Просмотр содержимого документа
«Критериальное оценивание на уроках физической культуры в начаотной школе»
Критериальное оценивание по физической культуре в начальной школе
Критериальное оценивание – это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся.
Критерии оценивания можно дать обучающимся в готовом виде, можно составить совместно.
Оценка "5" - упражнение выполнено в соответствии с заданием, правильно, без напряжения, уверенно; в играх учащийся показал знание правил игры, умение пользоваться изученными упражнениями для быстрейшего достижения индивидуальных и коллективных целей в игре.
Оценка "4" - упражнение выполнено в соответствии с заданием, правильно, но с некоторым напряжением, недостаточно уверенно, в играх учащийся показал знание правил игры, но недостаточно уверенно умеет пользоваться изученными движениями для быстрейшего достижения результатов в игре.
Оценка "3" - упражнение выполнено правильно, но недостаточно точно, с большим напряжением, допущены незначительные ошибки; в играх учащийся показал знание лишь основных правил, но не всегда умеет пользоваться изученными движениями.
Оценка "2" - упражнение выполнено неправильно, с грубыми ошибками; в играх учащийся показал слабое знание правил, неумение пользоваться изученными упражнениями.
Оценка "1" - упражнение не выполнено; в играх учащийся показал незнание правил и неумение играть.
Оценка успеваемости за четверть выставляется на основании данных текущего учета. При этом не допускается суммирование всех оценок и определение среднеарифметического показателя. Все оценки, поставленные учащимся в порядке индивидуального и фронтального опроса, имеют влияние на итоговую оценку за четверть. Однако преимущественное значение следует придавать выполнению основных упражнений, изучаемых в течение четверти, а не общим показателям физического развития.
Оценка за год выставляется на основании четвертных оценок в соответствии с общепедагогическими требованиями. При выставлении четвертной, полугодовой, годовой и итоговой отметки по физической культуре учитывается: посещаемость уроков, прилежание, усердие в работе над собой и выполнение всех рекомендаций учителя физической культуры.
Учащийся выполняет все теоретические или иные задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастики, оказания посильной помощи в судействе школьных соревнований между классами или организации классных спортивных мероприятий, а также необходимыми навыками и теоретическими и практическими знаниями в области физической культуры. Учащийся нашей школы принимает активное участие в школьных, районных, городских соревнованиях за школу имеет право на дополнительные баллы в оценивании его результатов учебной деятельности.
Требования к учащимся на уроках физкультуры
1. Занятия по физкультуре согласно учебной программе проводятся на улице с 1 сентября по 30 октября, с 1 апреля по 31 мая (лёгкая атлетика), с 10 января - 1марта (лыжная подготовка).
2. Форма одежды – по погоде (спортивный костюм, головной убор, ветровка, куртка, перчатки). 3. Занятия на улице проводятся при температуре до минус 15º и при ветре 1-2 м/с. В случае плохой погоды (дождь, снег, резкое похолодание, более минус занятия проходят в спортивном зале. Обувь для занятий в зале должна готовиться накануне. В грязной обуви ученики к уроку в зале не допускаются. 4. В случае плохой погоды занятия проводятся в спортивном зале. Обувь для занятий в зале должна готовиться накануне. В грязной обуви ученики к уроку в зале не допускаются.
5. Медицинские справки об освобождении от занятий физкультурой на учебный год, а также рекомендации врачей (ЛФК, спецгруппа) предоставляются в медпункт школы до 15 сентября. Записка от родителей не заменяет медицинскую справку и не является официальным документом.
6. Все освобождённые от урока находятся вместе с классом и учителем. 7. Неоднократное (два и более) отсутствие спортивной формы расценивается как неготовность к уроку без уважительной причины (оценка «2» /неуд./). 8. Записка от родителей не заменяет медицинскую справку и не является официальным документом. 9. Все нормативы должны быть сданы до 15 октября осенью и до 20 мая весной, до 1 марта лыжная подготовка. Записки от родителей и медицинские справки о временном освобождении от уроков физкультуры не освобождают ученика от сдачи нормативов после выздоровления. 10. Оценки по физической культуре ученик получает за выполнение практических заданий, активность на уроке, сдачу учебных требований , участие в соревнованиях, спортивно-массовых мероприятиях, знание теории (доклады, презентации, рефераты, видеоролики по теме). 11. Все учащиеся, освобождённые по состоянию здоровья от уроков физкультуры, обязаны иметь аттестацию по этому предмету в каждой четверти и в году.
Оценки можно получить за знание теории (доклады, презентации, сообщения по теме (в рамках школьной программы), согласованной с учителем, выпуск стенгазеты, видеороликов, презентаций и т.д.), выполнения комплексов ЛФК (по заданию учителя )или посещения занятий ЛФК, откуда должна быть предоставлена справка и дневник с текущими отметками. Сроки выполнения и сдачи каждой работы определяются заранее вместе с учителем. Задание, не сданное вовремя, оценивается отметкой «2» (неуд.).
Оценки по физкультуре ученик получает: • за практические занятия (активность на уроке, сдача нормативов); • за участие в соревнованиях, спортивно-массовых мероприятиях (кроссы, эстафеты, спортивные игры, выпуск стенгазеты); • за знание теории (доклады, презентации, рефераты, видеоролики по теме).
12. Неудовлетворительные оценки исправляются в назначенное учителем время. 13. Ученики обязаны выполнять на уроке все требования учителя, соблюдать технику безопасности. В случае плохого самочувствия или травмы немедленно сообщить об этом учителю.
14. Все учащиеся, освобождённые по состоянию здоровья от уроков физкультуры, обязаны иметь аттестацию по этому предмету в каждом четверти и в году. Оценки можно получить за знание теории (доклады, презентации, сообщения по теме (в рамках школьной программы), согласованной с учителем, выпуск стенгазеты, видеороликов, презентаций и т.д.), или посещения занятий ЛФК, откуда должна быть предоставлена справка и дневник с текущими отметками. Сроки выполнения и сдачи каждой работы определяются заранее вместе с учителем. Задание, не сданное вовремя, оценивается отметкой «2» (неуд.).
15. Неудовлетворительные оценки исправляются в назначенное учителем время.
16. Ученики обязаны выполнять на уроке все требования учителя, соблюдать технику безопасности. В случае плохого самочувствия или травмы немедленно сообщить об этом учителю
Требования к спортивной форме на уроках физической культуры.
На уроки физкультуры требуется два вида форм:
длинная - для занятий на улице;
короткая - для занятий в спортзале.
Короткая спортивная форма для зала – белая (светлая) футболка, темные спортивные брюки (шорты, лосины) кеды или кроссовки!
Спортивная форма для уличных занятий - по погоде! Спортивный костюм: головной убор, ветровка, куртка, перчатки. Обувь со шнурками дети должны уметь завязывать сами, слишком длинные шнурки создают травмоопасные ситуации на уроках, спортивная обувь не должна быть ребенку велика или тесна, подошва не должна быть скользкой.
Требования к одежде:
- одежда должна быть чистой;
- должна впитывать пот;
- должна иметь длину, позволяющую выполнять свободно разные физические движения;
- должна быть лёгкой и удобной.
Одежда для занятий лыжной подготовкой:
Одежда лыжника должна быть теплой, хорошо защищать от ветра, плотно облегать тело, но не стеснять движения.
Современная форма лыжников состоит из комбинезона или костюма, сшитых из искусственного материала с добавкой шерсти, шапочки, которая должна надежно прикрывать лобные пазухи и уши, шерстяного трикотажного белья, тонких шерстяных носков, мягких кожаных перчаток или рукавиц. При низкой температуре, большой влажности воздуха или сильном ветре лыжники надевают под комбинезон тонкий шерстяной свитер.
В одежду лыжника также входят куртка (анорак) с капюшоном, костюм тренировочный утепленный, костюм ветрозащитный. Их шьют из плотного материала (нейлон, болон др.)
Требования, к обуви:
- подошва кроссовок должна быть толстой, упругой, изготовлена из мягкой ткани;
- должна иметь супинатор.
Для занятий физкультурой необходимо иметь два варианта обуви:
- для улицы;
- для спортзала.
Для занятий в зале дети не допускаются в грязной обуви!
Освобождением от физкультуры является только справка от врача!
Дети, имеющие специальную группу здоровья и ЛФК, занимаются лечебной
физкультурой только в поликлинике. Дети с подготовительной группой здоровья освобождены от сдачи определенных нормативов (по показаниям), участия в соревнованиях и занимаются физкультурой со сниженной нагрузкой.
При пропуске уроков физической культуры учащийся обязан подтвердить причину отсутствия справкой, заверенной врачом.
На основании приказа директора школы ученик может быть освобожден от занятий в школе, если заранее представлен официальный документ от руководителя секции, клуба, спортивной школы с подтверждением об участии обучающегося в соревнованиях, конкурсах и т.п. По окончании соревнований учащийся приступает ко всем занятиям в школе.
Все обучающиеся, освобождённые от физических нагрузок, находятся в помещении спортивного зала или на стадионе под присмотром учителя физической культуры. Учитель физической культуры определяет вид, степень и уровень физических или иных занятий с данными учащимися на предстоящий урок (возможно также теоретическое изучение материала, оказание посильной помощи в судействе или организации урока).
Соблюдение детьми техники безопасности на уроках обязательно!!!!
В школе реализуется федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Стандартом предусмотрена такая дисциплина как «Физическая культура». Школьник должен освоить эту дисциплину. Справка, выданная медицинской организацией, служит основанием для освобождения от физических нагрузок, но не от освоения дисциплины. Поэтому школьник присутствует на занятиях и выполняет иные задания, исключая физические нагрузки, по указанию учителя. Кроме того, образовательная организация в соответствии с ч.7 ст. 28 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Таким образом, в случае если по расписанию в школе урок физкультуры, то оставить без присмотра школьника нельзя.
ст 41 закона об образовании 5. Для обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, создаются образовательные организации, в том числе санаторные, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для таких обучающихся. Обучение таких детей, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть также организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях. Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей). 6. Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях определяется нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. так же в ст. 3 закреплен приоритет жизни и здоровья обучающихся 3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;
Спортивный костюм, спортивные кроссовки, куртка, легкая спортивная шапочка.
Рекомендации Сан ПиН по проведению занятий физической культуры на открытом воздухе в зимний период в зависимости от температуры и силы ветра
Климатическая зона
Возраст
обучающихся
Температура воздуха и скорость ветра, при которых допускается проведение занятий на открытом воздухе
Средняя полоса Российской Федерации
без ветра
при скорости ветра до 5 м/сек
при скорости ветра до 6-10 м/сек
при скорости ветра более 10 м/сек занятия не проводятся
До 12 лет
(1 -5 класс)
- 9ºС
- 6ºС
- 3ºС
12 -13 лет
(6-7 класс)
- 12ºС
- 8º С
- 5ºС
14- 15 лет
(8-9 класс)
- 15ºС
- 12ºС
-8ºС
16-17 лет
(10 -11 класс)
- 16ºС
-15ºС
-12ºС
Тестовые оценки учащихся
1 класс
упражнения
мальчики
девочки
5
4
3
5
4
3
Бег 30 м (сек)
6.4
7.0
7.4
6.8
7.4
7.8
Челночный бег 3х10 м (сек)
8.6
8.8
9.0
9.0
9.2
9.4
Бег 500 м
Без учета времени
Без учета времени
Прыжок с места (см)
140
115
105
130
105
100
Прыжок с разбега (см)
270
230
190
230
190
150
Прыжок в высот (см)
85
80
65
80
75
60
Метание мяча (м)
15
13
10
10
9
8
Подтягиванье в висе (раз)
3
2
1
Подтягиванье в висе лежа (раз)
11
6
2
Метание в цель (кол-во попаданий из 5с ___м)
4
3
2
4
3
2
Сгибание и разгибание рук в упоре
10
8
4
6
4
2
Прыжки через короткую скакалку (кол-во раз за 1 мин)
50
40
20
60
50
30
Поднимание и опускание туловища из положения лежа на спине руки за голову, ноги согнуты (30 сек)
16
14
12
14
12
10
Лазанье по канату
техника
Передвижение на лыжах ступающим и скользящим шагом без палок
техника
Наклон в перед из седа на полу ноги врозь (см)
+6
+4
+2
+10
+6
+4
2 класс
упражнения
мальчики
девочки
5
4
3
5
4
3
Бег 30 м
6,2
6,8
7,2
6,3
6,9
7,3
Челночный бег 3х10 м
8.4
8.6
8.8
8.8
9.0
9.2
Бег 1000 м (мин, сек)
5.10
5.20
5.30
5.50
6.00
6.10
6-мин бег(м)
950
800
750
850
650
550
Прыжок с места (см)
145
130
110
135
110
105
Прыжок с разбега (см)
280
240
200
240
200
160
Прыжок в высот (см)
90
85
70
85
80
65
Метание мяча (м)
20
15
12
13
12
10
Подтягиванье в висе (раз)
3
2
1
Подтягиванье в висе лежа (раз)
12
7
3
Метание в цель (кол-во попаданий из 5с ___м)
4
3
2
4
3
2
Сгибание и разгибание рук в упоре
11
9
5
7
5
3
Прыжки через короткую скакалку (кол-во раз за 1 мин)
60
50
30
70
60
40
Поднимание и опускание туловища из положения лежа на спине руки за голову, ноги согнуты (30 сек)
17
15
13
15
13
11
Лазанье по канату
Техника
Бег на лыжах 1 км (мин)
8.30
9.00
9.30
9.00
9.30
10.00
Скользящий, ступающий шаг, спуски с горы
техника
Наклон в перед из седа на полу ноги врозь (см)
+6
+4
+2
+10
+6
+4
Кувырок вперед, кувырок назад
техника
Стойка на лопатках
техника
Акробатическое упражнение
техника
Равновесие на (правой) левой ноге на 8 счетов
техника
Ведение б/б мяча правой (левой) рукой, на месте и в движении
техника
Передвижение ступающим шагом
техника
Передвижение скользящим шагом
техника
Спуск со склона в низкой стойке
техника
Подъем на склон ступающим шагом
техника
Прохождение дистанции 1 км на время
8.30
9.00
9.30
9.00
9.30
10.00
3 класс
упражнения
мальчики
девочки
5
4
3
5
4
3
Бег 30 м
5.6
5.9
6.6
6.7
6.0
7.1
Челночный бег 3х10 м
8.2
8.4
8.6
8.6
8.8
9.0
Бег 1000 м
5.00
5.10
5.20
5.40
5.50
6.00
6-мин бег (м)
1000
850
800
900
700
600
Прыжок с места (см)
150
140
115
145
120
110
Прыжок с разбега (см)
290
250
210
250
210
170
Прыжок в высот (см)
95
90
75
90
85
70
Метание мяча (м)
25
20
15
15
13
11
Подтягиванье в висе (раз)
4
2
1
Подтягиванье в висе лежа (раз)
13
8
4
Метание в цель (кол-во попаданий из 5с ___м)
4
3
2
4
3
2
Сгибание и разгибание рук в упоре
12
10
6
8
6
4
Прыжки через короткую скакалку (кол-во раз за 1 мин)
70
60
40
80
70
50
Поднимание и опускание туловища из положения лежа на спине руки за голову, ноги согнуты (30 сек)
18
16
14
16
14
12
Наклон в перед из седа на полу ноги врозь (см)
+8
+5
+3
+11,5
+8
+5
Лазанье по канату
техника
Передвижение на лыжах ступающим и скользящим шагом без палок и с палками
техника
Скользящий, ступающий шаг, спуски с горы
техника
Кувырок вперед, кувырок назад
техника
Стойка на лопатках
техника
Равновесие на (правой) левой ноге на 8 счетов
техника
Акробатическое упражнение
техника
Ведение б/б мяча правой (левой) рукой, на месте и в движении
техника
Передачи б/б мяча в стенку
техника
Передвижение ступающим шагом
техника
Передвижение скользящим шагом
техника
Спуск со склона в низкой стойке
техника
Подъем на склон ступающим шагом
техника
Прохождение дистанции 1 км
8.00
8.30
9.00
8.30
9.00
9.30
4 класс
упражнения
мальчики
девочки
5
4
3
5
4
3
Бег 30 м
5.5
5.7
6.4
5.6
5.8
6.5
Бег 60 м
10.6
11.2
11.8
10.8
11.4
12.2
Челночный бег 3х10 м
8.0
8.2
8.4
8.4
8.6
8.8
Бег 1000 м
4.50
5.00
5.10
5.30
5.40
5.50
6-и минутный бег (м)
1050
900
850
950
750
650
Прыжок с места (см)
160
150
125
150
130
115
Прыжок с разбега (см)
300
260
220
260
220
180
Прыжок в высот (см)
100
90
80
95
90
80
Метание мяча (м)
27
22
18
17
15
12
Подтягиванье в висе (раз)
5
3
2
Подтягиванье в висе лежа (раз)
14
9
5
Метание в цель (кол-во попаданий из 5с ___м)
4
3
2
4
3
2
Сгибание и разгибание рук в упоре
13
11
7
9
7
5
Прыжки через короткую скакалку (кол-во раз за 1 мин)
80
70
50
90
80
60
Поднимание и опускание туловища из положения лежа на спине руки за голову, ноги согнуты (30 сек)
19
17
15
17
15
13
Наклон в перед из седа на полу ноги врозь (см)
+10
+5
+3
+14
+9
+6
Лазанье по канату
техника
Передвижение на лыжах ступающим и скользящим шагом
техника
Подъем в гору «лесенкой»
техника
Кувырок вперед, кувырок назад
техника
Стойка на лопатках
техника
«мост»
техника
Равновесие на (правой) левой ноге на 8 счетов
техника
Ведение б/б мяча правой (левой) рукой, на месте и в движении
техника
Передачи б/б мяча в стенку
техника
Прохождение дистанции 1 км
7.00
7.30
8.00
7.30
8.00
8.30
Могут выдаваться учащимся,как кратковременные проекты, которые выполняются в виде докладов, презентаций. Теоретический опрос проходит программированным методом, заключается в том, что учащиеся получают карточки с вопросами и несколькими вариантами ответов на них.
1.1. Естественные основы.
1–2 классы. Здоровье и развитие человека. Строение тела человека и его положение в пространстве. Работа органов дыхания и сердечнососудистой системы. Роль слуха и зрения при движениях и передвижениях человека.
1–4 классы. Основные формы движения, напряжение и расслабление мышц при выполнении упражнений. Выполнение основных движений с различной скоростью. Выявление работающих групп мышц. Изменение роста, веса и силы мышц.
5–6 классы. Влияние возрастных особенностей организма и его двигательной функции на
1.2. Социально-психологические основы.
1–2 классы. Влияние физических упражнений, закаливающих процедур, личной гигиены и режима дня для укрепления здоровья. Физические качества и их связь с физическим развитием. Комплексы упражнений на коррекцию осанки и развитие мышц.
3–4 классы. Комплексы упражнений на развитие физических качеств и правила их выполнения. Обучение движениям. Эмоции и их регулирование в процессе занятий физическими упражнениями. Выполнение жизненно важных навыков различными способами и с изменением амплитуды. Контроль за правильностью выполнения физических упражнений, тестирование физических качеств.
1.3. Приемы закаливания. Способы саморегуляции и самоконтроля.
1–2 классы. Воздушные ванны. Солнечные ванны. Измерение массы тела. Приемы измерения пульса. Специальные дыхательные упражнения.
3–4 классы. Водные процедуры. Овладение приемами саморегуляции, связанными с умением расслаблять и напрягать мышцы. Контроль и регуляция движений. Тестирование физических способностей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Каинов, А. Н. Методические рекомендации при планировании прохождения материала по физической культуре в общеобразовательных учреждениях на основе баскетбола (программа А. П. Матвеева) / А. Н. Каинов. – Волгоград : ВГАФК, 2003. – 68 с.
2. Каинов, А. Н. Методические рекомендации планирования прохождения материала по предмету «Физическая культура» в основной школе на основе баскетбола : программа В. И. Ляха, А. А. Зданевича / А. Н. Каинов, Н. В. Колышкина. – Волгоград : ВГАФК, 2005. – 52 с.
3. Лях, В. И. Комплексная программа физического воспитания учащихся : 1–11 классы / В. И. Лях, А. А. Зданевич // Физкультура в школе. – 2004. – № 1–8.
4. Лях, В. И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов / В. И. Лях, А. А. Зданевич. – М. : Просвещение, 2012.
5. Настольная книга учителя физической культуры / авт.-сост. Г. И. Погадаев ; под ред. Л. Б. Кофмана. – М. : Физкультура и спорт, 1998. – 496 с.
6. Настольная книга учителя физической культуры : справ.-метод. пособие / сост. Б. И. Мишин. – М. : ООО «Изд-во АСТ» : ООО «Изд-во Астрель», 2003. – 526 с.
7. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по физической культуре / авт.-сост. А. П. Матвеев, Т. В. Петрова. – М. : Дрофа, 2001. – 128 с.
8. Пояснительная записка к федеральному базисному учебному плану и примерный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ // Физкультура в школе. – 2006. – № 6.
9. Физическое воспитание учащихся 10–11 классов : пособие для учителя / под ред. В. И. Ляха, Г. Б. Мейксона. – М. : Просвещение, 1998. – 112 с.