kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование профессиональных компетенций будущих учителей физкультуры при организаций спортивных соревнований по лыжным гонкам.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Профессиональная поднотовка будущих учителей физкультуры.Создание благоприятных условий для приобретения знаний и освоения умений и навыков в проведений соревнований по лыжным гонкам приведет  к формированию педагогических основ будущей профессинальной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Формирование профессиональных компетенций будущих учителей физкультуры при организаций спортивных соревнований по лыжным гонкам.»

Северо-Казахстанский профессионально-педагогический колледж









Творческий отчет


тема: «Формирование профессиональных компетенций будущих учителей физической культуры при организации и спортивных соревнований по лыжным гонкам»










Ветошкин Денис Александрович

преподаватель

специальных предметов














Петропавловск 2020


Актуальность

Государственная программа развития образования на 2011-2020 годы в Республике Казахстан предполагает модернизацию всей образовательной системы – от дошкольного до послевузовского, которая предусматривает необходимость отойти от прежней модели обучения – простой трансляции знаний. В связи с меняющейся экономической обстановкой и учетом новых требований к уровню подготовки будущих специалистов общество ощущает потребность в специалистах с высокой профессиональной подготовкой, способных выдержать конкуренцию на рынке труда, адаптироваться к новым социально-экономическим условиям. В Послании Президента Н.А.Назарбаева народу Казахстана справедливо сказано: «Страна, не умеющая развивать знания, в 21 веке обречена на провал».

Конкурентоспособный специалист – это в первую очередь творческая личность. Сегодня недостаточно обладать теоретическими знаниями и практическими умениями. Развитое мышление, способность принимать решения, самостоятельно и активно действовать, стремление к самообразованию – вот каким требованиям должен отвечать современный специалист. Востребованность выпускников на рынке труда является конечной целью моей работы.

Ключевой фигурой модернизации, подготовки квалифицированных конкурентноспособных специалистов в соответствии с требованиями становится преподаватель, который должен обладать высокой профессиональной компетентностью и обеспечить методическое и инновационное сопровождение формирования профессиональных компетенций будущих специалистов.

Моя задача, как преподавателя специальных предметов –

- дать студентам максимум знаний, необходимых для будущей профессии, а также научить их использовать в практической деятельности;

- способствовать формированию умений по организации и проведению соревнований по лыжным гонкам, которые в последствии должны перейти в прочный навык.

Но и этого сегодняшний день недостаточно. Пришло время перехода от квалификационной к компетентностной модели подготовки специалиста. Каждый урок для меня – это творческий процесс, требующий умения постановки задач, выбора средств и методов их реализации, индивидуального подхода к обучающимся и, немаловажно – ответственности за результат своего труда.








Объект исследования – профессиональная подготовка будущих учителей физической культуры в колледже.

Предмет исследования – особенности процесса формирования компетентностного подхода в изучении предмета «Лыжная подготовка с методикой преподавания».

Ведущая идея - создание благоприятных условий для приобретения знаний и освоения умений и навыков в проведении соревнований по лыжным гонкам приведет к формированию педагогических основ будущей профессиональной деятельности студентов.


Цель исследования – обосновать эффективность компетентностного подхода при подготовке будущих учителей физической культуры.


Задачи:

  1. Повысить качество подготовки будущих учителей физической культуры.

  2. Использовать инновационные технологии и методики обучения.

  3. Способствовать формированию творческих способностей обучающихся.


Новизна: Использование творческого потенциала студентов специальности «Физическая культура и спорт» при проведении соревнований по лыжным гонкам.


Становление опыта проходило на студентах специальности «Физическая культура и спорт» Северо-Казахстанского профессионально-педагогического колледжа.

Теоретическая база опыта:

Компетентностный подход - это способность человека эффективно действовать за пределами учебных сюжетов и учебных ситуаций (В.А.Болотов). Компетенция – это требуемый для определѐнной деятельности стандарт поведения, а компетентность – уровень владения этим стандартом поведения, то есть конечный результат его применения. Современное общество выдвигает определенные требования на образовательные услуги. Одно из таких требований – реализация компетентностного подхода в процессе обучения. Такой подход, заставляет преподавателя четко понимать – какие универсальные (ключевые) и специальные (квалифицированные) качества личности необходимы обучающемуся в его дальнейшей профессиональной деятельности.

Идея компетентностного подхода – один из ответов на вопрос, какой результат образования необходим личности и востребован современным обществом. Формирование компетентности студентов является на сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем образования, а компетентностный подход может рассматриваться как выход из проблемной ситуации, возникшей из-за противоречия между необходимостью обеспечивать качество образования и невозможностью решить эту задачу традиционным путем за счет дальнейшего увеличения объема информации, подлежащей усвоению. Речь идет о компетентности как о новой единице измерения образованности человека, при этом внимание акцентируется на результатах обучения, в качестве которых рассматривается не сумма заученных знаний, умений, навыков, а способность действовать в различных проблемных ситуациях. Поэтому сегодня основным результатом деятельности образовательного учреждения определяется не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной и прочих сферах.

Проблему профессиональной компетентности педагога исследовали многие философы, педагоги, психологи. Вопросы формирования и развития профессиональной компетентности рассматриваются в трудах В.А. Адольфа, Т.Г. Браже, Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, Н.В. Кузьминой, М.И. Лукьяновой, А.К. Марковой, A.M. Новикова, Г.С. Трофимовой, Г. Бернгард, В. Блума, X. Маркуса, Р. Стернера и др. Особую значимость профессиональная компетентность приобретает в связи с тем, что система образования в настоящее время характеризуется значительными инновационными преобразованиями. В сложившихся условиях педагог, чтобы быть успешным и востребованным, должен быть готовым к любым изменениям, уметь быстро и эффективно адаптироваться к новым условиям, проявлять стремление быть профессионалом, постоянно обновлять свои знания и умения, стремиться к саморазвитию, проявлять толерантность к неопределенности, быть готовым к риску, т.е. быть профессионально компетентным.

Однако, как показывает социальная практика, эти характеристики формируются далеко не у всех педагогов. Напротив, значительная их часть испытывает большие трудности при адаптации в стремительно изменяющихся социальных, экономических, профессиональных условиях, и тогда отсутствие профессиональной компетентности может стать причиной серьезных социально-психологических проблем личности - от внутренней неудовлетворенности до социальной конфронтации и агрессии.

Успешность развития инновационного образования в свою очередь во многом определяется готовностью профессиональных кадров, работающих в сфере образования, к работе в инновационном режиме, к гибкому, оперативному реагированию в своей профессиональной деятельности на постоянно изменяющиеся потребности общества и личности. Поэтому развитие профессиональной компетентности педагогов становится одним из важнейших условий реформирования образования.

Содержание компетенций можно представить в двух плоскостях:

• фундаментальная подготовка (знания, умения, навыки);

• профессиональное поведение (отношение, профессиональное суждение).

Внедрение компетентностного подхода в педагогическую практику требует изменения содержания и методов обучения, уточнения видов деятельности, которыми должны овладеть студенты.

Компетентностный подход в системе подготовки будущих учителей физической культуры предусматривает постепенную переориентацию с трансляции необходимого набора знаний на формирование навыков, способных помочь в создании условий для овладения комплексом компетенций.


Этапы работы:

2017-2018 учебный год:

- Анализ современной научной литературы по вопросу компетентностного подхода при подготовке будущих учителей физической культуры по вопросу организации и проведения соревнований по лыжным гонкам.

-Разработка методики проведения занятий и их апробация.

2018-2019 учебный год:

-Разработка инструкционных карт для проведения занятий по проведению соревнований по лыжным гонкам.

-Апробирование методики.

2019-2020 учебный год:

-Мониторинг знаний и умений.

-Обобщение опыта работы по теме.


Технология опыта.

Данный опыт формировался в соответствии с требованиями Государственного общеобязательного стандарта технического и профессионального образования Министерства образования и науки Республики Казахстан для специальности «Физическая культура и спорт» по дисциплине «Лыжный спорт с методикой преподавания».

Предмет «Лыжный спорт с методикой преподавания» изучается на 3 курсе обучения. Дисциплина включает теоретические и практические занятия. Причем, практические занятия проходят в форме сборов. Во время сборов группа делится на две подгруппы.

На теоретических занятиях студенты знакомятся с мероприятиями по подготовке к проведению соревнований по лыжным гонкам, а на практических – проводят соревнование.

С целью повышения качества обучения, стимулирования студентов к познавательной деятельности на теоретических занятиях я использую различные современные образовательные технологии, которые ни в коем случае не исключают традиционное обучение.

Компьютерные технологии открывают широкие возможности и дополнительное информационное обеспечение учебного процесса для повышения качества образования и его эффективности. Современное профессиональное обучение уже трудно представить без этих технологий, которые позволяют расширить области применения компьютеров в учебном процессе.

На своих уроках я использую INTERNET-ресурс для сбора и обработки необходимой информации, для подготовки презентаций, расширения общего кругозора студентов.

Компьютерные технологии позволяют обеспечить студентов большим количеством знаний, работать с различными источниками информации одновременно, развить интеллектуальные, творческие способности, повысить уровень самообразования, мотивации учебной деятельности.

Например, дается ссылка по организации и проведению спортивных соревнований (https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/ 2019/03/14/prezentatsiya-podgotovka-i-provedenie-sportivnyh). Пройдя по этой ссылке необходимо выполнить определенное задание:

1.Составить перечень подготовительных к соревнованию мероприятий.

2. Разработать судейскую документацию.

3. Изучить меры организационно-методического характера.

Подготовка к проведению соревнований включает:

- разработку Положения о проведении соревнования;

- формирование состава судейской бригады в зависимости от масштаба соревнований (главный судья, судьи, секретари на старте и на финише, судья-информатор, контролеры) и их обязанности;

- ознакомление с судейской документацией;

- изучение различных видов стартов: общий, раздельный, парный;

- ознакомление с материальным обеспечением соревнований;

- рассмотрение других организационных моментов: приглашение гостей, подготовка грамот, медалей, медицинское обеспечение соревнований,

фото и видеосъёмка, размещение в СМИ информации об итогах соревнований и др.

Особое внимание уделяется судейской документации. На занятиях я знакомлю студентов с бланками документов и правилами их заполнения. Учитывая, что соревнования по лыжным гонкам проходят в холодное время года, это нужно уметь делать быстро. Если информации по данному вопросу недостаточно в предыдущей ссылке для подробного ответа, студенты ее находят самостоятельно в интернете

(http://www.magflgr.ru/index.php?newsid=24).

Подготовка к проведению соревнований имеет не менее важное значение, чем само соревнование. Если не учесть какой-то момент, качество проведения соревнований будет снижено.

Знания, полученные на уроках, в дальнейшем дадут студентам возможность легко ориентироваться в любой литературе по различным разделам подготовки учителя физической культуры и применять полученные знания на практике.

На практических занятиях по проведению соревнований по лыжным гонкам я использую технологии дифференцированного обучения – это обучение, учитывающее индивидуальные особенности, возможности и способности студентов, ориентированное на его личность.

Несмотря на то, что на 1 курс студенты поступают с разным уровнем подготовленности, применение дифференцированного подхода на различных этапах учебного процесса в конечном итоге способствует овладению всеми студентами знаниями, умениями и навыками, предусмотренными программой образовательного учреждения.

Дифференцированное обучение сводится к максимальному развитию задатков и способностей каждого обучающегося. Как подтверждение тому - оценки успеваемости и качества знаний по предмету «Лыжный спорт с методикой преподавания» по итогам сессии.

На практических занятиях по проведению соревнований студенты делятся на 2 бригады. Одна бригада - судьи, другая - участники. Причем обязанности распределяются исключительно по интересам, способностям студентов. Обычно роль главного судьи соревнований отводится студентам, занимающими в спортивной секции лыжными гонками. Его опыт в спорте позволяет скоординировать работу остальных членов судейской бригады. После проведения 1 цикла соревнования бригады меняются ролями: кто судил – встают на лыжи и выходят на старт, а кто только что закончил дистанцию переходят к судейству. В программу соревнований входит лыжная гонка 3км по дистанции и лыжная смешанная эстафета 4х2км (2 юноши и 2 девушки).

Студенты практически сами выбирают рельеф местности, готовят трассу, ставят разметки, распределяют обязанности между судьями. Моя задача – помочь студентам использовать полученные знания на практике, создать благоприятную психологическую обстановку, настроить их на коллективный труд, сотрудничество, взаимопомощь. Практическое занятие, проведенное в зимний день да на свежем воздухе – нет ничего лучше для закаливания и укрепления здоровья организма! Занятия по лыжной подготовке укрепляют не только тело, но и дух, поднимают настроение и жизненный тонус. Таким образом, я реализую технологию здоровьесбережения, которая обеспечивает физический, психический, социальный и духовный комфорт на уроках по лыжной подготовке.

После проведенного соревнования каждая бригада формирует и сдает папку-отчет, в которую вкладывает:

- Положение о проведении соревнования;

- заявки на участие в соревнованиях;

- личные карточки участников;

- протокол старта и финиша;

- сведения контролеров по дистанции;

- отчет и анализ проведенного соревнования.

Каждая бригада предоставляет один общий отчет, презентацию к отчету и защищает его. Работу студентов оценивает комиссия в составе руководителя физического воспитания и преподавателей специальности «Физическая культура и спорт».

Данная форма контроля качества знаний и умений студентов основана на применении педагогической технологии – методе проектов, предназначение которого состоит в предоставлении обучающимся возможности самостоятельно приобретать знания в процессе решения практических задач.

По определению профессора Е.С.Полат: Метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Такая детальная проработка и логическое завершение изучения темы важна для формирования у будущих учителей физической культуры практических умений организовывать и проводить соревнования по лыжным гонкам.

На защиту отчета я приглашаю студентов 2 курса. Такая практика способствует их ориентации на предмет «Лыжный спорт с методикой преподавания», мотивации, повышению ответственности.

Я всегда стремлюсь вызвать у студентов интерес к предмету, активность в овладении знаниями. От этого зависит, насколько серьезно они отнесутся к учебному процессу и насколько прочно будет сформирован навык проведения соревнований.

А в настоящее время это является важным ещё и потому, что выпускнику учебного заведения очень сложно найти работу из-за конкуренции и жесткого отбора. Для того, чтобы получить высокооплачиваемую работу, необходимо иметь соответствующий «багаж» знаний и интерес.

Ежегодно проводимый мониторинг качества знаний объективно демонстрирует, что выбранная методика проведения занятий, связь теории и практики, способствуют активизации познавательной деятельности студентов и дают положительные результаты.


Анализ результативности

Успеваемость по дисциплине «Лыжный спорт с методикой преподавания».

2017-2018 учебный год – 100%

2018-2019 учебный год – 100%

2019-2020 учебный год – 100%


Качество знаний по дисциплине «Лыжный спорт с методикой преподавания».

2017-2018 учебный год – 88 %

2018-2019 учебный год – 90%

2019-2020 учебный год – 93 %









Мониторинг

участия студентов СК ППК в областной спартакиаде «Сункар»

Вид спорта


2017-2018

учебный год

2018-2019

учебный год

2019-2020

учебный год





Лыжные гонки


1место

1место

1место



Участие обучающихся в соревнованиях по лыжным гонкам

Наименование соревнования

год

Результативность

Областная спартакиада «Сункар» среди ССУЗов по лыжным гонкам (1 место)

2020 г.




Областная спартакиада «Сункар» среди ССУЗов по лыжным гонкам (1 место)

2019 г.




Областная спартакиада «Сункар» среди ССУЗов по лыжным гонкам (1 место)

2018 г.


Участие Ветошкина Д.А. в соревнованиях по лыжным гонкам

Наименование соревнования

год

Результативность

Лыжные гонки среди преподавательского состава колледжей города в программе городского «Дня лыжника»

2017 г.




Областной день здоровья

2018 г




Областной день здоровья

2020 г


Адресные рекомендации: Данный педагогический опыт может быть использован в учебных заведениях технического и профессионального образования, в высших учебных заведениях, где ведется подготовка учителей физической культуры и спорта, тренеров-преподавателей по спорту, а так же учителями общеобразовательных школ.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Ветошкин Денис Александрович.

Дата: 14.04.2020

Номер свидетельства: 546580

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства