Методика обучения правилам игры в футбол учащихся общеобразовательной школы
Методика обучения правилам игры в футбол учащихся общеобразовательной школы
Футбол является не только одной из самых популярных спортивных игр в мире, но и при грамотном использовании может стать эффективным средством оздоровления. При этом следует дифференцировать футбол как спорт высших достижений и занятия в физкультурно-спортивных секциях. Большинство специалистов утверждают, что в первую очередь следует формировать правильную базовую технику игры [5]. В связи с этим, в младшем школьном возрасте, по мнению ряда специалистов, идет "закладывание фундамента" техники футбола [3].
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методика обучения правилам игры в футбол учащихся общеобразовательной школы»
УДК 367.64
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВИЛАМ ИГРЫ В ФУТБОЛ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Виноградов В.А.
Г. Комсомольск-на-Амуре
Футбол является не только одной из самых популярных спортивных игр в мире, но и при грамотном использовании может стать эффективным средством оздоровления. При этом следует дифференцировать футбол как спорт высших достижений и занятия в физкультурно-спортивных секциях. Большинство специалистов утверждают, что в первую очередь следует формировать правильную базовую технику игры [5]. В связи с этим, в младшем школьном возрасте, по мнению ряда специалистов, идет "закладывание фундамента" техники футбола [3].
Несмотря на большой известный арсенал используемых средств и методов на занятиях футболом, недостаточное внимание уделено содержанию занятий в спортивных секциях у младших школьников в общеобразовательной школе. В методическом плане актуальность данного исследования связана с необходимостью систематизации комплексов упражнений для освоения базовой техники в футболе младшими школьниками.
Проблему обучения основным приемам игры в футбол учащихся школьного возраста рассматривали ряд авторов: А.В. Ситкевич (2014); В.Н. Силуянов (2014); М.Б. Ашибоков (2012); В.П. Кураш, С.К. Городилин.
Цель исследования - предоставить содержание управления технической подготовкой в футболе учащихся младших классов в рамках физкультурно-оздоровительной работы в общеобразовательной школе.
Объект исследования - внеурочные занятия по футболу.
Предмет исследования - средства и методы обучения основным приемам игры в футбол учащихся младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
Изучить возрастные особенности учащихся младшего школьного возраста.
Проанализировать базовые технические действия в футболе.
Изучить основы методики обучения двигательным действиям.
Подобрать и систематизировать комплексы упражнений, выявить основные ошибки и способы их исправления, направленные на техническую подготовку школьников.
Методы:
1. Анализ научно-методической литературы.
2. Педагогическое наблюдение.
3. Беседа.
Проанализированы научные работы специалистов в области методики футбола, которые подтверждают предположение о том, что в 7-8 лет можно начинать освоение базовой техники футбола, а также формировать представление и начальные практические умения комбинационных технических действий [1]. Следует отметить, что для учащихся младших классов, прежде всего, следует освоить технику передвижений, ведений и остановок мяча, а также способы нанесения ударов и передач. Также возможно освоить комбинации (совокупности действий) из базовых приемов и формирование тактического мышления через практическую игровую деятельность. Изучены основы методики обучения двигательному действию. В процессе формирования нового двигательного навыка, проходит три стадии: первоначальное разучивание; закрепление пройденного материала; совершенствование приобретённого двигательного умения, т.е. переход из умения в навык. Важно понимать, что в возрасте 7-8 лет еще не может в силу временных рамок и возрастных особенностей занимающихся быть сформирован двигательный навык, но первоначальное умение и возможность его закреплять возможна [6].
В рамках научного исследования нами были проанализированы несколько базовых технических приемов футбола, которые изучают младшие школьники. В частности, А.С. Лёвин в своей программ секционной деятельности по футболу (спортивно-оздоровительное направление) для учащихся 6-7 классов указал перечень базовых технических действий, необходимых для усвоения и пути достижения данной задачи [4].
Удар внутренней стороной стопыодин из наиболее часто применяемых в игре приемов. Благодаря большой площади соприкосновения ноги с мячом и небольшому замаху этот удар отличается повышенной точностью. Он используется для передач мяча на короткое и среднее расстояние, а также при ударах по воротам с близкого расстояния. Удар производится как с места, так и разбега.
В таблице 1 представлены основные технические ошибки при обучении удара внутренней стороной стопы.
Таблица 1- основные технические ошибки при обучении удара внутренней стороной стопы
Недостаточно отводится назад бьющая нога и не осуществляется проводка.
Занимающиеся выполняют передачи мяча в паpax, следя за отведением ноги назад и выполнением проводки.
После удара мяч летит слишком высоко
В момент удара туловище сильно отклоняется назад.
Занимающиеся имитируют удары по неподвижному мячу, наклоняя туловище над мячом в момент касания его стопой.
Примерные специально-подготовительные упражнения для разучивания приема.
Занимающиеся встают в одну шеренгу и выполняют размахивание ногой вперед-назад с разворотом стопы наружу на 90 градусов.
То же, но со сгибанием опорной ноги в коленном суставе перед движением маховой ноги вперед.
Занимающиеся встают в одну шеренгу с интервалом 1-1,5 метра. Ось их опорной ноги находится на одной линии. Впереди в 20-25 см параллельно первой линии обозначается вторая. По сигналу преподавателя занимающиеся разворачивают стопу бьющей ноги наружу на 90 градусов и фиксируют ее в таком положении на второй линии, стремясь, чтобы плоскость стопы была параллельна этой линии.
Занимающиеся выполняют удары с места по набивному мячу.
В стенку. Встав в 2-3 метра от стенки, занимающиеся выполняют удары по неподвижному мячу низом с места. Отраженный от стенки мяч останавливается одноименным способом.
Передача партнеру. Два игрока встают в 3-4 метра друг от друга и поочередно низом делают передачи, предварительно останавливая мяч.
С одного шага. Игроки встают в 4-5 метра от стенки. Напротив каждого игрока на расстоянии 60-70 см устанавливается мяч. По сигналу преподавателя занимающиеся делают шаг, резко останавливаются у мяча и ударом внутренней стороной стопы направляют его в стенку. Отраженный от стенки мяч останавливается, и упражнение повторяется вновь.
С разбега. Занимающиеся после двух-трех шагов медленного бега направляют неподвижно лежащий мяч в стенку низом. Вариант: отраженный мяч останавливается, затем слегка откатывается вперед и с разбега внутренней стороной стопы направляется в стенку.
Удар серединой подъема применяется при передачах мяча на среднее и длинное расстояние, при обстреле ворот с игры, при выполнении штрафных ударов. Этот удар выполняется с прямого разбега по отношению к предполагаемому направлению полета мяча. Приступая к обучению занимающихся этому приему, следует учитывать, что начинающие футболисты на первых порах из-за боязни получить травму оттягивают носок вниз, поэтому рекомендуется занятия проводить в специальных условиях (мягкий грунт).
В таблице 2 представлены основные технические ошибки в обучении удара серединой подъема.
Таблица 2 - Основные технические ошибки при обучении удара серединой подъема
Технические ошибки
Основные причины
Способы исправления
Слабый удар и
слишком крутая траектория полета мяча
Из-за боязни получить травму в момент удара занимающиеся не оттягивают носок бьющей ноги максимально вниз. В связи с этим удар наносится верхней частью носка
Занимающиеся выполняют удары, приподнимаясь в момент касания мяча стопой на носке опорной ноги
После удара мяч получает вращение и летит неточно
Разбег выполняется не по прямой линии, а сбоку. Поэтому бьющая нога соприкасается с мячом не серединой, а боковой частью подъема
Занимающиеся выполняют удары по мячу с разбега, осуществляемого по специальному ориентиру (прямая линия)
После удара мяч летит по слишком крутой траектории
В момент удара туловище сильно отклонено назад
Занимающиеся выполняют удары в стенку, стараясь в момент касания стопой мяча посильнее согнуть колено бьющей ноги, а после удара достать противоположной рукой стопу бьющей ноги
Примерные специально-подготовительные упражнения на разучивание приема.
1. Занимающиеся выполняют удары с места по подвешенному мячу.
2. Занимающиеся многократно выполняют ударное движение без мяча.
В стенку. Занимающиеся выполняют удары по неподвижному мячу с места в стенку с расстояния 7-8 метра. Мяч посылается низом.
С шага. Занимающиеся встают в 10 м от стенки. В 1,5 метров от каждого кладется мяч. По сигналу преподавателя игроки выполняют удар по неподвижному мячу с шага, совершаемого в виде прыжка.
С разбега. Занимающиеся выполняют удары по неподвижному мячу с нескольких шагов разбега. Удары выполняются с расстояния 8-10 метра в стенку.
По катящемуся мячу. Занимающиеся встают в 12-14 метров от стенки, накатывая перед собой мяч рукой, и с нескольких шагов разбега выполняют удар в стенку.
Навстречу. Два занимающихся встают в 10-12 метра друг от друга. Один из них накатывает мяч навстречу партнеру, который ударом серединой подъема по катящемуся мячу возвращает его партнеру. Тот ловит мяч и вновь накатывает его партнеру. Через 20-25 ударов занимающиеся меняются ролями.
Попади в мишень. Занимающиеся с расстояния 10-12 метров стремятся попасть в мишень (круг диаметром 1 м), обозначенную на стенке. Каждый выполняет по 10 ударов правой и левой ногой с разбега по неподвижному мячу. Побеждает участник, сумевший сделать больше точных попаданий. Вариант: удары наносятся по мячу, накатываемому партнером сбоку.
Удар по воротам. Вратарь накатывает мяч игроку, который с разбега наносит сильный удар по воротам с 10-12 метров.
Остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы довольно часто применяется в игре. Преимущество этого способа в том, что после остановки нога без промедления готова направить мяч дальше.
Примерные подводящие упражнения: занимающиеся многократно повторяют останавливающее движение без мяча; один из занимающихся вытягивает ногу вперед. Его партнер медленно накатывает ему навстречу набивной мяч. Когда мяч соприкоснется со стопой, игрок мягко отводит ногу назад, стараясь одновременно контролировать мяч внутренней стороной стопы. Партнеры периодически меняются ролями. В дальнейшем обучение этому приему следует проводить параллельно с освоением удара внутренней стороной стопы, так как движения, характерные для этих приемов, по существу отличаются лишь обратным порядком выполнения.
В таблице 3,4 представлены основные технические ошибки при обучении остановки катящегося мяча внутренней стороной стопы и остановки мяча грудью.
Таблица 3 - Основные технические ошибки при обучении остановки катящегося мяча внутренней стороной стопы.
Технические ошибки
Основные причины
Способы исправления
Мяч сильно отскакивает от ноги
Суставы останавливающей ноги сильно напряжены и мяч наталкивается на слишком жесткую поверхность стопы
Занимающиеся упражняются в остановке слабо накачанного мяча
Мяч отскакивает, от ноги в сторону
Носок опорной ноги слишком развернут внутрь или наружу, по этому стопу бьющей ноги трудно поставить под прямым углом к; направлению движения мяча
Занимающиеся выполняют останавливающее движение ноги без мяча
Таблица 5 - Основные технические ошибки при обучении остановки мяча грудью
Технические ошибки
Основные причины
Способы исправления
Опускающийся мяч отскакивает с груди
Недостаточно отводится назад верхняя часть туловища
Занимающиеся имитируют останавливающее движение без мяча
Мяч сильно отскакивает от груди
Занимающиеся опаздывают «убирать» грудь
Занимающиеся подбрасывают над собой мяч и останавливают его грудью
Таким образом, последовательность обучения младших школьников техническим действиям футбола представляет собой определение сравнительно несложных базовых технических приемов и их совокупности. Следует отметить, что процесс обучения должен строиться на принципах физического воспитания: последовательность; систематичность; сознательность и активность; учет возрастных особенностей при воздействиях физическими упражнениями и т.д. Педагог для процесса обучения подбирает оптимальные специально-подготовительные упражнения, которые позволяют школьнику освоить новое движение и закрепить раннее изученное. Также следует учесть, что в процессе методического сопровождения необходимо сразу уделять внимание грубым техническим ошибкам, которые искажают целостное е двигательное действие. Мелкие ошибки устраняются позднее, постепенно, по мере формирования навыка.
Таким образом, средства и методы обучения основным приемам игры в футбол учащихся младшего школьного возраста, представленные нами в данном исследовании как содержание учебно-тренировочных занятий на секции и представленные позволяют решить ряд задач по освоению данного вида спорта. В частности, одной из главных задач является подбор специально-подготовительных упражнений исходя из учета особенностей учеников. Также в процессе педагогического эксперимента было необходимо определить наиболее типичные ошибки у детей в технике выполнения и скорректировать способы их устранения. Одной из задач исследования нами определена необходимость освоения базовых элементов при параллельном развитии необходимых физических качеств. Учитывая сенситивный период данного возраста, нами предложены для использования разнообразные двигательные упражнения, способствующие развитию ловкости, скоростных способностей и других.
Также при разработке представленных средств и методов учитывались индивидуальные и возрастные возможности детей. Определяющим фактором при выборе нами средств и методов обучения футболу стал тот факт, что обучения осуществлялось не в спортивной школе, а в общеобразовательной. В связи с этим мы подбирали наиболее доступные упражнения, которые моно варьировать, видоизменять и активно использовать игровой метод обучения.
Следует отметить, что практическое применение разработанных нами комплексов специально-подготовительных упражнений и методических рекомендаций к их использованию основано на принципах физического воспитания в интеграции с принципами спортивной тренировки. Важной, на наш взгляд, особенностью данной методики является, то, что дети в процессе освоения техники футбола при регулярном обьяснении и коррекции основных ошибок, затем обучаются самостоятельно их выявлять и исправлять.
Капустина, Ю.Н. Использование игровых технологий как средство повышения мотивация к урокам физической культуры // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). - Казань: Бук, 2015. - С.10-11.
Кураш, В.П., Городилин, С.К. Футбол в физическом воспитании школьников // Актуальные проблемы здорового образа жизни в современном обществе: Тез. международной научно-практической конференции. Минск, 2003.-С. 259.
Лёвин, А.С. Программа секции «Футбол» (спортивно-оздоровительное направление) для учащихся 6-7 классов [Электронный ресурс]: Инфоурок. - Портал для учителей. - 2015.- Режим доступа: https://infourok.ru/rabochaya-programma-sekcii-futbol-v-shkole-1402298.htm
Селуянов, В.Н. Футбол. Проблемы технической подготовки [текст]. Монография / Силуянов В.Н., Шестаков М.П., Диас С., Ферейра М. - М.: ТВТ Дивизион, 2014. - 103 с.
Швыков, И.А. Спорт в школе: футбол / И.А. Швыков - Терра-Спорт, 2002. - 144 с.