Просмотр содержимого документа
«Использование потенциала ценностей физической культуры для благотворного воздействия на патриотическое воспитание личности.»
Использование потенциала ценностей физической культуры для благотворного воздействия на патриотическое воспитание личности.
Формирование и развитие патриотических чувств – важнейшая составляющая процесса воспитания. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по настоящему гармоничной личности. В важнейших законодательных актах, документах Правительства, принятых в последние годы, чётко и лаконично сформулированы основные задачи военно-патриотического воспитания молодёжи, в совокупности своей характеризующие сущность, содержание процесса подготовки истинных патриотов Родины, готовых к защите Отечества. Эти задачи, поставленные, в том числе и перед школой, весьма сложные и ответственные.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач современной школы, ведь детство – самая благодатная пора для привития чувства любви к Родине. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. Так, например, К. Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».
Патриотическое воспитание – многогранный процесс, и решать его надо комплексно. Ведь формирование нравственных качеств человека не может быть достигнуто лишь нравственным просвещением, словесными формами воспитательного воздействия. Для усиленной подготовки именно к военной службе, необходима непосредственная военно-патриотическая деятельность школьников, в процессе которой у них закладывается фундамент практической готовности к выполнению воинского долга перед Родиной.
Военно-патриотическое воспитание доступными формами вооружает юного гражданина важнейшими морально-психологическими качествами, необходимыми как будущему защитнику Родины, так и вполне мирному человеку, ведь смелость, твердость характера, физическая выносливость необходимы не только защитнику Родины. Современному обществу нужны патриоты, интеллектуально и духовно развитые люди, любящие свою Родину, почитающие традиции наших дедов и прадедов, способные в любую минуту на самопожертвование во имя спасения жизни других людей.
Ведущая роль в военно-патриотическом воспитании принадлежит учебному процессу. На уроках физической культуры спортивно-патриотическое воспитание направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.
«Спортивные игры». Формирование качеств личности, составляющих основу отношений личности к партнёрам, себе, физкультурно-спортивнои деятельности (коллективизм, взаимовыручка, чувство солидарности и товарищества, решительность, упорство, настойчивость, надёжность, терпимость, доброжелательность, самообладание).
Таким образом, практико-ориентированное рассмотрение содержания урока физической культуры в аспекте формирования нравственной культуры школьников, на мой взгляд, вполне обосновывает возможность использования потенциала ценностей физической культуры для благотворного воздействия на духовный компонент личности.
Важнейшая миссия педагога – воспитание у школьника чувства патриотизма, любви к Родине, гордости за ее прошлое, стремление участвовать в созидательной деятельности во имя Отчизны, что в данный момент является наиболее востребованным в современном обществе. На это и были направлены следующие мероприятия: «А ну – ка, парни!», «Один день в армии», «Вперед, мальчишки!», « Каждый - парень, воин - бравый!», «Солдатами не рождаются, солдатами становятся!», «Малые олимпийские игры», через такие соревнования знакомим учащихся с олимпийским движением, с достижениями лучших спортсменов. Наши школьники принимали участие в военно – спортивной игре «Зарница».
Игра – необходимый вид деятельности, в процессе которого применяется и обогащается накопленный детьми жизненный опыт, углубляются представления об окружающем мире, приобретаются навыки, необходимые им для успешной трудовой деятельности, воспитываются организаторские способности. Потребность в играх объясняется возрастными особенностями детей, их стремлением к активной практической деятельности, познанию окружающего мира, участию в жизни взрослых.
Связь игры с воинским трудом положительно влияет на ее роль патриотическом воспитании. А.С. Макаренко подчеркивал, что игра не имеет прямого отношения к тем целям, как работа взрослого, но она имеет отношение к ним косвенное: приучает человека к тем физическим и психологическим условиям, которые необходимы для работы. «Каков ребенок в игре – писал А.С. Макаренко, - таков во многом он будет в работе, когда вырастет». познавательный характер и разнообразие игровых мотивов, целей, активности действий, высокая эмоциональность, жизнерадостность.
Военно-спортивная игра на местности – это одна из разновидностей детских игр. Она является исторически сложившимся средством военно-патриотического воспитания детей. познавательный характер и разнообразие игровых мотивов, целей, активности действий, высокая эмоциональность, жизнерадостность. Воспитательная роль военно-спортивных игр повышается благодаря тому, что участники с большим интересом относятся к ним, играют в них охотно. Исследования показали, что основными мотивами, поражающими у учащихся интерес к военно-спортивной игре, являются следующие. Во-первых, желание удовлетворить свое стремление к героическим поступкам, доказать свою взрослость, самостоятельность, проверить свои силы в возможности проявить личные качества, занять определенное место в коллективе, самоутвердиться. Во-вторых, стремление приобрести некоторые первичные военные знания, умения и навыки в действиях на местности, а также развить у себя ряд морально-волевых качеств, необходимых для активного участия в будущем в трудовой деятельности, в защите своего Отечества.
Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консолидации всего общества, является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности.
Говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо особо подчеркнуть, что, пока не поздно, за молодежь надо бороться, не жалея средств. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Породим невежд и наркоманов, - значит, своими руками погубим наше государство, свое будущее. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, - значит, можно быть уверенным в развитии и становлении стабильного общества. В этом заключается подход каждого педагога в деле воспитания молодежи.
Поэтому пытаюсь реализовать следующие задачи:
- заинтересовать учеников уроками с патриотической направленностью;
- формировать устойчивую потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом;
- формировать собственную точку зрения на проблемы военно-патриотического воспитания и уметь аргументировано её доказывать.