Просмотр содержимого документа
«Духовно-нравственное воспитание средствами физической культуры»
Духовно-нравственное воспитание средствами
физической культуры
Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям, ведь то, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью
Одним из эффективных средств решения задачдуховно-нравственноговоспитания являются занятия физкультурой.Об этом писал еще П. Ф. Лесгафт, который рассматривал двигательную деятельность как фактор развития человека.
Регулярные занятия физической культурой позволяют нашим детям не только овладеть двигательными навыками и развить физические качества, но и помогают заложить основы здорового образа жизни, закалить характер.Они содействуют обогащению нравственного опыта детей, формируют их нравственное поведение,развивают внутренний мир ребенка.
При проведении занятия физической культурой учитываются цели и задачи, поставленные в начале учебного года, при этом приоритетными являются задачи оздоровления детей, воспитания духовно-нравственной личности.
На физкультурных занятиях большое внимание уделяется народным подвижным играм, ведь они несут в себе большой нравственный потенциал. Радость движения во время игры сочетается с духовным обогащением, у детей формируется устойчивое, уважительное отношение к культуре своего народа, создается эмоционально положительная основа для развития гражданско-патриотических чувств, для формирования отношений со сверстниками и взрослыми. Игры проводятся на каждом занятии. Причем не только русские народные игры, но и игры других народов России.
Разучив игры на физкультурных занятиях, мы используем их на праздниках и развлечениях, а в повседневной жизни – на прогулках. В ДОУ создана большая картотека народных подвижных игр с учетом возрастных особенностей детей. Интерес к народным играм поддерживаем с помощью совместной деятельности детей и родителей. Например, просим детей узнать, какими были любимые игры бабушек, дедушек, мам и пап, разучить их, научить других. Третье занятие физической культурой и зимой, и летом проходит в нашем ДОУ на улице. На нем мы проводим своеобразные игровые практикумы, на которые к детям приходят различные персонажи – Скоморох, Матрешка, былинные герои и т.д.Таким образом, мы стараемся поддерживать интерес к истокам национальной культуры, воссоздаем игровое пространство детства.
Наибольший воспитательный эффект оказывают спортивные праздники и развлечения.
Традицией в нашем ДОУ стали следующие спортивные мероприятия:
«Весёлые старты»
Смотр песни и строя
«Солдатская каша»
«Остров сокровищ»
«Аты-баты шли солдаты»
«В гости к солнышку»,
«Малые Олимпийские игры»
«Зарничка»
«Морской бой» и др.
Мы понимаем, что подобные мероприятия проходят во многих детских садах, но в каждом ДОУ они имеют свои индивидуальные особенности.
В нашем ДОУ в каждом мероприятии активное участие принимают родители. Они помогают не только в изготовлении атрибутов, но и в непосредственно в организации и проведении развлечений, совместно с педагогами разрабатывают сценарии, выступают в роли героев.
Формирование духовно-нравственных чувств воспитанников осуществляем через проектную деятельность. Одним из таких проектов стал общесадовский проект «Олимпиада для всех».
Цель данного проекта: развивать у детей интерес к занятиям физической культурой и спортом, умения и навыки сотрудничества через нравственный и эстетический опыт олимпизма; ознакомление детей со спортивными достижениями страны, высокими личными достижениями людей, ставших славой России, а так же потребности в новых знаниях о способах сохранения и укрепления здоровья.
Результаты проекта: у детей сформировались знания об истории олимпийского движения, чемпионах нашей страны и города;они усвоили правила безопасности жизнедеятельности, личной гигиены и правил питания; пополнился словарный запас детей спортивной терминологией;у родителей повысился интерес к занятиям физкультурой и спортом совместно с детьми.
Большую активность и эмоциональный отклик получили у родителей совместные спортивные праздники «Мама, папа, я – спортивная семья», «Воскресный спортивный день», «Мой папа самый лучший», «А ну-ка, мамы».
Данный проект был представлен на конкурс «Золотая медаль» выставки УчСиб – 2014 в номинации «Культурно-развивающее пространство как условие обеспечения качества дошкольного образования» и был награжден Малой Золотой медалью.
Традиция проведения «Малых Олимпийских игр» в зимнее и летнее время в ДОУ осталась. Ежегодно, дети с удовольствием помогают в организации праздника; участвуют и привлекают родителей в проведении мини-проекта «Неделя здоровья», где один день отводится Олимпийской тематике.
Отдельным направлением духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в нашем ДОУ является военно-патриотическое воспитание. Одним из полюбившихся детям и педагогам мероприятий военной тематики стала игра «Зарничка». Игру проводим между старшими и подготовительными группами в зимнее и летнее время года (в феврале и июне), с целью приобщения подрастающего поколения к патриотическим ценностям, формирования детских представлений о военной службе. В ходе игры совершенствуются физические качества: бег, ловкость, глазомер; развиваются выносливость и смекалка, воспитываются организованность, дух соперничества, чувства коллективизма и взаимовыручки.
Перед проведением игры проводится обязательная предварительная работа.
Беседы на военную тематику, знакомство с художественными произведениями.
Знакомство детей с картами и условными обозначениями.
Создание штаба по подготовке и проведению военно-спортивной игры с определением функций каждого члена штаба.
Подготовка этапов, соответствующее их обозначение и подбор оборудования для каждого этапа.
Организация пункта питания (питьевой режим).
Формирование отрядов из детей старших и подготовительных групп, с назначением командиров, знаменосцев, связистов.
Проведение выставки работ по изо деятельности на военную тему.
В зимнее время, если позволяет погода, «Зарничка» проходит на улице. Это входит в мини-проект «Неделя здоровья», как итоговое мероприятие приуроченное к 23 февраля. Большую помощь в проведении игры оказывают родители: строят крепости, снежные лабиринты, полосы препятствий. Если погода не позволяет, мероприятие переносится в спортивный и музыкальный зал. В летнее время игра проходит на площадках детского сада.
Игра проходит в форме квеста. От главнокомандующего команды получают определенные задания (найти секретные документы, письмо из штаба, карту и т.д. каждый год разные). Чтобы справиться с заданием, нужно пройти определенные этапы, при выполнении которых можно пройти на следующий этап соревнований. Используем такие эстафеты как: «разминируй поле», «доставь донесение», «перенеси снаряд через болото», «помоги раненому», «пройди через линию фронта», «подбей танк», «снайперы», «преодолей препятствие» и др. В конце игры подводятся итоги, награждается каждая команда по номинациям: «За смелость», «За находчивость», «За сплоченность», «За волю к победе» и т.д.
Дети с радостью ждут эти соревнования, совместно с педагогами и родителями готовятся, изготавливают атрибуты, эмблемы, разучивают речевки.
Таким образом, духовно-нравственное воспитание средствами физической культуры – важное условие всестороннего воспитания личности ребенка.
Литература:
Аверин В.А. Психология детей и подростков. – СПб., 1994.
Алексий II, бывший Патриарх Московский и Всея Руси. О духовном образовании и духовном воспитании. \\ Православное слово. №1 М.,2005 г.
Белова С. В. Диалогическое управление школой как гуманитарной системой. Волгоград, Перемена, 2004.
Белова С. В. Педагогика диалога. М., Academia, 2006.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.
Борытко Н. М. Онтологический подход в воспитании. Сб. Духовно-нравственное воспитание: от методологии педагогической деятельности. Волгоград 2005.
Венгер Л.А. Восприятие и обучение. (Дошкольный возраст). - М., 1969.
Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М., 1956.
Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М., 1960.
Гаврилова Т.П. О воспитание нравственных чувств. – М., 1984.
Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика ФВ детей дошкольного возраста: учебник – М.: Просвещение, 1985
Котырло В.К. Развитие волевого поведения у дошкольников. – Киев, 1971.
Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. М.: «Просвещение» 1986
Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Фурмина Л.С. Игры и развлечения детей на воздухе. М.: «Просвещение». 1981
Петракова И.. Духовные основы нравственного воспитания. М.. 1997. Сериков В. В. Общая педагогика. Волгоград. Перемена. 2004