kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические особенности развития скоростно-силовых способностей волейболисток 16-18 лет на основе динамического метода

Нажмите, чтобы узнать подробности

На наш взгляд существует противоречие между повышением требований к уровню развития скоростно-силовых способностей в современных условиях с одной стороны, и недостаточностью существующих методик развития скоростно-силовых качеств волейболисток – с другой. Данное противоречие актуализирует проблему совершенствования скоростно-силовой способности  волейболисток с использованием специфических средств и методов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методические особенности развития скоростно-силовых способностей волейболисток 16-18 лет на основе динамического метода»

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ВОЛЕЙБОЛИСТОК 16-18 ЛЕТ НА ОСНОВЕ ДИНАМИЧЕСКОГО МЕТОДА





В.С. Селивёрстов

Ишимский государственный педагогический институт им. П.П. Ершова, город Ишим



В статье представлены результаты исследования развития скоростно-силовых способностей волейболисток 16-18 лет на основе динамического метода.

Ключевые слова: волейбол, скоростно-силовые способности, динамический метод.



В современных условиях развития спорта и физической культуры актуальным становится вопрос о подготовки физкультурных кадров для работы с детьми и молодежью. Одним из важных направлений является совершенствование системы подготовки тренеров и учителей физической культуры с учетом их личностных особенностей [4-7], что позволяет им эффективно овладевать новыми подходами, методиками и методами тренировки детей.

Данная проблема актуальна и для сферы волейбола. Волейбол - ациклическая командная игра, где мышечная работа носит точностно - координационный, скоростно-силовой характер. При малых размерах и ограничений касаний мяча, выполнение всех технических и тактических элементов требует точности и целенаправленности движений [2].

Качественно новый уровень развития волейбола требует нового уровня развития физических качеств у спортсмена, но в теоретическом плане в специальной литературе по волейболу нет обоснованной системы взглядов, регламентирующей скоростно-силовую подготовку с учетом возраста, пола, спортивной квалификации волейболистов, периодов годичного цикла тренировки [1].

Таким образом, налицо противоречие между повышением требований к уровню развития скоростно-силовых способностей в современных условиях с одной стороны, и недостаточностью существующих методик развития скоростно-силовых качеств волейболисток – с другой. Данное противоречие актуализирует проблему совершенствования скоростно-силовой способности волейболисток с использованием специфических средств и методов.

Объект исследования - тренировочный процесс студенток, занимающихся в секции волейбола.

Предмет исследования – методические особенности развития скоростно-силовой способностей студенток–волейболисток на основе динамического метода.

Цель исследования – экспериментально обосновать методику развития скоростно-силовых способностей студенток - волейболисток на основе динамического метода на этапе спортивного совершенствования.

Для достижения цели исследования можно выделить следующие задачи:

  1. Изучить теоретическое и практическое состояние проблемы развития скоростно-силовых способностей у спортсменов, занимающихся в секции волейбола.

  2. Определить исходный уровень скоростно-силовых способностей волейболисток 16-18 лет.

  3. Разработать и теоретически обосновать методику развития скоростно-силовых способностей волейболисток студенческих команд на основе динамического метода.

Гипотеза исследования – предполагается, что развитие скоростно-силовых качеств у волейболисток будет эффективно при преимущественном использовании динамического метода и применении дифференцированных комплексов упражнений "взрывного" характера, направленные на проявление быстрой силы.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы нами был использован комплекс методов: анализ и обобщение данных литературы, педагогическое наблюдение, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики

Базой исследования: является студенческая команда волейболисток ИГПИ в возрасте 16-18 лет.

Одна из ведущих ролей в процессе воспитания быстроты принадлежит методу динамических усилий, который направлен на развитие способностей к проявлению большей силы в условиях быстрых движений (динамическая сила). Суть метода состоит в создании максимального силового напряжения посредством работы с непредельным отягощением, с максимальной скоростью и полной амплитудой. Упражнение при этом сочетаются с упражнениями, которые по своей структуре - соответствуют основному спортивному навыку. Это позволяет одновременно совершенствовать спортивную технику и развивать необходимое для избранного вида спорта физическое качество. Этот метод тренировки очень хорош для увеличения скорости развития усилия и взрывной силы, а также для тренировки ЦНС. Иногда его называют методом сопряжённых воздействий[3].

Проведенное нами педагогическое тестирование волейболисток 16-18 лет на выявление исходных показателей скоростно-силовой способности испытуемых и первичные результаты влияния экспериментальной методики.

Таблица

Динамика показателей скоростно-силовых качеств волейболисток


№/фамилия

Прыжок в длину (см)

Прирост

Прыжок в высоту (см)

Прирост

Бег 6 м

Прирост

сентябрь

декабрь

сентябрь

декабрь

сентябрь

декабрь

1. Г.Т.

205

222

+17

43

49

+6

01,74

01,58

+(-0,16)

2.Л.Е

170

191

+21

39

43

+4

02,22

01,97

+(-0,25)

3.И.И.

180

183

+3

34

35

+1

01,86

01,83

+(-0,03)

4.Т.А.

189

191

+2

38

41

+3

02,24

01,70

+(-0,54)

5.А.Ю.

160

160

0

35

37

+2

01,80

02,15

-(+0,35)

6.Ш.Ю.

178

181

+3

37

37

0

02,25

01,95

+(-0,3)

7.Ш.Е.

202

204

+2

41

40,5

-0,5

02,10

01,73

+(-0,37)

8.Т.А

201

190

-11

34

42

+8

01,54

01,40

+(-0,14)

9.К.А.

160

168

+8

33

36

+3

02,18

01,86

+(-0,32)

10.И. А.

142

131

-9

26

28

+2

01,77

02,08

+(-0,31)

11.Ф.Н

168

163

-5

34

36

+2

01,95

01,53

+(-0,42)

12.Г.А.

160

173

+13

40

37

-3

02,28

02,15

+(-0,1)

13.Л.О.

132

152

+20

30

33

+3

02,37

01,74

+(-0,63)

14.П.Ю.

169

174

+5

43

40

-3

01,88

01,83

+(-0,05)

15.П.А.

159

154

-5

31

28,5

-2,5

01,90

01,99

-(+0,09)

16.Е.Е

160

170

+10

32

38

+6

02,27

01,57

+(-0,7)

17.Г.А.

158

171

+12

35

38

+3

02,24

01,59

+(-0,65)

Средний показатель

170,2

175,2

5,06

35,6

37,6

2


2,03

1,80

+(-0,27)


p 0,05

p 0,05

p0,05


Из проведённого нами педагогического тестирования видно, что исходный средний показатель прыжка в длину у волейболисток 16-18 лет составляет 170,2 сантиметров, промежуточный средний результат составляет 175,2 сантиметров. Абсолютный прирост присутствует, он составляет 5,06 сантиметров. Различия в показателях теста достоверны при уровне p

Исходный средний показатель прыжка в высоту составляет 35,6 сантиметров, а промежуточный средний результат составил 37,6 сантиметров, абсолютный прирост присутствует и в прыжке в высоту он составляет 2 сантиметров, и различия в показателях теста достоверны при уровне pp0,05.

По результатам таблицы можно говорить о том, что методика эффективна уже сейчас, но необходима более длительная проверка эффективности методики.

На основе проведенного исследования мы можем сделать следующие выводы:

1. Анализ теоретического и практического состояние проблемы развития скоростно-силовой способности у волейболисток показал, что одним из резервов результативности соревновательной деятельности является совершенствование специальной физической подготовки игроков, а именно: скоростно-силовых способностей, проявлением которых является прыгучесть. Ряд авторов рассматривают прыгучесть как одну из наиболее важных характеристик общей, а часто и специальной физической подготовленности спортсменов. В ходе изучения литературных источников мы выявили, что методика динамических усилий имеет широкое распространение. Также мы установили, что экспериментальная методика с преимущественным использованием динамического метода позволила повысить у них уровень развития скоростно-силовую способность волейболисток.

2. На основе анализа специальной литературы, собственного практического опыта и тенденций развития волейбола, нами была разработана методика развития скоростно-силовых способностей волейболисток 16-18 лет на основе динамического метода. Данная методика включала в себя комплекс упражнений «взрывного» характера, с проявлением «быстрой» силы. В комплекс вошли упражнения с отягощениями легких весов, рывковые упражнения с набивными мячами, прыжковые упражнения на тренажере «лестница» и т.п. Методика была реализована на протяжении 4 месяцев при занятиях 3 раза в неделю. Упражнения экспериментальной методики выполнялись раз в неделю, продолжительностью от 30 до 70 минут.

3. Для оценки и выявления динамики развития скоростно-силовых способностей мы выбрали следующие тесты: выпрыгивание вверх с места толчком двумя ногами со взмахом рук и касанием вертикальной планки с разметкой (см); прыжок в длину с места толчком двумя ногами со взмахом рук (см) и бег 6 метров.

Конечное тестирование показало, что в прыжке в длину абсолютный прирост составил 5,06 см. Он является достоверным при ppp0,05.

Таким образом, наша гипотеза частично подтвердилась. Данный факт, скорее всего, связан с тем, что начальный уровень скоростно-силовой способности был у них ниже и методика более привязана к специфике игровой и соревновательной деятельности.



Список литературы

  1. Ашмарин, Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании [текст] / Б.А. Ашмарин – М. : Физкультура и спорт, 1978 – 231с.

  2. Кузнецов В.В. Силовая подготовка спортсменов высших разрядов [текст]/ В.В. Кузнецов. - М.: ФиС, 1970. - 208 с.

  3. Кузнецов, В.В. Специальная силовая подготовка спортсмена [текст]/ В.В. Кузнецов. - М.: Сов. Россия, 1975. - 208 с.

  4. Поливаев, А.Г. Влияние индивидуально-психологических особенностей личности студентов факультетов физической культуры на эффективность их профессиональной подготовки [текст] / А.Г. Поливаев, А.А. Гераськин, И.Н. Григорович // Омский научный вестник. – 2010. - №6-92. – С.179-182.

  5. Поливаев, А.Г. Профессиональная подготовка будущих учителей физической культуры с учетом индивидуально-психологических особенностей [текст] / А.Г. Поливаев, И.Н. Григорович, А.А. Гераськин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 2011 – С.18-22.

  6. Поливаев, А.Г. Совершенствование системы подготовки учителя физической культуры в педагогическом вузе [текст] / А.Г. Поливаев // Высшее образование в России. – 2013. - №11. – С.134-137.

  7. Фомичёва, Н.В. Технологии и подходы к организации учебного процесса по физической культуре в современной системе физкультурного образования [текст] / Н.В. Фомичёва, А.Г. Поливаев, Н.А. Волохина, А.Н.Родионов // Сибирский педагогический журнал. – 2013. - №6. – С.61-64.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Селивёрстов Вадим Сергеевич

Дата: 05.09.2018

Номер свидетельства: 477171


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства