kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Изучение воздействия использования аппарата ДЭНАС в спортивной практике

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение воздействия использования аппарата ДЭНАС в спортивной практике

Методы и организация исследования.

При выполнении данной работы использовались следующие методы:

- изучение и анализ научно-методической литературы;

- психолого-педагогические наблюдения;

- контрольные тесты, для определения уровня развития скоростно-силовых способностей;

- психологический тест по определению самочувствия, активности и настроения (САН);

- педагогический эксперимент;

- математическая обработка результатов.

Тренировка силового качества

В спортивной практике накоплен большой опыт по применению электростимуляции мышц для ускорения восстановительных процессов в них и стимуляции работоспособности. Электростимуляция позволяет спортсменам осваивать большие по объёму и интенсивности тренировочные и соревновательные нагрузки. В настоящее время в литературе описан ряд электростимуляторов, позволяющих существенно повысить скоростно-силовые качества спортсменов. Однако более широкие возможности в этом направлении открывает биоуправляемая электростимуляция мышц, например, с помощью аппаратов ДЭНАС. Возможности  от применения этих аппаратов более широкие потому, что эти аппараты работают с «родным» для человека нейроимпульсом и имеют обратную биологическую связь, то есть их действие физиологичное (не способное навредить). Об этом свидетельствуют появившиеся публикации, исследования и опыт, накопленный при использовании этих приборов в НИИ олимпийского спорта при Уральской государственной академии физической культуры, в спортивных командах города и области.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Изучение воздействия использования аппарата ДЭНАС в спортивной практике»


Изучение воздействия использования аппарата ДЭНАС в спортивной практике


Методы и организация исследования.

При выполнении данной работы использовались следующие методы:

- изучение и анализ научно-методической литературы;

- психолого-педагогические наблюдения;

- контрольные тесты, для определения уровня развития скоростно-силовых способностей;

- психологический тест по определению самочувствия, активности и настроения (САН);

- педагогический эксперимент;

- математическая обработка результатов.

Тренировка силового качества

В спортивной практике накоплен большой опыт по применению электростимуляции мышц для ускорения восстановительных процессов в них и стимуляции работоспособности. Электростимуляция позволяет спортсменам осваивать большие по объёму и интенсивности тренировочные и соревновательные нагрузки. В настоящее время в литературе описан ряд электростимуляторов, позволяющих существенно повысить скоростно-силовые качества спортсменов. Однако более широкие возможности в этом направлении открывает биоуправляемая электростимуляция мышц, например, с помощью аппаратов ДЭНАС. Возможности от применения этих аппаратов более широкие потому, что эти аппараты работают с «родным» для человека нейроимпульсом и имеют обратную биологическую связь, то есть их действие физиологичное (не способное навредить). Об этом свидетельствуют появившиеся публикации, исследования и опыт, накопленный при использовании этих приборов в НИИ олимпийского спорта при Уральской государственной академии физической культуры, в спортивных командах города и области.

Методика действий при тренировке силового качества

1. Подобрать подпороговую силу импульса и определить его время возвращения в «шести точках» на лице. Отрегулировать время возвращения импульса по общим правилам, если в этом окажется необходимость.

2. Подобрать подпороговую силу импульса и в постоянном режиме обработать «три дорожки» по всему позвоночнику сверху вниз за 5-7 минут.

3. Работа на прямой проекции тех мышц, которые принимают наибольшее участие в данном движении (для каждого вида спорта своя топография таких мышц).

Порядок действий на прямой проекции мышц:

- подобрать подпороговую силу импульса на двигательной точке мышцы;

- определить время возвращения импульса в двигательных точках соответствующих мышц и, при необходимости, попытаться отрегулировать его по общим правилам;

- в постоянном режиме обработать прямую проекцию соответствующих мышц (каждую по 4-5 минут).

Сеансы один раз в день. Время сеанса зависит от количества обрабатываемых мышц, но не более 40 минут. Мышцы, на которых осуществляется воздействие, должны быть расслабленными, поэтому предпочтительнее положение лёжа.

Восстановление физической работоспособности

Физическая работоспособность проявляется в различных формах мышечной деятельности. Поэтому под термином "Восстановление физической работо­способности" в данном случае имеется в виду снятие утомления с мышц после соревновательных нагрузок или больших тренировочных за счет улучшения кро­вообращения в тех из них, которые обеспечивали то или иное движение.

Методика действий для мышц плечевого пояса

1. "Три дорожки" в пределах шейно-воротниковой зоны по общим правилам.

2. Обработать всю поверхность шейно-воротниковой зоны в постоянном режиме при подпороговой силе импульса за 3-5 минут. Направление движений аппаратом — в зависимости от величины артериального давления на момент сеанса.

3. Определить время возвращения импульса в двигательных точках трапециевидной мышцы, дельто­видной, мышц передней и задней поверхности руки по общим правилам.

4. В постоянном режиме обработать прямую про­екцию названных мышц движениями снизу вверх за 4-5 минут каждую.

Методика действий для мышц нижней конечности

1. "Три дорожки" с остистого отростка 9-го груд­ного позвонка и по всей пояснично-крестцовой зоне по общим правилам.

2. Обработать всю поверхность пояснично-крестцовой зоны в постоянном режиме за 3-5 минут при подпороговой силе импульса.

3. Определить время возвращения импульса в двигательных точках мышц передней и задней по­верхности ноги.

4. Обработать в постоянном режиме при подпоро­говой силе импульса мышцы передней и задней по­верхности ноги по 5 минут каждую.

Первый сеанс провести сразу после нагрузки, в последующие 3 дня — утром и вечером. Если в мыш­цах ощущается боль в покое или при движениях, то сеансы продолжать до ее устранения.

Эффект восстановления работоспособности мышц после физических нагрузок.

Аппарат используется в спортивной практике для восстановления работоспособности мышц после соревновательных или больших тренировочных нагрузок. Основой этого эффекта является эффект регулирования просвета кровеносных сосудов.

Эффект роста силы мышц

Включение аппаратного воздействия на мышцы в процессе силовой тренировки даёт прирост силы мышц больше, чем без аппаратного воздействия.

Общерегулирующий эффект

Благодаря оказанию общерегулирующего эффекта на нервную систему, улучшается общее самочувствие, настроение, повышается работоспособность.

При травмах (синяки, ушибы, растяжения связок, переломы костей и пр.), если сразу же начать аппаратную обработку, результаты будут в 4-5 раз лучше, чем при отсроченном воздействии при традиционном обращении к врачу (пришел домой, вызвал скорую помощь, обратился к ДЭНС-терапевту и др.).

Педагогическое наблюдение.

В ходе проводимого эксперимента данный метод применялся с целью определения физического и психологического состояния испытуемых. Учитывались субъективные ощущения занимающихся, что позволяло корректировать содержание занятий в зависимости от состояния испытуемых. Педагогическое наблюдение позволило контролировать за эффективно применяемой методикой, направленной на развитие скоростно-силовых способностей и улучшение психического состояния испытуемых в процессе учебно-тренировочных занятий.


Педагогический эксперимент

Педагогический эксперимент проводился вДЮСШ-1 г. Лесосибирска. Под наблюдением находилось 20 мальчиков 12-13 лет. Данный метод в проводимом исследовании был основным и характеризуется как многоэтапный эксперимент. Целью его являлось применение метода динамической электронейростимуляции, а также проверка научной гипотезы. Предполагалось, что использование разработанной нами методики, положительно скажется на показателях характеризующих уровень развития скоростно-силовых способностей и психического состояния юных волейболистов 12-13 лет.

В процессе проведения педагогического эксперимента сравнивались показатели контрольной и экспериментальной группы.

В ходе педагогического эксперимента определяли характер и динамику роста показателей скоростно-силовых качеств юных волейболистов контрольной и экспериментальной групп, занимающихся по разработанной нами методике.


Педагогическое тестирование.

Выбор тестов был обусловлен необходимостью наиболее полно охарактеризовать уровень развития скоростно-силовых качеств испытуемых и включить следующие виды упражнений:

1.Прыжок в длину с места.

2.Сгибание и разгибание рук в упоре лежа.

3.Бросок набивного мяча из-за головы двумя руками из положения сидя.

4.Бросок набивного мяча из-за головы двумя руками из положения стоя.

5.Подтягивание на перекладине.


Метод математической статистики.

Рассчитывались следующие показатели:

n – объем выборки;

m – средняя ошибка среднего арифметического;

;

X – среднее арифметическое;

P – уровень достоверности;

t – критерий Стьюдента;

G– среднее квадратическое отклонение.;

, где К – коэффициент Ермолаева (табличный коэф.=3,08);

;

.



Методические основы педагогического эксперимента

Методические основы использования аппарата ДЭНАС в работе с юными волейболистами 12-13 лет.

Все упражнения описаны по единому плану, включающему рассказ о топографии работающих мышц, внешней картине и фазовом составе движений.

Движения рук обеспечиваются мышцами – сгибателями и разгибателями кистей, а также плеча и предплечья и мышцами, расположенными в области груди и спины, перемещающими руки вперед, назад и в стороны. Большинство этих мышц - поверхностные.

Для эксперимента взяты такие упражнения, которые являются основополагающими для совершенствования техники владения мячом или развивают те мышцы, которые наиболее значимы в волейболе.

1. Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа. – Эти движения укрепляют мышцы рук и плечевого пояса, спины, увеличивают подвижность в локтевых суставах, что способствует формированию правильной осанки.

Упражнение имеет несколько разновидностей, но в эксперименте использовалось типичное: отжимание - в упоре лёжа, руки на ширине плеч.

Упражнение циклическое, четырёхфазное: сгибание рук – пауза – разгибание рук – пауза.

Наиболее активные мышцы: Трёхглавая мышца плеча, дельтовидная мышца, верхние пучки большой грудной мышцы, широчайшая - спины, а также двуглавая мышца плеча и прямая - живота.

Рекомендуемый темп отжиманий: - один цикл за 2 сек.

Наиболее активные мышцы: при сгибании предплечья – двуглавая мышца плеча, плечевая, плечелучевая, и круглый пронатор; при разгибании предплечья – трехглавая мышца плеча.

Игровые упражнения с мячом для мышц рук. – Эти упражнения не только способствуют физическому развитию тех же мышечных групп, но также улучшают внимание и ориентировку в пространстве. Для контрольного тестирования мной были использованы две разновидности упражнений с мячом:

2. Бросок набивного мяча из-за головы двумя руками из положения стоя;

3. Бросок набивного мяча из-за головы двумя руками из положения сидя.

Упражнения, отягощенные массой собственного тела, заключающиеся в самосопротивлении:

4. Подтягивание на перекладине. Хват сверху. Туловище прямо. Дыхание: вдох при опускании, выдох при подъеме.

5. Прыжок в длину с места.


Участники эксперимента были разделены на 2 группы: контрольную и экспериментальную. Для облегчения и ускорения работы с экспериментальной группой была проведена учеба по использованию аппарата ДЭНАС в спортивной практике, где они узнали, что в основе действия аппарата лежит принцип саморегуляции организма человека. Пока аппарат находится на коже, он включен в работу нервной системы и является как бы временной ее частью благодаря наличию в нем обратной связи, что делает его «видящим» и «слышащим». Это одна из важных особенностей этого аппарата, потому что аппарат работает с «родным» для человека нейроимпульсом, т.е. его действие физиологичное.

Эксперимент проводился во время и в конце учебно-тренировочного занятия и только с экспериментальной группой. Продолжительность учебно-тренировочного занятия -135 мин. 4 раза в неделю.


Методика проведения эксперимента:

1.Подобрать подпороговую силу импульса и определить его время возвращения в «шести точках» на лице в дозированном режиме. Происходит индивидуальная настройка аппарата на индивидуальную работу с нервной системой конкретного человека.

2.Порядок работы на прямой проекции тех мышц, которые принимают наибольшее участие в данном движении:

- подобрать подпороговую силу импульса на двигательной точке мышцы;

- определить время возвращения импульса в двигательных точках соответствующих мышц и при необходимости отрегулировать по общим правилам;

- в постоянном режиме обработать прямую проекцию соответствующих мышц (каждую по 3-5 минут).

В постоянном режиме аппарат следует либо переставлять с места на место, либо передвигать по коже со скоростью 1 см. в сек., т.е. медленно. При этом в области электродов может быть слышен журчащий звук.

Время обработки зависит от количества обрабатываемых мышц. Мышцы, на которых осуществляется воздействие, должны быть расслаблены.


Организация исследования.

Организация исследования проводилась на базе Детско-юношеской спортивной школы №1 г. Лесосибирска. В эксперименте принимали участие 20 мальчиков (12-13 лет), занимающихся волейболом в учебно-тренировочной группе 2 года обучения.

Исследование проводилось в четыре этапа:

1 этап – теоретическое обоснование исследования, изучение и анализ учебно-методической литературы.

2 этап – постановка цели, гипотезы, задач, выбор методов исследования, разработка методических приемов по применению прибора ДЭНАС в процессе подготовки юных волейболистов 12-13 лет.

3 этап – проведение естественного педагогического эксперимента.

4 этап – систематизация полученных данных, их математическая обработка, анализ.


Результаты исследования.


В процессе проводимой научно-исследовательской работы во время учебно-тренировочных занятий по волейболу (в ДЮСШ-1 г.Лесосибирска) в группе мальчиков (12-13 лет), нами было выявлено, что метод электронейростимуляции имеет воздействие на скоростно-силовую способность спортсменов, а также улучшает психическое состояние и работоспособность.

В целях проверки эффективности разработанной экспериментальной методики были отобраны контрольные тесты, позволяющие оценивать динамику показателей физической подготовленности юных волейболистов.

Мы решили, что для эксперимента лучше использовать такие упражнения, которые являются основополагающими для совершенствования техники владения мячом и развивают те мышцы, которые наиболее значимы в волейболе.

Таким образом, в эксперименте были приложены следующие контрольные тесты:

1. Прыжок в длину с места.

2. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа.

3. Бросок набивного мяча из-за головы двумя руками (сидя).

4. Бросок набивного мяча из-за головы двумя руками (стоя).

5. Подтягивание на перекладине.

В начальной стадии эксперимента тестирование юных волейболистов 12-13 лет, было проведено с целью определения


Данные для экспериментальной группы, полученные до эксперимента представлены в таблице №1.


Сдвиги изучаемых показателей в

экспериментальной группе в конце эксперимента.

Таблица 1

Экспериментальная группа

X1 + m

исходные

X2 + m

конечные

Разница в абсолютных величинах

t


Р

1

Прыжок в длину с места (см)

207 + 4,5

216 + 4,4

9

2,4

2

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (кол-во раз)

32 + 1,12

39 + 1,3

7

4,1

3

Бросок набивного мяча из-за головы сидя (м)

7,4 + 0,36

8,6 + 0,47

1,2

2,26

4

Бросок набивного мяча из-за головы стоя (м)

12,6 + 0,75

16 + 0,8

3,4

3,11

5

Подтягивание (кол-во раз)

8 + 0,59

10 + 0,6

2

2,4



Анализ их свидетельствует, что показатели в тесте «прыжок в длину с места» в среднем равны 207 + 4,5, в тесте «сгибание и разгибание рук в упоре лежа» 32 + 1,12, в тесте «бросок набивного мяча из-за головы двумя руками (сидя)» 7,4 + 0,36, в тесте «бросок набивного мяча из-за головы двумя руками (стоя)» 12,6 + 0,75, в тесте «подтягивание» 8 + 0,59.

При тестировании юных волейболистов 12-13 лет контрольной группы в начале эксперимента получены фактические результаты, приведенные в таблице №2.



Сдвиги изучаемых показателей

в контрольной группе в конце эксперимента

Таблица 2

Контрольная группа

X1 + m

исходные

X2 + m

конечные

Разница в абсолютных величинах

t

Р

1

Прыжок в длину с места (см)

206 + 3,4

212 + 3,5

6

1,25

0,05

2

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (кол-во раз)

32 + 0,59

36 + 0,65

4

4,6

3

Бросок набивного мяча из-за головы сидя (м)

6,6 + 0,37

7 + 0,47

0,4

0,75

0,05

4

Бросок набивного мяча из-за головы стоя (м)

12 + 0,78

13 + 0,81

1

0,89

0,05

5

Подтягивание (кол-во раз)

7 + 0,6

7,6 + 0,68

0,6

0,66

0,05


Из краткого анализа фоновых показателей видно, что уровень физической подготовленности юных волейболистов 12-13 лет экспериментальной и контрольной групп на данном этапе исследования практически однороден: наибольшие совпадения наблюдаются в тестах «сгибание и разгибание рук в упоре лежа» 32 + 1,12 раз в экспериментальной группе и 32 + 0,59 раз в контрольной группе, «бросок набивного мяча из-за головы двумя руками стоя» 12,6 + 0,75 м. в экспериментальной группе и 12 + 0,78 м., «бросок набивного мяча из-за головы двумя руками сидя» 7,4 + 0,36 м. в экспериментально группе и 6,6 + 0,37 м. в контрольной группе.

В ходе эксперимента включение аппаратного воздействия (прибором ДЭНАС) на мышцы в процессе тренировки произошли существенные изменения у юных волейболистов 12-13 лет обеих групп по всем шести измеряемым показателям.

Анализируя более подробно динамику изучаемых данных экспериментальной группы можно отметить, что в этой группе произошли значительные изменения. Такие значительные положительные изменения явились следствием целенаправленной тренировки юных волейболистов 12-13 лет экспериментальной группы на основе разработанной методики динамической электронейростимуляции.

Результаты тестирования юных волейболистов контрольной группы в конце эксперимента представлены в таблице №2. анализ данных показывает: в группе юных волейболистов, тренировавшихся по обычной методике, без применения прибора, также произошли изменения показателей в сторону улучшения, однако, они не так значительны, как в экспериментальной группы. Для выявления сдвигов, произошедших в экспериментальной и контрольной группах, было проведено сравнение показателей тестирования юных волейболистов обеих групп в значительной стадии эксперимента (таблица 3).


Сравнение полученных показателей в контрольной и экспериментальной группах в конце эксперимента.

Таблица 3

Тесты

Контрольная группа X2

Экспериментальная группа X2

Сдвиги в абсолютных величинах

t

P

1

Прыжок в длину с места (см)

212 + 0,69

216 + 0,9

4

3,7

2

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (кол-во раз)

36 + 0,43

39 + 0,75

3

3,48

3

Бросок набивного мяча из-за головы сидя (м)

7 + 0,04

8,6 + 0,12

1,6

13,3

4

Бросок набивного мяча из-за головы стоя (м)

13 + 0,10

16 + 0,36

3

8,1

5

Подтягивание (кол-во раз)

7,6 + 0,06

10 + 0,21

2,4

11,4


Подробный анализ данных свидетельствует о достоверном различии между группами. Так, в тесте «прыжок в длину с места в экспериментальной группе равен 216 + 0,9 см., а в контрольной 212 + 0,69 см.; в тесте «сгибание и разгибание рук в упоре лежа» в экспериментальной группе равен 39 + 0,75 раз, а в контрольной 36 + 0,43 раза; в тесте «бросок набивного мяча из-за головы двумя руками (сидя)» в экспериментальной группе равен 8,6 + 0,12 м., а в контрольной 7 + 0,04 м.; в тесте «бросок набивного мяча из-за головы двумя руками (стоя)» в экспериментальной группе равен 16 + 0,36 м., а в контрольной группе 13 + 0,1 м.; в тесте «подтягивание» в экспериментальной группе равен 7,6 + 0,68 раз, а в контрольной группе 7,0 + 0,6 раз.

Анализ показал, что в результате воздействия аппарата ДЭНАС улучшалось самочувствие физической активности волейболистов на тренировочных занятиях, повышенный эмоциональный фон и психическое состояние. Все это происходило в процессе улучшения к концу эксперимента на достоверном уровне.

Если суммировать все положительные сдвиги, то следует отметить, что они преломлялись в мотивационной установке и уровне притязаний на результат. Об этом свидетельствуют положительные результаты участия в краевых соревнованиях.

Диаграмма 1

Диаграмма 2



Диаграмма 3


Диаграмма 4


Диаграмма 5


Выводы.


На основании полученных в педагогическом эксперименте результатов представляется необходимым сделать следующие выводы:

1. Выявлено, что за период педагогического эксперимента у юных волейболистов 12-13 лет в обеих группах произошли положительные сдвиги в развитии скоростно-силовых способностей, в частности в улучшении результатов в прыжке в длину с места, в сгибании и разгибании рук в упоре лежа, в броске набивного мяча из-за головы двумя руками (сидя), в броске набивного мяча из-за головы двумя руками (стоя), в подтягивании на перекладине.

2. Установлено, что разработанные нами методические приемы применения динамической электронейростимуляции позволяют существенно повысить скоростно-силовые качества спортсменов и улучшить психическое состояние. Об этом свидетельствуют показатели контрольного тестирования по скоростно-силовой подготовке и психологического теста самочувствие, активность, настроение.

3. Сравнительный анализ полученных результатов в конце эксперимента у испытуемых экспериментальной и контрольной групп показал, что в первой группе улучшение всех изучаемых параметров имело существенные сдвиги при более достоверном уровне значимости, что подтверждает эффективность применения аппарата динамической электронейростимуляции ДЭНАС.


Практические рекомендации.

На основании проведенных исследований и полученных результатов можно рекомендовать для практического использования при проведении занятий аппаратные методы ДЭНАС. При наличии этого аппарата необходимо соблюдать следующие методические требования.

1.Необходимо хорошо освоить общие принципы использования аппарата;

2.При работе в дозированном режиме (ДР) электроды аппарата устанавливаются на необходимую зону кожной поверхности.(статарное воздействие). После светового сигнала переставляются на следующую зону. Передвигать электроды работающего аппарата в ДР нельзя, так как микрокомпьютерная система биологической обратной связи «организм-прибор» сама определяет необходимое для организма время воздействия аппарат только в одной подэлектродной зоне в единицу времени;

3.В постоянном режиме (ПР) аппарат работает в зависимости от изменяющегося в результате проводимого воздействия общего электросопротивления кожи в подэлектродной зоне: в ПР электроды аппарата можно как переставлять (статарное воздействие), так и передвигать по поверхности кожи со скоростью 1-2 см.в сек. (динамическое воздействие);

4.Необходимо соблюдать следующий порядок: сначала дозированный режим, затем постоянный;

5.При работе использовать минимальный или комфортный энергетический уровень;

6.Встроенные в аппарат электроды обычно устанавливаются или передвигаются:

- Вдоль зоны прямой проекции мышц снизу вверх;

- По ходу меридианов и «жизненным точкам»;

- Вдоль хода мышц и кожных складов;

- По направлению лимфатических путей массажных линий;

7.Подобрать силу импульса аппарата. Подпороговая сила – если покалывания или вибрация не ощущается («-» или «+» мощность). Надпороговая сила импульса – под электродами будет чувствоваться значительное покалывание, но не болезненное. В работе с детьми использовать мощность 1 или 2.

8.Для практического применения работником физической культуры использовать аппарат в группах ЛФК; и в спортивных школах – во всех видах спорта.







Библиографический список

  1. Газета «Рецепты здоровья». Статья «ДЭНАС - словарик». Апрель 2004 г. № 10.

  2. Газета «Рецепты здоровья». Август 2004 г. № 21. Статья «Спорт и медицина».

  3. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Силовая подготовка детей школьного возраста. Методическое пособие. М., «Издательство НЦ ЭНАС», 2002 г.

  4. Митрофанова А. Газета «Рецепты здоровья». Июнь 2003 г. №11. Статья «ДЭНАС - пещерный»., стр.36.

  5. «Народный университет здоровья». № 2

  6. Чернышев В.В., Малахов В.В., А.А.Власов, О.И.Рубцова. Руководство по динамической электронейростимулирующей терапии аппаратом ДЭНАС, ООО «РЦ АРТ», Екатеринбург, 2003 г.

  7. Чернышев В.В., Малахов В.В., Рявкин А.Ю., Рявкин С.Ю Универсальный регистр ДЭНС-терапии. САНЭД, Екатеринбург, 2003 г.

  8. Шалдин В.И. Саморегуляция здоровья нейроподобным импульсом. Уральская государственная академия ФК, Челябинск, 2003 г.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Изучение воздействия использования аппарата ДЭНАС в спортивной практике

Автор: Иванова Светлана Маматмуратовна

Дата: 11.02.2016

Номер свидетельства: 291897


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства