kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

К проблеме уточнения духовных и материальных сторон физической культуры

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматривается актуальная проблема разделения физической культуры на духовную и материальную, и в этой связи уточнение места физической культуры в общем контекста общечеловеческой культуры.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«К проблеме уточнения духовных и материальных сторон физической культуры»


К ПРОБЛЕМЕ УТОЧНЕНИЯ ДУХОВНЫХ И МАТЕРИАЛЬНЫХ СТОРОН ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Бабешко Александр Петрович,

руководитель физического воспитания Луганского отделения медицинского колледжа «Луганского государственного медицинского университета имени Святителя Луки», преподаватель-методист


Одним из наиболее общих показателей комплексно характеризующих эффективность форм и методов обучения студенческой молодежи, служит уровень формирования культуры физической, значение которой в укреплении здоровья, повышении общей работоспособности, всестороннем развитии личности остается острой и актуальной. В этой связи, довольно серьёзной проблемой, в решении которой заинтересованы многие специалисты в области физической культуры и спорта, учителя, преподаватели физической культуры является разделение культуры на духовную и материальную, и в этой связи уточнение места физической культуры в общем контексте общечеловеческой культуры.

По утверждению многих исследователей духовная культура отражает социальное сознание (мораль, право, знания, умения и т.п.), материальная культура отражает общественное бытие (орудия труда, способы практической деятельности в материальном производстве, сооружения).

Коган Л.Н. рассматривал культуру как составляющую сферу общественной практики и проявления творческих компетенций человека в различных видах человеческой деятельности, которая «....осуществляется в общественно-исторических формах материального и духовного производства».

Популярная триада - моральная чистота", "духовное богатство", и "физическое совершенство" - как необходимая составляющая всесторонне развитой, социально активной личности находятся в прочной взаимосвязи, которая раскрывается, в частности, во влиянии физической культуры на культуру духовную.

Подводя итоги многолетнему анализу физической культуры как важной составляющей общечеловеческой культуры В.М. Выдрин заостряет внимание на том, что в "каждом материальном предмете есть элементы духовной культуры и, каждое произведение духовной культуры имеет материальные формы выражения или проявления (например, в спортивном снаряде заложена определенная идея, а знания мы можем получать из их конкретных материальных носителей - книг, журналов и т.п.)" [3, c. 16].

Из чего явствует, что культура физическая включает как материальные, так и духовные потребности личности и общества и сама имеет обе части - и материальную, и духовную. В свой черед, каждый вид культуры "имеет как личностную, так и общественную формы" [3, c. 16].

Физическая культура правомерно является областью материальной культуры, поскольку она, - пишет М.С. Каган " [4, c. ] , - "является способом и результатом преобразования человеком его собственной природной данности. усовершенствовании, в подлинном культивировании дарованных человеку природой анатомо-физических качеств".

В аспекте философских воззрений и социологических взглядов Л.И. Лубышева выдвигает качественно новые подходы понимания природы физической культуры, ее ценностных возможностей, подчеркивая ее воздействие на духовную сферу человека "как действенного средства интеллектуального, нравственного, эстетическою воспитания" [5, c.11 ]. Ценности физической культуры становятся составными частями духовной культуры личности, важным координатором поведения студентов в той мере, насколько ими усваиваются ценности физического совершенствования.

С материальной культурой физическая культура объединяется самим процессом физкультурной деятельности, которая является ее основным со­держанием, плоды которого материализуются в двигательных качествах человека. В то же самое время, она требует специализированной материально-технической базы - спортивных залов, соответствующего спортивного инвентаря и т.п. Все это является ее опосредованной "продукцией", возникающей только из спроса к развитию и обеспечению основных потребностей физической культуры.

Важным аспектом, который интересует современную науку, является деление культуры на материальную и духовную, и в этой связи место физической культуры в общечеловеческой культуре.

Материальная культура отражает общественное бытие (орудия труда, способы практической деятельности в материальном производстве, сооружения), духовная - общественное сознание (идеология, способы человеческого общежития, мораль, право, знания, умения, навыки и т.п.)

В сфере общественной практики культура характеризует степень развития и проявления творческих сил человека в определенном виде человеческой деятельности, которая осуществляется в общественно-исторических формах материального и духовного производства. (Л.Н. Коган, 1976).

Известная триада - "духовное, богатство", "моральная чистота" и "физическое совершенство" - как атрибуты гармонично развитой, общественно активной личности находятся между собой в неразрывной взаимосвязи, которая проявляется, в частности, во влиянии физической культуры на культуру духовную.

На основе многолетних исследований физической культуры как важного вида человеческой культуры В.М. Выдрин подчеркивает, что в "каждом материальном предмете есть элементы духовной культуры и, каждое произведение духовной культуры имеет материальные формы выражения или проявления (например, в спортивном снаряде заложена определенная идея, а знания мы можем получать из их конкретных материальных носителей - книг, журналов и т.п.)" (1988, - С. 16).

Из этого следует, что культура физическая удовлетворяет как материальные, так и духовные потребности личности и общества и сама имеет обе стороны - и материальную, и духовную. В свою очередь, каждый вид культуры "имеет как личностную, так и общественную формы" (В.М.Выдрин, 1987).

Физическая культура по праву является областью материаль­ной культуры, поскольку она, - пишет М.С. Каган(1974), - "является способом и результатом преобразования человеком его собственной природной данности. усовершенствовании, в подлинном культивировании дарованных человеку природой анатомо-физических качеств".

В аспекте философских и социологических позиций Л.И. Лубышева выдвигает качественно новое направление осмысления сущности физической культуры, ее ценностного потенциала, подчеркивая ее влияние на духовную сферу человека "как действенного средства интеллектуального, нравственного, эстетическою воспитания". Ценности физической культуры становятся элементами духовной культуры личности, важным регулятором поведения в той мере, насколько осваиваются ценности данной культуры.

С материальной культурой физическая культура связана самим процессом двигательной деятельности, являющимся се главным со­держанием, результаты которого материализуются в физических качествах человека (В.М. Выдрин, 1980). Наряду с этим, она требует специальной материальной базы - спортивных залов, дворцов спорта, инвентаря, оборудования и т.п. Все это является ее опосредованной "продукцией", возникающей только из потребности развития и обеспечения нужд физической культуры.

С духовной культурой физическая культура связана процессами проектирующей и моделирующей деятельности как в личностном, так и в социально-общественном плане. На творческий характер деятельности при занятиях физическими упражнениями указывал П.Ф .Лесгафт (1987): "Путем анализа и сравнения получаемые извне впечатления переходят на умственную работу, проявляясь уже затем в виде отвлечённых понятий. Соответственно этому следует научиться анализировать и сравнивать движения, стараясь приспособить их к такой активной деятельности, в которой наибольшая работа проводилась бы при наименьшей затрате труда, что возможно также и при отвлеченных умственных занятиях" (П.Ф. Лесгафт, Избр.соч., Т.ІІ,- С.22.).

По мнению В.И. Столярова (1986), требуется пересмотр сложившихся взглядов на соотношение физической и духовной культуры. В частности, вряд ли можно согласиться с весьма часто встречающимися попытками их различения и даже противопоставления. При таком подходе, указывает автор, "физическая культура лишается своего духовного содержания и сводится только к физическому, телесному, материальному". Но ведь физическое, телесное, ставится элементом культуры лишь в той мере, в какой оно подвергается процессу социализации, а последний, как правило, осуществляется на основе определенных установок, ценностных ориентации и других компонентов духовного мира человека (А.В. Лотоненко, Е.А. Стеблецов,1997.).
Физическая культура студенческой молодежи не просто их физическое состояние, она включает в себя и явления духовного мира: знания, мотивы, потребности, нормы и образцы поведения и т.п. Молодой человек с высокой физической культурой должен хорошо знать закономерности функционирования и развития организма, пути, механизмы и средства воздействия на него. Из этого следует, что у студенческой молодежи должна быть сформирована потребность в систематических воздействиях на свое физическое состояние с целью его изменения в нужном направлении. Она должна обладать умениями и навыками, правильно, в соответствии с принятыми в обществе нормами и образцами, использовать наиболее эффективные средства такого воздействия. Важным моментом в педагогической деятельности является и рациональное, правильное распределение их в макро- и микроциклах; особенно если они принимают характер спортивной деятельности.

Следует отметить ряд негативных тенденций в развитии самой физической культуры. Дело в том, что годы застоя привели к деформации понимания самой сути физической культуры, в том числе со стороны ряда специалистов в дайной области. Аспект об основополагающей, ведущей роли духовно-нравственного начала в воспитании молодежи представлялся формальным. Нравственное воспитание молодежи, как замечают специалисты и сегодня, зачастую многим видится как один из второстепенных моментов в учебно-тренировочном процессе (А.В. Царик, 1989).

Нельзя недооценивать роль физической культуры и в формировании дисциплины в учебной и трудовой деятельности - этой высшей духовной ценности - через механизм воспитания собранности, коллективной ответственности, умения концентрировать внимание.

Важным фактором в жизнедеятельности студентов является их общение в сфере физической культуры и ее видов, которое отчасти подобно общению людей в процессе разнообразных видов деятельности (например, отношения врача и пациента, отношения тренера и спортсмена, отношения членов спортивного коллектива, команды), определяющемуся установленным между ними разделением труда. Однако здесь есть и своеобразные формы общения, складывающиеся тогда, когда физическое самоусовершенствование индивида принимает форму игры. Игра, как форма материального общения людей, есть не что иное как спортивная игра, объективная цель которой состоите физическом развитии человека, осуществляется она в форме общения партнеров-соперников. Поэтому игра человека есть подлинная культурная ценность, способствующая укреплению контактов между людьми на социальном, а не на биологическом уровне и, тем самым, участвующая в процессе социализации индивида наиболее приятными для него средствами (А.В. Лотоненко, Е.А. Стеблецов).

В этом аспекте весьма ценно высказывание Е.С.Маркасяна о том, что "регуляция поведения человеческих индивидов означает формирование не только психики людей, но и их физического облика". Деятельности в данной области свойственны процессы познания, ценностные ориентации, создание и закрепление ценностей в специфической форме, присущей именно физической культуре с ее разнообразием специфических видов (В.М Выдрин).

В современном обществе растут и усложняются социальные заказы физической культуре по созданию новых средств и методов подготовки молодежи к трудовой деятельности. Некоторые спецальности требуют очень точных, дифференцированных движений, применяемых в трудовом процессе, что указывает на специфику нові подходов к формированию двигательных навыков.

Таким образом, деятельность в области физической культур имеет и материальные, и духовные формы, несмотря на то, что проритетной для нее, конечно, является ориентация на развитие фунциональпых физиологических резервов организма, потенциальных психофизических возможностей человека. Поэтому ее нельзя относи ни к той ни к другой, так как физическая культура вполне самостотельный вид культуры со своим специфическим содержанием, цел ми, задачами и формами. Отсюда следует, что физическая культур; это имманентный вид культуры личности и общества в целом.

Следует подчеркнуть, что в сфере физической культуры, как и сфере культуры вообще, человек выступает в трех ролях: он осваивает ее (т.е. выступает субъектом деятельности), творит ее и в известие смысле является ее продуктом, объектом деятельности. При этом конечно, нельзя забывать, что человек - это продукт труда, игры, общения и познания, то есть тех видов деятельности, качественная характеристика которых и находит свое отражение в культуре. Однако достигнутым в этой сфере можно считать только то, что вошло в быт, привычки, образ жизни индивида. Превращение норм культуры в привычку, в естественный регулятор всей деятельности и предполагает человека как обязательное условие экстраполяции знаний тех или инь предписаний культуры во внутренние убеждения (В.К. Бальсевич, А.В.Царик).

О степени освоения норм культуры молодежью мы обычно судим по поведению их в определенных реальных ситуациях. В это широком смысле слова, физическая культура как сфера деятельности молодого человека есть культура его поведения. В педагогической практике мы часто заостряем внимание на культуре поведения личности студента в более узком и специальном смысле, имея в виду культуру взаимного общения молодежи? сфере физкультурной деятельности (спортсменов со зрителями, с соперником, с прессой и др.). В качестве своеобразных регуляторов культуры поведения студенческой молодежи как в широком, так и в узком смысле выступают "образцы поведения" (например, здоровый стиле и образ жизни человека).

Данные исследований последних 10 лет указывают, что отсутствие необходимости в физкультурной деятельности присуще, как правило, людям с неразвигыми, односторонними духовными потребностями. Недостаточный общий культурный уровень респонденты ставят на первое место в иерархии причин, препятствующих занятиям различными видами физической культуры, а на второе место - неразумные и вредные привычки.

Анализ опроса представителей высокоинтеллектуального труда показывает, что 92% респондентов убеждены в существовании тесной связи между физической и духовной культурой, причем 62% из общего числа считают, что чем выше уровень духовной культуры человека, тем выше его физическая культура.

Ретроспективный анализ специальной литературы показал, что культурный уровень человека, проявляясь в его способности к анализу и обобщению, более полном использовании опыта других людей, постановке и осуществлении целей духовного развития, становится основой формирования еще не образовавшихся потребностей, в том числе и потребности в формировании личностной физической культуры. Одной из таких попыток, в плане формирования у молодежи потребности в физической культуре, является концепция физкультурного воспитания как процесса повышения уровня физической культуры детей и молодежи.

Регулирование поведения молодого человека в условиях образования в колледже, формирование его здорового образа и стиля жизни составляет одну из важнейших функций духовной культуры студенческой молодежи. Благодаря этой функции культура подчиняет определенным принципам общение молодых людей, их взаимные отношения в учебной и общественной деятельности, в сфере фи: кой культуры и в быту.

Воздействие культуры физической на культуру духовною более эффективно происходит посредством такого феномена как массовые спортивные соревнования (рекреативный спорт), которые являються по существу важнейшим стимулом физического совершенство студенческой молодежи колледжа. Их главное предназначение - вызвать у участников и зрителей положительные эмоции, принести радость общения, самосовершенствования, укрепить здоровье, почувствовать счастье преодоления самого себя. Духовно-нравственная роль соревновательной деятельности заключается в воспитании у молодого человека честности, справедливости, уважении к сопернику, чувства взаимопомощи, товарищества и т.п.

Физическая культура в вузе является неотъемлемой частью формирования общей и профессиональной культуры личности молодого специалиста. Наличие у студентов социально-исторического, нравственно-эстетического и профессионально-специального мышления в их органическом единстве, ставит физическую культуру в ряд важнейших образовательных дисциплин колледжа. Свои социальные функции физическая культура наиболее полно реализует в системе физкультурного воспитания как важнейшего средства социального становления гражданина и будущего специалиста, целенаправленаправленного педагогического процесса по приобщению студенческой молодежи к ценностям общенародной физической культуры. Важными компонентами формирования физической культуры студенчества становятся мировоззрение, потребностно-мотивационная сфера личности, широта и глубина знаний в области физической :культуры и ее видов. Здесь можно выделить логический переход всех форм физкультурной практики в устойчивый процесс физического (телесного) самовоспитания и самосовершенствования.

В содержание физической культуры как социального явления входят средства и способы деятельности по освоению уже имеющейся информации о развитии физических сил человека и других аспектах его развития, связанных с этим процессом, а также средства и способы творческой деятельности, направленной на дальнейшее изучение и раскрытие закономерностей в этой области знаний. Особое значение приобретает практическая реализация специфическими средствами и методами различных видов физической культуры, целей, задач, социальных идей в интересах совершенствования сущностных сил молодого человека (развитие физических качеств, двигательных навыков и др.), а также формирование ценностных ориентации и создание ценностей (материальных, социальных, духовных и др.).

Физическая культура в колледже достигает гуманной цели тогда, когда ее виды отвечают принципам доступности и максимального привлечения молодежи, когда предлагаемые физические нагрузки соответствуют уровню функциональных возможностей и состоянию здоровья каждого занимающегося.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
К проблеме уточнения духовных и материальных сторон физической культуры

Автор: Бабешко Александр Петрович

Дата: 19.09.2021

Номер свидетельства: 586989


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства