kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Этапы формирования техники метания мяча (гранаты) и её усвоение учащимися (1-11 классы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе отражены все этапы формирования и овладения техникой метания мяча (гранаты) по возрастным группам. Также представлено описание данной техники.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Этапы формирования техники метания мяча (гранаты) и её усвоение учащимися (1-11 классы)»

Этапы формирования техники метания мяча (гранаты)

и её усвоение учащимися (1-11 классы)


Метание малого мяча и гранаты по структуре похожи и состоят из трёх фаз:

• хват мяча, гранаты и разбег;

• финальное усилие (бросок);

• торможение (сохранение равновесия после броска)

Хват мяча: мяч держится фалангами пальцев метающей руки; три пальца (указательный, средний и безымянный) размещены сзади мяча, а мизинец и большой палец поддерживают его сбоку; мяч к ладони не прижимается.

Хват гранаты: Важно держать гранату таким образом, чтобы ручка снаряда упиралась основанием в мизинец учащегося. Сам мизинец в это время должен быть согнут и максимально прижат к ладони. Остальные пальцы должны плотно охватывать нижнюю половину ручки гранаты, большой палец расположен вдоль оси ручки. Перед началом разбега учащийся держит мяч, гранату (снаряд) над плечом в согнутой руке, локоть которой находится на уровне уха. Такое положение метающей руки считается самым эффективным перед выполнением второй части разбега и подготовки к броску.

Разбег: Разбег выполняется в равномерно-ускоренном ритме и состоит из двух частей: от старта до контрольной отметки и от контрольной отметки до планки. Длина разбега зависит от индивидуальных особенностей школьника. И может доходить до 20 метров.

Первая часть разбега (предварительная) начинается от исходного положения до контрольной отметки. Задача этой части состоит в том, чтобы набрать первоначальную скорость и точно попасть левой ногой на контрольную отметку. Разбег выполняется обычным беговым шагом на передней части стопы. Длина разбега составляет 6-12 беговых шагов. Используя чётное количество шагов, учащийся попадает левой ногой на контрольную отметку.

Вторая часть разбега (заключительная) зависит от скорости продвижения, длины шагов и способа остановки после броска. Она начинается от контрольной отметки и заканчивается местом, где выполняется финальное усилие, поэтому вторая часть разбега называется подготовкой к броску(финальному усилию). Задача второй части состоит в отведении снаряда (мяч, граната) для выполнения его «обгона» и в поддержании оптимальной скорости перед финальным движением. Шаги в этой части разбега называются бросковыми и выполняются с небольшим ускорением. Отведение снаряд выполняется на четыре бросковых шага. Попадая на контрольную отметку левой ногой, учащийся выполняет первый бросковый шаг правой. Стопа ставится на носок прямо по ходу движения, положение таза остается прежним, как в первой части разбега. Но начинается поворот плеч направо и постепенное отведение назад согнутой в локтевом суставе правой руки с снарядом. Левая рука, согнувшись в локтевом суставе, движется вперед. Второй шаг левой ногой с носка сопровождается дальнейшим поворотом плеч направо и полным выпрямлением правой руки с снарядом, поворотом таза направо. Кисть руки с снарядом находится чуть выше одноименного (правого) плеча. Для поддержания скорости туловище находится в вертикальном положении. Подбородок находится у левого плеча. Движения ногами должны быть активными, пружинистыми и выполняться подобно убеганию от снаряда. После второго шага заканчивается полное отведение руки с снарядом.

Третий, предпоследний шаг называется «скрестным». Он является связующим звеном между предварительной и финальной частью разгона снаряда. Основная задача «скрестного» шага заключается в «обгоне» снаряда и выносе левой ноги вперед при постановке правой ноги на опору.

«Скрестный» шаг выполняется путем энергичного отталкивания левой и махом правой ноги. Правая нога быстро выносится вперед и ставится с пятки развернутым носком наружу; плечи и таз поворачиваются вправо; туловище наклоняется вправо – назад; правая рука с мячом прямая ладонью кверху на уровне плеч, левая рука согнута в локтевом суставе и расположена перед грудью. Заканчивая «скрестный» шаг, стопа правой ноги с пятки и внешнего свода становится на всю стопу под углом 30 градусов к линии разбега. При выполнении «скрестного» шага опережение ног и таза верхней части туловища и руки с снарядом ещё больше увеличивается по сравнению со вторым шагом. Таким образом, происходит «обгон» снаряда, в результате которого выполняется натяжение мышечных групп, участвующих в финальном усилии.

Четвертый бросковый шаг выполняется активной стопорящей постановкой прямой левой ноги вперед с пятки и внутренней стороны стопы носком внутрь. Рука с снарядом и ось плеч находятся на одной прямой с линией разбега.

Финальное усилие (бросок): как только прямая левая нога касается пяткой и внутренней стороной стопы (большим пальцем ноги) линии разбега, начинается поворот стопы правой ноги пяткой наружу, а бедром внутрь направления разбега с одновременным разгибанием ноги в колене. С этого момента начинается «захват» снаряда. Элемент «захвата» необходим для натяжения мышц туловища и метающей руки, участвующих во время выпуска снаряда.

После «захвата» правая рука с снарядом сгибается в локтевом суставе, а предплечье и кисть, оказываясь сзади головы и плеча, супинируется. Левая рука при этом начинает отводиться влево и пронируется. Разгибание ноги в колене продвигает таз вперед – вверх, опережая плечи.

Выпрямив правую ногу и повернув правую часть таза вперед – вверх, учащийся, осуществляя «тягу» снаряда, выходит грудью вперед, выводит правый локоть вперед – вверх и переходит в положение «натянутого лука», названное по причине внешнего сходства, где правая рука со снарядом, прогнутое туловище и правая нога образует дугу. Затем, путем сокращения растянутых мышц, происходит разгибание туловища и движение грудью вперед. Из этого положения правая нога продолжает распрямляться в колене и стопе, левая, упираясь в пол (грунт), способствует продвижению таза вверх - вперед и сохраняет натяжение мышц всего тела. Метающая рука с снарядом двигается через плечо мимо уха, ещё более сгибаясь в локтевом суставе, оставляя предплечье и кисть с снарядом как бы волочащимся сзади. Эти действия влияют на увеличение пути приложения силы к снаряду и начальной скорости его вылета. Одновременно с движением тела учащийся вперед-вверх, левая рука начинает двигаться за спину локтем назад, ладонью наружу (пронация), способствуя продвижению вперед туловища. При приближении локтя метающей руки к уху, плечи закончили поворот в направлении метания и начинают резкое движение вперед. Метающая рука, проходя над плечом, выпрямляется в локтевом суставе и хлестообразным движением кисти выбрасывает снаряд. Левая нога в момент броска стопорит движение и полностью выпрямлена. Все элементы финального усилия выполняются как единое движение. Эффективность броска зависит от последовательности торможения звеньев тела в финале, начиная с нижних и заканчивая верхними, для передачи общего количества движения в снаряд.

Торможение (сохранение равновесия после броска): после выпуска снаряда для погашения инерции движения учащийся выполняет перескок с левой ноги на правую перед дугой, ограничивающей место выполнения броска. Перескок выполняется за счет поворота туловища правым боком, постановкой правой ноги под углом 45 градусов и сгибанием в коленном суставе.

Обучение технике метания малого мяча с места.

Перед началом метания учащийся стоит полубоком к направлению метания: левая нога на шаг впереди носком внутрь под углом около 30° к линии метания, правая — с разворотом стопы носком наружу под углом 45—60 ° пяткой на линии; мяч в согнутой правой руке на уровне головы; левая рука полусогнута впереди несколько ниже плечевого пояса. Далее, поворачивая плечи вправо, надо выпрямить правую руку и отвести мяч назад на уровень правого плеча или немного ниже, ладонь повернута вверх. Туловище при этом несколько наклоняется вправо и масса тела переносится на правую ногу, левая рука слегка согнута и направлена в сторону метания, в направлении метания повернута и голова. Не задерживаясь в этом положении, ученик выполняет метание с места.

Финальное усилие (бросок) начинается с поворота и разгибания правой ноги, в результате чего таз разворачивается в направлении метания и проталкивается вперед на упругую левую ногу. Одновременно с этим метающая рука, несколько сгибаясь в локтевом суставе, поворачивается локтем наружу, что способствует правильной работе ее мышц (так называемый за-хват снаряда). Напряжение мышц передней поверхности туловища в результате работы ног и захвата снаряда создает условия для эффективной их работы в финальном усилии. Сокращение мышц туловища ускоряет движение его верхней части вперед и поворот плечевого пояса вокруг оси левая нога — левое плечо. Тяга снаряда при броске происходит за счет движения правого плеча в сочетании с выносом вперед локтя и с некоторым запаздыванием кисти. Это движение заканчивается хлестообразным махом руки, для которого характерно сначала движение локтя вперед-вверх за счет сгибания руки вперед-вверх в плечевом суставе, а затем быстрый мах предплечьем и кистью за счет про-нации в плечевом и разгибания в локтевом суставах, заканчивающийся сгибанием влучезапястном суставе. Мяч выпускается под углом 40 – 45 градусов.

Метание теннисного мяча в цель производится с расстояния 6 метров в закрепленный на стене гимнастический обруч диаметром 90 см. Нижний край обруча находится на высоте 2 метра от пола. Для метания теннисного мяча в цель используется мяч весом 57 грамм.

Участнику предоставляется право выполнить пять попыток. Засчитывается количество попаданий в площадь, ограниченную обручем.

Техника выполнения испытания.

Описание техники приводится для человека, выполняющего метание правой рукой. Левша выполняет то же упражнение с другой руки и ноги.

Исходное положение – участник стоит в стойке ноги врозь, левая нога впереди правой, правая – на передней части стопы, лицом к мишени.

Мяч в правой, несколько согнутой руке, кисть на уровне лица, левая рука направлена вперед-вниз. Отводя правую руку вправо-назад и слегка сгибая правую ногу, немного наклонить туловище вправо, упираясь стопой прямой левой ноги в площадку, носок развернут внутрь.

Из этого положения, быстро разгибая правую ногу и перенося массу тела на левую, выполнить бросок, пронося кисть правой руки над плечом.

Ошибки, при которых выполнение не засчитывается:

- участник совершил заступ за линию метания.

Правила соревнований метания мяча, гранаты.

Соревнования по метанию мяча, гранаты проводятся от контрольной линии в поле, в специально размеченном коридоре шириной 10 метров. Каждому участнику дается 3 попытки. Засчитывается лучший результат. Метание снаряда выполняется с места или с разбега. Лучший результат измеряется от места приземления спортивного снаряда рулеткой в метрах и сантиметрах до контрольной линии. В соревнованиях по метанию бригада судей состоит из старшего судьи, судей-измерителей и секретаря.

Участник не имеет права: приступать к метанию без вызова судьи, находиться в секторе для приземления мяча без разрешения судьи. Разрешение на выполнение участником каждой попытки подается старшим судьей командой «Можно!» с одновременной отмашкой белым флажком. На выполнение каждой попытки после команды «Можно!» участник должен затратить не более 1 минуты. Контроль времени (от команды «Можно!» до момента начала выполнения броска) осуществляет судья-секретарь. Бросок засчитывается после команды старшего судьи «Есть!», которую он подает в том случае, если спортивный снаряд упал между границ коридора и при условии, что участник не нарушил правил метания, команду «Есть!» судья сопровождает поднятием белого флажка вверх, что является сигналом для отметки результата. Результат не засчитывается, если участник заступил за контрольную линию или мяч при метании приземлился вне коридора.

Метание проверяет координационные, скоростно-силовые способности.

3. Первый этап.

Подготовка учащихся к усвоению метания малого мяча в цель с 6 метров.

  1. Возрастная группа – 1-2 класс.

  2. Цель этапа: обеспечить готовность учащихся класса усвоить технику предстоящего изучения двигательного действия.

  3. Задачи этапа:

  • Определить возможности школьников усвоить изучаемое двигательное действие.

  • Выявить основные группы учащихся, чтобы дифференцировать процесс обучения.

  • Сформировать у учащихся базовые двигательные координации, необходимые для создания двигательного умения выполнить изучаемое физическое упражнение в целом по общей схеме.

  • Развивать двигательные качества доминирующие в двигательном действии до требуемого уровня.

  1. Показатели результативности взаимодействия педагога и обучающихся (динамика положительных результатов в рамках данного этапа обучения):

  • В процессе совместной деятельности были решены поставленные задачи.

  • Дети проявляют интерес к предложенным видам деятельности.

  • Наличие широких устойчивых представлений у детей об элементах метания малого мяча в цель.

  1. Средства: физические упражнения: ОРУ, подводящие, подготовительные.

  2. Методы обучения: словесное воздействие, показ, игровой.

  3. Средства контроля: визуальный.

  4. Методы контроля: по технике владения метания мяча в цель.

  5. Способы оценивания: индивидуальный.



Второй этап.

Формирование умения выполнять метание мяча с места на дальность.

  1. Возрастная группа – 3-4 класс.

  2. Цель этапа: обеспечить усвоение двигательного действия, умение выполнить его, соблюдая общий рисунок, схему.

  3. Задачи этапа:

  • Создать представление об изучаемом двигательном действии.

  • Сформировать у учащихся установку овладеть техникой метания мяча с места на дальность.

  • Выполнить метание мяча с места на дальность по частям.

  • Овладеть общим ритмом действия.

  • Определить типичные затруднения учащихся при метании мяча.

  1. Показатели результативности взаимодействия педагога и обучающихся (динамика положительных результатов в рамках данного этапа обучения):

  • Правильное выполнение техники метания мяча с места на дальность.

  1. Средства: подводящие, имитационные физические упражнения.

  2. Методы обучения: наглядный, словесный.

  3. Средства контроля: визуальный.

  4. Методы контроля: по технике владения метания мяча с места на дальность, норматив ГТО.

  5. Способы оценивания: сопоставительный.

Третий этап.

Формирование двигательного навыка «Метание малого мяча с 3-4 шагов».

  1. Возрастная группа – 5-6-7 класс.

  2. Цель этапа: сформировать умение у учащихся технически правильно и свободно выполнять метание малого мяча с 3-4 шагов в целом с соблюдением соответствующих временных, динамических и пространственных характеристик.

  3. Задачи этапа:

  • Добиться детального усвоения отдельных элементов техники в процессе целостного выполнения изучаемого двигательного действия.

  • Устранить типичные ошибки, допускаемые учащимися при усвоении техники данного двигательного действия.

  • Обеспечить правильное выполнение метания малого мяча с 3-4 шагов с соблюдением ритмических характеристик.

  1. Показатели результативности взаимодействия педагога и обучающихся (динамика положительных результатов в рамках данного этапа обучения): четкое и правильное выполнение техники метания малого мяча с 3-4 шагов с улучшением личного результата.

  2. Средства: специальные упражнения.

  3. Методы обучения: наглядный, словесный.

  4. Средства контроля: визуальный.

  5. Методы контроля: по технике метания малого мяча с 3-4 шагов.

  6. Способы оценивания: нормативный.

Четвертый этап

Закрепление освоенного двигательного действия «Метания мяча с разбега» (после того как двигательный навык сформирован в соответствии с типовой техникой).

  1. Возрастная группа – 8-9 класс.

  2. Цель этапа: достичь стабильности выполнения двигательного действия при повторном упражнении.

  3. Задачи этапа:

  • Добиться стабильности исполнения изучаемого двигательного действия с акцентом на воспроизведение его характерного ритма, динамических и пространственных характеристик.

  • Сохранить стабильность техники при повторном выполнении и сокращении обычного интервала отдыха между упражнениями.

  1. Показатели результативности взаимодействия педагога и обучающихся (динамика положительных результатов в рамках данного этапа обучения): снижение технических ошибок при выполнении или полное их отсутствие.

  2. Средства: специальные упражнения.

  3. Методы обучения: наглядный, словесный.

  4. Средства контроля: визуальный.

  5. Методы контроля: по технике метания мяча с разбега.

  6. Способы оценивания: сопоставительный, нормативный.

Пятый этап.

Формирование умения использовать знания техники метания гранаты с разбега, двигательные и инструктивные навыки в процессе самостоятельных занятий физической культурой и спортом.

  1. Возрастная группа – 10-11 класс.

  2. Цель этапа: формировать умение использовать специальные знания, двигательные и инструктивные умения в процессе самостоятельных занятий физической культурой и спортом.

  3. Задачи этапа:

  • Положительная мотивация, связанная с самостоятельными занятиями физической культурой и спортом.

  • Знания инструктивно-методической направленности (место двигательного действия в структуре других элементов, профилактика травматизма, объем и интенсивность физической нагрузки, сведения о самоконтроле, последовательность выполнения физических упражнений на занятиях индивидуальных и групповых).

  • Формирование навыков самоконтроля, взаимоконтроля, научить школьников самоанализу и самооценке результатов своей деятельности.

  1. Средства: специальные упражнения.

  2. Показатели результативности взаимодействия педагога и обучающихся (динамика положительных результатов в рамках данного этапа обучения): умение находить, определять и исправлять ошибки в технике метания гранаты с разбега.

  3. Методы обучения: наглядный, словесный.

  4. Средства контроля: визуальный.

  5. Методы контроля: уметь организовывать места занятий, подобрать инвентарь, применить их в конкретных условиях.

  6. Способы оценивания: сопоставительный, нормативный.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Этапы формирования техники метания мяча (гранаты) и её усвоение учащимися (1-11 классы)

Автор: Грачев Иван Владимирович

Дата: 23.08.2021

Номер свидетельства: 585662


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства