Человеческая личность есть величайшая ценность, существующая на нашей планете. Сохранение здоровья людей является главной проблемой современного человеческого общества. Справедлива мысль, что здоровье не все, но без здоровья все ничто. Современный ритм жизни, экологические проблемы, последствия технического прогресса - все это оказывает негативное влияние на здоровье людей и, прежде всего, на здоровье молодежи. В современном мире имеет место опасная тенденция к снижению мотиваций здорового образа жизни среди широких слоев населения, в том числе и среди молодежи. В результате мы имеем неутешительную динамику нарушений состояния здоровья подрастающего поколения. В сложившихся условиях необходимы срочные меры по созданию системы охраны здоровья и формирования привычек здорового образа жизни молодежи. Настало время изменить свое отношение к здоровью: каждый человек должен сам созидать свое здоровье, у каждого должна быть выработана непреодолимая потребность в укреплении и сохранении собственного здоровья в качестве несущей конструкции здорового общества. Здоровье - это не только отсутствие болезни, но и физическое, психическое и социальное благополучие. Здоровый во всех отношениях человек счастлив, ибо имеет возможность совершенствоваться, получать удовлетворение в процессе учебы и труда. Уходит в прошлое роль учреждения образования, трактуемая как передача культурного опыта в виде логически завершенной системы знаний. На смену приходит новая функция образования - быть субъектом преобразования общества. Настало время, когда учреждения образования наряду с обучением и воспитанием обязаны ставить в приоритетном порядке задачу сохранения здоровья учащегося. Необходим основательный пересмотр отношения к здоровью молодежи. Привитие культуры здорового образа жизни должно стать обязательным и непосредственным результатом образования. Проблема здоровья учащихся становится приоритетным направлением развития учреждений профессионального образования, призванных готовить конкурентоспособных специалистов. Все это согласуется с принципами идеологии Белорусского государства, содержанием реформы образования. Решение этой проблемы возможно только при наличии здравосозидающей среды в образовательном учреждении, психологического комфорта учащегося и наставника, системно организованной воспитательной работы. В свою очередь, здравосозидающая среда обеспечивается наличием условий сохранения и укрепления здоровья учащихся, с одной стороны, и целенаправленным формированием культуры здоровья всех участников образовательного процесса - с другой. Центральное место в культуре здоровья занимают ценностно-мотивационные установки, а также знания, умения, навыки сохранения и укрепления здоровья, организации здорового образа жизни. Здоровье учащихся складывается из следующих компонентов: физического (характеризуется уровнем физического развития, степенью саморегуляции органов и систем, наличием резервных возможностей организма); психического (определяется уровнем развития психических процессов); нравственного (строится в соответствии с основными целями и ценностями жизни нашего общества, его идеологией, характеризуется нравственной ориентацией личности, ее менталитетом по отношению к себе, природе, обществу); социального (характеризуется степенью социальной адаптации молодого человека в обществе, наличием предпосылок для всесторонней и долговременной активности в социуме). Соответственно на здоровье учащихся влияют следующие факторы: состояние физического здоровья; уровень физической подготовки; уровень развития в учреждении образования, регионе физической культуры и спорта; состояние лечебно-оздоровительной работы; качество и сформированность у учащихся культуры питания; санитарно-гигиеническое состояние учреждения образования и условий проживания учащихся; правильное сочетание учебной нагрузки, труда и отдыха учащихся; наличие системы воспитания здорового образа жизни учащихся и профилактики вредных привычек среди учащихся и педагогов; состояние психологического микроклимата в учреждении образования; уровень оказания психологической помощи учащимся и семье; работа в социальной среде по профилактике негативного влияния на здоровье учащихся. Воспитательная работа с учащимися, направленная на формирование здорового образа жизни, должна соответствовать действующей в Республике Беларусь нормативно-правовой базе, регламентирующей этот процесс (база данных нормативно-правовой документации имеется на сайте ЦВР РИПО), а также методике проведения мониторинга уровня сформированности у учащихся навыков здорового образа жизни. В воспитательной работе по формированию здорового образа жизни, профилактике вредных привычек среди учащихся должны использоваться современные технологии и методы воспитания, ориентированные на интерактивные, личностно ориентированные подходы. Важно, чтобы в этой деятельности участвовали сами учащиеся, все члены педагогического коллектива, органы ученического самоуправления, семья, заинтересованные государственные и общественные организации (учреждения образования, здравоохранения, социальной защиты, физической культуры и спорта). Как свидетельствует педагогическая наука и практика, отдельные новые педагогические технологии не могут решить сложнейшую проблему формирования знаний, умений и навыков здорового образа жизни учащихся. Еще А. С. Макаренко критиковал логику уединенного средства в организации учебно-воспитательного процесса. Не прием, не метод, не способ, какими бы эффективными они не казались, а система является ключевым понятием в педагогике будущего. Под воспитательной системой (в том числе, системой укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни учащихся) понимается упорядоченная целостная совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых позволяет структурным подразделениям учреждения образования целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности. Создание воспитательной системы - не самоцель. Она создается для оптимизации условий развития и самореализации личности, а также для ее социально-психологической защищенности. Воспитательную систему нельзя привнести в учреждение образования, в каждом из них она будет индивидуальной. Несхожесть воспитательных систем определяется типом учреждения образования, профилем, воспитательным потенциалом педагогов, составом учащихся, социальным заказом, материальной базой воспитания, особенностями социума. Успешность формирования и развития системы зависит от умения руководителя правильно определить этапы этого процесса, цели и средства педагогической деятельности. Создание системы охраны здоровья и воспитания здорового образа жизни учащихся в учреждениях, обеспечивающих получение среднего специального образования, осуществляется по пяти взаимосвязанным направлениям (схема 1): анализ состояния здоровья учащихся, мониторинг уровня сформированности навыков здорового образа жизни; формирование знаний о здоровье и принципах здорового образа жизни; внедрение здоровьесозидающих образовательных и воспитательных технологий; организация оздоровительной работы в учреждении образования, развитие физкультуры и спорта; создание в учреждении образования здоровьесозидающей среды. Схема 1. Система воспитания, направленная на сохранение и развитие физического, психического и социального благополучия личности учащегося. Путь к этому может лежать через следующие действия: проведение педагогического совета; создание инициативных групп по моделированию системы формирования здравосозидающего образа жизни учащихся; ознакомление педагогов с теорией и практикой создания воспитательных систем здравосозидающего образа жизни, теоретическими и методическими основами проектирования целей и путей их достижения; выход на коллективы педагогов, родителей, базового предприятия (обсуждение модельных разработок и программ построения воспитательной системы); включение учащихся в разработку модели воспитательной системы; мониторинг состояния здоровья и результативности учебно-воспитательного процесса по формированию здорового образа жизни учащихся; определение воспитательного потенциала окружающей среды и способов реализации целей и задач на основании мониторинга условий психологического и физического развития личности учащегося. Для анализа и координации работы педагогического коллектива по сохранению здоровья и воспитанию навыков здорового образа жизни учащихся в учреждении образования целесообразно создать экспертно-координационный совет (схема 2): Схема 2. Схема экспертно-координационного совета по проблемам формирования здравосозидающего образа жизни. Освоение знаний, умений и навыков здорового образа жизни возможно лишь с полным использованием всей образовательной системы учреждения, начиная от учебных предметов и заканчивая воспитательной и оздоровительной работой в тесном сотрудничестве с заинтересованными государственными, общественными организациями, родителями. Управление может быть эффективным только при глубоком знании, как протекает воспитательный процесс. Основу системы охраны здоровья и воспитания здравосозидающего образа жизни учащихся должна составлять поэтапная, по возможности наиболее полная диагностика состояния здоровья учащихся и мониторинг уровня сформированности знаний, умений и навыков здорового образа жизни учащихся. Для проведения мониторинга качества воспитания здорового образа жизни целесообразно использовать методические рекомендации «Мониторинг качества системы воспитания в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования» (Мн.: РИПО, 2005), которые предлагают систему аналитической деятельности по данной проблеме. Диагностический инструментарий представлен в этих методических рекомендациях (стр. 225, 231, 233, 234, 236-238, 246). Очевидно, что в самое ближайшее время в учреждениях образования появится такой документ, как «Паспорт здоровья учащегося», где будет отражена динамика состояния его здоровья, комплекс воспитательных мер по его укреплению и формированию здорового образа жизни. Это позволит работе по формированию здорового образа жизни учащихся и укреплению их здоровья придать личностно ориентированный характер. Вполне возможен и компьютерный вариант «паспорта», который будет предусматривать информацию не только о психическом, физическом состоянии учащегося, но и резервных адаптационных возможностях организма, его резистентности к различным неблагоприятным факторам, окружению, режиме дня, вредным привычкам, психоэмоциональным нагрузкам, качеству питания. Создание паспорта - это труд не только педагогов, но и психологов, медицинских работников. Для эффективно функционирующей системы воспитательной работы, направленной на формирование здравосозидающего образа жизни учащихся, необходима глубоко продуманная организация контроля и руководства в учреждении образования. Вопросы контроля и руководства воспитательной работой по охране здоровья и формированию здорового образа жизни должны входить в перспективное, годовое планирование работы учреждения образования, а также могут выступать в качестве составной части отдельных программ и подпрограмм. Планирование деятельности по контролю и организации системы формирования здравосозидающего образа жизни должно охватывать всех субъектов учебно-воспитательной деятельности, все виды и формы жизнедеятельности учреждения образования, его взаимодействия с социальной средой. Постановка целей и задач охраны здоровья учащихся и воспитания здорового образа жизни должна предусматривать: создание в учебном заведении среды, благоприятно влияющей на здоровье и формирование здорового образа жизни учащихся; формирование знаний о здоровье, о факторах благоприятно воздействующих на здоровье, о значении здоровья для успешной учебной и профессиональной деятельности, потребности заботиться о своем здоровье; формирование умений составлять правильный режим дня; обучение самоконтролю, самооценке, взаимооценке, саморегуляции здоровья; знание взаимосвязи компонентов здоровья, принципов здорового образа жизни; представление об ответственности человека за свое здоровье; знание возрастных особенностей физического и психического развития здоровья; знание определения иммунитета, способы повышения иммунитета; владение методами самовоспитания привычек здорового образа жизни; умение осуществлять саморегуляцию в различных видах деятельности, а также в кризисных ситуациях; умение осуществлять самонаблюдение за своим здоровьем; знать о негативном влиянии на здоровье вредных привычек (пьянства, курения, наркомании, токсикомании); умение противостоять вредным привычкам; владеть знаниями об основах рационального питания; иметь навыки придерживаться принципов здорового питания; знание о благотворном влиянии физической культуры и спорта на здоровье молодого человека; наличие привычки к занятиям физической культурой и спортом; владение навыками самооздоровления; вовлечение родителей учащихся в активную работу по формированию здорового образа жизни. Для эффективного осуществления такого процесса необходимо его программное обеспечение, так как воспитание не может быть беспредметным и стихийным. В воспитательной сфере составление программ, алгоритмов, планов имеет специфический оттенок, поскольку жесткая регламентация, чисто управленческий подход противоречат индивидуальному характеру воспитательной работы, направленной на раскрытие уникальности, неповторимости каждой личности. Бесспорно, в этом вопросе важен поиск подходов к содержанию воспитательных программ с учетом всех реалий современности, регионального своеобразия. Причем процесс воспитания требует не одной программы, а системы программ. Программы охраны психологического и физического здоровья, воспитания здорового образа жизни учащихся затрагивают все аспекты учебной и внеучебной деятельности: работу спортивных секций, клубов «Здоровье»; проведение «Дней здоровья», соревнований; организацию научно-практических конференций по актуальным проблемам физического воспитания, педагогических советов по проблемам обеспечения основ здорового образа жизни учащихся и преподавателей в учебной и внеучебной деятельности; проведение профилактической работы по проблемам алкоголизма, наркомании и курения. Важнейшим качеством деятельности по формированию здорового образа жизни учащихся является субъект-субъектное (а не субъект-объектное) взаимодействие педагога и учащегося. Совместная деятельность предполагает способность ее участников делать что-то важное для каждого из них вместе. Когда они делают что-то новое в направлении здорового образа жизни, развития физической культуры, то возникает ситуация совместного творчества. В совместной деятельности учащемуся дано почувствовать себя субъектом созидания собственного здоровья, следовательно, собственной судьбы. Творческая позиция воспитателя направлена не на изменение, а на развитие личности учащегося, т. е. воспитание. Творчество учащегося должно быть направлено на изменение среды вокруг себя, творчество педагога - на формирование здорового образа жизни и развитие учащегося. Позиция педагога должна являться творчеством в двух планах: в плане готовности перейти к новому способу взаимодействия с учащимися и в плане готовности поддерживать непрерывную перестройку воспитанниками своего опыта. Внеурочная деятельность направлена на формирование здорового образа жизни, развитие физической культуры и спорта, представляет большие возможности для самореализации учащихся. Это участие в работе спортивных секций, клубов, творческих объединений, конкурсах, соревнованиях и т. д. Именно эта деятельность обладает наибольшей степенью свободы в решении проблемы сохранения здоровья и формирования привычек здорового образа жизни, именно в этой деятельности происходит более тесное межличностное неформальное общение учащихся, преподавателей, руководства учреждения образования. Кроме методического решения проблемы, стоит задача более важная: учебный и воспитательный процессы, фактически разъединяемые ранее, должны приобрести целостное единство, в котором будет развиваться творческий потенциал субъектов учебно-воспитательного процесса. Следовательно, встает вопрос о поисках механизмов такой интеграции. Современная молодежь испытывает дефицит в знаниях, касающихся формирования, сохранения и укрепления личного здоровья, в качественных консультативных услугах специалистов в области медицины, семейного воспитания, психологии взаимоотношений со сверстниками, родителями, в области безопасного сексуального и репродуктивного поведения, в профилактике поведенческих болезней (алкоголизм, наркомания, табакокурение, токсикомания), в юридической помощи. В этой ситуации учреждения образования, государственные структуры, общественные организации в сквозной системе должны направлять усилия в оказании помощи молодежи. При существующей системе воспитательной работы необходимо сделать акцент на участие органов ученического самоуправления, общественных молодежных организаций и, прежде всего, общественного объединения «Белорусский республиканский союз молодежи» в работе по созданию здоровьесберегающей среды и формированию здорового образа жизни учащихся, развитию физической культуры и спорта в учреждении образования, профилактике вредных привычек. В связи с этим необходимо разработать комплексную программу по развитию ученического самоуправления, способствующую решению проблем охраны здоровья и формированию здорового образа жизни учащихся. Для повышения эффективности этого процесса должна проводиться учеба ученического актива по проблемам здорового образа жизни: проведение заседаний, «круглых столов», семинаров с использованием элементов «мозгового штурма». |