук расставлены, большие пальцы направлены друг к другу с обратной стороны мяча. Локти приближены к телу. Мяч выпускается из рук разгибающим движением кистей. Пальцы должны придать мячу небольшое обратное вращение. Мяч сопровождается обеими руками в направлении корзины. Игрок способствует броску разгибанием ног в коленных и голеностопных суставах.

Так как броски в корзину проводятся после беговых упражнений или после эстафет с ведением мяча, чтобы не тратить время на лишние перестроения и объяснения, учитель должен заранее просчитать количество команд. В младших классах оптимальна группа из 4-5 человек. Все команды собираются возле одного щита, и учитель показывает технику. Затем он распределяет команды по щитам. Хорошо ввести элемент соревнования. Учащиеся делают по 2-3 броска. Затем в каждой группе игрок с мячом делает бросок, и учитель хвалит или отмечает ошибки и дает следующее задание: каждая команда должна 10 раз попасть в корзину. Команда, первой выполнившая задание, поднимает мяч вверх и объявляется победителем. В дальнейшем задание усложняется. По команде учи­теля (свистку) нужно перебежать влево или вправо по часовой стрелке, или против, на один шит и продолжить соревнование. Если на одном щите соревнуются две команды (слева и справа), они меняют место броска. Этот бросок может стать зачетным. Например, чтобы получить оценку «отлично» мальчикам из 5 бросков - 3 попадания, девочкам - 2 попадания. На зачете не нужно сажать весь класс на скамейки, учащиеся выполняют броски в составе своих команд. Если кто-то не сдал с первой попытки, ему дают и 2-ю и 3-ю попытки. В итоге все должны получить оценку «отлично».

По той же схеме проходит тренировка в штрафных бросках. Учащиеся младших классов бросают мяч ближе линии штрафного броска, а девочки - ближе мальчиков.

При броске в корзину после ведение. Учитель стоит сбоку (справа) от корзины под углом 45° к щиту на расстоянии не менее 3 шагов, левая нога отставлена назад, мяч удерживается двумя руками. Одновременно с шагом левой ногой вперед мяч ударяется в пол, с шагом правой ногой - ловится; со следующим шагом учитель отталкивается носком левой ноги и посылает колено правой ноги вверх. Тело вытянуто и устремлено вверх, взгляд направлен на правый угол маленького квадрата, куда надо «положить» мяч. Сопровождать мяч нужно как можно дольше.

Младшие классы бросают мяч двумя руками, средние и старшие в максимальной высоте прыжка убирают левую руку и плавно посылают мяч в цель правой рукой с небольшим обратным вращением. Учащиеся должны учиться и выполнять броски, как с правой стороны, так и с левой, а старшеклассники как-левой, так и правой рукой.

После показа и объяснения дети в своих командах начинают тренировку. Через одну - полторы мин. класс останавливают и просят игроков с мячами выполнить упражнение, отмечают правильное и неправильное выполнение и продолжают тренировку. Через 2 мин. - опять показ, но уже другими учащимися. Не у всех получается с первого раза это упражнение. На перемене перед следующим уроком физкультуры детей собирают и продолжают тренировку. Хотя практика показывает, что дети сами берут мяч и тренируются. Учителю остается только помочь ребенку в овладении техникой движения.

Затем это упражнение выполняют с расстояния 6 м от щита. При этом учащиеся вынуждены делать 2 удара мячом, 2 шага и бросок.

Следующий этап - ведение мяча от средней линии зала. Класс делится на две команды, которые располагаются между боковыми линиями волейбольной баскетбольной разметки у средней линии зала. Два первых игрока каждой команды с мячами.

Первый игрок ведет мяч правой рукой, бросает в корзину, подбирает мяч, обводит круг для вбрасывания и передачей в пол отдает мяч свободному от мяча игроку. Как только первый игрок бросил мяч в корзину, начинает ведение второй и т.д. Мяч отдают партнеру передачей в пол, чтобы не попасть партнеру в лицо.

После небольшой тренировки устраивают соревнование. Построение игроков то же, но расстояние до корзины надо преодолеть не более чем за 3 удара мячом в пол. Команда вслух читает забитые мячи. Побеждает команда, первая забившая 10 мячей. Соревнование можно продолжить в виде эстафеты. Команда, первая забившая 10 мячей, кладет мяч на пол у линии старта и перебегает на сторону противника, продолжая соревнование его мячом. Команда, не успевшая забить 10 мячей, оставляет свой мяч и перебегает на сторону противника, где продолжает эстафету его мячом. Побеждает команда, выигравшая 2 раза. Это упражнение одно из самых любимых у учащихся средней и старшей групп.

После перерыва команды меняются корзинами, чтобы соблюсти равные условия.

Если перед этим упражнением были эстафеты, где участвовали 3 команды или тренировали передачу в тройках, класс строят в 3 колонны у 3-метровой линии волейбольной разметки второй половины зала. Крайние команды размыкаются до боковых линий баскетбольной разметки. Учитель делит команды пополам. Вторая половина каждой команды поворачивается кругом, и направляющие подходят к 3-метровой линии волейбольной разметки первой половины зала. Первые игроки в командах стоят с мячами. По команде учителя (свистку) первые игроки ведут мяч (3 команды в одну корзину, 3 команды в противоположную), бросают в корзину, подбирают, передачей в пол передают мяч следующему игроку своей команды и встают в конец своей команды. Правая по ходу команда ведет мяч правой рукой, левая - левой, средняя - любой. Ведение ограничено двумя ударами мяча. Интересно проходит это упражнение в соревновательном темпе со сменой мест.

Затем переходят к освоению броска мяча в корзину с ходу (без ведения). Построение команд то же, что и в предыдущем упражнении. Игрок с мячом стоит под щитом. Игрок без мяча выбегает ему навстречу, получает мяч, делает с мячом два шага и бросает в корзину, затем подбирает мяч и упражнение продолжается. Игрок после передачи бежит в конец своей колонны.

Игра в защите

Дети с меньшим удовольствием учатся игре в защите. Все хотят водить мяч, забивать, т.е. быть на виду. Однако баскетбол как спортивная игра начинается как раз с защиты. Классность команды определяется по игре в защите, и об этом надо ученикам постоянно напоминать.

Индивидуальные навыки игры в защите не являются чем-то сверхтрудным. Труднее убедить ребят на уроке в важности индивидуальных защитных действий.

Основная стойка баскетболиста похожа на боксерскую: одна нога выдвинута вперед, носок сзади стоящей ноги - на уровне пятки впереди стоящей ноги, ноги согнуты в коленях и расставлены на ширину плеч, туловище держится прямо, одна рука поднята вверх, другая в сторону.

Обучение защитным действиям идет одновременно с обучением ведению мяча. После показа защитной стойки баскетболиста класс приступает к тренировке.

В младших классах дети в стойке защитника продвигаются по кругу- При этом класс стоит в одну шеренгу на боковой линии волейбольной разметки лицом к центру зала. Ноги на ширине плеч, учитель стоит в центре зала. Приставным шагом в стойке класс продвигается один круг правым боком, потом левым. Это упражнение хорошо давать в разминке до того, как дети разберут мячи.

Затем задачу усложняют. Учитель стоит под щитом лицом к центру зала, дети произвольно располагаются на ближней половине зала в стойке защитника лицом к учителю. Учитель начинает движение к противоположному щиту, постоянно ме­няя направление, дети повторяют за ним все движения в стойке защитника. Затем дети разбиваются на пары. Все пары стоят на лицевой линии волейбольной разметки (нападающий лицом к противоположному щиту, защитник лицом к партнеру). Нападающий идет к противоположному щиту, меняя направления. Партнер в стойке защитника сопровождает его на расстоянии вытянутой руки. Каждая пара начинает движение по команде учителя. Это упражнение в дальнейшем проводят с мячом. Когда класс начнет работу с мячами, необходимо отвести время и на тренировку защитных действий против игрока, владеющего мячом. Например, класс стоит в 2 колонны у средней линии зала. Команда А с мячами. Игрок А в среднем темпе ведет мяч правой рукой половину круга, игрок Б сопровождает его в стойке защитника. На второй половине зала игроки меняются местами.

Следующий вариант. То же упражнение, но игрок А бросает мяч в корзину, а игрок Б оказывает пассивное сопротивление. После подбора мяча игроки меняются местами и от средней линии выполняют упражнение в противоположную корзину.

В средних и старших классах упражнение усложняется. Игрок А быстро ведет мяч и бросает его в корзину, игрок Б сопровождает его в стойке защитника, в момент броска активно противодействует игроку А. Затем оба борются за отскочивший мяч и, передавая его друг другу, атакуют противоположную корзину. В парах класс расходится по всему залу. Игрок с мячом водит мяч, а игрок без мяча отнимает.

В старших классах игрок с мячом должен провести мяч от одного щита к другому и забить мяч, при этом защитник пытается отнять мяч у игрока.

Индивидуальные упражнения баскетболистов

Жонглирование мячом

Упражнения в жонглировании проводятся на разминке, в паузах между беговыми упражнениями с мячом, во время силовой подачи.

Перебрасывание мяча кончиками пальцев

Перебрасывать мяч с руки на руку, контролируя его кончиками пальцев. Начинать упражнение на уровне головы, затем постепенно поднимать руки вверх и опускать до уровня коленей.

Вращение мяча вокруг шеи

Вращать мяч вокруг шеи, передавая его с руки на руку, в одну, затем в другую сторону.

Вращение мяча вокруг тела

Вращать мяч вокруг тела, передавая его с руки на руку, в одну, затем в другую сторону. Голова поднята.

Вращение мяча вокруг ног

Поставить ноги вместе и слегка согнуть их. Вращать мяч вокруг ног, передавая его с руки на руку, в одну, затем в другую сторону. Голова поднята.

Вращение мяча вокруг ноги

Вращать мяч вокруг выставленной вперед ноги, передавая его с руки на руку, в одну, затем в другую сторону. Голова поднята.

«Восьмерка»

В параллельной стойке вращать мяч вокруг и между ног по восьмерке сначала в одну, затем в другую сторону. Голова поднята.


«Восьмерка» во время бега на месте

Вращать мяч вокруг и между ног по восьмерке во время бега на месте. Сначала в одну, затем в другую сторону.

Гусиный шаг

Во время передвижения гусиным шагом описывать мячом восьмерку вокруг и между ног.

Шагом марш

Двигаться прямо, пронося мяч между ногами, слева направо и справа налево. Стараться не поднимать высоко ноги. По мере усвоения упражнение выполнять без зрительного контроля, увеличивая скорость движения.

Хлопок - мяч за головой

Стоя прямо, удерживать мяч двумя руками за головой. Отпустить мяч, хлопнуть в ладоши перед собой и поймать мяч за спиной, у пояса, прежде чем он упадет на пол.

Хлопок - мяч между ногами

В стойке с выпрямленной вперед ногой удерживать мяч двумя руками между ногами. Отпустить мяч, хлопнуть в ладоши и поймать мяч, не дав ему упасть на пол.

Хлопок - мяч за коленями

Стоя на согнутых ногах, удерживать мяч двумя руками сзади, за коленями. Отпустить мяч, хлопнуть в ладоши вперед и вновь поймать мяч, не давая ему опу­ститься на пол.

Хлопок по бедрам

Стоя прямо, удерживать мяч двумя руками впереди у пояса. Кистевым движением подбросить мяч до уровня головы, хлопнуть по бедрам и вновь поймать мяч. Снова подбросить мяч, успеть хлопнуть 2 раза в ладоши и снова поймать мяч. Продолжать подбрасывать мяч, стараясь выполнить максимально большее количество хлопков, не давая мячу упасть на пол.

Люлька

Стоя в параллельной стойке, удерживать мяч двумя руками между ногами, правой - спереди, левой - сзади. Поменять положение рук, не давая мячу упасть на пол.

Туннель

Стоя в параллельной стойке, наклониться вперед, удерживая мяч в опущенных вниз выпрямленных руках. Движением кистей послать мяч между ногами назад и поймать его двумя руками сзади, за ногами. Затем послать мяч между ногами вперед и вновь поймать его спереди и т.д.,

Укрощение мяча

Сильно посылать мяч в пол, ловя его последовательно на разной высоте.

Повороты

Стоя в параллельной стойке и удерживая мяч двумя руками за головой, послать его в пол за спиной. Выполнить поворот и поймать мяч двумя руками. Чередовать повороты в левую и правую стороны.

Мяч сзади

Стоя в параллельной стойке, удерживать мяч двумя руками за головой. Прогнувшись, послать мяч в пол между ногами так, чтобы он отскочил вперед, и поймать мяч перед собой двумя руками.

Рикошет

Поставить ноги на ширине плеч, удерживать мяч в вытянутых руках на уровне груди. Послать мяч в пол между ногами так, чтобы он отскочил назад, и поймать его двумя руками сзади, за спиной. Обратным движением вернуть мяч в исходное положение.

Арка

Мяч удерживается двумя руками за спиной на уровне пояса. Подбросить мяч движением кистей так, чтобы он перелетел через голову вперед. Поймать мяч двумя руками впереди. Обратным движением вернуть мяч в исходное положение.

Невероятная передача

Поставить ноги шире плеч. Удерживая мяч двумя руками, наклониться и послать мяч так, чтобы он перелетел над игроком и опустился впереди.

Рюкзак

Удерживая мяч двумя руками за спиной на уровне пояса, слегка подбросить его вверх и вновь поймать в том же положении.

Вращение мяча на пальце

Вращать мяч на указательном пальце правой, затем левой руки.

Упражнения в жонглировании двумя мячами Мяч на мяче

Балансируя, стараться удержать мяч на мяче.

Подвивание мяча

Стоя, последовательно подбивать верхний мяч нижним.

ВОЛЕЙБОЛ

Обучать технике волейбола лучше начинать с 8-го класса. Задача учителя на уроке физкультуры - научить всех детей основным техническим приемам, которые волейболисты применяют в игре: подачи, передачи, нападения, удары, блокиро­вание.

ОБУЧЕНИЕ ТЕХНИКЕ ИГРЫ В ВОЛЕЙБОЛ

Верхняя передача мяча

Обучение игре в волейбол начинается с верхней передачи мяча. После перестроения в 2 шеренги (если имеется по одному мячу на двоих учащихся) учитель собирает класс в круг для объяснения и показа упражнения. При передаче мяча сверху игрок в ожидании мяча стоит на согнутых расставленных ногах, выставив одну ногу вперед; руки согнуты в локтях, кисти на уровне лица, пальцы слегка напряжены и согнуты. При приеме мяча пальцы охватывают мяч, образуя своеобразную воронку. Основная нагрузка при этом падает на указательные и средние пальцы. В момент передачи мяча ноги и руки выпрямляются, разгибанием лучезапястных суставов и эластичным движением пальцев мячу придается нужное направление. Показывая стойку, обращают внимание на положение пальцев.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ НАВЫКОВ

Задание 1. Выполняется в парах: один из партнеров набрасывает мяч другому, который передает мяч сверху. После 8-10 передач класс останавливают и просят показать верхнюю передачу. Затем учащиеся меняются местами. Собрав ребят в круг, учитель указывает на ошибки, и еще раз показывает верхнюю передачу в паре с учеником.

Задание 2. Тренируя верхнюю передачу мяча в паре, постараться, как можно дольше удержать мяч в воздухе.

Вопрос. По какой траектории передавать мяч партнеру?

Ответ. Чем выше траектория полета мяча, тем больше времени у партнера для его приема.

Во время выполнения передач учитель подходит к каждой паре учащихся, смотрит, подсказывает, хвалит, журит и т.д. По команде (свистку) учителя класс прекращает тренировку и 2-3 пары показывают верхнюю передачу мяча.

Задание 3. Сделать 10 верхних передач без потерь. Пара, первой выполнившая задание, получает оценку «отлично».

Задание 4. Игроки с мячами тренируют верхнюю передачу над собой. Игроки без мячей отжимаются от пола (и те и другие по 10 раз). Затем смена.

Задание 5. Верхняя передача мяча над собой, верхняя передача мяча партнеру.

Задание 6. Игроки с мячами двигаются по периметру половины волейбольной площадки, выполняя верхнюю передачу мяча над собой. Игроки без мячей

тренируют мышцы брюшного пресса на гимнастической стенке и подтягиваются на перекладине. Затем смена.

Задание 7. Девочки тренируют верхнюю передачу мяча через сетку, мальчики - на свободном месте в зале. Затем смена.

Нижняя передача двумя руками

Игрок делает глубокий выпад к мячу, одновременно подставляя руки под мяч. Руки выпрямлены и напряжены, кисти сомкнуты вместе и отведены вниз. Мяч принимается на сведенные предплечья, развернутые наружу. Обратить внимание учащихся на опускание кистей вниз. Это позволяет максимально выпрямлять руки в локтевых суставах. Касание мяча приходится на предплечья у лучезапястных суставов.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ НАВЫКОВ

Задание 1. Один из партнеров набрасывает мяч другому, который передачей снизу отдает мяч обратно. Затем смена. Ошибки: согнутые руки, не опущены кисти рук, выпрямленная стойка, прием мяча не на предплечья. Упражнение повторяют 8-10 раз- Затем учитель просит все пары показать упражнение.

Задание 2. Один из игроков передает мяч только сверху, второй - только снизу. Учитель обращает внимание ребят на высоту передачи. Каждая пара пытается сделать 10 передач без потерь.

Задание 3. Игрок с мячом выполняет 10 передач снизу над собой; партнер отжимается или подтягивается 10 раз.

Задание 4. Используя верхнюю и нижнюю передачи, сделать как можно больше передач без потерь.

Задание 5. Девочки тренируют верхнюю и нижнюю передачи на сетке, мальчики - на свободном месте в зале. Затем смена.

Задание 6. Игрок с мячом выполняет попеременно верхнюю и нижнюю передачи. Игрок без мяча отжимается или подтягивается. Затем смена.

Задание 7. Принять мяч снизу - передать партнеру сверху. После приема мяча снизу поднять мяч вверх над собой и передачей сверху направить партнеру.

Задание 8. Подача мяча через сетку и прием снизу. Игрок подает мяч снизу, партнер принимает мяч снизу, отбивает его вверх над собой и ловит его. Затем подает сам, партнер принимает.

Начинать подачу можно с расстояния 5 м от сетки, постепенно отодвигаясь назад.

Задание 9. Выполняется в тройках. Игрок А находится против игроков Б и В, стоящих друг за другом. Игрок А дает пас игроку Б и получает от него обратно передачу. Игрок Б встает за игроком В, а игрок В выходит на передачу от игрока А. Игрок А использует только верхнюю передачу, игроки Б и В - только нижнюю. Внимание ребят обращают на высоту передачи.

Задание 10. Построение то же, но мяч у игрока Б. Игрок Б дает передачу игроку А и бежит на его место, игрок А дает передачу игроку В и бежит на его место и т.д. Передачу можно использовать любую.

Задание 11. Выполняется в тройках. Игроки стоят в линию на расстоянии 3 м друг от друга. Игрок А дает передачу игроку Б и получает от него обратно мяч. Игрок А дает пас игроку В через игрока Б и получает от него мяч обратно. Используется только верхняя передача. Затем игроки меняются местами.

Задание 12. Построение то же, порядок выполнения тот же, только игроки А и В используют верхнюю передачу, а игрок Б - нижнюю.

Задание 13. Построение то же. Игрок А дает верхнюю передачу игроку Б. Игрок Б дает верхнюю (нижнюю) передачу через себя игроку В. Игрок В дает верхнюю передачу игроку А.

Задание 14. Класс стоит в колонне лицом к сетке, первый игрок Г находится на позиции 2. Игроки А, Б, В стоят спиной к сетке (лицом к классу) с мячами. Игрок Г получает от игрока В передачу, отдает ему обратно пас и продвигается приставными шагами к игроку Б. Получает от него передачу, отдает ему обратно, продвигается к игроку А. Получает от него пас, отдает мяч обратно и встает в конец своей команды.

Сразу за игроком Г начинает упражнение следующий игрок и т.

Задание 15. Игроки располагаются в колоннах (в зависимости от числа учащихся) по одному у стены. По сигналу первые в колоннах выполняют две передачи о стену и уходят в конец своей колонны, на их место выходят вторые игроки и т.д.

Задание 16. Передачи над собой (верхняя и нижняя) в движении по кругу (можно использовать баскетбольные круги в зале) бегом и приставными шагами. Все игроки поочередно выполняют передачу над собой, отдавая мяч следующему, и т.д.

То же упражнение можно выполнять с водящими (один - два), которые находятся в центре круга. Все передачи проходят через них.

Подача мяча

Для начинающих, особенно для детей, основной способ подачи - нижняя прямая подача. В исходном положении игрок стоит лицом к сетке. Ноги согнуты в коленях, левая нога впереди (противоположная ударяющей руке). Туловище слегка наклонено вперед. Мяч удерживается левой рукой, правая опущена вниз. Одновременно с подбрасыванием мяча правая рука отводится вниз назад для замаха. Удар по мячу производится напряженной ладонью выпрямленной руки на уровне пояса.

Верхняя прямая подача. Игрок стоит лицом к сетке. Ноги слегка согнуты, левая нога (разноименная с ударяющей рукой) выставлена вперед. Мяч удерживается левой рукой, правая поднята вверх для удара. Мяч подбрасывается вверх и чуть вперед. В момент подбрасывания мяча вверх тяжесть тела пе­реносится на правую ногу, которая слегка сгибается в колене, туловище наклоняется назад и слегка поворачивается в сторону ударяющей руки. Вслед за движением туловища, правая рука, согнутая в локте, отводится за голову. При ударе по мячу сзади стоящая нога выпрямляется, тяжесть тела переносится на впереди стоящую ногу. Ударяющая рука вначале перемещается локтем вперед, затем скорость перемещения предплечья нарастает и рука полностью выпрямляется.

Нападающий удар. Основным является прямой нападающий удар. Разбег выполняется с 3 шагов под углом в 45° к сетке. Игрок заканчивает разбег, ставит ногу на пятку для стопорящего движения. Приставив одну ногу к другой, он отталкивается ногами, выпрямляет туловище и делает активное движение руками вперед - вверх до уровня плеч. Бьющая рука, согнутая в локте, идет за голову в положение для замаха. Удар наносится вперед - вниз напряженной кистью правой руки.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ НАВЫКОВ

Задание 1. Ознакомление с прямым нападающим ударом. Метание теннисного мяча через сетку в прыжке с места, с разбега в один шаг, в два шага левой и правой рукой. Обратить внимание ребят на постановку правой ноги в последнем шаге. Руки в положении замаха сзади. При движении левой ногой вперед руки также начинают движение вперед. В момент разгибания ног руки устремляются вверх. Продвижение после прыжка вперед минимальное.

Задание 2. Волейбольный мяч удерживают пальцами левой руки. В прыжке вынести мяч выше сетки и ударить правой рукой, не побрасывая.

Задание 3. Подвесить волейбольный мяч, используя старую баскетбольную сетку с несколькими боковыми держателями на рейке (лыжной палке, удочке). Учитель держит рейку так, чтобы мяч висел над сеткой. Ученики бьют нападающий удар по неподвижному мячу.

Задание 4. Нападающий удар из 4-й зоны по мячу, подброшенному партнером у сетки.

Задание 5. Нападающий удар с передачи учителя или ученика, хорошо владеющего второй передачей.

Задание 6. Игроки с мячами стоят в колонну по одному на 4-м номере. Поочередно они выполняют нападающий удар. Игроки без мячей подбирают мячи после удара. Затем меняются местами.

Блокирование. Техника блокирования включает в себя перемещение, прыжок, вынос рук для блока и приземление. Перемещение выполняется приставными и скрестными шагами. Определив место толчка, блокирующий сгибает ноги, ставя их на ширину 20-30 см, и сгибает руки в локтях. Оттолкнувшись двумя ногами, игрок кратчайшим путем вытягивает вверх руки, переносит их через сетку, накрывает мяч сверху или отбивает его. При встрече с мячом кисти должны быть в меру напряжены, слегка приближены одна к другой, пальцы раздвинуты. Блокирование заканчивается активным сопровождением мяча кистями и мягким приземлением.


ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ НАВЫКОВ

Задание 1. Продвижение вдоль сетки приставным шагом, руки согнуты. Прыжки с заносом рук для блокировки.

Задание 2. Продвижение вдоль сетки в парах. Партнеры находятся лицом друг к другу (через сетку). Одновременно прыгая вверх, коснуться ладонями друг друга над сеткой.

Задание 3. Расположение игроков - как в нападающем ударе. Один из партнеров выполняет нападающий удар, второй ставит одиночный блок. Потом смена мест.

ПОДВОДЯЩИЕ ИГРЫ

Половина класса (разделение по полу или по желанию) после тренировки передач мяча в парах через сетку играет один на один в волейбол. Границы площадки - линии нападения и рядом стоящие партнеры. Без подач, используя только передачу мяча (верхнюю или нижнюю), надо перебросить мяч на сторону партнера. Очко зачитывается, если мяч упал в границах обозначенной площадки.

Пока одна половина класса играет, вторая совершенствует передачи мяча. Потом они меняются местами.

Игра в 4 мяча. Играют две команды, количество игроков произвольное. Каждая команда имеет 2 мяча. По сигналу учителя игроки начинают перебрасывать мячи на сторону противника. Как только 4 мяча окажутся на одной из площадок, очко дается противоположной команде. Сначала можно использо­вать верхнюю передачу мяча, затем верхнюю и нижнюю, потом можно подключить и подачу мяча.

Нельзя бросать мяч, катить его под сеткой, бить ногами.

После освоения технических приемов и подводящих игр класс приступает к игре в волейбол. Пока одна половина класса играет в волейбол, вторая совершенствует в парах передачи мяча (за пределами волейбольной площадки).

Урок физкультуры отличается от тренировки тем, что на каждом уроке дети повторяют и совершенствуют все технические элементы спортивной игры, включая и саму игру.

ЗАЧЕТЫ

Все технические приемы, разученные на уроке, должны быть вынесены на зачет.

Передачи мяча можно сдавать как в парах, так и в одиночку: над собой или с отскоком от стены.

Чтобы исключить необъективность, в результате которой возможна конфликтная ситуация с учащимися, оценка (зачет) ставится за определенное количество передач, например: 10 передач - «отлично», 8 передач - «хорошо».

Сам зачет по времени занимает на уроке 10-15 мин, если учитель принимает зачет у каждой пары или каждого ученика.Лучше, когда дети сами себе сдают зачет. Разбившись на пары, ученики стараются сделать 10 передач без потери мяча. Сдавшие зачет подходят к учителю и получают оценку в журнал, остальные продолжают тренировку.

Обман исключается, так как все основано на доверии к ученику. Не сдал сегодня зачет - сдаешь на следующем уроке.

В конечном счете оценивается, не столько качество выполнения какого-нибудь технического элемента, сколько отношение ученика к процессу обучения, к динамике своего развития. И дети это очень хорошо понимают.

ФУТБОЛ

Передвижения.

В футболе техника движений игроков многообразна, как ни в каком другом виде спорта. Кроме различных ускорений, рывков, остановок, поворотов в процессе игры им' приходится использовать прыжки (при ударах головой и ногой), падения и толчки (при отборе мяча). Все эти движения игрокам приходится выполнять с максимальным усилием в жестком противоборстве с противником на протяжении 90 мин игры. Поэтому так важно в процессе занятий развивать у учащихся выносливость, скоростные, скоростно-силовые качества, координационные способности. Для этого необходимо включать в занятия упражнения из легкой атлетики, гимнастики, акробатики. Использование этих упражнений и их сочетаний в эстафетах и подвижных играх дает возможность не только развивать вышеназванные качества и способности, но и совершенствовать технику передвижений.

Приводим несколько подвижных игр с мячом, совершенствующих не только технику передвижений, но и технику владения мячом.

  1. «Охотник». На ограниченном пространстве (штрафная площадка) «охотник» пытается попасть мячом в кого-нибудь из убегающих игроков. Те, в кого он попадает, становятся его помощниками. Они могут передавать «охотнику» мяч, но бросать в других игроков им нельзя. Оставшийся игрок становится «охотником».

  2. «Два «охотника». У каждого игрока имеется футбольный мяч, который он водит на ограниченной площадке. Два «охотника», передавая свой мяч ногами, пытаются при благоприятной ситуации задеть мяч одного из игроков. Если это удается, то тот игрок, чей мяч задет, становится помощником «охотников». Он может вести и передавать мяч, но ему нельзя бить по чужим мячам.

3. «Обманный мяч». Игроки стоят по кругу и перебрасывают мяч, 2—3 водящих в середине круга пытаются его поймать или коснуться. Тот, кто поймает мяч или коснется его, выходит из круга. Тот, от кого летел мяч, когда до него дотронулся водящий, становится в круг.

Варианты; игра ведется в маленьком круге с набивным мячом; мяч разрешается только катить; мяч разрешается только кидать; мяч можно передавать только ногой; игра ведется двумя мячами. Эта игра — хорошая тренировка для вратаря.

4. Игра с пасом. В игре участвуют две команды. Игроки команды, владеющей мячом, передают его друг другу руками так, чтобы соперник не коснулся мяча. За каждую точную передачу команде засчитывается очко. Другая команда стремится овладеть мячом, чтобы тоже набирать очки. Победит та команда, которая первой наберет 30 очков.

Вариант: передачи выполняются ногами футбольным мячом.

5. Теннис с футбольным мячом. Размеры игровой площадки определяются числом игроков. При игре I х 1 игровая площадка не должна превышать-10 х 5 м. При игре 4x4 рекомендуются размеры 20 х Юм. Канат, натянутый на высоте примерно 1 —1,5 м, делит площадку на две части. Каждая команда стремится перевести мяч на сторону соперника так, чтобы противник не смог его отбить.

Ошибкой считается, если мяч пролетит под канатом или коснется его во время подачи; если мяч коснется земли за пределами площадки. Подача осуществляется подъемом ноги с задней линии. Каждая ошибка засчитывается как проигранное очко. Игра продолжается до 20 очков. Если у одной команды 20 проигранных очков, а у другой 19, то игра продолжается до тех пор, пока одна из команд но достигнет преимущества в 2 очка.

Варианты: можно играть любой частью тела и совершать не более трех касаний мяча, посылая третьим ударом мяч через канат. Разрешено одно (два, три) касания мяча о землю в зависимости от уровня подготовленности играющих.

Передачи выполнять только подъемом ноги.

Играть разрешается только головой. В этом случае канат поднимается на высоту до 2 м.

Каждая команда имеет право трижды сыграть мячом, но он не должен касаться

пола.

Можно изменить игровую площадку: между ее половинами двумя полосами

отмечается нейтральная зона (при игре 4x4 шириной не менее 3 м), через которую посылается мяч. Попадание мяча на нейтральную зону засчитывается как ошибка.

Игрокам не разрешается ступать на неё.

6. Игра с вбрасыванием мяча. На ограниченной площадке стоят все игроки, а на узкой стороне поля находится «охотник». В середине поля лежит несколько мячей. По свистку все игроки бегут к другой стороне поля, «охотник» тоже бежит, но только до середины, берет мяч и пытается попасть в какого-нибудь игрока раньше, чем тот добежит до пограничной линии. Тот, в кого попадет, становится «охотником», и игра начинается сначала. Победителем считается последний игрок, оставшийся на площадке.


Упражнения для совершенствования техники ударов по мячу ногой, головой и остановок мяча

1. Удар по подвешенному на стойке мячу головой в прыжке. После приземления игрок останавливает мяч руками и после этого в прыжке снова наносит удар головой и т. д.

2. Удар головой без остановки мяча руками. Темп прыжков должен соответствовать темпу раскачивающегося мяча.

3. Удар с изменением направления. Игрок в прыжке наносит удар по мячу в следующей последовательности: прямо, вправо, прямо, влево и т. д. В высшей точке прыжка верхняя часть туловища одновременно с замахом поворачивается в нужном направлении.

4. Удар с разбега. Игрок разбегается, отталкивается одной ногой, в прыжке отводит туловище назад и наносит удар по мячу лбом. После этого делает несколько шагов вперед, разворачивается, совершает рывок навстречу раскачивающемуся мячу, снова отталкивается одной ногой, наносит удар и т.д.

5. Несколько игроков поочередно производят удар головой, выстраиваясь друг за другом перед подвешенным мячом. Первый разбегается, подпрыгивает и выполняет удар головой, второй бежит к раскачивающемуся мячу, подпрыгивает, наносит удар головой и т. д.

  1. Удар с препятствием. Один игрок занимает место под подвешенным мячом и делает невысокие прыжки на месте. Другой игрок подпрыгивает на месте, отбивая мяч над стоящим впереди партнером. При этом он может только слегка касаться грудью своего партнера.

  2. То же, что в упражнении 6, но удар выполняется после броска третьего партнера. Периодически игроки меняются местами.

  3. Игроки располагаются в двух колоннах в 10—15 м одна против другой. Между колоннами натянута скакалка на высоте примерно 2 м. Игрок первой колонны бросает мяч через скакалку переднему игроку второй колонны, а сам бежит в конец второй колонны. Игрок второй колонны ударом головой в прыжке над скакалкой возвращает мяч в руки впереди стоящему игроку первой колонны, а сам бежит в конец первой колонны и т. д.

  4. Расположение игроков то же, что в упражнении 8, но между колоннами — барьер. Игрок одной колонны бросает мяч партнеру из другой колонны, перепрыгивающему в это время через барьер и выполняющему передачу головой в воздухе над препятствием. Смена мест в колоннах, как в предыдущем упражнении.

  1. Попарно игроки стартуют с линии штрафной площадки к воротам. Преподаватель набрасывает мяч в район 11-метровой отметки. Задача каждого из игроков опередить партнера и в прыжке произвести удар головой по воротам.

  2. То же, что в упражнении 10, но перед ударом головой выполнить кувырок вперед.

  3. Удары в стенку различными способами с остановкой и без остановки отскочившего мяча.

  4. Удары в цель, изображенную на стенке, с расстояния 15—20 м. Отскочивший мяч1 надо остановить или выполнить удар без подготовки.

  5. Удары по воротам по летящему мячу после передачи партнера из-за ворот или сбоку от бьющего. Партнер набрасывает мяч руками.

  6. Удар по воротам после подыгрыша мяча. В парах игроки располагаются друг от друга на расстоянии 8—10 м. Стоящий сзади
    набрасывает мяч игроку, находящемуся у линии штрафной площадки; тот, располагаясь боком к воротам, легким ударом внешней стороной стопы перебрасывает мяч через себя и ударом с лета направляет его в ворота.

  7. Расположение игроков то же, что в упражнении 15. Один из игроков набрасывает мяч другому, стоящему впереди него в районе штрафной линии; тот в прыжке выполняет передачу головой на ход первому, который ударом с ходу направляет мяч в ворота.

  1. Один игрок сбоку-сзади набрасывает мяч другому игроку, стоящему спиной к воротам. Второй игрок выполняет остановку мяча внешней стороной стопы или подъема, направляя его в сторону ворот, и, разворачиваясь, бьет в ворота.

  2. То же, что в упражнении 17, но остановка с разворотом выполняется грудью.

Упражнения для совершенствования техники ведения мяча

без сопротивления и с сопротивлением защитника

  1. Ведение «по спирали» в группах по 4—6 человек. Начинать с малого круга, заканчивать большим и наоборот. По команде преподавателя осуществляется ведение мяча левой и правой ногой.

  2. Учащиеся располагаются в шеренге или в колонне. По первому сигналу — остановка мяча внешней частью подъема и рывок с мячом в другом направлении.

  3. Исходное положение, как в упражнении 2, но по сигналу преподавателя остановка мяча внутренней частью стопы, поворот с мячом и рывок в другую сторону.

  4. Учащиеся располагаются в параллельных колоннах. По сигналу преподавателя ведение мяча на дорожке с препятствиями (в спортивном зале роль препятствий выполняют расставленные друг за другом козел, брусья, конь). Протолкнуть мяч под первое препятствие, перепрыгнуть через него, протолкнуть под второе и обежать его. На исходную позицию возвратиться, ведя мяч по прямой около препятствий.

  5. Ведение мяча через линии поля. Игроки один за другим ведут мяч через линии, на которых им встречаются защитники. Защитники располагаются в районе центрального круга, между ним и штрафной площадкой, в штрафной и во вратарской площадках. Игрок, владеющий мячом, должен пройти через все эти участки поля, не потеряв мяч.

Вариант: соревнование на очки.


Упражнения для совершенствования действий против игрока с мячом и без мяча (отбор мяча)

1. Учащиеся располагаются в параллельных колоннах. Преподаватель с мячом находится в 10—15 м перед колоннами и выполняет передачи в направлении впереди стоящих учащихся. Те, соревнуясь в скорости, стараются опередить соперника и передать мяч учителю. После каждой попытки они возвращаются бегом на исходные позиции.

Вариант: то же, стартуя из различных исходных положений (сидя, лежа, после кувырка вперед или назад и т. д). Учащиеся располагаются в параллельных колоннах на расстоянии, на одной линии с направляющими и выполняют передачу на свободное место. Направляющие в колоннах одновременно с передачей выполняют рывок за мячом. Наиболее быстрый игрок ведет мяч за черту, расположенную в 20—25 м от стартующих. Соперник старается выбить мяч подкатом. Старт выполняется из различных исходных положений.

  1. И. п., как в упражнении 2. В 15 м от игроков находятся маленькие ворота, перед которыми в 3—5 м лежит мяч. По команде преподавателя стоящие впереди учащиеся стартуют из различных исходных положений по направлению к мячу. Игрок, достигший мяча, первым старается забить гол в маленькие ворота. Второй игрок пытается помешать ему подкатом или выбиванием. Упражнение может проводиться в виде соревнования между группами на число забитых голов.

  2. Игроки выстраиваются в колонны в 20 м одна против другой за двумя маленькими воротами. Учитель выполняет передачу на определенный участок поля между воротами. Впереди стоящие в колоннах учащиеся выполняют рывок к мячу, стараясь овладеть им и забить мяч в ворота соперника. Другой из соревнующихся мешает ему, пытаясь отобрать мяч.

  3. Учащиеся располагаются в парах возле центрального круга. Учитель стоит в центре крута. Игроки первой команды стараются за счет перемещений освободиться от опеки и получить мяч от преподавателя. Игрок, завладевший мячом, выполняет ведение, обманные движения и возвращает мяч учителю. Игроки второй команды совершенствуются в опеке игроков и отборе мяча. По команде преподавателя — смена задания.


Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом

  1. Игроки разделены на две группы и располагаются у пересечения центральной линии поля и боковых. Направляющие в колоннах выполняют ведение мяча с обводкой препятствий вдоль боковой линии. В районе углов штрафной площадки находятся по одному игроку (защитнику). Игроки с мячом при приближении к защитнику меняют направление движения, смещаются к центру, вдоль линии штрафной, обводят защитника и выполняют удар по воротам. После каждой попытки игроки возвращаются на исходные позиции. Через некоторое время защитник меняется.

  2. Учащиеся располагаются в тройках на центральной линии поля. В упражнении отрабатываются удары по воротам после:

комбинаций с выходами (рывками) на свободное место. Периодически игроки меняются местами.

3. Расположение игроков то же, что в упражнении 2. Удары по воротам выполняются после комбинаций со смещением центра игры. Варианты ударов и способы передач на завершающем этапе комбинации определяет учитель. Интенсивность выполнения упражнений можно повысить спринтерским возвращением на исходные позиции.


Обучение тактическим действиям в нападении и защите


В старших классах следует больше внимания уделять овладению тактическим мастерством. Обучение тактическим взаимодействиям начинают с простых действий, которые в дальнейшем усложняют и объединяют в комплексы тактических комбинаций.

Тактические действия в нападении разучивают параллельно с тактическими действиями в защите. По мере овладения индивидуальными тактическими действиями переходят к освоению групповых взаимодействий. Вначале изучают действия двух нападающих против одного защитника. По мере усвоения упражнения добавляют второго защитника, а затем число атакующих и обо­роняющихся постепенно увеличивают. По такому же принципу ведется обучение взаимодействию защитников.

Начальное обучение групповым тактическим действиям проходит в облегченных условиях, которые в дальнейшем усложняют введением «противника». Совершенствование их ведется в специальных игровых упражнениях и в игре. При изучении и совершенствовании групповых тактических действий в защите особое внимание необходимо обращать на умение своевременно подстраховывать партнера.


Упражнения для совершенствования

1.. Игра 3 х 2 в квадрате 30 х 30 м. Игроки располагаются в квадрате произвольно. Три нападающих, постоянно передвигаясь, передают мяч партнерам, стараясь не дать перехватить его двум защитникам. Нападающий, потерявший мяч, меняется с одним из защитников.

  1. Игра в футбол ЗхЗ,4х4ит. д. с малыми воротами.

  2. Игра 1 х 2 с ударом по воротам. Один из нападающих стремится с помощью ведения, обманных движений, изменения скорости и направления движения обыграть двух защитников и произвести удар по воротам. Защитники располагаются в затылок друг к другу на определенном расстоянии. Сзади стоящий защитник вступает в борьбу в том случае, если нападающий обыграл первого игрока.

  3. Игры 2x3,3x4, 4х5и т. д. в одни ворота. Задача нападающих — забить мяч в ворота, а защищающихся — отобрать мяч. В поддержку нападающим может добавляться игрок (преподаватель), которому лишь в крайнем случае можно отдавать мяч назад. В непосредственную борьбу этот игрок не вступает.

5. Игра в футбол 7x7 на одной половине поля: трое нападающих, три полузащитника и один защитник стремятся забить мяч в ворота, защищаемые вратарем. За взятие ворот начисляется 3—4 очка. Игра ведется против четырех защитников и трех полузащитников, которые стремятся отобрать мяч у нападающих, доставить его за счет ведения и передач к центральной линии поля и остановить на линии в любом месте. За это защитники получают одно очко. По мере усвоения упражнения количество касаний игроками мяча может ограничиваться.

В процессе занятий в старших классах следует больше использовать индивидуальные задания с целью устранения недостатков в технике владения основными игровыми приемами. Как один из методов организации учащихся на уроке с целью индивидуализации учебного процесса можно использовать круговую тренировку. При этом методе проведения занятий учащиеся, разде­ленные на группы и размещенные в разных точках площадки, выполняют упражнения, объем и интенсивность которых определяет преподаватель. В процессе занятия учащиеся проходят по станциям несколько раз. Хотя метод круговой тренировки чаще всего используется для развития двигательных качеств, ниже приводится несколько вариантов этой тренировки для совершенствования техники владения основными игровыми приемами.

Круговая тренировка

Вариант 1. В каждом углу площадки — одна станция. Каждая группа выполняет свое задание, закончив его, переходит (по кругу) к следующему.

Станция 1: ведение мяча с сопротивлением партнера; игрок, владеющий мячом, стремится не потерять его, а его противник — отобрать мяч без нарушения правил.

Станция 2: игра 1 х 1 или 2x2 и т. д. количество играющих зависит от числа занимающихся учащихся).

Станция 3: удары головой на месте, в движении, в прыжке.

Станция 4: ведение мяча по прямой по одному, в парах. С каждым повторением скорость ведения увеличивается.

Вариант 2. Учащиеся располагаются перед воротами и в районе боковых линий. Станция 1: удары по воротам после обводки стоек.

Станция 2: комбинированные упражнения по одному и в парах (можно использовать жонглирование ногами и головой, передачи мяча парах внутренней стороной стопы и головой на месте и в движении и т. д.).

Станция 3: игра 2x2 или 3 х 3 на ограниченной площади с дополнительным заданием использовать не более двух, трех касаний, без ограничения касаний мяча).

Станция 4: тренировка угловых ударов и прострелов вдоль ворот; одновременно совершенствуется игра вратаря при игре на выходах без сопротивления и с сопротивлением противника.


Двусторонняя игра

Двусторонние игры являются основным средством технико-тактической подготовки, поэтому при проведении этих игр учащимся следует давать задания, связанные с тактикой взаимодействия в защите и нападении. Эти задания следует объяснить учащимся до начала игры. В ходе игры учитель может остановить игроков и указать им на ошибки. После таких игр с заданием следует произвести теоретический разбор, анализ допущенных ошибок. Судейство таких игр следует поручать учащимся. Это заставит их активно изучать правила игры и даст прак­тические навыки в судействе.

Примерные контрольные упражнения

В качестве примерных контрольных упражнений могут быть использованы задания для учащихся X—XI классов

Упражнение I. Удар по мячу ногой на точность. Оценка «отлично»— 5 попаданий, «хорошо» — 4 попадания, «удовлетворительно» — 3 попадания.

Упражнение 2. Удар по мячу головой на точность. Удар выполняется в прыжке. Оценка успеваемости, как в упражнении 1.

Упражнение 3. Вбрасывание мяча на дальность. Оценка «отлично»— 20 м, «хорошо»— 18 м, «удовлетворительно»— 16 м.

Упражнение 4. Ведение мяча, обводка стоек и удар по воротам. Обязательным является попадание мяча в ворота по воздуху. Оценка «отлично» — 10 с, «хорошо» — 11с, «удовлетворительно» — 12 с.






1



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Отроков Сергей Дмитриевич

Дата: 14.08.2014

Номер свидетельства: 111839


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства