kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-тренировочном процессе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. И хотя приоритет здоровья человека как основополагающий принцип государственной политики России в области образования провозглашен в системе нормативных документов, реально этот принцип будет воплощен только усилиями школ и учреждениями дополнительного образования.

Здоровьесберегающие технологии – система мер по охране и укреплению здоровья обучающихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на его здоровье.

Важным моментом здоровьесберегающей деятельности является внеурочная занятость детей, организация досуга, дополнительное образование.

Основными мероприятиями здоровьесберегающей деятельности считаются:

- организация физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий;

- реализация системы просветительской работы с обучающимися по формированию у них культуры отношения к своему здоровью;

- повышение уровня образованности в области физической культуры, спорта и здорового образа жизни;

- формирование у обучающихся устойчивого интереса и потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом и навыков здорового образа жизни.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-тренировочном процессе»

Методическая разработка

«Использование здоровьесберегающих технологий на тренировочных занятиях»

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПОНЯТИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ 3

2. ЦЕЛИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ 3

3. ПРИНЦИПЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ 4

4. СРЕДСТВА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ 6

5. МЕТОДЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ 7

6. ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ 8

7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 9

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 10









1. ПОНЯТИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ

Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. И хотя приоритет здоровья человека как основополагающий принцип государственной политики России в области образования провозглашен в системе нормативных документов, реально этот принцип будет воплощен только усилиями школ и учреждениями дополнительного образования.

Здоровьесберегающие технологии – система мер по охране и укреплению здоровья обучающихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на его здоровье.

Важным моментом здоровьесберегающей деятельности является внеурочная занятость детей, организация досуга, дополнительное образование.

Основными мероприятиями здоровьесберегающей деятельности считаются:

- организация физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий;

- реализация системы просветительской работы с обучающимися по формированию у них культуры отношения к своему здоровью;

- повышение уровня образованности в области физической культуры, спорта и здорового образа жизни;

- формирование у обучающихся устойчивого интереса и потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом и навыков здорового образа жизни.

В обучении важна роль интереса обучающегося к избранному виду деятельности. Его можно считать своеобразным эпицентром активизации обучения, формирования активности обучающегося и его положительного отношения к обучению, тренеру-преподавателю, к спортивной школе, к соучастникам своей деятельности, к процессу и результатам своего труда.

Центральным вопросом в проблеме познавательного интереса обучающихся является отыскание таких средств и методов, которые вызывали бы их познавательный интерес, располагали к совместной деятельности с тренером-преподавателем, активизировали обучение.

2. ЦЕЛИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебно-тренировочного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для обучающихся и тренера-преподавателя.

Цель любой современной спортивной школы – подготовка обучающихся к жизни. Каждый обучающийся должен получить за время обучения знания, умения и навыки, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни.

Достижение названной цели может быть достигнуто с помощью здоровьесберегающих технологий, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья обучающихся и тренеров-преподавателей. Тренер-преподаватель, владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с обучающимися и их родителями, с медицинскими работниками, с коллегами, планирует свою работу с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса.

Нет какой-то одной единственной и уникальной технологии сохранения здоровья. Здоровьесбережение может выступать как одна из задач некого образовательного процесса.

Здоровьесберегающие технологии – это знакомые большинству тренеров-преподавателей психолого-педагогические приемы и методы работы, технологии, подходы к реализации возможных проблем плюс постоянное стремление самого тренера-преподавателя к самосовершенствованию.

Основополагающие приоритеты для педагогики оздоровления следующие:

1. Здоровый ребенок – практически достижимая норма детского развития.

2. Оздоровление – не совокупность лечебно-профилактических мер, а форма развития психофизических возможностей детей.

3. Индивидуально-дифференцированный подход – основное средство оздоровительно-развивающей работы с обучающимися.

Цели здоровьесберегающих технологий:

- обеспечить обучающемся возможность сохранения здоровья за период обучения в спортивной школе;

- сформировать у обучающегося необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни;

- научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Основной показатель, отличающий все здоровьесберегающие технологии – регулярная диагностика состояния обучающихся и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало-конец учебного года), что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья обучающихся.




3. ПРИНЦИПЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ

Цели здоровьесберегающих технологий определяют принципы обучения, которые отражают насущные общественные потребности. Они выступают в органическом единстве, образуя систему, в которую входят общеметодические и специфические принципы, выражающие специфические закономерности педагогики оздоровления.

Общеметодические принципы – это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебно-тренировочного процесса в соответствии с общими целями здоровьесберегающих технологий. Систематическое воздействие на организм обучающихся может быть успешным только в том случае, если методика применения средств здоровьесберегающего воздействия будет согласована с закономерностями этого применения.

Принцип сознательности и активности нацеливает на формирование у обучающихся глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к тренировочной деятельности. Повышению сознательности и активности способствует применение тренером-преподавателем специальных методических приемов, решающих проблемы технологии оздоровления. Осознавая оздоровительное воздействие активной деятельности на организм, обучающихся учится самостоятельно и творчески решать задачи познавательного характера.

Принцип активности предполагает у обучающихся высокую степень самостоятельности, инициативы и творчества.

Принцип наглядности обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания. Принцип наглядности способствует направленному воздействию на функции сенсорных систем, участвующих в познавательном процессе.

Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Регулярность, планомерность, непрерывность в учебно-тренировочном процессе на протяжении всего периода обучения обеспечивает принцип систематичности.

Усвоение пользы здоровьесберегающих мероприятий требуют их повторяемости. Принцип повторения умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы. Характер элементов деятельности может проявляться в изменении упражнений и условий их выполнения, в разнообразии методов и приемов, различных формах заданий.

Включение вариативных изменений в стереотипы предполагает соблюдение принципа постепенности. Он предполагает преемственность от одного этапа обучения к другому.

Принцип индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности, тренер-преподаватель всесторонне развивает обучающегося, планирует и прогнозирует его развитие. С учетом уровня индивидуальной подготовленности обучающегося, его двигательных способностей и состояния здоровья намечаются пути совершенствования умений и навыков, построения двигательного режима, приобщения к разным формам познавательной деятельности. Используя природные данные обучающегося, тренер-преподаватель направляет и стабилизирует его всестороннее развитие. Назначение принципа доступности и индивидуализации видится в исключении негативных и вредных последствий для организма обучающихся вследствие чрезмерных требований и заданий.

Принцип непрерывности выражает закономерности по построению технологии оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха. Сочетание высокой активности и отдыха в разных формах деятельности обучающихся повышает ее эффективность, что выражается в динамичности закономерных изменений содержания и формы параметров функциональных нагрузок от занятия к занятию, от этапа к этапу.

Упорядочению процесса технологии оздоровления способствует принцип цикличности. Он заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность обучающихся к каждому последующему этапу обучения.

Формирование двигательных умений и навыков, двигательные способности обучающихся, функциональные возможности организма развиваются в процессе использования средств здоровьесберегающих технологий на основе принципа учета возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.

Важнейшее значение имеет принцип всестороннего и гармоничного развития личности. Он содействует развитию психофизических способностей, двигательных умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое развитие личности обучающегося.

Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья обучающихся в процессе обучения.

Принцип активного обучения, заключающийся в повсеместном использовании активных форм и методов обучения (обучение в парах, групповая работа, методика игровые технологии и др.).

Принцип формирования ответственности у обучающихся за свое здоровье и здоровье окружающих людей.

Принцип связи теории с практикой призывает учить обучающихся применять свои знания по формированию, сохранению и укреплению здоровья на практике, используя окружающую действительность не только как источник знаний, но и как место их практического применения.

4. СРЕДСТВА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Для достижения целей здоровьесберегающих технологий обучения применяются следующие группы средств:

1. Средства двигательной направленности;

2. Оздоровительные силы природы;

3. Гигиенические факторы.

Комплексное применение этих средств позволяет решить задачи педагогики оздоровления.

К средствам двигательной направленности относятся такие двигательные действия, которые направлены на реализацию задач здоровьесберегающих технологий. Это – движение; физические упражнения; лечебная физкультура, подвижные игры; специально организованная двигательная активность обучающегося; массаж, самомассаж; психогимнастика, тренинги и др.

Использование оздоровительных сил природы оказывает существенное влияние на достижение целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, вызываемых процессом обучения, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т.д.

Учет влияния метеорологических условий (солнечное излучение, воздействие температуры воздуха и воды, изменение атмосферного давления, движение и ионизация воздуха и др.) на определенные биохимические изменения в организме человека, которые приводят к изменению состояния здоровья и работоспособности обучающихся, может способствовать снятию негативного воздействия обучения.

Как относительно самостоятельные средства оздоровления можно выделить солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, фитотерапию, ароматерапию, ингаляцию, витаминотерапию.

К гигиеническим средствам достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения, содействующим укреплению здоровья и стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, относятся: выполнение санитарно-гигиенических требований, регламинтированных СанПиНами; личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.д.); проветривание и влажная уборка помещений для занятий; соблюдение общего режима двигательной активности, режима питания и сна; привитие обучающимся элементарных навыков при мытье рук, использовании носового платка при чихании и кашле и т.д., обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (ЗОЖ), простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи (при порезах, ссадинах, ожогах, укусах); ограничение предельного уровня учебно-тренировочной нагрузки во избежание переутомления.

Несоблюдение гигиенических требований к проведению занятий снижает положительный эффект здоровьесберегающих технологий обучения.

Одним из главных требований к использованию перечисленных выше средств является их системное и комплексное применение в виде занятий с использованием профилактических методик; с чередованием занятий с высокой и низкой двигательной активностью; в виде реабилитационных мероприятий; через массовые оздоровительные мероприятия, спортивно-оздоровительные мероприятия; выход на природу, экскурсии, через здоровьесберегающие технологии процесса обучения и развития в работе с семьей с целью пропаганды здорового образа жизни.

5. МЕТОДЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Под методами здоровьесберегающих технологий понимаются способы применения средств, позволяющих решать задачи педагогики оздоровления. В здоровьесберегающих технологиях применяются две группы методов:

1. Специфические (характерные только для процесса технологии оздоровления).

2. Общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).

Ни одним из методов не стоит ограничиваться в методике оздоровления как наилучшим. Только оптимальное сочетание специфических и общепедагогических методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач здоровьесберегающих технологий.

На основе существующей педагогической практики можно выделить следующие методы: рассказ, беседа, дискуссия, демонстрация, иллюстрация видеометод, упражнения, наглядность, познавательная игра, обучающий контроль, игровой метод, соревновательный метод.

В структуре метода выделяют приемы, как составную часть, отдельный шаг в реализации метода.

Приемы можно классифицировать следующим образом:

- защитно-профилактические (личная гигиена и гигиена обучения);

- компенсаторно-нейтрализующие (оздоровительная, корригирующая, дыхательная и др. гимнастика, лечебная физкультура; массаж; самомассаж; психогимнастика, тренинг, позволяющие частично нейтрализовать стрессовые ситуации);

-стимулирующие (элементы закаливания, физические нагрузки, приемы психотерапии, фитотерапии и др).

Использование методов и приемов зависит от многих условий: от профессионализма тренера-преподавателя, от его личной заинтересованности. Только при условии, что все отдельные подходы будут объединены в единое целое, можно рассчитывать, что будет сформировано здоровьеобразовательное пространство, реализующее идеи здоровьесберегающих технологий.

6. ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ

Обучение – это целенаправленный, систематический и организованный процесс формирования и развития у обучающихся качеств, необходимых им для выполнения той или иной деятельности. Обучение в условиях здоровьесберегающей технологии включает в себя передачу знаний, умений и навыков, которые способствуют формированию представлений о здоровьесбережении и научат отличать здоровый образ жизни от нездорового, что поможет в дальнейшем обучающимся и тренерам-преподавателям охранять и беречь как свое собственное здоровье, так и здоровье окружающих людей.

В процессе обучения в соответствии с идеями здоровьесберегающих технологий ставится задача сформировать у обучающегося необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Весь процесс обучения в условиях здоровьесбережения включает в себя три этапа, которые отличаются друг от друга как частными задачами, так и особенностями методики.

1. Этап начального ознакомления с основными понятиями и представлениями

Цель – сформировать у обучающегося основы здорового образа жизни и добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения.

Основные задачи:

1.1. Сформировать смысловое представление об элементарных правилах здоровьесбережения.

1.2. Создать элементарные представления об основных понятиях здорового образа жизни.

1.3. Добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения (на уровне первоначального умения).

1.4. Предупредить непонимание основных понятий здорового образа жизни.

Решение этих задач осуществляется поочередно.

2. Этап углубленного изучения

Цель – сформировать полноценное понимание основ здорового образа жизни.

Основные задачи:

2.1. Уточнить представление об элементарных правилах здоровьесбережения.

2.2. Добиться сознательного выполнения элементарных правил здоровьесбережения.

2.3. Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.

Данные задачи могут решаться одновременно. Эффективность обучения на этом этапе во многом зависит от правильного и оптимального подбора методов, приемов и средств обучения. Используя методы активного обучения, необходимо в комплексе с ними широко применять наглядность, направленную на создание ощущений здорового образа жизни. Метод словесного воздействия меняет свои формы, ведущими становятся анализ и разбор правил здоровьесбережения, беседа, дискуссия.

На этом этапе широко используется комплекс разнообразных средств (средства двигательной направленности; оздоровительные силы природы; гигиенические факторы).

3. Этап закрепления знаний, умений и навыков по здоровьесбережению и дальнейшего их совершенствования.

Цель – умение перевести знания в навык, обладающий возможностью его целевого использования.

Основные задачи:

3.1. Добиться стабильности и автоматизма выполнения правил здоровьесбережения.

3.2. Добиться выполнения правил здоровьесбережения в соответствии с требованиями их практического использования.

3.3. Обеспечить вариативное использование правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных практических обстоятельств.

Эти задачи могут решаться как одновременно, так и последовательно, так как они взаимосвязаны.

В целях совершенствования знаний, умений и навыков по здоровьесбережению используют различные методы и приемы: познавательная игра, игровой метод, соревновательный метод, образовательные программы. Педагог выбирает средства в соответствии с конкретными условиями работы. Это могут быть элементарные движения во время занятия; физические упражнения; различные виды гимнастики (оздоровительная, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний и др.); лечебная физкультура; подвижные игры; массаж; самомассаж; психогимнастика, тренинги, витаминотерапия, различные реабилитационные мероприятия; массовые спортивно-оздоровительные мероприятия.

При организация учебно-тренировочной работы следует соблюдать следующее:

- строгие дозированные физические нагрузки;

- использование методики чередования интенсивности и релаксации в обучении;

- использование принципа наглядности, постепенности, доступности нагрузки с учётом возрастных особенностей обучающихся;

- учёт физической подготовленности обучающихся и развития физических качеств;

- построение учебно-тренировочного занятия с учётом динамичности обучающихся, их работоспособности;

- соблюдение гигиенических требований;

- благоприятный эмоциональный настрой;

- создание комфортности.  

7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, здоровьесберегающие технологии – это совокупность приемов, методов, методик, средств обучения и подходов к учебно-тренировочному процессу, при котором выполняются минимум три требования:

  1. Учёт индивидуальных особенностей обучающихся. 

  2. Недопущение чрезмерной изнуряющей физической, эмоциональной, интеллектуальной нагрузки во время учебно-тренировочного процесса.

  3. Обеспечение такого подхода к учебно-тренировочному процессу, который гарантировал бы поддержание благоприятного морально-психологического климата в группе.

По мере использования технологии здоровьесбережения ожидаемы следующие результаты:

  1. Улучшение показателей здоровья обучающихся;

  2. Снижение поведенческих факторов риска среди обучающихся, опасных для здоровья;

  3. Повышение информированности обучающихся в области здоровьесбережения в соответствии с возрастом;

  4. Повышение уровня компетентности тренеров-преподавателей и родителей по вопросам здоровьесбережения;

  5. Повышение мотивации к ведению здорового образа жизни.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Байбородова Л.В., Бутин И.М.,Леонтьева Т,Н. Методика обучения физической культуре: 1-11кл.: Метод.. – М.,2004.

  2. Былеева Л.В., Коротков И.М. Подвижные игры :Учеб.пособие для ин-тов физ.культ. – М., 1982.

  3. Дубилей П.В., Уразаева З.В. Восстановление функциональных расстройств опорно-двигательного аппарата у спортсменов. - издательство Казанского университета, 1998.

  4. Здоровьесберегающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса / Под научной редакцией Э. М. Казина, Н. А. Заруба. - Кемерово КРИПКиПРО, 2003.

  5. Каштанова Т.В. Организация оздоровительного центра в образовательном учреждении: практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2002.

  6. Ковалько В.И. Зоровьесберегающие технологии в начальной школе. - М.: «ВАКО», 2004.

  7. Комплексная оценка показателей здоровья и адаптации в образовательных учреждениях: Научно-методическое пособие / Отв. редактор Э.М. Казин. – Новокузнецк: ИПК, 2004.

  8. Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности: учеб пособие. – М.: Советский спорт,2011.

  9. Локтев С.А. Легкая атлетика в детском и подростковом возрасте: Практическое руководство для тренера. – М.: Советский спорт, 2007.

  10. Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры. – М., 1999.

  11. Попов В.Б. 555 специальных упражнений в подготовке легкоатлетов.- М.: Человек, 2011.

  12. Семашко Л.В. Пять минут здоровья. Универсальный восстановительно-развивающий комплекс упражнений: метод. пособие. – М.: Советский спорт, 2012.

  13. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.: Академия, 2002.

  14. Физическая культура: учеб. для учащихся 5-7 кл. общеобразоват. учреждений /М.Я. Виленский, И.М.Туревский и др.; Под ред. М.Я. Виленского.- М.:Просвещение,2002.

  15. Фурманов А.Г. Оздоровительная физическая культура: Учеб.. для студ. Высш. Учеб. заведений / А.Г.Фурманов, М.Б.Юспа. – Мн., 2003



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-тренировочном процессе

Автор: Дегтярев Владимир Вячеславович

Дата: 01.10.2024

Номер свидетельства: 657068


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства