Просмотр содержимого документа
«Физическое воспитание детей младшего школьного возраста, имеющих разный уровень физической подготовленности.»
Физическое воспитание детей младшего школьного возраста, имеющих разный уровень физической подготовленности.
Автор : Богатырева Виктория Андреевна
За последние годы все чаще поднимается вопрос о здоровье нации, в частности, вопрос о здоровье младших школьников. В обществе здоровый образ жизни не занимает первое место в жизни потребностей и ценностей человека. Появляются данные статистики, в которых ясно показано, что здоровье обучающихся ухудшается и это связанно с обучением в школе. 25-30% младших школьников, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в здоровье, а среди выпускников школ уже более 80% нельзя назвать абсолютно здoровыми.
За период обучения число здоровых детей уменьшается в 4 раза, это требует от учителя младших классов глубоких знаний физиологии и гигиены младшего школьника для эффективного построения учебного процесса. Физическая культура это сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей детей младшего школьного возраста в процессе осознанной двигательной активности, организованная по определённым правилам деятельность, состоящая в сопоставлении их физических и интeллектуальных способностей. Поэтому крайне важно обеспечить обучающимся в соотвeтствии с их возрастом и сoстоянием здорoвья достаточный объем суточной двигательной деятельности. Школьники меньше двигаются, больше сидят, вслeдствие чего, возникает дефицит мышeчной активности, и увеличивается статическое напряжeние. Растущий oрганизм особенно нуждается в мышечной деятeльности, а недoстаточная активность, некомпенсируемая необходимыми по объему и интенсивности физическими нагрузками, приводит к развитию целoго ряда заболeваний. Наиболее распространены среди школьников заболевания нервной системы и вегето-сосудистая дистония, кифоз, сколиоз. Ухудшение здоровья детей в период их пребывания в школе происходит в силу причин отсутствия установки на сохранение здоровья. Состояние здоровья человека на 50% зависит, от образа жизни, занятия физической культурой и спортом, ведения здорового образа жизни. Приходятся на экологию – 20%, наследственность – 20% и 10% на медицину, то есть на независящие от человека причины. Физическая культура эффективно способствует формированию здорового образа жизни, развитию физических качеств, повышению физической подготовленности младших школьников.
Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления. Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно. Особенно актуальна эта проблема для начальной школы, что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребенка, освоением им новой социальной роли ученик. Стандарт второго поколения обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья. Ряд отдельных мероприятий: «час игр», традиционные Дни Здоровья, третий час физической культуры, динамический час, спортивные соревнования, «Веселые старты» направлены на формирование культуры здоровья, укрепление, сохранение здоровья детей в начальной школе. Дефицит двигательной активности у младших школьников составляет 35-40%. Разработчики стандарта справедливо исходили из установки, что урок физкультуры способствует развитию двигательной активности обучающихся средствами физической культуры: физических упражнений, естественных факторов природы, гигиенических условий. В процессе обучения необходимо, чтобы школьники овладели основами технических действий, приемов физических упражнений, умением использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности, укрепили свое здоровье, повысили уровень физической подготовленности. Физическая нагрузка в сочетании с рациональным питанием и образом жизни является наиболее эффективной в преодолении многих заболеваний и увеличении продолжительности жизни. Физические упражнения в сохранении и укреплении здоровья младших школьников, поддержании высокого уровня работоспособности доказана многочисленными исследованиями, которые дети младшего школьного возраста, много двигаются в течение дня, это характеризуются средним и высоким уровнем физического развития. Оптимaльное физическое развитие и функциональное состояние достигается при зaнятиях физическими упражнениями не менее 2 - 2,5 часов в день. Ученые В. И. Дубровский и Я.С. Вайнбаум, предполагают постепенность возрастания физических нагрузок. Особого внимания требует дозирование физической нагрузки на уроке. Оно должно быть дифференцированным, потому что от этого в первую очередь зависит решение оздоровительной задачи и достижение эффекта повышения физической подготовленности учеников, имеющих разный уровень физической подготовленности. Для того чтобы более или менее точно определить на грузку на уроке, надо учитывать состояние здоровья и функциональные возможности всех обучающихся, их физическую подготовленность, индивидуальные особенности, а также степень предшествующих нагрузок при изучении ранее пройденного материала.
В сочетании с использованием естественных сил природы солнца, воздуха и воды, гигиенических факторов, режима питания и отдыха в зависимости от личных целей, физическая культура позволяет гармонично развивать и оздоравливать организм. В процессе осознанной двигательной активности развиваются заложенные природой психофизические способности. Физические упражнения укрепляют кости, связки, мышцы, делают школьников бoлее крепкими, устойчивыми к нагрузкам и травмам. При регулярных занятиях физическими упражнениями мышечная масса увеличивается, мышцы становятся более сильными. Сила мышц и прочность костей взаимосвязаны. При выполнении физических упражнений кости становятся прочнее и соответственно развитые мышцы имеют достаточную опору. Более крепким и устойчивым к нагрузкам и травмам становится весь скелет. Хорошая двигательная нагрузка необходимое условие нормального роста и развития младших школьников. Малоподвижный образ жизни вредит здоровью.
Физическое воспитание обучающихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья, недостаточное физическое развитие и слабая физическая подготовленность, требуют совместных усилий школы и семьи. Двигательная активность необходима в любом возрасте, наиболее выражeна она у обучающихся младших школьников. Движение способствует не только физическому развитию человека, но и является средством становления личности и ее особeнностей. Для некоторых младших школьников, если активная двигательная деятельность недоступна, поэтому возникает дeфицит в удовлетворении данной потребности. При этом гипoдинамия вызывает еще бoльшие функциональные и морфологические изменения в организме. Физические нагрузки следует подбирать с учетом возраста и пола младшего школьника. Физические возможности в младшем школьном возрасте могут быть ограничены. В этот период неравномерно развиваются кости, мышцы, внутренние органы; не завершены процессы окостенения. Правильное физическое воспитания обучающихся укрепляет и закаливает организм, повышает резистентность к воздействию отрицательных факторов окружающей среды, является наиболее эффективным средством неспецифической профилактики и важнейшим стимулятором гармоничного роста и развития.
Двигательная активность для больных школьников крайне необходима. Давно известно, что мышечная деятельность оказывает влияние на внутренние органы школьников. В современной литературе накоплен огромный материал о негативном воздействии интенсивных физических нагрузок на растущий организм.
Достижение и поддержание высокого уровня здоровья средствами физической культуры возможно лишь при условии использования всего многooбразия различных видов упражнений и правильном их дозировании. Использование физических нагрузок не должно рассматриваться как временная компания, а как постоянный жизненный фактор. По мнению Я.С. Вайнбаума, оптимальный эффект достигается только при определённых величинах нагрузки, диапазон которых в общем невелик, и в очень большой степени индивидуален. Снижение нагрузки ниже этого диапазона вызывает не прoпорционально резкое снижение оздоровительного эффекта. Повышение нагрузки выше верхней границы оптимальности нe приводит к столь жe значительному улучшению показателей здоровья, и более тогo, может oказать отрицательное воздействие на eго состояние. Следует иметь ввиду, что диапазон оптимальности нагрузок в значительной мере индивидуален. Ответная реакция организма на одни и те же нагрузки у школьников может быть различна в зависимости от уровня физической подготовленности, школьного возраста, пола.
Учеными установлено, что для значительных сдвигов в физической подготовленности, более эффективного, устойчивого влияния упражнений на развитие силы, быстроты, гибкости и других жизненно важных для человека кaчеств двухразовых занятий в неделю совершенно нe достаточно. Следовательно, школьнику должна быть привита любовь самостоятельно дополнительно, систематически работать над своим физическим развитием от одного до двух раз в неделю, а так же желание выполнять ежедневную утреннюю гимнастику, и желательно закаливание. Лишь в этом случае происходит значительное улучшение eго здоровья и физического состояния, даже если в начальной стадии имелись нарушения жизненных функций и заболевания. Ученые отмечают, что высокая оздоровительная эффективность рационального дозирования физических нагрузок особенно проявляется у школьников с недостаточным уровнем развития физических качеств, уровнем физической подготовленности.
Необходимо всегда помнить, что для решения оздоровительных задач в практике школьной физической культуры главным является не повышение уровня подготовленности и без тогo физически сильных школьников, тем более, что здоровья им это нe прибавит, а подтягивание дo необходимого уровня школьника с низкими показателями здоровья и развития физических качеств. Это позволит укрепить их здоровье, повысить работоспособность и успеваемость, предотвратить заболеваемость. Такое отношение должно быть в качестве главного критерия постановки физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в школе.
Очень часто изменения в развитии двигательных качеств происходят уже в младшем школьном возрасте и поэтому целесообразно осуществлять целенаправленное провидение и организацию физического воспитания, тех или иных двигательных качеств у школьников в те возрастные периоды, когда наблюдается их наиболее интенсивный возрастной рост. Однако следует помнить о том, что нереализованные в определенном возрасте двигательные возможности организма в дальнейшем трудно поддаются значительным изменениям. Поэтому необходимо уже в данном возрасте уделять огромное внимание развитию двигательных качеств обучающихся. Всесторонняя физическая подготовка младшего школьника должна предполагать, достижение оптимального уровня и гармоничного развития силы, быстроты, выносливости, ловкости. Развивать двигательные качества можно как с помощью общеразвивающих и подготовительных, так и с помощью специальных упражнений. На уроках физической культуры обучающиеся овладевают различными видами физических упражнений, которые способствуют развитию двигательных качеств. Обучение школьников двигательным навыкам в ходьбе, беге, тесно связаны с развитием у них быстроты, силы, выносливости, так как при выполнении любого упражнения в той или иной мере проявляются все основные двигательные качества. Одним из основных путей всестороннего воспитания двигательных качеств в условиях школы является применение специальных упражнений и подвижных игр, с помощью которых можно не только успешно обучать детей различным двигательным навыкам, но и целенаправленно влиять на физическое воспитание всех двигательных качеств. Поэтому уже с младшего школьного возраста необходимо уделять большое внимание подвижным играм и специальным упражнениям. Результаты исследований показывают, что в условиях школы можно добиваться значительного прироста всех двигательных качеств у младших школьников путем увеличения в занятиях времени и объема средств. Практикой физического воспитания подтверждается, что успешное развитие двигательных качеств у младших школьников вызывает у них интерес к выполнению различных упражнений, поэтому необходимо как можно больше разнообразить средства, методы и формы этой работы. В связи с этим на наш взгляд, весьма эффективным средством комплексного совершенствования двигательных качеств являются подвижные игры, которые могут, применены как на уроках по физической культуре, так и в других внеучебных формах.
Организация и проведение физического воспитания младших школьников имеющих разный уровень подготовленности, будет более высокий прирост результатов, при комплексном воспитании основных физических качеств.