kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«формирование мотивационно-ценностного отношения учащихся начальных классов к урокам физической культуры»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование мотивационно-ценностного отношения учащихся младшего школьного возраста к физической культуре и ЗОЖ. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««формирование мотивационно-ценностного отношения учащихся начальных классов к урокам физической культуры»»








«ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К УРОКАМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»






Букацел Людмила Александровна

Учитель физической культуры

МОУ «Севериновская ООШ-д\с»

















Аннотация. В настоящее время проводится много исследований в области физической культуры и спорта. Одним из наиболее значимых направлений является формирование мотивационно-ценностного отношения учащихся младшего школьного возраста к физической культуре и ЗОЖ. Для достижения целей и задач в статье выделяются и описываются методические подходы, разнообразные формы физкультурно-оздоровительной деятельности, направленные на формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре учащихся младших классов. Из опыта работы раскрываются проблемы, с которыми сталкиваются педагоги во время своей деятельности и подробно описываются пути решения данных проблем. Разработанные рекомендации показывают свою эффективность.

Ключевые слова: мотивы, мотивация, двигательная активность, ценностное отношение, разнообразные формы, методы, взаимодействие, игровая деятельность.

«Все наши замыслы, поиски и построения превращаются в прах, если нет у самих учеников желания учиться» (В.А.Сухомлинский).

В результате научно-технического прогресса резко снизилась двигательная активность детей. На данный момент внимание подрастающего поколения в большей степени направленно на компьютерные игры, телевидение, что отрицательно влияет на здоровье детей. Другим отрицательным фактором, влияющим на здоровье детей, является повышение интенсивности учебных нагрузок. Напрашивается вывод, что нынешняя система образования является мощным патогенным фактором, приводящим к различным заболеваниям учащихся. Происходит сбой психофизиологических процессов: мышления, умственной работоспособности, внимания, памяти. По мнению многих специалистов, эффективным средством решения проблем воспитания здорового поколения выступает физическое воспитание, и как один из аспектов – формирование мотивации к занятиям физической культурой [2, 5, 14].

Формирование мотивации школьников к учению является одной из самых старых проблем школьного обучения, пути решения которой рассматривали в своих работах В.Г. Асеев, Л.А. Блохиной, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн. Эти работы показывают некоторую часть механизмов формирования ценностей и мотивов к учению. Вместе с тем тематика и направление формирования мотивационно-ценностного отношения к физической культуре в современной психолого-педагогической науке рассмотрены и изучены недостаточно [1, 11, 13].

Одним из методических подходов формирования мотивационно-ценностного отношения к урокам физической культуры является воспитание личной физической культуры у младших школьников через процесс внедрения различных видов физкультурной деятельности, направленной на их гармоничное физическое развитие. Таким образом, физкультурная деятельность в начальной школе является методологической основой и системообразующим фактором в воспитании у младших школьников личностной физической культуры, которую они развивают по мере взросления.

Поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребенка. Резко меняется весь уклад его жизни, социальное положение в коллективе, семье. Его первой и важнейшей обязанностью становится отныне учение. Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить, учиться, развиваться целых 11 лет. Чем раньше ребенок младшего школьного возраста осознает необходимость своего непосредственного приобщения к ценностям физической культуры, тем раньше у него сформируется важнейшая потребность, отражающая позитивный настрой и интерес к физической стороне его жизни.

Учитель физкультуры систематически сталкивается с проблемой недооценки этого предмета в школе. Часто учителя других дисциплин выводят учащихся из этого урока для проведения различных репетиций и мероприятий внутри и за пределами школы. Родители учеников действуют по тому же принципу, потому что для них это не так важно, как ребенку удалось преодолеть дистанцию или как далеко он смог бросить мяч, главное – получить положительную оценку по предмету [7].

В этой ситуации необходимо передать родителям тот факт, что когнитивные процессы человека в значительной степени зависят от функционального состояния его организма. Важно понимать, что именно во время занятий сложными формами движения происходит формирование и развитие всех частей мозга. Без физического воспитания ребенку будет трудно учиться, готовиться к занятиям, что отрицательно скажется на плодотворности его работы.

Мотивационно-ценностное отношение к физической культуре формирует общее позитивное отношение ребенка к школе, широту его интересов и любознательность. Диапазон интересов младших школьников проявляется в том, что их интересуют многие явления в жизни вокруг них, которые не включены в учебную программу даже в старшей школе. Любопытство – это способ проявить более широкую умственную активность младших школьников [4]. Откровенность, открытость, доверчивость младших школьников, вера в неоспоримый авторитет учителя и готовность выполнять любую из их задач являются благоприятными условиями для укрепления в этом возрасте широких социальных причин для долга, ответственности и понимания надо учиться быть полезным для родины.

Однако, интересы, лежащие в основе мотивации младших школьников, имеют ряд характеристик, мешающих обучению:

– недостаточно эффективны, потому что сами не поддерживают учебную деятельность в течение длительного времени;

– нестабильные, быстро удовлетворяемые и без поддержки учителя, они могут исчезать и не возобновляться (дидактический материал и домашняя работа часто раздражают ученика);

– неосознанность, проявляющаяся в неспособности ребенка назвать, что и почему ему нравится в этом вопросе. Так же до конца начальной школы порой не складывается интерес к преодолению трудностей в учебной работе (что нередко косвенно стимулируется самими учителями, т. к. в отметке оценивается, прежде всего, результат, а не стремление к преодолению трудностей, которое чревато неуспехом).

Все эти особенности определяют поверхностный, в некоторых случаях недостаточный интерес к учебе, иногда называемый формальным и небрежным отношением к школе. Поддержание интереса и целеустремленности у школьников во многом зависит от того, испытывают ли они удовлетворение на уроке физической культуры, и формируется ли у них удовлетворенность занятиями физической культурой [12].

Таким образом, формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре у младших школьников будет эффективным, если в организации физического воспитания применять разнообразные формы физкультурно-оздоровительной деятельности.

Для достижения целей и задач в области формирования мотивационно-ценностного отношения учащихся начальных классов к урокам физической культуры строю свою работу по агитации и пропаганде физической культуры, по формированию интереса к предмету в целом, независимо от проходимого материала и с учетом конкретных причин проявления школьниками интереса к физической культуре.

На своих уроках в МОУ « Севериновская ООШ д\с» всегда слежу за эмоциональностью урока, за настроением учащихся и его поддержанием положительного эмоционального фона в течение всего учебного процесса. Когда ребята находятся в радостном переживании, то у учителя расширяется возможность управлять педагогическим процессом и строить его в наиболее успешном позитивном и главное познавательном ракурсе.

Особое внимание уделяется загруженности учащихся. Оптимальная загруженность учащихся на уроке обеспечивается рядом организационно-педагогических мер: устранением ненужных пауз, осуществлением постоянного контроля за учащимися, максимальным включением в учебную деятельность всех без исключения учащихся. Одной из основных задач учителя физической культуры является формирование у школьников целеустремленности, то есть стремления достичь отдаленную по времени цель. Целеустремленность возникает только в том случае, если цель значима для школьника, отвечает его побуждениям и интересам и считается им достижимой.

Для успешного формирования мотивационно-ценностного отношения детей младшего школьного возраста к урокам физической культуры считаю уместным использование следующих форм работы [10, 12]:

1. Интегрированные уроки. Интегрированные занятия включают в себя игры и соревнования. Предполагаемые формы интеграции позволяют повысить моторную плотность урока, задать умелый деловой настрой, бережно относиться ко времени, быстро включаться в работу и переключаться с одного вида деятельности на другой, неназойливо побуждать детей младшего школьного возраста к занятиям разнообразными видами физкультурно-спортивной деятельности, перерастающим в активное их участие в групповых, парных, самостоятельных и других формах коллективных занятий. Например, интегрированный урок ФК и Окружающий мир «Люби и охраняй свой край» в МОУ «Севериновская ООШ д\с». Перед нами стояли задачи: - обучение играм, эстафетам, самостоятельному выполнению упражнений по карточкам;

–  прививать любовь к природе, родному краю;

– воспитывать чувство гордости за свой родной край;

– способствовать выработке правильной осанки, обучение умению расслабляться;

– учить бережному и доброму отношению к природе.

На данном уроке осуществлялась взаимосвязь различных видов деятельности, включающие следующие этапы: разминка, просмотр презентации, беговая полоса препятствий, загадки, правила поведения в природе, подвижная игра «Рыбаки и рыбки». В результате на практике получилось добиться активного, заинтересованного включения детей младшего школьного возраста в учебный процесс.

Опыт проведения таких уроков показал, что ребенку предоставляется великолепная возможность проявить себя в позиции творческого субъекта, включиться в деятельность с целью самореализации. Ребенок реально демонстрирует появившийся интерес и свою активность.

2. Внеурочная деятельность, которая осуществляется на добровольных началах, её содержание и формы организации определяются с учетом интересов, учащихся младшего школьного возраста. Основными видами внеурочной работы по физкультуре с детьми младшего школьного возраста в МОУ «Севериновская ООШ д\с» были выбраны спорт-викторины, спортивные соревнования, спортивные праздники. В данных мероприятиях педагогический коллектив школы старается привлечь максимальное количество учащихся. Мероприятия становятся ещё интереснее для учащихся, когда вместе с ребятами учувствуют и учителя, и родители. Спортивные соревнования являются одной из наиболее увлекательных, интереснейших и эмоциональных форм внеурочной деятельности по физическому воспитанию, потому что она содействует мобилизации учащихся к регулярным занятиям физкультурой, приумножают физическую готовность учащихся, сплачивают детский коллектив, воспитывает чувство товарищества коллективизма, взаимовыручки, поддержки и стремление к поставленной цели (победе). Для участия в соревнованиях в нашей школе привлекается как можно больше учащихся: для подготовки места, инвентаря для соревнований, оформления, судейства. Особой популярностью в нашей школе пользуются такие спортивные соревнования как: Четырёхборье «Дружба», «Весёлые старты», «Семейные старты», соревнования по футболу и пионерболу, турнир по шашкам.

Спортивные праздники. Физкультурно-спортивный праздник – одна из форм активного отдыха детей. Спортивные праздники – красочное, эмоциональное зрелище. Для учащихся нашей школы спортивный праздник — это не только спортивные состязания, но и многочисленные увеселения и потехи. Участниками спортивных праздников, проводимых в МОУ «Севериновская ООШ-д\с» становятся и учащиеся школы, и родители, и учителя. В организации таких праздников особую роль играет грамотное составление спортивной программы, чтобы она была интересна и посильна каждому участнику. Самыми интересными и увлекательными спортивными праздниками в нашей школе являются: «Парни бравые», «А ну-ка, девочки», «День здоровья». Хочется остановиться на спортивном празднике, который для нашей школы является самым увлекательным, многочисленным, познавательным и самым ярким - «Планета спорта и здоровья». В данном мероприятии принимают участие ученики школы, учителя, администрация с. Севериновка, родители, гости праздника (сотрудники МЧС, ИДН, СВПЧ, ЦРБ). Суть праздника заключается в следующем: познакомить ребят с видами спорта, различными спортивными эстафетами и играми, упражнениями. Рассказать о правилах безопасности, о правилах ЗОЖ, о дисциплине и правопорядке. Спортивный стадион разбит на 8 станций. Каждая станция подразумевает своё направление деятельности. Например: 1ст.- футбольная, 2-спортивные эстафеты,3- различные игры с предметами,4- лекция сотрудников медицины, 5- встреча с сотрудником милиции и т.д. Ученики делятся по равному количеству человек на каждую станцию. Через каждые 5 минут по команде ведущего (учитель ФК) группы переходят на другую станцию. Каждая команда побывает на каждой станции. Данное мероприятие включает в себя разминку перед путешествием по станции. Музыкальные паузы делают праздник более весёлым, ярким и красочным. В данном мероприятии нами используется огромное количество инвентаря и спортивного обмундирования (форма, манишки и т.д).

3. Самостоятельные занятия физическими упражнениями детей младшего школьного возраста через конструированную систему домашних заданий по предмету «физическая культура» [3, 8]. В данной форме работы педагогический коллектив школы оказывает научно-методическую помощь учащимся и родителям. Планирование таких самостоятельных занятий осуществляется ими при непосредственном участии учителей по физической культуре.

4. Использование нетрадиционных уроков и форм физкультурно-оздоровительной деятельности: сюжетно-ролевые уроки, уроки здоровья, комплексы упражнений на психорегуляцию и релаксацию, которые обязательно включаются в каждый урок. При выполнении упражнений, как в разминке (ритмическая гимнастика), так и при выполнении упражнений в основной части урока используется функциональная музыка.

5. Применение тетрадей и индивидуальных карточек по физической культуре с целью подтверждения выполнения учащимися домашних заданий. Данные формы работы, применяемые мною в педагогической деятельности, показали свою действенность и результативность. Опыт показывает, что при использовании данных форм работы у учащихся значительно увеличивается уровень интереса к урокам физической культуры. Более того, значительно увеличивается количество учащихся начального звена посещающих спортивные секции и кружки. В МОУ «Севериновская ООШ-д\с» действуют школьные спортивные кружки для начального звена «Подвижные игры» и «ЗОЖ». Учащиеся 5-9 классов посещают секцию лёгкой атлетики МОУ ДО «Каменской СДЮШОР» при школе. Заметен стабильный рост учащихся, изъявивших желание посещать тренировки в спортивных секциях.

Хочу отметить, что разнообразие физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых форм занятий, используемых в педагогической деятельности по физическому воспитанию, развивает у детей устойчивый интерес к посещению спортивных залов и площадок. Дух состязаний и непредсказуемость результата стимулируют интерес и активизируют деятельность при выполнении физических упражнений.

Сложившаяся система работы и творческий подход к физическому воспитанию школьников позволили нам достичь определенных результатов. Самостоятельные занятия и стабильное посещение спортивных кружков позволило повысить уровень физической подготовки ребят, что дало возможность команде учащихся начальных классов стать победителями в районном футбольном турнире «Кожаный мяч» и районном конкурсе «Старты Надежд». Легкоатлеты нашей школы являются участниками и призёрами соревнований различных уровней: районная Спартакиада по лёгкой атлетике, легкоатлетическое двоеборье г. Кишинёв, Чемпионат ПМР по л\а, Международный турнир по л\а г. Каменка. Многим учащимся присвоены спортивные разряды. Младшие спортсмены, будучи в начальных классах и группах НП защитили юношеские разряды.

Анализируя результаты физической подготовленности учащихся, их достижения и успехи, позволяет сделать вывод, что самостоятельные занятия физической культурой, весь спектр мероприятий, предложенный нами, направленных на повышение интереса к предмету, положительно повлияли на уровень двигательной активности учащихся младшего школьного возраста. А это говорит о том, что процесс формирования мотивационно ценностного отношения к физической культуре развивается в правильном направлении и ведёт к стремлению жить под девизом «Быстрее, выше, сильнее!»



Список литературы

  1. Блохина Л.А. Формирование мотивационно-ценностного отношения будущих учителей к воспитательной деятельности: канд. дис. – М., 1992. – 235 с.

  2. Галицын С.В. Анализ показателей здоровья, психофизического состояния, двигательной активности и учебной успеваемости детей школьного возраста. – Хабаровск: Изд-во ДВГАФК, 2017. –С. 156-159

  3. Глазырина Л.Д. На пути к физическому совершенству. – Минск: Полымя, 1987. – 148 с.

  4. Грошева Е.С., Картышева С.И., Попова О.А. Аспекты здоровьесберегающей мотивации детей дошкольной группы // Гигиена и санитария. – 2015. – №9. – С. 12-14.

  5. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. – М.: Педагогика, 2006. – 25 с.

  6. Зобкова Е.В. Педагогика отношений учащихся начальной школы к физической культуре //Акмеология образования. Выпуск 1. Кострома, 2005. С.88-89.

  7. Китова, Я. В. Мотивационный климат как психологический феномен: проявление в спортивной деятельности / Я. В. Китова. // Молодой ученый. – 2017. – № 45 (179). – С. 173-175.

  8. Копылов Ю.А. Учить физкультурной самостоятельности // Физическая культура в школе. –№ 7, 2015. – С. 27-32.

  9. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. Учебник. – М.: Советский спорт, 2003. – С. 17.

  10. Манжелей И.В. Инновации в физическом воспитании: учебное пособие. –М.: Директ-Медиа, 2015. 144 с

  11. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 192 с.

  12. Михайлова Н.В. Как сформировать интерес к физической культуре. Физическая культура в школе // Физическая культура. – № 4, 2005. – С. 10-16

  13. Мясищев В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека // Психологическая наука в СССР. – М., 1960. - Т. 2, – С. 110-125.

  14. Сахарова Е.А. Некоторые аспекты влияния соц.-псих. и медико-биол. факторов на выраженность возрастного псих. кризиса 7 лет / Практическая медицина.2014, - №3(8). – С. 13.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Букацел Людмила Александровна

Дата: 11.11.2022

Номер свидетельства: 617177


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства