kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская работа «Физическое здоровье учащихся 9-го класса МБОУ СОШ с. Святогорье»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема здоровья учащихся становится приоритетным направлением развития образовательной системы современной школы, стратегическая цель которой - воспитание и развитие свободной жизнелюбивой личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа «Физическое здоровье учащихся 9-го класса МБОУ СОШ с. Святогорье»»

,МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

СЕЛА СВЯТОГОРЬЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ИМЕНИ ЛАЗО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ





Секция: физическая культура



Исследовательская работа

Тема: Физическое здоровье учащихся 9-го класса МБОУ СОШ с. Святогорье





Автор работы:

Полукеев Кирилл Александрович

ученик 9 класса

Руководитель:

Николаенко Анна Евгеньевна

учитель первой квалификационной категории







с. Святогорье,

2021 г.

















































Введение


Проблема здоровья учащихся становится приоритетным направлением развития образовательной системы современной школы, стратегическая цель которой - воспитание и развитие свободной жизнелюбивой личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению.

Здоровье подрастающего человека – это проблема не только социальная, но и нравственная. Ребенок сам должен уметь быть не только здоровым, но и воспитывать в будущем здоровых детей.

Приобщение школьников к проблеме сохранения своего здоровья это, прежде всего процесс социализации – воспитания. Это сознание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь. Для формирования душевного комфорта необходимы знания о законах развития своего организма, его взаимодействии с социальными факторами.

Школа же сегодня должна и может стать важнейшим звеном социализации подрастающего поколения. Через школу проходит все население, и на данном этапе социализации личности формируется как индивидуальное здоровье, так и здоровье всего общества.

Необходимо совместными усилиями родителей и педагогов формировать у детей понятие здорового образа жизни, воспитывать соответствующие навыки и привычки, что будет способствовать эффективности мер защиты здоровья детей. В этой работе важным является опора на научные знания о физиологии и психологии детского организма, знания о которых способствуют продуктивному построению воспитательного процесса, направленного на сохранение и укрепление здоровья учащейся молодежи.

Гипотеза – мы предполагали, что полученные результаты мониторинга физического здоровья учащихся 9-го класса МБОУ СОШ с. Святогорье, позволят разработать практические рекомендации, направленные на улучшение их физического здоровья.

Объектом исследования является физическое здоровье учащихся 9-го класса МБОУ СОШ с. Святогорье.

Предметом исследования являются показатели физического здоровья учащихся 9-го класса МБОУ СОШ с. Святогорье

Научная новизна исследования состоит в том, что:

- выявлен общий уровень физического здоровья учащихся 9-го класса МБОУ СОШ с. Святогорье;

- разработаны практические рекомендации по коррекции физического здоровья учащихся 9-го класса МБОУ СОШ с. Святогорье.

Практическая значимость работы заключается в том, что на основании теоретического анализа и обработки экспериментальных данных может быть разработаны методические рекомендации для исправления недостатков выявленных в ходе исследований.
















Глава 1. Теоретическое обоснование состояния здоровья детей

1.1 Проблемы состояния здоровья учащейся молодежи

Проблемой состояния здоровья учащейся молодежи в последнее время заинтересовалось много исследователей.

Анализ здоровья и физической подготовленности молодежи показывает, что в настоящее время среди учащихся растет заболеваемость, снижается уровень физической подготовленности. Увеличивается численность полностью освобожденных от практических занятий по состоянию здоровья и количество занимающихся отнесенных к специальной и подготовительной медицинским группам.

Выраженное ухудшение здоровья требует поиска новых, действенных средств и методов для решения проблемы укрепления физического и духовного здоровья молодежи, формирования здорового образа жизни. Известно, что одним из определяющих факторов здоровья человека является его двигательная активность.

Здоровье учащихся является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества.

В настоящее время все более актуальным становится внедрение здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий. Большие учебные нагрузки, «сидячий» образ жизни, неполноценное питание, наряду с вредными привычками и недостатком двигательной активности, ведут к увеличению заболеваемости среди молодежи и, как следствие, к снижению успеваемости и социальной адаптивности в обществе.

Здоровье – это главная человеческая ценность, сохранение и приумножение, которой становится первейшей обязанностью человека. Здоровье – дело не только личное, но и общественное.

Охрана собственного здоровья – это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданиями уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине.

1.2 Физическое воспитание школьников

Формирование у учащихся физической культуры и решение основных задач физического воспитания требуют использования разнообразных средств и методов физического развития учащихся. К средствам физического воспитания относятся: а) естественные силы природы: солнце, воздух и вода; б) режим питания, труда и отдыха; в) утренняя гимнастика; г) уроки физкультуры; д) разнообразные формы внеклассной спортивно-массовой работы: гимнастика, спортивные игры, туризм.

Для достижения цели физического воспитания применяются следующие группы средств: 1) физические упражнения; 2) оздоровительные силы природы; 3) гигиенические факторы. Основным специфическим средством физического воспитания являются физические упражнения, вспомогательными средствами – оздоровительные силы природы и гигиенические факторы. Комплексное использование этих средств позволяет специалистам по физической культуре и спорту эффективно решать оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

Физические упражнения - это такие двигательные действия (включая и их совокупности), которые направлены на реализацию задач физического воспитания, сформированы и организованы по его закономерностям.

Эффект физических упражнений определяется прежде всего содержанием. Содержание физических упражнений – это совокупность физиологических, психологических и биохимических процессов, происходящих в организме человека при выполнении данного упражнения (физиологические сдвиги в организме, степень проявления физических качеств и т.п.).

Содержание физических упражнений обуславливает их оздоровительное значение, образовательную роль, влияние на личность.

Оздоровительные силы природы оказывают существенное влияние на занимающихся физическими упражнениями. Изменения метеорологических условий (солнечное излучение, воздействие температуры воздуха и воды, изменения атмосферного давления на уровне моря и высоте, движение и ионизация воздуха и др.) вызывают определенные биохимические изменения в организме, которые приводят к изменению состояния здоровья и работоспособности человека.

В процессе физического воспитания естественные силы природы используют по двум направлениям:

1) как сопутствующие факторы, создающие наиболее благоприятные условия, в которых осуществляется процесс физического воспитания. Они дополняют эффект воздействия физического воспитания. Они дополняют эффект воздействия физических упражнений на организм занимающихся.

Оздоровительные силы природной среды и гигиенические факторы также являются средствами физического воспитания. Такие природные факторы, как солнечная радиация, свойства воздушной и водной среды, служат, средствами укрепления здоровья, закаливания и повышения работоспособности человека.

Оздоровительные силы природы используются в процессе физического воспитания в двух направлениях:

• как сопутствующие условия (занятия на открытом воздухе, в условиях горного климата), усиливающие воздействие физических упражнений;

• при организации специальных дозированных процедур (сеансы закаливания, воздушные, солнечные и водные ванны).






Глава 2. Цель, задачи, методы и организация исследования

2.1 Цели и задачи исследования

Цель работы является изучение физического здоровья учащихся 9-го класса МБОУ СОШ с. Святогорье.

Задачи работы:

1. Рассмотреть проблемы состояния здоровья.

2. Определить общий уровень физического здоровья учащихся 9-го класса МБОУ СОШ с. Святогорье.

3. Разработать практические рекомендации, направленные на улучшение общего уровня физического здоровья учащихся 9-го класса МБОУ СОШ с. Святогорье.

2.2 Методы исследования

Для решения указанных задач были использованы следующие методы исследования:

2.2.1. Анализ научно-методической литературы.

2.2.2. Анкетирование.

2.2.3. Метод контрольных испытаний.

2.3 Анализ научно-методической литературы

В процессе работы над данной проблемой было проанализировано 6 литературных источников отечественных авторов по следующим вопросам:

- по проблемам состояния здоровья учащейся молодежи;

- индивидуальные особенности взаимосвязи физической подготовленности и состояния здоровья школьников.

2.4 Анкетирование

Было проведено анкетирование учащихся 5 - 9-го класса и учителей МБОУ СОШ с. Святогорье в декабре 2020 года. В анкету входили 7 вопросов

(Приложение)

2.5 Метод контрольных испытаний

Определение общего уровня физического здоровья учащихся 9-го класса МБОУ СОШ с. Святогорье исследовалось по показателям физического развития (рост, вес, окружность грудной клетки), 2-х показателей функциональной подготовленности (артериальное давление в покое, частота сердечных сокращений в покое, сразу после 20 приседаний за 30 сек. и через 1 мин. восстановления). Выше перечисленные показатели измерялись по общепринятым методикам:

Рост измерялся, обследуемый становился на платформу спиной к вертикальной стойке в позе «смирно», при этом он касался вертикальной стойки пятками, тазом, спиной и затылком.

Масса тела измерялась, на электронных весах.

Обхват груди измерялся так, в паузе, на вдохе и выдохе.

Уровень АД измерялся тонометром на плечевой артерии правой руки в положении сидя после 15-минутного пребывания в расслабленном состоянии.

Частота сердечных сокращений определялась пальпаторным методом.

Оценка результатов физического развития и функциональной подготовленности осуществлялась с помощью стандартов для этой возрастной группы (приложения).


2.6 Организация исследования

Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ с. Святогорье в декабре 2020 года с учащимися 9 класса в количестве 10 человек, из которых 4 юношей и 6 девушек.

Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе проводился анализ литературных источников по различным аспектам темы исследования. Результатом данного исследования явилось написанием первой главы работы.

На втором этапе был проведен мониторинг физического здоровья учеников 9 класса.

На третьем этапе полученные результаты были обработаны, которые легли в основу доклада на научную школьную конференцию. На этом этапе была завершена работа по оформлению проекта в чистом виде.




























Глава 3. Результат исследований и их обсуждение

3.1 Результаты исследований и их обсуждение

Проведения исследования физического здоровья учеников 9 класса позволяет объективно выявить функциональное состояние организма, определяющее потенциал здоровья и наметить мероприятия, направленные на его коррекцию.

Анализ полученных результатов показал, что у учеников 9 класса МБОУ СОШ с. Святогорье в 2020 году уровень физического развития, у юношей считается высоким и у девушек в целом считается средним, которые представлены ниже (табл. 1), в сравнении с показателями для данной возрастной группы (приложение 2). Однако, не все показатели у детей подходят под среднее значение, например, окружность грудной клетки у мальчиков рассматривается, как высокий. А у девушек соответствуют выше среднему уровню.

Таким образом, проведенный анализ показателей физического развития детей 9-го класса, показал, что мальчики имеют высокий рост, окружность грудной клетки соответствует высокому уровню, в сравнении со средним результатом для данной возрастной группы. У девочек физическое развитие соответствует среднему уровню.

Таблица 1

Средние показатели физического развития учащихся 9-го класса МБОУ СОШ с. Святогорье

Пол М/Ж

Возраст

Количество

Показатели

Рост стоя (см)

Вес

(кг)

Окружность грудной клетки (см)

М

15

4

176,5

65,2

85,7

Ж

15

6

158,3

49,8

79,4

Анализ результатов функциональной подготовленности нам показал, что у детей 9-го класса в состоянии покоя ЧСС АД у мальчиков выше среднего. У девочек АД и ЧСС соответствует среднему и высокому уровню (табл. 1), для данной возрастной группы (приложение 1). Мы предполагаем, что несколько повышенная ЧСС и АД связанно с психологическим моментом, так как дети впервые приняли участие в таких обследованиях и с тем, что в данном возрасте возможны всплески гормональной активности, в частности, выброс адреналина в кровь, который приводит к повышению ЧСС и АД.

Анализируя результаты функциональной пробы с дозированной нагрузкой (20 приседаний за 30 сек.), было выявлено следующее: после нагрузки реакция ЧСС у мальчиков показатель выше среднего и у девочек в пределах очень высокого значения. Так, у мальчиков ЧСС увеличилась до 131 уд/мин, а у девочек ЧСС повысилась до 182 уд/мин соответственно. После 1 минуты восстановления показатели ЧСС снизились у мальчиков до 78 уд/мин, а у девочек до 92,7 уд/мин.

Таким образом, у учащихся 9-го класса процессы восстановления организма после нагрузки в пределах нормы, что говорит о их развитых функциональных возможностях сердечно-сосудистой системы.

Таблица 2

Средние показатели функциональной подготовленности учащихся 9-го класса с. Святогорье

Пол М/Ж

Возраст

Количество

Показатели

Артериальное давление (АД) (мм.рт.ст)

Частота сердечных сокращений в покое (уд/мин)

Частота сердечных сокращений после 20 приседаний за 30 сек (уд/мин)

Частота сердечных сокращений после 1 минуты восстановления

М

15

4

120 – 60

78,1

131

78

Ж

15

6

114 - 64

82,1

182

92,7

Подводя итог исследования физического здоровья учащихся 9-го класса с. Святогорье в 2020 г. мы видим, что оно в целом на должном уровне, что подтверждает результатами физического развития и функциональной подготовленности детей. На основании анализа физического здоровья учащихся 9-го класса разработаны практические рекомендации.
























Заключение


Показатели здоровья являются наиболее объективными и надежными критериями при оценке влияния факторов внешней среды на рост и развитие организма. Их значения позволяют обосновать профилактические мероприятия по сохранению и укреплению здоровья.

На основании полученных данных можно дать практические рекомендации каждому ученику по сохранению и укреплению здоровья. Проведение обследований позволило учащимся обратить внимание на результаты, проанализировать их, вести индивидуальный контроль по данным показателям.

Мониторинг по оценке здоровья позволяет понять причины нарушений. Участие в мониторинге поможет формированию у учащихся жизненной позиции, нацеленной на здоровый образ жизни.

Овладение диагностическими методами позволяет объективно оценить состояние своего здоровья и внести коррективы в свой образ жизни (заниматься физической культурой и спортом).

Использование экспресс методов повышают интерес учащихся к состоянию своего здоровья, мотивирует их на его сохранение и укрепление.

В сохранении и укреплении здоровья определяющая роль принадлежит самому человеку. Эту задачу эффективно решают занятия физическими упражнениями. Для того чтобы физические упражнения приносили радость и активные занятия различными видами спорта не нанесли вреда здоровью подростка, крайне необходимо уметь его оценивать.

Я считаю необходимым отметить, что существует необходимость в дальнейшей, более глубокой разработке проблемы изучения состояния здоровья учащихся, а также изучение их отношения к собственному здоровью.



Рекомендации для учащихся

1. Для сохранения здоровья необходимо следить за его состоянием,

регулярно проходить медицинские осмотры.

2. Для укрепления здоровья следует вести здоровый образ жизни, отказаться от вредных привычек  и активно заниматься спортом.




































Список литературы:

1. Анисимов В.В. Экспресс – диагностические методы оценки здоровья /ОБЖ. Основы безопасности жизни/ ежемесячный научно-методический и информационный журнал № 7 (157), июль 2009.

2. Благуш, П.К. Теории тестирования двигательных способностей / П.К. Благуш. – М.: ФКиС, 1982.

3. Залыгин В.Е. О моделях определения здоровья в медицине и валеологии / ОБЖ. Основы безопасности жизни/ ежемесячный научно-методический и информационный журнал № 1 (163), январь 2010.

4. Никитушкин, В.Г. Индивидуальные особенности взаимосвязи физической подготовленности и состояния здоровья школьников / Никитушкин В.Г., Спирин В.К. Моск. гос. акад. физ. культуры, Рос. гос. акад. физ. культуры, Всерос. науч.-исслед. ин-т физ. культуры. - Малаховка, 2002.

5. Николаев В.Р. Тренироваться и быть здоровым. / Физическая культура в школе/ ежемесячный научно-методический журнал № 5/2007.

6. Файзулина Р.А., Самороднова Е.А., Закирова А.М., Сулейманова З.Я. Учебно-методическое пособие по дисциплине «Основы формирования здоровья детей» – Казань: КГМУ, 2011.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Николаенко Анна Евгеньевна

Дата: 26.01.2024

Номер свидетельства: 644735


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства