kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследование особенностей параметров бегового шага в спринтерском беге у детей 11 – 12 лет

Нажмите, чтобы узнать подробности

В спринтерском беге происходит быстрый рост спорттивных резклтатов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследование особенностей параметров бегового шага в спринтерском беге у детей 11 – 12 лет»

Слайд 1. Исследование особенностей параметров бегового шага в спринтерском беге у детей 11 – 12 лет, занимающихся и не занимающихся легкой атлетикой

Уважаемый председатель, уважаемые члены аттестационной комиссии, уважаемые присутствующие!

Слайд 2. В спринтерском беге происходит непрерывный рост спортивных результатов. Вследствие чего происходит накал спортивной конкуренции, что обусловлено рядом факторов. К ним в первую очередь относится ярко выраженная профессионализация в спорте и повышение возрастных границ, а также непрерывное совершенствование спортивной подготовки. В связи с этим особое значение приобретает научное управление тренировочным процессом, что связано с новыми результатами исследований. Что касается спринтерского бега, то значительное количество и высокий уровень научных исследований позволили разработать современные концепции о технике этого вида легкой атлетики, нашедшие отражение в рекордных результатах.

Спринтерский бег является одним из наиболее изученных естественных движений человека, тем не менее, поток научных публикаций не ослабляется. Так как, бег представляет собой уникальную модель для изучения, во-первых, эта модель достаточно сложна: при изучении её биомеханических характеристик, могут быть вскрыты наиболее общие закономерности построения движений человека, и в тоже время она и достаточно простая, так как бег можно представить последовательным рядом прыжков, возникающих в результате взаимодействия человека с опорой.

Слайд 3. Во-вторых, бег является одним из наиболее эффективных движений человека и его изучение дает практические результаты, которые интересуют не только биомехаников, но и учителей физической культуры, тренеров, врачей и т.д. Однако практически во всех доступных работах нет данных о величинах кинематических характеристиках и их взаимосвязи с техникой спринтерского бега детей с разным уровнем подготовленности. О нем обычно упоминается как о само собой разумеющемся понятии, и приводятся только определения. Таким образом, вопрос о том, на какие параметры техники спринтерского бега в первую очередь влияют занятия легкой атлетикой, остается до сегодняшнего дня открытым. Это и определило актуальность нашего исследования.

Слайд 4. Предмет исследования: кинематические характеристики спринтерского бега детей одного возраста с разным уровнем подготовленности. Объект исследования: техническая подготовка детей-спринтеров с разным уровнем подготовленности.

Слайд 5. Цель исследования: изучить особенности техники спринтерского бега детей 11-12 лет. Гипотеза: предполагается, что исследование кинематических характеристик бега у занимающихся и не занимающихся детей 11-12 лет позволит оценивать эффективности техники и положительно воздействовать на неё в ходе тренировочных занятий.

Слайд 6. Научная новизна: в данной работе предпринята попытка изучения основных кинематических характеристик и их взаимосвязь с техникой спринтерского бега детей одного возраста с разным уровнем подготовленности. Практическая значимость: полученные данные могут способствовать более целенаправленному становлению школы движений у детей в таком естественном движении как бег.

Слайд 7. Для достижения поставленной цели в ходе исследования решались следующие задачи: 1. Определить основные кинематические параметры техники бега на короткие дистанции. 2. Выявить различия в кинематических характеристиках техники спринтерского бега у детей 11 – 12 лет с разным уровнем подготовленности. 3. Установить взаимосвязь кинематических характеристик с результативностью бега.

Слайд 8. Для решения поставленных задач нами использовались методы исследования, которые представлены на слайде. Эксперимент проводился с 2018 г. по 2019 г.

Слад 9. В эксперименте принял участие 61 ребенок (29 – мальчиков и 32 - девочки) в возрасте 11-12 лет. В контрольную группу вошли 16 мальчиков и 15 девочек, не занимающихся в спортивных секциях и обучающихся в общеобразовательной школе № 112 Кировского г. Волгограда. Экспериментальную группу составили 13 мальчиков и 17 девочек, посещающих секцию легкой атлетики СДЮСШОР №10. Стаж занятий составил 2-3 года. Цель каждого этапа была подчинена достижению общей цели исследования.

Слайд 11. Показатели кинематических показателей мальчиков 11 – 12 лет (спортсменов и не спортсменов) представлены на диаграммах. Таким образом, регулярные занятия легкой атлетикой не влияют на длительность периода полета. Вместе с тем, представляют интерес данные длительности периода опоры. Несмотря на то, что длительность фаз амортизации и отталкивания у спортсменов и не спортсменов не различаются, мальчики, занимающиеся легкой атлетикой, быстрее производят активное отталкивание и переходят в период полета. Так, мальчики-спортсмены производят его за 0,056 с, тогда как не спортсмены – за 0,065 с. Это объясняется, по нашему мнению, тем, что у них сильнее развиты мышцы нижних конечностей, чем у их сверстников. Математическая обработка полученных значений свидетельствует о достоверности выявленных различий.

Слайд 12. Одним из кинематических показателей, тесно связанным с длительностью периодов опоры и полета в беге, является ритм. Именно он показывает соотношение этих параметров друг к другу. В результате обработки полученных результатов, мы выявили, что у не спортсменов длительность периода опоры по отношению к периоду полета составила 1,19, то у спортсменов – 1,13. Однако следует отметить, что эти различия считаются не достоверными с позиций математических методов анализа.

В результате уменьшения времени, затраченного на беговой шаг, мальчики-спортсмены могут, в отличии от своих сверстников из контрольной группы, выполнять большее количество шагов в единицу времени, то есть у них увеличивается темп бега. Показатели темпа у мальчиков контрольной и экспериментальной групп носят достоверные различия и, соответственно, составляют 4,17 и 4,54 шага в единицу времени.

Таким образом, регулярные занятия легкой атлетикой влияют на кинематические параметры техники спринтерского бега. Это выражается в уменьшении длительности периода опоры (главным образом, за счет сокращения фазы отталкивания), длительности шага, в увеличении длины всего бегового шага, дистанционной скорости и темпа бега.

Слайд 13. В результате проведенного педагогического эксперимента, нами получены киноциклограммы спринтерского бега девочек-легкоатлеток: спортсменок (17 человек) и не спортсменок (15 человек).

Анализ киноциклограммы позволил нам получить тот же объем кинематических характеристик, как и у мальчиков. Первичные протоколы представлены на диаграммах слайда. Обработка полученных данных позволила нам выявить общую картину кинематических характеристик спринтерского бега девочек.

Так, показатели времени взлета и снижения ОЦТ у девочек контрольной и экспериментальной групп практически не отличаются, и, в среднем, составляют 0,058с (фаза взлета) и 0,055с (фаза снижения). Вследствие этого время, затраченное на весь период полета, у них также одинаково, и составляет, в среднем, 0,113с. Сравнительный анализ полученных значений подтвердил отсутствие различий.

Вместе с тем, время, затраченное на фазу отталкивания, девочками-спортсменками значительно меньше, чем у их сверстниц, не занимающихся спортом, и составляет, соответственно, 0,058с и 0,064с, различия носят недостоверный характер. По нашему мнению, это объясняется тем, что у них более развиты мышцы нижних конечностей, что позволяет им эффективнее проводить отталкивание.

Анализ данных длины шага свидетельствует о том, что у легкоатлеток беговой шаг больше, чем у их сверстниц, не занимающихся спортом. Сравнительный анализ подтвердил достоверность выявленных нами различий.

Как известно, результат в беге зависит от дистанционной скорости. Показатели скорости бега свидетельствуют о том, что юные легкоатлетки пробегают дистанцию с более высокой скоростью (6,84 м/с), чем их сверстницы, не занимающиеся легкой атлетикой (6,14 м/с).

Таким образом, в результате проведения эксперимента нами выявлено, что регулярные занятия легкой атлетикой влияют на кинематические характеристики спринтерского бега, что проявляется в уменьшении времени периода опоры, увеличении длины шага и скорости бега, а также в изменении ритма бега.

Слайд 14. Для оценки взаимосвязи мы использовали показатели: тесноты (силы) и формы связи. В результате корреляционного анализа нами было выявлено, что некоторые кинематические характеристики спринтерского бега взаимосвязаны с результатами этого вида локомоций у детей 11-12 лет. У девушек, не занимающихся спортом, нами выявлена слабая положительная взаимосвязь между результатами бега и временем отталкивания (r = 0,29) (рис. 1). По данным корреляционного анализа результативность бега не взаимосвязана с темпом (r=0,14) и скоростью (r = 0,16) бега.

Таким образом, результативность бега положительно взаимосвязана со временем отталкивания. Нами не выявлено ни одного показателя взаимосвязи между временем взлета, снижения, полета, амортизации, опоры и всего шага, а также длиной шага. В этой связи нами сделан вывод, что они не оказывают значительного влияния на результативность бега.

У девочек-легкоатлеток нами выявлены сильные связи между результативностью бега и временем отталкивания (r = 0,67) и временем опоры (r=0,61). Связь средней величины обнаружена между результативностью и временем шага (r = 0,59); темпом (r = - 0,55); ритмом (r = 0,41); длиной шага (r = 0,34) (рис2). Нами не обнаружено достоверных связей между результативностью и временем взлета, снижения, полета, амортизации и скоростью у девочек-легкоатлеток.

Слайд 15. У юношей, не занимающихся спортом, нами выявлены слабые положительные взаимосвязи между результативностью и временем отталкивания (r = 0,28) и опоры (r = 0,28) (рис 3).

По данным корреляционного анализа результативность бега не взаимосвязана с ритмом бега (r=0,19) и временем шага (r = 0,16).

У мальчиков-легкоатлетов, нами выявлены тесные положительные взаимосвязи между результативностью бега и временем взлета (r = 0,64); временем отталкивания (r = 0,64). Средняя зависимость обнаружена нами между временем шага (r = - 0,52); длиной шага (r = 0,52); временем полета (r = 0,49) и временем опоры (r = 0,46).

В результате обработки полученных результатов, нами не обнаружено связей между результативностью и временем снижения, амортизации, ритмом, темпом и скоростью бега юношей легкоатлетов.

Таким образом, показатели, оказывающие существенное влияние на показатели бега мальчиков являются длительность фазы отталкивания и периода опоры.

Вместе с тем, полученные значения свидетельствуют о том, что с ростом спортивного мастерства все большее число показателей оказывает влияние на время пробегания спринтерской дистанции. Однако, наиболее значимыми из всех для детей 11-12 лет является время фазы отталкивания.

Таким образом, можно считать, что длительность фазы отталкивания определяет время пробегания спринтерской дистанции и может считаться маркером для оценки эффективности техники бега у детей данного возраста.

Слайд 16. Выводы разрешите не зачитывать, так как они прозвучали в ходе доклада. Благодарю за внимание!!!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Рогачёва Виктория Викторова

Дата: 03.02.2023

Номер свидетельства: 624778


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства