Просмотр содержимого документа
««Методика развития общей и специальной выносливости детей среднего школьного возраста по разделу лыжная подготовка в контексте ФГОС»»
Анкета-заявка на участие в заочном Конкурсе «Лучшая методическая разработка педагога в контексте решения современных задач физкультурного образования»
1. Фамилия, имя, отчество автора (полностью) Заплохов Юрий Владимирович
2. Место работы, должность Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя школа №10 г. Павлово, учитель
3. Полный адрес школы: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя школа №10 г. Павлово,
индекс 606108, Нижегородская область, Павловский муниципальный округ (район), населенный пункт г. Павлово, улица Суворова, дом № 4
федеральный телефонный код города 83171 телефон/факс 2-08-70 e-mail [email protected] (указать обязательно)
ФИО руководителя образовательного учреждения Кочедыкова Анна Владимировна
4. Тема (направление) конкурсного материала Развивающая деятельность обучающихся образовательных организаций, организаций дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности
5. Домашний адрес автора (полностью) индекс 606107, Нижегородская область, Павловский муниципальный округ (район), населенный пункт г. Павлово, улица Цветочная, дом № 55
федеральный телефонный код города 83171 рабочий телефон 2-08-70 сотовый телефон 89506054637 Е- mail [email protected] (указать обязательно) Дата заполнения 09.01.2022
Конкурс «Лучшая методическая разработка педагога в контексте решения современных задач физкультурного образования»
Название работы «Методика развития общей и специальной выносливости детей среднего школьного возраста по разделу лыжная подготовка в контексте ФГОС»
Автор: Заплохов Юрий Владимирович
учитель первой квалификационной категории
Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней школы №10 г. Павлово
Глава 1. Реализация образовательной программы по физической культуре в соответствии с ФГОС 6
1.1. Сравнительный анализ учебных программ по физкультуре по разделу лыжная подготовка (В.И.Лях, А.П.Матвеев) 6
1.2. Анатомия физиологических способностей организма ребенка среднего возраста (11 – 15 лет) 9
1.3. Виды выносливости (общая и специальная выносливость) 14
Выводы по главе 1 25
Глава 2. Методы и организация исследования 27
2.1. Методы исследования 27
2.1.1.Анализ научной и методической литературы 27
2.1.2.Педагогическое тестирование 27
2.1.3.Педагогический эксперимент 28
2.2. Организация исследования 28
Выводы по главе 2 32
Глава 3. Программа развития общей и специальной выносливости у детей среднего возраста 33
3.1 Методика воспитания выносливости на уроках лыжной подготовки 33
3.2 Результаты исследования и их обсуждения 39
Выводы по главе 3 42
Заключение 44
Список литературы 46
Приложения 49
Введение
Физическое воспитание подрастающего поколения в нашей стране является постоянным предметом внимания и заботой современного общества.
Актуальность нашего исследования, заключается в том, что на современном этапе развития российского общества состояние здоровья учащихся общеобразовательных школ оценивается как неудовлетворительное. Это выражается, по мнению специалистов, в низкой физической и двигательной подготовленности, низкой работоспособности, высоким уровнем заболеваемости. А главной задачей современного урока физической культуры является укрепление здоровья школьника. Однако эта тема подробно раскрыта не только в соответствующей литературе, но и в ФГОС. В связи с этим появилась острая необходимость увеличения количество часов физического воспитания. Поэтому в классах, реализующих Стандарты Второго поколения для достижения наиболее лучшего результата был введен третий час урока физической культуры.
Уроки лыжной подготовкой оказывают всестороннее воздействие на организм детей. Во время занятий происходит усиленная функциональная деятельность внутренних органов, развиваются мышцы, совершенствуется пространственная ориентировка и координация движений, так же происходит благоприятное влияние на формирование свода стопы и осанки ребенка.
Первый профессор медицины Московского университета С. Г. Зыбелин, ученик М. В. Ломоносова, в своих работах писал, что: "Воздух не только жизнь хранит, но и здравие наблюдает." В этих словах раскрыто важнейшее значение воздуха для укрепления здоровья человека. Занимаясь на свежем воздухе, в условиях пониженной температуры окружающей среды происходит закаливание организма, повышение устойчивости к простудным заболеваниям, укрепляется здоровье, уменьшается число заболеваний ОРВИ. Основоположник античной медицины, древнегреческий врач Гиппократ, утверждал: “холодные дни укрепляют тело, делают его упругим и удобоподвижным”. [4]
Лыжные занятия способствуют воспитанию морально-волевых качеств ребенка: создание интереса к систематическим занятиям, развитие смелости, решительности, настойчивости, воспитывается чувство дружбы, коллективизма и взаимопомощи. Так же происходит развитие необходимого физического качества – выносливости. Выносливость более всего отражает общее состояние организма, так как для ее проявления нужна слаженная работа всех важнейших функций и систем. Развитый уровень выносливости, свидетельствует о хорошем состоянии организма, деятельности внутренних органов.
Особенно важным является развитие скоростной выносливости, которая непосредственно играет значительную роль в упражнениях циклического характера. Чем наиболее лучше развита скоростная выносливость, тем значительно позже во время передвижения на дистанции начинают проявляться признаки утомления и как результат этого снижение скорости.
Цель исследования : разработать и экспериментально апробировать микроцикл по формированию специальной выносливости в рамках уроков по лыжной подготовке
Объект исследования: процесс воспитания общей и специальной выносливости у учащихся среднего возраста
Предмет исследования: методика развития общей и специальной выносливости с учащихся среднего возраста в рамках уроков по физической культуре по разделу лыжная подготовка.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что применение специальных упражнений на занятиях по лыжной подготовке повысит уровень выносливости у детей среднего школьного возраста.
Задачи исследования:
Проанализировать научную литературу по проблеме исследования;
Рассмотреть сущность понятий «выносливость», «общая и специальная выносливость»;
Рассмотреть анатомо - физиологические особенности детей среднего возраста;
Представить сравнительную характеристику учебных программ по физичекой культуре 5 – 9 класс: В.И. Лях, А.П. Матвеев;
Определить уровень развития выносливости у детей седьмых классов;
Экспериментальным путем доказать эффективность предложенной методики (разработанного микроцикла) воспитания специальной выносливости;
Проследить динамику развития выносливости у детей среднего возраста.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, анализ учебных программ, тестирование, педагогический эксперимент, наблюдение.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа № 10 г. Павлово (МБОУ СШ № 10 г. Павлово)
Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Глава 1. Реализация образовательной программы по физической культуре в соответствии с ФГОС
Сравнительный анализ учебных программ по физкультуре по разделу лыжная подготовка (В.И.Лях, А.П.Матвеев)
В нашей работе проанализированы две вариативные учебные программы для 5 – 9 классов по физической культуре, удовлетворяющих основным требования ФГОС, по разделу лыжная подготовка:
В.И. Лях «Физическая культура» для учащихся 5 – 9 классов
Данная рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основана на программе по предметной линии учебников В.И. Ляха и обеспечена учебником для общеобразовательных учреждений «Физическая культура. 5—9 классы» (М.: Просвещение).2014г.
Данный курс «Физическая культура» изучается с 5 по 9 класс из расчёта 3 ч в неделю. Третий час на преподавание учебного предмета «Физическая культура» был введён приказом Минобрнауки от 30 августа 2010 г. № 889. В приказе было указано: «Третий час учебного предмета «Физическая культура» использовать на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания» [11].Рабочая программа рассчитана на 525 ч на пять лет обучения (по 3 ч в неделю).
Данная программа включает в себя три раздела, циклически повторяющихся на каждом году обучения:
1 раздел: Знания о физической культуре. В рамках этого раздела дети знакомятся с общими понятиями физической культуры, расширяют знания из истории спорта, Олимпийских игр, получают знания направленные на формирование здорового образа жизни.
2 раздел: Способы двигательной (физкультурной) активности. В этом разделе учащиеся приобретают и совершенствуют навыки ОФП, учатся контролировать и дозировать физические нагрузки, осуществлять самоконтроль.
3 раздел: Физическое совершенствование. В рамках этого раздела, преобладает спортивно – оздоровительная деятельность, где учащиеся приобретают и совершенствуют практические навыки в различных видах спорта: гимнастика, легкая атлетика, лыжная подготовка (кроссовая подготовка), спортивные игры.
Курс лыжной подготовки входит в состав базовой части учебной программы, и предусматривает по 18 учебных часов в год на протяжение всего периода обучения.
В разделе «Лыжная подготовка» для всех классов предусмотрены основные способы передвижения на лыжах – попеременный двушажный ход и одновременные хода, подъемы, спуск в основной стойке торможения, повороты на месте и в движении. С 5 класса рекомендуется учить основам техники конькового хода [11].
А.П. Матвеев «Физическая культура» для учащихся 5 – 9 классов»
Рабочая программа разработана на основе программы общеобразовательных учреждений физического воспитания учащихся 5 -9 классы. М. Просвещение 2008г., под общей редакцией А.П. Матвеева. Программа составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта. Данная учебная программа конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов физической культуры в старших классах с учетом межпредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.
Уровень программы: базовый стандарт. Программа рассчитана на 510 часов в год, 102 часа в каждом классе по 3 часа в неделю [18]
Данная учебная программа включает в себя аналогичные разделы по изучению физического воспитания:
Согласно данной программе, в этот раздел входят следующие направления: физкультурно – оздоровительная деятельность(формирование правильной осанки, развитие гибкости и координации движение, комплекс упражнений для утренней гимнастики, с учетов физиологических особенностей учащегося); гимнастика с основами акробатики; легкая атлетика; спортивные игры (волейбол, баскетбол, футбол); лыжные гонки.
Раздел «Лыжные гонки» представлен в данной программе овладением следующих элементов: одновременный двухшажный и попеременный четырехшажный ход. Передвижение с чередованием попеременных и одновременных ходов. Торможение боковым соскальзыванием. Преодоление препятствий на лыжах способами перешагивания, перепрыгивания, перелезания; прыжки с небольших трамплинов (30—50 см высотой). Спуск в низкой стойке. Прохождение учебных дистанций с использованием разученных способов передвижения (протяженность дистанции регулируется учителем или обучающимися). Упражнения специальной физической и технической подготовки.
В рамках учебной программы А.П. Матвеева лыжная подготовка предусматривает и рассчитана на 20 часов в год в каждом классе.
Но не стоит забывать о том, что обе вариативные программы по изучению физической культуры с 5 – 9 класс направлены на формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха [18].
Анатомия физиологических способностей организма ребенка среднего возраста (11 – 15 лет)
Возрастные особенности строения и функции организма в целом и его отдельных систем и органов очень важно. Знание и учёт этих особенностей необходимы для правильной постановки учебно-воспитательной работы с детьми разного возраста, причём не только с целью их физического воспитания, но и умственного развития. Наиболее наглядными показателями физического развития являются ежегодные изменения роста и веса тела ребёнка (Приложение 1). Именно эти показатели необходимо учитывать при планирование физической нагрузки на уроках физической культуры, да и в учебном процессе в целом.
Здоровье ребенка тесно связано с уровнем его физического, умственного и функционального развития.
Здоровье — это не только отсутствие болезни и физических дефектов, а состояние полного физического, духовного и социального благополучия, это отражено в материалах Всемирной организации здравоохранения. Основной отличительной особенностью ребенка является то, что он растет и развивает ся по определенным законам и не является копией взрослого человека [10].
Различают биологический и паспортный возраст человека.
Весь генетический материал закладывается в одной единственной клетке, возникающей в момент оплодотворения. В ней хранится информация о его половой принадлежности, ростовесовых показателях, особенностях внутренних органов, психического и интеллектуального развития.
Ростовесовые показатели отражают биологический возраст ребенка.
Условно развитие ребенка разделяют на несколько периодов:
1) этап внутриутробного развития эмбриона — первые 12 недель беременности;
2) этап развития плода;
3) неонатальный период — от 0 до 28 дней;
4) грудной возраст — с 3—4й недели жизни до 12 месяцев;
5) преддошкольный возраст — от 1 года до 3 лет;
6) дошкольный возраст — с 3 до 7 лет;
7) период младшего школьного возраста — с 7 до 12 лет;
8) период старшего школьного возраста — с 12 до 16 лет [10].
Каждый из этих возрастных периодов имеет свои особенности. В данном разделе нашей работы мы рассмотрим основные анатомо – физиологические особенности детей 11 – 15 лет (средний возраст) учащихся 5 – 9 классов.
Этот возраст характеризуется усиленным ростом, перестройкой эндокринной системы. Происходит быстрое половое созревание, причем раньше оно начинается у девочек, затем — у мальчиков. В этом периоде часто отмечаются функциональные расстройства, обусловленные быстрым ростом всего тела, отдельных органов, а также неустойчивостью вегетативной, нервной и эндокринной системы.
В подростковом периоде процесс окостенения не закончен. В данном возрасте значительно увеличиваются скорость роста скелета от 7 до 10 см, прибавляется общая масса тела от 4,5 до 9 кг в год. Мальчики отстают в темпах прироста массы и длины тела от девочек на 1-2 года. Длина тела увеличивается за счет ускоренного роста в основном трубчатых костей [4].
Развитие и рост мышечных волокон происходит медленнее, чем рост трубчатых костей в длину. Это приводит к изменению состояния натяжения мышц и пропорций тела. Прирост мышечной массы у юношей после четырнадцати лет происходит гораздо быстрее, чем у девочек этого же возраста. К пятнадцати годам строение мышечных волокон приближается к морфологической зрелости. Рост сердца заметно ускорен, так как рост внутренних органов и тканей вызывают активный его развитие, однако рост кровеносных сосудов отстает от темпов роста сердца, вследствие чего наблюдается повышение кровяного давления, нарушение ритма сердечной деятельности и как результат всего этого утомление наступает гораздо быстрее, чем в других случаях. Из-за отсутствия необходимого количества кровеносных сосудов движение крови становится затруднённым, что приводит к возникновению одышки, в области сердца возникает ощущение сдавленности [10].
В этом возрасте наблюдается заметное увеличение жизненной емкости легких. У юношей формируется брюшной тип дыхания, у девочек преобладает грудной тип дыхания [4].
Активное половое развитие в данном возрасте значительно влияет на строение тела и функциональные возможности организма ребенка. У девочек пубертатный период наступает с одиннадцати лет, у юношей с двенадцати – тринадцати лет. Появляются вторичные половые признаки, внешний вид, особенно девочек меняется. Строение тела у девочек, относительно пропорциям тела юношей заметно отличаются, что непосредственно влияет на показание результатов в физическом развитии. У девочек формируется относительно удлинённое туловище, короткие ноги, массивный тазовый пояс. Данные особенности приводят к снижению их возможностей в беге, прыжках, метаниях по сравнению с мальчиками их результаты гораздо ниже. У мальчиков мышечное строение плечевого пояса более развитое, чем у девочек, это особенность и объясняет разницу результатов в метании, подтягивании, упорах, лазании, отжимании. Девочки лучше осваивают ритмичные и пластичные движения, упражнения в равновесии и на точность движений [4].
Действие желез внутренней секреции оказывает большое влияние на нервную систему ребенка. Для детей данного возраста характерна повышенная раздражительность, быстрая утомляемость, расстройство сна в некоторых случая наблюдается повышенная агрессивность [4].
Переоценивая свои способности, мальчики стараются быть самостоятельными, пытаются разобраться во всем сами, сделать все своими силами, порой не учитывая замечания взрослых. Девочки же наоборот менее уверенны в своих способностях. Подростки очень чувствительны к оценкам взрослых, остро реагируют на какие-либо ущемления их достоинства, не терпят поучений, особенно длительных [10].
При организации физического воспитания в данном возрасте нежелательны чрезмерные нагрузки на опорно-двигательный, суставно-связочный и мышечный аппарат. Они могут спровоцировать задержку роста трубчатых костей в длину и ускорить процесс окостенения. Упражнения на гибкость следует проводить строго после проведения подготовительных упражнений, которые способствуют подготовке мышц и связок к нагрузкам в основной части урока, а также упражнений направленных на расслабление задействованных мышечных групп. Резкое и быстрое выполнение упражнений строго запрещается, так как может привести к травме организма ребенка. Рекомендуется продолжать уделять внимание правильной осанке. Упражнения, оказывающие значительные нагрузки на сердце, чередовать с дыхательными упражнениями [4].
На уроках интенсивный бег желательно чередовать со спокойной ходьбой, так как нагрузки такого характера отрицательно влияют на организм, плохо переносятся. Для развития углубленного дыхания на уроках следует применять специальные упражнения с целью углубления и развития дыхания. При выполнении таких упражнений необходимо выполнять глубокие вдохи, дышать ритмично, без резкой смены темпа.
На уроках следует заниматься отдельно с девочками и мальчиками. Поскольку нагрузка и дозировка в схожих упражнениях для мальчиков гораздо увеличена, чем для девочек. Нагрузка дозируется с учетом индивидуальных данных каждого учащегося. Для девочек рекомендуется использовать различные виды аэробики и упражнения стретчинга, выполняемые под музыку [4].
Мышечная масса после тринадцати лет у мальчиков увеличивается быстрее, чем у девочек. Так же в этот период у юношей происходит увеличение гортани. Щитовидный хрящ заметно изменяется, образуя гортанный выступ. В результате таких перемен происходит понижение тембра голоса [4].
Большая умственная нагрузка в подростковом возрасте часто сочетается с малоподвижным образом жизни ребенка. Все это приводит к возникновению нарушения регуляции тонуса кровеносных сосудов, что вызывает гипотонические и гипертонические состояния, которые в дальнейшем развиваются в гипотонию или гипертонию. Чтобы исключить такой неблагоприятный исход распорядок дня ребенка должен быть достаточно активным и включать занятия физической культурой и спортом. Обучаясь шесть дней в неделю, суммарная учебная нагрузка занимающихся не должна быть выше семи – восьми часов [10].
Одним из наиболее важных новообразований в этом возрасте это возникновение у ребенка чувства взрослости. Данное чувство выражается в первую очередь в желании быть самостоятельным, не зависимым от других. Дети хотят, чтобы к ним относились как к взрослым, поведение детей заметно меняется, исходя из этого, увеличивается интерес к своей внешности, особенно это заметно у девочек. Подростки начинают полностью стараться подрожать взрослым. Меняется поведение, внешний вид, стиль одежды, девочки начинают краситься. Подражая, ребенок взрослеет сам для себя, и как ему кажется, для окружающих. Учителя и родные не являются для них авторитетами, мнение сверстников для них теперь более значимо [4].
Как уже говорилось раньше, в подростковом возрасте наблюдается ускорение роста и развития детей, иначе говоря, проблема акселерации. Акселерация роста и развития наиболее показательна в подростковом возрасте [4].
На занятиях к детям-акселератам необходимо уделять особое внимание, правильно дозировать нагрузки, учитывая возрастные и половые особенности детей. Такие дети очень крупные в размерах, по антропометрическим данным очень приближенны ко взрослым результатам. Однако, не смотря на внешние показатели, организм ребенка не достиг взрослого уровня. Многие системы такие как: нервная, эндокринная, сердечнососудистая, дыхательная и мышечная системы находятся еще в стадии формирования. Дети-акселераты способны выполнять большой объём физических нагрузок. Переоценка физических возможностей подростков ведет к перетренировке, нарушению здоровья. [4]
Виды выносливости (общая и специальная выносливость)
Занятия различными видами спорта, в том числе и лыжной подготовкой, подразумевает развитие выносливости.
Выносливость – это способность противостоять утомлению в процессе мышечной деятельности. Критерием, определяющим уровень развития выносливости является, время, в течение которого осуществляется мышечная деятельность определённого характера и интенсивности [6]. Например, в циклических видах физических упражнений измеряется минимальное время преодоления заданной дистанции; в спортивных играх и единоборствах замеряют время, в течение которого осуществляется уровень заданной интенсивности. В сложнокоординационных видах деятельности показателем выносливости является стабильность технически правильного выполнения действия. Различают общую и специальную выносливость.
Общая выносливость – это способность к продолжительному и эффективному выполнению работы неспецифического характера [7].
Общая выносливость существует не как отдельный вид выносливости, а в качестве обшей неспецифической основы различных видов выносливости, проявляемых в специфических формах (силовая выносливость, скоростная выносливость и т. П.). Общая выносливость оказывает положительное влияние на процесс становления специфических компонентов спортивного мастерства благодаря «переносу» тренированности с неспецифических видов мышечной деятельности на специфические и повышению адаптационных возможностей спортсменов к тренировочным нагрузкам. Общая выносливость служит предпосылкой развития специальной выносливости[7].
Специальная выносливость – это способность к эффективному выполнению работы специфического характера и преодолению утомления в условиях соревновательной деятельности в избранном виде спорта.
Проявление выносливости в различных видах двигательной деятельности зависит от многих факторов: биоэнергетических, функциональной устойчивости, биомеханических (уровень владения спортивной техникой), наследственности (генетика), среды и др [7].
Формированием общей выносливости, является неотъемлемой задачей учебных занятий по физической культуре в образовательном учреждении.
Формирование и развитие общей выносливости происходит в четыре этапа. Рассмотрим их по подробней.
Первый этап – развитие общей выносливости
Общая выносливость обеспечивает спортсмену возможность длительно выполнять работу, что обусловлено высокой функциональной способностью всех органов и систем организма. Именно это определяет роль отличной подготовленности в общей выносливости, как важнейшего условия для осуществления тренировочного процесса и как базы для последующего развития выносливости, но уже в более мощной работе [5].
Для воспитания общей выносливости нужна длительная работа в аэробном режиме. ЧСС – 130-140 уд/мин для менее подготовленных и 140-160 уд/мин для более подготовленных. В этом случае обеспечивается не только длительное выполнение работы, но выполнение без ее излишних нервно-психических напряжений, с высоким эмоциональном уровне. При этом ведь не только повышается работоспособность сердечно-сосудистой системы, всех других функций, но, что очень важно, подготавливает опорно-двигательный аппарат, укрепляются мышцы и связки, улучшается их эластичность и прочность прикрепления, обеспечивается профилактика возникновения разного рода болей, в том числе: в печени, селезенки, ахилловом сухожилии.
Итак, уже на первом этапе воспитание выносливости должно быть включено в действие повышение силового потенциала. Здесь такие пути.
В первом – перед длительной работой умеренной интенсивности добавляются силовые упражнения, по возможности адекватные избранному виду спорта. Эти упражнения выполняется также в другое время дня [6].
Во втором – длительная работа умеренной интенсивности включает в себя периодическое кратковременное (1-5 мин) увеличение мощности выполняемого упражнения за счет проявления большой силы (подъем в гору, удлинение шага, переноска груза, превышение обычной амплитуды движение и др.) [6].
В третьем – работа выполняется на уровне, несколько превышающем умеренную мощность, но позволяющем выполнять упражнение достаточно долго (30 мин и более)[6].
Второй этап – образование специального фундамента для выносливости
Этот этап играет исключительно важную роль. Никакая интенсивная тренировка не принесет настоящего успеха, если нет прочного специального фундамента.
Основное средство на этом этапе – упражнения в своем виде спорта, выполняемые ежедневно, продолжительно и повторно с интенсивностью умеренной и большой [5].
Устанавливая нагрузку, надо иметь в виду ежедневное длительное выполнение своего вида спорта и необходимость полного восстановления к последующему занятию. Залог успеха – в постепенном, от одного дня к другому, увеличению нагрузки.
Третий этап – усиление специального фундамента
Третий этап включает в себя улучшение анаэробных возможностей организма спортсмена, дальнейшее совершенствование силового и скоростного компонентов его выносливости, создание запаса в функциональных возможностях.
Основные средства, применяемые на третьем этапе: – упражнения в избранном виде спорта и специальные упражнения, выполняемые в затрудненных, осложненных, облегченных и обычных условиях. Интенсивность на третьем этапе выше, чем на втором, а продолжительность, соответственно меньше [5].
Четвертый этап – воспитание специальной выносливости
Четвертый этап прямо направлен на достижение лучших спортивных результатов. Естественно, что это достигается за счет дальнейшего улучшения компонентов специальной выносливости. Теперь главное средство – тренировка в избранном виде спорта в обычных условиях и в моделирующих соревновательную обстановку, но с увеличенной интенсивностью – близкой к соревновательной, равной ей и превышающей ее. Соответственно и продолжительность тренировочной работы бывает больше соревновательной, равной ей и меньше ее.
Задача работы, близкой к соревновательной – укрепить способность дольше, чем в соревновании, выполнять свой вид спорта, улучшить координацию и взаимосвязь в функциях органов и систем, создать уверенность в выполнении соревновательной деятельности. Продолжительность такой работы на 25-50% больше соревновательной, но она может выполняться и повторно в одном занятии или дне [5].
Задача работы, равной соревновательной – улучшить систему функциональных возможностей организма спортсмена, увериться в достижении прогнозируемого результата, проверить свои силы в различных тактических вариантах. Число повторений больше всего зависит от вида спорта и распределении стартов в дни и недели.
Задача работы с интенсивностью, превышающей соревновательную – самая главная задача. Здесь надо осуществить на высшем уровне проявление всех компонентов выносливости в данном виде спорта и создать эффективную адаптацию. Надо многократно выполнять упражнение на сверхсоревновательном уровне [7]. Однако развитие только общей выносливости недостаточно для достижения определенных результатов.
Лыжный спорт является важным средством физического воспитания в школе. В методической и научной литературе нет единого мнения о том, с какого возраста целесообразно начинать обучение и тренировку юных лыжников, в каком возрасте приступать к воспитанию общей и специальной выносливости.
Совершенствование методики воспитания специальной выносливости у юных лыжников-гонщиков предполагает определение оптимальных длины отрезков дистанции и скорости их преодоления, продолжительности и характера интервалов отдыха, методов тренировки.
Основываясь на исследованиях Н.Н. Яковлева, В.И. Шапошниковой (1965), и др. пришли к выводу, что специальная выносливость успешно развивается при преодолении отрезков дистанции со скоростью, превышающей среднюю соревновательную не менее чем на 4% [5].
Выносливость развивается на протяжении всего годичного цикла лыжника, но больше значения уделяется на самом продолжительном подготовительном периоде подготовки. Годовой цикл тренировки в лыжном спорте условно разделяется на 3 периода: подготовительный, соревновательный и переходный.
Подготовительный период разбивается на 3 этапа: весенне-летний, летне-осенний и осенне-зимний.
Основными задачами весенне-летнего этапа являются: повышение общей физической подготовки спортсменов (развитие выносливости, силы, быстроты, гибкости, ловкости, равновесия), совершенствование техники в имитационных упражнениях и передвижении на лыжероллерах, овладение теоретически знаниям по принципам самоконтроля, питания, гигиены, восстановления организма и другими вопросами.
Задачи летне-осеннего этапа: развитие и совершенствование основных физических качеств и функциональных возможностей, постепенное повышение работоспособности в беге, ходьбе, прыжках, в передвижении на лыжероллерах, увеличение интенсивности тренировочных занятий. Для этого необходимо, начиная примерно с середины июля и до конца октября, использовать развивающий режим тренировки. На данном этапе необходимо периодически использовать восстанавливающий и поддерживающий режимы тренировки, т. К. менее интенсивная работа будет способствовать лучшему восстановлению работоспособности организма спортсмена после больших по объему и интенсивности нагрузок [7].
Тренировочными средствами в весенне-летний и летне-осенний этапы являются: бег и ходьба с различной интенсивностью, кроссовый бег по пересеченной местности, бег с шаговой и прыжковой имитацией лыжных ходов в подъемы (с палками), прыжки и многоскоки, специальные силовые имитационные упражнения, передвижение на лыжероллерах, общеразвивающие упражнения, спортивные игры, плавание, гребля, езда на велосипеде. Как следует из этого перечисления, круг средств очень широк и воздействует на самые различные системы и функции организма спортсмена.
Задачи осенне-зимнего этапа: восстановление навыка передвижения на лыжах, развитие специальной выносливости, поддержание высокого уровня общей и силовой выносливости, создание базы для выступления в соревнованиях, постепенное приобретение опыта выступления в соревнованиях. На этом этапе средства имеют более выраженный специальный характер: передвижение на лыжероллерах различного типа, бег с имитацией на подъемах, кроссовый бег, специальные упражнения на силовую выносливость и в конце этапа передвижение на лыжах.
Соревновательный период чаще всего начинается в январе и заканчивается в середине апреля, а в некоторых регионах нашей страны и раньше. Задачи периода: подведение лыжников к времени главных стартов, к уровню наивысшей работоспособности, совершенствование физических функциональных, технических, тактических и волевых возможностей спортсменов, накопление опыта соревнований. В соревновательный период основное тренировочное средство – передвижение на лыжах различными способами. Дополнительные: кроссы, упражнения на растягивание и расслабление, а также поддерживающие силовую выносливость мышц ног, рук и туловища [6].
Более подробно рассмотрим подготовительный период.
Подготовительный период – самый продолжительный период подготовки лыжника. В некоторых регионах страны он занимает до 6 месяцев (с начала июня до конца ноября). Поэтому особенно важна постепенность наращивания интенсивности нагрузок и соответствие их возможностям спортсменов. Высокий уровень тренированности, приобретенный в подготовительном периоде, положительно влияет на рост спортивных результатов в соревновательном периоде [7].
В тренировочных занятиях этого периода основное место при работе с юными лыжниками отводится средствам ОФП.
Выносливость – определяющее для лыжника качество. Она наиболее тесно связана с функциональной и общефизической подготовкой. В спортивной физиологии выносливость определяют, как способность длительно выполнять динамическую мышечную работу преимущественно аэробного характера, преодолевая утомление. Выносливость зависит от целого ряда лимитирующих ее физиологических факторов, важнейшими из которых являются уровень максимального потребления кислорода (МПК), легочная вентиляция, порог анаэробного обмена, объема и состав крови, работа сердечно-сосудистой системы и композиция мышц. Два из них – МПК и композиция мышц – наиболее четко определяют возможный уровень развития выносливости [7].
Чем выше уровень МПК, тем легче и продолжительнее выполняется аэробная работа, тем большую скорость может поддерживать спортсмен на дистанции, тем выше его результат в соревнованиях, требующих проявления выносливости. Уровень МПК, как и композиция мышц, генетически обусловлен. Однако направленной тренировкой МПК можно увеличить примерно на 30% от исходной величины. Это достаточно большой прирост.
Особенности структуры мышечного волокна также лимитируют возможности развития выносливости. Мышечные волокна человека делятся на два основных типа: медленные и быстрые. Медленные мышечные волокна активно поглощают кислород и лучше приспособлены к длительным, повторным сокращениям, т.е. продолжительной работе на выносливость. Быстрые мышечные волокна работают в анаэробном режиме и обеспечивают кратковременные быстрые или мощные силовые сокращения. Между композицией мышц и МПК существует прямая связь: чем больше процент медленных волокон, тем выше уровень МПК. У спортсменов с высоким процентом медленных мышечных волокон проявляется и высокий уровень выносливости. Тренировка на выносливость в определенной мере увеличивает объем волокон, способных к аэробному энергообеспечению [4].
Известно, что максимальный прирост выносливости к циклическим нагрузкам наблюдается у подростков в возрасте 14 лет и активно продолжается до 19 лет. Позже прирост выносливости несколько замедляется. Следовательно, наилучшие предпосылки для развития этого важнейшего качества возникают у школьников 7 класса и старше. Однако подготовку к этому наиболее продуктивному периоду следует начинать как можно раньше, чтобы к нужному времени была заложена общефизическая база для активного развития выносливости [7].
В работе И.И. Шмелькова отмечается, что годовой прирост выносливости составляет в 13-летнем возрасте 12%, далее, в 14-15 лет, снижается до 10,7-10,6%, а в 16 лет увеличивался до 13%. Уменьшение прироста выносливости в 14-15 лет связано с половым созреванием. Исследования А.Д. Солдатова выявили, что нагрузки с преимущественной направленностью на развитие силовой выносливости у юношей 14-18 лет оказывают более значительное воздействие на вегетативную систему, а нагрузки скоростно-силового характера – на нервно-мышечный аппарат испытуемых. Все это позволяет говорить и необходимости развития в юношеском возрасте различных видов выносливости. Должен быть переход от одного этапа развития выносливости к другому:
а) развитие общей выносливости средствами ОФП (игры, эстафеты, различные виды спорта);
б) развитие общей выносливости длительными упражнениями;
в) совершенствование мышечной выносливости;
г) постепенное повышение скорости передвижения по дистанции;
д) усложнение рельефа дистанции;
е) совершенствование выносливости на фоне утомления, предварительно создаваемого соответствующими упражнениями [6].
Развитие выносливости в лыжном спорте определяется не только функциональными возможностями, но и степенью овладения техникой передвижения на лыжах, которая зависит от успешного решения одной из основных задач начальной подготовки юного лыжника – развития равновесия [7].
Выбирая методы развития специальной выносливости, необходимо учитывать: интенсивность выполнения физической работы; продолжительность её выполнения; продолжительность отдыха между нагрузками; характер отдыха; число повторений; состояние работоспособности организма перед выполнением тренировочного занятия [7].
Величина физической нагрузки, а также ответная реакция организма на спортивную нагрузку будут различными в зависимости от сочетания перечисленных компонентов:
Интенсивность выполнения физического упражнения прямо пропорциональна величине энергетического обеспечения мышечной деятельности;
Продолжительность работы с критической интенсивностью зависит от исходного состояния организма спортсмена и скорости возрастания функции во время работы и имеет зависимость, обратную относительно интенсивности его выполнения;
Продолжительность отдыха имеет большое значение для определения, как величины, так и особенно характера ответных реакций организма на тренировочную нагрузку и взаимосвязана с выполнением предыдущей физической нагрузки;
Варьирование нагрузки может способствовать либо развитию специальной выносливости, либо поддержанию достигнутого уровня данного качества;
Число повторений работы с критической интенсивностью определяется возможностью поддерживать «устойчивое состояние» обменных процессов. Для надкритической интенсивности характерно 5-7 повторений малого объема работы на коротких отрезках;
Исходное состояние организма перед выполнением тренировочного занятия определяет объем физической нагрузки (количество повторений отрезков с критической и субкритической интенсивностью). Перед выполнением тренировочного занятия исходное состояние организма может быть следующим: а) неполное восстановление; б) полное восстановление; в) состояние сверхвосстановления (фаза суперкомпенсации);
В теории лыжного спорта не выделяют отдельных методов для воспитания физических качеств, которые не являются ведущими, но влияют на формирование специальной выносливости [7].
Огольцов И.Г. (1971) выделяет четыре метода, или вида, тренировок:
1. Круговая тренировка.
2. Игровая тренировка.
3. Разносторонняя, или общеразвивающая, тренировка.
4. Метод сопряженных воздействий [6].
Все способы и методы формирования общей и специальной выносливости, рассмотренные нами в этой части работы находят удобное применение при планирование учебных занятий по физической культуре, в частности реализации раздела «лыжная подготовка».
Выводы по главе 1
В этой главе была рассмотрена сущность основных понятий нашего исследования: «выносливость», «общая выносливость» и «специальная выносливость». Таким образом:
Выносливость – это способность противостоять утомлению в процессе мышечной деятельности;
Общая выносливость – это способность к продолжительному и эффективному выполнению работы неспецифического характера;
Специальная выносливость – это способность к эффективному выполнению работы специфического характера и преодолению утомления в условиях соревновательной деятельности в избранном виде спорта.
Формирование общей выносливости происходит в 4 этапа:
Формирование общей выносливости;
Образование специального фундамента для выносливости;
Усиление специального фундамента для развития выносливости;
Формирование специальной выносливости.
Были рассмотрены и выявлены основные физиологические особенности организма детей среднего возраста, в соответствии с которыми необходимо планировать учебную работу каждого ребенка.
Также нами были проанализированы и проведен сравнительный анализ двух учебных программ по физической культуре для 5- 9 классв: В.И. Лях и А.П.Матвеев, который показал всю особенность раздела лыжной подготовки во время учебных занятий в школе для детей среднего возраста.
Проведенный работа позволила определить основы построения нашей экспериментальной программы (создание микроцикла) по развитию специальной выносливости у детей среднего возраста в рамках уроков по лыжной подготовке.
Глава 2. Методы и организация исследования
2.1. Методы исследования
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
2.1.1. Анализ научной и методической литературы.
2.1.2. Педагогическое тестирование.
2.1.3. Педагогический эксперимент.
2.1.1. Анализ научной и методической литературы
С целью получения объективных сведений по изучаемым вопросам, уточнения методов исследования, применялся данный метод.
Изучение и анализ литературных источников позволил выяснить степень разработанности проблемы, определить и теоретически обосновать рабочую гипотезу, сформировать цели и задачи исследования.
В процессе исследования обобщались и анализировались данные научно-методической литературы о понятии, видах общей выносливости, а также особенностях методики воспитания общей выносливости у учащихся средней школы на уроках лыжной подготовки.
Анализ научных и методических источников по вопросам современных методик развития общей выносливости и методам её развития на уроках лыжной подготовки у среднего школьного возраста дал возможность получить относительно полное представление о состоянии изучаемого вопроса [18].
2.1.2. Педагогическое тестирование
Оценка уровня общей выносливости у учащихся проводилась с помощью педагогического тестирования.
В начале учебного года, тестирование проводилось с целью определения исходного уровня общей выносливости у учащихся в контрольной и экспериментальной группах. Выбор тестов осуществлялся с учетом возрастных особенностей [18].
2.1.3. Педагогический эксперимент
Педагогический эксперимент – важнейший метод научно-практического исследования, направленный на выявление эффективности тех или иных форм, методов и приемов обучения, воспитания и тренировки, а также обоснование ценности материалов, служащих педагогическим задачам [18].
Педагогический эксперимент проводился с целью определения эффективности разработки и экспериментального апробирования микроциклов по формированию специальной выносливости в рамках уроков по лыжной подготовке.
2.2. Организация исследования
Нами была проведена опытно-экспериментальная работа по проблеме развития специальной выносливости у детей среднего возраста во время лыжной подготовки на уроках физической культуры на базе МБОУ СШ № 10 г. Павлово.
Основными критериями сформированности специальной выносливости выступили: бег (6мин), прыжок с места (Приложение 2,3).
В соответствии с этим согласно общепринятым нормам, можно выделить три уровня сформированности выносливости у детей:
Высокий уровень
Средний уровень;
Низкий уровень.
В качестве констатирующего эксперимента в сентябре 2015 года в параллели 7 классов МБОУ СШ № 10 г. Павлово был проведено начальное тестирование
В тестировании участвовали 63 человека (7А – 21 человек, 7Б – 20 человек, 7В –22 человека). Вот какие результаты у нас получились (Рис. 1,2,3):
Рис.1. Результаты первоначального тестирования по выявлению сформированного уровня выносливости в 7 «А» классе МБОУ СШ №10 г. Павлово, сентябрь 2015 г.
Рис.2. Результаты первоначального тестирования по выявлению сформированного уровня выносливости в 7 «Б» классе МБОУ СШ №10 г. Павлово, сентябрь 2015 г.
Рис.3. Результаты первоначального тестирования по выявлению сформированного уровня выносливости в 7 «В» классе МБОУ СШ №10 г. Павлово, сентябрь 2015 г.
Результаты тестирования показали, что среди 63 человек, параллели 7 классов, проходивших первоначальное тестирование по выявлению сформированного уровня выносливости 26 человек (41%) имеют низкий уровень, 29 человек(46%) – средний уровень и 8 человек(13%) имею высокий уровень. Если же судить по результативности тестирования среди классов в отдельности, то 7 «А» класс является классом, где преобладают дети с низким уровнем выносливости.
Таким образом, полученные результаты показали необходимость развития выносливости путем использования специальной программы. Необходимость целенаправленной работы обусловило задачу создания циклической программы по развитию специальной выносливости.
В рамках нашего исследования мы разработали микроцикл (Приложение 4), который, как мы предполагаем, способствует развитию выносливости у учащихся среднего возраста. Апробация микроцикла проводилась 7 «А» класс МБОУ СШ № 10 г. Павлово, который был выбран в качестве экспериментального класса, так как они показали наиболее низкие результаты первоначального тестирования. Остальные классы параллели будут обучаться по общей учебной программе по развитию общей выносливости. В этом классе 25 человек, из них 11 девочек и 10 мальчиков, 4 имеют подготовительную группу здоровья. В констатирующем эксперименте участвовало 21 человек. Результаты, которые показали учащиеся данного класса в рамках первоначального тестирования, в сентябре 2016г., были сведены нами и представлены на диаграмме.
Для апробации нашей программы был выбран раздел лыжной подготовки в рамках уроков физической культуры для 7 классов, так как лыжная подготовка один из наиболее ярких и продуктивных разделов для формирования специальной выносливости.
Разработанная программа (приложение 4) включает в себя два раздела:
Осенний микроцикл: октябрь – ноябрь
Зимний микроцикл: декабрь февраль
Оба микроцикла включают недельный курс специальных упражнений развития специальной выносливости, с цикличностью повторения в 2 недели. В этоу методику входят различные формы и методы: бег и беговые упражнения, игровые групповые тренировки, прыжковые упражнения и упражнения на гибкость, а также специальные упражнения по лыжной подготовке: шаговая имитация с палками, классический бесшажный ход, техника вхождения в повороты и т.д.
Цель программы заключается в развитие специальной выносливости у детей среднего возраста в рамках учебных занятий.
Согласно нашему планированию в марте должен состояться контрольный тестирование результатов, для выяснения является ли наша программа по развитию выносливости действенной или же нет.
Выводы по главе 2
В данной главе нами была представлена практическая реализация методики развития специальной выносливости у учащихся среднего возраста на уроках физической культуры по разделу лыжная подготовка.
В сентябре, 2015 года в параллели 7 классов МБОУ СШ № 10 г. Павлово нами был проведен первоначальное тестирование детей по выделенным показателям сформированного уровня выносливости. Полученные результаты мониторинга показали необходимость развития у учащихся выносливости, путем использования различным форм и методов, в частности по разделу лыжной подготовки.
Нами была создана программа микроциклов тренировок, которая апробировалась в 7 «А» классе МБОУ СШ № 10 г. Павлово. С данной экспериментальной группой было апробировано обе части разработанной методики по развитию специальной выносливости в рамках лыжной подготовки, с учетом всех необходимых требований и особенностей организма детей среднего возраста.
В марте 2016 г. Был проведен контрольный эксперимент в параллели 7 классов. После анализа таких результатов, и выделения значительной положительной динамики нами запланировано и дальнейшая апробация данной методики.
Глава 3. Программа развития общей и специальной выносливости у детей среднего возраста3.1Методика воспитания выносливости на уроках лыжной подготовки
В качестве средства воспитания выносливости используются обще подготовительные, специально подготовительные и соревновательные упражнения, которые в зависимости от воздействия на организм делятся на упражнения общего (бег, плавание и др.) и локального воздействия (многократное поднимание и опускание рук, ног).
Упражнения локального воздействия позволяют избирательно активизировать деятельность отдельных мышечных групп, отстающих в своем развитии, повышать силовые, скоростно-силовые и скоростные компоненты выносливости.
При развитии общей выносливости применяется непрерывная длительная дистанционная работа, выполняемая с равномерной или переменной скоростью продолжительностью не менее 25-30 мин у начинающих и от 50 до 120 мин и более у подготовленных (бег, плавание, гребля), а в лыжных гонках, в велосипедном спорте еще больше [1].
Средствами развития общей (аэробной) выносливости являются упражнения, вызывающие максимальную производительность сердечнососудистой и дыхательной систем. Мышечная работа обеспечивается за счет преимущественно аэробного источника; интенсивность работы может быть умеренной, большой, переменной; суммарная длительность выполнения упражнений составляет от нескольких до десятков минут.
В практике физического воспитания применяют самые разнообразные по форме физические упражнения циклического и ациклического характера, например, продолжительный бег, бег по пересеченной местности (кросс), передвижения на лыжах, бег на коньках, езда на велосипеде, плавание, игры и игровые упражнения, упражнения, выполняемые по методу круговой тренировки (включая в круг 7-8 и более упражнений, выполняемых в среднем темпе). Основные требования, предъявляемые к ним, следующие: упражнения должны выполняться в зонах умеренной и большой мощности работ; их продолжительность от нескольких минут до 60-90 мин; работа осуществляется при глобальном функционировании мышц [6].
Большинство видов специальной выносливости в значительной мере обусловлено уровнем развития анаэробных возможностей организма, для чего используют любые упражнения, включающие функционирование большой группы мышц и позволяющие выполнять работу с предельной и околопредельной интенсивностью.
Эффективным средством развития специальной выносливости (скоростной, силовой, координационной) являются специально подготовительные упражнения, максимально приближенные к соревновательным по форме, структуре и особенностям воздействия на функциональные системы организма, специфические соревновательные упражнения и общеподготовительные средства.
Для повышения анаэробных возможностей организма используют следующие упражнения: Упражнения, преимущественно способствующие повышению алактатных анаэробных способностей. Продолжительность работы 10-15 с, интенсивность максимальная. Упражнения используются в режиме повторного выполнения, сериями. Упражнения, позволяющие параллельно совершенствовать алактатные и лактатные анаэробные способности. Продолжительность работы 15-30 с, интенсивность 90-100% от максимально доступной. Упражнения, способствующие повышению лактатных анаэробных возможностей. Продолжительность работы 30 – 60 с, интенсивность 85 – 90% от максимально доступной. Упражнения, позволяющие параллельно совершенствовать алактатные анаэробные и аэробные возможности. Продолжительность работы 1 – 5 мин, интенсивность 85 – 90% от максимально доступной [7].
Интенсивность упражнения характеризуется в циклических упражнениях скоростью движения, а в ациклических – количеством двигательных действий в единицу времени (темпом) Изменение интенсивности упражнения прямо влияет на работу функциональных систем организма и характер энергообеспечения двигательной деятельности. При умеренной интенсивности, когда расход энергии еще не велик, органы дыхания и кровообращения без большого напряжения обеспечивают необходимое для организма количество кислорода. Небольшой кислородный долг, образующийся в начале выполнения упражнения, когда аэробные процессы еще не действуют в полной мере, погашается в процессе выполнения работы, и в дальнейшем она происходит в условиях истинного устойчивого состояния. Такая интенсивность упражнения получила название субкритической.
При повышении интенсивности выполнения упражнения организм занимающегося достигает состояния, при котором потребность в энергии (кислородный запрос) будет равна максимальным аэробным возможностям. Такая интенсивность упражнения получила название критической.
Интенсивность упражнения выше критической получила название надкритической. При такой интенсивности упражнения кислородный запрос значительно превышает аэробные возможности организма, и работа проходит преимущественно за счет анаэробного энергообеспечения, которое сопровождается накоплением кислородного долга.
Продолжительность упражнения имеет обратную относительно интенсивности его выполнения зависимость. С увеличением продолжительности выполнения упражнения от 20 – 25 с до 4-5 мин особенно резко снижается ее интенсивность. Дальнейшее увеличение продолжительности упражнения приводит к менее выраженному, но постоянному снижению его интенсивности. От продолжительности упражнения зависит вид его энергообеспечения [9].
Число повторений упражнений определяет степень воздействия их на организм. При работе в аэробных условиях увеличение числа повторений заставляет длительное время поддерживать высокий уровень деятельности органов дыхания и кровообращения. При анаэробном режиме увеличение количества повторений ведет к исчерпыванию бескислородньх механизмов или к их блокированию ЦНС. Тогда выполнение упражнений либо прекращается, либо их интенсивность резко снижается.
Продолжительность интервалов отдыха имеет большое значение для определения, как величины, так и в особенности характера ответных реакций организма на тренировочную нагрузку.
Длительность интервалов отдыха необходимо планировать в зависимости от задач и используемого метода тренировки. Например, в интервальной тренировке, направленной на преимущественное повышение уровня аэробной производительности, следует ориентироваться на интервалы отдыха, при которых ЧСС снижается до 120 – 130 уд./мин. Это позволяет вызвать в деятельности систем кровообращения и дыхания сдвиги, которые в наибольшей мере способствуют повышению функциональных возможностей мышцы сердца. Планирование пауз отдыха, исходя из субъективных ощущений занимающегося, его готовности к эффективному выполнению очередного упражнения, лежит в основе варианта интервального метода, называемого повторным [7].
При планировании длительности отдыха между повторениями упражнения или разными упражнениями в рамках одного занятия следует различать три типа интервалов. Полные (ординарные) интервалы, гарантирующие к моменту очередного повторения практически такое восстановление работоспособности, которое было до его предыдущего выполнения, что дает возможность повторить работу без дополнительного напряжения функций. Напряженные (неполные) интервалы, при которых очередная нагрузка попадает на состояние более или менее значительного не довосстановления, что, однако, не обязательно будет выражаться в течение известного времени без существенного изменения внешних количественных показателей, но с возрастающей мобилизацией физических и психологических резервов. Минимакс интервал. Это наименьший интервал отдыха между упражнениями, после которого наблюдается повышенная работоспособность (суперкомпенсация), наступающая при определенных условиях в силу закономерностей восстановительных процессов. Характер отдыха между отдельными упражнениями может быть активным, пассивным. При пассивном отдыхе занимающийся не выполняет никакой работы, при активном – заполняет паузы дополнительной деятельностью.
При выполнении упражнений со скоростью, близкой к критической, активный отдых позволяет поддерживать дыхательные процессы на более высоком уровне и исключает резкие переходы от работы к отдыху и обратно. Это делает нагрузку более аэробной [14].
Основными методами развития общей выносливости являются: 1) метод слитного (непрерывного) упражнения с нагрузкой умеренной и переменной интенсивности; 2) метод повторного интервального упражнения; 3) метод круговой тренировки; 4) игровой метод; 5) соревновательный метод.
Для развития специальной выносливости применяются: 1) методы непрерывного упражнения (равномерный и переменный); 2) методы интервального прерывного упражнения (интервальный и повторный); 3) соревновательный и игровой методы.
Равномерный метод характеризуется непрерывным длительным режимом работы с равномерной скоростью или усилиями. При этом занимающийся стремится сохранить заданную скорость, ритм, постоянный темп, величину усилий, амплитуду движений. Упражнения могут выполняться с малой, средней и максимальной интенсивностью.
Переменный метод отличается от равномерного последовательным варьированием нагрузки в ходе непрерывного упражнения (например, бега) путем направленного изменения скорости, темпа, амплитуды движений, величины усилий.
Интервальный метод предусматривает выполнение упражнений со стандартной и с переменной нагрузкой, и со строго дозированными и заранее запланированными интервалами отдыха. Как правило, интервал отдыха между упражнениями 1 – 3 мин (иногда по 15 – 30 с). Таким образом, тренирующее воздействие происходит не только и не столько в момент выполнения, сколько в период отдыха. Такие нагрузки оказывают преимущественно аэробно-анаэробное воздействие на организм и эффективны для развития специальной выносливости [5]. Метод круговой тренировки предусматривает выполнение упражнений, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной или интервальной работы. Обычно в круг включается 6 – 10 упражнений («станций»), которые занимающийся проходит от 1 до 3 раз.
Соревновательный метод предусматривает использование различных соревнований в качестве средства повышения уровня выносливости занимающегося.
Игровой метод предусматривает развитие выносливости в процессе игры, где существуют постоянные изменения ситуации, эмоциональность.
Используя тот или иной метод для воспитания выносливости, каждый раз определяют конкретные параметры нагрузки [7].
3.2 Результаты исследования и их обсуждения
В начале сентября результаты тестирования среди учащихся 7 классов показали, необходимость развития у детей такого спортивного качества - как выносливость.
Нами было разработана соответствующая методика тренировок в рамках учебных занятий по физической культуре, удовлетворяющая всем анатомо – физиологическим особенностям, возраста учащихся экспериментального класса.
Для экспериментального класса нами был выбран класс, который в сентябре показал наиболее низкие результаты тестирований. Именно эта группа учащихся в течение определенного промежутка времени (ноябрь – февраль) выполняла курс специальных упражнении, с цикличностью повторений один раз в две недели, для развития специальной выносливости в рамках раздела лыжной подготовки.
В контрольном эксперименте мы предлагаем произвести контрольный замер выделенных нами ранее критериев сформированного уровня выносливости у человека: бег (6 мин), прыжок в длину с места
В контрольном эксперименте приняла участие 62 человека (7А – 21 человек – специальная методика развития выносливости, 7 Б – 19 человек и 7В – 22 человека). Вот какие результаты у нас получились(Рис.4,5,6)
Рис. 4. Результаты контрольного тестирования по выявлению сформированного уровня выносливости в 7 «А» классе МБОУ СШ №10 г. Павлово, март 2016 г.
Рис. 5. Результаты контрольного тестирования по выявлению сформированного уровня выносливости в 7 «Б» классе МБОУ СШ №10 г. Павлово, март 2016 г.
Рис. 6. Результаты контрольного тестирования по выявлению сформированного уровня выносливости в 7 «В» классе МБОУ СШ №10 г. Павлово, март 2016 г.
Результаты контрольного эксперимента показали действенность разработанной методики по развитию специальной выносливости у учащихся среднего возраста. Если обратиться к сравнительному анализу результатов экспериментальной группы (7А) – в учебные занятия которой были включены специальная программа развития выносливости, то можно заметить значительную динамику достигнутых результатов (Рис 7).
Рис.7. Сравнительный анализ сформированного уровня выносливости в экспериментальном классе
По данным диаграммы можно четко проследить положительную динами в экспериментальном классе: увеличилось количество человек с высоким уровнем (5 человек), значительно снизилось количество с низким уровнем выносливости (7 человек), ну и преобладающим количеством остаются дети со среднем уровнем выносливости (9 человек).
Выводы по главе 3
В данной главе были проанализированы и систематизированы основные методы воспитания выносливости на уроках лыжной подготовки. Нами было выявлено, что средствами развития общей (аэробной) выносливости являются упражнения, вызывающие максимальную производительность сердечнососудистой и дыхательной систем. Мышечная работа обеспечивается за счет преимущественно аэробного источника; интенсивность работы может быть умеренной, большой, переменной; суммарная длительность выполнения упражнений составляет от нескольких до десятков минут.
Эффективным средством развития специальной выносливости (скоростной, силовой, координационной) являются специально подготовительные упражнения, максимально приближенные к соревновательным по форме, структуре и особенностям воздействия на функциональные системы организма, специфические соревновательные упражнения и общеподготовительные средства.
Так же в этой главе представлены результаты контрольного тестирования (март, 2016 г) которые показывают действенность разработанной методики по развитию специальной выносливости у учащихся среднего возраста.
По данным контрольного эксперимента можно четко проследить положительную динамику развитие сформированного уровня выносливости у детей экспериментальной группы. А это лишь доказывает, что цели нашей работы достигнуты.
Заключение
По данным источников литературы установлено, что в настоящее время в рамках реализации ФГОС вопросы, по развитию специальной выносливости и ее значению в физическом воспитании детей среднего школьного возраста являются актуальными. Поскольку это качество зависит от функциональных возможностей сердечнососудистой, дыхательной, иммунной и других важных систем организма ребенка. Развитие специальной выносливости в период лыжной подготовки приводит к снижению заболеваемости и повышению уровня физического развития ребенка. Из-за наличия школьных, районных и других видов соревнований по лыжным гонкам среди детей среднего школьного возраста в зимний период наиболее важным видом выносливости является скоростная выносливость. К тому же чем выше развита скоростная выносливость, тем гораздо позже во время передвижения на дистанции начинают проявляться признаки утомления и как результат этого снижение скорости.
Однако следует отметить, что при применении различных методов следует учитывать возрастные и половые особенности детей, уровень технической и общефизической подготовки, внешние антропометрические данные, погодные условия, правильно дозировать нагрузку в ходе игры.
Для проведения педагогического эксперимента в начале исследований был определен уровень развития выносливости обучающихся 7-х классов. По итогам тестирования было установлено, что уровень развития выносливости в экспериментальной группе ниже чем в контрольной, это позволило нам проводить педагогический эксперимент.
На следующем этапе исследования был проведен педагогический эксперимент с применением предлагаемой методики. В экспериментальной группе в рамках учебных занятий проводился специальный курс по развитию специальной выносливости на протяжение определенного промежутка времени (октябрь – февраль). По окончанию исследования в экспериментальной и контрольной группах были повторно проведены контрольные тесты.
Анализируя полученные данные, нами было выявлено, что в обеих группах произошло увеличение результатов. Однако данные экспериментальной группы значительно превысили результаты, полученные при формирующем эксперименте. Этим мы объясняем эффективность применения нашей методики.
Таким образом, нам удалось отследить положительную динамику развития выносливости посредством применения игрового метода у детей среднего школьного возраста на уроках лыжной подготовки прийти к выводу, что он способствует успешному выполнению учебных задач урока, проявлению положительных эмоций, совершенствованию функциональной деятельности организма, развивает умственную и двигательную активность, а значит, укрепляет здоровье.
Список литературы
Ашмарин Б.А. и др. Теория и методика: Учебник для пед. Институтов/ А.А.Ашмарин- М.: Просвещение, 1999.- 286 с.
Бутин И. М. Лыжный спорт. Учебное пособие для отделений физического воспитания педагогических училищ./И.М.Бутин – М.: «Просвещение», 2004 с.56,62-68.
Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. /Под общ.ред. Ю.Ф.Курамшина. – М.: Советский спорт, 2010. – 464с.
Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности./ Б.Х.Ланда - М.: Советский спорт, 2006.68-72 с.
Лях В.И, А.А.Зданевич. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1- 11 классов. /В.И. Лях, А.А. Зданевич - М.: Просвещение, 2013 10 – 47 с.
Лях В.И., Кофман Л.Б., Мейксон Г.Б. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов // Программы общеобразовательных учреждений. Физическое воспитание учащихся 1-11 классов./ В.И.Лях, Л.Б.Кофман, Г.Б.Мейксон - М.: Просвещение, 2012.-С. 106-204.
Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки: Учебник: пос. для ИФК./Л.П.Матвеев - М.: ФиС. 2007, 271 с. 8
Матвеев Л.П. Теория и методика ФК: Учебник для ИФК/ Л.П.Матвеев. – М.: ФиС, 2003, 542с.
Озолин Н.Г. Настольная книга тренера./ Н.Г. Озолин. – М: АСТРЕЛЬ, 2004 г., 863 стр.
Платонов В.Н. Теория спорта: Учебник для ИФК./В.Н.Платонов – Киев: Ваша школа,2000, 423 с.
Сонькин В.Д.. «Растем сильными и выносливыми». Физкультура и спорт № 2. / В.Д.Сонькин - М.: «Знание» 2010 г.
Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс]/ http://nsportal.ru/ дата обращения: 29.02.2016
Суслов Ф.П., Сыч В.Л., Шустин Б.Н.. Современная система спортивной подготовки. / Ф.П. Суслов, В.Л.Сыч, Б.Н.Шустин - М.: СААМ, 2005, 445с.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]/ http://минобрнауки.рф / - дата обращения:18.02.2016
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) [Электронный ресурс]/ https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ - дата обращения: 10.03.2016
Фомин Н.А.,Филин В.Н. Возрастные особенности физического воспитания./ Н.А. Фомин – М.: ФиС, 2002 – 186 с.
Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. / Ж.К. Холодов, В.С.Кузнецов– М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 480с.
Шамардин А.И. –Учебное пособие «Юный лыжник»/ А.И. Шамардин - М.: ФиС, 2011. С. – 46-50.
Янсон Ю.А. Структура современного процесса физического воспитания школьников [Электронный ресурс] // Теория и практика физической культуры. 2014. №10. – http://www.sportedu.ru/ - дата обращения 14.03.2016
Приложения
Приложение 1
А натомо – физиологические особенности человека
Приложение 2
КОНТРОЛЬНЫЙ НОРМАТИВ НА
6 МИН БЕГА (в метрах)
Класс
Мальчики
Девочки
«3»
«4»
«5»
«3»
«4»
«5»
700 и
900
1100 и
500 и
800
900 и
750
950
1150
550
850
950
800
100-
1200
600
900
1000
850
1050
1250
650
950
1050
900 и
1100
1300 и
700 и
1000
1100 и
950
1200
1350
750
1050
1150
1000
1250
1400
800
1100
1200
1050
1300
1450
850
1150
1250
1100
1350
1500
900
1200
1300
1100 и
1400
1500 и
900 и
1200
1300 и
1100
1400
1500
900
1200
1300
Приложение 3
Нормативы прыжка в длину с места (7 класс)
класс
Контрольные упражнения
ПОКАЗАТЕЛИ
Учащиеся
Мальчики
Девочки
Оценка
“5”
“4”
“3”
“5”
“4”
“3”
7
Прыжки в длину с места
180
170
150
170
160
145
Приложение 4
Недельный микроцикл по лыжной подготовке
Зима
№ занятия
Содержание занятия
Занятие 1.
Езда на лыжах по кругу: классический ход. Техника прохождения поворотов и спусков переступанием.
Занятие 2.
Техника прохождения спусков в низком положении. Одновременный бесшажный ход.
Занятие 3.
Отдых
Занятие 4.
Отработка одновременного бесшажного хода. Техника работы рук. ОФП: 10 мин.
Занятие 5.
Эстафетный бег в командах. Старт. Передача эстафеты. ОФП: 10 мин
Занятие 6.
Езда на лыжах по кругу: 20 мин Техника прохождения поворотов и спусков. Упражнения на прокат, равновесия.
Недельный микроцикл по лыжной подготовке
Осень
№ занятия
Содержание занятия
Занятие 1.
Разминка: 5 – 7 минут. Легкий бег по пересеченной местности: 15 – 20 минут. ОФП. Работа с лыжным экспандером
Занятие 2.
ОРУ: 5 – 7 минут. Шаговая имитация с палками по кругу: 3 – 4 км 20 – 25 мин. Прыжковые упражнения. ОФП
Занятие 3.
Отдых
Занятие 4.
Игровая тренировка, подвижные игры: 30 мин. ОФП. Имитационные упражнения на равновесие на месте: 15 мин.
Занятие 5.
Разминка 5 – 7 беговые упражнения: 50м,100м и 300 м. Эстафета: 20 – 25 мин. ОФП. Упражнения на гибкость: 10 мин.
Занятие 6.
Легкий бег по пересеченной местности: 15 – 20 минут. Футбол: 20 – 25 мин.