Методическая разработка для организации и проведения уроков (занятий) по разделу спортивные игры «Баскетбол» Тема: «Содержание занятий по баскетболу».
Методическая разработка для организации и проведения уроков (занятий) по разделу спортивные игры «Баскетбол» Тема: «Содержание занятий по баскетболу».
Пояснительная записка.
В программе по физической культуре среди средств физического воспитания важное место занимают спортивные игры - баскетбол. Спортивные игры способствуют формированию базовых двигательно-координационных качеств, в том числе точности движений, позволяющей воспроизводить двигательный акт по его пространственно-временным и пространственно-силовым параметрам.
Наиболее распространенными разновидностями таких качеств, в спортивных играх, являются: точность воспроизведения движений по пространственно-временным и пространственно-силовым параметрам; точность движений тела в ответ на раздражитель; точность баллистических движений; точность реагирования на движущийся предмет.
Развивать и совершенствовать точность движений можно не только с помощью системы специальных упражнений, но и при использовании игровых заданий, создающих ощущение естественности и непринужденности обстановки, что важно для сохранения устойчивой психо-эмоциональной сферы учеников. Проверка эффективности некоторых игровых заданий показывает, что их применение в учебно-тренировочном процессе позволяет активизировать внимание занимающихся, улучшать двигательную память, усиливать зрительное восприятие элементов двигательного акта, повышать работоспособность.
2. Методическая разработка по проведению уроков (занятий).
Урок (занятие) по спортивным играм, как и другие занятия физической культуры в школе включает в себя подготовительную (вводную), основную и заключительную части.
Подготовительная часть. Продолжительность подготовительной части урока составляет 10-15 минут. Ее содержание должно обеспечивать выполнение двух «частных» задач: подготовить организм учащихся к выполнению заданий, реализуемых в основной части урока, и частично, сопряжено обеспечить развития физических качеств, в основном силы и выносливости. Для этого после объявления учителем задач урока, учащиеся выполняют программу двигательных действий.
Такие действия и физическая нагрузка, реализуемые в подготовительной части урока, должны соответствовать следующим требованиям:
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка для организации и проведения уроков (занятий) по разделу спортивные игры «Баскетбол» Тема: «Содержание занятий по баскетболу». »
ГУ Абайская СОШ
Методическая разработка
для организации и проведения уроков (занятий)
по разделу спортивные игры «Баскетбол»
Тема: «Содержание занятий по баскетболу».
Разработал учитель физической культуры Долгошей В.Т.
Абайская СОШ 2014 г.
Содержание:
Пояснительная записка.
Методические рекомендации по проведению уроков (занятий).
Методическая разработка по проведению уроков тема:
«Содержание занятий по баскетболу».
Список литературы.
Пояснительная записка.
В программе по физической культуре среди средств физического воспитания важное место занимают спортивные игры - баскетбол. Спортивные игры способствуют формированию базовых двигательно-координационных качеств, в том числе точности движений, позволяющей воспроизводить двигательный акт по его пространственно-временным и пространственно-силовым параметрам.
Наиболее распространенными разновидностями таких качеств, в спортивных играх, являются: точность воспроизведения движений по пространственно-временным и пространственно-силовым параметрам; точность движений тела в ответ на раздражитель; точность баллистических движений; точность реагирования на движущийся предмет.
Развивать и совершенствовать точность движений можно не только с помощью системы специальных упражнений, но и при использовании игровых заданий, создающих ощущение естественности и непринужденности обстановки, что важно для сохранения устойчивой психо-эмоциональной сферы учеников. Проверка эффективности некоторых игровых заданий показывает, что их применение в учебно-тренировочном процессе позволяет активизировать внимание занимающихся, улучшать двигательную память, усиливать зрительное восприятие элементов двигательного акта, повышать работоспособность.
2. Методическая разработка по проведению уроков (занятий).
Урок (занятие) по спортивным играм, как и другие занятия физической культуры в школе включает в себя подготовительную (вводную), основную и заключительную части.
Подготовительная часть. Продолжительность подготовительной части урока составляет 10-15 минут. Ее содержание должно обеспечивать выполнение двух «частных» задач: подготовить организм учащихся к выполнению заданий, реализуемых в основной части урока, и частично, сопряжено обеспечить развития физических качеств, в основном силы и выносливости. Для этого после объявления учителем задач урока, учащиеся выполняют программу двигательных действий.
Такие действия и физическая нагрузка, реализуемые в подготовительной части урока, должны соответствовать следующим требованиям:
а) интенсивность физической нагрузки должна быть большей, чем в основной части, средняя ЧСС равна 152-165 уд./мин. Поточное выполнение заданий непрерывно или с небольшими интервалами отдыха определяет высокую моторную плотность (70-80 %). В конце подготовительной части у учащихся должно наступить выраженное потоотделение. Интенсивный бег и энергично выполненные с большой амплитудой общеразвивающие упражнения должны обеспечить развитие выносливости учащихся;
б) не следует выполнять сложные по координации упражнения, на объяснение и показ которых затрачивается много времени. Упражнения должны быть простыми, при их выполнении в сократительную деятельность должны включать не менее 70 % скелетных мышц;
в) обязательно выполнение учащимися силовых упражнений, в том числе и тестирующих уровень силы (подтягивание на перекладине, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, поднимание и опускание туловища в положении сидя и др.);
г) координационная структура некоторых упражнений, выполняемых в подготовительной части занятия, должна быть сходной с двигательными действиями, включенными в основную часть урока;
д) выполнение упражнений с применением ударного метода развития взрывной силы (например, прыжки толчком обеими ногами влево-вправо через гимнастическую скамейку с продвижением вперед и максимальным использовании энергии рекуперации) допустимо лишь во второй половине подготовительной части, при условии полноценной подготовки мышечного и суставно-связочного аппарата к «острым» нагрузкам.
От проведения круговой тренировки в подготовительной части занятия нужно воздержаться.
Основная часть. После завершения подготовительной части занятия следует перестроение занимающихся в две шеренги, лицом друг к другу. В первой половине основной части занятия проводится обучение технико-тактическими двигательными действиями, чаще всего в парах. Два ученика образуют пару, стоя друг перед другом, они получают мяч и выполняют задания преподавателя.
Формирование пар может иметь методическое значение. В ряде случаев пары подбираются примерно одинаковых физической подготовленности, роста и прилежания. Тогда создаются равноценные возможности для двигательного совершенствования обеих занимающихся. Полезно, особенно на начальном этапе обучения, обеспечить взаимодействие «парных» занимающихся, развивать его на последующих занятиях.
У учащихся может возникнуть чувство открытого или скрытого соперничества («У меня должно лучше получиться, чем у него»), которое учитель должен вовремя заметить и своевременно перепрофилировать, направить в нужное русло. Наибольшего успеха достигают психологически совместимые «парные» партнеры: даже при наличии скрытого соперничества они доброжелательны друг к другу, на занятиях обмениваются методическими советами и секретами. Иногда скрытое соперничество приводит к недоброжелательству, особенно у девушек. Если учитель бессилен нормализовать сложные отношения партнеров, их следует развести по другим парам.
Партнеры могут заметно отличатся по уровню подготовленности и прилежанию. В таких случаях обучение мало эффективно: плохо подготовленный ученик часто теряет мяч, выполняет задания с грубыми ошибками; от этого более подготовленный партнер простаивает и не получат должной учебной нагрузки.
Однако формирование пар из сильного и слабого учеников может быть и оправданным. Например, хорошо подготовленного ученика тренирующегося в секции баскетбол учитель объединяет в парах со слабым учеником, последний в таком случае получает персонального куратора. Обучение улучшается. Более сложный случай – когда
учитель пытается свести в паре добросовестного ученика с ленивым, часто при этом проигрывают оба.
В основной части урока учитель должен быть максимально методически активен. Он постоянно передвигается вдоль шеренг учащихся и осуществляет персональное обучение действия, исправляет ошибки, следит за правильностью выполнения того или иного технического действия. Время от времени педагог прекращает выполнение групповых заданий и дает общие указания, сопровождая их личным показом или показом данного действия каким-либо учеником, делая акцент на то, что у него отлично получается данный элемент.
Во второй половине основной части занятия проводят двусторонние игры или игры, закрепляющие полученные навыки. Однако им отводят им слишком много времени, что отнюдь не всегда целесообразно. Двусторонние игры следует проводить лишь в том случае, когда учащиеся владеют технико-тактическими действиями на уровне двигательного умения. Проведение двусторонних встреч с соблюдением всех правил с учащимися, особенно с девушками, является грубой ошибкой. Двусторонние игры следует проводить по программе мини-баскетбола, стритбола и баскетбола по упрощенным правилам. Учебная программа предусматривает проведение таких игр с соблюдением всех правил только с 6-7 класса. Это справедливо, если учащиеся хорошо овладели технико-тактическими действиями, то допустимо уже в этот период обучения проводить учебные и соревновательные встречи с судейством и соблюдением всех правил игры.
При проведении основной части урока желательно ориентироваться на следующие методические рекомендации.
Во время обучения технико-тактическим действиям в парах и тройках большое значение имеют выбор оптимальной дистанции между партнерами и определение траектории полета мяча. Например, при обучении передачам мяча (баскетбол) расстояние между партнерами составляет от 2 - 5 м: оно тем больше, чем выше рост игроков и лучше их подготовленность и, наоборот, тем меньше, чем хуже подготовленность и меньше рост. Траекторию полета мяча выбирают в зависимости от задач, поставленных учителем. При определении параметров заданий педагогу следует учитывать мнение учеников каждой пары.
В основной части занятия главное внимание уделяется обучению. Качественное обучение, особенно в начальный период, сопряжено с невысокой физической нагрузкой. Овладение навыками и их закрепление не требуют предельных силовых напряжений, здесь необходима высокая точность движений. Например, после передачи партнеру учащийся следит за полетом мяча и готовится к выполнению последующей передачи. В это время мяч перемещается к партнеру, который, в свою очередь, его принимает и передает обратно, на что затрачивается 4 – 10 сек. В данной ситуации соотношение продолжительности «действие – интервал отдыха» составляет 1:4 – 1:5. Оно может быть и 1:10 – 1:15, если один из партнеров теряет мяч.
Но трудно рассчитывать, что малоинтенсивные двигательные действия, например, приемы и передачи мяча в парах, при соотношении периодов времени в циклах «движение – интервал отдыха» 1:4 – 1:15, обеспечат необходимую физическую нагрузку. Конечно, чтобы обеспечить развивающий режим, нагрузка на занятиях физической культуры должна быть достаточно большой. Поэтому целесообразно без ущерба для становления технических умений использовать любую возможность для сопряженного развития физических качеств, но только с помощью средств игровой подготовки (увеличение расстояния между двумя игроками при выполнении заданий в парах, повышения темпа движений, уменьшение времени полета мяча, и др.).
Не советую чередовать технические задания с нагрузками на развитие силы и выносливости. От круговой тренировки следует отказаться, за некоторыми исключениями. Время, отведенное на одном занятии на становление технического мастерства, надо использовать по назначению. Конечно, величина нагрузки должна быть достаточной и соответствовать требуемым параметрам, что достигается в основном за счет реализации двигательной программы подготовительной и заключительной части занятия.
При обучении полезно использовать тренажеры и технические средства обучения .
Во второй половине занятия обычно проводят двусторонние игры. Одновременно с программой таких встреч предусматривают специальные задачи для «остаточных» учащихся, по той или иной причине не попадающих в команду. Например, на уроке присутствуют 22 человека, 10-12 из них попадают в команды по 5-6 человек, но что же делать с остальными? Эти учащиеся обязаны выполнять во время игры определенные дополнительные задания, например, занимаются технической подготовкой в парах (приемы и передачи мяч).
В связи с эмоциональным напряжением при проведении двусторонних встреч учащиеся часто допускают технические ошибки при выполнении тех приемов, которые они выполняли успешно в процессе обучения. Также и во время соревновательных игр учащиеся совершают технические и тактические ошибки, которых не было во время встреч, проводимых не в соревновательной обстановке. Такие сбивающие факторы нужно учитывать и упреждать их в учебном процессе.
В содержании основной части занятия для разучивания, совершенствования и освоения включают двигательные действия, различные по сложности, а также по степени овладения ими учащимися. Нельзя планировать для разучивания сразу несколько незнакомых учащимся двигательных действий, ранее отсутствующих в программе урока, их не должно быть более одного на одном уроке. Кроме двигательного действия, которое учащиеся только начинают разучивать, в содержание урока включают также действия и навыки, которые хорошо освоены. Следующие, подлежащие разучиванию двигательные действия, вводят в занятие только через определенный промежуток времени.
Определенную программой совокупность спорт игровых навыков и умений включают в процессе обучения не одновременно, а последовательно. Ошибочно формировать программы «урока обучения», «урока закрепления», «урока повторения» и др. В ходе урока спортивных игр одновременно реализуются задачи обучения двигательным действиям, развития физических качеств и способностей, воспитания – всё в едином комплексе. При этом обучение должно быть «каскадным»: одни двигательные действия только начинают разучивать, другие – совершенствуют, третьи – автоматизируют и т.д.
Заключительная часть. Традиционно в конце занятия подводят итоги и определяют задания на дом. В данной части урока предлагается резко уменьшить физическую нагрузку и выполнять в медленном темпе успокаивающие упражнения с целью нормализации психического состояния и восстановления физической работоспособности, частично утраченной во время выполнения основных задач урока. Таким образом, средствами заключительной части постепенно ликвидируется двигательная доминанта и создается психологическая основа для восприятия учебного материала последующего занятия.
Необходимость указанных действий бесспорна, но только в тех случаях, когда физическая нагрузка на уроке была достаточно высокой, и учащиеся в конце основной части урока испытывали выраженное утомление. Но если в основной части в силу специфики урока нагрузка была невысокой, то специально выполнять восстанавливающие упражнения не имеет смысла. Наоборот, следует довести физическую нагрузку урока до должного уровня, предлагая учащимся выполнить интенсивные эстафеты, комплексы силовых упражнений и др.
Содержание занятий по баскетболу
Занятие 1.
Задачи: 1. Развитие быстроты.
2. Изучение передвижения в сочетании с остановками двумя ногами.
3. Изучение ловли мяча двумя руками и передачи двумя от груди.
4. Ознакомление с держанием игрока выбором места в подвижных играх.
Подготовительная часть.
Ходьба; бег; ходьба с вращением рук вперед и назад; ходьба в приседе; ходьба с махом ноги вперед; бег с ускорением и остановками.
Основная часть.
Ловля и передача мяча двумя руками от груди (рис. 1а, 1б).
После передачи игрок уходит на левый фланг. Усложнение: игрок выходит вперед и, получив мяч, выполняет остановку.
То же с дополнительными передачами (рис. 2).
Примечание: Смена передающих производится учителем.
Игра «Гонка мячей по кругу».
Игра «Мяч в круг» с 1 – 4 водящими.
Заключительная часть.
Ходьба; замечания по занятию; задание – выучить правила игры.
Рис. 1а Рис. 1б
Рис. 2
Игрок с мячом
Движение игрока без мяча
Движение мяча
II Бросок с 2х шагов после ведения
Ведение мяча
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
При выполнении упражнения с остановками после бега следует добиваться правильной стойки, устойчивого положения и умения остановиться, сделав не более двух шагов после сигнала или после получения мяча.
Обучение передаче и ловле мяча начинается с простого упражнения на месте. Это упражнение дается с целью создания первичного представления о технике выполнения изученного приема. Необходимо добиться правильного выполнения общей структуры движения из хорошей стойки. Особое внимание следует обратить на работу ног и кистей рук. На выполнение этого упражнения отводится не более 7 – 10 мин.
Совершенствование занимающихся в этих приемах осуществляется при постепенно усложняющихся условиях. Так, например, во втором упражнении занимающихся выполняют ловлю мяча с остановкой во время бега в направлении к стоящему игроку с мячом, а в третьем упражнении – при встречном передвижении без остановки, причем передавший мяч уходит в сторону сделанной передачи.
Скорость передвижения и быстрота выполнения передач определяются с учетом подготовленности занимающихся.
Дальнейшее совершенствование осуществляется в простых играх.
В конце урока следует вызвать двух занимающихся и дать им задание выполнить изучаемые приемы, остальные должны определить ошибки.
Занятие 2.
Задачи: 1. Развитие быстроты.
2. Совершенствование в передачах мяча двумя руками от груди при встречном передвижении.
3. Изучение передачи и броска в корзину одной рукой от плеча.
4. Изучение ведения мяча.
Подготовительная часть.
Ходьба; бег приставными шагами с изменением направления по сигналу; игра «День и ночь» с применением общеразвивающих упражнений, бега, прыжков и т.п.
Основная часть.
Передача двумя руками мяча от груди при встречном движении (рис. 3а и 3б).
Передача мяча одной рукой от плеча в двух шеренгах.
Выполняется это упражнение на месте, с одним и двумя шагами с различными траекториями полета мяча.
Ведение мяча по прямой.
Броски в корзину одной от плеча с места.
Игра «Борьба за мяч в зонах» (рис. 4).
Примечание: Нападающие стремятся пройти все зоны, передавая мяч друг другу, стоящие в зонах препятствуют этому. Если они отбирают мяч, то становятся нападающими.
Заключительная часть.
Ходьба; замечания по занятию; задание – выучить правила игры.
Рис. 3а Рис. 3б
Рис. 4
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Игра «День и ночь» проводится не с выбыванием играющих, а до определенного количества очков за 10 – 15 минут игры. Команде насчитывается одно очко, если один из игроков догонит противника в пределах установленной площадки. Перед командой «день» или «ночь» занимающиеся выполняют различные общеразвивающие упражнения (бег на месте, прыжки с поворотами и т.д.) таким образом, чтобы переход на быстрый бег осуществляется из различных исходных положений и неожиданно. Выигрывает команда, набравшая больше очков.
В упражнении с передачами мяча при встречном движении внимание акцентируется на технике выполнения передач двумя руками от груди с остановками двумя шагами или без остановок. Одновременно с этим начинается освоение тактических навыков – выход игрока без мяча навстречу игроку с мячом и уход в сторону сделанной передачи. Выход игрока для получения мяча имеет существенное значение для дальнейших тактических действий.
Передачи мяча одной рукой от плеча обычно осваиваются быстро, поэтому упражнение в двух шеренгах нужно использовать как подводящие к броскам в корзину. Для этого следует выполнять передачей с высокой траекторией полета мяча с места и с двумя шагами. Внимание занимающихся акцентируется на положении плеча, предплечья и кисти перед выпуском мяча, правильной работе ног при бросках правой и левой руками. На эти же моменты обращается внимание при переходе к броскам в корзину, которые выполняются с 3 – 4 м от кольца. Изучение бросков в корзину следует начинать левой рукой.
Занятие 3.
Задачи: 1. Развитие прыгучести.
2. Изучение передвижения спиной вперед, поворотов на сзади стоящей ноге и финтов туловищем.
3. Изучение ведения мяча и бросков в корзину одной от плеча после ведения.
Подготовительная часть.
Ходьба; бег; бег спиной вперед; бег с обманными движениями туловищем влево и вправо; передвижение прыжками на одной и двух ногах; прыжки с опорой о плечи партнера; прыжки с доставанием подвешенного мяча (сетки, щита); бег с ускорением и остановками по сигналу; эстафеты с бегом и прыжками.
Основная часть.
Повороты на сзади стоящей ноге вперед и назад.
Передачи одной от плеча и двумя от груди (рис. 5).
Примечание: Упражнение выполняется одним, двумя и тремя мячами. Направление передвижения изменяется по команде учителя.
Рис. 5
Ведение мяча (рис. 6).
Бросок в корзину одной от плеча после ведения (рис. 7).
Подводящие упражнения к броску после ведения (рис. 8).
То же с подбрасыванием мяча вперед – вверх.
Игра «Защита капитана».
Заключительная часть.
Ходьба; повороты и передвижение с закрытыми глазами; задание – выучить правила игры.
Рис. 6 Рис. 7
Рис. 8
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
После объяснения тактического назначения поворотов на сзади стоящей ноге нужно показать, как они выполняются. Для этого следует поставить перед собой защитника и выполнить несколько поворотов с мячом. Затем дать возможность занимающимся выполнить повороты на месте без мяча. Целесообразнее повороты выполнять на 1800 с достаточно широким шагом, но с минимальными колебаниями центра тяжести тела.
Выполняя второе упражнение занимающиеся совершенствуются в ловле и передаче мяча в движении. Увеличение количества мячей увеличивает требование не только технике, но к смысловой структуре упражнения - занимающийся должен быстро определить, кому отдать мяч, и учесть передвижение партнера. Расстояние между кругами – не менее 5 – 6 м. Во внутреннем круге должна заниматься 1/3 общего числа участников.
Главная задача урока – освоение броска в корзин одной рукой от плече после ведения. Как правило, у начинающих возникают затруднения в использовании «двух шагов», в умении поймать мяч под правую ногу (при броске правой рукой). Для упрощения условий рекомендуется применить упражнения (рис.8) и постоянно следить за правильностью исполнения и ошибками. Упражнения следует выполнять правой и левой рукой.
В игре занимающиеся осваивают тактические задачи (контролирование своего подопечного и выход на свободное место) и совершенствуют изученные приемы ловли и передачи мяча.
Занятие 4.
Задачи: 1. Развитие силы.
2. Изучение нападения «быстрым прорывом» с выходом вперед двух игроков.
3. Изучение броска одной рукой от плеча с передачи партнера.
4. Знакомство с расстановкой игроков и переходом от защиты в нападение и наоборот.
Примечание: Начиная с 4 го занятия, проводится двусторонние игры, причем вплоть до 13 го занятия изучается и совершенствуется система личной защиты.
Подготовительная часть.
Ходьба; бег; парные упражнения на сопротивление и поднимание партнера; эстафеты с переносом партнера.
Основная часть.
Передачи мяча при встречном движении (повторение).
Бросок в корзину одной от плеча с передачи партнера (рис. 9).
«Быстрый прорыв» в парах (рис. 10).
Примечание: Выполняется без сопротивления и с одним защитником.
Эстафеты с ведением и броском в корзину.
Учебная игра в баскетбол.
Условия: два нападающих и два защитника играют только на своих половинах поля, центральный может играть в любой зоне.
Заключительная часть.
Ходьба; замечания по уроку; проверка знания правил игры.
Рис. 9 Рис. 10
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
В уроке повторяется материал, изученный на предыдущем занятии. От занимающихся нужно требовать правильного исполнения передач и броска в корзину в движении. Ошибки исправлять при целостном выполнении броска, а в отдельных случаях используется и расчлененный метод. Внимание обращается не только на работу ног, но и на правильную работу руки. Особое внимание следует уделить броску левой рукой.
Третье упражнение необходимо для создания у занимающихся первичного представления о взаимодействии 2 игроков по системе «быстрого прорыва». Главное в этом упражнении – быстрое передвижение к корзине без мяча без «пробежек».
Обычно начинающие, не имея мяча передвигаются с большим трудом. В этом упражнении их нужно приучить не ждать мяча, стоя на месте. Одновременно в этом упражнении учащиеся знакомятся с действием защитника против 2 нападающих.
В эстафете изученные приемы повторяют в соревновательных условиях. При этом группа делится на две команды, которые выстраиваются на лини штрафного броска. По сигналу направляющие ведут мяч вперед, бросают его в корзину (обязательно нужно попасть в корзину); поймав мяч, ведут до средней линии и передают очередному партнеру.
Двусторонняя игра проводится территориальными ограничениями действий игроков, что позволяет избежать большой скученности игроков.
Занятие 5.
Задачи: 1. Развитие силы совершенствование в передвижении защитника.
2. Изучение передач и броска двумя и одной снизу.
3. Изучение защитных навыков передвижения приставными шагами, держание игрока без мяча и игрока ведущего мяч.
4. Изучение «быстрого прорыва» в «тройках» без смены мест.
Подготовительная часть.
Ходьба; бег; передвижения приставными шагами влево, вправо, вперед и назад; упражнения с набивными мячами весом 3 – 5 кг; игра «Пятнашки» в тройках.
Основная часть.
Передача мяча двумя и одной рукой снизу (рис. 11).
Рис. 11 Рис. 12
Держание игрока без мяча и игрока, ведущего мяч (рис. 12).
Содержание: группа строится в две шеренги на лицевой линии – одни выступает в роли защитников, другие – нападающие. По сигналу начинает упражнение первая пара. Нападающий, изменяя направление, стремиться добежать от лицевой до лицевой линии. Защитник должен, сохраняя нужное расстояние, не пропустить нападающего, после чего они переходят на другой угол поля и, поменявшись ролями, выполняют упражнение на другой половине поля.
То же, нападающий ведет мяч.
«Быстрый прорыв» в 3х (рис. 13):
а) без защитника;
б) с 1 и 2 защитниками.
Учебная игра в баскетбол.
Заключительная часть.
Ходьба; игра на внимание; проверка знания правил игры.
Рис. 13
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
В действиях защитника большое значение имеет умение правильно передвигаться. Поэтому передвижения приставными шагами и спиной вперед следует включить в подготовительную часть и в специальные упражнения основной части занятия. В подготовительной части урока применяются упражнения группового характера в передвижениях защитника или же используются подвижные игры и эстафеты, например, «Пятнашки» с передвижением только приставными шагами.
При изучении бросков в корзину снизу в движении необходимо обратить внимание на особенности структуры движения ног, отличающейся от ранее изученных способов бросков. После выполнения броска нужно приземлиться на маховую ногу, мяч скатывается с руки во время широкого шага вперед-вверх. Подготовительным упражнением является передача одной или двумя снизу, с места и после ведения мяча.
При выполнении второго упражнения перед учащимися ставится задача: отходя назад, сохранит дистанцию пред нападающим в 1 метре. Защитникам предлагается руки держать за спиной. Когда это же упражнение выполняется против нападающего, ведущего мяч, то сначала следует запретить выбивание мяча, основным является – не пропустить нападающего вперед.
Упражнение в «тройках» - это усложненное упражнение в быстром прорыве в парах. При введении защитников нужно давать им задание: держать крайних, держать левого нападающего и центрового, и наоборот.
В двусторонней игре изучается расстановка игроков при переходе в нападение; в защите – личная защита на своей половине поля.
Занятие 6.
Задачи: 1. Развитие прыгучести.
2. Изучение взаимодействия двух нападающих против одного защитника.
3. Изучение ловли мяча, отскочившего от щита, и длинной передачи.
Подготовительная часть.
Ходьба; ходьба в приседе; бег с ускорением и остановками; прыжки через длинную скамейку; игр «Пятнашки» в приседе.
Основная часть.
Передача мяча с различной траекторией и отскоком от пола при встречном передвижении.
Взаимодействие двух нападающих (рис. 14а, 14б)
Рис. 14а Рис. 14б
Ловля мяча от щита и длинная передача (рис. 15).
Игра в баскетбол.
Рис. 15
Заключительная часть.
Ходьба; игра на внимание; проверка знания правил игры.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
В передачах мяча с отскоком от пола основное внимание уделяется короткому замаху и активному движению кистями. При передачах с высокой траекторией важным является учет скорости передвижения партнера. Нужно сделать передачу так, чтобы партнер ловил мяч в прыжке. Упражнение во взаимодействии дается с целью изучения тактического приема: передал – вышел вперед. Сначала оно выполняется без сопротивления (см. рис. 14а), затем с одним защитником (см. рис. 14б).
Важный игровой прием – ловля мяча от щита сочетается с длинной передачей. Такое соединение часто встречается в игре. Ловля мяча от щита выполняется в простых условиях – после броска мяча в щит. Очень важно освоить ловлю мяча двумя руками в прыжке с небольшим сгибанием туловища вперед, приземление на обе ноги и выполнение передачи одной рукой от плеча с поворотом и переносом центра тяжести на левую ногу (при броске правой). Одновременно занимающиеся совершенствуются в своевременном выходе и передаче мяча вперед с учетом скорости передвижения партнера.
В двусторонней игре повторяется задача предыдущего урока.
Занятие 7.
Задачи: 1. Развитие выносливости.
2. Повторение пройденных приемов, техники.
3. Изучение вырывания и выбивания.
4. Изучение взаимодействия трех нападающих.
Подготовительная часть.
Ходьба; ходьба в приседе; бег с обгоном левофланговым всей группы, движущейся в колонне бегом; упражнения в парах с элементами борьбы; бег по отрезкам: «челночный бег» (повторить 4 – 5 раз с паузой после каждого отрезка 30 с); комбинированное упражнение (рис 16).
Рис. 16
Основная часть.
1. Выбивании и вырывание мяча (рис. 17). В упражнении, показанном на рисунке 17А, нападающий с мячом выполняет повороты и выпады, защитник пытается выбить или захватить мяч; в упражнении 17 Б один занимающийся катит мяч между двумя игроками, которые стремятся завладеть им. В упражнении 17 В один подбрасывает мяч между двумя занимающимися, овладевший мячом старается сохранить его, двое других пытаются вырвать или выбить мяч.
Рис. 17
А Б
В
2. Взаимодействие в тройках нападающих (рис. 18).
Рис. 18
3. Учебная игра в баскетбол.
Заключительная часть.
Ходьба; штрафные броски двумя командами (выполнившие 10 попаданий считаются победителями).
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Выполнение комбинированных упражнений связано с большим количеством времени и запоминание последовательности переходов и применяемых приемов. Поэтому нужно на предыдущем уроке нарисовать на доске упражнение и предложить занимающимся сделать то же самое в своих тетрадях.
Упражнение «вырывание и выбивание мяча» дается в плане ознакомления. Изучение взаимодействия в тройках основано на встречных выходах и передачах, поэтому внимание нужно акцентировать на своевременности и быстроте действия.
В двусторонней игре осваивается быстрый переход в нападение и акцентируется внимание на расположении игроков в игре двух задних нападающих.
Занятие 8.
Задачи: 1. Развитие ловкости и ориентировки.
2. Ознакомление с броском двумя руками сверху и изучение взаимодействия двух нападающих с передвижением по дуге.
3. Совершенствование в движении игрока без мяча и с мячом.
Подготовительная часть.
Ходьба; ходьба скрестным шагом; бег по кочкам ; разминка в движении.
Ловля мяча при прыжке через скамейку (выполняется двумя руками) (рис. 19).
Рис. 19
Игра «Пятнашки» с передачей мяча.
Основная часть.
Передачи мяча двумя руками сверху. Выполняются в двух шеренгах с низкой и крутой траекториями.
Броски в корзину двумя руками сверху (рис. 20).
Взаимодействие 2 нападающих с передвижением по дуге (рис. 21).
Рис. 20 Рис. 21
Учебная игра в баскетбол.
Заключительная часть.
Ходьба; штрафные броски двумя командами (выполнившие 10 попаданий считаются победителями).
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
В упражнении «Ловля мяча при прыжке через скамейку» нужно выполнить передачу мяча так, чтобы партнер поймал мяч, находясь в полете через скамейку.
Игра «Пятнашки» с передачей мяча дается для развития ловкости и ориентировки, совершенствования техники передач и развития тактических взаимодействий.
Содержание: два водящих, передавая мяч, должны осалить мячом, не выпуская его из рук, одного из участников, свободно передвигающихся по площадке. Осаленный подключаются к водящим, затем их становится 4, 5, 6 и т.д. Игра заключается, когда останется один неосаленный участник – он победитель.
Броски в корзину и передачи даются в порядке ознакомления. Основная задача занятия - взаимодействие двух нападающих с передвижением по дуге. Важными моментами являются: своевременный выход игрока без мяча и уход передавшего вперед – вовнутрь. В двусторонней игре следует добиться применения передач с передвижением по дуге. В защите применяется персональный принцип держания игроков.
Занятие 9.
Задачи: Совершенствование пройденного материала в двусторонней игре. Подведение итогов.
Подготовительная часть.
Разминка без мяча и с мячом.
Основная часть.
Игра в баскетбол.
Примечание: Не участвующие в игре заполняют протокол, судят на поле, ведут учет бросков и ошибок.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
На предыдущих занятиях учащиеся получили представление об игре и нападении и защите, изучили правил игры, ознакомились с протоколом соревнований. Однако в связи с тем, что на игру отводилось очень мало времени, у них было недостаточно практики в командных тактических действиях. Данное занятие и проводится с целью совершенствования изученного материала, освоение командных действий и судейства.
Перед занятием (лучше на предыдущем) составляются команды, которые после 5 – 7 мин разминки начинают игры, проводимые по круговой системе или по системе с выбыванием (в зависимости от количественного состава группы).
Не участвующие в игре ведут протоколы (на 2 – 3 занимающихся дается один протокол), выполняют роль секундометристов, судей на поле или фиксируют броски в корзину. Результаты встреч записываются в специальной итоговой таблице.