Формирование здорового образа жизни посредством занятий дзюдо в учреждении дополнительного образования
Формирование здорового образа жизни посредством занятий дзюдо в учреждении дополнительного образования
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни - одна из главнейших задач, обозначенных в нормах Федерального государственного образовательного стандарта. Подход к сохранению здоровья ребенка и обеспечения его безопасности стал всеобъемлющим, многогранным, затрагивающим множество аспектов
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование здорового образа жизни посредством занятий дзюдо в учреждении дополнительного образования»
Формирование здорового образа жизни посредством занятий дзюдо в учреждении дополнительного образования
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни - одна из главнейших задач, обозначенных в нормах Федерального государственного образовательного стандарта. Подход к сохранению здоровья ребенка и обеспечения его безопасности стал всеобъемлющим, многогранным, затрагивающим множество аспектов.
На сегодняшний день в сфере дополнительного образования существует потребность в решении проблем, связанных с формированием здоровья детей, совершенствованием их физического воспитания.
Плохая экология, социально-экономические проблемы, отсутствие потребности в здоровом образе жизни негативно отражаются на состоянии здоровья детей и подростков. Ситуацию усугубляет нерациональное питание, низкий интерес к занятиям спортом и физкультурой, недостаточная двигательная активность.
Спортивный образ жизни - залог здоровья и защиты организма от возрастных заболеваний. Поэтому заниматься спортом надо в любом возрасте.
Дзюдо - вид спорта интересен тем, что позволяет обучающимся наиболее эффективно использовать свою умственную и физическую энергию. Занятия этим видом единоборства направлены на физическое и духовное совершенствование личности на основе изучения техники, тактики и философии дзюдо. Также регулярные занятия дзюдо способствуют омоложению организма. Мускулатура становится подтянутой, повышается тонус жизни, существенно укрепляет иммунитет.
Преимущества дзюдо:
– занятия улучшают осанку за счет положительного влияния на позвоночник;
– постоянные тренировки не только укрепляют весь мышечный каркас, а также улучшают качество костной ткани;
– за счет занятий дзюдо клетки и мышцы насыщаются кислородом, что улучшает клеточный метаболизм и липидный обмен;
– улучшается и укрепляется сердечно-сосудистая система — перепады погоды перестают на вас влиять.
Регулярные занятия дзюдо способствуют увеличению скорости, улучшению ловкости и реакции, памяти и внимания. Это же касается выносливости как общей, так и скоростной, силовой.
уже первые занятия дзюдо положительно влияют на здоровье обучающегося, и все благодаря особой специфике тренировочного процесса. Особая роль отводится профилактике нарушения осанки, появления плоскостопия и ожирения. Для занятий используется просторное, не сковывающее движений кимоно. Тренировки проходят босиком на татами - мягком и удобном покрытии. При постоянном движении осуществляется массаж стопы, что благотворно сказывается на работе всего организма.
Борьба дзюдо основывается на захвате дзюдоги (куртки). Ребенку постоянно приходится работать пальцами рук, причем, как отдельно, так и задействовав всю кисть. Это способствует развитию мелкой моторики рук, приводит к непроизвольному массированию кисти, воздействующему через нервную систему на речевой отдел мозга. Занятия дзюдо базируются на страховке и само страховке, часто приходится прибегать к акробатическим элементам. Такие упражнения укрепляют позвоночник и формируют правильную осанку.
Регулярные тренировки благотворно сказываются на психическом состоянии и организации детей. Отсюда и хорошее самочувствие, настроение, физическая активность, которые являются важными факторами правильного воспитания ребенка. Дзюдо, по определению Д. Кано, прокладывает путь к эффективному применению тела и духа. Даже при отсутствии в те времена психофизиологии, как науки, Д.Кано удалось с большой точностью определить, что:
– психологическое ощущение собственной безопасности минимизирует потребность в высокой социальной позиции;
– свободный спарринг приучает к благородству и взаимному уважению.
Организационно-методическая сторона системы занятий дзюдо обеспечена здоровье сберегающими технологиями. Их реализация гарантирует безопасность в организации тренировочного процесса. Речь идет о профилактике физического травматизма и психической перегрузки, когда учитываются возрастные особенности спортсменов, и, на основе этого, разрабатываются методы подготовки.
На практике здоровье сберегающие технологии занятий дзюдо содержат в себе некоторые из аспектов тренировочного процесса:
– инструктировании и рекомендациях по технике безопасности, позволяющих исключить травматизм;
– методических особенностях проведения тренировочных и спортивно-оздоровительных мероприятий;
– требованиях к профессиональным качествам тренера;
– врачебно-педагогическом контроле здоровья спортсменов.
Технология обучения здоровью относится к специально организованному педагогическому процессу взаимодействия между тренером и обучающимися. Суть данного процесса в повышении теоретических знаний спортсменов касательно здоровья, правильного образа жизни, поведения, личных качеств.
Основные задачи на занятиях дзюдо заключаются в том, чтобы: повысить внимание к физическим упражнениям, укрепляющим здоровье, выработать потребность в поддержке отменного физического и высокого психического состояния. Благодаря технологиям укрепления здоровья, у воспитанников повышается интерес к физкультуре и спорту, появляется мотивация к всестороннему развитию и совершенствованию. Начинает проявляться осознанная потребность в регулярных тренировках дзюдо, а также теоретических знаниях, раскрывающих особенности строения организма человека. Формируются навыки и потребности вести здоровый образ жизни. Технологии способствуют достижению личной культуры, развивают навыки специальных движений в занятиях дзюдо, помогают совершенствоваться.
В тренировочном процессе здоровье сберегающие технологии усиливают интерес к занятиям дзюдо, воспитывают потребность в них, обеспечивают:
– организационно-методическую сторону тренировочного процесса;
– отсутствие травм и психических перегрузок, что позволяет обезопасить проведение занятий;
– проявление у детей эстетических, нравственных, интеллектуальных и волевых качеств при взаимодействии с тренером.
Дзюдо - это не просто физическая тренировка, это ещё и всестороннее развитие ребёнка. Тренировки выполняют целый ряд функций:
1.Функция социализации и социальной интеграции, которая обеспечивает повышение интереса к сфере дзюдо и способствует формированию социальных отношений, которые очень важны в дзюдо (социальные качества: коммуникативность (общительность), эмпатия (сопереживание). Старшие ребята учатся поддерживать друг друга, помогать младшим преодолевать сложности в общении, не расстраиваться по мелочам.
2.Соревновательно-эталонная функция связана с условиями соревнования и стремлением к победе, которые являются неотъемлемыми составляющими тренировок дзюдоистов (физические качества: быстрота, ловкость). У ребят, выполняя игровые упражнения, например, такие, как «борьба за мяч» или «паук и муха», возникает спортивный дух борьбы, в их глазах виден азарт.
3.Достиженческая функция направлена на необходимость познания каждого занимающегося дзюдо самого себя, своих возможностей и стремления к максимальной реализации этих возможностей (самостоятельность, целенаправленность, психологическая устойчивость, смелость). Если в начале наших тренировок при столкновении с ситуациями неуспеха ребята воспринимали это очень болезненно, расстраивались и опускали руки, то спустя месяцев наших тренировок они научились принимать эти ситуации, вставать и работать дальше, добиваясь таким образом положительных результатов в тренировочном процессе.
4.Воспитательная функция связана с развитием нравственных качеств личности: уважения к окружающим (в том числе соперникам), взаимопомощи и поддержки, ответственности и т. д. (нравственные качества: ответственность, уважение, отзывчивость). 1 кодекс Дзюдоиста гласит: «Помни, что ты представитель благородного вида спорта» - в этих простых 7 словах в самом начале пути маленького дзюдоиста скрыто самое важное, наверное самое нужное, что преподается мною в нашем зале. Или вот ещё один из 10 кодексов, который мне больше всего нравится, звучит так: «Уважай своего соперника, кем бы он ни был, но пытайся всеми силами победить его в бою» - где как не здесь говорится об уважительном отношении к друг другу в коллективе и моральном здоровье каждого ребёнка в группе.
5.Спортивно-оздоровительная функция наиболее полно проявляется при привлечении к занятиям дзюдо развивающегося организма, т. е. в работе с дошкольниками (развитие общефизическиех качеств: координация и гибкость, выносливость).
Дзюдо способствует физическому развитию ребенка с одной стороны, что является своего рода «страховкой» детей от травм. Во время тренировок развивается мышечная память. Ребенок может не помнить, как звали учителя и как именно проходили занятия в саду, но его тело, мышцы при падении сами все сделают, так как «вспомнят», как когда-то на татами делали безопасный кувырок или падение.
С другой стороны дзюдо - это философия, формирующая культуру здорового образа жизни. Она неотделима от нравственной культуры.
Следовательно, когда малыши слышат такие слова, как Дзюдо (гибкий путь), Додзе (зал), Хаджиме (начинайте), Матэ (стоп) и другие из уст тренера, они начинают интересоваться, что они значат, погружаются в культуру дзюдо. Занятие начинается с поклона - это и есть погружение в философию дзюдо.
Таким образом, использование дзюдо, как нетрадиционного метода физического воспитания, в целом способствует физическому совершенствованию и укреплению здоровья детей, активно и гармонично развивая в первую очередь опорно-двигательную, дыхательную и сердечно-сосудистую системы организма. При этом у детей формируются специфические умения и навыки, необходимые как для дальнейших занятий спортом, так и важные в повседневной жизни (навыки само страховки, гибкости, координации, привитие здорового образа жизни и т. д.), что необходимо для физического развития, как девочек, так и мальчиков.
Главное помнить, что не зависимо станет или нет ребенок великим спортсменом, главное, что он будет здоров! Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.