kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Физическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР) средствами адаптивной физической культуры

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выявление особенности физического развития детей с задержкой психического развития (ЗПР) и определение методики адаптивной физической культуры, направленные на коррекцию двигательных нарушений данной категории детей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Физическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР) средствами адаптивной физической культуры»



Исследовательская работа:

«Физическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР) средствами адаптивной физической культуры».


Авторы:

учитель физической культуры МБОУ СОШ № 9 г. Пензы - Романов Андрей Владимирович;

педагог-психолог МБОУ СОШ № 9 г. Пензы - Паршина Елена Алексеевна.




Введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования диктует внедрение новых подходов к созданию в начальной школе системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в освоении основной образовательной программы начального общего образования, нацеленной на преодоление недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию, учитывая особые образовательные потребности детей с ОВЗ.

Адаптивное физическое воспитание является относительно молодой и интенсивно развивающейся научной дисциплиной. Оно призвано обеспечить условия для полноценного формирования детей с ОВЗ.

Мы рассматриваем адаптивное физическое воспитание как важную образовательную дисциплину. Ее первостепенными задачами является укрепление здоровья детей, гармоничное физическое развитие, полноценное формирование двигательной базы.

Цель исследования - выявить особенности физического развития детей с задержкой психического развития (ЗПР) и определить методики адаптивной физической культуры, направленные на коррекцию двигательных нарушений данной категории детей.

Объект исследования – двигательное развитие детей с ЗПР.

Предмет исследования – физическое воспитание детей с ЗПР средствами адаптивной физической культуры.

Гипотеза исследования - предполагается, что применяемая комплексная методика адаптивного физического воспитания младших школьников с ЗПР, специально разработанная на основе учета их возможностей, будет способствовать улучшению показателей физического и двигательного развития данной категории детей.

Задачи исследования:

  1. Составить психолого - педагогическую характеристику детей с ЗПР;

  2. Определить особенности физического воспитания детей с ЗПР;

  3. Описать подходы коррекции двигательных нарушений у детей с задержкой психического развития;

  4. Разработать рекомендации по организации физического воспитания детей, имеющих ЗПР, средствами адаптивной физической культуры.

Все материалы нашего исследования апробированы и могут быть использованы в учебно-воспитательной работе образовательных организаций.

База исследования: МБОУ СОШ № 9 г. Пензы. В исследовании приняли участие обучающиеся 1-х классов с ОВЗ (ЗПР).

Для выявления уровня развития морфофункционального состояния детей с ЗПР мы использовали традиционные (общепринятые) тестовые задания. Подобранная батарея тестов обладает высокой диагностической эффективностью и является наиболее оптимальной для определения отставаний в развитии.

В диагностирующем эксперименте у детей с ЗПР были выявлены нарушения основных двигательных действий, связанные с координацией движений:

- недостаточная способность дифференцировать пространственные параметры движений;

- недостаточная способность к быстродействию, выражающаяся в сложности поддержания максимального темпа движений и в увеличении времени сложной двигательной реакции;

- недостаточная выраженность моторной ассиметрии (напр., отмечались неслаженные движения рук и ног);

- трудности сохранения равновесия (дети часто оступались, сходили с бревна, задевали препятствия).



Так же выявлено, что у детей страдает моторика кистей и пальцев рук. Также неоднократно возникали трудности, связанные со слабым переносом алгоритма выполнения задания на собственные движения (некоторые дети не понимали, как кидать мяч, как преодолевать препятствия и пр.).

Занятия по АФК с детьми с ЗПР проводилась во внеурочной деятельности (2 часа в неделю). Все занятия по АФК с детьми, имеющими ЗПР, включали в себя специальные коррекционные упражнения для развития общей и мелкой моторики, функций равновесия, ориентировки в пространстве, зрительно-моторной координации движений.

Используя различные методики, мы определили эффективный перечень мероприятий, направленных на укрепление здоровья, коррекцию и развитие общей и мелкой моторики у детей с ЗПР, а так же, развитие основных двигательных действий, напрямую связанных с координацией движений обучающихся 1-х классов с ЗПР.

Анализ результатов проведенных занятий по АФК показал положительную динамику в развитии физических способностей у детей с ЗПР.

Сравнительная диаграмма результатов лазания по гимнастической стенке (сек.) до и после эксперимента детей контрольной группы, участвующих в формирующем эксперименте

Контрольная диагностика формирующего эксперимента подтвердила положительную динамику по всем показателям формирующего эксперимента.

Выдвинутая в начале исследовательской работы гипотеза о том, что комплексная методика адаптивного физического воспитания младших школьников с ЗПР, разработанная на основе учета их возможностей, будет способствовать улучшению показателей физического и двигательного развития данной категории детей, подтвердилась. Необходимость коррекции недостатков двигательной сферы детей с ЗПР и положительное влияние такой работы на формирование психики детей подтверждено в исследовании.

Обобщая информацию о коррекции основных двигательных действий, следует подчеркнуть целесообразность комплексного использования различных методов: строго регламентированного упражнения (целостного, переменного), метода пассивных движений при затруднениях в обучении; методические приемы: выполнение упражнений в режиме предметного действия, музыкальное сопровождение, индивидуальные приемы обучения.

Экспериментальная проверка, разработанных методических подходов в практике адаптивного физического воспитания детей с ЗПР, показала их высокую эффективность. Результаты педагогических экспериментов, проводимых на базе МБОУ СОШ № 9 г. Пензы, констатировали положительную динамику развития основных двигательных действий, связанных с координацией движений, моторной сферы, напрямую связанной с развитием моторики кистей и пальцев рук, а так же физических качеств у детей с ЗПР 1-х классов, принимающих участие в эксперименте.

Мы пришли к выводам, о том, что можно говорить об эффективности разработанных практических рекомендаций по коррекции основных двигательных действий у детей с ЗПР средствами адаптивной физической культуры (АФК). Однако, положительная динамика в развитии возможна лишь при условии правильно организованной работы, а так же, при верном определении степени данных нарушений у ребенка, соблюдении практических рекомендаций и создании особых условий для целенаправленно организованной коррекционно-развивающей работы в образовательном процессе инклюзивного образования в школах.

Литература:

  1. Запорожец, A.B. Избранные психологические труды. В 2-х т. Т.2. Развитие произвольных движений / под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. - М.: Педагогика, 1986 - 296 с.

  2. Коровина И.А. Содержательные основы методики коррекции основных двигательных действий у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития //Современные проблемы науки и образования. - 2010 - № 6 (приложение "Педагогические науки"). - С. 4.

  3. Подвижные игры для детей с нарушениями в развитии / под ред. Л.В. Шапковой. СПб.: Детство-Пресс, 2002 - 160 с.

  4. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник. В 2 т. Т.2. Содержание и методики адаптивной физической культуры и характеристика ее основных видов / под ред. проф. С.П. Евсеева. — М.: Советский спорт, 2005 - 448 с.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Автор: Романов Андрей Владимирович, Паршина Елена Алексеевна

Дата: 08.10.2021

Номер свидетельства: 588170


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства