Формирование здорового образа жизни — сложный системный процесс, охватывающий множество компонентов современного общества и включающий основные сферы и направления жизнедеятельности людей.
Здоровье - это такое состояние организма, при котором функции всех его органов и систем, находятся в динамическом равновесии с внешней средой. В основе здоровья лежат процессы развития и сохранения физиологических, психологических и социальных функций.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Круговая тренировка в младшем школьном возрасте»
КРУГОВАЯ ТРЕНИРОВКА В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Для 7—11 лет характерно плавное развитие морфофункциональных систем с некоторым преобладанием темпов роста тела относительно массы. В этом возрасте продолжается окостенение скелета, хотя он еще содержит значительное количество хрящевой ткани; формируется шейная и грудная кривизна; связочный аппарат обладает высокой эластичностью; мышцы-сгибатели превалируют над разгибателями, а мышцы туловища—над мышцами конечностей; относительная сила конечностей приближается к показателю взрослых.
В 7—11 лет морфофункциональные перестройки системы кровообращения заключаются в увеличении объема сердца и минутного объема крови (МОК), урежении пульса. Высокие (на 1 кг веса) значения МОК у детей обеспечиваются не приростом систолического выброса, а увеличением ЧСС вследствие преобладания симпатической регуляции. Конт-рактильная способность сердца в этом возрасте невелика, его функциональный резерв недостаточен. Изменяется и жидкая среда организма. Увеличение эритроцитов и гемоглобина повышает кислородную емкость крови. Однако эти показатели ниже в сравнении с подростками и взрослыми.
По некоторым данным, частота дыхания урежается с 23 у семилетних до 19-ти у одиннадцатилетних, дыхательный объем возрастает от 163 мл до 254, т. е. совершенствуется аппарат внешнего дыхания. Последняя зависимость распространяется и на минутный объем дыхания (МОД), жизненную емкость легких (ЖЕЛ) и максимальную вентиляцию легких.
В то же время такой важный механизм газообмена, как диффузионная способность легких у детей, остается без изменений. Несовершенство механизмов потребления, транспорта и утилизации кислорода является лимитирующим фактором адаптации детей этого возраста к длительной мышечной работе.
У детей 7—11 лет снижены и анаэробные возможности: способность выполнять работу субмаксимальной мощности за счет анаэробных источников энергообразования ограничивается у них максимальным кислородным долгом — 800— 1200 мл.
В этом возрастном периоде сила и уравновешенность нервных процессов относительно невелики, преобладают процессы возбуждения. Однако высокая пластичность нервной системы, значительная ее возбудимость и реактивность создают предпосылки к быстрому и точному усвоению двигательных навыков и закреплению двигательных рефлексов.
Время формирования структурно-функциональных систем детского организма определяет и развитие их физических способностей. По данным Бондаренко Е. А., способность к ориентированию в пространстве к 12 годам достигает показателей взрослых. Темпы развития ловкости в младшем школьном возрасте в процентах к предыдущему составляют у мальчиков (девочек) 8—9 лет 15(8), 9—10 лет — -1 (-2), 10—11 лет — 8(9). Интенсивное развитие мышц-разгибателей конечностей, особенности центральных механизмов регуляции создают предпосылки для высоких темпов развития быстроты и силы.
В соответствии с теоретической концепцией о так называемых сенситивных (чувствительных) периодах развития физических способностей возраст 7—11 лет является наиболее благоприятным для воспитания (в различной пропорции) быстроты, силы и ловкости. Использование средств и методов, направленных на воспитание различных видов мышечной выносливости, следует ограничить из-за несовершенства механизмов поставки, транспорта и утилизации кислорода и недостаточного количества сократительных белков в мышечных волокнах. Поэтому годовым рабочим планом* предусматривается 64 ч для воспитания быстроты, 40 — силы, 36 — ловкости, 20 — общей (аэробной) выносливости, по 8 — скоростной и силовой выносливости. Упражнения для воспитания гибкости включаются в подготовительную станцию каждого тренировочного комплекса.
Примерный план занятий круговой тренировки, как и все последующие, может изменяться в широком диапазоне в соответствии с исходным уровнем подготовленности занимающихся, задачами тренировочного процесса, климато-географическими условиями и т. п. План включает два равных по объему (но не по физиологическому воздействию) макроцикла — летний и зимний. В зимнем предпочтение отдается воспитанию ловкости, силе и силовой выносливости; в летнем — быстроте, скоростной и общей выносливости. Для достижения большего тренирующего эффекта комплексы сгруппированы в блоки. Например, в январе — феврале основное внимание уделяется воспитанию силы, в июле — августе — быстроте и скоростной выносливости. Недельный цикл состоит из двух занятий с использованием одного и того же тренировочного комплекса. На первом занятии, несмотря на простую структуру упражнений комплекса, часть времени уйдет на их освоение. Это позволит второе занятие провести в более интенсивном режиме и тем самым достичь должного тренирующего эффекта.
Управление процессом воспитания физических качеств базируется на их контроле и сравнении с исходными значениями. Для этого в конце трехмесячного цикла необходимо проводить измерение и оценку физической подготовленности. Такой подход позволяет вносить необходимые коррективы в учебно-тренировочный процесс и обеспечивает учет индивидуальных темпов роста двигательных способностей.
Воспитание ловкости должно быть направлено в основном на совершенствование способности детей 7—11 лет к ориентированию в пространстве и точности движений по временным и силовым характеристикам. Прыжки из различных исходных положений с приземлением по заданию и к определенной отметке, жонглирование мячами, метание теннисных мячей в цель, лазанье по гимнастической стенке и наклонной скамейке, подвижные игры и т. п. — это типичные средства воспитания ловкости в этом возрасте. Использовать их необходимо в соответствии с определенными методическими правилами: применять необычные исходные положения и «зеркальный» показ; изменять скорость, темп и пространственные границы движений. Основной метод тренировки — повторный, с достаточными интервалами отдыха. Режим работы — 5—10 с низкой и средней интенсивности.
При воспитании быстроты в 7—11 лет следует уделять внимание всем ее компонентам: времени двигательной реакции, скорости одиночного движения и частоте движений. Для развития первых двух рекомендуется метод максимально быстрого реагирования на сигнал заранее обусловленным способом (стартом, прыжком, хлопком и т. п.). Для совершенствования частоты движений пригодны практически все физические упражнения в максимальном темпе и коротком интервале времени. Наиболее характерные из них: бег и прыжки на месте и с продвижением вперед до 30 м; бег и прыжки через скакалку; эстафеты; подвижные игры; элементы баскетбола; простейшие движения в различных суставах и т. п. Режим работы — 5 с средней физиологической интенсивности
Совершенствуя силовые способности детей, следует концентрировать основное внимание на повышение уровня «взрывной» силы, а второстепенное — на динамической силе. Средства воспитания первой — это метание снарядов небольшого веса, стартовый разбег, разнообразные прыжки; второй — упражнения в сопротивлении с партнером, растягивание либо сжимание различных амортизаторов. Наиболее целесообразным методом воспитания динамической силы будет метод повторных усилий «до отказа», а «взрывной» — динамических усилий. В 7—11 лет упражнения для совершенствования статической силы, динамической и статической выносливости должны быть строго ограничены. Воспитание различных форм силы связано с физиологическими режимами большой, высокой и максимальной интенсивности.
Ограниченные возможности детей младшего возраста к образованию максимального кислородного долга лимитируют объем средств анаэробной выносливости. При совершенствовании этой способности следует применять элементы подвижных и спортивных игр, различные прыжки, эстафеты и т. п. Упражнения должны быть эмоциональны и просты по двигательной структуре. Основной метод их применения — повторный в режиме высокой и максимальной интенсивности.
Аэробную выносливость детей 7—11 лет лучше развивать с помощью подвижных игр низкой и средней интенсивности; не исключаются и беговые упражнения равномерного характера, ограниченные 4—6 мин и пульсом 140 уд/мин.
Воспитание гибкости у мальчиков 10—11 лет должно быть направлено на ее совершенствование, а у девочек 8— 11 лет — на поддержание достигнутого уровня. Упражнения на гибкость включаются в подготовительную станцию каждого занятия. Их объем для мальчиков должен быть несколько большим. Без особой необходимости не следует стремиться к достижению максимальной гибкости. Чрезмерное ее развитие приводит к ослаблению связок и как следствие — частым травмам опорно-двигательного аппарата.