kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастер-класс "Развитие рефлексивных качеств учащихся на уроке физической культуры"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер класс по теме "Развитие рефлексивных качеств учащихся на уроке физической культуры" проводился с целью создания условия для профессионального самосовершенствования участников мастер-класса, для демонстрации собственного опыта работы путем показа приемов рефлексивной деятельности, а также повышение мотивации участников мастер-класса к овладению рефлексивной деятельности учащихся. Ожидаемые результаты: овладение участниками новыми творческими способами решения педагогической проблемы; формирование мотивации к самообучению, самосовершенствованию, саморазвитию. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Развитие рефлексивных качеств учащихся на уроке физической культуры" »

Мастер- класс "Развитие рефлексивных качеств учащихся на уроке физической культуры"


Эсатов Рустам Сайцалиевич, учитель физической культуры


Цель: 

1) Создать условия для профессионального самосовершенствования участников мастер-класса;

2) Продемонстрировать собственный опыт работы путем показа приемов рефлексивной деятельности;

3) Повысить мотивацию участников мастер-класса к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.

Ожидаемые результаты:

  • Овладение участниками новыми творческими способами решения педагогической проблемы;

  • Формирование мотивации к самообучению, самосовершенствованию, саморазвитию.

Раздаточный материал и оборудование:

  • ПК

  • Интерактивная доска

  • Доска

  • Видео материалы

  • Ватманы

  • Канцтовары

  • Карточки


План занятия

I. Подготовительно-организационный этап (6 мин.)

1) Презентация темы. Выделение проблемы.

2) Обоснование актуальности выделенной проблемы.

3) Объединение в группы для решения проблемы.

4) Постановка цели и выяснение ожиданий участников мастер-класса.

II. Теоретический вводный этап (6 мин.)

1) Актуализация опыта участников мастер-класса.

2) Кроссенс «Что такое рефлексия?

III. Основной этап (11 мин.)

1) Характеристика рефлексии.

2) Методическое обоснование приемов, демонстрация личного опыта.

3) Рефлексия: прием «Плюс-Минус-Интересно»

IV. Практическое задание (15 мин)

1) Работа участников мастер-класса с материалом.

2) Афиширование.

V. Заключительный этап (7 мин.):

1) Заключительное слово автора мастер-класса.

2) Выявление реализации ожиданий участников мастер-класса.

3) Рефлексия мастер-класса «А напоследок я скажу…».


Ход занятия

  1. Подготовительно-организационный этап

1) Презентация темы. Выделение проблемы.

Мастер: Добрый день, коллеги! Рад приветствовать всех, кто собрался сегодня здесь. Тема моего мастер-класса: «Развитие рефлексивных качеств учащихся на уроке физической культуры».

Ни для кого не секрет, что сегодняшние выпускники, окончившие школу хорошо и отлично, не всегда бывают успешными в жизни. Чтобы помочь адаптироваться детям в жизни, помочь им стать успешными, учителю сегодня необходимо не просто давать детям готовые знания, а учить их самих находить эти знания, применять их на практике. Таким образом, возникает необходимость использовать в своей педагогической деятельности новые приёмы и технологии.


2) Обоснование актуальности выделенной проблемы.

Мастер: Предлагаю вам просмотреть отрывок урока «Опрос на стадии рефлексии».

- Какие трудности испытывали учащиеся при выполнении задания?

- Сохранилось ли единство класса в ходе выполнения задания?

- Считаете ли Вы такой традиционный способ проведения рефлексии эффективным?

- Как вы думаете, в чем причина?

- Как вы считаете, можно ли было подвести итоги урока другим способом?

- Почему вы считаете, так?


Мастер: На сегодняшний день в практике педагогов используется одна из новых актуальных технологий – технология критического мышления. Одним из достоинств этой технологии являются приемы рефлексии, развивающие способность к анализу, синтезу, умению перекодировать информацию, уметь общаться с людьми, формулировать вопросы, планировать свою деятельность, анализировать удачи и промахи. Рефлексия помогает ломать стереотипы и находить верные, иногда, казалось бы, нестандартные пути решения проблем, и не только в учебе. Цель рефлексии – развивать рефлексивные качества ребенка через изучаемый материал.


3) Объединение в группы для решения проблемы.

Мастер: Сегодня я хочу познакомить с некоторыми приемами рефлексии, и поделится собственным опытом применения приемов рефлексии на уроках физической культуры. Предлагаю разделиться на две группы. Выберите карточки с изображением разноцветных мячей. И займите места согласно соответствующему цвету мяча. Обратите внимание на то, что у каждого участника в группе есть определенная роль (Контролер, генератор идей, исполнитель, защитник), и она указана на карточке, которую вы выбрали.

Участники выбирают карточки с изображением желтого и красного мячей. В каждой карточке указана роль участника группы:

  • Контролер

  • Генератор идей

  • Исполнитель

  • Защитник


4) Постановка цели и выяснение ожиданий участников мастер-класса.

Мастер: Итак, группы сформированы. Теперь давайте определим наши цели и ожидания от этого мастер-класса. Моя цель сегодня создать условия для вашего профессионального самосовершенствования, продемонстрировать собственный опыт работы и повысить вашу мотивацию к овладению рефлексивной деятельностью учащихся. Предлагаю вам написать свои ожидания от этого мастер-класса и вывесить их на доску.

Участники групп вписывают свои ожидания от мастер-класса на бумагу с изображением футбольного поля и футбольных ворот и вывешивают на доску.

Мастер: Спасибо. Позже мы еще вернемся к вашим ожиданиям.


  1. Теоретический вводный этап

1) Актуализация опыта участников мастер-класса.

Мастер:  Так что же такое рефлексия? Для начала давайте определимся с понятием «рефлексия».

Участники делятся своими знаниями. Мастер выслушивает мнения участников мастер-класса. 


2) Кроссенс «Что такое рефлексия?

Мастер: Очень интересные мнения. Но все-таки попробуем составить определение для рефлексии. Перед вами следующий набор картинок, которые помогут вам в решении этой задачи. Вам необходимо связать изображения этих картинок в логическую цепочку слов, подобрав по одному слову к каждой картинке и составить в группе определение.

Участники находят ассоциативную связь между картинками, составляют одним или несколькими предложениями определение «рефлексии». Затем руководитель мастер-класса дает свой вариант определения.

Мастер: Рефлексия – это размышления человека направленные на анализ, самого себя, собственных состояний, прошедших событий, поступков и результатов деятельности.


  1. Основной этап

1) Характеристика рефлексии.

Мастер: Согласно определению у учащихся развивается рефлексивные качества:

- способность к осмыслению собственных действий;

- способность к критике и самокритике;

- способность проявлять толерантность;

- способность к самообучению и самоизменению;

- способность оценивать собственные возможности;


  • Классификация рефлексии

Мастер: Рефлексию можно классифицировать по следующим категориям:

- По функции;

- По цели;

- По содержанию;

- По форме деятельности;

- По типу урока;

- По способам проведения;


Мастер: подробнее рассмотрим с вами некоторые из классификаций.

  • Классификация рефлексии по способам проведения

Мастер: Существует большое разнообразие способов проведения рефлексии.

Письменный: рисунки, таблицы, баллы и образы, схемы, кластеры и анкета.

Устный: утверждения, незаконченные предложения, ключевые слова, жесты, ассоциации, опрос и символы.

Определите, какие из перечисленных способов могут быть проведены как устной и письменной форме? Обсудите это в группе и выберите их на экране щелчком мыши и прокомментируйте ваш выбор.


  • Классификация рефлексии по функции

Мастер: Можно выделить 4 функции рефлексии. Физическая рефлексия используется для определения физического состояния учащихся, например, успел или не успел, легко или тяжело.

Сенсорная рефлексия применяется для определения самочувствие учащихся, например, комфортно или дискомфортно, интересно или скучно.

Интеллектуальная рефлексия применяется, когда необходимо выяснить что понял, что осознал или что не понял учащийся на уроке. Какие затруднения испытывал.

Духовная рефлексия выясняет, стал ли учащийся лучше или хуже, созидал или разрушал себя и других на уроке.


  • Классификация рефлексии по цели:

Мастер: Как вы думаете, на каком этапе урока применяется рефлексия?

Рефлексия настроения и эмоционального состояния применяется в начале и в конце урока для установления эмоциональный контакт и определения самочувствие, настроение учащихся


Рефлексия деятельности применяется для анализа и самооценки уже выполненной учениками деятельности. Учащиеся планируют дальнейшую деятельность, прогнозируют возможные результаты и определяют заданий для самоподготовки. Цель рефлексии деятельности самооценка результатов деятельности и осознание метода преодоления затруднений в деятельности.


Рефлексия содержания учебного материала организуется учителем для выявления

уровня осознания содержания пройденного материала. Позволяет учащимся подвести итоги, обобщить результаты, учителю сделать выводы о необходимости корректировки программы, методов и приемов, а также оценить собственную работу, как учителю, так и учащимся.


2) Методическое обоснование прием рефлексии, демонстрация личного опыта и комментарии автором мастер-класса.

Мастер: Предлагаю вашему вниманию приемы рефлексии, которые я использую на уроках физической культуры. По мере того как вы будете знакомиться с приемами, прошу вас записывать небольшие заметки в таблицу, называется она «Плюс-Минус-Интересно». В колонке «+» пишите то, что вам понравилось, в колонке «-» то, что не понравилось и в колонке «?» то, что вам не понятно или вопросы которые возникают.

Участники знакомятся с приемами и фиксируют свои впечатления и замечания в таблице «Плюс-Минус-Интересно».

  • Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Прием «Жесты» (фото)

Цель: определить состояние эмоций и настроения

Ход упражнения: Учащиеся жестами должны показать состояние, настроение или результаты своей работы на начало урока: хорошее/ неважное/ плохое настроение; на конец урока комментируют что понравилось, что получилось, сомнения, трудности, что не понравилось и ошибки.


  • Рефлексия деятельности

Прием «Логическая цепочка» (видео)

Цель: формировать привычку к осмыслению действий и событий.

Ход упражнения: На доске прикреплены "ключевые слова" упражнения, которые нужно расставить в определенной последовательности и прокомментировать выбор.


  • Рефлексия содержания учебного материала.

Прием «Мишень» (фото)

Цель: оценить деятельность учителя и учащихся.

Ход упражнения: Учащиеся заполняют «рефлексивную мишень», оценивая 1. свою деятельность 2. деятельность учителя 3. деятельность учащихся.


Прием «Финальный свисток» (видео)

Цель: учащийся оценивает свою деятельность и деятельность одноклассников.

Ход упражнения: Учащиеся передают мяч друг другу. Один из учащихся, повернувшись спиной к классу, подает сигнал свистком. У кого в руках остался мяч, анализирует свою работу на уроке или ставит оценку работающим в паре, группе и обосновывает ее.


3) Рефлексия: прием «Плюс-Минус-Интересно»

Мастер: Предлагаю провести рефлексию. Пользуясь своими записями из таблицы «П-М-И», поделитесь мнением о приемах рефлексии.

Участники вступают в диалог с руководителем мастер-класса, пользуясь своими записями из таблицы «Плюс-Минус-Интересно», делятся положительным «Плюс», отрицательным «Минус» и задают вопросы «Интересно».


  1. Практическое задание

1) Работа участников мастер-класса с материалом.

Участники выбирают конверты с заданием, опираясь на схему, составляют упражнение «Лестница-успеха», направленное на развитие рефлексивных качеств учащихся.


Задание 1

Заполните схему, придумайте упражнение для рефлексии «Лестница-успеха». Цель упражнения - определить какой ступени соответствует состояние учащихся. Оформить на ватмане и сделать презентацию результатов совместной работы, используя ПОПС-формулу.


Цель: Рефлексия эмоционального состояния

Функция: физическая/ духовная/ сенсорная

Содержание: устное/ письменное

Форма деятельности: индивидуальная/ групповая

Тип урока: итоговый

Способ проведения: баллы/ утверждения/ незаконченные предложения/ ключевые слова/ символы/ рисунки


Задание 2

Заполните схему, придумайте упражнение для рефлексии «Лестница-успеха». Цель упражнения определить уровень выполнения задания. Оформить на ватмане и сделать презентацию результатов совместной работы, используя ПОПС-формулу.


Цель: Рефлексия деятельности

Функция: физическая/ интеллектуальная

Содержание: устное/ письменное

Форма деятельности: индивидуальная/ групповая/ коллективная

Тип урока: после усвоения ЗУН/ промежуточный

Способ проведения: баллы/ утверждения/ незаконченные предложения/ ключевые слова/ символы/ рисунки


Задание 3

Заполните схему, придумайте упражнение для рефлексии «Лестница-успеха». Цель упражнения определить уровень усвоения учебного материала. Оформить на ватмане и сделать презентацию результатов совместной работы, используя ПОПС-формулу.


Цель: Рефлексия содержания учебного материала

Функция: физическая/ интеллектуальная

Содержание: устное/ письменное

Форма деятельности: индивидуальная/ групповая

Тип урока: контрольный/ итоговый

Способ проведения: баллы/ утверждения/ незаконченные предложения/ ключевые слова/ символы/ рисунки


2) Афиширование

  • Участники представляют выполненные работы, используя прием рефлексии «ПОПС-формула» и корректировка результатов работы.

ПОПС-формула:

1) Позиция «Мы считаем, что…».

2) Объяснение «Потому что …».

3) Пример «Мы можем это доказать на примере …».

4) Суждение «Исходя из этого, мы делаем вывод о том, что…».

  1. Заключительный этап

1) Выявление реализации ожиданий участников мастер-класса.

Мастер: А сейчас предлагаю вернуться к нашим «воротам» и проверить оправдались ли ваши ожидания. Если Ваши ожидания оправданы, то приклеите “мяч” в область ворот, если ожидания не оправдались, то приклейте “мяч” в зону офсайда.

Участники приклеивают карточки “”мяч” на лист ватмана с изображением футбольного поля и футбольных ворот. Если ожидания группы участников оправданы, то “мяч” приклеивается в область ворот, если ожидания не оправдались, то “мяч” приклеивается в зону офсайда. Затем руководитель мастер-класса считает сколько «мячей» находится в «воротах» участников и согласно результатам приклеивает свой “мяч”.


2) Заключительное слово

Мастер: Мне бы тоже хотелось воспользоваться этой формулой и подвести итоги нашего мастер-класса.

Я считаю, что мы сегодня хорошо поработали,

потому что мои и Ваши ожидания были оправданы.

Я могу это доказать на примере нашей совместной работы.

Исходя из этого, я делаю вывод о том, что Вы узнали что-то новое для себя и приобрели навыки, которые могут пригодиться Вам в педагогической деятельности.


3) Упражнение «А напоследок я скажу…»

Мастер: И последнее задание для Вас. Выберите цифру на экране и продолжите фразу.

Каждый участник выбирает на экране карточку с цифрой. В каждой карточке дается фраза, не имеющей окончания. Без всякой предварительной подготовки участник должен продолжить и завершить фразу, проанализировать и подвести итоги мастер-класса.


  1. "Мне захотелось …" 

  2. "Сегодня я узнал (а) …" 

  3. "Было трудно …"

  4. "Я приобрел (а) …"

  5. "Я выполнял (а) …"

  6. "Я попробую …"

  7. "Я понял (а) …"

  8. "Я научился …"

  9. "Меня удивило …"

  10. "Я выполнял задание …"

Мастер: Удачи Вам во всем, дорогие коллеги! Спасибо за внимание.

6



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Мастер-класс "Развитие рефлексивных качеств учащихся на уроке физической культуры"

Автор: Эсатов Рустам Сайцалиевич

Дата: 28.09.2014

Номер свидетельства: 115200


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства