Физкультурно-оздоровительная работа в сельской школе в условиях реализации требований ФГОС
Физкультурно-оздоровительная работа в сельской школе в условиях реализации требований ФГОС
Формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, - главная цель развития отечественной системы школьного образования в условиях реализации ФГОС.
Целью физкультурно-оздоровительной работы нашей сельской школы является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
Материально-техническое обеспечение – одно из важнейших условий реализации физкультурно-оздоровительной работы, создающее современную предметно-образовательную среду обучения с учетом целей, устанавливаемых ФГОС второго поколения, которая приведена в соответствие с задачами по обеспечению реализации ФГОС.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Физкультурно-оздоровительная работа в сельской школе в условиях реализации требований ФГОС»
Физкультурно-оздоровительная работа в сельской школе в условиях реализации требований ФГОС
Формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, - главная цель развития отечественной системы школьного образования в условиях реализации ФГОС.
Целью физкультурно-оздоровительной работы нашей сельской школы является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
Материально-техническое обеспечение – одно из важнейших условий реализации физкультурно-оздоровительной работы, создающее современную предметно-образовательную среду обучения с учетом целей, устанавливаемых ФГОС второго поколения, которая приведена в соответствие с задачами по обеспечению реализации ФГОС.
МБОУ СОШ № 7 г. Георгиевска наравне с решением педагогических задач сопоставляет учебную нагрузку с индивидуальными особенностями учащихся для сохранения их здоровья. Улучшения состояния здоровья школьников достигаем, внедряя следующие технологии в работу школы:
- здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания);
- технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла);
- воспитание культуры здоровья (внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.).
В школе создана здоровьесберегающая среда:
- санитарно-гигиенический режим соответствует СанПиНам;
- соблюдается оптимальная нагрузка обучающихся;
- все обучающиеся и воспитанники школы обеспечены горячим питанием.
Все помещения обеспечены комплектами оборудования для реализации всех предметных областей и внеурочной деятельности, мебелью, необходимым инвентарём.
В основу организации физкультурно-оздоровительной работы нашей школы положены следующие принципы:
1) соответствие методов, средств физической культуры анатомо-физиологическим особенностям организма школьников, их функциональным возможностям и особенностям состояния здоровья;
2) постепенное увеличение объема и интенсивности физических нагрузок;
3) регулярность тренировочных занятий;
4) комплексность воздействия разнообразных средств, форм и методов физической культуры и спорта.
Для улучшения здоровья обучающихся и пропаганде здорового образа жизни в рамках Программы развития в школе реализуется проект «Здоровье». Основными формами организации физкультурно - оздоровительной работы в нашей школе являются: урок физической культуры, гимнастика до учебных занятий, динамические уроки, физкультурные паузы, подвижные перемены, динамический час в группе продленного дня, классные часы на свежем воздухе, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня, внешкольная физкультурно-оздоровительная и физкультурно-спортивная работа.
Урок физической культуры - основная форма и главное звено физического воспитания в школе. Образовательная программа по предмету «Физическая культура» ставит следующие задачи:
1) научить основным видам двигательных действий и развить необходимые для этого двигательные качества;
2) формировать положительную мотивацию к занятиям физической культурой;
3) содействовать сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
Решение этих задач во многом обеспечивается эффективностью уроков физической культуры с использованием индивидуализации и дифференциации. Введение третьего часа физической культуры в школьное расписание способствует укреплению состояния здоровья обучающихся, повышает их работоспособность. В нашей школе преподавание предмета физическая культура по трёхчасовой программе осуществляется с 2007 года. Домашние задания по физической культуре являются обязательными, как и по другим предметам, они имеют физкультурно-оздоровительную и творческую направленность. С этой целью учащиеся нашей школы ведут спортивные дневники, в которых фиксируют результаты тестирования физической подготовленности и физической работоспособности, а также перечень упражнений, необходимых для развития определенных двигательных качеств ученика. При подготовке к урокам физической культуры подготавливают презентации, доклады, сообщения, рефераты и другие продукты собственного труда. Учащиеся выполняют подготовку домашних заданий в качестве активного отдыха. Выполнение заданий многие фиксируют в спортивном дневнике.
Самостоятельные занятия по заданию учителя способствуют внедрению физической культуры в быт учащихся и имеют большое воспитательное значение. Для учащихся каждого возраста составлен комплекс утренней гимнастики, в который входят упражнения на развитие координационных, силовых качеств, прыгучести, гибкости. Используя карточки на уроках, учащиеся осваивают гимнастическую терминологию и в процессе самостоятельного проведения таких упражнений (практикуются такие уроки особенно при изучении раздела гимнастика) под счет осознанно начинают воспринимать и придумывать личные комплексы утренней гимнастики для младших школьников уже с учетом особенностей данного возраста.
Для организации обучающихся на уроках применяются различные способы организации занятий: фронтальный, групповой посменный, станционно-круговой, поточно-круговой, индивидуальный.
Фронтальный способ позволяет проводить учебные занятия со всеми учащимися одновременно. Он предполагает однородный состав занимающихся и применяется при проведении строевых, порядковых и общеразвивающих упражнений в подготовительной и заключительной частях, а иногда и в основной части занятий, решаяпри этом ряд задач, связанных с развитием силы, координации, ловкости.
Серьезное предпочтение отводится методу круговой тренировки, особенно в ходе занятий с тренировочной направленностью. На таких уроках в условиях жесткого лимита учебного времени данный метод позволяет индивидуализировать нагрузку каждого обучающего на основе достигнутого им уровня физического развития, приучает к самостоятельному творческому участию в освоении учебной программы при развитии физических качеств. При этом активно используется весь арсенал стандартного и нестандартного оборудования, установленного как в спортивном зале, так и на спортивной площадке.
Гимнастика до учебных занятий организована в рамках проекта «Здоровье» (формирование здорового образа жизни). Согласно мониторингу, проведенному с родителями, учащимися, учителями, в школе с 2008 года введён спортивно - двигательный режим, включающий в себя ежедневную гимнастику до учебных занятий, при проведении которой каждый ученик может продемонстрировать свой творческий подход к подбору комплекса упражнений и музыкальному сопровождению. В рамках программы развития каждый ученик может проявить свои лидерские качества, умение держаться в группе, перед группой. Гимнастика проводится перед уроками в течение 5-7 минут в сопровождении музыки в хорошо проветренном спортивном зале. Комплекс упражнений, как правило, содержит 10-12 упражнений преимущественно динамического характера с включением основных мышечных групп.
Основная цель гимнастики - мобилизация систем организма после ночного сна, улучшение настроения учащихся, создание положительной созидательной установки на учебную деятельность, повышение общего тонуса организма.
Физкультурные паузы на уроках проводятся с целью предупреждения учебного утомления. Систематическое проведение физкультурных пауз вырабатывает двигательный стереотип, способствующий более эффективной профилактике учебного и статического утомления и более эффективному повышению умственной работоспособности.
Динамические уроки - новая форма организации общеобразовательного урока, отличающаяся от традиционной внедрением технологий интеграции учебного процесса и активной динамической нагрузки. Такие занятия предусматривают органичное сочетание процессов учебной деятельности и процессов физической активности.
Динамические уроки проходят на высоком психо-эмоциональном уровне. Детям нравится «учиться в движении». Они становятся более открытыми, более коммуникабельными. У них улучшается настроение, повышается интерес к учебе.
В процессе проведения динамических уроков в движение вовлекаются дети всего класса.
Подвижные перемены проходят с музыкальным сопровождением, на которых проводятся игры, конкурсы. Мы стараемся предоставлять больше возможности для самостоятельной активности учащихся в школе. Цель подвижных игр - снять чувство усталости, способствовать «разрядке» напряжения после урока, повысить работоспособность к последующим урокам. В целях профилактики травматизма игры проводят дежурные классы, т.е. обучающиеся, отличающиеся по возрасту, физическому развитию и степени подготовленности, при этом они проявляют свои организаторские способности.
Физкультурно-оздоровительная работа, праздники, соревнования, дни здоровья проводятся согласно программе «Здоровое олимпийское поколение», ежемесячно в школе поводятся разнообразные, интересные спортивные мероприятия:
- спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья»;
- военно-спортивный конкурс «А ну-ка, парни!» c приглашением социальных партнеров - ближние образовательные учреждения;
- ежегодные Малые спортивные предновогодние олимпиады для сельских школ, проводимые c 2006 года;
- школьный этап Всероссийской олимпиады по предмету «Физическая культура»;
- ежегодное участие обучающихся в районной Спартакиаде школьников;
- внеклассная спортивно-массовая работа в школе, которая включает в себя организацию занятий в спортивных секциях по волейболу, баскетболу, настольному теннису, шашкам, шахматам;
- физкультурно-оздоровительная работа с учащимися начальной школы, предусматривающая подвижные и спортивные игры, несложные спортивные упражнения, занятия со спортивным инвентарем на специально оборудованных площадках. Особо увлекательны занятия со скакалками (скипинг), игра в «классики». Среди подвижных игр достойное место занимают народные игры. К сожалению, современные дети не знают народные подвижные игры и не умеют в них играть, возможно, поэтому они отдают предпочтение пассивному отдыху, способствующему гипокинезии.
Используя мотивационный ресурс, при подведении итогов отмечаем лучший класс не только по спортивным результатам, но и по количеству участвующих в празднике обучающихся класса и членов семьи школьников.
При создании секций устанавливаются удобные для школьников графики работы - продолжительность работы секции не более 2 часов. Преподаватель снимает на видеокамеру либо цифровой фотоаппарат определенные занятия по волейболу, баскетболу, настольному теннису, после чего организовывает просмотр данных видеозаписей в спортивном зале с использованием компьютера, проектора и экрана либо телевизора и DVD плейера. Таким образом, каждому учащемуся предоставляется возможность оценить технико-тактические действия учащихся, выявить причины ошибок.
Организация физкультурно-оздоровительной работы в нашей сельской школе в условиях реализации ФГОС способствует:
1) широкому использованию различных форм, средств и методов физической культуры и спорта;
2) укреплению материально-технической, физкультурно-оздоровительной базы, повышению квалификации преподавателей физической культуры;
3) интеграции активной динамической нагрузки в учебный процесс на уроках русского языка, математики и др.;
4) формированию устойчивой мотивации к занятиям физической культурой и спортом, в том числе к самостоятельным формам занятий во внеурочное время;
5) внедрению дифференцированных двигательных режимов с высоким профилактическим, оздоровительным и развивающим эффектом для детей групп риска по психомоторному, физическому и функциональному развитию;
6) постоянному медицинскому контролю над физическим воспитанием учащихся с целью повышения уровня оздоровительной эффективности за счет индивидуализации физических нагрузок в соответствии с уровнем функциональных возможностей.
В результате организованной физкультурно-оздоровительной работы в нашей школе в условиях реализации требований ФГОС наблюдаются следующие позитивные изменения:
- отсутствует отрицательная динамика состояния здоровья обучающихся;
- увеличивается количество обучающихся с основной группой здоровья;
- наблюдается динамика роста показателей и уровней физической подготовленности;
- увеличилась частота проявлений инициативы обучающихся в публичном представлении результатов своего труда через подготовку презентаций, докладов, сообщений, рефератов и других образовательных продуктов;
- увеличилась мотивация обучающихся для занятий физической культурой и формированием здорового образа жизни через контроль за физической подготовленностью со стороны учащихся начальной школы при ведении спортивных дневников;
- стабильный рейтинг школы в Спартакиаде школьников муниципального уровня;
- ежегодное наличие обучающихся, в том числе учащихся 4,5,6 классов, имеющих массовые разряды, на основании единой спортивной Всероссийской классификации, выполнения разрядных нормативов;
- стабильное качество знаний по предмету физическая культура 100%;
- наличие победителей и призеров в конкурсах и соревнованиях различных уровней.
Одним из приоритетных направлений в работе педагогического коллектива является физическое воспитание, сохранение и укрепление здоровья школьников. Здоровье человека - важный показатель его личного успеха. Если у молодёжи появится привычка к занятиям спортом, будут решены такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность, она воспитает в школьнике здоровый дух, поможет ему в дальнейшем добиться успехов, быть физически подготовленным к трудностям. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь, представленная физкультурно-оздоровительной работой в нашей школе в условиях реализации требований ФГОС, является важнейшим условием формирования здорового образа жизни. Физически воспитанные школьники становятся здоровыми людьми и полноценными гражданами в обществе.
Приучая детей к активному образу жизни, через развитие физической подготовленности, мы продлим не только нашу жизнь, но и обеспечим долголетие нашего Государства.