Физическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР) средствами адаптивной физической культуры
Физическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР) средствами адаптивной физической культуры
Выявление особенности физического развития детей с задержкой психического развития (ЗПР) и определение методики адаптивной физической культуры, направленные на коррекцию двигательных нарушений данной категории детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Физическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР) средствами адаптивной физической культуры»
Исследовательская работа:
«Физическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР) средствами адаптивной физической культуры».
Авторы:
учитель физической культуры МБОУ СОШ № 9 г. Пензы - Романов Андрей Владимирович;
педагог-психолог МБОУ СОШ № 9 г. Пензы - Паршина Елена Алексеевна.
Введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования диктует внедрение новых подходов к созданию в начальной школе системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в освоении основной образовательной программы начального общего образования, нацеленной на преодоление недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию, учитывая особые образовательные потребности детей с ОВЗ.
Адаптивное физическое воспитание является относительно молодой и интенсивно развивающейся научной дисциплиной. Оно призвано обеспечить условия для полноценного формирования детей с ОВЗ.
Мы рассматриваем адаптивное физическое воспитание как важную образовательную дисциплину. Ее первостепенными задачами является укрепление здоровья детей, гармоничное физическое развитие, полноценное формирование двигательной базы.
Цель исследования - выявить особенности физического развития детей с задержкой психического развития (ЗПР) и определить методики адаптивной физической культуры, направленные на коррекцию двигательных нарушений данной категории детей.
Объект исследования – двигательное развитие детей с ЗПР.
Предмет исследования – физическое воспитание детей с ЗПР средствами адаптивной физической культуры.
Гипотеза исследования - предполагается, что применяемая комплексная методика адаптивного физического воспитания младших школьников с ЗПР, специально разработанная на основе учета их возможностей, будет способствовать улучшению показателей физического и двигательного развития данной категории детей.
Задачи исследования:
Составить психолого - педагогическую характеристику детей с ЗПР;
Определить особенности физического воспитания детей с ЗПР;
Описать подходы коррекции двигательных нарушений у детей с задержкой психического развития;
Разработать рекомендации по организации физического воспитания детей, имеющих ЗПР, средствами адаптивной физической культуры.
Все материалы нашего исследования апробированы и могут быть использованы в учебно-воспитательной работе образовательных организаций.
База исследования: МБОУ СОШ № 9 г. Пензы. В исследовании приняли участие обучающиеся 1-х классов с ОВЗ (ЗПР).
Для выявления уровня развития морфофункционального состояния детей с ЗПР мы использовали традиционные (общепринятые) тестовые задания. Подобранная батарея тестов обладает высокой диагностической эффективностью и является наиболее оптимальной для определения отставаний в развитии.
В диагностирующем эксперименте у детей с ЗПР были выявлены нарушения основных двигательных действий, связанные с координацией движений:
- недостаточная способность дифференцировать пространственные параметры движений;
- недостаточная способность к быстродействию, выражающаяся в сложности поддержания максимального темпа движений и в увеличении времени сложной двигательной реакции;
- недостаточная выраженность моторной ассиметрии (напр., отмечались неслаженные движения рук и ног);
- трудности сохранения равновесия (дети часто оступались, сходили с бревна, задевали препятствия).
Так же выявлено, что у детей страдает моторика кистей и пальцев рук. Также неоднократно возникали трудности, связанные со слабым переносом алгоритма выполнения задания на собственные движения (некоторые дети не понимали, как кидать мяч, как преодолевать препятствия и пр.).
Занятия по АФК с детьми с ЗПР проводилась во внеурочной деятельности (2 часа в неделю). Все занятия по АФК с детьми, имеющими ЗПР, включали в себя специальные коррекционные упражнения для развития общей и мелкой моторики, функций равновесия, ориентировки в пространстве, зрительно-моторной координации движений.
Используя различные методики, мы определили эффективный перечень мероприятий, направленных на укрепление здоровья, коррекцию и развитие общей и мелкой моторики у детей с ЗПР, а так же, развитие основных двигательных действий, напрямую связанных с координацией движений обучающихся 1-х классов с ЗПР.
Анализ результатов проведенных занятий по АФК показал положительную динамику в развитии физических способностей у детей с ЗПР.
Сравнительная диаграмма результатов лазания по гимнастической стенке (сек.) до и после эксперимента детей контрольной группы, участвующих в формирующем эксперименте
Контрольная диагностика формирующего эксперимента подтвердила положительную динамику по всем показателям формирующего эксперимента.
Выдвинутая в начале исследовательской работы гипотеза о том, что комплексная методика адаптивного физического воспитания младших школьников с ЗПР, разработанная на основе учета их возможностей, будет способствовать улучшению показателей физического и двигательного развития данной категории детей, подтвердилась. Необходимость коррекции недостатков двигательной сферы детей с ЗПР и положительное влияние такой работы на формирование психики детей подтверждено в исследовании.
Обобщая информацию о коррекции основных двигательных действий, следует подчеркнуть целесообразность комплексного использования различных методов: строго регламентированного упражнения (целостного, переменного), метода пассивных движений при затруднениях в обучении; методические приемы: выполнение упражнений в режиме предметного действия, музыкальное сопровождение, индивидуальные приемы обучения.
Экспериментальная проверка, разработанных методических подходов в практике адаптивного физического воспитания детей с ЗПР, показала их высокую эффективность. Результаты педагогических экспериментов, проводимых на базе МБОУ СОШ № 9 г. Пензы, констатировали положительную динамику развития основных двигательных действий, связанных с координацией движений, моторной сферы, напрямую связанной с развитием моторики кистей и пальцев рук, а так же физических качеств у детей с ЗПР 1-х классов, принимающих участие в эксперименте.
Мы пришли к выводам, о том, что можно говорить об эффективности разработанных практических рекомендаций по коррекции основных двигательных действий у детей с ЗПР средствами адаптивной физической культуры (АФК). Однако, положительная динамика в развитии возможна лишь при условии правильно организованной работы, а так же, при верном определении степени данных нарушений у ребенка, соблюдении практических рекомендаций и создании особых условий для целенаправленно организованной коррекционно-развивающей работы в образовательном процессе инклюзивного образования в школах.
Литература:
Запорожец, A.B. Избранные психологические труды. В 2-х т. Т.2. Развитие произвольных движений / под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. - М.: Педагогика, 1986 - 296 с.
Коровина И.А. Содержательные основы методики коррекции основных двигательных действий у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития //Современные проблемы науки и образования. - 2010 - № 6 (приложение "Педагогические науки"). - С. 4.
Подвижные игры для детей с нарушениями в развитии / под ред. Л.В. Шапковой. СПб.: Детство-Пресс, 2002 - 160 с.
Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник. В 2 т. Т.2. Содержание и методики адаптивной физической культуры и характеристика ее основных видов / под ред. проф. С.П. Евсеева. — М.: Советский спорт, 2005 - 448 с.