Просмотр содержимого документа
«Методика развития гибкости девушек 17-20 лет специализирующихся в стретчинге»
МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ОСНОВНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕВУШЕК 17-20 ЛЕТ СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ В СТРЕТЧИНГЕ
Штанько М.С.
Вся программа исследования была выполнена в три этапа и проводилась с января 2018 года по апрель 2019 года.
С целью теоретического обоснования проблемы на первом этапе, январь-май 2018 года, был проведен анализ научно-методической литературы. Изучалась литература по проблемам физического воспитания девушек 17-20 лет в целом, и развития гибкости, в частности. Определялся методологический аппарат исследования (цель, задачи, методы исследования), проводился теоретический анализ сущности и содержания методики углубленного развития гибкости у девушек специализирующихся в стретчинге, способствующей развитию физических способностей. Изучались антропометрические особенности девушек.
Второй этап, сентябрь-декабрь 2018 года предусматривал проведение педагогического эксперимента, сущность которого заключалась в исследовании развития гибкости у девушек в возрасте 17-20 лет специализирующихся в стретчинге.
Для решения поставленных задач были сформированы экспериментальная группа (ЭГ) и контрольная группы (КГ). В контрольную группу вошло 11 девушек специализирующихся в фитнесе, в экспериментальную группу – 11 девушек специализирующихся в стретчинге, которые по состоянию здоровья были отнесены к основной медицинской физкультурной группе.
В течение года разрабатывался комплекс физических упражнений, изучались наиболее информативные тесты для определения гибкости девушек специализирующихся в стретчинге, определялась эффективность разработанного комплекса.
На третьем этапе, январь-апрель 2019 года, проводилась обработка полученных результатов.
Для решения поставленных задач в работе нами были использованы анализ и обобщение данных специальной и научно-методической литературы осуществлялись на протяжении всего исследования в следующих направлениях: теория и методики физического воспитания и спорта, воспитание физических качеств, возрастная физиология. Всего в нашей работе было проанализировано более 70 источников. Результаты анализа научно-методической литературы по данной теме позволили выявить недостаточную разработанность данной проблемы.
Для определения общего уровня состояния здоровья и физического развития были определены физиометрические показатели здоровья – жизненная ёмкость легких (ЖЕЛ) по уравнению Людвига.
Педагогическое тестирование включало в себя также проведение тестов с линейными измерениями. Были использованы следующие тесты:
• тест на гибкость позвоночного столба и тазобедренных суставов: наклон, вперед стоя на гимнастической скамейке – измеряется нижняя точка, до которой достают вытянутые пальцы рук;
• на подвижность позвоночного столба: гимнастический мостик (из положения лежа на спине);
• на подвижность в плечевом суставе:выкрут с гимнастической палкой;
•: на гибкость позвоночного столба и тазобедренные суставов: наклон туловища вперед в седе ноги врозь;
• на гибкость голеностопных суставов: вытягивание носков в седе.
Методы математической статистики использовались при обработке и анализе полученных данных в педагогическом эксперименте.
Использовался автоматический расчет t-критерия Стьюдента, шаг 1, расчет с помощью скрипта:
1) Выбрать расчет для случаев с несвязными (независимыми) или связными (зависимыми) выборками.
2) Ввести в первую колонку («Выборка 1») данные выборки экспериментальной группы, а во вторую колонку («Выборка 2») данные выборки контрольной группы. Данные вводятся по одному числу на строку; без пробелов, пропусков и т.д. Вводятся только цифры. Дробные числа вводятся со знаком «.» (точка).
3) После заполнения колонок нажимаем на кнопку «Шаг 2», чтобы произвести автоматический расчет t-критерия Стьюдента [psyhob-ok.ru].
Для определения уровней развития гибкости девушек, нами была составлена таблица показателей по пяти бальной шкале оценивания: высший, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий уровень.
Для воспитания гибкости девушек 17-20 лет мы использовали элементы методики стретчинга в подготовительном, основном и заключительном частях занятия. В подготовительную часть занятия мы включали несколько упражнений из нашего арсенала после комплекса общеразвивающих упражнений как средство подготовки мышц, сухожилий и связок к выполнению основной нагрузки. Если одной из задач занятия являлось, непосредственно, воспитание гибкости, то в основную часть урока мы включали целый комплекс упражнений на растягивание по методике стретчинга. Элементы методики стретчинга мы также включали и в заключительную часть занятия как средство восстановления после нагрузок и приведения организма занимающихся в состояние относительного покоя.
Из полученных результатов педагогического эксперимента следует, что предложенная методика позволяет добиться более высокого прироста гибкости.
Положительная динамика развития гибкости у испытуемых контрольной группы, не смотря на недостоверность, вероятно, объясняется некоторым улучшением благодаря занятиям фитнесом по обычной программе. А в экспериментальной группе, эмпирически значимые изменения, объясняются именно эффектом применения методики развития гибкости с помощью системы физических упражнений стретчинга.
В процессе выполнения упражнений мы выбрали следующие параметры продолжительности и характера отдыха: продолжительность одного повторения (удержания позы) от 5 до 10 с., а в некоторых случаях (в легких упражнениях) до 30с; количество повторений одного упражнения от 2 до 6 раз, с отдыхом между повторениями 5-10 с; количество упражнений в одном комплексе от 4 до 8; характер отдыха - полное расслабление, активный отдых.
Основным методическим условием, которого нужно придерживаться в работе при воспитании гибкости и подвижности в суставах, является обязательная разминка перед выполнением упражнений на растягивание.