Как можно решить проблему дефицита двигательной активности учащихся младших классов в школе
Как можно решить проблему дефицита двигательной активности учащихся младших классов в школе
Автор предлагает решение проблемы дефицита двигательной активности учащихся младших классов в школе через введение курса внеурочной деятельности "Школа ЗОЖ" и использования приемов, позволяющих детям двигаться и во время уроков русского языка, математики, чтения, окружающего мира.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Как можно решить проблему дефицита двигательной активности учащихся младших классов в школе»
Как можно решить проблему дефицита двигательной активности учащихся младших классов в школе
За последние годы состояние здоровья детей постоянно ухудшается. Это вызвано в том числе значительным ограничением их двигательной активности в детском саду, дома, в школе. По данным Департамента госполитики в сфере воспитания, дополнительного образования и соцзащиты детей Министерства образования и науки РФ, больше 50% школьников имеют проблемы со здоровьем, а к моменту получения аттестата полностью здоровыми остаются лишь 10% выпускников. Главной причиной проблем, уверены специалисты, является именно дефицит движения. Дефицит двигательной активности у младших школьников составляет 35-40%. Как же можно решить данную проблему?
Забота о здоровье детей вызывает необходимость максимального использования времени, проведенного ребенком в школе, для его физического развития, т.е. непосредственно обеспечить необходимую для растущего организма двигательную активность, укрепление мышечной системы, воспитание правильной осанки. Три урока физкультуры в неделю, как нам кажется, не способны решить проблему полностью. Целесообразно активно использовать приемы, позволяющие детям двигаться и во время уроков русского языка, математики, чтения, окружающего мира. Остановимся на некоторых из них.
Конечно, большинство педагогов в своей практике используют физкультминутки.
Наши дети, выполнив любое, задание встают. Также сигналом к вставанию может послужить команда учителя. «встаньте те, кто…», «встаньте те, у кого…» За урок таких «вставаний» наберется не менее десятка.
Часто дети, которые быстрее всех справились с работой, отправляются к тем, кто «пробуксовывает». Бывает наоборот, тот, кто нуждается в помощи, отправляется к консультанту.
Если на уроке необходимо многократное повторение материала с целью его заучивания (стихотворения, правила, таблица умножения и т.п.), хорошо работает следующий прием. Дети в паре проговаривают нужное. По команде учителя ученики второго варианта смещаются на парту вперед. При этом ученик с первой парты переходит на последнюю. Теперь материал повторяется вновь образованной парой. Сигнал – опять переход. И так, пока все не вернутся на свои места. Такая работа всегда идет на положительном эмоциональном фоне.
Работа у доски «цепочкой» также очень нравится младшим школьникам. Все с нетерпением ждут своей очереди, дождавшись. быстро выбегают к доске.
Вспомним и про гиперактивных детей, испытывающих повышенную потребность в движении. Сидя за последней партой, они могут вставать, когда им необходимо, не мешая другим ученикам. Также их активность стоит направлять на пользу учителю и классу: вымыть доску, раздать тетради и т.д.
Использование на уроке элементов игры и соревнования также способствует удовлетворению потребности детей в движении.
Программа внеурочной деятельности «Школа ЗОЖ», составленная нами и реализуемая на базе Заозерной СОШ УИОП №16 города Томска, тоже направлена на удовлетворение жизненно важной потребности младших школьников в двигательной активности. Она нацелена на пропаганду и поддержку здорового образа жизни, физического развития и укрепления здоровья школьников. Занятия для детей не только не являются обременительными, не служат излишней нагрузкой для них. Органически вплетаясь в режим дня общеобразовательного учреждения, они способствуют познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Программа внеурочной деятельности «Школа ЗОЖ» предназначен для обучающихся 1-4 классов в возрасте от 6,5 до 11 лет. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение в 1-4 класс - 4 часов в неделю (1 класс – 132, 2 – 4 класс —136 часов в год).
Дозирование физической нагрузки на занятиях «Школы ЗОЖ» с одной стороны рассматриваем с точки зрения максимально допустимой двигательной активности, так как принципиальным является ориентация на оздоровление учащихся. С другой стороны - общая плотность занятия должна быть достаточно высокой, чтобы вызвать и поддержать интерес ребят к занятиям.
Общая плотность занятия - это полезная часть занятий. Выражается в процентах по отношению к общей продолжительности занятия, которую принимаем за 100%. Вычисляя общую плотность, необходимо исключить время, затраченное на подготовку зала, расстановку и уборку оборудования. Общая плотность занятия указывает на то, сколько времени затрачено непосредственно на обучение: объяснение, показ упражнения, выполнения упражнения детьми, замечаний.
Моторная плотность - это есть время, в течение которого дети выполняют различные упражнения, т.е. находятся в движении. Рекомендуемая моторная плотность занятий - не менее 80%. На воздухе, особенно в осенне-зимний сезон, целесообразно довести до 90%. Одно из обязательных условий реализации программы - постепенное повышение нагрузки. Следует учитывать как её объём, так и интенсивность. Интенсивность двигательной активности оценивается скоростью движения и темпом.
Практические занятия проводятся по определенной структуре:
1 часть - подготовительная
На этом этапе перед школьникамиставятся задачи, обеспечивается внимание, дисциплина. Ведется подготовка организма к нагрузкам основной части занятия (центральной нервной системы, вегетативных функций и опорно-двигательного аппарата). Это могут быть строевые упражнения, различные виды ходьбы, бега, прыжков, подвижные игры, упражнения на внимание, общеразвивающие упражнения.
2 часть - основная
На этом этапе работа нацелена на формирование у детей различных двигательных умений и навыков (обучение правильной технике выполнения физических упражнений и ее совершенствование); развитие необходимых физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости).
3 часть - заключительная
Организм приводится в относительно спокойное состояние через использование строевых упражнений, медленного бега, различных видов ходьбы, упражнений на расслабление, внимание и др.
Такая система организации двигательной активности младших школьников в школе, как показывает опыт нашей работы, позволяет не только максимально удовлетворить потребность детей 7-11 лет в движении, но повышает их работоспособность, в том числе умственную, воспитывает ответственное отношение к своему собственному здоровью.