Использование фитболов в коррекционной работе с детьми овз.
Использование фитболов в коррекционной работе с детьми овз.
Аннотация. Одним из важных средств в коррекции являются физические упражнения в различных формах занятий. В рамках работы у дошкольников с ТНР по формированию дыхания, оздоровления, дидактических и коррекционных целей идея фитбола кажется не плохой. Мы обратили внимание, что у детей улучшалась осанка, внимание, настроение, стали более ловкими, выносливыми, сильными потому, что большие гимнастические мячи дарят радость и здоровье. Упражнения могут быть использованы педагогами в детских садах, как физкультминутки, так и в других видах учебной деятельности. Ключевые слова: речь, фитбол, дошкольники, средство развития, общее недоразвитие речи, логопедия, коррекция.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование фитболов в коррекционной работе с детьми овз.»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИТБОЛОВ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ОВЗ.
Одним из важных средств в коррекции являются физические упражнения в различных формах занятий. В рамках работы у дошкольников с ТНР по формированию дыхания, оздоровления, дидактических и коррекционных целей идея фитбола кажется не плохой. У детей улучшается осанка, внимание, настроение, стали более ловкими, выносливыми, сильными потому, что большие гимнастические мячи дарят радость и здоровье. Проблема развития ребенка с ограниченными возможностями знакома и педагогам и родителям. Такие дети растут обычно ослабленными, нервными, раздражительными. Им свойственна патологическая инертность основных нервных процессов, отсутствие интереса к окружающему, снижение уровня эмоционально – волевой сферы и поэтому эмоциональный контакт со взрослыми, потребность общения с ними у ребёнка часто не возникает. Дети не умеют общаться и со своими сверстниками. Спонтанность усвоения общественного опыта у них резко снижена. Дети не умеют правильно действовать ни по словесной инструкции, ни даже по подражанию и образцу. Указанные особенности развития таких детей создают дополнительные трудности в выборе коррекционных методик.
Основной вид деятельности детей в дошкольном возрасте – игра. Уникальное сочетание фитбола, музыки, проговаривание стихов, фраз в ритме движений, развивает ритмическое чувство, координацию, речь, а так же вызывает эмоциональный подъем, чувство радости и удовольствия. Дошкольный возраст является наиболее важным для формирования двигательных навыков и физических качеств, так как в этот период наиболее интенсивно развиваются различные органы и системы. В дошкольных образовательных учреждениях, особенно в логопедических и оздоровительных группах,- дети нуждаются в особых программах. Программы должны способствовать коррекции не только психомоторного, но и речевого, эмоционального и общего психического развития, виды максимальной активности всех сенсорных каналов восприятия (зрение, слух, осязание, обоняние). Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов, которые включаются при выполнение упражнений на мяче, усиливает эффект занятия. Мячи могут быть не только разного размера, но и разного цвета. Различные цвета по разному воздействуют на психическое состояние и физиологические функции человека. Кроме цветового влияния на организм, мячи обладают еще вибрационным воздействием. Вибрация вместе с движением усиливает импульсацию, возбуждая двигательную зону коры головного мозга. Упражнение верхом на мяче – это прежде всего воздействие колебаний на позвоночник, межпозвонковые диски, суставы и окружающие их ткани. Правильная посадка на мяче предусматривает оптимальное взаиморасположение всех звеньев тела, при этом происходит наиболее экономная работа постуральных мышц по удержанию позы в правильном статическом положении. Необходимо помнить, что занятия с детьми четвертого года жизни - это занятия-сказки. Они не имеют большой мышечной нагрузки, в них преобладает множество упражнений на развитие мелкой моторики, звукоподражание, а также различные игры с развернутым речевым содержанием. Для детей с речевыми расстройствами автоматизацию движений необходимо проводить с речевым сопровождением, то есть при проговаривании различных стихотворных текстов. Ритм стихов помогает подчинить движения тела определенному темпу, сила голоса определять их амплитуду и выразительность. На седьмом году жизни происходит переход от игровой деятельности к учебной. Ребенок подолгу сидит на занятиях, получая повышенную нагрузку на позвоночник. Эту неизбежную нагрузку можно уменьшить упражнениями фитбол- ритмики, дети совершенствуют культуру речи, правильное произношение и другие коррекционные задания. Освоению каждого упражнения способствуют музыка и стихотворные строчки, которые приучают ребенка выполнять задания в определенном ритме, координируя движения и речь. Этот прием особенно важен для детей с речевыми расстройствами, так как индивидуальный внутренний ритм детей часто или ускорен, или, наоборот замедлен. Изменен тонус мышц, поэтому включены упражнения на активное расслабление и напряжение мышц, в сочетание со стихами, которые активизируют артикуляцию и силу голоса, что также является отличительной и необходимой составляющей в коррекционной работе с детьми ОВЗ. Главная задача данных упражнений – координация речи ребенка, простейших элементов движений в сочетании с ритмичной вибрацией мяча, где тем покачивания задается логопедом (воспитателем). Зная и учитывая все возможные тонкости, в дальнейшем каждый педагог может с успехом творить и создавать новые ритмические комплексы.
ЛИТЕРАТУРА 1.Большанова, С. Е. Формирование мелкой моторики рук: игры и упражнения.–М.:Сфера,64с. 2.Кучмензова, Н. В. Формирование элементарных навыков звукопроизношения у ребенка ОВЗ: методические рекомендации. – М.: Сфера,64с. 3. Любимова, Т. А. Формирование позитивного отношения к миру у детей со сложными дефектами развития // Дошкольная педагогика. – 2015.-№ 10 .- С. 28-30. 4.Ноткина, Н. А. Влияние физических упражнений на формирование двигательных способностей дошкольников.Л.:1980. 5. Овчинникова, Т. С. Двигательный игротренинг для дошкольников. – СПб.: Речь,176с. 5. Потапчук, А. А. Фитбол- гимнастика вдошкольном возрасте. – СПб., 1999. . .