kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

КУРСОВАЯ РАБОТА на тему «ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ К СДАЧЕ НОРМ КОМПЛЕКСА ГТО»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комплекс ГТО является программной и нормативной основой системы физического воспитания различных групп населения Российской Федерации, устанавливает государственные требования к физической подготовленности граждан Российской Федерации, включает виды испытаний (тесты) и нормы, перечень знаний, навыков ведения здорового образа жизни, двигательных умений и навыков.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«КУРСОВАЯ РАБОТА на тему «ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ К СДАЧЕ НОРМ КОМПЛЕКСА ГТО»»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ ТЕХНИКУМ «СТАВРОПОЛЬСКОЕ УЧИЛИЩЕ ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА»




КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине профессионального цикла «Теория и история физической культуры

и спорта»


на тему «ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ К СДАЧЕ НОРМ КОМПЛЕКСА ГТО»










Выполнил:

Ф.И.О.

студент 3 курса

специальности490201 (050141)

«физическая культура»

очной формы обучения

_______________________________

подпись


Научный руководитель:

Ф.И.О.


Работа допущена к защите_______________________ «____»______________20 _г.

(подпись руководителя) (дата)

Работа выполнена и

защищена с оценкой____________________________ Дата защиты______________­­­­­

Члены комиссии:

Директор .

(должность) (подпись) (ФИО)

Заместитель директора по УВР .

(должность) (подпись) (ФИО)

Председатель м/о .

(должность) (подпись) (ФИО)




Ставрополь, 2015 г.


СОДЕРЖАНИЕ


Введение.................................................................................................................


Глава 1. Теоретические основы системной физической

подготовки школьника …………………………………………….............


1.1.

Сущность здорового образа жизни школьника ……………………….


1.2.

История развития патриотического воспитания населения в

Советский период ……………………………………………………….


1.3.

Зарождение Всесоюзного комплекса ГТО …………………………….


1.4.

Становление Всесоюзного комплекса ГТО ……………………………


1.5.

Развитие Всесоюзного комплекса ГТО ………………………………..


1.6.

Система ГТО в современной России…………………………………...


1.7.

Влияние Всесоюзного комплекса ГТО в жизни школьника………….


Глава 2. Методы и организация исследования…………………………..


2.1.

Организация исследования………………………………………...........


2.2.

Методы исследования……………………………………………...........


Глава 3. Результаты уровня физической подготовленности школьников, реализующие программу возрождения комплекса ГТО


3.1.

Результаты уровня физической подготовленности учащихся за

2013-2014 учебный год …………………………………………………


3.2.

Результаты уровня физической подготовки учащихся

за 2014-2015 учебный год ………………………………………………


3.3

Количество учащихся, принявших и сдавших нормы ГТО…………..



Сравнительный анализ уровня физической подготовки учащихся 2 ступени…………………………………………………………………..


Выводы………………………………………………………………………..


Список использованной литературы………………………………….......





Введение

Следует сказать, что последнее десятилетие отмечено повышенным беспокойством правительства, ученых, спортивных педагогов к состоянию здоровья населения. Особенно это относится к подрастающему поколению – школьникам. На сегодняшний день в России лишь 10% детей 3-7 лет являются практически здоровыми (I группа здоровья), у 50% дошкольников выявлены морфофункциональные отклонения и нарушения в состоянии здоровья (II группа здоровья), 40% детей имеют хронические заболевания (III группы здоровья). Ведь поколение ее населения сменяют друг друга в достаточно короткий срок даже в масштабах жизни одного человека. В этом смысле одно упущение для совершенствования процессов физического развития детей и подростков оборачивается практически безнадежно потерянным в валеологическом смысле поколением. Ученные отмечают, что неудачно организованное дошкольное и школьное образование по физической культуре играет отрицательную роль, как в укреплении здоровья, так и в процессе массового досуга учащихся. Основной задачей современного общества является воспитание физически здоровой личности. Актуальность нашего исследования говорит о принятых нормативно-правовых документах, о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО) (Постановление Правительства РФ от 11 июня 2014 года № 540 опубликовано на его официальном сайте). Комплекс ГТО является программной и нормативной основой системы физического воспитания различных групп населения Российской Федерации, устанавливает государственные требования к физической подготовленности граждан Российской Федерации, включает виды испытаний (тесты) и нормы, перечень знаний, навыков ведения здорового образа жизни, двигательных умений и навыков.

В данной курсовой работе рассмотрим комплексы ГТО учеников 4 классов 2 ступени. По нашему мнению одним из наиболее важных условий достижения результатов, этого возрастного периода, достигается за счет правильно организованного учебного процесса. В основе закономерности учебного процесса лежит управление работоспособностью организма учеников и, в частности, создание предпосылок приобретения и сохранения оптимальной спортивной формы с учетом годового учебного плана школы.

Проблема здоровья и пути его сохранения являются объектом изучения медиков (М.В. Анторопова, 1988; И.И. Брехман, 1990; Д.В. Колесов, 1983; Н.Т. Лебедев, 1993; С.В. Попов, 1996; Б.Н. Чумаков, 2000), педагогов и психологов (В.К. бальсевич, 1994; Г.П. Богданов, 2004; М.Я. Виленский 2006; Л.И. Лубышева, 2010). Разработка и апробация образовательных программ для учащейся молодежи с основами здорового образа жизни стали особенно актуальны в последнее десятилетие (М.М. Борисов, 20012; Н.А. Евстратова, 2002; В.О. Морозова, 2008; Л.Г. Качан, 2013 и др.).

Таким образом, отдельные аспекты в какой-то степени получили свое научное обоснование. Однако полагаем, что проблема, связанная с формированием основ здорового образа жизни школьников и вопросов физической подготовки с помощью физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» изучена недостаточно. Все выше перечисленное определило тему нашего исследования.

Цель. Укрепить здоровье, развить гармонически и всесторонне развитую личность школьника, с помощью систематической физической подготовки на основе комплекса ГТО.

Объектом выступает дети младшего школьного возраста.

Предмет. Особенности физической подготовки детей младшего школьного возраста сдающих нормы комплекса ГТО.

Гипотеза работы формулируется так: если в учебном процессе активно использовать сдачу норм комплекса ГТО, то у школьников младшего возраста будет возникать потребность в осознанных систематических занятиях физической культурой и спортом и ведении здорового образа жизни.


Задачи:

1. Проанализировать специальную научно-методическую литературу по исследуемой теме курсовой работы.

2. Повышение уровня физической подготовленности младших школьников путем внедрения норм ГТО.

3. Формирование у младших школьников осознанных потребностей в систематических занятиях физической культурой и спортом, физическом самосовершенствовании и ведении здорового образа жизни.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, выводов и списка использованной литературы.


ГЛАВА 1. Теоретические основы системной физической подготовки школьника



1.1. Сущность здорового образа жизни школьника

Гармоничное развитие личности школьника в естественном педагогическом процессе – главная цель развивающего образования. Одним из лимитирующих факторов при этом является здоровье. Здоровье и обучение взаимосвязаны и взаимообусловлены: чем крепче здоровье учащихся, тем продуктивнее обучение.

Становление гармоничной личности невозможно без ее физического совершенства, поэтому одним из направлений целостного педагогического процесса должно стать воспитание у детей потребности быть здоровым.

Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует формированию, сохранению и укреплению как индивидуального, так и общественного здоровья.

Установка школьника на воплощение своих социальных, физических, интеллектуальных и психических способностей и возможностей лежит в основе формирования здорового образа жизни.

Гиппократ специфическим элементом здорового образа жизни считал здоровье человека, а Демокрит – духовное начало. Стремление к достижению здоровья за счет какого-либо одного средства принципиально неправильно, поскольку не охватывает всего многообразия взаимосвязей функциональных систем, формирующих организм человека, и связей самого человека с природой.

Новая парадигма здоровья четко и конструктивно определена академиком Н.М. Амосовым: «Чтобы стать здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их ничем нельзя».

По мнению Э.М. Казина, здоровый образ жизни складывается из трех основных взаимосвязанных и взаимозаменяемых элементов, трех культур: культуры питания, культуры движения и культуры эмоций. Отдельные оздоровительные методы и процедуры не дают желательного и стабильного улучшения здоровья, потому что не затрагивают целостную психосоматическую структуру человека.

В здоровом образе жизни питание является определяющим, системообразующим, так как оказывает положительное влияние и на двигательную активность, и на эмоциональную устойчивость. При правильном питании пища наилучшим образом соответствует естественным технологиям усвоения пищевых веществ, выработавшимся в ходе эволюции. Натуральная растительная пища (овощи, фрукты, зерно-бобовые, зерновые, орехи, семечки, мед) в полной мере соответствует этим требованиям, по поводу животной пищи до сих пор идут дискуссии о полезности животных белков, но все приходят к единому мнению, что потребление белковой пищи, так же необходимо организму.

Культура движения оказывает большое влияние на личность – это гармония мысли и движения. Культура личности современного человека заключается не только в умении грамотно, красиво и правильно излагать мысли, но и грамотно, красиво и правильно двигаться.

Оздоровительным эффектом обладают только аэробные физические упражнения (ходьба, бег трусцой, плавание, катание на лыжах, работа на садово-огородном участке и т.д.) в природных условиях. Они включают в себя солнечные и воздушные ванны, очищающие и закаливающие водные процедуры.

Культура эмоций формируется постепенно в процессе формирования личности, а так же зависит от окружения, где воспитывался ребенок и какие ценности были заложены в семье и в школе. Различают отрицательные и положительные эмоции. Отрицательные эмоции (зависть, страх и др.) обладают огромной разрушительной силой, положительные эмоции (смех, радость, любовь, чувство благодарности) сохраняют здоровье, способствуют успеху.

Структура здорового образа жизни по Э.Н. Вайнеру (1998) должна включать следующие факторы: оптимальный двигательный режим, рациональное питание, рациональный режим жизни, психофизиологическую регуляцию, психосексуальную и половую культуру, тренировку иммунитета и закаливание, отсутствие вредных привычек и валеологическое образование.

В основе здорового образа жизни лежат биологические (возрастной, энергетический, укрепляющий, ритмичный, аскетичный) и социальные (эстетичный, нравственный, волевой и само-ограничительный) принципы:

- единство и взаимосвязь режима дня и работоспособности. Если ежедневно проводятся: утренняя гимнастика до занятий, динамические паузы, активные двигательные минутки, пальчиковая гимнастика и др., то в течение дня у школьников не происходит утомления и на высоком уровне сохраняется работоспособность;

- единство обязательной и добровольной физической культуры и спорта. Для наилучшего развития психических качеств и достижения полной действенности физической культуры должны работать спортивные кружки, проводиться спортивно-массовые и спортивно-оздоровительные мероприятия в учебном заведении;

- единство двигательной деятельности, воспитания и развития психических качеств. Любой спортивной соревновательной деятельности присущи специфические аспекты и возможности. Она побуждает ребенка стремится к успеху, способствует целевой ориентации, самоопределению, являясь благодатной почвой для формирования благородства и готовности помочь, для проявления ценных этико-моральных позиций.


1.2. История развития патриотического воспитания населения в советский период

Те, кто учился в школе еще до распада Советского союза, помнят три заветные буквы – ГТО, или «Готов к труду и обороне» - программу физической и культурной подготовки, которая основывалась на единой и поддерживаемой государством системе патриотического воспитания населения.


1.3. Зарождение Всесоюзного комплекса ГТО

В глубокой древности развитие производительных сил и расширение трудового опыта привело к усложнению физического воспитания человека. Большую роль начинает играть военная организация общества. Физическое воспитание в этих условиях выполняет функцию подготовки не только к трудовой деятельности, но и к военному делу. Появляются зачатки военного воспитания.

При возникновении новой формы управления (государство), определялись задачи, средства, формы и методы физического воспитания. Так зарождались программы физической подготовки и патриотического воспитания.

По мере развития общества физическая культура становилась частью культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом. В этой связи меняются и программы физического воспитания. Но патриотическое воспитание и военно-прикладные составляющие этих программ остаются неизменными.

В годы между первой и второй мировыми воинами развитие физической культуры и спорта происходило в нескольких направлениях. В результате победы социалистической революции в октябре 1917 года, одно из них представляло советское физкультурное движение, возникшее в СССР.

В 1918 г. был принят декрет «Об обязательном обучении военному искусству» всех граждан мужского пола. В республике были созданы органы Всевобуча (всеобщее военное обучение), на которые возлагались функции военного обучения трудящихся, допризывной подготовки молодёжи.

После окончания гражданской войны в СССР началось восстановление промышленности и сельского хозяйства. Тяжёлая жизнь, война подорвали здоровье и отразились на физическом состоянии трудящихся, особенно подрастающего поколения. Чтобы противостоять этим явлениям, нужны были сильные, дисциплинированные, с хорошей физической подготовкой люди. В первый же год советской власти ВЦИК РСФСР принимает декрет «Об обязательном обучении военному искусству». Начиная с апреля 1918 года, мужчины и женщины от 18 до 40 лет обязаны обучаться военному делу по месту работы.

Для этих целей в 1920 году при академии Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) в Москве, а затем и в других учебных военных заведениях создается военно-научное общество (ВНО) и его отделения. Председателем ВНО избирается народный комиссариат по военным и морским делам М. Фрунзе.

В 1923 и 1924 годах организуются Общество друзей воздушного флота (ОДВФ) и общество друзей химической обороны и химической промышленности (ДОБРОХИМ).

В 1927 году в СССР создается самая крупная из специализированных общественных организаций – Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству (ОСОАВИАХИМ).

Уже к началу 1928 года по всей стране под эгидой ОСОАВИАХИМа строятся тиры, стрельбища, создаются аэроклубы и военно-спортивные кружки, где молодежь осваивает специальности радиста, телеграфиста, парашютиста, моториста, санитара, медсестры, пилота и др.

Ведущую роль в разработке новых форм и методов физического воспитания сыграл комсомол. Именно он выступил инициатором создания Всесоюзного физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне».


1.4. Становление Всесоюзного комплекса ГТО

У ГТО славная история. Она началась весной 1930 г., когда в газете «Комсомольская правда» впервые появились слова: «Готов к труду и обороне». Предлагалось проводить всесоюзные состязания на право получения значка ГТО.

Становление комплекса проходило в период с 1931 по 1934 гг.

По поручению Всесоюзного совета физической культуры при ЦИК СССР был разработан проект комплекса ГТО, который был утвержден 11 марта 1931 года и стал нормативной основой системы физического воспитания для всей страны.

Цель вводимого комплекса – «дальнейшее повышение уровня физического воспитания и мобилизационной готовности советского народа, в первую очередь молодого поколения…».

К испытаниям на получение значка «Готов к труду и обороне» первоначально допускались мужчины не моложе 18 лет и женщины не моложе 17 лет. Особым условием было удовлетворительное состояние здоровья. Определял его врач, который устанавливал, что сдача норм по данному комплексу не принесет ущерба здоровью человека.

Комплекс ГТО состоял из I ступени. Нормативы I ступени комплекса объединил в себя: плавание, греблю, прыжки и метания, бег, подтягивания на перекладине (для мужчин) и лазанье по канату (для женщин), езда на велосипеде, передвижению в противогазе, переносу патронного ящика, лыжным переходам, оказание первой помощи, выполнение санминимума, знание основ самоконтроля, знание основ физкультурного движения в СССР, ударничество на производстве.

В 1932 году был утвержден и введен в действие комплекс «Готов к труду и обороне» II ступени.  В комплекс ГТО II ступени вошло 25 испытаний – 3 теоретических и 22 практических. Для женщин общее количество испытаний составляло 21. В обновленном комплексе II ступени шире представлены спортивные испытания: прыжки на лыжах с трамплина (для мужчин); фехтование; прыжки в воду; преодоление военного городка.  

В 1933 году ЦК ВЛКСМ предложил ввести комплекс испытаний по физической подготовке детей, как начальную ступень их физического развития. Детская ступень комплекса, получившая название «Будь готов к труду и обороне» (БГТО) начала работать с 1934 года.

В нее вошли 16 норм спортивно-технического характера: бег на короткие и длинные дистанции; прыжки в длину и высоту с разбега; метание гранаты, бег на лыжах на 3-5 километров для мальчиков и 2-3 километра для девочек, ходьба в противогазе; гимнастические упражнения; лазание; подтягивание; упражнения на равновесие; поднятие и переноска тяжестей, знания по санитарному минимуму, умение проводить занятия по одному из видов спорта, играть в спортивную игру и судить ее.

Таким образом, завершилось оформление всей системы комплекса «Готов к труду и обороне СССР».

Сдача нормативов ГТО подтверждалась удостоверениям и специальными значками – золотым или серебряным значком «ГТО», выполняющие нормативы в течение ряда лет – «Почётным значком ГТО».

Физкультурный комплекс ГТО был органически связан с Единой Всесоюзной спортивной классификацией. Спортивные разряды и звания присваивались при условии сдачи спортсменами норм физкультурного комплекса ГТО.

С 1938 года начали проводиться Всесоюзные соревнования по различным программам многоборья ГТО: первенства СССР и ВЦСПС (1938-1939, 1949-1951), чемпионаты СССР и первенства ВЦСПС (1974-1982), чемпионаты СССР (1989-1991).


1.5. Развитие Всесоюзного комплекса ГТО

К концу 30-х годов встал вопрос об улучшении содержания комплекса ГТО. В предвоенные годы перед физкультурными организациями страны была поставлена задача - усилить использование средств физического воспитания в целях укрепления обороноспособности СССР.

В 1939 году 26 ноября был разработан и утвержден новых комплекс ГТО. Подростки и юноши приобретали навыки военного строя, обучались стрелковому делу, правилам противовоздушной обороны и противохимической защиты, получали хорошую физическую подготовку и закалку.

С января 1940 г. был введён в действие новый комплекс ГТО. Комплекс состоял из обязательных норм и норм по выбору. Обязательные нормы: гимнастика, полосу препятствий, плавание, бег, лыжный спорт, стрельбу, знание основ гигиены, знание основ физической культуры и спорта. Нормы по выбору включали в себя 7 групп упражнений на воспитание: силы, скорости, выносливости, ловкости, смелости и решительности, защиты и нападения, метаний и стрельбы. Также был введён медицинский контроль над сдавшими нормы ГТО.

В комплексы БГТО и ГТО II ступени входили две ступени на «сдано» и «отлично». Была установлена повторная сдача норм для значкистов ГТО II ступени при переходе в следующую возрастную группу, а нормы по выбору для получения такого значка с отличием приравнивались к нормам третьего разряда Всесоюзной спортивной классификации.

Когда началась война, советские люди сумели на деле применить физическую закалку и выучку. Именно значкисты ГТО оказались самыми умелыми и надежными защитниками родного Отечества.

В 1942 г. в целях приближения комплекса ГТО к требованиям военного

времени в него были внесены некоторые дополнения: изучение материальной части винтовки, знание топографии, оказание санитарной помощи и др.

В 1946-1955 гг. Комитет по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР внёс частичные изменения в комплекс ГТО. Но эти изменения не принесли ожидаемых результатов. Снизилось качество учебной работы по комплексу.

В комплексе ГТО, введенном с 1 января 1955 года, снова исключили деление нормативов на обязательные и по выбору. Для получения значка ступени БГТО требовалось выполнить все 10 нормативов, значка ГТО 1-й ступени – 12 норм и значка ГТО 2-й ступени – 11.

В 1958 г. был опубликован проект нового варианта комплекса для широкого обсуждения физкультурной общественностью страны.

1 марта 1959 г. усовершенствованный комплекс ГТО был введён в действие. Однако и после этого не удалось преодолеть прежние недостатки и формализм в работе по комплексу ГТО. С каждым годом комплекс терял своё значение и популярность среди народа.

В 1966 году по инициативе ДОСААФ была разработана и введена в действие ступень комплекса ГТО для молодежи призывного возраста «Готов к защите Родины» (ГЗР).

С 1 марта 1972 г. был введен новый комплекс ГТО «Готов к труду и обороне СССР» имел 5 возрастных ступеней:

- I ступень – «Смелые и ловкие» – 10-11 и 12-13 лет;

- II – «Спортивная смена» – 14-15 лет;

- III – «Сила и мужество» – 16-18 лет;

- IV – «Физическое совершенство» – мужчины 19-28 и 29-39 лет, женщины 19-28 и 29-34 лет;

- V – «Бодрость и здоровье» – мужчины 40-60 лет, женщины 35-55 лет.

Стали проводиться соревнования по зимнему многоборью ГТО, в программу которых входили: лыжный спорт, стрельба, подтягивание на перекладине, отжимания (для женщин). В программу летнего многоборья ГТО входили: бег, плавание, метания, подтягивание на перекладине, стрельба, отжимания (для женщин). Одна из его ступеней – «Сила и мужество» рассчитана на учащихся старших классов и молодёжь, которая проходит допризывную подготовку, готовится к службе в рядах Советской Армии.

В 1973 году при Спорткомитете СССР создан Всесоюзный совет по работе массового привлечения граждан к сдаче комплекса ГТО. Председателем Совета был назначен лётчик-космонавт СССР Алексей Архипович Леонов.

С 1974 г. проводятся чемпионаты страны по многоборью комплекса ГТО на призы газеты «Комсомольская правда». Разрядные нормы и требования по многоборью ГТО включены в Единую всесоюзную спортивную классификацию.

В 1975 г. создана Всесоюзная инспекция ГТО, которая проводила выборочные проверки значкистов ГТО, контролировала проведение соревнований, строительство и оборудование городков ГТО, использование спортсооружений, состояние наглядной агитации и пропаганды.

В начале 1977 г. во все пять ступеней были добавлены нормативы по спортивному ориентированию. Они просты: участвовать в соревнованиях разной сложности по этому виду спорта.

В 1979 г. была введена новая начальная ступень комплекса ГТО для детей 7-9 лет. От сдающего нормы требуются знания по начальной военной подготовке, гражданской обороне страны и санитарно-гигиеническому просвещению, овладеть практическими навыками личной и общественной гигиены, выполнять утреннюю гигиеническую гимнастику.

С января 1985 года введен усовершенствованный комплекс «Готов к труду и обороне СССР». Комплекс нового образца состоит из двух частей:

- «Будь готов к труду и обороне СССР» (БГТО) для школьников 6-15 лет;

- «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО) для учащейся молодежи и трудящихся 16-60 лет.

В 1986 году в Ленинграде впервые в СССР была создана «Федерация Комплекса и многоборий ГТО», в июле 1989 году была создана Всесоюзная Ассоциация многоборий ГТО (председателем избрали Галактионова Г.Н., ответственным секретарем - Криво В.М.), а в сентябре 1989 года – Всероссийская федерация Комплекса и многоборий ГТО (президент - Галактионов Г.Н.).

Продолжением и развитием комплекса ГТО является полиатлон. Как вид спорта создан в 1992 году на основе существовавших в СССР программ «Многоборий ГТО» и детских многоборий «Старты Надежд». Полиатлон закладывает основы физической подготовки для любого вида спорта и доступен для всех возрастов, начиная с 8 лет.



1.6. Система ГТО в современной России

Распад Советского Союза повлек за собой большую пропасть в работе над воспитанием физической активности граждан. Юридически Комплекс ГТО не был упразднен, однако фактически он прекратил свое существование в 1991 году. В годы распада СССР удалось сохранить многоборья ГТО.

В России с 1993 года действует спортивная классификация по полиатлону. С 1994 года стали проводиться Кубки мира по летнему, а затем и по зимнему полиатлону, с 1997 года ежегодно проводится первенство мира среди юношей и девушек по летнему полиатлону.

С начала 2000 годов на региональном уровне принимались решения о проведении аналогичных соревнований.

В феврале 2012 года председателем ДОСААФ России Сергеем Александровичем Маевым утверждено Положение о физкультурно-спортивном комплексе ДОСААФ России «Готов к труду и обороне».

В 2013 году руководство страны и региональные руководители выступили с инициативой возрождения комплекса ГТО в России в современном формате. Определены 89 предприятий и ВУЗов страны, в которых будет опробован «пилотный» проект массовых спортивных мероприятий по сдаче норм физкультурно-спортивного комплекса ДОСААФ России «Готов к труду и обороне».

Спустя 23 года 24 марта 2014 г. президент России Владимир Путин подписал Указ о возрождении забытого комплекса. Что же явилось причиной возрождения ГТО? Начиная с 1990 года, общая заболеваемость населения России растет. Такой рост связан с неизбежным следствием старения населения, ухудшения состояния здоровья. Основной задачей возрождения ГТО является увеличение продолжительности жизни россиян и уменьшение заболеваемости.

Для решения этой проблемы и укрепления здоровья детей Путин и предложил воссоздать систему ГТО в новом формате с современными нормативами, которые будут соответствовать уровню физического развития ребёнка.

Как сообщается на официальном портале, посвященном возрождению ГТО, на данный момент из всех субъектов России, пилотными регионами, где решили ввести систему ГТО, стало лишь 6 областей, 5 республик РФ и 1 край.

Список 12-ти пилотных регионов ГТО: Белгородская, Владимирская, Московская, Смоленская, Свердловская; Ярославская области; Республики – Карелия, Марий Эл, Удмуртия, Мордовия, Татарстан и Красноярский край.

Каждый пилотный регион проявляет творческий подход к реализации программы возрождения комплекса ГТО. Например, в Смоленской области привлечены к реализации программы крупнейшие научно-спортивные учреждения Смоленска – академия СГАФКСТ и училище СГУОРТ, имеющие необходимую инфраструктуру и преподавательские кадры, способные организовать сдачу нормативов ГТО, т.к. они имеют богатый опыт подготовки олимпийского резерва и высококлассных спортсменов всех видов спорта, которые включены в нормативы ГТО.

В пилотных регионах строятся специализированные многофункциональные площадки для выполнения нормативов ГТО не только школьными, но всеми 11-ю возрастными ступенями комплекса ГТО. В регионы поступили трансферты из федерального бюджета, направленные для переоборудования школьных спортивных залов в целях их приспособленности к проведению тестовых соревнований. Многие чиновники и публичные люди этих регионов в подготовительный период начали выполнять нормативы ГТО, личным примером стимулируя население регионов принять массовое участие в развитии физкультурного движения.

В августе месяце 2014 года учителя физкультуры всех 14-и пилотных регионов пройдут курсы повышения квалификации, на которых изучат особенности нормативов ГТО. С 1 сентября во всех школах пилотных регионов начинаются тренировки школьников, направленные на сдачу нормативов ГТО, а с апреля месяца их массовая сдача на тестовых соревнованиях.

Пилотные регионы планируют в ближайшие годы значительно повысить массовость физкультурного движения. Например, Владимирская область, занимающая в настоящее время шестое место среди всех регионов РФ по этому показателю, планирует за 5 лет довести количество населения, занимающееся спортом в области до 40%, повысив нынешний показатель на 13,3%.

Однако новость о введении ГТО с инициативой восприняли не только в пилотных регионах. Так, с прошлого года нормы сдают в Свердловской области. «Человек должен сдавать ГТО, чтобы знать уровень своей физической подготовки, чтобы не умереть в ближайшие 10 лет. Он, можно сказать, соревнуется с самим собой. Очень важно, чтобы после 30 лет эти показатели не ухудшались. Очень важно, что мы коснулись в рамках ГТО и взрослого населения. Ежегодно из 300 тысяч детей, сдающих спортивные нормы, – успешно их проходит 100 тысяч, из них треть – это нормативы золотого значка. Это очень хорошие показатели. Вообще по концепции ГТО до 2020 года необходимо, чтобы нормативы и требования выполняло около 20% участвующих, а у нас уже сейчас 24%. В 2012 году 74% всех обучающихся, представляющих 80% муниципальных образований, приняли участие в сдаче нормативов», – пояснил министр физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области Леонид Рапопорт.

Присоединяясь к общей инициативе, редакция «УчисьУчись.рф» рекомендует школьникам, которых в ближайший год не ожидает сдача ЕГЭ и поступление в ВУЗы, готовиться к другой, очень полезной вещи – к сдаче нормативов ГТО.


1.7. Влияние Всесоюзного комплекса ГТО в жизни школьника

В соответствии с Законом «Об образовании» здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Вопрос сохранения здоровья учащихся в школе на сегодняшний день стоит очень остро.

Актуальность проекта состоит в том, чтобы привлечь наибольшее количество школьников к участию в сдаче норм ВФСК «ГТО», а также положительно мотивировать к увеличению двигательной активности через желание улучшить свои результаты при сдаче норм ГТО, путём поступления в различные спортивные секции и кружки.

Путин также предложил вносить оценку уровня физической подготовки школьника в аттестат и учитывать её при поступлении в вузы.

Физические упражнения, повышающие двигательную активность, крайне необходимы на всех этапах школьного возраста. Все виды двигательной активности и почти все тесты нормативов ГТО предусматривают повышение двигательной активности. Поэтому в нормативах IV и V ступеней ГТО рекомендуется наибольшее количество тестов (11 штук).

Для учета индивидуальности развития каждого школьника более точно возрастные группы разделяют по биологическому возрасту школьника:

- до 7 лет – первое детство, в этом возрасте ребенок может выполнять нормативы бронзового знака ГТО I ступени;

- от 7 до 11 лет (для девочек) и до 12 лет (для мальчиков) – второе детство (младший школьный возраст), выполнение нормативов серебряного и золотого знака ГТО I ступени, нормативов II ступени и бронзового знака III ступени ГТО;

- от 11 лет (для девочек), 12 лет (для мальчиков) до15 лет – подростковый (средний школьный) возраст, выполнение нормативов серебряного и золотого знака III ступени и IV ступени ГТО;

- от 16 до 18 лет – старший школьный возраст, выполнение нормативов V ступени ГТО.

Факторы индивидуальной акселерации или ретардации учитываются введением в нормативы ГТО трех знаков – бронзового, серебряного и золотого. Это позволяет школьникам одного календарного возраста с учетом своего биологического возраста получить соответствующий знак, выполняя более или менее интенсивные тесты. Кроме того, нормативы ГТО предоставляют возможность выбора тестов или их варианта из числа рекомендуемых.

Для выполнения нормативов ГТО школьник каждого возраста должен употреблять нормативное количество белков, жиров и углеводов. Физические упражнения для школьников должны быть эмоциональными, разнообразными, игровыми, а не монотонными, ухудшающими обмен веществ. Чем больше период выполнения физических упражнений, тем меньше становится их эффективность, поэтому интенсивность упражнений необходимо с повышением возраста школьника увеличивать.

С увеличением возраста школьника увеличивается масса его сердца, а частота сокращений сердца (ЧСС) при выполнении одинаковой работы уменьшается. Поэтому школьники старших возрастов могут выполнить физические упражнения большей интенсивности, продолжительности и большее число раз. Поэтому в нормативах ГТО предусмотрено с I до IV ступени ГТО возрастание интенсивности каждого теста и продолжительности минимального двигательного режима соответственно 10,12,13,14 часов в неделю.

Несколько сложнее учитывать особенности изменения артериального давления у школьников. С увеличением возраста увеличивается диаметр кровеносных сосудов и образуются новые сосуды, что улучшает кровоснабжение тканей. У школьников, активно занимающихся спортом и физическими упражнениями, образование новых сосудов происходит более интенсивно. По общему правилу с увеличением возраста артериальное давление увеличивается, но из этого правила выпадают периоды временного повышения давления, после которых оно снижается.

С увеличением возраста школьника увеличивается объем легких, укорачивается вдох и удлиняется выдох, но дети не приспособлены задерживать дыхание и адаптироваться к недостатку кислорода. Интенсивная тренировка помогает без значительного усиления дыхания выполнять физические упражнения.

Анализ разработанных в 2014 г. в РФ нормативов ГТО показывает, что эти нормативы хорошо сочетаются с физиологическими особенностями школьников всех возрастных периодов.

В итоге вся страна должна забегать и запрыгать в массовом порядке уже к 2017 году. До декабря 2014 года в Минобрнауки РФ собираются поэкспериментировать на некоторых регионах страны. К 2016 году в процесс включатся уже все без исключения образовательные учреждения.


ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ



2.1. Методы исследования

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

  1. Анализ научно-методической литературы по проблеме исследования;

  2. педагогические наблюдения;

  3. тестирование.

Методы исследования были подобраны в соответствии с поставленными целями и задачами работы.

Анализ научно-методической литературы. Была изучена литература по теории и методике физической культуры, имеющая отношение к теме исследования, отражающая особенности физической подготовке и двигательной подготовленности школьников младшего школьного возраста. Была изучена литература по организации и построению процесса сдачи норм ГТО, комплексного контроля и учета норм ГТО.

Информация, полученная в результате изучения литературы, ее критический анализ и обобщение позволили наметить план исследования, организацию педагогического эксперимента и выбрать методику исследования.

Ознакомление с теоретической, педагогической и методической литературой обеспечили весь ход педагогического исследования и организацию экспериментальной его части.

Педагогические наблюдения сопровождались опросами учителей физической культуры с целью систематизации нормативно-правовых документов о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО), вариантов выполнения предложенного материала министерством образования России, реализации контрольных тестовых упражнений. Педагогические наблюдения помогли нам выявить у школьников младшего возраста потребность в осознанных систематических занятиях физической культурой и спортом и ведении здорового образа жизни.

Тестирование проводилось на основе программной и нормативной документации по физическому воспитанию школьников. Цель его состоит в том, чтобы, определив на данный момент уровень развития двигательных качеств, увидеть, какие в них произошли сдвиги по сравнению с предыдущим тестированием. Оно нужно, прежде всего, учителю для правильного анализа результатов. Тестирование также позволяет учителю скорректировать работу в процессе учебных занятий в свете поставленных задач правительством и министерством образования и науки.

В ходе исследования применялись следующие тесты по определеню физической подготовленности школьников:

- бег 60 м (сек.);

- бег 1000м, 2000м;

- прыжок в длину с места (см), фиксируется лучший результат из трех попыток;

- подтягивание на высокой перекладине для мальчиков (количество раз);

- подтягивание на низкой перекладине для девочек (количество раз);

- сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (количество раз);

- поднимание туловища за одну минуту (количество раз).


2.2 Организация исследования

К выполнению нормативов Комплекса ГТО допускаются учащиеся, относящиеся к различным группам здоровья, систематически занимающиеся физической культурой и спортом, в том числе самостоятельно. Исследование проводилось на базе МБОУ гимназии № 30 города Ставрополя в количестве 133 человек – дети 4 класса 2 ступени.

Комплекс предусматривает три уровня трудности (золотой, серебряный и бронзовый знаки отличия Комплекса ГТО). Школьники, выполнившие нормативы Комплекса ГТО, имеют право на получение соответствующего знака отличия Комплекса ГТО, образец и описание которого утверждаются федеральным органом исполнительной власти в сфере физической культуры и спорта.

Лица, имеющие спортивные звания и спортивные разряды не ниже второго юношеского и выполнившие нормативы Комплекса ГТО, соответствующие серебряному знаку отличия, награждаются золотым знаком отличия Комплекса ГТО.

Комплекс ГТО состоит из 11 ступеней для различных возрастных групп населения:

I ступень: 1 - 2 классы (6 - 8 лет);

II ступень: 3 - 4 классы (9 - 10 лет);

III ступень: 5 - 6 классы (11 - 12 лет);

IV ступень: 7 - 9 классы (13 - 15 лет);

V ступень: 10 - 11 классы, (16 - 17 лет);

Виды испытаний (тесты) и нормативные требования включают:

- виды испытаний (тесты), позволяющие определить развитие физических качеств и прикладных двигательных умений и навыков граждан;

- нормативы, позволяющие оценить уровень развития физических качеств в соответствии с половыми и возрастными особенностями развития человека.

Виды испытаний (тесты), входящие в Комплекс ГТО, подразделяются на обязательные и по выбору.

Испытания (тесты) на силу, быстроту, выносливость и гибкость являются обязательными для получения знаков отличия Комплекса ГТО. Выполнение видов испытаний (тестов), направленных на овладение прикладными навыками и развитие координационных способностей, осуществляется по выбору.

Нормы и требования, выполнение которых необходимо для присвоения соответствующих спортивных разрядов и спортивных званий по видам многоборий Комплекса ГТО, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта.


Глава 3. Результаты уровня физической подготовленности школьников, реализующие программу возрождения комплекса ГТО



3.1. Результаты уровня физической подготовленности учащихся за 2013-2014 учебный год

Одним из главных результатов проекта «Мы снова сдаём ГТО» является привлечение 100% детей, отнесенных к основной группе здоровья к сдаче нормативов ВФСК «ГТО». Также важным результатом является 100% информированность учащихся о содержании ВФСК «ГТО» и его истории в нашей стране.

В 2014 году в Ставрополе школьники впервые сдавали нормы ВФСК ГТО в новой форме.

Итоги тестирования школьников в МБОУ гимназии № 30 города Ставрополя показали следующие результаты:

Количество учащихся в гимназии: 1070 учеников

Количество учащихся, принявших участие в ВФСК ГТО от общего числа занимающихся в гимназии: 428 учеников см. таблицу 1.

Таблица 1

Участвовавшие школьники в ВФСК ГТО за 2013-2014 учебный год

Ступень

Класс

Кол-во учащихся

1

2

108

2

4

116

3

6

100

4

9

65

5

11

39

Диаграмма 1. Участвовавшие школьники в ВФСК ГТО за 2013-2014 учебный год


Количество учащихся, сдавших нормы ГТО на золотой и серебряный значок: 63 ученика см. таблицу 2.

Таблица 2

Учащиеся, сдавшие нормы ГТО на золотой и серебряный значок за 2013-2014 учебный год


Ступень

Класс

Золото

Серебро

1

2

4

7

2

4

13

8

3

6

3

3

4

9

7

8

5

11

6

4

Диаграмма 2. Учащиеся, сдавшие нормы ГТО на золотой и серебряный значок за 2013-2014 учебный год



3.2 Результаты уровня физической подготовки учащихся за 2014-2015 учебный год

Количество учащихся в гимназии: 1129 учеников. Количество учащихся, принявших участие в ВФСК ГТО от общего числа занимающихся в гимназии: 490 учеников см. таблицу 3.

Таблица 3

Участвовавшие школьники в ВФСК ГТО за 2014-2015 учебный год

Ступень

Класс

кол-во учащихся

1

2

129

2

4

121

3

6

122

4

9

77

5

11

41

Диаграмма 3. Участвовавшие школьники в ВФСК ГТО за 2014-2015 учебный год


Количество учащихся, сдавших нормы ГТО на золотой, серебряный и бронзовый значок: 118 учеников см. таблицу 4.

Таблица 4

Учащиеся, сдавшие нормы ГТО на золотой и серебряный значок за 2014-2015 учебный год

Ступень

Класс

Золото

Серебро

Бронза

1

2

4

7

9

2

4

12

20

17

3

6

6

10

3

4

9

8

6

3

5

11

7

6

0


Таблица 5

Сравнительные данные учащихся, сдавших нормы ГТО за 2013-2015 уч. годы



3.3.Количество учащихся, принявших и сдавших нормы ГТО

Таблица 6

Сравнительные данные учащихся, принявших участие ГТО за 2013-2015 уч. годы

Год

Количество учащихся принявших участие в состязаниях

Класс

2

4

6

9

11

2013-2014

108

116

100

65

39

2014-2015

129

121

122

77

41

Диаграмма 4. Учащихся, принявшие участие ГТО за 2013-2015 уч. годы

Год

Количество учащихся, сдавших нормы ГТО

Класс

2

4

6

9

11

2013-2014

11

21

6

15

10

2014-2015

20

49

19

17

13

Диаграмма 4. Учащихся, принявшие участие ГТО за 2013-2015 уч. годы

3.4. Сравнительный анализ уровня физической подготовки учащихся 2 ступени

В экспериментальном проекте «Мы сдаем ГТО» за основу взяты результаты учащихся МБОУ гимназии № 30 г. Ставрополя 4 класса 2 ступени 2013-2014 и 2014-2015 учебных годов.

Уроки физической культуры учащихся 2013-2014 учебного года проводились по традиционной системе обучения. Учащиеся 2014-2015 учебного года обучались с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта II поколения (ФГОС ООО).

Принципиальным отличием современного подхода в образовании является ориентация стандарта на освоение основных образовательных программ, на формирование универсальных учебных действий (УУД).

Участники проекта оценивались по следующим тестам см. таблицу 7:

II СТУПЕНЬ (мальчики и девочки 3-4 классов, 9-10 лет).





Таблица 7

Виды испытаний (тесты) и нормы

№ п/п

Виды испытаний

(тесты)

Мальчики

Девочки

Бронз.знак

Серебр. знак

Золот. знак

Брон. знак

Сереб.

знак

Золот.

знак

Обязательные испытания (тесты)

1.

Бег на 60 м (сек.)

12,0

11,6

10,5

12,9

12,3

11,0

2.

Бег на 1 км (мин.)

7.10

6.10

4.50

6.50

6.30

6.00

3.

Прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см)

130

140

160

125

130

150

4.

Подтягивание из виса на высокой перекладине

(кол-во раз)

2

3

5

-

-

-

или подтягивание из виса лежа на низкой перекладине

(кол-во раз)

-

-

-

7

9

15

5.

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (кол-во раз)

9

12

16

5

7

12

6.

Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на полу

Достать пол пальцами

Достать пол пальцами

Достать пол ладонями


Достать пол пальцами

Достать пол пальцами

Достать пол ладонями

Испытания (тесты) по выбору

7.

Метание мяча весом 150 г (м)

24

27

32

13

15

17

Кол-во видов испытаний (тестов) в возрастной группе

9

9

9

9

9

9

Кол-во видов испытаний (тестов), которые необходимо выполнить для получения знака отличия Комплекса**

5

6

7

5

6

7


Полученные результаты доказывают целесообразность внедрения данного проекта в педагогический процесс (см. таблицу 8).

Таблица 8

Сравнительные данные принявших участие школьников младшего возраста в тестировании за 2013-2014 уч. годы

Год

Всего учащихся в параллели

Приняло участие

Сдало нормы ГТО

2013-2014

131

119

21

2014-2015

133

119

49


Диаграмма 5……



Год

Золото

Серебро

Мальчики

Девочки

Мальчики

Девочки

2013-2014

5

5

14

6

2014-2015

7

5

8

3


(мальчики) (девочки)


Диаграмма 6…… Диаграмма 7……





















Заключение:

Проблема сохранения и укрепления здоровья детей в наши дни становится все более актуальной: мы наблюдаем резкое снижение процентов здоровых детей.

Значительная роль в формировании здорового образа жизни у детей отводится школе. Ей доверено воспитание нового поколения россиян. Только здоровый ребенок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.

Система ГТО являлась мощным стимулом для занятий физической культурой и спортом. Подготовка к выполнению нормативов развивает все группы мышц, увеличивала выносливость, координацию, умение рассчитывать свои силы и потенциал.

Патриотическая целеустремленность и практическое содержание комплекса ГТО прошли суровую проверку в огне Великой Отечественной войны. Когда перед страной стала задача массовой военно-физической подготовки населения, комплекс ГТО стал одним из важнейших инструментов.

Эффективность образовательного процесса, направленного на усвоение УУД оценивается по конечному его результату. Если использовать УУД на уроках физической культуры, то это обеспечивает повышение общеучебных умений и навыков, дает толчок для развития самостоятельности учащихся в учебной деятельности, тем самым повышает качество знаний по предмету.

Комплекс ГТО - один из тех средств, стимулирующий всестороннюю физическую подготовленность молодёжи, является той формой, благодаря которой дети приобщаются к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Вовлекая молодых людей в массовое физкультурное движение и открывая многим дорогу в большой спорт, тем самым, вносит огромный вклад в развитие и укрепление здоровья.

Можно сделать вывод, что внедрение и реализация нормативов комплекса ГТО в общеобразовательных школах может послужить плацдармом не только для благоприятного повышения общей физической подготовленности школьников и улучшения здоровья населения России, но и толчком к строительству материально – технических баз по всей территории нашей страны. Но если для сдачи норм комплекса ГТО не предпринимать никаких действий, то в противном случае комплексу ГТО суждено будет пополнить число многочисленных, но разовых, и поэтому не имеющих никакой практической и оздоровительной ценности, спортивно – массовых мероприятий, знаменующихся только очередным успешным освоением бюджетных средств в отчётах спортивных чиновников.


Список использованной литературы

  1. Булгакова, Н.Ж, С.Н. Морозов, О.И. Попов // Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание. – М.: Академия. Серия: Высшее профессиональное образование, 2008. – 432 с.

  2. Галинин, Ю.Г. Моделирование физкультурно-воспитательной среды для подростков общеобразовательной школы / Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры (Автореферат). – Москва , 2013. – 30 с.

  3. Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. Москва «ВАКО», 2004.

  4. Ковалько, В.И. Здоровье сберегающие технологии. Издательство «ВАКО», 2004.

  5. Королёва, Л.В., Сулимов, А.А. // Школьникам – здоровый образ жизни / Состояние здоровья людей: сб. матер. IV Междунар. Научн-практ.конф. – Пенза, 2004. – С. 155-157.

  6. Кумарин, В. Педагогика природосообразности и реформа школы. М., Народное образование, 2004 г.

  7. Мишин, Б.И. Настольная книга учителя физической культуры. АСТ Арстель, Москва – 2003.

  8. Положение о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2014 г. № 540.

  9. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2010.

  10. Селевко, Г.К. Профориентация Энциклопедия образовательных технологий. Т 1. – М., НИИ школьных технологий. – 2006.

  11. Смирнов, Н.К. Здоровье сберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы, М., АРКТИ, 2003 г.

  12. Колесникова, И.А. Педагогическое проектирование: Учеб. Пособие для высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова - Сибирская; Под ред. И.А. Колесниковой. – М: Издательский центр «Академия», 2005. – 288 с.

  13. Указ Президента РФ от 24 марта 2014 г. № 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)»

  14. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2010.

22



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Кнутас Владислав Андреевич

Дата: 26.05.2021

Номер свидетельства: 581704


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства