kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Межпредметные связи информатики как фактор развития здоровьесберегающей среды школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современная школа характеризуется постоянным увеличением нагрузки на обучаемых и проникновением все большего числа технических инноваций/ 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Межпредметные связи информатики как фактор развития здоровьесберегающей среды школы»

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ ИНФОРМАТИКИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ



Современная школа характеризуется постоянным увеличением нагрузки на обучаемых и проникновением все большего числа технических инноваций [1]. Очевидно, что эти и многие другие факторы не могут не оказывать отрицательного влияния на здоровье школьников. В таких условиях учреждения образования должны адекватно реагировать на происходящие изменения, вырабатывая систему мер, направленных на сбережение здоровья учащихся.

Сейчас сложно найти школу, администрация и педагогический коллектив которой не понимали бы всей важности подобных мер и задач. Более того, практически в каждой школе реализуются отдельные мероприятия, которые вполне можно отнести к мерам, направленным на здоровьесбережение школьников. Однако практика показывает, что одним из самых существенных недочетов, имеющихся в этой сфере деятельности конкретных учебных заведений, является неполнота и бессистемность принимаемых мер и учитываемых факторов, связанных со здоровьесбережением. Как правило, школа не имеет четкого, обоснованного и взаимосвязанного комплекса мероприятий здоровьесбережения. Меры, применяемые в рамках обучения одним дисциплинам, никак не сочетаются с мерами, применяемыми в обучении другим школьным предметам. Даже использование вредной для здоровья техники и иных средств обучения в преподавании различных дисциплин осуществляется по-разному, оказывая различное влияние на здоровье школьников.

Одним из возможных выходов из подобной ситуации может стать формирование единой здоровьесберегающей среды школы, построение которой должно осуществляться на основе комплексного анализа особенностей методических систем обучения всем школьным дисциплинам с выявлением всех факторов, оказывающих отрицательное влияние на здоровье школьников. При таком подходе здоровьесберегающая среда учебного заведения будет включать в себя систему взаимосогласованных мер, распространяемых на преподавание всех, без исключения, учебных дисциплин и обеспечивающих максимальную защиту здоровья школьников [2].

Для формирования такой среды необходим поиск подходов и идей, использование которых на практике позволило бы создать желаемую среду. Одним из таких подходов может стать поиск такой дисциплины, методическая система обучения которой была бы, так или иначе, связана с фрагментами методических систем обучения всем остальным дисциплинам. В данном случае может оказаться достаточным наличие однотипных фрагментов в содержании обучения, использование одних и тех же методов или средств обучения. При таком подходе выработка мер здоровьесбережения, относимых к однотипным содержанию, методам или средствам обучения распространялась бы на обучение сразу нескольким дисциплинам, оказывала бы однотипное влияние на деятельность сразу нескольких педагогов, что и явилось бы первым шагом на пути к созданию системы, которой и должна быть здоровьесберегающая среда школы.

В лицее «Интеллект» города Балашихи Московской области на протяжении нескольких последних лет ведется целенаправленная работа по формированию рассматриваемой здороровьесберегающей среды. Совместная работа членов педагогического коллектива лицея направлена на поиск основы для систематизации мер, направленных на сохранение здоровья школьников. В рамках этой работы педагоги подвергли анализу методические системы обучения отдельным дисциплинам с целью нахождения требуемых пересечений. По результатам анализа составлялись таблицы, отражающие основные темы, выделяемые в содержании обучения каждой дисциплины с указанием их номеров и номеров тем из других дисциплин, с которыми имеются пересечения (в том числе и в рамках выявления возможных единых мер здоровьесбережения). Для каждой таблицы проводился качественный и количественный анализ межпредметных связей. К сожалению, ограничения по объему настоящей статьи не позволяют опубликовать все построенные таблицы, отражающие, по сути, основные межпредметные связи дисциплин, изучаемых в лицее.

Основные выводы, которые могут быть сделаны из анализа полученной системы таблиц, свидетельствуют, что, во-первых, не существует «обособленных» дисциплин, содержание, методы и средства обучения которым не были бы связаны ни с одной из других дисциплин, преподаваемых в лицее. Во-вторых, анализ количества межпредметных связей и количества дисциплин, с которыми такие связи установлены, доказывает, что единственной дисциплиной, связанной со всеми, без исключения, дисциплинами общеобразовательной подготовки является школьная информатика.

В качестве краткого иллюстративного обоснования сказанного можно привести сводные таблицы, составленные для настоящей статьи путем выборки данных из семи таблиц, отражающих межпредметные связи всех тем курса информатики с 5 по 11 класс (в этих классах информатика и информационно-коммуникационные технологии изучаются в лицее «Интеллект»). Первая из приводимых далее таблиц отражает нумерацию основных дисциплин, преподаваемых в лицее. Вторая таблица содержит некоторые темы курса информатики, пересекающиеся с темами дисциплин, номера которых поставлены в соответствие перечисленным темам курса информатики.

Даже из приведенной сокращенной таблицы тем курса информатики видно, что содержание этой школьной дисциплины имеет межпредметные связи со всеми восемнадцатью дисциплинами, отмеченными в первой таблице.

Дисциплина

Номер


Дисциплина

Номер

Русский язык

1


Алгебра

10

Английский язык

2


Геометрия

11

Литература

3


Информатика

12

История

4


ИЗО

13

Обществознание

5


Художественный труд

14

География

6


Музыка

15

Химия

7


Окружающий мир

16

Биология

8


Физкультура

17

Физика

9


ОБЖ

18


Темы курса информатики и информационно-коммуникационных технологий

Номера дисциплин

Текстовой редактор. Набор, редактирование и форматирование текста

1

2

3

Решение математических и физических задач на компьютере

9

10

11

Базы данных. Назначение и основные возможности

5

7

8

9

Элементы логики. Таблицы истинности

4

6

8

13

Позиционные системы счисления

4

10

Исследование информационных моделей

9

10

8

6

11

Мультимедийные технологии

6

8

9

15

13

Создание Web-страниц

1

2

14

15

13

Web-дизайн

13

14

15

Поиск информации

3

8

18

16

17

Графики. Линейные алгоритмы

10

9

8

Рисунки, таблицы и диаграммы

4

6

9

10

11

Нахождение максимальных и минимальных элементов в массивах

6

9

10

11

Ссылаясь на данные, приведенные в таблице, в качестве примера  можно привести систематизацию мер по охране зрения обучаемых, традиционно осуществляемых на уроках по изобразительному искусству, которые должны соблюдаться, в том числе, и при изучении темы «Web-дизайн» курса информатики, поскольку эти темы, очевидно, связаны тесными межпредметными связями. Другим примером вполне могут стать физиологические ограничения по времени решения математических задач, распространяемых одновременно и однотипно на курсы информатики, физики, алгебры и геометрии.

Исследование возможностей использования системы мер здоровьесбережения, касающихся преподавания информатики, в качестве основы для формирования и развития всей здоровьесберегающей среды школы определяется не только наличием максимального числа межпредметных связей, но и спецификой данной дисциплины, связанной с практически постоянным использованием современной компьютерной техники, которая, как известно, является существенным источником негативных факторов, сказывающихся на здоровье школьников.

Кроме того, в условиях тотальной информатизации образования, когда информационные и коммуникационные технологии все шире начинают применяться в обучении практически всем школьным дисциплинам, меры здоровьесбережения, вырабатываемые и применяемые при использовании компьютерной техники на уроках информатики, могут быть с успехом распространены и на другие дисциплины, преподаваемые с использованием новейших информационных технологий и средств информатизации.

Таким образом, проведенный анализ, описанный в настоящей статье, свидетельствует, что информатика и информационно-коммуникационные технологии как учебная дисциплина, преподаваемая в школе, должна быть тщательно исследована с точки зрения выработки мер здоровьесбережения школьников – мер, которые касались бы как урочной, так и внеурочной работы учащихся.

В этом случае, учитывая междисциплинарный характер информатики, а также другие перечисленные факторы, выработанные и апробированные меры могли бы стать основой формирования системы здоровьесбережения в школе. Можно не сомневаться, что расширение этой системы за счет специфических мер, касающихся отдельных предметов, а также овладение этими мерами всеми членами педагогического коллектива школы обязательно положительно отразится на здоровье и работоспособности школьников, что, как следствие, позволит существенно повысить эффективность общего среднего образования.

Литература.

  1. Грачева А.П., Лукин В.В. Инновационное образование – ключ к решению многих проблем. // В сб.: Методологические и практические проблемы инновационного образования, воспитания и формирования инновационного мышления студентов в высшей школе: Материалы всероссийской научно-практической конференции. / Балашиха: ИСЭПиМ. – 2005, С. 41-44.

  2. Грачева А.П. Проблемы организации обучения информатике в условиях формирования здоровьесберегающей среды школы. // Вестник МГПУ. Серия информатика и информатизация образования. / М.: МГПУ – 2005, С. 21-25.


Человеческая личность есть величайшая ценность, существующая на нашей планете.

Сохранение здоровья людей является главной проблемой современного человеческого общества. Справедлива мысль, что здоровье не все, но без здоровья все ничто. Современный ритм жизни, экологические проблемы, последствия технического прогресса - все это оказывает негативное влияние на здоровье людей и, прежде всего, на здоровье молодежи. В современном мире имеет место опасная тенденция к снижению мотиваций здорового образа жизни среди широких слоев населения, в том числе и среди молодежи. В результате мы имеем неутешительную динамику нарушений состояния здоровья подрастающего поколения. В сложившихся условиях необходимы срочные меры по созданию системы охраны здоровья и формирования привычек здорового образа жизни молодежи. Настало время изменить свое отношение к здоровью: каждый человек должен сам созидать свое здоровье, у каждого должна быть выработана непреодолимая потребность в укреплении и сохранении собственного здоровья в качестве несущей конструкции здорового общества.

Здоровье - это не только отсутствие болезни, но и физическое, психическое и социальное благополучие. Здоровый во всех отношениях человек счастлив, ибо имеет возможность совершенствоваться, получать удовлетворение в процессе учебы и труда.

Уходит в прошлое роль учреждения образования, трактуемая как передача культурного опыта в виде логически завершенной системы знаний. На смену приходит новая функция образования - быть субъектом преобразования общества.

Настало время, когда учреждения образования наряду с обучением и воспитанием обязаны ставить в приоритетном порядке задачу сохранения здоровья учащегося. Необходим основательный пересмотр отношения к здоровью молодежи. Привитие культуры здорового образа жизни должно стать обязательным и непосредственным результатом образования.

Проблема здоровья учащихся становится приоритетным направлением развития учреждений профессионального образования, призванных готовить конкурентоспособных специалистов. Все это согласуется с принципами идеологии Белорусского государства, содержанием реформы образования.

Решение этой проблемы возможно только при наличии здравосозидающей среды в образовательном учреждении, психологического комфорта учащегося и наставника, системно организованной воспитательной работы. В свою очередь, здравосозидающая среда обеспечивается наличием условий сохранения и укрепления здоровья учащихся, с одной стороны, и целенаправленным формированием культуры здоровья всех участников образовательного процесса - с другой. Центральное место в культуре здоровья занимают ценностно-мотивационные установки, а также знания, умения, навыки сохранения и укрепления здоровья, организации здорового образа жизни.

Здоровье учащихся складывается из следующих компонентов:

  • физического (характеризуется уровнем физического развития, степенью саморегуляции органов и систем, наличием резервных возможностей организма);

  • психического (определяется уровнем развития психических процессов);

  • нравственного (строится в соответствии с основными целями и ценностями жизни нашего общества, его идеологией, характеризуется нравственной ориентацией личности, ее менталитетом по отношению к себе, природе, обществу);

  • социального (характеризуется степенью социальной адаптации молодого человека в обществе, наличием предпосылок для всесторонней и долговременной активности в социуме).

Соответственно на здоровье учащихся влияют следующие факторы:

  • состояние физического здоровья;

  • уровень физической подготовки;

  • уровень развития в учреждении образования, регионе физической культуры и спорта;

  • состояние лечебно-оздоровительной работы;

  • качество и сформированность у учащихся культуры питания;

  • санитарно-гигиеническое состояние учреждения образования и условий проживания учащихся;

  • правильное сочетание учебной нагрузки, труда и отдыха учащихся;

  • наличие системы воспитания здорового образа жизни учащихся и профилактики вредных привычек среди учащихся и педагогов;

  • состояние психологического микроклимата в учреждении образования;

  • уровень оказания психологической помощи учащимся и семье;

  • работа в социальной среде по профилактике негативного влияния на здоровье учащихся.

Воспитательная работа с учащимися, направленная на формирование здорового образа жизни, должна соответствовать действующей в Республике Беларусь нормативно-правовой базе, регламентирующей этот процесс (база данных нормативно-правовой документации имеется на сайте ЦВР РИПО), а также методике проведения мониторинга уровня сформированности у учащихся навыков здорового образа жизни. В воспитательной работе по формированию здорового образа жизни, профилактике вредных привычек среди учащихся должны использоваться современные технологии и методы воспитания, ориентированные на интерактивные, личностно ориентированные подходы. Важно, чтобы в этой деятельности участвовали сами учащиеся, все члены педагогического коллектива, органы ученического самоуправления, семья, заинтересованные государственные и общественные организации (учреждения образования, здравоохранения, социальной защиты, физической культуры и спорта).

Как свидетельствует педагогическая наука и практика, отдельные новые педагогические технологии не могут решить сложнейшую проблему формирования знаний, умений и навыков здорового образа жизни учащихся. Еще А. С. Макаренко критиковал логику уединенного средства в организации учебно-воспитательного процесса. Не прием, не метод, не способ, какими бы эффективными они не казались, а система является ключевым понятием в педагогике будущего.

Под воспитательной системой (в том числе, системой укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни учащихся) понимается упорядоченная целостная совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых позволяет структурным подразделениям учреждения образования целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности.

Создание воспитательной системы - не самоцель. Она создается для оптимизации условий развития и самореализации личности, а также для ее социально-психологической защищенности. Воспитательную систему нельзя привнести в учреждение образования, в каждом из них она будет индивидуальной. Несхожесть воспитательных систем определяется типом учреждения образования, профилем, воспитательным потенциалом педагогов, составом учащихся, социальным заказом, материальной базой воспитания, особенностями социума.

Успешность формирования и развития системы зависит от умения руководителя правильно определить этапы этого процесса, цели и средства педагогической деятельности.

Создание системы охраны здоровья и воспитания здорового образа жизни учащихся в учреждениях, обеспечивающих получение среднего специального образования, осуществляется по пяти взаимосвязанным направлениям (схема 1):

  • анализ состояния здоровья учащихся, мониторинг уровня сформированности навыков здорового образа жизни;

  • формирование знаний о здоровье и принципах здорового образа жизни;

  • внедрение здоровьесозидающих образовательных и воспитательных технологий;

  • организация оздоровительной работы в учреждении образования, развитие физкультуры и спорта;

  • создание в учреждении образования здоровьесозидающей среды.

Схема 1. Система воспитания, направленная на сохранение и развитие физического, психического и социального благополучия личности учащегося.

Путь к этому может лежать через следующие действия:

  • проведение педагогического совета;

  • создание инициативных групп по моделированию системы формирования здравосозидающего образа жизни учащихся;

  • ознакомление педагогов с теорией и практикой создания воспитательных систем здравосозидающего образа жизни, теоретическими и методическими основами проектирования целей и путей их достижения;

  • выход на коллективы педагогов, родителей, базового предприятия (обсуждение модельных разработок и программ построения воспитательной системы);

  • включение учащихся в разработку модели воспитательной системы;

  • мониторинг состояния здоровья и результативности учебно-воспитательного процесса по формированию здорового образа жизни учащихся;

  • определение воспитательного потенциала окружающей среды и способов реализации целей и задач на основании мониторинга условий психологического и физического развития личности учащегося.

Для анализа и координации работы педагогического коллектива по сохранению здоровья и воспитанию навыков здорового образа жизни учащихся в учреждении образования целесообразно создать экспертно-координационный совет (схема 2):

Схема 2. Схема экспертно-координационного совета по проблемам формирования здравосозидающего образа жизни.

Освоение знаний, умений и навыков здорового образа жизни возможно лишь с полным использованием всей образовательной системы учреждения, начиная от учебных предметов и заканчивая воспитательной и оздоровительной работой в тесном сотрудничестве с заинтересованными государственными, общественными организациями, родителями.

Управление может быть эффективным только при глубоком знании, как протекает воспитательный процесс.

Основу системы охраны здоровья и воспитания здравосозидающего образа жизни учащихся должна составлять поэтапная, по возможности наиболее полная диагностика состояния здоровья учащихся и мониторинг уровня сформированности знаний, умений и навыков здорового образа жизни учащихся.

Для проведения мониторинга качества воспитания здорового образа жизни целесообразно использовать методические рекомендации «Мониторинг качества системы воспитания в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования» (Мн.: РИПО, 2005), которые предлагают систему аналитической деятельности по данной проблеме.

Диагностический инструментарий представлен в этих методических рекомендациях (стр. 225, 231, 233, 234, 236-238, 246).

Очевидно, что в самое ближайшее время в учреждениях образования появится такой документ, как «Паспорт здоровья учащегося», где будет отражена динамика состояния его здоровья, комплекс воспитательных мер по его укреплению и формированию здорового образа жизни. Это позволит работе по формированию здорового образа жизни учащихся и укреплению их здоровья придать личностно ориентированный характер. Вполне возможен и компьютерный вариант «паспорта», который будет предусматривать информацию не только о психическом, физическом состоянии учащегося, но и резервных адаптационных возможностях организма, его резистентности к различным неблагоприятным факторам, окружению, режиме дня, вредным привычкам, психоэмоциональным нагрузкам, качеству питания. Создание паспорта - это труд не только педагогов, но и психологов, медицинских работников.

Для эффективно функционирующей системы воспитательной работы, направленной на формирование здравосозидающего образа жизни учащихся, необходима глубоко продуманная организация контроля и руководства в учреждении образования. Вопросы контроля и руководства воспитательной работой по охране здоровья и формированию здорового образа жизни должны входить в перспективное, годовое планирование работы учреждения образования, а также могут выступать в качестве составной части отдельных программ и подпрограмм. Планирование деятельности по контролю и организации системы формирования здравосозидающего образа жизни должно охватывать всех субъектов учебно-воспитательной деятельности, все виды и формы жизнедеятельности учреждения образования, его взаимодействия с социальной средой. Постановка целей и задач охраны здоровья учащихся и воспитания здорового образа жизни должна предусматривать:

  • создание в учебном заведении среды, благоприятно влияющей на здоровье и формирование здорового образа жизни учащихся;

  • формирование знаний о здоровье, о факторах благоприятно воздействующих на здоровье, о значении здоровья для успешной учебной и профессиональной деятельности, потребности заботиться о своем здоровье;

  • формирование умений составлять правильный режим дня;

  • обучение самоконтролю, самооценке, взаимооценке, саморегуляции здоровья;

  • знание взаимосвязи компонентов здоровья, принципов здорового образа жизни;

  • представление об ответственности человека за свое здоровье;

  • знание возрастных особенностей физического и психического развития здоровья;

  • знание определения иммунитета, способы повышения иммунитета;

  • владение методами самовоспитания привычек здорового образа жизни;

  • умение осуществлять саморегуляцию в различных видах деятельности, а также в кризисных ситуациях;

  • умение осуществлять самонаблюдение за своим здоровьем;

  • знать о негативном влиянии на здоровье вредных привычек (пьянства, курения, наркомании, токсикомании);

  • умение противостоять вредным привычкам;

  • владеть знаниями об основах рационального питания;

  • иметь навыки придерживаться принципов здорового питания;

  • знание о благотворном влиянии физической культуры и спорта на здоровье молодого человека;

  • наличие привычки к занятиям физической культурой и спортом;

  • владение навыками самооздоровления;

  • вовлечение родителей учащихся в активную работу по формированию здорового образа жизни.

Для эффективного осуществления такого процесса необходимо его программное обеспечение, так как воспитание не может быть беспредметным и стихийным. В воспитательной сфере составление программ, алгоритмов, планов имеет специфический оттенок, поскольку жесткая регламентация, чисто управленческий подход противоречат индивидуальному характеру воспитательной работы, направленной на раскрытие уникальности, неповторимости каждой личности. Бесспорно, в этом вопросе важен поиск подходов к содержанию воспитательных программ с учетом всех реалий современности, регионального своеобразия. Причем процесс воспитания требует не одной программы, а системы программ.

Программы охраны психологического и физического здоровья, воспитания здорового образа жизни учащихся затрагивают все аспекты учебной и внеучебной деятельности: работу спортивных секций, клубов «Здоровье»; проведение «Дней здоровья», соревнований; организацию научно-практических конференций по актуальным проблемам физического воспитания, педагогических советов по проблемам обеспечения основ здорового образа жизни учащихся и преподавателей в учебной и внеучебной деятельности; проведение профилактической работы по проблемам алкоголизма, наркомании и курения.

Важнейшим качеством деятельности по формированию здорового образа жизни учащихся является субъект-субъектное (а не субъект-объектное) взаимодействие педагога и учащегося. Совместная деятельность предполагает способность ее участников делать что-то важное для каждого из них вместе. Когда они делают что-то новое в направлении здорового образа жизни, развития физической культуры, то возникает ситуация совместного творчества. В совместной деятельности учащемуся дано почувствовать себя субъектом созидания собственного здоровья, следовательно, собственной судьбы. Творческая позиция воспитателя направлена не на изменение, а на развитие личности учащегося, т. е. воспитание. Творчество учащегося должно быть направлено на изменение среды вокруг себя, творчество педагога - на формирование здорового образа жизни и развитие учащегося. Позиция педагога должна являться творчеством в двух планах: в плане готовности перейти к новому способу взаимодействия с учащимися и в плане готовности поддерживать непрерывную перестройку воспитанниками своего опыта. Внеурочная деятельность направлена на формирование здорового образа жизни, развитие физической культуры и спорта, представляет большие возможности для самореализации учащихся. Это участие в работе спортивных секций, клубов, творческих объединений, конкурсах, соревнованиях и т. д. Именно эта деятельность обладает наибольшей степенью свободы в решении проблемы сохранения здоровья и формирования привычек здорового образа жизни, именно в этой деятельности происходит более тесное межличностное неформальное общение учащихся, преподавателей, руководства учреждения образования. Кроме методического решения проблемы, стоит задача более важная: учебный и воспитательный процессы, фактически разъединяемые ранее, должны приобрести целостное единство, в котором будет развиваться творческий потенциал субъектов учебно-воспитательного процесса. Следовательно, встает вопрос о поисках механизмов такой интеграции. Современная молодежь испытывает дефицит в знаниях, касающихся формирования, сохранения и укрепления личного здоровья, в качественных консультативных услугах специалистов в области медицины, семейного воспитания, психологии взаимоотношений со сверстниками, родителями, в области безопасного сексуального и репродуктивного поведения, в профилактике поведенческих болезней (алкоголизм, наркомания, табакокурение, токсикомания), в юридической помощи. В этой ситуации учреждения образования, государственные структуры, общественные организации в сквозной системе должны направлять усилия в оказании помощи молодежи.

При существующей системе воспитательной работы необходимо сделать акцент на участие органов ученического самоуправления, общественных молодежных организаций и, прежде всего, общественного объединения «Белорусский республиканский союз молодежи» в работе по созданию здоровьесберегающей среды и формированию здорового образа жизни учащихся, развитию физической культуры и спорта в учреждении образования, профилактике вредных привычек. В связи с этим необходимо разработать комплексную программу по развитию ученического самоуправления, способствующую решению проблем охраны здоровья и формированию здорового образа жизни учащихся. Для повышения эффективности этого процесса должна проводиться учеба ученического актива по проблемам здорового образа жизни: проведение заседаний, «круглых столов», семинаров с использованием элементов «мозгового штурма».

Современные подходы к созданию системы укрепления и воспитания здорового образа жизни молодежи




Гусева Елена Ивановна, зам. директора по оздоровительной работе, учитель биологии

Статья отнесена к разделу: Спорт в школе и здоровье детей

Здоровье – основное и истинное достояние человека. Конечно, здоровье – дело не только личное, но и общественное. Здоровье людей зависит далеко не только от медицины и здравоохранения, а от всего комплекса природных и социально-экономических условий жизни. По мнению, профессора, доктора медицинских наук Брехмана И.И.: “Именно здоровье людей должно служить главной “визитной карточкой” социально-экономической зрелости, культуры и преуспевания государства, а не морское судно или воздушный корабль, как нередко считают”.

Комплексная программа укрепления здоровья в школе – это организованный набор актов, процедур и действий, созданный для защиты и обеспечения здоровья и благополучия учащихся и персонала; эта программа включает школьную медицинскую службу, здоровую школьную среду и образование в области здоровья.

Местом формирования здоровья ребенка сегодня является, к сожалению, не семья, где опыт родителей часто недостаточен, не медицинские учреждения, занимающиеся болезнями и больными детьми, а система образования. Поэтому целью современного образования является обеспечение не только педагогического, но и здоровьесберегающего эффекта: сохранение оптимального функционального состояния организма, устойчивого уровня работоспособности школьников ( по данным врачей гигиенистов уровень работоспособности у больных детей в 1,5 раза ниже по сравнению со здоровыми детьми).

После капитального ремонта в школе открыт медицинский оздоровительный центр, который оборудован для проведения профилактических и оздоровительных мероприятий. Основными задачами Центра являются содействие коллективу в создании условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся и приобретения знаний, умений, необходимых для формирования мотивации на здоровье. В Центре имеются: физиотерапевтический кабинет, водолечение, аэрозольтерапия, аэротерапия, массажные кабинеты, зал для ЛФК и тренажерный зал, кабинеты для групповых и индивидуальных занятий психологов.

Школа призвана обеспечить здоровый образ жизни для всего школьного коллектива путем создания окружающей среды, благоприятной для укрепления здоровья. Основные направления работы условно разделены на три взаимосвязанные группы.

Для учащихся

Профилактика и оздоровление:

  • Регулярное прохождение диспансеризации.

  • Использование материально-технической базы Центра.

  • Утренняя общешкольная зарядка.

  • Физкультурная разминка, во время учебного процесса, для активизации работы головного мозга и релаксации органов зрения.

  • Обучение навыкам самоконтроля и самодиагностики.

  • Сбалансированное питание.

  • Физкультурно-оздоровительная работа

Образовательный процесс:

  • Использование здоровьесберегающих образовательных технологий: развитие проектных технологий, разноуровневого и модульного обучения, коллективного взаимообучения и междисциплинарной интеграции.

  • Рациональное расписание.

Информационно-консультативная работа:

  • Циклы лекций специалистов НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН.

  • Дополнительные диагностические мероприятия.

  • Информационные стенды.

  • Консультации врачей-специалистов и психологов.

Участие в создании внутришкольной среды:

  • Самоуправление.

  • Проведение мониторинга.

  • Работа в творческих группах по пропаганде здорового образа жизни.

Для учителей и сотрудников школы

Профилактические мероприятия:

  • Лечебная физическая культура.

  • Тренажерный зал.

  • Аэротерапия.

Психотерапевтическая программа:

  • Психологические тренинги.

  • Индивидуальные консультации.

  • Развитие навыков по восстановлению благоприятного эмоционального состояния.

  • Консультации и рекомендации по работе с учащимися и родителями.

Информационно-консультативная работа:

  • Тематические семинары и педагогические советы.

  • Курсы повышения квалификации.

Для родителей

Информационно-консультативная работа:

  • Информация о результатах диспансеризаций и дополнительных медицинских исследований.

  • Университет для родителей по вопросам здорового образа жизни.

  • Консультации врачей-специалистов.

  • Консультации и рекомендации школьной психологической службы.

Независимо от педагогических целей любой образовательный процесс не должен вредить здоровью и учитывать ресурсы здоровья каждого ребенка. Именно поэтому в обучении используются личностно-ориентированные технологии, которые обеспечивают гармоническое физическое, умственное и психологическое развитие учащихся. Практическая реализация здоровьесберегающей технологии обучения осуществляется основываясь на следующих принципах (Сухарев А.Г.): учет особенностей данной возрастной группы учащихся; учет состояния здоровья ученика и его индивидуальных психофизиологических особенностей (в школе создана информационная база включающая состояние здоровья, особенности психики и функциональное состояние учащихся); структурирование урока с учетом изменений работоспособности; использование на уроках здоровьесберегающих действий (оптимальная плотность уроков, чередование видов учебной деятельности, уважительный стиль общения, эмоциональная разрядка, физкультурная пауза, правильная рабочая поза, положительные эмоции).

Большое внимание в школе уделяется просветительской работе и пропаганде здорового образа жизни. В тибетской медицине основными причинами всех болезней человека считались невежество, понимаемое как неосведомленность в вопросах сохранения здоровья, и омраченность понимаемая как пренебрежение к состоянию своего здоровья людей осведомленных, образованных.

Для повышения доли участия школьников в формировании своего здоровья и создании дружественной внутришкольной среды используется принцип самоуправления – организация работы штабов по различным направлениям. Штаб “Здоровье” принимает активное участие в создании материалов для тематических информационных стендов (“Учимся здоровью”, “Профилактика заболеваний”, “Осторожно – эпидемия!”, “Профилактика токсикоманий”. Приложение 1); создании лекторских групп для “Пятиминуток здоровья” в начальной школе; планировании и проведении межпредметной недели “Здоровый образ жизни” и всероссийского Дня здоровья (Приложение 2). Также широко используется участие обучающихся в старшей школе в проведении различных видов мониторинга (“Самооценка состояния здоровья”, “Образ жизни подростка”, “Факторы риска и отношение к ним” и другие. Приложение 3). Полученные результаты убеждают подростков в необходимости здорового образа жизни и его пропаганде. Учащиеся школы работают над внутришкольными и окружными проектами по тематике здоровьесбережения.

С апреля 2004 года в школе начала работать экспериментальная площадка “Влияние аэрофитотерапевтического модуля на состояние воздуха”. В состав модуля входят растения, которые обладают бактерицидными свойствами, оказывают эстетотерапевтическое действие на окружающих (Приложение 4). Проведенные специалистами “ВИЛАР” исследования состава воздуха в кабинетах, где установлены модули подтвердили эффективность воздействия растений. Штаб “Здоровье” проводит разъяснительную работу по составу модуля, по правильному уходу и использованию рекомендованных растений.

Для решения проблемы охраны здоровья детей и подростков в школе организована межведомственная интеграция медицинских, педагогических, социальных работников, а также служб Управы и Префектуры. Только совместная работа медиков, педагогов и психологов по профилактике, укреплению здоровья учащихся и учителей, воспитанию и пропаганде здорового образа жизни позволит создать и внедрить полноценный комплекс мероприятий, способствующих сохранению и укреплению физического и психического здоровья школьников.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Межпредметные связи информатики как фактор развития здоровьесберегающей среды школы

Автор: Алексей Александрович Разов

Дата: 17.11.2019

Номер свидетельства: 527300


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства