Методические особенности развития скоростно-силовых способностей волейболисток 16-18 лет на основе динамического метода
Методические особенности развития скоростно-силовых способностей волейболисток 16-18 лет на основе динамического метода
На наш взгляд существует противоречие между повышением требований к уровню развития скоростно-силовых способностей в современных условиях с одной стороны, и недостаточностью существующих методик развития скоростно-силовых качеств волейболисток – с другой. Данное противоречие актуализирует проблему совершенствования скоростно-силовой способности волейболисток с использованием специфических средств и методов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методические особенности развития скоростно-силовых способностей волейболисток 16-18 лет на основе динамического метода»
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ВОЛЕЙБОЛИСТОК 16-18 ЛЕТ НА ОСНОВЕ ДИНАМИЧЕСКОГО МЕТОДА
В.С. Селивёрстов
Ишимский государственный педагогический институт им. П.П. Ершова, город Ишим
В статье представлены результаты исследования развития скоростно-силовых способностей волейболисток 16-18 лет на основе динамического метода.
В современных условиях развития спорта и физической культуры актуальным становится вопрос о подготовки физкультурных кадров для работы с детьми и молодежью. Одним из важных направлений является совершенствование системы подготовки тренеров и учителей физической культуры с учетом их личностных особенностей [4-7], что позволяет им эффективно овладевать новыми подходами, методиками и методами тренировки детей.
Данная проблема актуальна и для сферы волейбола. Волейбол - ациклическая командная игра, где мышечная работа носит точностно - координационный, скоростно-силовой характер. При малых размерах и ограничений касаний мяча, выполнение всех технических и тактических элементов требует точности и целенаправленности движений [2].
Качественно новый уровень развития волейбола требует нового уровня развития физических качеств у спортсмена, но в теоретическом плане в специальной литературе по волейболу нет обоснованной системы взглядов, регламентирующей скоростно-силовую подготовку с учетом возраста, пола, спортивной квалификации волейболистов, периодов годичного цикла тренировки [1].
Таким образом, налицо противоречие между повышением требований к уровню развития скоростно-силовых способностей в современных условиях с одной стороны, и недостаточностью существующих методик развития скоростно-силовых качеств волейболисток – с другой. Данное противоречие актуализирует проблему совершенствования скоростно-силовой способности волейболисток с использованием специфических средств и методов.
Объект исследования - тренировочный процесс студенток, занимающихся в секции волейбола.
Предмет исследования – методические особенности развития скоростно-силовой способностей студенток–волейболисток на основе динамического метода.
Цель исследования – экспериментально обосновать методику развития скоростно-силовых способностей студенток - волейболисток на основе динамического метода на этапе спортивного совершенствования.
Для достижения цели исследования можно выделить следующие задачи:
Изучить теоретическое и практическое состояние проблемы развития скоростно-силовых способностей у спортсменов, занимающихся в секции волейбола.
Определить исходный уровень скоростно-силовых способностей волейболисток 16-18 лет.
Разработать и теоретически обосновать методику развития скоростно-силовых способностей волейболисток студенческих команд на основе динамического метода.
Гипотеза исследования – предполагается, что развитие скоростно-силовых качеств у волейболисток будет эффективно при преимущественном использовании динамического метода и применении дифференцированных комплексов упражнений "взрывного" характера, направленные на проявление быстрой силы.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы нами был использован комплекс методов: анализ и обобщение данных литературы, педагогическое наблюдение, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики
Базой исследования: является студенческая команда волейболисток ИГПИ в возрасте 16-18 лет.
Одна из ведущих ролей в процессе воспитания быстроты принадлежит методу динамических усилий, который направлен на развитие способностей к проявлению большей силы в условиях быстрых движений (динамическая сила). Суть метода состоит в создании максимального силового напряжения посредством работы с непредельным отягощением, с максимальной скоростью и полной амплитудой. Упражнение при этом сочетаются с упражнениями, которые по своей структуре - соответствуют основному спортивному навыку. Это позволяет одновременно совершенствовать спортивную технику и развивать необходимое для избранного вида спорта физическое качество. Этот метод тренировки очень хорош для увеличения скорости развития усилия и взрывной силы, а также для тренировки ЦНС. Иногда его называют методом сопряжённых воздействий[3].
Проведенное нами педагогическое тестирование волейболисток 16-18 лет на выявление исходных показателей скоростно-силовой способности испытуемых и первичные результаты влияния экспериментальной методики.
Из проведённого нами педагогического тестирования видно, что исходный средний показатель прыжка в длину у волейболисток 16-18 лет составляет 170,2 сантиметров, промежуточный средний результат составляет 175,2 сантиметров. Абсолютный прирост присутствует, он составляет 5,06 сантиметров. Различия в показателях теста достоверны при уровне p
Исходный средний показатель прыжка в высоту составляет 35,6 сантиметров, а промежуточный средний результат составил 37,6 сантиметров, абсолютный прирост присутствует и в прыжке в высоту он составляет 2 сантиметров, и различия в показателях теста достоверны при уровне pp0,05.
По результатам таблицы можно говорить о том, что методика эффективна уже сейчас, но необходима более длительная проверка эффективности методики.
На основе проведенного исследования мы можем сделать следующие выводы:
1. Анализ теоретического и практического состояние проблемы развития скоростно-силовой способности у волейболисток показал, что одним из резервов результативности соревновательной деятельности является совершенствование специальной физической подготовки игроков, а именно: скоростно-силовых способностей, проявлением которых является прыгучесть. Ряд авторов рассматривают прыгучесть как одну из наиболее важных характеристик общей, а часто и специальной физической подготовленности спортсменов. В ходе изучения литературных источников мы выявили, что методика динамических усилий имеет широкое распространение. Также мы установили, что экспериментальная методика с преимущественным использованием динамического метода позволила повысить у них уровень развития скоростно-силовую способность волейболисток.
2. На основе анализа специальной литературы, собственного практического опыта и тенденций развития волейбола, нами была разработана методика развития скоростно-силовых способностей волейболисток 16-18 лет на основе динамического метода. Данная методика включала в себя комплекс упражнений «взрывного» характера, с проявлением «быстрой» силы. В комплекс вошли упражнения с отягощениями легких весов, рывковые упражнения с набивными мячами, прыжковые упражнения на тренажере «лестница» и т.п. Методика была реализована на протяжении 4 месяцев при занятиях 3 раза в неделю. Упражнения экспериментальной методики выполнялись раз в неделю, продолжительностью от 30 до 70 минут.
3. Для оценки и выявления динамики развития скоростно-силовых способностей мы выбрали следующие тесты: выпрыгивание вверх с места толчком двумя ногами со взмахом рук и касанием вертикальной планки с разметкой (см); прыжок в длину с места толчком двумя ногами со взмахом рук (см) и бег 6 метров.
Конечное тестирование показало, что в прыжке в длину абсолютный прирост составил 5,06 см. Он является достоверным при ppp0,05.
Таким образом, наша гипотеза частично подтвердилась. Данный факт, скорее всего, связан с тем, что начальный уровень скоростно-силовой способности был у них ниже и методика более привязана к специфике игровой и соревновательной деятельности.
Список литературы
Ашмарин, Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании [текст] / Б.А. Ашмарин – М. : Физкультура и спорт, 1978 – 231с.
Кузнецов В.В. Силовая подготовка спортсменов высших разрядов [текст]/ В.В. Кузнецов. - М.: ФиС, 1970. - 208 с.
Кузнецов, В.В. Специальная силовая подготовка спортсмена [текст]/ В.В. Кузнецов. - М.: Сов. Россия, 1975. - 208 с.
Поливаев, А.Г. Влияние индивидуально-психологических особенностей личности студентов факультетов физической культуры на эффективность их профессиональной подготовки [текст] / А.Г. Поливаев, А.А. Гераськин, И.Н. Григорович // Омский научный вестник. – 2010. - №6-92. – С.179-182.
Поливаев, А.Г. Профессиональная подготовка будущих учителей физической культуры с учетом индивидуально-психологических особенностей [текст] / А.Г. Поливаев, И.Н. Григорович, А.А. Гераськин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 2011 – С.18-22.
Поливаев, А.Г. Совершенствование системы подготовки учителя физической культуры в педагогическом вузе [текст] / А.Г. Поливаев // Высшее образование в России. – 2013. - №11. – С.134-137.
Фомичёва, Н.В. Технологии и подходы к организации учебного процесса по физической культуре в современной системе физкультурного образования [текст] / Н.В. Фомичёва, А.Г. Поливаев, Н.А. Волохина, А.Н.Родионов // Сибирский педагогический журнал. – 2013. - №6. – С.61-64.