Материал эссе - это выступление на педагогическом совете. В эссе описана методика применения музыкального сопровождения на уроках физической культуры. Цель использования музыки - повысить эмоциональный настрой на урок и привить интерес к урокам физкультуры. Как правило, музыкальное сопровождение обогащает урок физической культуры, делает его насыщеннее, интереснее, повышает эмоциональное состояние учащихся. Одним из нововведений в процессе занятий является использование фоновой музыки а уроках оздоровительной гимнастики.
В эссе представлен материал - влияние разной музыки на здоровье учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Эссе "Музыка на уроках физической культуры"»
Влияние музыки на человека.
Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. В древние века музыкально-медицинские центры лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечно-сосудистой системы. Музыка влияла на интеллектуальное развитие. Ускоряя рост клеток, отвечающих за интеллект человека. Не случайно, занятия математикой в пифагорейской школе проходили под звуки музыки, повышающей работоспособность и умственную активность мозга. Музыкой можно изменять развитие: ускорять рост одних клеток, замедлять рост других. Но главное, музыкой можно влиять на эмоциональное самочувствие человека. Эмоциональное воздействие гармоничных звуковых сочетаний усиливается многократно, если человек обладает тонкой слуховой чувствительностью. Обострённое слуховое восприятие окрашивает эмоциональные переживания в яркие и глубокие тона. Прослеживая гармонию, антологию музыки, которая звучала ранее, в древности, и сейчас, что же мы видим? Раньше музыка состояла практически из звуков, скажем, флейты, звучали высокие частоты. Высокие голоса, не было ритмически подчёркнутого рисунка. Он был и не нужен. Люди были чувствительны и сами улавливали ритм. В дальнейшем же, поскольку здоровье человека стало заметно ухудшаться, подпитки потребовали уже теперь нижние центры, и музыка стала соответственно изменяться. Людям потребовалась музыка, в которой уже не было места высоким частотам, был главным ритм-поп, рок, техно, сама тема как бы исчезала. А для этих вот звуков-ритмов вполне годились нижние центры, более грубые. Вскоре и вовсе у многих перестали «работать» верхние центры, они как бы заглохли, «замусорились», не могли уже различать тонкую, связанную с небом мелодию, потому и перестала многим нравиться классическая музыка, каналы для восприятия которой были забиты нездоровьем тела, его болезнями. Человек лишался высоких вибраций, просто не способен был уже и воспринимать произведения гениев, в творениях своих связанных с вселенскими высокими вибрациями. Изучению воздействия музыки на человека посвятил много сил известный русский физиолог В.М.Бехтерев. Особое внимание он уделил ритму как важному компоненту музыки. Не надо думать, если барабана нет, значит, и ритма нет. Всегда идет какая-то пульсация. Это и есть ритм, то есть дух музыкального произведения. Мы живём, пока бьется наше сердце. Пульс, биение присутствуют во всем. И в деревяшке есть свой ритм, И у кассеты есть определённая скорость. Частота. Во всем есть движение. Если что-то неподвижно, значит. Мертво. Только в мертвой материи нет никаких колебаний. Опыты позволили установить Что даже простые удары метронома, отбивающие определенный ритм, способны вызвать замедление пульса и вместе с ним состояние удовольствия или, напротив убыстрение пульса, и , соответственно ощущение усталости и неудовольствия. В.М.Бехтерев высказал мнение о том, что любые изменения ритма вызывают прилив сил и увеличивают работоспособность мышц. Ритмические звуки музыки помогают сосредоточиться на выполнении определенных операций, отвлекают от посторонних раздражителей.
Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создаст фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем. Звуки обладают чрезвычайной силой - силой творческой. Платон пишет: «Музыкальное воспитание более действенное средство, чем все другие, потому что ритм и гармония находят свой путь в глубину души». Гендель, например, провел большую часть своей жизни в Англии. В те времена в. Англии царила очень шаткая нравственность. Оратории Генделя с их музыкой, возбуждающей благоговение, были сильным противоядием и пробуждали, особенно среди народа, благоприятное влияние. Бах имел сильное влияние на образ мышления. Особенно немцев. С того времени, как музыка Баха стала распространяться особенно сильно, в немецком народе значительно повысилось интеллектуальное мышление. Своею музыкальной логикой Бах способствовал усилению заложенной в немце тенденции к философии. Бетховена можно считать величайшим музыкальным психологом. Можно утверждать, что музыка имеет тенденцию раскрывать многие чувства, скрытые в подсознании,- и освобождать от них человека. И ничья музыка не сделала этого в такой степени, как музыка Бетховена, потому что именно он был способен выражать в музыке самые глубоко скрытые чувства и мысли, и таким образом, освобождать от них других людей. Особым свойством музыки Бетховена является ее способность возбуждать в людях сострадание. «Все понять - значит, все простить». Если мы вспомним «Детские сцены» Шумана и его «Рождественские альбомы» для рояля и многие другие вещи, посвященные детям, мы можем понять, что эта музыка направляла внимание взрослых на детей и пробуждала в них недостающее понимание души ребенка. Музыка Вагнера была во всех отношениях революционной, и имела колоссальное влияние на предшествующее поколение. Она способна привести в высокое состояние сознания. Влияние этой музыки сказалось в созданиях движений, имеющих целью единение и братство. Но эта нота, связанная с такими же сильными романтическими и героическими элементами, пробудила в германском народе интенсивное чувство власти и склонность к национализму, разрушительное влияние которого испытали народы. Рихард Штраус близок Вагнеру. В своей музыке он был еще более национальным, чем Вагнер. Но, с другой стороны, своими смелыми ликующими мелодиями, он настолько усилил эмоциональное в человеке, что желание порвать цепи и освободиться от них стало мощным требованием. Дебюсси был первым, кто совершенно отвернулся от музыки людских сфер и обратился к музыке гномов и эльфов, духов воды и воздуха. Он открыл новый мир гармоний. Его диссонансы более тонки и не резки. Вот как музыка оказывает огромное влияние не только на физическое тело, но и на культуру того времени, в котором жил тот или иной композитор. Многие, конечно, замечали, что, посещая жилища разных людей, мы выносим совершенно разные чувства. В один дом хочется зайти еще и еще. Другой оставляет безразличным, о третьем думается: «Ноги моей больше здесь не будет». Дом всегда связан с аурами людей, их чувствами и мыслями. Отсвет этой аурыпередается и пространству, в котором живет человек. И музыка ощущается как вибрация, излучение. И она. Как излучение людей. Может быть и темной, и белой. Музыка дает возможность почувствовать смысл познанного и непознанного мира, необъяснимости великого вселенского бытия, существующего в гармонии, красоте и порядке. Это музыка тонких сфер человека и мира. Она дает душе спокойствие, красоту. Доброту, любовь, ощущение бесконечной свободы и радости. Благотворное воздействие музыки на человека, с давних пориспользовалось умногих народов, в том числе на Востоке. Для борьбы с недугами. Они интуитивноугадывали в ней огромную оздоровительную силу, даже еще не умея объяснить её причину. У одного из племен Восточной Африки было принято, чтобы лекарь приходил к больному с маленьким колокольчиком в руке, в который он время от времени мелодично звонил. Свой разговор с больным он начинал напевным тоном, благотворно действующим на пациента. Врачи в селениях аборигенов Австралии в прошлом веке использовали при лечении людей целую связку всевозможных свирелей. Влитературных источниках древности мы находим немало примеров направленного действия музыки на психическое состояние людей. Плутарх рассказывал, что приступы бешеного гнева у Александра Македонского обычно усмиряли игрой на лире. Могучий Ахилл, по словам Гомера, играя на лире, пытался охладить свой гнев. С древних времен существует мнение, что музыка спасает от неминуемой гибели при укусах ядовитых змей и скорпионов. Спутник Александра Македонского в его походах в Индию - Ниркус рассказывал, что в этой стране, изобилующей ядовитыми змеями, пение считается единственным средством от их укусов. Исследования нашего времени показали, что большая часть пострадавших от укусов змей погибает от испуга, от ужаса перед неотвратимой смертью еще до того, как начинается губительное действие яда на их организм. И оказалось, что музыка здесь выступает не как противоядие. А как средство устранения психической травмы, она помогает пострадавшему подавить чувство ужаса, парализующего иммунную сопротивляемость. Вообще же в музыкальной терапии применяются в основном классическиепроизведения. Как быть в том случае, если человек не понимает их? Ведь только 10% слушательской аудитории в мире - любители классической музыки. Йоги советуют прослушать какое- нибудь произведение несколько раз с интервалом в 2-З дня, но так, чтобы никто не мешал. Расслабить при этом тело, сосредоточиться на мелодии мысленно, как бы попевая ее про себя. Специалисты предлагают: для снятия раздражительности: Бах «Кантата №2», Бетховен «Лунная соната». Против беспокойства и тревоги: Шопен мазурки и прелюдии, Штраус вальсы, Рубинштейн «Мелодия». Для снятия озлобленности: Бах «Итальянский концерт», Гайдн «Симфония». Успокоительные: Бетховен 6-я симфония, часть 3-я, Брамс « Колыбельная», Шуберт «Аве, Мария», Дебюсси «Свет луны». При головной боли: Бетховен «Фиделио», Лист «Венгерская рапсодия №1»,, Хачатурян сюита «Маскарад», Гершвин « Американец в Париже». Против гипертонии: Бах концерт ре минор для скрипки, Шопен «Ноктюрн» ре минор. Ученые востока также использовали музыку, как лекарство. Воздействие музыки на психику человека и послужило созданию направления в психотерапии -музыкотерапия. При различных заболеваниях, скажем, при депрессивных состояниях, больным помогает тихая, медленная музыка. При повышенном страхе, волнении используют в энергичном темпе громкую музыку.
А что же происходит в современной школе? В условиях научно-технического прогресса обучение в современной школе сопровождается все нарастающим объемом информации. Дети младшего школьного возраста расходуют большое количество энергии, связанной с умственной работой, что приводит к утомлению, выражающемуся в вялости, сонливости, плохом аппетите и в отсутствие интереса к учению. Проблема здоровья учащихся сегодня настолько актуальна, что мы должны определиться, что для нас важнее: здоровье вверенных нам детей, или обучение. Любое преобразование учебных программ должно строиться на оздоровительных принципах, где музыка займет одно из видных мест. О предмете «музыка» высшие эшелоны школьной власти знают, как правило, немного. Знают, что в сетке учебного расписания отведен ему один час в неделю. Знают, что дети «там» слушают музыку и поют. При этом вспоминают собственное детство и уроки нения с любимым тогда репертуаром. И, согласно научным исследованиям, работоспособность школьников на следующем за «музыкой» уроке повышается на 30 процентов. Урок музыки является своеобразным сеансом психотерапии, и для общения. Отсюда прилив новых сил. Спорт как занятие, необходим для поддержания физического здоровья. Психическое здоровье детей — не меньшая проблема современной школы, и лучше урока музыки ни один другой предмет с ее решением не справиться. Не раскрывая конкретных секретов своей личной жизни, каждый ребенок через музыку может «высказать», выплеснуть накопившиеся чувства, эмоциональные зажимы, поделиться сокровенными переживаниями. Не менее важно и общение со сверстниками вне школы. Самоутверждение среди сверстников — важнейшая задача подросткового возраста. И здесь школьные занятия музыкой могут сослужить неплохую службу. Стремление к приобретению престижной профессии предполагает попасть в элиту общества, а в элите существуют весьма жесткие нормы поведения. Там, где ценится все подлинное и дорогостоящее — одежда, украшения, живопись, - там звучит классическая музыка. Современные школьники вряд ли знают, что на фуршетах и приемах в крупных компаниях и банках, в закрытых престижных клубах звучат Моцарт, Вивальди, Брамс. И, стремясь к вершинам финансового или политического успеха, они вынуждены будут вести светские беседы о стилистике Гайдна и тонкостях его исполнения. Следовательно, выпускникам школ, претендующих на серьезную экономическую и политическую карьеру, в этих ценностях надо обязательно разбираться. Наиболее часто нуждаются в действии музыки как лечебного средства для уменьшения раздражительности, чувства тревоги, нервного утомления, для подъема тонуса. Какую же музыку следует предложить в этих случаях? Веселую, бравурную, легкую, эстрадную? Конечно, здесь многое зависит от музыкального вкуса и от характера человека. Но во многих случаях помогают произведения Шопена, Шуберта, Бетховена, Прокофьева. И, конечно же, Баха, всеисцеляющего Баха, имя которого называет почти каждый из опрашиваемых лиц. Администрация школы и педагоги не ставят перед собой цель сделать всех детей певцами или музыкантами. Главное — обеспечить их развитие и здоровье. Надо сказать, что болеющих детей в музыкальных классах практически нет. Благодаря пению дыхательная система у этих детей лучше развита и находится в постоянной работе, потому они меньше, чем сверстники, подвержены респираторным заболеваниям. Педагоги английского языка отмечают у них лучшие слуховые, фонетические и интонационные возможности. Они свободно импровизируют. А учителя русского языка и литературы подтверждают большую выразительность чтения, хорошую дикцию. Для проведения психопрофилактических мероприятий в школе целесообразно открыть кабинет психологической разгрузки, который могут посещать как учащиеся, так и сотрудники школы. В ходе проведения сеансов отдыха музыка должна звучать ненавязчиво, тихо, она не должна быть перенасыщена музыкальными эффектами, предпочтительны медленные темпы умиротворяющегося характера. Например, чтобы вывести человека из того или иного эмоционального состояния, ему необходимо сначала дать прослушать мелодии в направлении желательной перемены настроения. достаточно провести 8 —10 сеансов музыкотерапии, чтобы получить наглядное улучшение психического состояния пациента. Коллективный характер музыкальных психотерапевтических занятий подключает к оздоровительному процессу и взаимные целебные воздействия со стороны других участников — их поддержку, сочувствие, сопереживание.
Реализация рекомендаций на практике при поддержке администрации школы 22. Дальнейшие перспективы (предложения Вдовиной Е.): 1. В вестибюле встречать учащихся музыкальной программой, призванной стимулировать функционирование нервно-моторных центров организма. 2. Включать музыку на переменах: а) в начале смены - темповая, громкая музыка; б) музыка, транслируемая на большой перемене, должна учитывать вкусы и просьбы слушателей; в) к концу учебной смены — бодрая, чтобы снять накопившееся утомление. З. Открыть кабинет психологической разгрузки. В ходе проведения сеансов должна звучать тихая, ненавязчивая музыка. 4. Во время самостоятельных контрольных работ на уроках использовать спокойную, негромкую музыку и доказать, действительно ли музыка влияет на психику человека.
Использование музыки на уроках физкультуры.
Как правило, музыкальное сопровождение обогащает урок физической культуры, делает его насыщеннее, интереснее, повышает эмоциональное состояние учащихся. Воздействие музыки многогранно. Во-первых, правильно подобранная музыка содействует эстетическому воспитанию учащихся, формированию положительных эмоций. Во-вторых, она воспитывает ритм движений, музыкальный слух. В-третьих, при использовании музыки повышается плотность урока. В-четвёртых, учащиеся стремятся выполнять упражнения в сочетании с музыкой, а это повышает культуру движений, работоспособность организма.
Воздействие музыкального сопровождения на организм ребёнка можно рассматривать в трёх аспектах.
Первый аспект – физиологический. Взаимосвязь музыки и движений повышает общий жизненный тонус, регулирует деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной систем, формирует произвольность психических функций.
Второй аспект – психический. Музыка, воздействуя на эмоционально-личностную сферу ученика, выполняет коррекцию познавательных, психических, коммуникативных нарушений.
Третий аспект – педагогический. Посредством музыки воспитывается способность эстетически воспринимать действительность и приобретать социальный опыт для творческой, созидательной жизнедеятельности.
Обычно оздоровительной гимнастикой в школе занимаются во внеурочное время. Но можно, даже нужно проводить её (и различные её варианты) и на уроках, в частности с девушками-старшеклассницами. Нужно потому, что девушкам, будущим матерям, природа предопределила быть мягкими, добрыми, нежными, душевно гибкими и здоровыми. Школьные же наши программы до сих пор в основном направлены на развитие силы, ловкости, выносливости будущих защитников Родины. И никто не спросил, к сожалению, девушек-старшеклассниц, устраивает ли их такая односторонность. Опыт работы в нашей школе показывает, что наряду с лыжными гонками, кроссовой подготовкой, метанием, спортивными играми девушкам необходимо предложить занятия, например – йогой.
Во время таких занятий необходимо совершенно отвлечься от всех посторонних влияний, чтобы быть всецело сконцентрированным на йоге. Одним из нововведений в процессе занятий является использование фоновой музыки. Приверженцы ортодоксального подхода к йоге могут отрицательно относится к такой практике, но при этом они будут недооценивать эффективность музыкального сопровождения, создающего благотворную атмосферу для занятий. Правильный выбор музыкального сопровождения занятий йогой очень важен. Представленная на открытом уроке музыка отвечает всем необходимым критериям и. конечно же, более эффективна по сравнению с обычной лёгкой музыкой. Если путём йоги стремиться достичь состояния спокойствия и гармонии, данная музыка будет очень способствовать этому. Представленные на уроке музыкальные композиции вызывают такие виды вибраций, которые совпадают с вибрациями, возникающими в процессе занятий йогой.
Музыка, калечащая здоровье. Музыка может выступать и в других, причем взаимно противоположных ролях — как целебное средство и как фактор, угнетающий человека. Пожалуй, именно так — криминальной музыкой — надо было бы назвать репертуар ряда музыкальных групп, если судить о нем по одной из публикаций. Речь шла о том, что меньше чем за две недели в рок — группах были совершены три самоубийства. Тайна этих самоубийств, по мнению психолога Д. Азарова, была скрыта в музыке, которую играли в этих группах. Проанализировав сочинения, исполнявшиеся в группах, Азаров пришел к выводу, что существует некое подобие «звукового яда», способного доводить человека до сумасшествия и само убийства. Западные медики ввели в свой лексикон новый диагноз — «музыкальный наркоман». Швейцарские врачи доказали, что после рок — концерта побывавшие на нем слушатели реагируют на раздражители в 3-5 раз хуже, чем обычно. Профессор Раух утверждает, что прослушивание рок — музыки вызывает выделение так называемых стресс - гормонов, которые стирают значительную часть хранившейся в мозгу информации. Американские врачи утверждают: повторяющийся ритм, и низкочастотные колебания басгитары сильно влияют на состояние спинномозговой жидкости и как следствие, на функционирование желез, регулирующих секреты гормонов; существенно изменяется уровень инсулина в крови; основные показатели контроля нравственного торможения опускаются ниже порога терпимости или целиком нейтрализуются. Едва ли не «общим местом» в исследованиях такого рода считается разрушительное воздействие на человеческий организм сверх громких звуков... От рок-музыки глупеют мыши. Это доказал опыт, проведенный в США. Взяли три группы мышей и запустили их в лабиринт, из которого мышка должна была найти выход. Одна группа мышей жила в тишине, они находили выход в среднем за 10 минут, а потренировавшись — за б минут. Вторая группа несколько дней слушала Моцарта, эти мыши справлялись с задачей за одну минуту. Третья группа слушала рок — музыку, и после этого на поиск выхода у них уходило полчаса, а некоторые не могли разобраться в лабиринте за час. Кроме того, после сеанса рок-музыки мыши начинали драться между собой как толпа фанатов после концерта. Вот и вошла в нашу жизнь музыка, калечащая как здоровье, так и музыкальные вкусы людей. Особенно преуспевает в этом рок-и поп-музыка. Музыкальный шум — это не радужный признак культуры, а печальное последствие нашего терпимого отношения к проявлениям бескультурья — выставленным на подоконники мощным магнитофонам или динамикам, это, в сущности, и бесконтрольная «эстетическая» пропаганда». Громоподобная техномузыка легче всего находит себе почитателей среди юных.Некоторые диск -жокеи осуществляют совершенно недопустимые приемы варьирования частотными и уровневыми характеристиками звуковоспроизводящих устройств, делающими из музыки своеобразный наркотик. Немудрено, что у любителей подобной музыки нередко наблюдаются нервные расстройства.