kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методика развития гибкости и координации движений в художественной гимнастике на начальном этапе обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Художественная гимнастика как вид спорта значительно омолодился в настоящее время.Заниматься этим видом спорта приходят сейчас девочкии 5-6 лет,а в 7-8 лет они уже выполняют соревновательную программу по 2-3 видам гимнастического многоборья.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методика развития гибкости и координации движений в художественной гимнастике на начальном этапе обучения»


МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ И КООРДИНАЦИИ

ДВИЖЕНИЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ НА

НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ

Ю.Б. Мандрусь

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детско-юношеская школа №4»


Художественная гимнастика как вид спорта значительно омолодился в настоящее время. Заниматься этим видом спорта приходят сейчас девочки 5-6 лет, а в 7-8 лет они уже выполняют соревновательную программу по 3-4 видам гимнастического многоборья. Непрерывный рост результатов предусматривает поиск новых форм, средств, методов работы с юными спортсменками.

Одним из важнейших факторов работы является развитие гибкости и координации движений у юных гимнасток. В течение 1-2 года обучения художницы осваивают первые навыки работы с разными предметами, отличающимися друг от друга многими характеристиками. Поэтому развитие гибкости и координации приобретает важное значение и является одной из значимых задач учебно-тренировочного процесса. Гибкость и координация движений - принципиально важные качества в художественной гимнастике, а именно без развития гибкости и без совершенствования координации движений невозможно не только достичь каких-либо результатов в спорте, но и вообще исключено для занимающихся оставаться в этой сфере спортивной деятельности или творчества.

Гибкость является основоположным качеством для художественной гимнастики. Координация движений является первоосновой, фундаментом любой физической деятельности, связанной не только с художественной гимнастикой, но и вообще для общей жизнедеятельности человека.

Необходимы универсальные, эффективные комплексы упражнений, которые тренер применяет в своей работе. Они должны обладать воздействием не только для улучшения гибкости и координации движений, но и для поддержания и развития всех основных физических качеств тренирующихся, а именно силы, быстроты, выносливости. Основные задачи начальной подготовки заключаются в следующем:

- укрепление здоровья и гармоническое развитие органов и систем организма занимающихся;

- формирование правильной осанки и гимнастического стиля выполнения упражнений;

- разносторонняя общая физическая подготовка и начальное развитие двигательных качеств, имеющих важное значение в художественной гимнастике (ловкости, силы, быстроты, гибкости, прыгучести и равновесия);

- обучение основам техники упражнений без предмета и с предметами;

- развитие специфических качеств: пластичности, танцевальности, музыкальности, выразительности и творческой активности;

- привитие интереса к занятиям художественной гимнастикой, воспитание дисциплинированности, аккуратности, старательности и самостоятельности;

- участие в показательных выступлениях и детских соревнованиях.

Особенности художественной гимнастики как вида спорта:

  1. Свободное перемещение гимнастки по площадке, включающее в себя элементы танца, балета, мимики, пластики, элементы без предмета и с предметами, а также элементы стилизованной акробатики.

  2. Художественная гимнастика связана с искусством владения своим телом в естественных условиях, как считает Е.В. Бирюк: «Художественная гимнастика – это искусство выразительного движения».

3. Особенностью художественной гимнастики является музыкальное сопровождение. Благодаря слиянию динамики движений с характером музыкального сопровождения, движения получают различную эмоциональную окраску и приобретают танцевальность. содержанием и формой. Музыка создает более яркое представление о характере движения.

Техника гимнастических упражнений требует большой амплитуды движений в тазобедренном суставе, выворотность, высокой подвижности голеностопного сустава. Не менее важное значение, в частности для освоения техники владения предметами, имеет подвижность в плечевых, локтевых, лучезапястных суставах во всех плоскостях.

Различают активную и пассивную гибкость. Под активной гибкостью подразумевают максимально возможную подвижность в суставе, которую спортсмен может проявить самостоятельно, без посторонней помощи, используя только силу своих мышц. Пассивная гибкость определяется наивысшей амплитудой, которую можно достичь за счет внешних сил, создаваемых партнером, снарядом, отягощением.

Именно в художественной гимнастике большое значение имеет активная гибкость, обеспечивающая необходимую свободу движений, а также позволяющая овладевать рациональной спортивной техникой.

В качестве средств воспитания гибкости в занятиях художественной гимнастики используют упражнения на растягивание, выполняемые с предельной амплитудой.

Пассивные упражнения могут быть динамического (пружинные) или статического (удержание позы) характера. Наибольший эффект для развития пассивной гибкости приносит сочетание пружинных движений с последующей фиксацией позы (Т.С. Лисицкая).

Выделяют также общую и специальную гибкость. Общая характеризуется максимальной амплитудой движений в наиболее крупных суставах, вторая – амплитудой движений, соответствующих технике конкретного двигательного действия (Б.А. Ашмарин).

С возрастом, в связи с увеличением массы сухожилий (сравнительно с мышцами) и некоторое уплотнение самой мышечной ткани тоническое сопротивление мышц действию растягивающих сил увеличивается и гибкость ухудшается. Для того, чтобы предупредить ухудшение подвижности в суставах, особенно заметное в возрасте 13-14 лет, надо своевременно приступать к развитию пассивной гибкости. Для развития пассивной гибкости сенситивным периодом будет являться возраст 9-10 лет, а для активной – 10-14 лет. (В.И. Филиппович).

В художественной гимнастике физическая подготовка направлена на гармоническое развитие всех качеств. Большое значение у детей 5-6 лет придается воспитанию правильной осанки, исключающей излишний поясничный прогиб, сутулость, косолапость. Однако большее внимание по сравнению с остальными уделяется развитию гибкости и координационным способностям (Т.С. Лисицкая).

Координационные способности включают в себя: ориентацию в пространстве, точность воспроизведения движения по пространственным, силовым и временным параметрам. Под способностью к ориентированию в пространстве понимается умение точно определять и своевременно изменять положение тела и осуществлять движение в нужном направлении. Эту способность гимнастка проявляет в соответствующих условиях при выполнении движений на гимнастической площадке. Основным методическим подходом, специально направленным на совершенствование этой способности, является системное выполнение заданий, содержащих последовательно возрастающие требования к быстроте и точности ориентирования в пространстве.

Рост спортивного мастерства в гимнастике в значительной мере зависит от деятельности вестибулярного аппарата. Наряду с двигательными и зрительными анализаторами он обеспечивает ориентировку в пространстве, влияет на уровень двигательной координации и качество равновесия.

Способность сохранять устойчивость позы (равновесие) в тех или иных положениях тела или по ходу выполнения движений имеет жизненно важное значение, так как выполнение даже относительно простых движений требует достаточно высокого уровня развития органов равновесия. Различают три формы равновесия – статическое (стойки на одной ноге, руках), динамическое (в ходьбе и беге по бревну и т.д.) и балансирование предметами (балансирование булавой или удержание мяча на голове) стоя на месте или в движении.

Улучшение статической и динамической устойчивости происходит на основе освоения двигательных навыков, а также в процессе систематического применения обще- и специально-подготовительных координационных упражнений.

Уровень гибкости также влияет на сохранение равновесия. Высокая степень гибкости шейного, грудного, поясничного отделов позвоночника позволяет занять устойчивую позицию над опорой.

Большую роль в сохранении равновесия, особенно во вращательных и прыжковых упражнениях, играет ловкость. Чем сложнее спортивное упражнение, тем больше ловкости требуется для сохранения устойчивого положения тела.

Успешное осуществление всестороннего физического воспитания юных гимнасток во многом зависит от умелого подбора средств и методов физической подготовки на протяжении ряда лет в годичном цикле.

Полноценная физическая подготовка включает общую и специальную подготовку, между которыми существует тесная связь. Это разделение позволяет лучше построить педагогический процесс, используя различные средства и методы.

Специальная физическая подготовка непосредственно направлена на развитие физических качеств, специфичных для данного вида спорта.

Средствами специальной физической подготовки являются:

1) соревновательные упражнения, т.е. целостные действия, которые выполняются с соблюдением всех требований, установленных для соревнований;

2) специальные подготовительные упражнения, непосредственно направленные на развитие физических качеств. Это упражнения, направленные на развитие мышечных групп, несущих основную нагрузку при выполнении целостного действия.

Для юных гимнасток средствами общей физической подготовки будут ходьба, бег, лазание, упражнения для воспитания чувства равновесия, общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов, упражнения с отягощениями.

Одним из показателей, характеризующих уровень общей физической подготовленности гимнасток, является успешная сдача ими тестов ОФП.

Для определения гибкости используются тесты:

«ШПАГАТ» на правую ногу. Гимнастки 5-6 лет выполняют шпагат на полу. Измеряется расстояние от пола до бедра в сантиметрах. «Шпагат» позволяет определить развитие гибкости в тазобедренных суставах.

«МОСТ» (фиксируется 2 секунды). Оценивается расстояние между руками и пятками гимнастки в сантиметрах. «Мост» позволяет определить развитие гибкости позвоночного столба.

«ВЫКРУТ» в плечевых суставах со скакалкой (выполняется три раза). Измеряется расстояние между кистями в сантиметрах. «Выкрут» позволяет определить подвижность в плечевых суставах.

Для определения КС используются три теста, при помощи которых определяются следующие виды КС: способность к сохранению равновесия; способность к согласованию движений; координационные способности, относящиеся к целостным двигательным действиям (способность к ориентированию в пространстве).

Процесс развития гибкости у детей 5-6 лет осуществляется постепенно.

Дозировка упражнений, направленных на развитие гибкости, небольшая, но упражнения должны применяться систематически, на каждом занятии. Также эти упражнения включаются в утреннюю гимнастику.

Прежде чем приступить к упражнениям на повышение подвижности суставов, необходимо проводить разминку для разогрева мышц.

Упражнения на растягивание дают эффект, если их повторять до появления ощущения легкой болезненности.

Основными средствами развития гибкости являются упражнения на растягивание динамического (пружинистые, маховые) и статического (сохранение максимальной амплитуды при различных позах) характера.

Для развития координации движений в художественной гимнастике с детьми 5-6 лет используются танцевальные движения и акробатические упражнения. Но лучшим средством служат упражнения с предметами, а также с элементами танца, которые способствуют развитию координации движений, ориентировки в пространстве и во времени. С такой же целью в занятия нужно включать упражнения в поворотах.

С целью воспитания координационных способностей гимнасток необходимо ставить в новые, непривычные для них условия: менять основное направление, выполнять упражнения с другой ноги и в другую сторону. Можно менять форму привычных предметов: давать мяч большого размера, скакалку – более короткую или более длинную, обруч – легче или тяжелее, при силовых упражнениях применять помощь партнера.

Для преодоления возникающих трудностей заставлять гимнасток выполнять статические равновесия на уменьшенной площади опоры, увеличивать количество вращательных движений, выполнять упражнения в равновесии в очень медленном или в очень быстром темпе. При изучении элементов акробатики по мере овладения техникой исключать страховку и помощь гимнасткам. Использовать игровой и соревновательный методы.

Результатом воспитания двигательно-координационных способностей в художественной гимнастике является умение гимнасток выполнять упражнения свободно, легко, изящно, а также точно и экономично.

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ:

- наклон вперед, сидя ноги врозь

- мост из положения лежа

- выкруты в плечевых суставах со скакалкой

- шпагат прямой

На этапе предварительной подготовки одним из важных условий в занятиях с юными гимнастками является сочетание общей и специальной физической подготовки, компонентами которой является гибкость и координация движений. В художественной гимнастике большое внимание уделяется развитию гибкости и координационных способностей, т.к. эти качества имеют решающее значение в достижении высоких спортивных результатов. Благодаря развитию гибкости облегчается выполнение всех видов гимнастических упражнений – наклонов, равновесий, прыжков, волн. Применение новых методик позволяет повысить уровень двигательной подготовленности гимнасток, а так - же обеспечивает результативность тренировочного процесса.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Автор: Мандрусь Юлия Борисовна

Дата: 11.11.2021

Номер свидетельства: 591040


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства