kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Духовно-нравственное воспитание средствами физической культуры

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление-доклад о роли физической культуры в воспитании духовности инравственности у детей дошкольного возраста.

Просмотр содержимого документа
«Духовно-нравственное воспитание средствами физической культуры»

Духовно-нравственное воспитание средствами

физической культуры

Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям, ведь то, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью

Одним из эффективных средств решения задачдуховно-нравственноговоспитания являются занятия физкультурой.Об этом писал еще П. Ф. Лесгафт, который рассматривал двигательную деятельность как фактор развития человека.

Регулярные занятия физической культурой позволяют нашим детям не только овладеть двигательными навыками и развить физические качества, но и помогают заложить основы здорового образа жизни, закалить характер.Они содействуют обогащению нравственного опыта детей, формируют их нравственное поведение,развивают внутренний мир ребенка.

При проведении занятия физической культурой учитываются цели и задачи, поставленные в начале учебного года, при этом приоритетными являются задачи оздоровления детей, воспитания духовно-нравственной личности.

На физкультурных занятиях большое внимание уделяется народным подвижным играм, ведь они несут в себе большой нравственный потенциал. Радость движения во время игры сочетается с духовным обогащением, у детей формируется устойчивое, уважительное отношение к культуре своего народа, создается эмоционально положительная основа для развития гражданско-патриотических чувств, для формирования отношений со сверстниками и взрослыми. Игры проводятся на каждом занятии. Причем не только русские народные игры, но и игры других народов России.

Разучив игры на физкультурных занятиях, мы используем их на праздниках и развлечениях, а в повседневной жизни – на прогулках. В ДОУ создана большая картотека народных подвижных игр с учетом возрастных особенностей детей. Интерес к народным играм поддерживаем с помощью совместной деятельности детей и родителей. Например, просим детей узнать, какими были любимые игры бабушек, дедушек, мам и пап, разучить их, научить других. Третье занятие физической культурой и зимой, и летом проходит в нашем ДОУ на улице. На нем мы проводим своеобразные игровые практикумы, на которые к детям приходят различные персонажи – Скоморох, Матрешка, былинные герои и т.д.Таким образом, мы стараемся поддерживать интерес к истокам национальной культуры, воссоздаем игровое пространство детства.

Наибольший воспитательный эффект оказывают спортивные праздники и развлечения.

Традицией в нашем ДОУ стали следующие спортивные мероприятия:

  • «Весёлые старты»

  • Смотр песни и строя

  • «Солдатская каша»

  • «Остров сокровищ»

  • «Аты-баты шли солдаты»

  • «В гости к солнышку»,

  • «Малые Олимпийские игры»

  • «Зарничка»

  • «Морской бой» и др.

Мы понимаем, что подобные мероприятия проходят во многих детских садах, но в каждом ДОУ они имеют свои индивидуальные особенности.

В нашем ДОУ в каждом мероприятии активное участие принимают родители. Они помогают не только в изготовлении атрибутов, но и в непосредственно в организации и проведении развлечений, совместно с педагогами разрабатывают сценарии, выступают в роли героев.

Формирование духовно-нравственных чувств воспитанников осуществляем через проектную деятельность. Одним из таких проектов стал общесадовский проект «Олимпиада для всех».

Цель данного проекта: развивать у детей интерес к занятиям физической культурой и спортом, умения и навыки сотрудничества через нравственный и эстетический опыт олимпизма; ознакомление детей со спортивными достижениями страны, высокими личными достижениями людей, ставших славой России, а так же потребности в новых знаниях о способах сохранения и укрепления здоровья.

Результаты проекта: у детей сформировались знания об истории олимпийского движения, чемпионах нашей страны и города;они усвоили правила безопасности жизнедеятельности, личной гигиены и правил питания; пополнился словарный запас детей спортивной терминологией;у родителей повысился интерес к занятиям физкультурой и спортом совместно с детьми.

Большую активность и эмоциональный отклик получили у родителей совместные спортивные праздники «Мама, папа, я – спортивная семья», «Воскресный спортивный день», «Мой папа самый лучший», «А ну-ка, мамы».

Данный проект был представлен на конкурс «Золотая медаль» выставки УчСиб – 2014 в номинации «Культурно-развивающее пространство как условие обеспечения качества дошкольного образования» и был награжден Малой Золотой медалью.

Традиция проведения «Малых Олимпийских игр» в зимнее и летнее время в ДОУ осталась. Ежегодно, дети с удовольствием помогают в организации праздника; участвуют и привлекают родителей в проведении мини-проекта «Неделя здоровья», где один день отводится Олимпийской тематике.


Отдельным направлением духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в нашем ДОУ является военно-патриотическое воспитание. Одним из полюбившихся детям и педагогам мероприятий военной тематики стала игра «Зарничка». Игру проводим между старшими и подготовительными группами в зимнее и летнее время года (в феврале и июне), с целью приобщения подрастающего поколения к патриотическим ценностям, формирования детских представлений о военной службе. В ходе игры совершенствуются физические качества: бег, ловкость, глазомер; развиваются выносливость и смекалка, воспитываются организованность, дух соперничества, чувства коллективизма и взаимовыручки.

Перед проведением игры проводится обязательная предварительная работа.

  • Беседы на военную тематику, знакомство с художественными произведениями.

  • Знакомство детей с картами и условными обозначениями.

  • Создание штаба по подготовке и проведению военно-спортивной игры с определением функций каждого члена штаба.

  • Подготовка этапов, соответствующее их обозначение и подбор оборудования для каждого этапа.

  • Организация пункта питания (питьевой режим).

  • Формирование отрядов из детей старших и подготовительных групп, с назначением командиров, знаменосцев, связистов.

  • Проведение выставки работ  по изо деятельности на военную тему.

В зимнее время, если позволяет погода, «Зарничка» проходит на улице. Это входит в мини-проект «Неделя здоровья», как итоговое мероприятие приуроченное к 23 февраля. Большую помощь в проведении игры оказывают родители: строят крепости, снежные лабиринты, полосы препятствий. Если погода не позволяет, мероприятие переносится в спортивный и музыкальный зал. В летнее время игра проходит на площадках детского сада.

Игра проходит в форме квеста. От главнокомандующего команды получают определенные задания (найти секретные документы, письмо из штаба, карту и т.д. каждый год разные). Чтобы справиться с заданием, нужно пройти определенные этапы, при выполнении которых можно пройти на следующий этап соревнований. Используем такие эстафеты как: «разминируй поле», «доставь донесение», «перенеси снаряд через болото», «помоги раненому», «пройди через линию фронта», «подбей танк», «снайперы», «преодолей препятствие» и др. В конце игры подводятся итоги, награждается каждая команда по номинациям: «За смелость», «За находчивость», «За сплоченность», «За волю к победе» и т.д.

Дети с радостью ждут эти соревнования, совместно с педагогами и родителями готовятся, изготавливают атрибуты, эмблемы, разучивают речевки.

Таким образом, духовно-нравственное воспитание средствами физической культуры – важное условие всестороннего воспитания личности ребенка.


Литература:

Аверин В.А. Психология детей и подростков. – СПб., 1994.

Алексий II, бывший Патриарх Московский и Всея Руси. О духовном образовании и духовном воспитании. \\ Православное слово. №1 М.,2005 г.

Белова С. В. Диалогическое управление школой как гуманитарной системой. Волгоград, Перемена, 2004.

Белова С. В. Педагогика диалога. М., Academia, 2006.

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.

Борытко Н. М. Онтологический подход в воспитании. Сб. Духовно-нравственное воспитание: от методологии педагогической деятельности. Волгоград 2005.

Венгер Л.А. Восприятие и обучение. (Дошкольный возраст). - М., 1969.

Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М., 1956.

Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М., 1960.

Гаврилова Т.П. О воспитание нравственных чувств. – М., 1984.

Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика ФВ детей дошкольного возраста: учебник – М.: Просвещение, 1985

Котырло В.К. Развитие волевого поведения у дошкольников. – Киев, 1971.

Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. М.: «Просвещение» 1986

Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Фурмина Л.С. Игры и развлечения детей на воздухе. М.: «Просвещение». 1981

Петракова И.. Духовные основы нравственного воспитания. М.. 1997. Сериков В. В. Общая педагогика. Волгоград. Перемена. 2004


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Духовно-нравственное воспитание средствами физической культуры

Автор: Назаренко Марина Александровна

Дата: 29.11.2018

Номер свидетельства: 488161

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства