kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследование уровня физического здоровья девушек 10-11 класса моу лицей №33

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здоровье школьников в настоящее время является предметом пристального внимания 

Просмотр содержимого документа
«Исследование уровня физического здоровья девушек 10-11 класса моу лицей №33»

УДК 796. Платыгина О.Е. Рыбакова Ю.С.

ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕВУШЕК 10-11 КЛАССА МОУ ЛИЦЕЙ №33

О.Е Платыгина1, Ю.С. Рыбакова 2

г. Комсомольск-на-Амуре, Россия,

МОУ Лицей № 33


Здоровье школьников в настоящее время является предметом пристального внимания, в связи с увеличением данной категории населения России [2]. В последние десятилетия вопросы оздоровления населения носят государственный характер. Государство всерьез задумывается о разработке новых способов оздоровления населения. Являясь по своей сути человековедческой дисциплиной, физическая культура направлена на то, чтобы развить целостную личность, гармонизировать ее духовные и физические силы, активизировать готовность полноценно реализовать свои сущностные силы в здоровом и продуктивном стиле жизни, профессиональной деятельности, в самопостроении необходимой социокультурной комфортной среды, являющейся неотъемлемым элементом образовательного пространства в образовательном учреждении.

Существует множество различных подходов к определению понятия «здоровье», которое классифицировать можно таким образом:

1) здоровье – это по своей сути отсутствие болезней;

2) «норма» и «здоровье» - тождественные понятия;

3) здоровье как единство «морфологических, психо - эмоциональных и социально – экономических констант» [2].

Общим для всех этих определений является то, что здоровье понимается как нечто противоположное болезни, как синоним нормы.

Поэтому понятие «здоровье» определить можно следующим образом: здоровье – это есть нормальное психосоматическое состояние человека, отождествляющее его полное психическое, физическое и социальное благополучие, обеспечивающее полноценное выполнение трудовых, социальных и биологических жизненных функций.

Здоровье учащихся непосредственно зависит от отношения детей к его сохранению и укреплению. В то же время процесс воспитания у детей заботы о собственном здоровье, формирования у них соответствующих умений и навыков в подавляющем большинстве в настоящее время слишком заформализован [4].

Здоровье учащегося во многом зависит от правильного отношения к своему собственному здоровью. Важно в детях воспитать заботу к своему собственному здоровью, сформировать определенные умения и навыки по формированию здоровья. В большинстве учебных учреждений эту работу проводят в виде лекций, классных часов, основным содержание которых являются об основных знаниях здорового образа жизни, диагностике и лечений заболеваний и о мерах предотвращения вредных привычек и пагубном их влиянии на организм. Как правило, их читают классные руководители или медицинские работники образовательного учреждения, но они не владеют методологией обучения и воспитания данных качеств и не владеют нужными теоретическими знаниями по формированию мотивации к сохранению здоровья. Отсюда отсутствие озабоченности сохранения собственного здоровья у подавляющей части здорового населения [3].

Профилактика заболеваний во многом зависит от семейного воспитания. Если в семье ребенка имеют определенные хронические заболевания и не заботятся о своем здоровье, то у ребенка формируются стереотипы и не правильное отношение, и поведение к собственному здоровью, способствующие развитию этих же заболеваний. Семья выполняет функции, которые во многом определяют сохранение и укрепление физического здоровья человека и общества [3].

Так же здоровье ребенка во многом определяется и отношением родителей к его физическому воспитанию. При этом отцы рассматривают физическое развитие в качестве цели воспитания чаще, чем матери, и физическому воспитанию мальчиков оба родителя придают большее значение, чем воспитанию девочек [1].

У детей важно формировать интерес к оздоровлению собственного организма. Чем раньше ребенок получит представление о строении тела человека, узнает о важности закаливания, движения, правильного питания, сна, тем раньше он будет приобщен к здоровому образу жизни. Если же ребенка насильно принуждают заниматься физкультурой и соблюдать правила гигиены, то ребенок быстро теряет интерес к этому.

Именно родители формируют у детей потребность в систематических занятиях физической культурой и в здоровом образе жизни. Помочь родителям в этом - задача педагога.

Таким образом, нами было организованно и проведено исследование уровня физического здоровья, в котором участвовали ученицы 10-11 класса МОУ Лицей №33. Первый этап исследования проводился в третьей четверти 2016 учебного года Повторное тестирование тех же учащихся было проведено в третьей четверти 2017 учебного года. Самостоятельные занятия в спортивных секциях и занятия фитнесом посещали лишь единицы учащихся.

Исследование проводилось с помощью системы интегральной оценки физического здоровья «Контрэкс – 2». Эта система предназначена для оценки уровня физического состояния и оценки уровня физической подготовленности. Система бальной оценки физического состояния «Контрэкс – 2» состоит из 11 показателей.

Всего нами было обследовано 27 девушек 10-11 класса.

В ходе исследования нами было выявлено, что интегративный показатель физического здоровья и подготовленности у основной массы испытуемых в начале исследования (2015-2016 учебный год) был на низком уровне. Высокий уровень физического состояния имело лишь - 4% испытуемых, уровень физического развития «выше среднего» - 14% испытуемых, средний уровень физического состояния - 18%, а уровень физического развития «ниже среднего» показало - 64% тестируемых учениц.

Исходя из результатов проведенного тестирования, нами была рассчитана средняя арифметическая величина по всем показателям исследуемых физических качеств.

Так, при выполнении упражнения на оценку гибкости позвоночного столба результаты лишь 40% тестируемых соответствовали возрастным требованиям. В норме при выполнении наклона вперед в возрасте 16-18 лет результат девушек должен составлять 10 сантиметров. В нашем исследовании средняя арифметическая величина по группе составила 7,7 сантиметров, что существенно ниже возрастной нормы.

При оценке быстроты двигательной реакции (тест «ловля линейки 40 сантиметров») справились с выполнение задания - 67% исследуемых. При этом вариантом нормы при выполнении данного теста является результат 15 сантиметров. Средняя арифметическая величина по группе, по данному показателю составила 13,7 сантиметров, то есть, большинство девушек справилось с выполнением норматива.

При оценке динамической силы ног, тест прыжок в высоту с места вверх, справились с заданием - 76% испытуемых. Средневозрастной нормой при выполнении этого физического упражнения является показатель - 41 сантиметров. Средняя арифметическая величина по группе при выполнении данного задания составляла 32 сантиметра.

Всего 30% учениц справились с выполнением норматива при оценивании скоростно-силовой выносливости. При тестировании нами измерялась максимальная частота сгибания и разгибания рук в упоре лежа на коленях. При этом, нормой для девушек 16-18-ти летнего возраста является выполнение упражнения на скоростно-силовую выносливость не менее 21 раз. При выполнении упражнения на скоростно-силовую выносливость средняя арифметическая величина по группе составила - 14 раз.

При выполнении упражнения поднимание прямых ног до угла 90 градусов из положения, лежа на спине, направленного на выявление уровня развития скоростной выносливости, с заданием справилось всего 42% девушек. При этом, средняя арифметическая величина по группе составила 12,5 раз. Нормой же в этом возрасте является результат равный 15 (рис.1).

Рис. 1 – Интегративный показатель уровня развития физических качеств исследуемой группы.

Интегративный показатель по группе характеризующий общее физическое состояние учащихся составил 86 баллов. Исходя из этого результата, можно было сказать о том, что у испытуемых уровень физического здоровья «ниже среднего».

Во время повторного тестирования тех же классов в третей четверти 2016-2017 учебном году было выявлено значительное улучшение всех исследуемых показателей. После посещения организованных дополнительных занятий по физической культуре и здоровьесбережению у обучающихся интегративный показатель физического здоровья и подготовки улучшился до среднего уровня.

Так, результаты повторного тестирования показали, что высокий уровень физических кондиций имеет - 12% тестируемых, уровень физического развития «выше среднего» имело - 18% учениц, средний уровень физического состояния имеет - 26% испытуемых, а уровень физического здоровья «ниже среднего» уже показали всего - 44% тестируемых.

В частности, при выполнении упражнения на оценку гибкости уже 52% тестируемых справилось с возрастной нормой. Средняя арифметическая величина по группе уже составила 8,1 сантиметров, что существенно выше, чем было у тех же испытуемых на момент исследования в 2015-2016 учебном году.

Во время тестирования физического качества «Быстрота» - справилось с заданием - 69% исследуемых, а средняя арифметическая величина по группе составила 12,2 сантиметра. Нормой при выполнении теста в данном возрасте является 15 сантиметров.

При оценке динамической силы ног с выполнением задания справилось все 82% испытуемых. Средняя арифметическая величина составила 42 сантиметров, что выше результата, показанного во время первого тестирования группы.

С выполнением нормативов по оценке скоростно-силовой выносливости справилось 42% учащихся. При выполнении упражнения средняя арифметическая величина по группе составила 16 раз.

Во время тестирования скоростной выносливости с заданием справилось 54% тестируемых девушек. Средняя арифметическая величина по группе составила 17 раз.

При сравнении результатов тестирования физических качеств было выявлено, что уровень физического здоровья с регулярными дополнительными занятиями по физической культуре стал на среднем уровне. Значительно улучшились результаты при тестировании отдельных физических качеств (рис.2).

Рис. 2 - Интегративный показатель уровня развития физических качеств при повторном тестировании групп.

Интегративный показатель, характеризующий общее физическое состояние школьниц, стал на среднем уровне и составил 123 балла. Исходя из этого результата, можно сказать о значительном улучшении уровня физического здоровья при регулярных организованных дополнительных занятий по физической культуре.

Таким образом, можно сделать вывод, что дополнительные занятия физической культурой (1 час в неделю), благотворно повлияло на уровень физического здоровья учащихся. Интегративный показатель уровня развития физических качеств при повторном тестировании стал на среднем уровне в отличие от первичного тестирования исследуемой группы учащихся в 2015-2016 учебном году, в котором учащиеся показали низкий уровень физического здоровья.

Список литературы:

  1. Дыхан, Л. Б. Педагогическая валеология / Л. Б. Дыхан. - М. : Март, 2005. - 527 с.

  2. Ильинич, В. И. Физическая культура студента [Текст] / В. И. Ильинич ; - М., 2002. – 340 с..

  3. Шамова, Т. И. Здоровьесберегающие основы образовательного процесса в школе / Шамова Т. И., Шклярова О. А. // Наука и практика воспитания и дополнительного образования. – 2008. - № 1. – С. 109 - 116.

  4. Павлова, М. А. Методические рекомендации по интеграции программы «Основы здорового образа жизни» в учебно-воспитательный процесс образовательного учреждения. Электронный ресурс / М. А. Павлова.- Режим доступа к ст.: http://health.best-host.ru - заглавие с экрана.

  5. Приказ Минздравоохранения РФ от 30 2003 № 631, О комплексной оценке состояния детей [электронный ресурс] / URL: www, HYPERLINK «http: // www. base. Consultant / «base. Consultant.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Исследование уровня физического здоровья девушек 10-11 класса моу лицей №33

Автор: Платыгина Ольга Евгеньевна

Дата: 01.03.2021

Номер свидетельства: 574593

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства