kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дзюдо и его влияние на развитие нравственно-волевых качеств обучающегося

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дзюдо – это больше, чем состязание на мате. Морально-этические основы дзюдо заимствованы из японской традиции. Данный вид спорта развивает ребенка не только физически, но и закаляет характер, побуждает стремиться к совершенству, саморазвитию. Направлять свои действия на благо людей и способствовать улучшению мира в целом – высшее назначение дзюдо.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дзюдо и его влияние на развитие нравственно-волевых качеств обучающегося»

Дзюдо и его влияние на развитие нравственно-волевых качеств обучающегося





Можно с уверенностью утверждать,



Что основная цель практики дзюдо –



Совершенствование характера.



Сейхиро Окадзаки





Развитие нравственно-волевых качеств - нелегкая педагогическая задача. На занятиях дзюдо она осуществляется на всех этапах тренировочного процесса.



Дзюдо – это больше, чем состязание на мате. Морально-этические основы дзюдо заимствованы из японской традиции. Данный вид спорта развивает ребенка не только физически, но и закаляет характер, побуждает стремиться к совершенству, саморазвитию. Направлять свои действия на благо людей и способствовать улучшению мира в целом – высшее назначение дзюдо.



Тренируясь, ребенок учится дисциплине, достижению целей, преданности своему делу, осмотрительности, смелости. Все это можно коротко назвать: дзика-но кансэй – «стремление к совершенству».



На занятиях ребенок учится находить лучший способ действия из возможных вариантов. Уже на ранних этапах тренировок юные спортсмены быстро понимают, что гнев и волнение - трата энергии, что положительное состояние духа приносит максимальную эффективность. Они учатся действовать точно, решительно. Дзюдо не командный вид спорта, переложить ответственность на других не получится. Практика помогает ребенку понять, что успех зависит исключительно от него самого, его целеустремленности. Как писал Дзигоро Кано – создатель дзюдо, основатель школы Кодокан: «Какова попытка, таков и успех». Постигая основы борьбы, ребята учатся самодисциплине, понимают, что препятствия преодолимы, что со страхом можно справиться. Дзюдо способствует и росту самооценки. По мере достижения целей, к спортсменам приходит понимание, что важен не только конечный результат, но и опыт, который был получен на пути к его достижению.



Дзигоро Кано считал, что личное совершенство зависит от окружающих. Поэтому был разработан принцип дзита кёэй – принцип «взаимная польза и выгода». Одна из форм занятий – рандори («свободная практика»). Спортсмены объединяются парами и соревнуются друг с другом, как на реальных соревнованиях. Во время занятий ребята учатся доверять партнеру, уважать его, стараться не травмировать. Работая в паре, спортсмены становятся единым целым, совершенствуются вместе, влияя друг на друга. Неизвестно, какую технику противник применит в следующий момент, поэтому данная практика учит быть бдительным, внимательным, наблюдательным, развиваются рассудительность, воображение.



Занятия дзюдо учат детей положительному взаимодействию с окружающими и проявлению социальной ответственности. Тренируя приемы дзюдо, ребенок оттачивает навык бесконфликтного общения. На тренировках дети учатся не использовать грубую силу, принуждение, а подбирать способы пересилить противника посредством подходящей техники. Этот навык поможет ребенку понять, что принуждение менее эффективно, чем словесное убеждение.



Один из основных принципов дзюдо выявляет главную сущность этого вида спорта: «Следуй по простому пути: не становись самодовольным от победы и не ломайся при поражении; не ослабляй внимания, когда вокруг спокойно и не пугайся опасности». Понимание данного принципа позволит юным дзюдоистам независимо от внешних обстоятельств быть готовым к новым испытаниям в жизни, научит добиваться целей, используя доступные средства в данный момент.



Президент РФ В.В. Путин в одном из интервью сказал: «Дзюдо воспитывает в человеке силу воли, уважительное отношение к окружающим, выдержку, умение держать удар и с достоинством выходить из сложных ситуаций. Президент Монголии занимается и дзюдо, и самбо, он – всемирно признанный мастер единоборств. Общие интересы и схожий образ мыслей помогли нам очень быстро наладить взаимопонимание, или, как говорят, настроиться на одну волну». Таким образом, мы видим, что дзюдо – это духовная и физическая дисциплина, навыки которой ребята смогут применить не только в повседневной, но и в будущей профессиональной жизни.



Занятия дзюдо учат самоконтролю и дисциплине, взаимопониманию и состраданию, ответственности, достижению целей и взаимовыручке, развивают коммуникативные навыки и умение владеть собой в стрессовых ситуациях.



Искусство дзюдо помогает юным спортсменам не только развить тело коллективно и индивидуально, научиться навыкам защиты и атаки, но и достичь высокого внутреннего духовного развития.



Список литературы:



  1. Дзигоро Кано. Кодокан дзюдо. – Ростов-на Дону: Издательство «Феникс», 2000. – 448 с.



  1. Дзюдо: Методические рекомендации по физической культуре для до- школьников (с начальными формами упражнений дзюдо) / Авт.-сост. С.В. Ерегина [и др.]. – М.: Советский спорт, 2006. – 368 с.





  1. Ерегина С. В., Тарасенко К. Н. Комплексная оценка физической подготовленности дзюдоистов // Детский тренер, 2007, № 2.



  1. Зуб И.В. Нравственно-волевое воспитание младших школьников в процессе начальных занятий дзюдо: Дис. Канд. Пед. Наук. — СПб., 2005.





  1. Путин В.В., Левицкий А.Г., Ротенберг А.Р., Черных Д.А. Искусство Дзюдо. От игры — к мастерству. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2015. – 328 с.



  1. Оленкамп Н. Черный пояс. Навыки и техники дзюдо. – М.: Издательство ФАИР, 2007. – 160 с.





  1. Научная электронная библиотека открытого доступа «КиберЛенинка» (https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-nravstvenno-volevyh-kachestv-yunyh-sportsmenov-kak-uslovie-formirovaniya-kultury-zdorovya дата обращения 11.06.2022)










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Дзюдо и его влияние на развитие нравственно-волевых качеств обучающегося

Автор: Сидоров Анатолий Сергеевич

Дата: 23.11.2024

Номер свидетельства: 660082


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства