Характеристика гандбола, как средства физического воспитания
Характеристика гандбола, как средства физического воспитания
С момента включения гандбола в программу Олимпийских игр его популярность в мире резко возросла. Естественно, что увеличение количества команд, претендующих на мировое первенство, обострило конкуренцию в борьбе за медали. Включение гандбола в программу по физической культуре для общеобразовательной школы не случайно
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Характеристика гандбола, как средства физического воспитания»
Характеристика гандбола, как средства физического воспитания.
Спортивные игры можно с уверенностью назвать универсальным средством физического воспитания всех категории населения от детей дошкольного возраста до пенсионеров. С их помощью достигается цель формирование основ физической и духовной культуры личности. Велика роль спортивных игр в решении задач физического воспитания в широком возрастном диапазоне, таких, как формирование осознанной потребности в освоении ценностей здоровья, физической культуры и спорта; физическое совершенствование и укрепление здоровья как условия обеспечения и достижения высокого уровня профессионализма в социально значимых видах деятельности; природообразное и индивидуально приемлемое развитие физического потенциала, обеспечивающего достижение необходимого и достаточного уровня физических качеств, системы двигательных умений и навыков; физкультурное общее образование, направленное на освоение интеллектуальных, технологических, нравственных и эстетических ценностей физической культуры; актуализация знаний на уровне навыков проведения самостоятельных занятий и умений приобщать к ним других.
С момента включения гандбола в программу Олимпийских игр его популярность в мире резко возросла. Естественно, что увеличение количества команд, претендующих на мировое первенство, обострило конкуренцию в борьбе за медали. Включение гандбола в программу по физической культуре для общеобразовательной школы не случайно. За это право гандбол боролся долго и завоевал его заслуженно и справедливо. Еще в 1898 году преподаватель женской гимназии датского города Ордруп Хольгер Нильсен на своих уроках ввел игру под названием “Хаандбольд”, в которой на небольшом поле соревновались команды из 7 человек, передовая мяч друг другу и, стремясь забросить его в ворота. Как большинство спортивных игр, новая игра с метанием мяча понравилась занимающимся; начали создаваться команды. Так впервые она появилась в городах Харькове и Львове в 1909 году. Сначала ею пользовались на уроках гимнастики, а по предложению доктора Э. Малы гандбол был применён в харьковских гимназиях как средство физического воспитания молодого поколения. Бывшие гимназисты, перейдя в разряд взрослых, продолжали играть в гандбол.
Эффективность гандбола в содействии гармоничному развитию личности объясняется, во-первых, его спецификой, во-вторых, глубоким разносторонним воздействием на организм занимающихся развитием физических качеств и освоением жизненно важных двигательных навыков; в-третьих, доступностью для людей различного возраста и подготовленности (уровень физической нагрузки регулируется в широком диапазоне - от незначительной в занятиях с оздоровительной направленностью до предельного физического и психического напряжения на уровне спорта высших достижений); в-четвертых, эмоциональным зарядом, здесь по этому признаку все равны - «и стар и млад»; в-пятых, спортивные игры уникальное зрелище, по этому признаку с ними не могут сравниться другие виды спорта. Возрастные и половые особенности занимающихся определяют направленность всего процесса обучения. Воспитательная работа в школе имеет свои особенности на каждом возрастном этапе, начиная с младшей школы и заканчивая старшими классами.
В младших классах основной упор делается на формирование интереса к занятиям спортом, правильной спортивной мотивации, общих нравственных черт характера - трудолюбия, дисциплинированности, ответственности за порученное дело, уважения к учителю и товарищам, требовательности к себе. Основы, заложенные именно в этот период, очень важны для дальнейшего становления личности. Дети слепо верят в авторитет наставника, копируют его поведение. Поэтому очень важным является то, какой человек проводит с ними занятия. На детей 9-11-летнего возраста положительно влияют благожелательные замечания и указания, похвала, поощрение. Это активизирует их деятельность, благоприятствует качеству выполнения поставленной задачи. Работа с детьми этого возраста требует от педагога большого терпения и настойчивости, так как у школьников еще отсутствует устойчивость внимания, они не умеют надолго сосредоточиться на какой-либо деятельности. Кроме того, им свойственна высокая эмоциональная возбудимость. В среднем звене общеобразовательной школы особое внимание необходимо уделить воспитанию спортивного интеллекта, формированию волевых черт характера, развитию оперативного мышления и памяти . В возрасте 12-15 лет ребята уже обладают умением сосредоточить внимание в течение длительного времени. В результате большой умственной активности у них значительно расширяется круг интересов, растет запас понятий.
Память в этом возрасте достигает наивысшего уровня развития. Постоянно проявляется ярко выраженное стремление к самостоятельности. Особо хочется обратить внимание тренеров на период работы с гандболистами 14, 15 лет. С одной стороны, бурный прирост физических способностей до 14 лет, что положительно влияет на игровую подготовленность, а с другой эгоистичность, критичность настроения и нетерпимость переходного возраста. Значительное улучшение всех спортивных показателей настраивает юных спортсменов и неопытных наставников на благодушный лад. Возрастные особенности детей, спортивные успехи и педагогические просчеты учителей, как правило, приводят к «звездной болезни». - причем нередко и у ученика, и, что самое страшное, у учителя. Юные таланты начинают капризничать (особенно девочки), противоречить педагогу, высокомерно относиться к сверстникам, а учителя восторгаются необыкновенным спортивным ростом своих учеников (порой и в их присутствии). Такая самоуспокоенность приводит к снижению требовательности, а результаты не замедляют сказаться. Ведь следующий старший возраст почти всегда характерен застоем показателей физического и технического совершенствования, трудным переходом в команды взрослых, психологический климат которых резко отличается от климата детских коллективов.
Привыкшие считать себя чрезмерно одаренными, юные игроки долго не могут приспособиться к требованиям, по их мнению, очень высоким, и нередко так и остаются только перспективными, не достигая должного уровня мастерства. В период полового созревания в психике подростка происходят резкие сдвиги, что проявляется в повышенной чувствительности, раздражительности, неустойчивости настроения. Повышенная эмоциональная чувствительность часто служит причиной неоправданной обидчивости, что выражается в грубости и замкнутости. Это требует от педагога большого такта в общении с подростком. Чем взрослее становятся ученики, тем больше тренер должен становиться старшим товарищем, советчиком. В это время школьники уже знают основы спортивной тренировки, сами умеют готовиться к игре и анализировать ее результаты. Очень важны откровенность и профессиональные знания тренера. В подростковом и юношеском возрасте ученики большее внимание уделяют собственному интересу и ценности самой задачи, чем замечаниям внешнего наблюдателя. Завершение периода полового созревания характеризуется ровностью характера, устойчивостью поведения. Черты, связанные с акселерацией, разные темпы физического развития девочек и мальчиков требуют рационального сочетания групповых и индивидуальных форм воздействия. Чтобы влиять на ученика этого возраста, педагог должен конкретно определить что он хочет изменить в поведении юного спортсмена, и наметить такие же конкретные пути воздействия на него. На этом этапе недостаточно общих мероприятий для воспитания личности, нужен индивидуальный подход к каждому ученику.
В старших классах большие нагрузки, постоянная мобилизация на высокий результат в соревнованиях утомляют игрока и могут снизить спортивную активность. Для поддержания постоянного тонуса и интереса к занятиям и соревнованиям необходимо знать мотивацию каждого игрока и умело регулировать его состояние. На этом этапе важной становится регуляция взаимоотношений в коллективе. Гандбол относится к видам спорта с так называемой конфликтной деятельностью. Команды стремятся достичь преимущества над соперником, маскируя свои замыслы и одновременно пытаясь раскрыть планы противника. Поэтому рассматривая спортивную борьбу команд необходимо с позиций противоборства сторон. Игроки в команде объединены общей целью: забросить в ворота соперника как можно больше мячей и не пропустить в свои. Отсюда вытекает, что гандбол игра коллективная. Для достижения успеха необходимы согласованные действия всех членов команды, подчинению своих действий выполнению общей задачи. Деятельность каждого игрока команды имеет конкретную направленность, соответственно которой гандболистов различают по амплуа: вратарь и полевые игроки в нападении (центральный, разыгрывающий, полусредний, угловой, линейный) и в обороне центральный, полусредний, крайний, передний защитник.
Двигательная деятельность гандболистов игре не просто сумма отдельных приёмов защиты и нападения, а совокупность действий, объединённых общей целью в единую динамическую систему. Успех двигательных действий зависит от устойчивости и вариативности навыков, уровня развития физических качеств и интеллекта игроков. Наряду с самыми древними дисциплинами лёгкой атлетики гандбол как система движений состоит из наиболее естественных двигательных действий, строящихся на базе бега, прыжков и метаний исторически наиболее древних движений человека. Этим объясняется гармоническое влияние занятий гандболом на физическое развитие организма, это определяет и оздоровительную направленность игры. Одним из основных преимуществ гандбола является его простота. Эту Иру можно организовать для мальчиков и девочек, как в зале, так и на открытом воздухе. В гандбол играют на площадках различных размеров волейбольной, баскетбольной, грунт может быть любым; от травяного до асфальтного.
Для игры требуется: игровая площадка, мяч и ворота размером 2×3м, обязательная разметка игрового поля очень проста шестиметровый полукруг перед воротами, в который нельзя заступать, откуда совершаются завершающие атаку броски в ворота. Исключительно прост и привычен даже для начинающего гандбол в технике исполнения: перемещения шагом и бегом, передачи мяча друг другу, броски в ворота мяча руками. Всё это знакомо и привычно детям с ранних лет. Однако эти простые движения, соединенные вместе, делают гандбол одним из наиболее эмоциональных видов спорта. Игра в гандбол представлена в программах физического воспитания в учреждениях общего и профессионального образования, а так же в системе дополнительного образования в детско-юношеских спортивных школах, специализированных детско-юношеских школах олимпийского резерва, детско-юношеских клубах физической подготовки и т.п. Гандбол применяется и в тренировке спортсменов других видов спорта, как эффективное средство общей физической подготовки, развитии физических качеств и обогащения двигательного опыта спортсменов, особенно юных.