Исследовательская работа "Развитие прыгучести у волейболисток 15-16 лет"
Исследовательская работа "Развитие прыгучести у волейболисток 15-16 лет"
Современный волейбол предъявляет высокие требования к уровню физической подготовленности игроков. Для достижения высоких результатов современная волейбольная команда берёт на своё вооружение новые тактические комбинации, совершенствует технические приёмы. Чтобы их правильно и с наибольшей эффективностью выполнять, школьникам необходим достаточный уровень развития специальных физических качеств.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Развитие прыгучести у волейболисток 15-16 лет"»
Введение.
Современный волейбол предъявляет высокие требования к уровню физической подготовленности игроков. Для достижения высоких результатов современная волейбольная команда берёт на своё вооружение новые тактические комбинации, совершенствует технические приёмы. Чтобы их правильно и с наибольшей эффективностью выполнять, школьникам необходим достаточный уровень развития специальных физических качеств.
Особенно важным для волейболиста является развитие скоростно- силовых качеств, в частности прыгучести, без которых невозможны эффективные действия при игре в нападении.
В ходе исследования нами получены данные, характеризующие уровень развития скоростно – силовых качеств у юных спортсменов. Отработаны и систематизированы средства развития прыгучести у школьников.
Спортивные игры предъявляют высокие требования к функциональным возможностям занимающихся. Волейбол включает внезапные и быстрые передвижения, прыжки, падения и др. действия. В связи с этим волейболист должен обладать моментальной реакцией, быстротой передвижения. Прыжок вверх в возрасте 15-16 лет.увеличивается на 9,6 %, а в 16-17 лет на 11,6 %.
Содержание и время проведения занятий по специальной физической подготовке зависят от периода подготовки и задач.
Исходя из этого, желательно их строить следующим образом. Физической подготовкой волейболисты занимаются в течении 45 минут основным занятием вне зависимости от периода. Занимающиеся подготавливаются к предстоящей работе, выполняют упражнения, способствующие развитию физических качеств, необходимых волейболистам. Главное внимание уделяется таким физическим качествам, как быстрота, ловкость и гибкость. Содержание полуторачасовых занятий должно соответствовать задачам, поставленным тренером перед игроками в игровой части занятия.
В подготовительном периоде помимо 45 минутных и полуторачасовых занятий желательно проводить самостоятельные занятия по специальной физической подготовке продолжительностью 2-2,5 часа. Так как такие занятия проводятся 1-2 раза в неделю в них важное место отводится развитию скоростно-силовой и прыжковой выносливости, а также совершенствованию качеств, недостаточно развитых у большинства школьников.
Рассмотрим ряд методов, применяемых для развития прыгучести:
приседание со штангой на руках;
выжимание штанги ногами;
выпригивание со штангой;
выпады с гантелями;
Глава 1. Цель и задачи исследования. Объект и организация исследования.
1.1. Цель, задачи и методы исследования.
Цель_работы: повысить уровень развития скоростно-силовых качеств, в частности прыгучести у девушек.
В ходе исследований решались следующие задачи:
1. Определить уровень развития скоростно-силовых качеств у волейболисток школы.
2. Разработать и экспериментально обосновать комплекс упражнений для развития прыгучести у юных волейболисток.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследований:
Анализ научно-методической литературы.
Педагогическое тестирование.
Педагогический эксперимент.
Целью теоретического анализа литературы явилось изучение места и значение скоростно – силовой подготовки спортсменов в современных условиях игры, а также ряда факторов, определяющих успешность действий волейболистов в атаке.
Особое внимание уделялось рассмотрению средств и методов развития специальных физических качеств юных волейболистов.
Одним из основных методов наших исследований явился педагогический эксперимент. Последовательный сравнительный эксперимент был организован с целью подтверждения целесообразности и эффективности применения специально разработанной методики развития прыгучести юных волейболисток.
По разделу был составлен комплекс тестов:
Челночный бег 6*5 (30м).
Прыжок в длину с места.
Прыжок вверх с разбега.
Прыжок вверх с места.
2.2 Объект и организация исследования.
Педагогический эксперимент был организован на базе МБОУ Овгортская ШИСОО. В нём приняли участие 10 девушек, возраст испытуемых 15-16 лет.
Перед началом педагогического эксперимента проводилось тестирование волейболисток по четырём, выбранным нами тестов.
Девушкам давалось по две попытки на выполнение каждого из них, и фиксировался лучший результат. Педагогический эксперимент проводился с 20 октября 2017 года по 15 февраля 2018 года.
Практическая часть эксперимента связана с применением в учебно-тренировочном процессе специального комплекса упражнений на развитие прыгучести волейболисток
Результаты, полученные в ходе исследований, обработаны статистическими методами (Ашмарин Б.А., 1978 г).
Глава 2. Результаты исследований и их обсуждение.
В соответствии с целью работы мною был проведён педагогический эксперимент, основной задачей которого явилось научное обоснование эффективности предложенного нами комплекса упражнений на развитие прыгучести.
Если говорить о наших испытуемых, то педагогический эксперимент проводился в осеннее-зимнем полугодовом цикле, который продолжался с 20 октября 2017 года по 15 февраля 2018 года.
В начале педагогического эксперимента нами проводилось тестирование волейболисток, результаты которого сравнили с результатами нормативов по СФП для девушек 15-16 лет. (Ю.Д. Железняк, 1988г), можно сделать некоторые выводы об уровне специальной физической подготовленности спортсменок.
При проведении перечисленных упражнений использовались следующие методы:
- метод до отказа (3-5 подходов):
- метод больших усилий (3-6 подходов);
- повторный метод (5-6 подходов);
Следует указать на более высокие результаты прыжка вверх с места и с разбега у нападающих игроков. Результаты тестирования подтверждают необходимость развития прыгучести у испытуемых волейболисток.
По окончании педагогического эксперимента нами было проведено повторное педагогическое тестирование по СФП. Результаты тестирования указывают на положительные сдвиги по всем показателям. Так, средняя скорость пробегания отрезка 6*5 метров увеличилась на 0,41 м/сек; прыжок в длину с места – среднее значение увеличилось на 6,4 см; значительно увеличились результаты прыжка вверх с места и с разбега – на 3,5 и 3,3 см соответственно. См таблица № 1.
Таблица № 1. Показатели скоростно – силовой подготовленности волейболисток 13-14 лет до и после педагогического эксперимента
№ п/п
Упражнения
До эксперимента
После эксперимента
1.
Бег 30 м – 6х5 (с)
11,6
11,2
2.
Прыжок в длину с места (см)
194,6
201,0
3.
Прыжок вверх с места (см)
42,3
45,8
4.
Прыжок вверх с разбега (см)
46,4
49,7
Таким образом, результаты педагогического эксперимента подтвердили нашу рабочую гипотезу и доказали эффективность предложенной методики развития прыгучести у волейболисток 15-16 лет.
Выводы:
Результаты тестирования указывают на недостаточный уровень развития прыгучести у девушек 15-16 лет. Показатели прыжка вверх с места и с разбега соответственно на 3,7 см и 5 см ниже разработанных нормативов для девушек этого возраста.
Результаты педагогического эксперимента подтверждают эффективность и целесообразность применения в учебно – тренировочном процессе предложенной нами методики развития прыгучести у девушек 15-16 лет.
Литература.
Железняк Ю.Д., Ивайлов А.В. Волейбол: Учебник физкультуры. М: Физкультура и спорт, 1991 год.