kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Как можно решить проблему дефицита двигательной активности учащихся младших классов в школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Автор предлагает решение проблемы дефицита двигательной активности учащихся младших классов в школе через введение курса внеурочной деятельности "Школа ЗОЖ" и использования приемов, позволяющих детям двигаться и во время уроков русского языка, математики, чтения, окружающего мира.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Как можно решить проблему дефицита двигательной активности учащихся младших классов в школе»

Как можно решить проблему дефицита двигательной активности учащихся младших классов в школе

За последние годы состояние здоровья детей постоянно ухудшается. Это вызвано в том числе значительным ограничением их двигательной активности в детском саду, дома, в школе. По данным Департамента госполитики в сфере воспитания, дополнительного образования и соцзащиты детей Министерства образования и науки РФ, больше 50% школьников имеют проблемы со здоровьем, а к моменту получения аттестата полностью здоровыми остаются лишь 10% выпускников. Главной причиной проблем, уверены специалисты, является именно дефицит движения. Дефицит двигательной активности у младших школьников составляет 35-40%. Как же можно решить данную проблему?

Забота о здоровье детей вызывает необходимость максимального использования времени, проведенного ребенком в школе, для его физического развития, т.е. непосредственно обеспечить необходимую для растущего организма двигательную активность, укрепление мышечной системы, воспитание правильной осанки. Три урока физкультуры в неделю, как нам кажется, не способны решить проблему полностью. Целесообразно активно использовать приемы, позволяющие детям двигаться и во время уроков русского языка, математики, чтения, окружающего мира. Остановимся на некоторых из них.

Конечно, большинство педагогов в своей практике используют физкультминутки.

Наши дети, выполнив любое, задание встают. Также сигналом к вставанию может послужить команда учителя. «встаньте те, кто…», «встаньте те, у кого…» За урок таких «вставаний» наберется не менее десятка.

Часто дети, которые быстрее всех справились с работой, отправляются к тем, кто «пробуксовывает». Бывает наоборот, тот, кто нуждается в помощи, отправляется к консультанту.

Если на уроке необходимо многократное повторение материала с целью его заучивания (стихотворения, правила, таблица умножения и т.п.), хорошо работает следующий прием. Дети в паре проговаривают нужное. По команде учителя ученики второго варианта смещаются на парту вперед. При этом ученик с первой парты переходит на последнюю. Теперь материал повторяется вновь образованной парой. Сигнал – опять переход. И так, пока все не вернутся на свои места. Такая работа всегда идет на положительном эмоциональном фоне.

Работа у доски «цепочкой» также очень нравится младшим школьникам. Все с нетерпением ждут своей очереди, дождавшись. быстро выбегают к доске.

Вспомним и про гиперактивных детей, испытывающих повышенную потребность в движении. Сидя за последней партой, они могут вставать, когда им необходимо, не мешая другим ученикам. Также их активность стоит направлять на пользу учителю и классу: вымыть доску, раздать тетради и т.д.

Использование на уроке элементов игры и соревнования также способствует удовлетворению потребности детей в движении.

Программа внеурочной деятельности «Школа ЗОЖ», составленная нами и реализуемая на базе Заозерной СОШ УИОП №16 города Томска, тоже направлена на удовлетворение жизненно важной потребности младших школьников в двигательной активности. Она нацелена на пропаганду и поддержку здорового образа жизни, физического развития и укрепления здоровья школьников. Занятия для детей не только не являются обременительными, не служат излишней нагрузкой для них. Органически вплетаясь в режим дня общеобразовательного учреж­дения, они способствуют познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Программа внеурочной деятельности «Школа ЗОЖ» предназначен для обучающихся 1-4 классов в возрасте от 6,5 до 11 лет. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение в 1-4 класс - 4 часов в неделю (1 класс – 132, 2 – 4 класс —136 часов в год).

Дозирование физической нагрузки на занятиях «Школы ЗОЖ» с одной стороны рассматриваем с точки зрения максимально допустимой двигательной активности, так как принципиальным является ориентация на оздоровление  учащихся. С другой стороны - общая плотность занятия должна быть достаточно высокой, чтобы вызвать и поддержать интерес ребят к занятиям.

Общая плотность занятия - это полезная часть занятий. Выражается в процентах по отношению к общей продолжитель­ности занятия, которую принимаем за 100%. Вычисляя общую плотность, необходимо исключить время, затра­ченное на подготовку зала, расстановку и уборку оборудования. Общая плотность занятия указывает на то, сколько вре­мени затрачено непосредственно на обучение: объяснение, показ упражнения, выполнения упражне­ния детьми, замечаний.

Моторная плотность - это есть время, в течение которого дети выполняют различ­ные упражнения, т.е. находятся в движении. Рекомендуемая моторная плотность занятий - не менее 80%. На воздухе, особенно в осенне-зимний сезон, целесообразно довести до 90%. Одно из обязательных условий реализации программы - постепенное повышение нагрузки. Следует учитывать как её объём, так и интенсивность. Интенсивность двигательной активности оценивается скоростью движения и темпом.

Практические занятия проводятся по определенной структуре:

часть - подготовительная

На этом этапе перед школьниками ставятся задачи, обеспечивается внимание, дисциплина. Ведется подготовка организма к нагрузкам основной части занятия (центральной нервной системы, вегетативных функций и опорно-двигательного аппарата). Это могут быть строевые упражнения, различные виды ходьбы, бега, прыжков, подвижные игры, упражнения на внимание, общеразвивающие упражнения.

2 часть - основная

На этом этапе работа нацелена на формирование у детей различных двига­тельных умений и навыков (обучение правильной технике выпол­нения физических упражнений и ее совершенствование); развитие необходимых физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости).

3 часть - заключительная

Организм приводится в относительно спокойное состояние через использование  строевых  упражнений,  медленного бега, различных видов  ходьбы, упражнений на расслабление, внимание и др.

Такая система организации двигательной активности младших школьников в школе, как показывает опыт нашей работы, позволяет не только максимально удовлетворить потребность детей 7-11 лет в движении, но повышает их работоспособность, в том числе умственную, воспитывает ответственное отношение к своему собственному здоровью.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Пахомова Елизавета Владимировна

Дата: 20.07.2017

Номер свидетельства: 424303

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Роль подвижных игр в процессе физического воспитания."
    ["seo_title"] => string(61) "rol_podvizhnykh_ighr_v_protsiessie_fizichieskogho_vospitaniia"
    ["file_id"] => string(6) "438465"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1510520404"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства